Я люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Я узнала, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась церковь. В селе Коробейниково была церковь , но от нее давно ничего не осталось, только место, где она была. Я немного знаю историю родного села, но о церкви я ничего что слышала. Вот тогда-то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории Коробейниковской церкви.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tserkvi_s.korobeynikovo_shipunovskogo_rayona.docx | 135.88 КБ |
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ "СЕЛО МОЁ РОДНОЕ"
Коробейниковская средняя общеобразовательная школа,
филиал МКОУ «Родинская СОШ Шипуновского района Алтайского края
658387, Алтайский край, Шипуновский район, с.Коробейниково, Школьная, 3,
Тел. +7 (38550) 26519, korobeynikovo@mail.ru
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Номинация: Юный исследователь. Краеведение.
История церкви села Коробейниково
Шипуновского района
Выполнила:
ученица 4 класса
Дзюба Анастасия Максимовна
Адрес:
658387, АК, Шипуновский район,
п.Андреевка, ул.Центральная, 12
моб. тел: 8 9831895784
e-mail: marina.elesina.66@mail.ru
Научный руководитель:
учитель технологии
Корницкая Елена Анатольевна
Адрес:
658387, АК, Шипуновский район,
с. Коробейниково, ул.Крестьянская, 2, кв 1
моб.тел: 8 9132447805
e-mail: korelan_64@mail.ru
с. Коробейниково
2021 г.
Содержание
Введение
Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в прекрасном селе Коробейниково – в одном из старейших сел Шипуновского района. В этом году ему исполнилось 236 лет.
Я люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Я узнала, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась церковь. В селе Коробейниково была церковь , но от нее давно ничего не осталось, только место, где она была. Я немного знаю историю родного села, но о церкви я ничего что слышала. Вот тогда-то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории Коробейниковской церкви.
Тема исследовательской работы – «История церкви села Коробейниково Шипуновского района»
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое Коробейниковской церкви и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Я считаю, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждой церкви есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Проблема: что является причиной рождения и закрытия церкви в нашем селе?
Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение так и закрытие церкви.
При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с архивом, экскурсия, беседа, наблюдение.
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Коробейниковской церкви. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов нашего села мне удалось воссоздать историю церкви.
Глава 1. История образования села и церкви.
Село Коробейниково основано в 1785 году. Хронологические варианты: Нечунаевка, Нечунаевские заимки. Оба названия какое-то время употреблялись параллельно. Существуют в народе 3 версии происхождения названия села Коробейниково, но ни одну из них уже невозможно подтвердить. Одна из версий - на сайте клубклад.ru найдена подробная карта Барнаульского округа Томской губернии 1835 года.! Река протекающая у села называлась Коробейничиха, может по этому названо село Коробейниково. Вторая версия - в огромной березовой дубраве в землянке жил коробейник. Третья версия, в начале 19 века решался вопрос о строительстве железной дороги по кромке ленточного бора, главным инженером был по фамилии Коробейников.
Изучая историю села, я узнала, что в начале 19 века в Коробейниково, как и многие другие переселенцы, приехала крестьянская семья Сóкурова Михаила Фóтиевича. Обосновавшись и имея опыт работы коробейником, глава семьи стал заниматься торговлей. Сокуров Михаил Фотиевич стал купцом. Им были построены: дом двухэтажный, кузница, молокозавод, мельница, два магазина для разных товаров. Уже Через много лет в 2020 году, оценив вклад купца в хозяйственную, экономическую и культурную жизнь села, была установлена памятная доска на здание школы.!
Ну, а как в селе без церкви, ведь люди все были верующие.
Из архивных документов я узнала, что была построена купцом в селе деревянная однопрестольная церковь во имя святого Архистратига божия Михаила в 1906 году, при ней 99 десятин (108 гектар) пахотной и сенокосной земли.
По рассказам сторожил, церковь находилась на месте, где в настоящее время находится магазин на улице Сóкоровская № 1.
