Работа представляет собой исследование об истории создания азбуки.
Объект исследования: азбука
Предмет исследования: сведения об авторах и истории создания азбука
Работа имеет большое практическое значение, узнав историю создания азбуки, разработан и выпущен информационный буклет, чтобы не только одноклассники, но и все ученики школы знали, помнили историю символов школы. Полученные результаты исследования можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях. Работа будет полезна и актуальна для школьного музея.
Вложение | Размер |
---|---|
История одного шедевра. Азбука. | 378.64 КБ |
Школьная научная конференция молодых исследователей
"Шаг в будущее"
Секция: Краеведение. История.
Тема
«История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Руководители:
Березовская Наталья Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №14»
Васина Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №14»
Нефтеюганск, 2023
Тема «История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5ф класс
________________________________________________________________________
Аннотация
Работа представляет собой исследование об истории создания азбуки.
Объект исследования: азбука
Предмет исследования: сведения об авторах и истории создания азбука
Работа имеет большое практическое значение, узнав историю создания азбуки, разработан и выпущен информационный буклет, чтобы не только одноклассники, но и все ученики школы знали, помнили историю символов школы. Полученные результаты исследования можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях. Работа будет полезна и актуальна для школьного музея.
Новизна исследования на выбранную тему состоит в том. что эта тема не была исследована
Гипотеза: если я узнаю историю создания азбуки, найду сведения о его авторах, то я не только приобрету знания об истории символов школы, но и могу поделиться этими знаниями с одноклассниками.
Тема «История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5ф класс
________________________________________________________________________
Оглавление
Тема «История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5ф класс
________________________________________________________________________
История Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» всегда будет неотделима с историей города Нефтеюганска.
В октябре 2022 года город Нефтеюганск отметил свой пятьдесят пятый день рождения. Двадцать пять лет назад, когда город праздновал свое тридцатилетие, на одной из его окраин был свой праздник. Ко Дню Знаний в городе добавился еще один праздник-день рождения школы-красавицы, распахнувшей двери для одной тысячи пятидесяти учеников, проживающих в близлежащих к одиннадцатому «А» окрестностей города.
Во время подписания акта о приемке школы строители, кураторы, учителя, дети с «восторгом отзывались о новом здании: воистину храм знаний, школа-красавица. Двухэтажное новое строение отличается не только высотой, но и планировкой классных комнат, рекреаций, фойе. Здесь крупнейший в городе тренажерный зал, самый вместительный в городе актовый зал, большая и уютная библиотека»[1].
С тех пор в жизни 14 школы прошло двадцать пять 1 сентября. И в этот юбилейный год я впервые пришла в 14 школу. На школьном концерте, посвященном двадцатипятилетию школы, я узнала, что в школе сложились традиции, которые чтят, бережно хранят и соблюдают все ученики. У школы есть свои символы: «14 заповедей 14 школы», гимн, который всегда звучит на торжественных мероприятиях в школе и азбука, вышитая ученицами 14 школы. Меня очень заинтересовала школьная азбука. Когда я начала спрашивать у одноклассников о его создании, то столкнулась с проблемой, что они не знают историю создания азбуки, не знают ничего о его авторах.
Гипотеза: если я узнаю историю создания школьной азбуки, найду сведения о его авторах, то я не только приобрету знания об истории символов школы, но и смогу поделиться этими знаниями с одноклассниками.
Цель проекта: узнать сведения об авторах школьной азбуки, историю его создания и своими знаниями поделится с одноклассниками.
Задачи:
Объект исследования: азбука
Предмет исследования: сведения об авторах и история создания азбуки
Методы исследования:
Практическая значимость:
работа имеет большое практическое значение, узнав историю создания школьной азбуки, мы разработали и выпустили информационный буклет, чтобы не только одноклассники, но и все ученики школы знали, помнили историю символов школы. Полученные результаты исследования можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях. Работа будет полезна и актуальна для школьного музея.
Новизна исследования на выбранную тему состоит в том. что до нас эта тема не была исследована
Этапы исследования
Исследование мы условно разделили на четыре этапа
Первый этап – изучение и анализ статей, публикаций и других источников по теме проекта.
Второй этап – встречи и проведение интервью с учителями, учениками, выпускниками по теме проекта;
Третий этап – систематизация, анализ и обработка результатов исследования, написание статьи.
