В данной работе автор описывает проблемы взаимоотношений между родителями и детьми, проводит опрос учащихся школы. На основе анализа изученной лителатуры и анкет респондентов, составляет памятку памятку для родителей и подростков «Жить в семье без конфликтов».
Вложение | Размер |
---|---|
sysoeva_v_8a_problemy_vzaimootnosheniya_roditeley_i_podrostkovlera_sysoeva_8a.docx | 563.82 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №133
с углублённым изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербург
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Выполнила: Сысоева Валерия,
ученица 8 «А» класса
Руководитель: Дмитриева М.О.,
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №133
Санкт-Петербург
2023
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности подросткового возраста …………………………..…….5
Глава 2. Результаты опроса обучающихся 8-9 классов ГБОУ СОШ №133…..9
Заключение ………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18
Приложение ……………………………………………………………………...19
Введение
Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью, который наступает примерно ближе к 11-15 годам. Это один из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями, который уступает только росту и изменениям в младенчестве[1].
Именно в этот переходный возраст ребенок хочет проявить самостоятельность, происходит изменение внешности, характера, новые интересы и увлечения могут пугать и вызывать непонимание. Переходный возраст - непростое время и для ребенка, и для его родителей.
«Проблемы взаимоотношения родителей и подростков» - актуальная тема, так как во многих семьях есть разногласия, часто между подростками и взрослыми бывают расхождения в интересах, родители не прислушиваются к мнению ребенка.
Цель проекта: создать памятку для родителей и подростков «Жить в семье без конфликтов».
Задачи:
· выяснить, что такое «подростковый возраст» и в чем его особенности;
· изучить литературу по имеющейся тематике;
· выяснить причины возникновения проблем подростков в семьях и найти способы их решения;
· провести опрос обучающихся 8,9 классов ГБОУ СОШ №133 по данной тематике.
Объект исследования: особенности подросткового возраста.
Предмет исследования: проблемы взаимоотношений подростков и родителей и отношение к ним обучающихся 8,9 классов ГБОУ СОШ №133.
Гипотеза: взаимоотношения без конфликтов между родителями и детьми-подростками возможны при выполнении определённых условий и правил общения.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, анкетирование. Данная исследовательская работа состоит из Введения, Главы 1, Главы 2, Заключения, Списка литературы, Приложения.
Глава 1. Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это период развития детей от 11- 12 до 15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек[2].
Психологи выделяют три этапа взросления:
1. Ранний подростковый период. Возраст 10-14 лет. В это время происходит активные физиологические изменения организма. Половое созревание, интенсивная выработка гормонов приводит серьёзным внутренним и внешним изменениям.
2. Средний подростковый период. На него приходится 15-17 лет. В этом возрасте основные физиологические изменения уже заканчиваются. Подросток физически похож на вполне взрослого человека, гормональные перестройки завершились и стабилизировались. С физиологической точки зрения в это время юноши и девушки уже готовы к продолжению рода. Однако психологическое состояние ещё далеко не стабильно. Подростки отличаются крайней лабильностью и импульсивностью поведения. В этот период молодые люди часто категоричны в своих убеждениях и действиях, а также плохо ориентируются в последствиях собственных поступков, решений.
3. Поздний подростковый возраст. Начинается он в 17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам. К этому возрасту молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои действия, имеют профессию, увлечения. Они имеют свои цели и знают, чего хотят добиться в жизни[3].
Резкие изменения в организме, гормональные всплески, психологическое взросление приводят к большой нагрузке. Вследствие чего, поведение и реакции подростка отличаются вспыльчивостью, агрессивностью или даже плаксивостью. В этот период ребята критичны к себе и остро воспринимают чужое мнение на свой счёт. Они крайне чувствительны к тому, как к ним относятся окружающие, что про них говорят, что думают. Основная проблема, возникающая у подростков, - проблема взаимоотношений с родителями. У подроста происходит представление о себе как «не о ребенке», он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. В большинстве семей этот процесс воспринимается как вызывающее поведение.
Наиболее типичные виды конфликтных ситуаций:
1. Эмоциональное отвержение. Чаще всего эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувственных ребят. Они могут испытывать страдания - до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить.
