Работа представляет собой исследование произведений русской литературы и анкетирование учеников разных возрастных групп
Объект исследования: произведения русской литературы, результаты анкетирования
Предмет исследования: образ учителя, его личностные качества
Работа имеет большое практическое значение, проследить динамику личностного развития учителя в русской литературе, а также отношения к нему современных учеников
Научная конференция молодых исследователей "Шаг в будущее"
Психология. Социология. Педагогика
Тема
«Сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы»
Автор: Егорова Арина
Руководители:
Березовская Наталья Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №14»
Нефтеюганск, 2023
Тема «Сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы»
Автор: Егорова Арина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 8а класс
________________________________________________________________________
Аннотация
Работа представляет собой исследование произведений русской литературы и анкетирование учеников разных возрастных групп
Объект исследования: произведения русской литературы, результаты анкетирования
Предмет исследования: образ учителя, его личностные качества
Работа имеет большое практическое значение, проследить динамику личностного развития учителя в русской литературе, а также отношения к нему современных учеников
Новизна исследования на выбранную тему состоит в том, что эта тема не была исследована
Гипотеза: представления об учителе современными учениками и героями произведений литературы различны.
Тема «Сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы»
Автор: Егорова Арина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 8а класс
________________________________________________________________________
Оглавление
2.1. Возникновение профессии учитель и её роль в современном обществе--------- 6
2.2. Образ учителя в произведениях русской литературы -------------------------------- 8
3.1. Анализ произведения В. Распутина «Уроки французского ------------------------ 9
3.2. Анализ произведения В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ------ 10
4. Анкетирование --------------------------------------------------------------------------------- 11
5. Приложение ------------------------------------------------------------------------------------ 12
Тема «Сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы»
Автор: Егорова Арина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 8а класс
________________________________________________________________________
Изучая на уроке литературы произведение В. Распутина «Уроки французского» я задалась вопросом: изменилось ли отношение учеников к учителям в современном обществе? Я решила провести исследование и проанализировать, как современные ученики относятся к учителям, таким образом проследить тенденцию изменения о ношения к учителям в разные периоды истории
Гипотеза: представления об учителе современными учениками и героями произведений литературы различны.
Цель проекта: сравнить образ учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы
Задачи:
1. Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя
2. Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе
5. Провести анкетирование «Образ Учителя» среди учащихся разных возрастных групп и их родителей, сделать диаграмму
6. Сопоставить результаты анкетирования и анализа художественных произведений
7. Создать презентацию
8. Обобщить работу
9. Подвести итоги работы
Объект исследования: образ учителя
Предмет исследования: сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы
Методы исследования:
Практическая значимость:
продиктована временем. Меняются эпохи, требования к образованию и учителю, но во все времена учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. Литературный образ учителя- этому подтверждение. Данная тема актуальна, поскольку большая часть жизни каждого из нас связана с учителями.
Новизна исследования на выбранную тему состоит в том. что до нас эта тема не была исследована
Этапы исследования
Исследование мы условно разделили на три этапа
Первый этап – изучение и анализ произведений В. Распутина «Уроки французского» и В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»;
Второй этап – анкетирование учеников разных возрастных групп;
Третий этап – систематизация, анализ и обработка результатов исследования, написание статьи.
Тема «Сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы»
Автор: Егорова Арина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 8а класс
________________________________________________________________________
2.1 Возникновение профессии
учитель и его роль в обществе
Происхождение педагогики уходит своими корнями в первобытную эпоху. В древнейшие времена, когда у первобытных людей еще не существовало разделения труда, взрослые и юные члены племени на равных участвовали в добыче пропитания. Именно это и составляло единственную цель существования в тот период. Любая передача жизненного опыта была тесно вплетена в трудовую деятельность.
С самых ранних лет юные члены общины узнавали о методах охоты и собирательства, овладевали нужными умениями. По мере совершенствования орудий труда стало возможным не привлекать к этой работе самых старых, на них была возложена обязанность хранить огонь и присматривать за малышами.
Именно так и появилась первая группа воспитателей, в нее входили старейшины, единственной задачей которых была забота о подготовке молодого поколения ко взрослой жизни. С развитием цивилизации и общественного сознания в задачи педагогов также вошел вопрос религиозного и нравственного воспитания детей. Со временем люди заметили, что намного проще собрать сразу всех детей общины и вести с ними беседы на самые различные темы, чем обучать их необходимым умениям поодиночке.
Именно так в Древней Греции и появилась первая школа — ее создателем стал известный ученый Пифагор. Его педагогика обучала детей спортивным дисциплинам, наукам, музыке и медицине.