Четвертый этап– разработка и выпуск брошюры «История одного шедевра: азбука».
Пятый этап – представление результатов работы одноклассникам, проведение викторины, с целью проверки действенности выдвинутой гипотезы.
Тема «История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5ф класс
________________________________________________________________________
Азбука, -и, ж. - Книжка для первоначального обучения грамоте.[2]
Азбука (букварь, буквица) — учебное пособие для обучения грамоте. Букварь помогает учащимся усвоить печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать слитно простейшие слоги и слова и правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты и уметь писать простейшие слова и предложения.[3]
В России первый славяно-русский букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который, на счастье, прекрасно сохранился.
Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы.
В нём есть так же разделы по грамматике и по орфографии. В материал для чтения включены молитвы, притчи, наставления.
Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова. Выпущен Московским печатным двором 20 августа 1634 года.
В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря.
Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению. Составлен букварь по образцу федоровских азбук.
Первый букварь с картинками появился в 1694-м году в Москве. Его автор — педагог, поэт и переводчик Карион Истомин, а все гравюры выполнены Леонтием Буниным. Это первый букварь, в котором не было религиозных текстов.
Страницы букваря украшены изображениями животных, растений, построек, людей, сценами из жизни.
А в 1720-м году был издан самый популярный букварь XVIII века — «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича. Его неоднократно переиздавали огромными тиражами. Помимо обучения чтению букварь предлагал тексты, требующие глубокого осмысления.
В 1864-м году, выходит «Родное слово для детей младшего возраста» Константина Дмитриевича Ушинского — первый букварь, в котором учитывались и педагогические принципы.
В конце XIX — начале XX вв. появились буквари В. П. Вахтерова и В. А. Флёрова, совершенствовавшие букварь К. Д. Ушинского.
Наиболее распространённые буквари середины XX века составили С. П. Редозубов (для городских школ) и А. И. Воскресенская (для школ сельских). Редозубовский букварь был основательно переработан в 1950-е гг. Иваном Свадковским.
В 1874-м году выходит букварь для совместного обучения чтению и письму для народных школ, который составил педагог Дмитрий Тихомиров вместе с женой Еленой. Он выдержал 161 издание. Четкая структура, наличие методического руководства для учителя (отдельной книжкой), живые тексты — рассказы и стихи писателей XIX века — сделали букварь Тихомировых самым популярным учебным пособием конца XIX века. По этому букварю учили даже в солдатских школах.
Первая книга любого школьника — букварь. И так было всегда. С него начинается обучение чтению, а нередко и письму.
За последние 30 лет было издано не так много букварей. Среди самых значимых — букварь Бунеевых, вышедший впервые в 2001 году. И с ним до сих пор дети идут в школу.
Буквари во все времена были не только средством для обучения письму и чтению. Каждый букварь отражал культуру того или иного времени. Рассматривая иллюстрации и изучая тексты, можно было судить о том, какие ценности хотели привить взрослые детям в каждый исторический момент.
Тема «История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5ф класс
___________________________________________________________________________
Обратившись к стенду, внимательно рассмотрев азбуку, на последней странице которой есть обращение к читателям, но, к сожалению, нет информации об авторах создания азбуки.
Поиск информации об авторах азбуки и истории создания мы решили начать с посещения школьного музея, найти в нем всю информацию и таким образом решить возникшую проблему. Изучив многочисленные папки, мы не нашли необходимых нам сведений. Это еще раз подтвердило новизну и практическую значимость исследования. На одном из стендов мы увидели фотографию (приложение 2) коллектива школы 1997-1998 учебного года и решили найти «живых» носителей истории школы, обратились к директору школы Фахрутдиновой Альбине Галимовне. Альбина Галимовна назвала имена и фамилии учителей, которые работают с основания школы. Это Березовская Н.В., Трескова Н.В., Донская О.Д., Надина Т.И., Фахрутдинова А.Г., Максименко Т.А., Хамитулина М.В., Пантелеев С.В.
Разработав вопросы интервью (Приложение 1), мы встретились с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Донской Ольгой Демьяновной. С учителем, под руководством которого работали ученицы кружка «Рукодельница», мы связались в социальной сети «Одноклассники», с Яворской Викторией, ученицей, которая вышивала страницы азбуки, нам удалось встретиться случайно, она в это время гостила у родителей и охотно рассказала нам об истории создания азбуки.
