Исследовательский проект по изобразительному искусству
В исследовательской части проекта рассмотрена краткая характеристика истории возникновения и основных направлений абстрактного искусства.
В практической части даны результаты опроса сверстников и описание создания презентации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
Исследовательский проект
по теме:
«Абстрактная живопись
и её влияние на современное общество»
Работа ученицы 9 «Г» класса
Воловик Елены Анатольевны
Руководитель проекта:
Шевчук Юлия Юрьевна
учитель изобразительного
искусства и технологии
Работа допущена к защите“ “ ___________ 2024г.
Подпись руководителя проекта ____________/ Шевчук Ю.Ю.
г.Хабаровск
2024 г.
Паспорт проекта:
Название проекта: «Абстрактная живопись и её влияние на современное общество»
Руководитель проекта: Шевчук Юлия Юрьевна
Автор проекта: Воловик Елена Анатольевна
Учебная дисциплина: изобразительное искусство
Тип проекта: индивидуальный, исследовательский
Цель работы: выяснить влияние абстрактной живописи на искусство в целом, а так же на современное общество.
Задачи работы:
1). Узнать историю возникновения абстракционизма.
2).Изучить основные направления абстракционизма.
3). Познакомиться с яркими представителями абстракционизма.
4). Исследовать сферы влияния абстрактной живописи.
5). Выполнить презентацию по теме проекта.
Вопрос проекта: Почему "умер" абстракционизм?
Краткое содержание проекта: введение включает в себя ряд следующих положений: актуальность, проблему, проблемный вопрос, цель и задачи, объект исследования, предмет и методы исследования.
В исследовательской части проекта рассмотрена краткая характеристика истории возникновения и основных направлений абстрактного искусства.
В практической части даны результаты опроса сверстников и описание создания презентации.
Результат проекта (продукт): презентация с результатами исследования
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение……………………………………………………………… 3
Часть1 Исследование …………………………………………...….. 5
Часть 2 Практикум …………………………………………......... 10
2.1. Опрос……………………………………………………......... 10
2.2. Анализ ответов………………………………………….......... 10
2.3. Создание продукта ……………………………………..…… .11
Заключение ………………………………………………….…… 12
Список литературы и электронных ресурсов….………………… 14
Приложение ………………………..……………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Абстрактное искусство у людей всегда вызывало противоречивое чувство. Существуют разные мнения по поводу абстрактного искусства. Но все согласны с тем, что это искусство символично. В произведениях абстракционистов заложены идеи зашифрованные знаками-символами.
Мне захотелось больше узнать о других видах искусства, в которых присутствуют данное направление и поделиться этими знаниями с другими. Так же меня заинтересовало почему многие люди не интересуются абстрактным искусством и живописью.
Актуальность проекта я вижу в том, что бы раскрыть важность искусства абстракционизма и его влияние на современное общество.
Однажды, увидев произведения абстрактной живописи, меня привлекла их не-обычность.
Гипотеза: возможно, что абстракционизм "умер" и в наши дни это искусство не актуально.
Проблемный вопрос: почему "умер" абстракционизм?
Цель моего исследования: выяснить, влияние абстрактной живописи на искусство в целом, а так же на современное общество.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:
1). Узнать историю возникновения абстракционизма.
2). Изучить основные направления абстракционизма.
3). Познакомиться с яркими представителями абстракционизма.
4). Исследовать сферы влияния абстрактной живописи.
5). Выполнить презентацию по теме проекта.
Объектом моего исследования является абстрактное искусство.
Предмет исследования: влияние абстрактной живописи на искусство и общество.
Методы исследования: сбор, изучение информации, опрос , анкетирование, обработка данных, практическая работа, анализ, обобщение.
Сроки выполнения проекта – сентябрь 2022 - февраль 2024 года
Этапы работы:
• Выбор темы – октябрь 2022
• Сбор и изучение информации – октябрь-декабрь 2022
• Проведение анкетирования, анализ результатов– декабрь 2022
• Поиск дополнительной информации в журналах, изучение статей – февраль-апрель 2023
• Создание проектного продукта – сентябрь - декабрь 2023
• Доработка проекта – январь - март 2024
Краткое описание структуры работы:
работа выполнена на __15 страницах, включает в себя следующие разделы
введение, часть 1 исследование, часть 2 практикум, заключение, список литературы, приложение.
