Клиповое мышление, как правило, не даёт сфокусировать внимание на одном информационном объекте, хочется быстро переключиться на другой. Картина мира воспринимается фрагментарно — через яркие клипы и короткие послания теленовостей.
Насколько это вредно? Почему современные школьники перестали читать художественную литературу и воспринимать тексты большого объема?
Вложение | Размер |
---|---|
eva.docx | 71.42 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №3» им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова
Исследовательская работа
Как клиповое мышление влияет на чтение текстов у современных школьников
Автор работы:
ученица 6 «В» класса
Соецкая Ева Александровна
г. Дзержинский 2024
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №3 им. Голованова А.Е», магистр кафедры педагогики и психологии ОГПУ
Калюжена Кристина Сергеевна
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие «клиповое мышление» и его основные признаки;
Глава 2. Как клиповое мышление влияет на чтение текстов у современных школьников;
Глава 3. Социальный эксперимент: диагностика проявления клипового мышления среди моих одноклассников;
Глава 4. Список рекомендованной литературы для учеников с клиповым мышлением;
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследование:
Поколение с клиповым мышлением — так впервые так стали называть молодых людей эпохи 90-х. В конце XX столетия видеоклипы и рекламные ролики полились в сознание телезрителей нескончаемыми потоками. Поколение Z часто обвиняют в том, что они разучились концентрироваться, воспринимать большие объемы информации и вообще фокусироваться на чем-то, где кадр меняется реже, чем раз в 3 секунды. Виной всему, конечно же, Тик Ток и всеобщий бум других социальных сетей с вертикальными видео. Современные школьники подвержены данному явлению и совершенно перестали воспринимать тексты большого объема, читать художественную литературу, предпочитая «манга».
Человек, родившийся «с гаджетов в руке», может бесконечно листать информационную ленту и параллельно прослушать десятки подкастов, но вот поработать над большим текстом, посмотреть длинный фильм — для него проблема.
Клиповое мышление, как правило, не даёт сфокусировать внимание на одном информационном объекте, хочется быстро переключиться на другой. Картина мира воспринимается фрагментарно — через яркие клипы и короткие послания теленовостей.
Насколько это вредно? Почему современные школьники перестали читать художественную литературу и воспринимать тексты большого объема?
Цель исследования: изучить, как клиповое мышление влияет на чтение текстов у современных школьников.
С данной целью были сформулированы следующие задачи:
Научная новизна исследования в том, что проанализировано научный взгляд на клиповое мышление;
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и разработанный список литературы для учеников, способствует профилактики клипового мышления.
Гипотеза работы заключается в следующем: клиповое мышление у современных школьников негативно влияет на чтение.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении излагаются цели и задачи, гипотезы и актуальность выбранной темы, предмет исследования, практическая значимость работы.
Первая глава посвящена исследованию феномена клипового мышления и его основные признаки;
Во второй главе анализируется как клиповое мышление влияет на чтение.
В третьей главе проводится социальный эксперимент: диагностика проявления клипового мышления среди моих одноклассников.
В четвертой главе разбираются основные критерии литературы для учащихся с клиповым мышлением, создается список рекомендованной литературы.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
Глава 1. Понятие «клиповое мышление» и его основные признаки
Клиповое мышление -это вид сознания, при котором человек воспринимает информацию через короткие форматы и яркие образы и способен быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в её суть.
Термин «клиповое мышление» появился в середине девяностых годов прошлого века. Сначала это словосочетание означало особенность человека воспринимать короткие яркие образы в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п.
Английское слово «clip» переводится, как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент, газетная вырезка). Этимологический словарь современного русского языка А.К. Шапошникова объясняет «клип» как телевизионный ролик – эстрадная поп- или рок-песня, сопровождаемая разнообразными изображениями на экране.
Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Сегодня бесполезно спорить о том, хорошо это или плохо – клиповость сознания просто необходима, чтобы выжить в современном мире, перегруженном информацией.
Согласно источнику, к основным признакам клипового мышления относятся:
1.Проблемы с концентрацией. Люди часто отвлекаются от основной задачи и могут растянуть её выполнение на целый день.
2.Снижение аналитических способностей. Клиповый способ обработки информации не дает полноценно изучать тему и выстраивать цельные логические цепочки. Несмотря на то, что снижается способность анализировать полученные сведения об окружающем мире, появляется возможность быстро переключаться с одного объекта на другой, адаптироваться к происходящим изменениям.
3.Повышенная внушаемость. Воспринимая мир фрагментарно, люди легче поддаются на уловки маркетологов и различные манипуляции.
4.Ослабление эмпатии. Постоянный поток разнообразной информации и потребность в быстрой реакции не оставляют времени для переживаний
5.Низкая обучаемость. Развитие новых навыков требует максимальной вовлечённости и концентрации.
