В своей работе ученица выявляет причины появления слов-паразитов в речи учеников и учителей, а также дает рекомендации по устранению этих слов
Вложение | Размер |
---|---|
ivatulina_katya_proekt_2.docx | 1006.73 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6 "Русская школа" |
Проектная работа |
Слова-паразиты в речи учащихся и учителей |
|
|
Выполнила: ученица 10«А», Иватулина Екатерина
Руководитель: Тихонова Марина Владимировна
учитель русского языка и литературы
Минусинск, 2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ…………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 2. УПОТРЕБЛЕНИЕСЛОВ-ПАРАЗИТОВ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ “РУССКАЯ ШКОЛА” ………………………...……………..8
2.1 Слова-паразиты в речи учащихся и учителей МОБУ “Русская школа”…..8
2.2 Рекомендации по избавлению от слов-паразитов…………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..……………………………………….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..……..15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………....16
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………....18
Часто мы можем услышать из речи учащихся нецензурные выражения, режущие слух. Но задумываемся ли мы, какие ещё слова могут портить нашу речь? В русском языке присутствуют так называемые слова-паразиты, которые ,,загрязняют” нашу речь, такие как «это самое» , «типа» , «короче» и другие прочно укоренились в нашей речи. Слова-паразиты представляют достаточно большой пласт современного русского разговорного языка.
Актуальность исследования: В последнее время наша речь стала слишком загрязнена. Слова-паразиты являются настоящими врагами русского языка. Паразитами их делает не значение, а чрезмерное употребление в речи, которое со временем становится привычкой. Несомненно, уровень культуры речи учителей и школьников свидетельствует об общем культурном развитии города и всей страны. Поэтому я и решила разобраться, какие часто употребляемые слова-паразиты существуют и почему же наша речь так засорена.
Объект исследования: учащиеся и учителя МОБУ «Русская школа».
Предмет исследования: слова - паразиты в речи учащихся и учителей МОБУ «Русская школа».
База исследования: МОБУ «Русская школа».
Гипотеза: слова-паразиты употребляют в своей речи люди разных возрастов и профессий.
Задачи:
1.Выяснить, какие слова называются словами-паразитами;
2. Определить на какие типы делятся слова – паразиты;
3. Понять, по каким причинам люди обращаются к словам-паразитам;
4. Изучить, как относятся к словам-паразитам учителя и ученики МОБУ СОШ «Русская школа»;
5. Разработать рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.
Методы исследования: Изучение литературы и интернет ресурсов, сравнительный метод, анкетный опрос, а также математический метод.
Продукт исследования: Буклет-памятка с рекомендациями по избавлению речи от слов-паразитов.
Понятие «слова-паразиты» появилось и стало частотным в научной и учебной литературе по культуре речи при характеристике основных качеств хорошей речи: правильность, точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, богатство, эстетичность, уместность речи. Чистота речи неразрывно связана с правильностью, которая проявляется в том, что это качество достигается благодаря строгому соблюдению всех норм: то, что соответствует нормам литературного языка, признается и правильным, и чистым.
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов.
Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь – стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.
Чистая речь отвергает:
а) языковые элементы, чуждые языку (иноязычные слова и выражения, речевые штампы, а также слова и выражения, не несущие никакой смысловой нагрузки в речи и в силу этого превращающиеся в сорняки);
б) внелитературные языковые элементы (диалектизмы – территориальные говоры; профессионализмы – слова, ограниченные в своем употреблении рамками какой-либо профессии; жаргонизмы – слова и словесные обороты, применяемые в жаргонах, социально ограниченных сферах);
в) вульгаризмы – слова и выражения, грубо или нецензурно обозначающие какой-то круг предметов, явлений и унижающие достоинство и честь человека.
Последнее время словам-паразитам стали уделять особенно пристальное внимание, поскольку на практике оказалось, что эти слова не всегда используются людьми, недостаточно владеющими литературным языком и его нормами, не имеющими определенного словарного запаса, но и людьми образованными, имеющими достаточно богатый словарный запас. Это своего рода «модные» слова, которые все равно являются словами-паразитами, т.к. засоряют нашу речь. В их роли часто выступают вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и другие).
Употребляемые часто и немотивированно в одном высказывании, они превращаются в паразитический словесный материал, что свидетельствует о бедности лексикона говорящего, об отсутствии значительных мыслей и незнании предмета речи.
Слова – паразиты условно можно разделить на четыре типа:
1. Условные паразиты
Появляются там, где в предложении нужно сделать паузу. Чаще всего это междометия. Возникают тогда, когда человек обдумывает фразу, запинается или волнуется при речи. Таким образом, мы все используем слова: «хм», «ммм», «иии», «эээ» и другие. Такая привычка может очень раздражать слушателя.