Использовано __22 источников, имеет __1 приложение
Часть 1 ИССЛЕДОВАНИЕ
Абстракционизм— стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение. Абстракционизм ― это направление в живописи, последователи которого отказываются от подражания реальности. Термин «абстракционизм» произошел от латинского слова abstractio, что в переводе означает «удаление, отвлечение».
Вместо явлений окружающей̆ действительности объектами для изображений становятся формы, линии и цвета, а в основе выразительности композиций лежат отношения между этими элементами.
Сложно точно определить, когда возникло абстрактное искусство. Большинство экспертов считают, что оно появилось в 1910 году, когда Василий Кандинский «создал первые абстрактные рисунки в качестве иллюстраций к своему теоретическому труду «О духовном в искусстве».
Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.
Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.
Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как: геометрический. В работах художников, исполненных в этом стиле, преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины; цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей; минималистичный. Суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий; экспрессивный. Художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.
Первопроходцами абстракционизма называют Казимира Малевича, нидерландского художника Пита Мондриана, чеха Франтишека Купку, француза Робера Делоне. Часть искусствоведов полагает, что истоки абстрактного искусства можно найти в XIX веке — в произведениях американского художника Джеймса Уистлера и даже французского живописца Клода Моне. По их мнению, эти мастера уделяли больше внимания визуальным ощущениям, чем изображению объекта.
С начала XX века абстрактное искусство привлекло многих художников, его расцвет пришелся на 1950–70-е годы. Самыми известными стали представители школы абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Ли Краснер, Марк Ротко, Франц Клайн, Аршил Горки.
Самые известные представители абстракционизма:
Василий Кандинский;
Казимир Малевич;
Пит Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan);
Михаил Ларионов;
Наталья Гончарова;
Барнетт Ньюманн (Barnett Newman);
Франтишек Купка (František Kupka);
Александр Архипенко;
Робер Делоне (Robert Delaunay);
Павел Филонов.
Робер Делоне
Робер Делоне (Robert Delaunay; родился 12 апреля 1885 г. — умер 25 октября 1941 г.) — выдающийся французский художник начала XX века. Картины Робера Делоне отличаются особым взглядом на суть живописного творчества.
К 1910 году Делоне сделал собственный вклад в кубизм в виде двух серий картин, изображающих соборы и Эйфелеву башню, которые соединили в себе кубические формы, динамику движения и яркие цвета.
Этот новый способ использования цветовой гармонии помог отделить данный стиль от ортодоксального кубизма, получив название орфизм, и сразу же повлиял на европейских художников. В этом же стиле продолжила писать картины жена Делоне, художница Соня Терк-Делоне.
«Эйфелева башня» (1911)
Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне — знаменитому символу Франции. Это одна из самых внушительных из серии одиннадцати картин, посвященных Эйфелевой башне между 1909 и 1911 гг.
Вэнс Киркланд
Вэнс Холл Киркланд (3 ноября 1904 - 24 мая 1981) был художником и педагогом в Денвере, штат Колорадо. Его картины с 1926 по 1981 год варьируются от реалистических и импрессионистских акварелей до сюрреалистических миров мертвого дерева, абстрактных экспрессионистских смесей масляной краски и воды до богато текстурированных точечных картин маслом. Комментируя работы Киркланда с 1954 по 1981 год, директор Музея современного искусства в Вене Лоран Хеджи заявил: «... в своих более поздних работах он разработал визионерское искусство, которое мистически сопереживало всей вселенной, давало космическую универсальность. визуальная форма во взрывоопасных образах и использование панно для передачи постоянно меняющегося состояния Вселенной ».После его смерти на его имя был основан Музей изящного и декоративного искусства Киркланда .