Глава 2. Как клиповое мышление влияет на чтение текстов у современных школьников
На новый виток более быстрое потребление контента вышло с развитием Тик Тока. Напомню, что это социальная сеть с короткими «залипательными» видео. Получается, что в эти 15 секунд Тик Ток в видео умещается:
- завязка,
- действие,
- кульминация,
- развязка,
и при этом сказать, и показать необходимо весь сюжет так, чтобы он был понятен. Даже с монтажом по 3 секунды это всего 5 кадров. Таким образом, текст и картинка воспринимается отрывочно.
Клиповое мышление может влиять на чтение у современных школьников следующим образом:
#1054;бладатели клипового мышления отличаются неспособностью проводить критический анализ объектов, поскольку человек фокусируется на каждой составляющей по отдельности, а не воспринимает связанные вещи как единое целое.
#1051;юдям с этим типом мышления сложно выстраивать причинно-следственные связи. Это может приводить к трудностям с пониманием содержания текста, интерпретации смысла отдельных фраз на основе контекста и соотношения изображений с текстом.
Глава 3. Социальный эксперимент: диагностика проявления клипового мышления среди моих одноклассников
Чтобы доказать гипотезу нашего исследования, мы провели социальный эксперимент. Респондентами стали обучающиеся 6 «В» класса нашего лицея. Эксперимент состоял из двух этапов: 1. диагностика проявления клипового мышления учеников; 2. Экспериментальная работа с большим объемом текста.
Итак, на перовом этапе ребятам был предложен ряд вопросов (см. Приложение). Всего 27 респондентов приняли участие. По итогу исследования стало понятно, что
На втором этапе ребятам предложили поработать с текстом большого объема: определить тему, идею и основную мысль текста. Результаты были оказались неудовлетворительными:
Исходя из нашего исследования, гипотеза работы подтвердилась: клиповое мышление у современных школьников негативно влияет на чтение.
Глава 4. Список рекомендованной литературы для учеников с клиповым мышлением
Критерии литературы для профилактики клипового мышления:
Список рекомендованной литературы для учеников с клиповым мышлением
Заключение
В результате проведенной работы, нам удалось проанализировать понятие «клиповое мышление», его основные признаки. Вывести гипотезу, как клиповое мышление влияет на процесс чтения у современных школьников.
В ходе нашего исследования удалось уточнить процент учащихся моего класса с клиповым мышлением и проанализировать их умение работать с большим объемом текста. Доказав гипотезу, мы выявили критерии литературы для чтения учеников с клиповым мышлением. Составили свой список литературы, которой может заинтересовать современных школьников.
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1. Диагностика клипового мышления
Приложение 2. Работа с тексом большого объема.
Определите тему, идею и основную мысль текста
Эта старая карта хранится сейчас в музейных фондах. Извлечённая из командирского планшета, она сильно потёрта на сгибах, где-то подклеена. Это очень подробная карта. На неё нанесены все населённые пункты того отрезка псковской земли, который она вместила. Цветными карандашами обозначены штабы и наблюдательные пункты, батареи, пулемётные гнёзда, переправы. Извилистой линией отмечена линия фронта. По одну сторону — наши части, укрепления, огневые точки; по другую — вражеские, замеченные нашими разведчиками. Все ориентиры на территории, которую занял противник, аккуратно пронумерованы. Достаточно было командиру назвать нужные цифры, и соответствующие цели были бы сразу уничтожены. Но вот что странно: некоторые из целей выделены особо — по ним было запрещено вести огонь.
Разгадать секрет можно, прочитав на карте некоторые названия. И тогда окажется, что река на карте — Сороть, синее пятно озера — Маленец, а ближайшие высоты — это Савкина горка и Воронич, что огневая точка противника расположена в Михайловском, у домика няни А. С. Пушкина. Немцы специально возводили укрепления рядом с бесценными пушкинскими памятниками. В парке Тригорского у них была батарея, в Пушкинских горах — штаб, в Святогорском монастыре — орудия. Прикрылись реликвиями, как щитом, и были уверены в своей безнаказанности.
Бои в этом районе были кровопролитные. Сейчас на их месте воздвигли обелиск, установили плиту в память воинов двести восьмой дивизии, которая здесь воевала. Освободить заветные места, не причинив им разрушений, уничтожить захватчиков, пощадив при этом красоту пушкинской земли, — вот о чём думал, к чему стремился в бою каждый из этих воинов. Тот, кто сегодня восхищается нетленной прелестью здешней природы, с волнением осматривает исторические памятники, должен знать о тех жизнях, которыми оплачена неприкосновенность прекрасного. Об этой дорогой цене и напоминает командирская карта, сама ставшая одной из музейных реликвий.
(По Я. Хелемскому)
Неньютоновская жидкость
Лягушка-путешественница
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем тыкву
Крутильный маятник своими руками