2. Эмоциональные паразиты
Используются тогда, когда человек хочет сделать эмоциональный акцент на том, что говорит, усиливает свое впечатление, драматизирует. Очень часто такими словами являются: «реально», «капец», «короче», «прямо», «жесть».
3. «Слитно-посадочные» паразиты
Причиной появления, как и в условных, в какой-то степени можно считать неумение заполнять паузы. Особенность этих паразитов в том, что они начинают не почти каждую мысль человека, при этом не выполняя никакой полезной или информационной функции. Это слова: «честно говоря», «короче», «типа».
4. Паразиты обратной связи
Это такой себе искусственный способ создать впечатление внимательного слушателя. К таковым относятся периодические вопрос: «так?», «действительно?», «да ну?», «реально?».
Мы задумались о том, почему же русский язык всё больше «засоряется». И нашли несколько причин, по которым люди используют слова-паразиты.
Малообразованные люди, гораздо чаще страдают от наличия словесных сорняков. Хотя бывают и исключения;
Когда человек не может быстро сориентироваться и подобрать нужное слово, он обычно использует звук паразиты для заминки. Это всем известно: "Э-э-э", "А-а-а", "Ммм". Следует отметить, что такие звуки сильно раздражают и "режут" слух;
Для кого-то такой стиль общения является частью имиджа, образа. Есть люди, которые намеренно вставляют паразитные слова, и это даже бывает уместно;
Использование некоторых странных слов может рассказать что-то о человеке. Если слово "паразит" употребляется в речи "короче", это означает, что человек не хочет обременять себя разговорами, объяснениями, ему лень на всю жизнь. "На самом деле" хочет открыть людям правду, человек борется за правду. "Ты это понимаешь" - пример извиняющегося и постоянно извиняющегося перед окружающими.
Современная молодежь использует в своей речи такие слова-паразиты, как: "блин", "тип" и "нравится". Они означают нерешительность, условность, образность мыслей и поступков молодых девушек и юношей. Матерные слова в речи говорят о низком интеллектуальном уровне, которому можно посочувствовать. Со временем, к счастью, для многих это проходит. Используя слова-паразиты, вы очень сильно портите свою речь и впечатление о себе.
ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ МОБУ «РУССКАЯ ШКОЛА»
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов участников образовательного процесса МОБУ СОШ "Русская школа" разных возрастных групп». Мы решили выяснить, как слова-паразиты используют в своей речи учителя и ученики нашей школы. Мы провели наблюдение за речью наших одноклассников и учителей на уроках и переменах.
В первую очередь, мы провели анкетирование "Слова–паразиты в нашей речи" (Приложение1). В анкетировании приняли участие 16 человек (8 учеников и 8 учителей школы).
Из всех опрошенных, только 15 (93,75%) анкетируемых не смогли ответить, что такое слова-паразиты.
13 (81,25%) анкетируемых из 16 замечают в своей речи слова-паразиты.
На вопрос "Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?" -2 человека (12,5%) ответили, что встречали, но точно не уверены в этом.
13 (81,25%) человек считаю, что слова- паразиты нужно искоренять из речи.
Большинство анкетируемых 14 (87,5%) человек не знают эффективных способов борьбы с "речевым мусором".
На основании проведенной анкеты можно сделать вывод: большинство опрошенных знают, что такое слова-паразиты и употребляют их в своей речи, считают, что с ними нужно бороться и предлагают свои способы борьбы с ненужными словами. 12,5% анкетируемых встречали людей, которые не пользуются речевым "мусором".
Далее мы провели исследование «Употребление слов-паразитов участников образовательного процесса МОБУ СОШ "Русская школа" разных возрастных групп».
В этом исследовании приняли участие те учителя и ученики, которые ранее проходили анкетирование (8 учителей и 8 учеников).
Проведя наблюдение на уроках за речью наших преподавателей и одноклассников, мы сделали вывод, что большинство учителей и учеников используют в своей речи слова – паразиты. Все участники исследования признают, что в их речи много слов-паразитов, но избавиться от них очень сложно. Нужно признать, что учителя реже употребляют в своей речи слова паразиты и скорее всего это связанно с более высоким уровнем образования и как следствие с более богатым словарным запасом.
Понимание причин засорения своей речи словами-паразитами — очень важный шаг на пути к ораторскому совершенству. Так можно определить, какие способы борьбы со словесным мусором будут эффективнее и принесут больше пользы.
К счастью, от слов-паразитов не так уж сложно избавиться. Следуя советам ниже, можно очистить от них свою речь.
Обратная связь
Обратную связь можно дать самому себе, записав себя на видео, а можно попросить друзей, близких, родственников поговорить с вами или выслушать небольшой рассказ, подсчитывая количество употреблённых слов-паразитов. Отслеживание своих любимых слов-паразитов и подсчёт частоты их употребления – важный шаг к чистой речи. Кроме того, этот способ позволит ещё и отслеживать свой результат: например, можно записывать видео каждые две недели и наблюдать за своим прогрессом. Это послужит хорошей поддержкой: всегда приятно знать, что понемногу движешься к успеху.