2. Эмоциональное потворство. Одна из особенностей, отличающих такие семьи: ребенок - центр всей жизни взрослых. Требования здесь к ребенку зачастую минимальны, в лучшем случае они ограничены учением. Запреты мягки. Всегда и во всем родительский контроль уступает место любовному покровительству. Но суровые будни современной жизни ставят все на свои места и тогда подросток оказывается в совершенно другом положении, где и возникают конфликтные ситуации.
3. Авторитарный контроль. Воспитание происходит по той же методике, что и в эмоциональном потворстве только на первый план выходит авторитет родителей. Вместо мягкого покровительства здесь практикуется строгий контроль. Главная воспитательная линия проявляется в многочисленных вариантах родительского нажима. Конфликты родителей со своими детьми - весьма частое явление. Основные причины их, со стороны взрослых:
- недостаточное высокая успеваемость и плохое поведение в школе;
- непослушание дома;
- пренебрежение родительскими советами[4].
Конфликты родителей и подростков протекают по-разному и зависят они от атмосферы, царящей в их семьях. Ниже рассмотри пять групп семей:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь «ненормальные» отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что подростковый возраст является переходным этапом в жизни ребенка из детства во взрослую жизнь, он сопровождается перепадами настроения, изменением внешности, желанием, чтобы прислушивались к его мнению. Позиция подростка в семье во многом зависит от ее атмосферы. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего спокойно. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Глава 2. Результаты опроса обучающихся 8-9 классов ГБОУ СОШ №133
В опросе приняли участие 100 человек, учащиеся 8-9 классов ГБОУ СОШ №133.
На вопрос «Есть ли в вашей семье ссоры между родителями и подростками» 65,7% респондентов ответили «да», 31,4% ответили «нет». Это говорит о том, что конфликты между родителями и подростками происходят в большинстве семей опрошенных.
Опрос показал, что большинство подростков считают, что конфликт начинает родитель. Возможно у кого-то это так, но не все подростки хотят признавать то, что они первые начали ссору, поэтому и говорят, что это родители.
Ответы на вопрос «Каково ваше поведение в конфликте» показали, что большинство подростков проявляют безразличие во время конфликта с родителями. 44% - испытывает агрессию, чаще всего так происходит потому что, дети берут пример со своих родителей. 40% опрошенных подростков пытаются найти компромисс и это самый верный выход из ссоры. 21% опрошенных подростков ответила, что они начинают соперничать своим родителям.
На вопрос «С кем нравится проводить время» большинство подростков ответило – «с друзьями». На мой взгляд, это связано тем, что у них общие интересы, они могут рассказать свои секреты, зная, что их выслушают и не начнут ругать, как это сделали бы родители.
Ответы на вопрос «Совпадает ли ваше мнение с родителями» показали нам, что у большинства подростков чаще совпадает мнение с родителями, чем нет. Скорее всего это вызвано тем, что родители респондентов любят их, интересуются их жизнью.
Ответы на вопрос «Как часто случаются конфликты в вашей семье» говорят, что у большинства подростков редко происходят конфликты в семье. Лишь у 20% опрошенных конфликты происходят каждый день.
Ответы на вопрос «Доверяешь ли ты друзьям больше чем родителям» показал нам, что 49 % респондентов больше доверяют друзьям. 46,1 % - друзьям доверяют больше, чем родителям. Также присутствовали ответы, что «в зависимости от ситуации» и «смотря что».
Ответы на вопрос «Считаешь ли ты свою семью дружным коллективом» следующие: 61% подростков считают свою семью дружным коллективом, 32,7% - их семья не дружный коллектив.
Да данный вопрос 62,7% подростков ответили, что они бывают свидетелями или участниками конфликтов между взрослыми, 35,3% проголосовали за то, что они не бывают свидетелями или участниками конфликтов со взрослыми.
Опрос нам показал то, что у большинства подростков нет проблем в семье. Меньше половины подростков проголосовали за то, что проблемы в семье имеются. У кого-то в семье имеются не значительные проблемы
Ответы на вопрос «Есть ли у тебя секреты от родителей» показали, что у 72% подростков есть секреты от родителей и это вполне нормально. Есть такие подростки, которые ничего не скрывают от родителей. Это решение каждого ребенка, не обязательно делиться всем с родителями, но они должны знать, что происходит в твоей жизни.