Таким образом, мы узнали об истории создания азбуки.
Азбука – это книга, вышитая ученицами МБОУ «СОШ №14». Размер 20х30х5. Цвет обложки - синий. Азбука состоит из 33 страниц, на которых вышиты буквы алфавита и стихи к ним. На первом листе вышито стихотворение С. Маршака, на последнем – обращение авторов к читателям.
Первый выход в свет у букваря был на празднике «Прощание с букварем». С особенным удовольствием и интересом разглядывали его научившиеся читать малыши.
Азбука – это продукт проекта по технологии «Фантазии на тему Букваря». Эту азбуку смело можно назвать коллективной работой. Не одно поколение её вышивало. А в 2010 году оставшуюся работу по созданию книги завершила Вика Яворская и представила на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, где и заняла 1 место.
Но ее история началась задолго до заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В --- году наша школа получила лецензию на право обучения рабочим профессиям. В рамках производственной практики (примерно, с 2004 года) после окончания 10 класса профессия «Вышивальщица» получили задание на практику вышить букву к азбуке. Девочек было значительно меньше, чем букв. Поэтому вышивали и в следующие годы на практиках.
Обратившись в отдел кадров, где Аминова Рашида Рашидовна позволила нам поработать с архивом личных дел Батраевой Надежды Леонидовны. Радости и волнению не было предела, мы прикоснулись к жизни великого талантливого педагога, память о котором останется навсегда в истории 14 школы.
Батраева Надежда Николаевна – родилась 5 марта 1959 года в селе Старье Вечканово Куйбышевской области в семье колхозников первым ребенком. По окончанию восьмилетней школы в 1974 году поступила в Подбельское педагогическое училище. Закончила в 1979 году по специальности «Преподавание в начальных классах». После была направлена учителем в родную школу в селе Малое Ибряйкино. В 1981 году вышла замуж. В 1982 году переехала вместе с мужем в г. Нефтеюганск. В 1987 году родилась дочь Дина. С 1995 по 1997 год работала учителем начальных классов в начальной школе №2. С 25 августа 1997 года переводом устроилась учителем технологии в МЮОУ «СОШ №14». 31 мая 2011 года ушла на заслуженный отдых.
Таким образом, мы узнали, что Надежда Леонидовна Батраева работала в нашей школе с первого дня ее открытия. Надежда Леонидовна работала учителем технологии, была руководителем кружка «Рукодельница». Под ее руководством на базе нашей школы проходили муниципальные и региональные этапы Всероссийской Олимпиады школьников по технологии, Надежда Леонидовна была идейным вдохновителем и организатором различных конкурсов, мероприятий, конференций. Многие выпускники помнят такие мероприятия как «Посвящение в профессионалы», «Неделя технологии», где ребята показывали свои работы.
Надежда Леонидовна – творческий, талантливый педагог, сумевший зажечь не одну «звездочку» на своем педагогическом пути. Ученики Надежды Леонидовны - призеры и победители заключительного этапа ВОШ по технологии (2008,2009). За заслуги в области образования в 2008 году. Надежда Леонидовна награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
Ученики о Надежде Леонидовне
Моим наставником была учитель технологии Батраева Надежда Леонидовна. Запомнилась мне своим пробивным характером, юмором, подходом к решению задач и достижению поставленных целей. В тот период школьной жизни, так много времени проводили вместе, что могла бы назвать ее второй мамой, заботливой, внимательной и доброй.
Яворская Виктория, ученица 11 класс
Яворская Виктория – ученица МБОУ «СОШ №14». Обучалась в школе с 2009 года. Первая учительница Вики была Халиулина Светлана Геннадьевна. С 5 по 11 класс классным руководителем была Харитонова Татьяна Викторовна. Виктория закончила школу в 2010 году с золотой медалью. Вика неоднократный победитель Олимпиады школьников по технологии.
По итогам 2007, 2009 года Вика становилась победителем конкурса «14 лучших учеников 14 школы».
Диплом Всероссийской олимпиады за первое место помог Вике без экзаменов поступить в университет технологии и дизайна. Со времён создания букваря Вика полюбила вышивать крестиком и дома старается вышивать в свободное время, вышила несколько крупных картин, одну из которых подарила отцу на 50-летие.