Позже школы были открыты по всей Греции, а обучение проводилось уже не на улице, как прежде, а в специально отведенных для этого строениях. Именно так и произошло зарождение педагогики как науки.
Педагогическая деятельность в наши дни представляет собой профессию, целью которой является создание условий для становления гармоничной личности. Работа учителя — это, вне всякого сомнения, тяжелый труд. Однако профессионального уровня это направление достигло далеко не сразу.
После появления первых школ в Греции стало очевидно, что вести с детьми обучающие беседы способен далеко не каждый взрослый член сообщества, а только тот, который обладает большим багажом знаний и личностными качествами, позволяющими ему объяснять тот или иной вопрос, донести информацию до других людей. Таким образом, в античные времена появилось первое понимание того, что педагогическая деятельность должна выйти на профессиональный уровень, однако, от идеи до ее воплощения прошло много времени.
Во времена Средневековья в Западной и Центральной Европе произошло резкое отторжение античного наследия и полное подчинение процесса обучения христианской доктрине. Это привело к существенному понижению общего образовательного уровня. Причина такого явления в том, что обучение легло на плечи монахов, не имевших никакого педагогического опыта. В те годы не существовало такого понятия, как урок, и дети изучали все сразу — одни ученики заучивали буквы, другие – слоги, третьи учились считать.
Постепенно в обществе началось понимание того, что такая система «не работает», и образование должно выйти на другой уровень. Именно поэтому в городах начали открываться цеховые школы, а в XII-XIII вв. появились первые университеты, преподавание в которых осуществляли известнейшие ученые того времени. Это, в свою очередь, привело к нехватке учителей. Возникла необходимость во введении классно-урочной системы в школах, а в университетах — лекционно-семинарской. Это нововведение обеспечило более рациональное использование времени учителя и привело к существенному повышению качества образования.
По мере развития общества существенно расширился круг задач педагога. Это постепенно привело к выделению отдельных педагогических специальностей. На данном этапе появилась потребность в создании школы для подготовки самих учителей. XVIII век неслучайно назван эпохой Просвещения – в то время обучение и воспитание стали основными социально-преобразующими факторами общественного развития.
Сегодня учителя в рамках подготовки к профессии получают специальное образование разного уровня, они работают в различных дошкольных, школьных и высших учебных заведениях, а также организациях переподготовки кадров.
Деятельность любого педагога подчиняется задачам всестороннего развития человека, его адаптации к жизни в социуме и овладения профессиональными навыками.
Профессиональный этап развития педагогики характеризуется довольно широким охватом людей, занятых в этой сфере, сближением образовательной системы с реальной жизнью. Наука того времени закрепила идею всеобщей педагогики, в этот период происходит активный поиск новых форм обучения, а также повышение социального статуса учителя и постановка перед педагогикой более важных и сложных задач.
Именно в школе формируются истоки характеров, идеалов, убеждений. Учитель - это помощник, наставник и просто друг, человек, на которого следует равняться ученикам, которому следует подражать. Учитель – самая благородная профессия. Учителя - это люди, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, он оставляет след в душе каждого человека. Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир ребенка, поэтому здесь необходим индивидуальный подход к каждому.
2.2 Образ учителя в русской литературе
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на плечи педагогов - от них во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать.
Общие стандарты взаимоотношений всегда зависели от индивидуальности обеих сторон. Ценным источником информации о деятельности педагогов является литература, которая всегда являлась зеркалом общества, в ней очень чётко можно рассмотреть, как положительные, так и отрицательные явления. Портреты учителей будут разными, но их могут объединять общие качества, как положительные, так и отрицательные.
Тема «Сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы»
Автор: Егорова Арина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 8а класс
___________________________________________________________________________
На уроках литературы мы изучали произведения В. Распутина «Уроки французского» и В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Я задалась вопросом: меняется ли отношение к учителям в разные периоды истории. Для подтверждения своей гипотезы я провела сравнительный анализ двух произведений и сопоставила их с результатами анкетирования.
В повестях и рассказах Валентина Распутина огромное внимание уделяется исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», который Валентин Григорьевич посвятил его матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему свою учительницу. Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».
«Уроки французского» - это рассказ, в котором рассматриваются важные проблемы школы. В нем освещается тема русских учителей. О молодой учительнице французского языка мы узнаем со слов главного героя – ученика районной школы. Мальчик с теплотой и уважением вспоминает свою учительницу, которая совершает настоящий подвиг в глазах героя. Лидия Михайловна по-разному помогала голодающему ученику, который с трудом сводил концы с концами. Учительница преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Возможно, с точки зрения школьного устава действия учителя являются неправомерными, однако с точки зрения гуманизма, нравственности это единственное, что мог сделать настоящий человек.
