Влажность влияет не только на окружающий мир, но и непосредственно на самого человека, поэтому очень важно следить за влажностью воздуха, уметь измерять ее. Она является одним из основных параметров микроклимата помещения, где занимаются учащиеся. Проблема исследования заключается в необходимости определения влажности воздуха в разных помещениях школы и ее влияние на жизнедеятельность учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
Определение влажности воздуха | 418.29 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 103 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
VII Районный конкурс
учебно-исследовательских работ
«Человек в фокусе естественнонаучного знания»
Секция «Мир вокруг нас»
Влажность воздуха и ее влияние на жизнедеятельность учащихся
Выполнил:
Кожемякин Александр,
учащийся 9 «Г» класса
Руководитель:
Макурина Нина Викторовна,
учитель химии
МОУ СШ №103
Волгоград, 2023
Содержание
стр.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Литературный обзор....................................................................5
Глава 2. Практическая часть.....................................................................6
2.1 Методика определения относительной влажности воздуха.......6
2.2 Результаты исследования...............................................................7
Заключение...................................................................................................11
Библиографический список......................................................................12
Приложение..................................................................................................15
Введение
Актуальность исследования
В последние годы среди учащихся школ высокий процент простудных заболеваний, особенно в зимний период времени. Мы предположили, что одной из причин является влажность воздуха. Низкая влажность вызывает быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Высокая влажность также вызывает ряд негативных явлений в организме человека, например, нарушается теплообмен организма с окружающей средой, что приводит к перегреву тела.
Влажность влияет не только на окружающий мир, но и непосредственно на самого человека, поэтому очень важно следить за влажностью воздуха, уметь измерять ее. Она является одним из основных параметров микроклимата помещения, где занимаются учащиеся. Проблема исследования заключается в необходимости определения влажности воздуха в разных помещениях школы и ее влияние на жизнедеятельность учащихся[5].
Цель работы: определить влажность воздуха в кабинетах МОУ СШ №103 и ее влияние на жизнедеятельность человека
В ходе работы решались следующие задачи:
Объект исследования: МОУ СШ №103 (учебные кабинеты)
Предмет исследования: температура воздуха.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме, систематизация полученной информации, обобщение выводов;
- экспериментальные: определение влажности воздуха при помощи психрометра, анализ и описание результатов эксперимента.
Практическая значимость проекта заключается в том, что данное исследование способствует формированию гигиенических навыков культуры поведения человека в быту.
Продукт проекта – информационный бюллетень для учащихся и родителей.
В воздухе всегда есть водяной пар. Он образуется в результате испарения воды с поверхности морей, рек, озер и водоемов. От количества водяного пара, содержащегося в воздухе, зависит погода, самочувствие человека, функционирование многих его органов, жизнь растений, сохранность техники, книг, различных зданий и сооружений.
Воздух является неотъемлемой частью каждого живого существа – это один из источников жизни. Человек не может жить без воздуха. Из уроков физики мы знаем, что атмосферный воздух представляет смесь различных газов и водяного пара. Важное значение для человека наряду с температурой и атмосферным давлением имеет количество в воздухе водяного пара.
Основная задача исследований, это измерить влажность воздуха в разных помещениях нашей школы: в предметных кабинетах, в классе информатики, в библиотеке, в столовой, в мастерских и спортивном зале. Таким образом, каждый из нас должен знать каким воздухом он дышит и соответствует ли концентрация водяного пара для хорошего самочувствия.
Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Понятие относительной влажности воздуха
Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела. Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали называется парциальным давлением водяного пара. За характеристику влажности воздуха принимают плотность водяного пара, содержащегося в воздухе. Эту величину называют абсолютной влажностью и выражают в граммах на один кубический метр. Таким образом, абсолютная влажность показывает, сколько водяного пара в граммах содержится в одном кубическом метре воздуха.
Знания абсолютной влажности ничего не говорит о том, насколько водяной пар в данных условиях далек от насыщения. А это зависит от интенсивности испарения воды и, следовательно потери влаги живыми организмами. От этого же зависит быстрота высыхания тканей почвы, увядания растений и многое другое. Поэтому вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.