Из воспоминаний сторожил я узнала, что церковь была большая с тремя синими куполами - это символизирует Святую Троицу и крестами на них, один колокол. Крыша была покрыта листовым железом. Светлая с большими окнами. Внутри стены побелены, а в верхней части были нарисованы святые. Много было икон на стенах, огромный крест с Иисусом Христом. Как в любой церкви было разделение на три основных зоны:
Вход был с юго-восточной стороны. Вокруг церкви была залита площадка, огорожена деревянным забором, посажены деревья. Рядом с церковью стоял домик священника. По данным из "Книги населенных пунктов Томской губернии" священником в то время был Попов Михаил Иванович 55-ти лет, выпускник Воронежского духовного училища, жалованье 600 руб. При церкви работала церковно-приходская школа, учеников было 86. Учителем был Ковалев Г.Л., жалованье 240 руб.
учительница Сартакова Ольга, жалованье 132 руб. в год. Удалось узнать фамилию и имя двух из женщин, которые пели в хоре, это Бабаева Федóра Моисеевна и Рединская Ульяна Прохоровна, а псалмы пел Иван Ермолаевич Суетин 1881 года рождения, писарем Клушин Тихон Владимирович.
Из воспоминаний Ермаковой Лидии Яковлевны, я узнала, что люди не только посещали церковь, молясь о здоровье, благополучии, помощи и покоянии. Обязательно шли на церковные праздники в церковь. Звоны колоколов были разные – рождественские, пасхальные, венчальные, погребальные. Люди верили в«целебную силу» звона. Звонили в колокола в сильные бураны зимой, чтобы путники не заблудились.
Ежегодно церковь сдавала что-то вроде отчета – клировую ведомость. Вот такие ведомости и рассказывают нам сейчас истории церковного прошлого. Она состоит из трех частей: в первую часть вносили сведения о здании церкви, о ее имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки. Она содержала фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, образование, место службы, должность, владение землей и недвижимостью работников церкви. В третьей части давались статистические данные по приходу и называлась она ведомость о приходе.
Глава 2. Разрушение церкви.
Коробейниковская церковь была закрыта 8 апреля 1936 году по Ходатайству Шипуновского Райисполкома о ликвидации молитвенного пункта в с. Коробейниково, здание церкви передано сельскому совету для использования на культурно-просветительные нужды. Здание церкви использовалось как зернохранилище. О том какая большая была церковь, можно судить по воспоминаниям Ивановой Валентины Николаевны "...зерно из церкви загружали в грузовики, колонна была очень длинная от церкви до моста речки, а это не меньше километра..." В сороковые годы прошлого века церковь разобрали: часть увезли в Шипуново, а часть ушла на строительство детского дома для детей-сирот, на родине которых шла Великая Отечественная война.
Нашелся смельчак по фамилии Косованов, который решился сбросить колокол, но сорвался с высоты и разбился. Люди, которые наблюдали, говорили, что это его Бог наказал.
Восстановить церковь, к сожалению, уже не получиться, но сохранить то, что осталось в памяти людей, мы в силах.
Глава 3. Роль Церкви в жизни жителей села.
Собрав материал о церкви , я поняла, что она играла очень большую роль в жизни села. При церкви открывалась школа, вокруг церкви развивалось само село. Церковь считалась центром, она оставила незабываемый след в сердцах людей, в истории нашего села. Я узнала, кто и как разрушал церковь.
Вывод
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие церкви в нашем селе.
Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа. Бережно относились к вере своих предков. Ведь история нашего села не должна быть утеряна и забыта. Люди, строившие церковь, видели в ней своё спасение.
Церковь – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания.
Информанты:
жители села Коробейниково:
1.Ермакова Лидия Яковлевна
2.Иванова Валентина Николаевна
3.Вопилова Людмила Васильевна
4.Бабаев Владимир Васильевич
5.Гальянкина Любовь Петровна
6.Куртов Владимир
Приложения
Приложение 1
Коробейниковская церковь построена в 1906 году
Весёлые польки для детей
Акварельные гвоздики
Сторож
Рисуем кактусы акварелью
Злая мать и добрая тётя