Абстрактный экспрессионизм (1950–1964). В течение четвертого периода живописи Киркланд изобрел абстрактную экспрессионистскую технику смешивания масляной краски и воды вместе, создавая поверхности для рисования, отличные от других художников. Ричард Бреттел, директор Далласского художественного музея, так прокомментировал эти картины: «Они были написаны в 50-х и начале 60-х годов и являются частью основного вклада Вэнса Киркланда в историю абстрактного экспрессионизма в Америке ... он. использовал поверхность картины как своего рода поле битвы между маслом и водой, этими двумя противостоящими друг другу медийными жидкостями, и создавал эти невероятные симфонии цвета и битвы средств массовой информации, которые во многих отношениях интересно сопоставимы с тем, что происходило в Нью-Йорке и выглядело намного более мощным визуально ».
Джейсон Андерсон
Британский художник Джейсон Андерсон (Jason Anderson) начинал карьеру, реставрируя витражи величественных соборов по всей Великобритании. Эти знаменитые старинные соборы могут похвастаться одними из самых сложных и красивых витражей в мире, - неудивительно, что они послужили вдохновением для многих его работ. В этой коллекции Андерсон использует пастозную технику - наложение красок густым слоем с помощью мастихина (шпателя).
В своих работах Андерсон изображает простые пейзажи родной Великобритании - закат, реки, набережную, солнце, здания, - о чем не догадаешься с первого взгляда на его картины. Сначала он делает набросок карандашом, затем добавляет красок, и распределяет их мастихином.
Почему «умер» абстракционизм? Абстракционизм посчитали умершим, потому что им стали меньше интересоваться и изучать. Можно сказать, что абстракционизм и в правду умер, почти никто в наше время не интересуется и не знает что такое абстракционизм. Подростки в наше время увлекаются более новыми и популярными искусствами. Абстракционизмом стали меньше интересоваться. Из этого можно и посчитать, что абстракционизм умер из за его непопулярности.
Значение и влияние абстрактной живописи
Абстрактная живопись предоставляет исполнителям и зрителям возможность уйти от реалий окружающего мира и окунуться в мир фантазии и воображения. Она позволяет создать атмосферу загадки и таинственности, вызывающую у зрителя широкий спектр эмоций и размышлений. В течение многих лет абстрактная живопись служит источником вдохновения для других видов искусства, включая литературу, музыку и танец.
«Абстракция помогает нам увидеть то, чего не может увидеть обычный глаз. Она позволяет открыть для себя новые миры и узнать о себе что-то глубже.»
Эта цитата художника Абстракциониста отражает основной смысл и значимость абстрактной живописи для искусства и человеческого развития в целом. Она внушает понимание, что абстракция – это не только форма творчества, но и способ самовыражения, позволяющий открыть новые горизонты и понять себя с глубины.
Значение и влияние абстрактной живописи на развитие искусства
Абстрактная живопись имеет огромное значение и влияние на развитие искусства. Она позволяет художникам выразить свои эмоции и идеи без ограничений реальности. В отличие от реалистической живописи, абстрактная живопись не стремится воспроизвести физический мир, а создает собственную реальность, полную смысла и эмоций.
Абстрактная живопись позволяет художникам экспериментировать с формой, цветом, текстурой и композицией. Они могут исследовать новые техники и материалы, создавать необычные и оригинальные работы. Такие эксперименты способствуют развитию искусства и его постоянному прогрессу.
Абстрактная живопись также влияет на восприятие зрителя и его способность видеть и интерпретировать искусство. Вместо того, чтобы просто узнавать изображенные объекты или сцены, зрители могут свободно интерпретировать абстрактные работы, проецируя на них свои собственные эмоции и воспоминания.
Это позволяет каждому зрителю создать уникальный смысл искусства в соответствии с их собственным опытом и представлениями.
Все это делает абстрактную живопись особенно значимой для искусства. Она дает возможность художникам выразить себя исключительно через форму и цвет, вызывает у зрителей глубокие эмоции и ассоциации, и стимулирует постоянное развитие искусства в новых и неожиданных направлениях.