Относительной влажностью воздуха называют выраженное в процентах отношение абсолютной влажности водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при этой же температуре.
Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остаётся сухим, и термометр показывает температуру воздуха. Резервуар другого окружен полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, чем интенсивнее идет испарение и, тем меньше разность показаний термометра. По разности температур термометров с помощью психрометрической таблицы можно определить относительную влажность воздуха [3]
1.2 Влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека
Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для жизнедеятельности человека. Люди весьма восприимчивы к влажности.
Повышенная влажность (более 85%) затрудняет теплообмен между организмом человека и внешней средой из-за уменьшения испарения пота с поверхности кожи. Чем больше влажность, тем меньше испаряется пота в единицу времени и тем быстрее наступает перегрев тела, который как минимум влечёт за собой вялость и тошноту, а как максимум, потерю сознания, сердечные приступы, кислородное голодание мозга [1]
Особенно неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие человека оказывает высокая влажность при температуре окружающей среды выше 30°С, так как при этом почти вся выделяемая теплота отдается в окружающую среду при испарении пота. При повышении влажности пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова; возникает так называемое «проливное» течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающее необходимую теплоотдачу. Повышенная влажность опасна и в сочетании с низкой температурой, так как возникает риск сильного переохлаждения. Вместе с тем, умеренно влажный воздух может быть весьма полезен для здоровья, он благоприятно влияет на слизистые оболочки дыхательных путей, способствует очищению от мокроты, защищает от болезнетворных бактерий.
Недостаточная влажность воздуха (менее 20%) также оказывает негативное влияние на здоровье человека из-за интенсивного испарения влаги с поверхности слизистых оболочек дыхательных путей, что может привести к их пересыханию и растрескиванию, а затем и загрязнению болезнетворными микроорганизмами. При таком уровне влажности даже здоровые люди испытывают ощущение сухости в носоглотке, «резь» в глазах, может начаться носовое кровотечение. Особенно опасен слишком сухой воздух для больных бронхиальной астмой, у них наблюдается общее ухудшение самочувствия, возможны приступы. С другой стороны, умеренно сухой воздух позволяет легче переносить низкие и высокие температуры. Так, например, при малой относительной влажности летняя жара переносится легче, чем та же температура, но в районах с высокой влажностью. То же самое и с отрицательными температурами. Сильные морозы при низкой влажности приносят гораздо меньший дискомфорт, чем небольшой «минус» в условиях влажного воздуха.
В сухом воздухе происходит быстрое испарение влаги с поверхности кожи, что приводит к высыханию слизистых оболочек дыхательных путей. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-250С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50%. С начала отопительного сезона относительная влажность в помещениях школы значительно снижается. Такие условия вызывают быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям.
Что делать, если воздух в помещении слишком сухой?
Сухой воздух в помещении – распространённая проблема. Она может быть обусловлена спецификой строительных материалов, применявшихся при строительстве здания; неисправной работой вентиляционных систем; в холодное время года - работой отопительных систем (своего рода «плата» за тепло); излишней «загерметизированностью» помещений вследствие установки стеклопакетов, другими причинами. Для увлажнения воздуха существует множество способов. Наиболее простые и доступные из них:
Что делать, если воздух в помещении слишком влажный?
Причинами излишней влажности воздуха могут быть дефекты крыши или стен здания; нарушения изоляции от грунтовой воды; неполадки с трубами водоснабжения; некачественная вентиляция, особенно в кухнях и ванных помещениях; нарушение установленных гигиенических норм объёма воздуха на одного человека, т.е., проще говоря, перенаселённость. Проблема повышенной влажности воздуха в помещениях менее распространена, но более серьёзна по последствиям, как для здоровья обитателей помещения, так и для самого помещения, из-за риска образования и размножения плесени, гнилостных бактерий и других микроорганизмов, что так же губительно для здоровья. Если нет возможности быстро решить проблему радикально, устранив её источник, то на помощь могут прийти специальные приборы - осушители воздуха [1 ].
