Разработка занятия ко дню местного самоуправления.
Вложение | Размер |
---|---|
den_mestnogo_samoupravleniya.docx | 22.54 КБ |
Добрый день!
Александр Исаевич Солженицын, великий советский диссидент, не менее великий патриот России, после 18 лет эмиграции в 1994 году вернулся в Россию. Он верил, что можно улучшить и жизнь, и власть. «Демократия не должна быть насажена, как колпак. Демократия может только расти, как все растения, - снизу вверх. Должна быть прежде демократия малых пространств…»
?? О чем он говорит?
- О местном самоуправлении
-Да, он дальше продолжает: «Должно быть прежде самоуправление местное».
И это тема сегодняшнего урока.
21 апреля в России отмечается «День местного самоуправления», который был установлен Указом Президента РФ Владимиром Путиным от 10 июня 2012 г. № 805. Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».
Именно 21 апреля в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам» , фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Исторический опыт показал, что путь к правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.
?? Что такое самоуправление?
В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.
Постановка проблемного задания:
Перед нами стоит задача, определить, в чем заключается польза местного самоуправления для общества.
Работа в группах.
Понять многие вопросы помогает история. И мы обратимся к ней. Попытаемся охарактеризовать роль каждого этапа в формировании местного самоуправления в России.
Задание № 1. На основании отрывка из книги историка В.Лугового «Выборы в средневековом Новгороде» дайте характеристику особенностям самоуправления в Новгороде. Новгород был разделен не только на десять сотен, но и на пять самостоятельных административных районов (концов). В концах проживали бояре и зависимые от них люди. Управление этими единицами осуществлялось выбранным из боярства посадником. С установлением республиканских порядков власть выборного посадника распространилась на все новгородские административно-территориальные единицы. Во главе этих единиц стояли избираемые населением должностные лица - сотские и уличанские старосты. В каждом новгородском районе имелось территориальное собрание - вече. Там принимались решения по различным повседневным вопросам, формировалось собственное ополчение, избирались должностные лица - староста и его помощники (управа). Принцип непосредственного участия новгородцев в управлении был положен в основу деятельности всех звеньев администрации. На общегородском вече концы соперничали при выборах посадника и других должностных лиц, боролись за политическую власть и экономическое влияние, за контроль над огромной территорией Русского Севера. ?? Какие особенности самоуправления в Новгороде назовете? |
Задание №2. Прочитайте историческую справку о развитии самоуправления в эпоху Екатерины II. Сделайте вывод о характере реформирования местного самоуправления. Историческая справка: Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления. Более глубокий след в области местного управления оставили реформы Екатерины. При ней появляются «земские суды» и «земская полиция», «приказы общественного призрения», «земские повинности», самоуправление получают дворянство и городские сословия. «Земство» отождествляется с организацией жизни «по правде и совести», когда справедливость достигается через гармонию системы сословных интересов. С тех пор земская идея постоянно присутствовала во всех российских реформах. Особый интерес представляет документ - «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи», принятая Екатериной II в 1785 г.«Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 года устанавливала права и привилегии городов. Она закрепляла право собственности города на «земли, сады, поля, луга, реки, леса...». Каждый город должен был иметь свой герб. ?? Каков характер местного самоуправления? (сословный) |
Задание №3. Прочтите историческую справку о земствах в России. Охарактеризуйте структуру и функции земств в 1864-1917 г.г. в России. Новое развитие идея земства получила после отмены крепостного права. До введения земств в стране существовало только сословное самоуправление. Однако теперь впервые создавалось всесословное самоуправление - самоуправление гражданское: земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями. В 1864-1917 гг. были проведены три земские реформы (1864г.,1890 г. и 1917г.). Все они преследовали цель децентрализации управления. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа). Земства сами выбирали руководящие органы, сами определяли направление своей деятельности. Личный состав органов земства не принадлежал к профессиональному чиновничеству (так как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения). Земские учреждения решали практические задачи местного значения: народное образование, здравоохранение, дорожные дела, сельское хозяйство, ветеринария, пути и средства сообщения, продовольственное дело, статистика и т.п. Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. Так ломалась строгая корпоративность российского общества и складывалось общество граждан. В чем заключался положительный опыт земств в России? |
Вопрос. Так что же такое местное самоуправление?
Об этом нам расскажет наш теоретик
Титов Максим Теоретик 1. (сообщение) Термин «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения. В разных странах и разными авторами он понимается различно. Наиболее полное и широкое толкование было дано ещё в 17столетии в Англии, откуда он был заимствован в 50-х годах прошлого века Германией и в 60-х годах – Россией. В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных традиций. |
- Какие вопросы местного значения решает население через органы МСУ? (открытие новых школ, детсадов, благоустройство и озеленение территорий, охрана общественного порядка, охрана памятников истории и культуры и мн. др.)
- С какой целью создаются органы местного самоуправления? (обслуживание повседневных житейских потребностей людей)
Кто может быть избран в органы местного самоуправления?
А теперь маленький тест.
1. Определите, какие проблемы будет решать государство, а какие - органы местного самоуправления. Ответ аргументировать.
1.установка мусорных контейнеров в селе; ( м/с)
2.Капитальный ремонт дороги на улицах; (м/с)
3.Утверждение Налогового кодекса; ( гос.)
4.Строительство новой детск5ой площадки; (м/с)
5.Выплата пенсий; (гос.)
6.Строительство крытого рынка ; (м/с)
7. Заключение союзного договора России и Белоруссии; ( гос.)
8. Мероприятия по реформированию армии; (гос.)
9. Строительство новой площадки для летней дискотеки. (гос.)
2. Определите, какие проблемы будет решать Совет депутатов, а какие администрация поселка:
7. Утверждение городского бюджета. (совет)
Молодцы! Вы прекрасно справились с тестом. А теперь давайте представим ситуацию:
Предположим, инициативная группа выступила с предложением ликвидировать органы местного самоуправления. Вы приглашены выступить на митинге в защиту органов местного самоуправления. Подготовьте аргументы, которые докажут пользу местного самоуправления для общества. У вас 3 минуты на размышление.
?? А теперь возвращаемся к нашей проблеме:
В чем польза местного самоуправления для общества?
Выводы:
- близость нужд и проблем граждан;
- развитие самостоятельности, энергии и предприимчивости в гражданах;
- общественная жизнь распределяется равномерно по всему государству, а не стягивается к центру;
- связывает администрацию с народом;
- дает гражданам ближайшее и практическое знакомство с общественными делами.
В завершении нашего урока я бы хотела у вас узнать, насколько полезна была для вас информация, полученная на уроке?
Закончить наш урок я бы хотела словами нашего президента В.В. Путина: «Успех России – в раскрытии талантов молодого поколения»
Надежды на улучшение жизни он связывает, прежде всего, с молодыми и энергичными людьми. Я желаю вам быть достойными гражданами России, найти себя и свое место в жизни!
Спасибо за урок!
Как нарисовать портрет?
Что есть на свете красота?
Рождественские подарки от Метелицы
Ералаш
Финист - Ясный сокол