Изучая историю своей семьи, обращался к событиям истории страны, зачастую переосмысливая их, а иногда и узнавая что-то заново. Переломные события 20 века так или иначе отразились в судьбах родных людей.
Вложение | Размер |
---|---|
pro_predkov_pavlutskogo.docx | 609.18 КБ |
Проект «Судьба семьи в судьбе страны»
Павлуцкий Алексей Гаврильевич, 10 класс
Республика Саха (Якутия), с. Терють, МБОУ Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина
Краеведческий кружок «Ыллык»
Руководитель: учитель биологии и географии Черемкина Е.Г.
Судьба семьи в судьбе страны
Введение
Как люди достойные живи, не обрубая тропы предков
В современной России растет интерес к истории своего рода. К сожалению, в советский период такие события как раскулачивание, насильственная коллективизация, сталинские лагеря, и многое другое скрывалось, замалчивалось. И выросли поколения, не знающие истории своего рода, многие сведения о жизни предков утрачены безвозвратно. Теряется связь поколений. Ведь мы не просто живем, мы продолжаем свой род и создаем свою историю. В наших предках – истоки нынешнего существования, истоки чести, совести, достоинства.
Изучая историю своей семьи, обращался к событиям истории страны, зачастую переосмысливая их, а иногда и узнавая что-то заново. Переломные события 20 века так или иначе отразились в судьбах родных людей.
Глава 1. Историческое прошлое родного края
Овеянный легендами и сказками располагается в верховьях могучей Индигирки Оймяконье – полюс холода. Беззаботно и счастливо проходит мое детство в красивейших местах родного края. А вот лучшие годы моих предков пришлись в тяжелые годы.
«…Оседлое якутское население по данным Оймяконского УИКа за 1926 г. исчисляется: Тарын – Юрях – 78 хоз., 264 муж. и 265 жен. Число средняков всего лишь 16%, бедняцкий слой достигает 70%, плюс 14% кумалан – бедняков. Главным занятием является скотоводство, держат также оленей, помимо того занимаются звероловством и рыбной ловлей. Питание оймяконца весьма скудное. Мясо, масло, мука употребляется редко и в недостаточном количестве (Ник.Држ-й, газета «Автономная Якутия», 1927 г. 14 янв., «СЗ», 2011 №15).
В 30-е гг. население в основном проживало в Тарынском наслеге. Создавались артели и товарищества. В 1938 г. были созданы колхоз им. Калинина – в Тарыне и колхоз «Красная Звезда» - в Терюти.
Связь осуществлялась в зимнее время оленьим транспортом, а летом на конях сквозь тайгу, изрезанную ручьями и непроходимыми болотами.
В 1954г. с. Терють стал центром укрупненного колхоза им. Калинина. Были построены клуб, больница, почта, интернат на 50 мест, библиотека.
В 1961 г. совхоз «Балаганнах» и совхоз имени Калинина (Терють) объединились и образовали подсобное хозяйство «Дружба». В 1960- 1961 гг. в наслегах Тарын и Терють силами молодежи была проведена линия электропередачи от прииска «Нелькан». В 1965 г. под натиском золотодобычи перестал существовать Тарынский наслег, жители переехали в село Терють {1}.
Глава 2. История семьи.
Биография моей семьи довольно необычна. Все мои сведения о жизни прадедов и дедов основываются лишь на рассказах моих родителей, которые в свою очередь узнали это со слов моих бабушек и дедушек.
В своей работе использовал рассказ Горчаковой Галины Григорьевны 1948 г.р., Отличника образования РС(Я), Учителя учителей, она старшая сестра моей бабушки Давлюд Натальи Антоновны, Почетного гражданина Оймяконского улуса.
В книге Гермогенова Афанасия Степановича «Суровые судьбы Индигирки» читаем: « В Кель раньше здесь проживало 2-3 семьи. С этой местностью связана легенда о Куучара Маайа (Атласова Мария Андреевна).
Она была рослой, с густыми вьющимися волосами, славилась неженской силой. Однажды весной с Оймякона гостил в Кель один довольно пожилой богач, который кичился своей силой. Он все подсмеивался над Кучара и требовал показать силу. Женщина велела привезти два больших камня. На быке с помощью парней нагрузили камни. Женщина легко подняла самый крупный камень в кожаный подол и велела мужику взять второй камень и нести в Икки Ампар. Мужчина, лишь только скрылись юрты, сбросил камень и стал просить Кучару не позорить его. Женщина сбросила камень в местности Арбагар, и молча вернулась в Кель. А мужчина, не вынося позора, так и не взяв припасы, сразу уехал обратно в Оймякон. А камень Кучара так и лежит по дороге в Кель, и никто пока не сдвинул его с места»{3}.
В книге Гермогенова А.С. « Этэннэ буолун, Оймокоонум дьоно!» читаем статью «Правда Антона Давлюда».