Часть 2 ПРАКТИКУМ
2.1. Опрос
Чтобы понять, важны ли эти знания окружающим, я провела опрос среди своих друзей и сверстников, который показал, что 50% опрошенных не имеют ни малейшего понятия об искусстве абстракционизма.
Цель анкетирования: выяснить, какое имеет значение абстракционизм в жизни подростков.
• Знаете ли вы, что такое абстракционизм?
Знаю/Не знаю
• Есть ли у вас опыт выполнения рисунков в этом стиле?
Да/нет
• Как думаете, влияет ли абстрактное искусство на сознание людей?
Да/нет
• Хотели бы вы научится рисовать в стиле абстракционизма?
Да/нет
• Думали вы о создании картины в этом стиле?
Да/нет
2.2. Анализ ответов
В моём опросе участвовало 20 человек, каждый из которых ответил на 5 вопросов по теме – «Абстрактная живопись и её значимость в наши дни».
1. Знаю:10(50%) Не Знаю:10(50%)
2. Да:5(5%) Нет:15(95%)
3. Да:10(50%) Нет:10(50%)
4. Да: 15(95%) Нет:5 (5%)
5. Да: 10(50%) Нет:10 (50%)
Результаты анкетирования (см. приложение 1)
Вывод: по мнению большинства подростков, абстракционизм не имеет большого значения в жизни подростков. У всех разные интересы, но у некоторых подростков абстракционизм вызывает интерес.
2.3. Создание продукта
Я почти сразу определилась с тем, как будет выглядеть продукт моего проекта. Он представлен в виде электронного учебного пособия, выполненного в программе PowerPoint с изображением произведений абстрактного искусства с их кратким описанием для уроков и внеурочной деятельности к разделу: «Авангард в изобразительном искусстве».
Работая над презентацией, я узнала много нового о данном направлении искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Абстракционизм – уникальное явление мировой художественной культуры. Его уникальность обусловлена особенностями переломной эпохи. XX век – это своего рода знак и не случайно он породил своеобразное искусство абстракционизма.
Искусство не терпит прямо говорения, его сила в метафоре. Реализм в искусстве бывает очень разным и это самым убедительным образом доказывает искусство абстракционизма.
Благодаря абстракционизму появилось много различных направлений в современном искусстве, хотя разделение искусства на направления в достаточной степени относительно.
Восприятие искусства в высшей степени субъективно. Отношение к произведениям художников-абстракционистов можно выразить словами нидерландского философа XVII века Б. Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать». Укоренившаяся глубоко привычка воспринимать сугубо реалистическую художественную форму не означает, что направление, «непохожее на жизнь», неинтересно, а тем более абсурдно. Радость искусства в том, что оно разное.
Абстрактное искусство – это направление, в котором визуальная реальность уходит на второстепенный план. В качестве инструмента передачи идеи выступает цвет, форма, знак или жест. Под словом «абстракция» зачастую подразумевается отделение чего-либо одного от другого.
Необходимо уметь манипулировать штриховкой, передавать глубину объема, анализировать перспективные сокращения.
Абстракционизм в искусстве бросает вызов уму наблюдателя, точно так же, как и его эмоциям – чтобы полностью оценить произведение искусства, наблюдатель должен избавиться от необходимости понять, что художник пытается сказать, а должен сам почувствовать ответную эмоцию. Все аспекты жизни поддаются интерпретации через абстракционизм — вера, страхи, страсти, реакция на музыку или природу, научные и математические вычисления, и т. д.
Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать.
В ходе работы поставленные задачи, которые являются этапами выполнения проекта, решены в полном объеме.
Гипотеза проекта подтверждена. Абстракционизм умер, умер, но не для всех.
Основной вопрос проекта решен. Выяснила, абстракционизм не умер, про него забыли.
Я считаю, цель проектной работы достигнута. Выявлено влияние абстрактной живописи на искусство в целом, а так же на современное общество.
В дальнейшем этот проект можно развивать и дополнять. Разработать, например, карточки с вопросами для учащихся по изображённым произведениям, как раздаточный материал для закрепления темы «Абстракционизм».