Глава 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методика определения относительной влажности воздуха
Изучив литературу по определению относительной влажности воздуха, нами была выбрана методика из учебного пособия “Физика 8 класс” автора И. М. Перышкина, которая оказалась доступной для проведения школьного эксперимента.
Таблица 1. — Психрометрическая таблица [2]
Нами была определена температура при помощи психрометра в помещениях школы. Для достоверности информации данные собирались в течении трёх дней и заносились в таблицы.
В результате обобщения полученных данных, мы получили средние значения показателей относительной влажности воздуха.
2.2 Результаты исследования
День первый (25.11.2023 13:24)
Таблица 2. Определение относительной влажности воздуха.
Кабинет | t°C (сухой) | t°C (влажный) | Относительная влажность, % |
Мастерская | 23 | 22,5 | 97 |
Начальный класс (1-2) | 26 | 22,5 | 72 |
Начальный класс (1-4) | 25 | 23 | 83 |
Начальный класс (1-6) | 27 | 23 | 69 |
Библиотека | 20,5 | 20 | 93 |
Коридор (1 этаж) | 24 | 22 | 83 |
Спортзал | 25 | 21 | 67 |
История (2-3) | 28 | 21 | 51 |
Русский язык (2-4) | 26 | 21,5 | 65 |
География (2-5) | 25 | 21,5 | 71 |
Информатика (2-9) | 23 | 21,5 | 86 |
Физика (2-11) | 26 | 20 | 58 |
Английский язык (2-12) | 24 | 21,5 | 78 |
Коридор (2 этаж) | 24 | 21 | 74 |
ОБЖ (3-2) | 28 | 23 | 63 |
Учебный каб. (3-4) | 25 | 23 | 83 |
Учебный каб. (3-6) | 26 | 22 | 72 |
Музыка (3-7) | 26 | 22 | 69 |
Биология (3-8) | 27 | 22,5 | 66 |
Химия (3-9) | 24 | 21,5 | 78 |
Коридор (3 этаж) | 25 | 23 | 83 |
Столовая | 23 | 21 | 82 |
День второй (28.11.2023 12:57)
Таблица 3. Определение относительной влажности воздуха.
Кабинет | t°C (сухой) | t°C (влажный) | Относительная влажность, % |
Мастерская | 22 | 22 | 100 |
Начальный класс (1-2) | 27 | 22 | 62 |
Начальный класс (1-4) | 24 | 21,5 | 78 |
Начальный класс (1-6) | 26 | 20,5 | 58 |
Библиотека | 21 | 19,5 | 85 |
Коридор (1 этаж) | 24 | 21 | 74 |
Спортзал | 23 | 21,5 | 71 |
История (2-3) | 28 | 21,5 | 53 |
Русский язык (2-4) | 26 | 21,5 | 65 |
География (2-5) | 24 | 20 | 66 |
Информатика (2-9) | 22 | 20 | 82 |
Физика (2-11) | 26 | 20 | 54 |
Английский язык (2-12) | 22 | 20 | 82 |
Коридор (2 этаж) | 25 | 21,5 | 71 |
ОБЖ (3-2) | 27 | 21 | 55 |
Учебный каб. (3-4) | 23 | 22 | 82 |
Учебный каб. (3-6) | 26 | 22 | 69 |
Музыка (3-7) | 26 | 22 | 69 |
Биология (3-8) | 26 | 22 | 69 |
Химия (3-9) | 22 | 21,5 | 98 |
Коридор (3 этаж) | 24,5 | 22 | 71 |
Столовая | 25 | 22 | 75 |
День третий (05.12.2023 13:18)
Таблица 4. Определение относительной влажности воздуха (без отопления).