«…Среди заключенных были люди, которые попали в лагеря случайно. Спец. переселенцы работали на заготовке бревен в местностях Балаганнах, Тарыннах, Тыаллах, Эсэлэх, Элги Баса, затем переправляли бревна плотами в Усть – Неру, где шло большое строительство. Летом сплавляли лес. По два человека три-четыре раза в месяц гнали плоты из 200-250 бревен по р. Индигирка. Назад сплавщики добирались на автомашине до Нижней Эльги, дальше плыли на большой деревянной лодке (кунхас), а остаток пути проходили пешком. А там были готовы очередные плоты».
«…В 3 км от с. Терють ферму «Отор» охраняли от беглых заключенных 6 бойцов под командованием старшего сержанта Федора Ивановича Себелева». Со своей будущей женой Евдокией Николаевной, внучкой Куучара Майи, познакомился на колхозной ферме Отор в 1952 г., когда сплавлял плоты с Тыалаха в Усть-Неру.
Белорусский партизан Давлюд А.А. осел на «Полюсе холода», женился, воспитал 5 дочерей, и всю жизнь трудился, чтобы прокормить их.
1964 с. силами колхозников была построена новая школа- 8 летка. Прорабом был Давлюд Антон Антонович. В новую школу переселилась Тарынская 8 летняя школа»{4}.
В книге Егорова С.М. Закаленные холодом Оймяконья читаем:
«…Судьба мне не обещала золотые горы. Я, тогдашний мальчуган, еще не знал, что предстоит мне пройти через «огонь, воду и медные трубы»: война, колымские лагеря…
Наша деревня Новины Новогрудского района Гродненской области Белоруссии в начале войны была занята фашистами. В 1941 г. мне исполнилось 20 лет. Я с другом ушел к партизанам. В отряде находился на должности командира отделения, был пулеметчиком. В моем отделении было 18 человек. Взорвали 11 ж\д составов, уничтожили 11 паровозов и 108 вагонов. В боях и засадах участвовал 14 раз, два раза участвовал в рельсовой войне. На протяжении 110 км от г. Лиды до ст. Барановичи дорога не действовала 3 месяца. Соединились с Красной Армией 20 июля 1944 г.
Нас местных партизан распределили на работу восстанавливать разрушенное хозяйство. Я тогда сначала в сельсовете работал, затем директором совхоза поставили. За превышение служебных полномочий в 1945 г. был осужден на 8 лет и отправлен на Колыму. Через 3 дня этапировали в п. Бурустах. Дали фронт работы: тес пилили, обшивали дома. Построили 12 км мостов. В 1947 г. попал на сплав леса. В 1949 г. отправили на участок Тыаллах. Со своей женой Дуней до 1961 г. жили на участке Тыаллах. 51 год живу в Оймяконском районе, из них 35 лет в Терюти»{5}.
В книге Оконешниковой З.П. на с.172 есть статья «Воспоминание партизана А.А.Давлюд»: «…В 1942 г. начал организовываться наш отряд из местных деревенских ребят. Мне предложили стать связным. Я ходил на ж\д, собирал сведения и передавал по назначению. В 1943 г. начал ходить с группой на задания. Помню первое свое задание: взорвать шоссейный деревянный мост. 3 ноября 1943 г. ушел в отряд».
Глава 3 Родословная семьи
Заключение.
В ходе работы по написанию истории моей семьи я действительно многое понял и сделал важные для себя выводы. К ним относится, в частности, осознание того, что каждая семья, влияет на историю, а история, в свою очередь, отражается в жизни этой же семьи. На примере жизни моих прадедов и дедов я увидел, что историю делают простые рядовые жители страны.
Работая над родословной, я узнал много нового о своей семье, о судьбах своих предков, а вместе с тем лучше постиг историю своей страны. Работая над ней, я понял, что история – это не только « дела давно минувших дней». Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее.
Я бесконечно горжусь своими предками. Несмотря на тяготы войны, они выдержали все испытания, они пример нам, как надо жить. Над нами мирное небо, во имя нас, веря в светлое будущее, жили наши предки. Мы не должны забывать события тех страшных лет, мы должны сохранить память о тех людях, которые принесли победу на своих плечах, и эта память должна жить вечно в памяти нашей.
Я узнал много нового о прошлом моей семьи по материнской линии до седьмого колена. Единственное, что плохо – это то, что много информации потеряно, в памяти моих родителей сохранилась лишь малая толика того, что было в моем роде. Потеряны многие даты рождения, имена, события. В целом я считаю, что моя работа проделана не зря. Может быть, в будущем мои дети и внуки захотят узнать о своих предках. Я смогу им рассказать все, что я узнал, не пропустив ни одного из известных мне фактов, то есть прекратится дальнейшее стирание событий прошлого из памяти членов моей семьи».
Я низко голову склоняю. И говорю всем наяву: «Спасибо прадеду и деду за то, что я сейчас живу!» Наши предки живы, пока мы о них помним. В дальнейшем хочу изучать родословную семьи со стороны отцовской линии.
Использованная литература
Весенние чудеса
Попробуем на вкус солёность моря?
Рисуем тыкву
Акварельные гвоздики
Проказы старухи-зимы