Информацию данного проекта можно применить на уроках ИЗО, МХК и истории. Также проект может пригодиться ученикам, собирающимся поступать в учебные заведения, связанные с искусством и архитектурой.
и электронных ресурсов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование
Я провела опрос среди учащихся 9-11-классов, задав им такие вопросы:
• Знаете ли вы, что такое абстракционизм?
Знаю/Не знаю
• Есть ли у вас опыт выполнения рисунков в этом стиле?
Да/нет
• Как думаете ,влияет ли абстрактное искусство на сознание людей?
Да/нет
• Хотели бы вы научится рисовать в стиле абстракционизма?
Да/нет
• Думали вы о создании картины в этом стиле?
Да/нет
Анализ ответов: Количество опрошенных:20 человек
1. Знаю:10(50%) Не Знаю:10(50%)
2. Да:5(5%) Нет:15(95%)
3. Да:10(50%) Нет:10(50%)
4. Да: 15(95%) Нет:5 (5%)
5. Да: 10(50%) Нет:10 (50%)
По мнению большинства подростков, абстракционизм не имеет большого значения в жизни подростков. У всех разные интересы, но у некоторых подростков абстракционизм вызывает интерес.
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 46 АБСТРАКТНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО Выполнила : Воловик. Е.А. Руководитель: Шевчук Ю.Ю.Слайд 2
Цель: выяснить влияние абстрактной живописи на искусство в целом, а так же на современное общество.
Слайд 3
Задачи: 1)Узнать историю возникновения абстракционизма. 2)Изучить основные направления абстракционизма. 3)Познакомиться с яркими представителями абстракционизма. 4)Исследовать сферы влияния абстрактной живописи. 5)Выполнить презентацию по теме проекта.
Слайд 4
Определение: Абстракционизм— направление в искусстве XX века, в котором вместо обычного изображения используется система чисто формальных элементов, таких как линия, плоскость, цветовое пятно и отвлечённая конфигурация.
Слайд 5
История возникновения абстракционизма Сложно точно определить, когда возникло абстрактное искусство. Большинство экспертов считают, что оно появилось в 1910 году, когда Василий Кандинский создал первые абстрактные рисунки в качестве иллюстраций к своему теоретическому труду «О духовном в искусстве».
Слайд 6
Роберт Делоне « Эльфелева башня»
Слайд 7
Вэнс Киркланд «Азиатские танцевальные формы»
Слайд 8
Василий Кандинский «Композиция VII»
Слайд 9
Казимир Малевич «Белое на белом »
Слайд 10
Пит Мондриан «Серое дерево »
Слайд 11
Михаил Ларионов «Портрет Дурака»
Слайд 12
Павел Филонов «Формула Весны»
Слайд 13
Опрос: Вопрос: Ответ: Знаете ли вы что такое абстракционизм? Знаю:10(50%) Не Знаю:10(50%) Есть ли у вас опыт в выполнения рисунков в этом стиле? Да:5(5%) Нет:15(95%) Как думаете, влияет ли абстрактное искусство на сознание людей? Да:10(50%) Нет:10(50%) Хотели бы вы научится рисовать в этом стиле? Да: 15(95%) Нет:5 (5%) Думали вы о создании картины в этом стиле? Да: 10(50%) Нет:10 (50%)
Слайд 14
Заключение: В ходе работы поставленные задачи, которые являются этапами выполнения проекта, решены в полном объеме. Гипотеза проекта подтверждена. Абстракционизм практически умер для современного общества. Основной вопрос проекта решен. Выяснилось что абстракционизм умер лишь потому что этот стиль уже мало популярен. Я считаю, цель проектной работы достигнута. Изучено влияние абстракционизма на живопись и искусство в целом, а так же на современное общество.
Слайд 15
Я готова ответить на вопросы
Пчёлки на разведках
Горка
Как нарисовать зайчика
Агния Барто. Сережа учит уроки
Астрономический календарь. Июнь, 2019