Данный проект, и вообще занятия по технологии, поспособствовали развитию творческого мышления в работе. До ухода в отпуск по уходу за ребенком Вика работала руководителем производства и заместителем директора швейной фабрики «Мануфактура-А» в Санкт-Петербурге.
Толчком к созданию вышитой книги стала информация с интернет-сайта www.paraskeva.ru о детской книжке, вышитой крестом, которая представляет собой небольшую 10-страничную книжку с простейшими рисунками, буквами, цифрами и арифметическими примерами, рассчитанная на 3-5 летних детей. Одновременно с сайта www.welljob.ru со схемами букв, изображениями животных, птиц, рыб, разных предметов и цифрами с изображением фруктов и ягод www.panna.ru. Таким образом, исходный материал для вышивания был найден. Схемы изображений к каждой буквы тщательно продуманы, создают впечатление художественного изображения за счет большого количества крестиков (≈110/110) и цветов (14). Букварь – это книга, которая используется учеником ежедневно. Она может испачкаться – значит, нужно предусмотреть возможность стирки. Первоклассники должны носить учебники по нормам СанПиН весом, не более 300 гр. – значит, букварь должен быть легким. В начале учебной деятельности малыши ещё не могут аккуратно и бережно обращаться с учебниками, книга может порваться – значит, букварь должен быть прочным и иметь возможность восстановления. Как человека встречают по одежке, так и букварь должен быть легко узнаваем за счет цветового решения, сходного с печатным изданием. Для вышивания азбуки было использовано 246 цветов. Если я куплю мулине фирмы ДМС для вышивания, то потрачу: 246 × 25 р. = 6150 р. Если куплю мулине фирмы ПНК, то: 246 × 3,65 р. = 894 р. понадобилось бы, если бы я вышивала нитками ПНК 6150 : 894 = в 7 раз дешевле стоимость ниток ПНК, чем ДМС.
Для обработки срезов листов букваря пробовалось два способа: обметывание и окантовка. В первом варианте сборки книги было задумано использовать офисную папку с металлическими дугами. Листы были втачаны в пластиковые держатели, дыроколом пробиты отверстия в держателях. Но в этом случае букварь выглядел как офисный документ, а не книга. Поэтому я придумала другой способ сборки. С эстетической точки зрения букварь очень интересен. Цвет канвы обложки и цвет мулине для названия подобраны так, чтобы подчеркнуть взаимосвязь всех трех букварей, имеющихся в библиотеке нашей школы и изучаемых учащимися: - цвет канвы – дань букварю, по которому учились многие дети;- цвет букв в названии – азбука «Гармония»; - шрифт - названия относит к изучаемой ранее «Русской азбуке», выполненной в славянском стиле. Яркий, синий цвет – ультрамарин – хоть и бросается в глаза, но он приносит спокойствие, уравновешенность по своей характеристике.
Посетив школьный музей, библиотеку, встретившись с учителями, учениками, выпускниками школы. На основе полученной информации, мы создали информационный буклет и выступили перед одноклассниками. Перед выступлением мы задали вопрос «Что вы знаете об истории создания азбуки», но никто не смог опять на этот вопрос ответить, а после рассказа об азбуке, в заключении провели викторину (Приложение 2).
Из предложенных вопросов викторины 50 % учеников правильно ответили на все вопросы.
Тема «История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5ф класс
___________________________________________________________________________
В результате нашей работы был разработан буклет «История одного шедевра: азбука» и проведена викторина среди одноклассников. Результаты викторины позволяют судить о том, что цель проекта достигнута и гипотеза подтвердилась
Тема «История одного шедевра: азбука»
Автор: Бакланова Марина
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5ф класс
___________________________________________________________________________
Приложение 1.
Вопросы для интервьюирования заместителя директора по учебно-воспитательной работе Донской О.Д.
Вопросы для интервьюирования выпускницы Яворской Виктории.
ОПРОС ОДНОКЛАССНИКОВ В НАЧАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Приложение 2
Викторина на знание истории создания азбуки
РЕЗУЛЬТАТЫ ВИКТОРИНЫ В ИТОГЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
[1] Робко вхожу я под светлые своды // Нефтеюганский рабочий.- 1997
[2] «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
[3] Википедия
Рукавичка
Весёлая кукушка
Северное сияние
Смородинка
Прощание с летом