Распутин пишет: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты». Сама Лидия Михайловна вспоминала: «Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в «чику» и «замеряшки» не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции... Только преподавала я там уже не французский, а русский язык - для тех, кто владел французским. Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье... Спустя годы, три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала…»
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор показывает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни 30-х годов: «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах».
В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение. Внутренний облик учителя раскрывался в широкой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…».
Сравнительный анализ данных произведений показывает, что писатели отмечают значимость учителя в жизни своих персонажей, однако подчёркивают, что запоминаются, в основном, учителя, обладающие какими-то особыми качествами и совершившие яркие поступки. Следовательно, образ педагога до периода «перестройки» характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.
4. Анкетирование
Было проведено анкетирование, с целью узнать, каким должен быть идеальный учитель по мнению разных возрастных групп. Был взят один класс из параллели вторых классов, четвертых, пятых, седьмых, девятых и одиннадцатый. Результаты анкетирования представила в виде круговой диаграммы. Анкетирование проводилось по следующим вопросам:
«Пол идеального учителя?»
«Возраст идеального учителя?»
«Качества, которые Вам нравятся в учителях?»
«Имеет ли значение внешний вид?»
«На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?»
«Какими качествами не должен обладать идеальный современный учитель?»
«Как Вы считаете, важна ли профессия учителя в современном обществе?»
«Как Вы считаете, останется ли профессия учителя с развитием искусственного интеллекта?»
Отвечая на вопрос «Пол идеального учителя» 72 % учащиеся 2 классов ответили, что идеальный пол учителя – это женский. Для 60 % учащихся 5-11 классов пол учителя не имеет значения.
На вопрос «Возраст идеального учителя» 45% учащиеся 2-11 классов предпочитают молодого учителя. Для 39% учащихся возраст не имеет значения.
На вопрос «Качества, которые Вам нравятся в учителях?» 38 % учащихся ответили – профессионализм, 32% - доброта, 11% - справедливость, 9% - чувство юмора, 8% - внимательность.
На вопрос «Имеет ли значение внешний вид» 50% учащихся школы дали положительный ответ.
На вопрос «На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс» самыми распространёнными стали следующие ответы: одежда, прическа, аксессуары, настроение, поведение и предмет в руках.
На вопрос «Какими качествами не должен обладать учитель» ученики ответили- он не должен повышать голос, не должен быть агрессивным, строгим и придирчивым.
На вопрос «Как Вы считаете, останется ли профессия учителя с развитием искусственного интеллекта?» большинство учащихся ответили, что профессия учитель останется с развитием искусственного интеллекта.
Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что профессия учитель остается самой важной, востребованной, нужной. Ученики считают, что учитель должен быть все-таки молодым, а вот пол не имеет значение. Им нравятся добрые, внимательные, справедливые, ухоженные профессионалы, обладающие чувством юмора. Когда учитель входит в класс, ученики обращают внимание на его одежду, прическу, аксессуары и конечно же, на его настроение.
Тема «Сравнительный анализ образа учителя «глазами» современных учеников и героев произведений русской литературы»
Автор: Егорова Арина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 8а класс
___________________________________________________________________________
5. Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза не подтвердилась.
Анализ произведений литературы показывает, что писатели отмечают значимость учителя в жизни своих персонажей, однако подчёркивают, что запоминаются, в основном, учителя, обладающие особыми качествами такими как доброта, милосердие, внимательность. Герои произведений. с замиранием сердца смотрят на учителей, обращают внимание на внешний вид, голос, глаза.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что профессия учитель остается самой важной, востребованной, нужной. Ученики считают, что учитель должен быть все-таки молодым, а вот пол не имеет значение. Им нравятся добрые, внимательные, справедливые, ухоженные профессионалы, обладающие чувством юмора. Когда учитель входит в класс, ученики обращают внимание на его одежду, прическу, аксессуары и конечно же, на его настроение.
Таким образом, представления об учителе современными учениками и героями произведений литературы в большей степени совпадают.
Приложение
«Пол идеального учителя?»
«Возраст идеального учителя?»
«Качества, которые Вам нравятся в учителях?»
«Имеет ли значение внешний вид?»
«На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?»
«Какими качествами не должен обладать идеальный современный учитель?»
«Как Вы считаете, важна ли профессия учителя в современном обществе?»
«Как Вы считаете, останется ли профессия учителя с развитием искусственного интеллекта?»
Флейта и Ветер
Рисуем акварельное мороженое
Пустой колос голову кверху носит
Белый лист
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка