Статья написана в форме научного эссе. Автор излагат свою точку зрения на роль кибеопространства в современной реальности.
Вложение | Размер |
---|---|
kiberprostranstvo_-_novaya_realnost.docx | 25.43 КБ |
Киберпространство – новая реальность
Кузьмичев Артем, группа СВ(к) – 09.23,
руководитель Карташова Галина Владимировна,
преподаватель ГБПОУ МСМТ
«Как и большинство технологий,
интернет оказывает неоднозначное влияние.
Это нейтральный инструмент».
Ноам Хомский, американский лингвист и философ
Много веков назад человечество жило на стыке двух пространств: предметной реальности и воображаемой. Предметная реальность (от латинского realis – действительный) - включает в себя всё то, что существует в действительности. Воображаемая реальность – это плод нашей фантазии. На этих двух видах реальности формировалась психическая деятельность человека разумного (Homo sapiens).
В двадцатом столетии к ним добавился совершенно новый вид реальности, а именно, киберпространство (кибер от англ. сyber – слово пришло из древнегреческого языка, где оно имело значение «искусство управления»). В английском языке cyber стало префиксом со значением «связанный с компьютерными сетями, с Интернетом», т.е. это виртуальное пространство всемирной паутины.
В итоге, на сегодняшний день сознание современного человека формируется на взаимодействии уже трёх видов реальности: предметной, воображаемой и киберпространства. В этом контексте, по мнению профессора В.А. Плешакова, логично говорить о появлении в XI веке нового вида человека – Homo Sapiens Cyberus.
Известный американский психолог, один из основоположников киберпсихологии, Джон Сулер (John Suler, Ph.D.) считает, что киберпространство расширяет возможности нашей психики. Помимо индивидуального сознания в киберпространстве мы можем видеть проекцию коллективного сознания. Как и в реальном мире, человек в on-line пространстве вступает во взаимодействие с другими людьми, следовательно, эти взаимоотношения и взаимодействия оказывают как положительное влияние на психику человека, так, к сожалению, и отрицательное. Возникает необходимость социализации, т.е. усвоения личностью социальных норм, морали, ценностей, чтобы она могла стать ячейкой общества. Только эта социализация происходит не в привычной для нас окружающей действительности, а в реальности Интернет - сети.
Термин «киберсоциализация» был внедрен в научное сообщество профессором В. А. Плешаковым в 2005 году. Это особый вид социализации, которому В. А. Плешаков дает следующее определение: «Социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет - технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности». [1].
В реальной действительности для человека существуют четыре вида деятельности: общение, игра, учение, труд. Каждый из нас на протяжении своей жизни осваивает их все. Особенность нынешнего времени в том, что эти виды деятельности перенесены в сеть, т.е. мы в Интернете общаемся, развлекаемся, учимся и даже работаем. И не существует на сегодняшний день ни одного человека, который бы не осуществлял хотя бы один из этих видов деятельности в on-line пространстве. В связи с этим человек оказывается в непростой ситуации, он неизбежно сталкивается с выбором: как ему совмещать взаимодействие с сетью и жизнь в повседневной реальности? Ведь это два разных феномена. Если слишком много проводить времени в сети, то появляется зависимость, в результате которой сложно вернуться в реальную жизнь и взаимодействовать с близкими людьми. Отказаться от контактов с сетью тоже не представляется возможным, ведь в настоящее время интернет стал частью нашей жизни. Остаётся только один выход - пытаться найти некий компромисс: взаимодействовать с сетью и при этом не терять связей с повседневной реальностью. Этот путь предполагает формирование культуры кибердеятельности.
По мнению вышеупомянутого профессора В. А. Плешакова, киберкультура включает в себя несколько аспектов:
1. Воспитание этикета, т.е. поведенческих норм взаимодействия с субъектами в сети.
2. Нормирование времени как собственно нахождения в сети, так и конкретной деятельности, которую в этой самой сети человек осуществляет.
3.Формирование осознанного восприятия информации из сетевого пространства, т.е. развитие критического мышления у молодежи.
4.Формирование у пользователей сети навыков кибергигиены, что предполагает как защиту самих цифровых устройств от вирусов, так и защиту собственной ментальности от различных токсичных влияний, коих немало в киберпространстве.
Важно понимать, что киберпространство остаётся дополнительным пространством жизнедеятельности, а киберсоциализация – это только один из видов социализации для человека, отнюдь не единственный. [2]
Всё то хорошее, или плохое, с чем мы сталкиваемся в реальной жизни, переходит и в Интернет-пространство. Само по себе это не удивительно, ведь интернет – это всё-таки плод человеческого разума, который существует в реальной действительности, т.е. интернет – сфера вторична, а первична для человека всё-таки реальная действительность. Значит, как и взаимодействие с реальностью, взаимодействие с интернет - пространством может быть полезным для пользователя, а может, к сожалению, приносить вред. С этим тесно связана, на мой взгляд, проблема киберпреступлений.
Что собой представляют киберпреступления? Это любая противоправная деятельность в киберпространстве. Все киберпреступления делятся на две категории: насильственные (преследования, угроза личной расправы, кибертерроризм и другие) и ненасильственные (киберворовство, кибермошенничество, азартные игры и т.д.).
Основной инструмент ненасильственных преступлений – это использование приёмов социальной инженерии. Сам термин «социальная инженерия» появился не так давно, по разным данным, в XIX – XX веках. Главный смысл этого термина – это совокупность психологических приёмов и технологий, которые позволяют получить конфиденциальную информацию, либо убедить человека действовать в интересах другого человека далеко не всегда с пользой для себя самого.
Как ни удивительно, социальная инженерия существует столько, сколько живет сама человеческая цивилизация. Так, ещё в Древней Греции и Древнем Риме в обществе очень высоко ценились ораторы, которые могли убеждать толпы людей и вести их за собой. Спустя много лет, в 70-е годы XX века появились телефонные хулиганы, которые разыгрывали людей просто ради шутки. Позже люди поняли, что таким способом относительно легко можно получить довольно важную информацию. Сейчас подобные преступления совершаются в киберсреде, такие технологии тоже бурно развиваются, и, к сожалению, количество жертв IT- преступлений не уменьшается.
Почему такого рода преступлениям сложно противодействовать? Дело в том, что киберпреступники учитывают особенности человеческой природы: желание помочь другу в трудной ситуации, любопытство, страх перед вышестоящими структурами, невнимательность, доверчивость и другие. Манипулируя всеми этими свойствами психики, преступники вынуждают жертву действовать в своих интересах. При этом сама жертва об этом не догадывается.
На мой взгляд, самая важная причина малорезультативной борьбы с такого рода преступлениями в том, что жертва сама, добровольно действует в интересах преступника, и только, спустя какое-то время, она обнаруживает, что своими действиями она сама себе наносит серьёзный ущерб. А раз жертва действует добровольно, какое же это преступление? Обыденное сознание не воспринимает такие вещи как преступление. Ведь как такового насилия не происходит, а преступление ассоциируется в сознании человека как, прежде всего, насилие. Что-либо исправить в такой ситуации очень сложно. Человека обманывают на самом деле, и распознать этот обман далеко не всегда удается. Кстати, такая же проблема существует и в предметной действительности, из неё сейчас многие преступления переносятся в сеть. В этом, на мой взгляд, киберпреступления не отличаются от преступлений в предметной реальности.
Что касается конкретно профилактики киберпреступлений, я выделяю три пути, по которым можно следовать в этом направлении.
1. Просветительская работа. Людей необходимо обучать основам киберпсихологии. Это поможет человеку лучше понимать то, как конкретно на него воздействует цифровая среда, и как она работает. Ранее с этим человек не сталкивался, а всё новое, как известно, требует пристального изучения.
2. Формирование позитивного направления киберсоциализации молодежи. Использование всех возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития личности в созидательном творческом русле. Положительных эффектов влияния киберпространства на развитие личности молодых людей очень много. Прежде всего, это широкое распространение on-line образования, практически доступного любому человеку; развитие творческих навыков, позволяющее создавать новые художественные образы, жанры, произведения; создание благотворительных групп, продвижение социальных проектов, активное участие в жизни общества. Как утверждают психологи Р. М. Айсина и А. А. Нестерова: «Погруженные в киберпространство подростки и молодежь больше читают, меньше смотрят телевизор, больше общаются со сверстниками и близкими людьми, активнее занимаются спортом» [3].
3. Использование возможностей искусственного интеллекта. На сегодняшний день искусственный интеллект является недостаточно эффективным средством в раскрытии именно фактов кибермошенничества. Ведь и сами киберпреступники всё чаще используют технологии искусственного интеллекта, из-за этого такие преступления сложно предотвратить. Ещё недостаточно изучены возможности искусственного интеллекта в этом направлении, но системы на его основе постоянно совершенствуются. В будущем искусственный интеллект выведет кибербезопасность на новый уровень.
Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день киберпространство является неотъемлемой частью нашей повседневной реальности. Следовательно, взаимодействие с ним должно быть максимально эффективным и безопасным.
Список литературы:
1. Плешаков В.А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1.: [сайт]. – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2016 (дата обращения 10.10.23). - Текст: электронный.
2. Интервью с профессором В. А. Плешаковым. Вторая «Исповедь первого #HomoCyberus» //Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – №1(8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_interview_1_2020 (дата обращения 12.10.23). - Текст: электронный.
3. Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски: [сайт]. URL: https://cyberpsy.ru/articles/kibersocializaciya/ (дата обращения 12.10.23). - Текст: электронный.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Ералаш
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Девчата
Тупое - острое