Кабинет | t°C (сухой) | t°C (влажный) | Относительная влажность, % |
Мастерская | 20 | 14 | 48 |
Начальный класс (1-2) | 27 | 15 | 18 |
Начальный класс (1-4) | 24 | 14 | 30 |
Начальный класс (1-6) | 25 | 14 | 25 |
Библиотека | 24 | 14 | 30 |
Коридор (1 этаж) | 22 | 14,5 | 40 |
Спортзал | 21 | 16 | 55 |
История (2-3) | 27 | 18 | 36 |
Русский язык (2-4) | 25 | 16 | 37 |
География (2-5) | 21 | 16 | 55 |
Информатика (2-9) | 22 | 18 | 64 |
Физика (2-11) | 27 | 18 | 39 |
Английский язык (2-12) | 24 | 18 | 51 |
Коридор (2 этаж) | 23 | 17 | 50 |
ОБЖ (3-2) | 26 | 20 | 54 |
Учебный каб. (3-4) | 24 | 21 | 74 |
Учебный каб. (3-6) | 25 | 22 | 75 |
Музыка (3-7) | 25 | 19 | 52 |
Биология (3-8) | 25 | 19 | 52 |
Химия (3-9) | 20 | 19 | 90 |
Коридор (3 этаж) | 25 | 21 | 66 |
Столовая | 23 | 20 | 74 |
Учитывая показатели за три дня нами составлена, таблица со средними значениями данных.
Таблица 5. Средние значения температуры и относительной влажности
Кабинет | t°C (сухой) | t°C (влажный) | Относительная влажность, % |
Мастерская | 21,7 | 19,5 | 81,7 |
Начальный класс (1-2) | 26,7 | 19,8 | 50,7 |
Начальный класс (1-4) | 24,3 | 19,5 | 63,7 |
Начальный класс (1-6) | 26 | 19,2 | 50,7 |
Библиотека | 21,8 | 17,8 | 69,3 |
Коридор (1 этаж) | 23,3 | 19,2 | 65,7 |
Спортзал | 23 | 19,5 | 64,3 |
История (2-3) | 27,7 | 20,2 | 46,7 |
Русский язык (2-4) | 25,7 | 19,7 | 55,7 |
География (2-5) | 23,3 | 19,2 | 64 |
Информатика (2-9) | 22,3 | 19,8 | 77,3 |
Физика (2-11) | 26,3 | 19,3 | 50,3 |
Английский язык (2-12) | 23,3 | 19,8 | 70,3 |
Коридор (2 этаж) | 24 | 19,8 | 65 |
ОБЖ (3-2) | 27 | 21,3 | 57,3 |
Учебный каб. (3-4) | 24 | 22 | 79,7 |
Учебный каб. (3-6) | 25,7 | 22 | 72 |
Музыка (3-7) | 25,7 | 21 | 63,3 |
Биология (3-8) | 26 | 21,2 | 62,3 |
Химия (3-9) | 22 | 20,7 | 88,7 |
Коридор (3 этаж) | 24,8 | 22 | 73,3 |
Столовая | 23,7 | 21 | 77 |
Заключение. Выводы
Невидимый нами воздух, которым мы дышим и к которому мы привыкли, может влиять не только на самого человека, но и на все, что его окружает. В этой исследовательской работе был изучен вопрос о влиянии влажности воздуха на жизнедеятельность человекаи определена влажность воздуха в кабинетах МОУ СШ№103
Исходя из этого, мы выяснили, отвечает ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Измерения проводились в предметных кабинетах и кабинете информатики. Измерения и показания отражены в таблице.
, имеется факт перенаселенности школы ( количество учащихся выше нормы). В результате было выявлено:
Однако:
имеют влажность воздуха выше нормы.
Можем предположить, что в этих кабинетах недостаточное количество световых лучей (северная сторона) или имеются дефекты крыши (старое здание). Кроме того
3.Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в кабинетах школы надо сделать следующее:
Библиографический список
Приложение 1.
Рис.1. Психрометр
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Рукавичка
Цветение вишни в лунную ночь
За еду птицы готовы собирать мусор
Барсучья кладовая. Александр Барков