Ответы по вопросу «Дружеские ли у тебя отношения с родителями» показали нам, что у 62,4% подростков дружеские отношения с родителями. У 28% опрошенных подростков нет дружеских отношений с родителями, у кого-то дружеские отношения только с одним родителем.
По результатам ответов на вопрос можно увидеть, что большинству подростков (68,6%) часто помогают родители, что помогает им сделать правильный выбор в разных ситуациях. 27,5% подростков проголосовали за то, что им не часто помогают родители. Кому-то родители помогают тогда, когда он попросит у них помощи.
Ответы на вопрос показали нам то, что большинство подростков доверяют своим родителям. 31% опрошенных подростков проголосовали за то, что они совсем не доверяют своим родителям. Кто-то доверяет родителям, только если это не секреты.
На вопрос «Часто ли ты обращаешься за помощью к родителям» мнение респондентов разделилось поровну.46,6% подростков проголосовала за то, что они часто обращаются за помощью к родителям, и 46,6% - не обращаются за помощью. Кто-то пытается разобраться сам, так как не хочет мешать родителям. Есть и такие, кто обращаются за помощью, но редко.
По результатам анонимного опроса можно сделать следующий вывод. У большинства обучающихся 8-9 классов ГБОУ СОШ №133 происходят конфликты с родителями, причем зачинщиками конфликтов, по мнению детей, являются родители. Респонденты не доверяют своим родителям и не рассказывают им свои секреты, что отстраняет ребенка от взрослого. Данное поколение подростков считают, что они достаточно самостоятельные и многие не обращаются за помощью к родителям. Возможно, родители и не понимают детей, но и дети должны встать на место взрослого. Чтобы понять кто прав, а кто виноват, нужно разобраться в ситуации и только потом делать вывод. Но чаще всего не бывает одного виновного, при любом конфликте лучше спокойно поговорить, а не ссориться и кричать.
Заключение
В ходе работы над проектом выяснили, что подростковый возраст является переходным этапом в жизни ребенка из детства во взрослую жизнь, он сопровождается перепадами настроения, изменением внешности, желанием, чтобы прислушивались к его мнению. Позиция подростка в семье во многом зависит от ее атмосферы. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, спокойно. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
По результатам анонимного опроса можно сделать следующий вывод. У большинства обучающихся 8-9 классов ГБОУ СОШ №133 происходят конфликты с родителями, причем зачинщиками конфликтов, по мнению детей, являются родители. Респонденты не доверяют своим родителям и не рассказывают им свои секреты. Данное поколение подростков считают, что они достаточно самостоятельные и многие не обращаются за помощью к родителям. Возможно, родители и не понимают детей, но и дети должны встать на место взрослого. Чтобы понять кто прав, а кто виноват, нужно разобраться в ситуации и только потом делать вывод. Но чаще всего не бывает одного виновного, при любом конфликте лучше спокойно поговорить, а не ссориться и кричать.
Итоговым продуктом исследования является брошюра для подростков и их родителей «Жизнь в семье без конфликтов». В брошюре прописаны правила общения в семьях, где есть подростки, способы выхода из конфликтных ситуаций.
Список литературы
Приложение
Анкетирование обучающихся 8,9 классов ГБОУ СОШ №133 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
8)Доверяешь ли ты друзьям больше чем родителям?
9)Считаешь ли ты свою семью дружным коллективом?
10) Бывают ли дети свидетелями или участниками конфликтов между взрослыми?
11) Есть ли проблемы в вашей семье?
12) Есть ли у тебя секреты от родителей?
13) дружеские ли у тебя отношения с родителями?
14) часто ли тебе помогают родители?
15) доверяешь ли ты своим родителям?
16) Часто ли ты обращаешься к родителям за помощью?
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Подростковый_возраст
[2] https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3980
[3] https://help-point.net/articles/osobennosti-podrostkovogo-vozrasta/
[4] Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
Свадьба в Малиновке
Одна беседа. Лев Кассиль
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Рисуют дети водопад