Контроль
Необходимо научиться контролировать свою речь здесь и сейчас, замечать и исправлять свои огрехи. Поначалу это может показаться сложным, ведь нужно держать в голове как бы сразу двух людей: рассказчика и наблюдателя. Однако при регулярной практике совмещать эти роли будет всё проще и проще.
Увеличение словарного запаса
Иногда бывает сложно оформить свои мысли. Возможно, дело в бедном словарном запасе. Для его расширения подойдёт всё, что угодно: чтение книг (можно слушать аудиокниги или читать вслух), игра в слова, подбор синонимов, составление собственного словаря, ведение дневника (известно, что оно помогает грамотнее формулировать свои мысли) и т.п. Выбирайте, что больше по душе.
Работа с темпом речи
Слова-паразиты с большой вероятностью появляются там, где ещё нет мысли: когда слова ещё не подобраны или же когда они словно опережают друг друга. Совет простой: необходимо понять, есть ли проблемы с темпом речи (это легко сделать при помощи обратной связи), и работать с ними. Если мысли по ходу речи формулируются трудно, возможно, стоит составлять себе примерный план выступления для опоры. Если же мыслей слишком много, нужно постепенно учиться говорить без спешки, осаживать себя.
Паузы
Если темп мышления и повествования очень быстрый, то мысли, а затем и слова сбиваются в кучу, и на этом месте появляется слово-паразит. Когда появляется ощущение загнанности, лучше просто сделать небольшую паузу. Она позволит сосредоточиться на дальнейшем ходе мыслей.
Настройка
Нередко слова-паразиты появляются из-за волнения или неуверенности. Перед выступлением будет полезно прибегнуть к самонастройке: различным дыхательным упражнениям, самомассажу. В течение пары минут сосредоточьтесь на своём дыхании, разомните руки, сделайте лёгкий массаж лица. Помогает успокоиться даже простое переключение внимания: умойтесь холодной водой, причешитесь, приведите себя в порядок. Это придаст уверенности и сил. Во время выступления не бойтесь сделать паузу и «выдохнуть» — это лучше, чем мычание или вставленное слово-паразит.
Пример
Мощным толчком послужит пример хорошего оратора. Это может быть человек из окружения или с экрана монитора. Почему он так хорош, почему его интересно и приятно слушать? Наметив себе чёткие пункты (например, оптимальные скорость речи и громкость голоса, использование метафор и т.д.), легче понять, в каком направлении двигаться.
Практика, практика и ещё раз практика
Конечно, все вышеперечисленные советы не дадут результата, если не следовать им регулярно. Используйте любую возможность для улучшения своей речи, будь то разговор с друзьями за чашкой чая или выступление перед публикой. Немного тренировок и упорства обязательно приведут к желаемому результату: чистой и красивой речи.
В связи с вышесказанным мы разработали буклет «Рекомендации по избавлению от слов-паразитов в своей речи», в котором предлагается комплекс мер по «очищению» своей речи от «мусора» (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы исследовали литературу по теме исследования и сделали выводы о том, что слова-паразиты засоряют речь человека, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Они портят наш язык.
В МОБУ СОШ «Русская школа» слова–паразиты используют все участники образовательного процесса, однако эти слова у той и другой группы разные.
Чаще всего слова-паразиты употребляются учащимися из-за бедности словарного запаса. Моя гипотеза подтвердилась. После привлечения к этой проблеме учителей и учеников они стали замечать лишние слова и стали пытаться от них избавиться. Данная исследовательская работа будет продолжена для более глубокого изучения и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Хотелось бы чтобы слов-паразитов в нашем языке было в меру и не были жестокими и вульгарными и являясь признаком высокого интеллекта, а не отсутствия его.
Ведь не зря говорил И. С. Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!»
Список литературы:
3. Слова-паразиты Русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://russian7.ru/post/35-slov-parazitov-russkogo-yazyka-2/ Дата обращения 07.01.24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»
Это - …….
4. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт,
как его…
Другие _________________________________________________________
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
7.Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?
8.Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской
речи?
9.Каковы способы борьбы со словами – паразитами?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Наиболее употребляемые слова – паразиты у учителей | Наиболее употребляемые слова – паразиты у учеников |
«мм» 6 (75%)учителей, «так» 4 (50%) учителей, «ну вот» 4 (50%)учителей, «так сказать» 3 (37,5%)учителей, «то есть» 3 (37,5%)учителей. | «короче» 8(100%) учеников, «Чё» 8 (100%) учеников, «вот» 6 (75%)учеников, «пофиг» 4 (50%) учеников, «типа» 3 (37,5%) учеников, |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Глупый мальчишка
Под парусами
Новогодние гирлянды
Городецкая роспись
Лист Мёбиуса