На уроках литературы мы читаем много сказок народов мира и разных авторов. И мы стали замечать, что сюжет повторяется. Мы решили провести исследовательскую работу и узнать почему сюжет в сказках повторяется, в чем же все-таки они схожи и различны.
Вложение | Размер |
---|---|
В чем сходство и различие русских и европейских волшебных сказок | 37.85 КБ |
Школьная научная конференция молодых исследователей "Шаг в будущее"
Секция «Литературоведение. Языкознание».
Тема:
«В чём сходство и различие русских и европейских
волшебных сказок»
Автор: Егорова Арина,
Пестерева Софья
Руководитель:
Березовская Наталья Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №14»
Нефтеюганск, 2021
Тема: «В чём сходство и различие русских и европейских волшебных сказок»
Автор: Егорова Арина, Пестерева Софья
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Юграг. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5а класс
________________________________________________________________________
Оглавление
Тема: «В чём сходство и различие русских и европейских волшебных сказок»
Автор: Егорова Арина, Пестерева Софья
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Юграг. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5а класс
________________________________________________________________________
Детство-самая беззаботная пора и самая счастливая пора. Это время, когда мы все верим в чудеса и волшебство. А всё чудесное приходило к нам со сказкой. Мы еще не умели ходить, но мы слышали от своих мам и бабушек сказки. Только в сказке возможны разные чудесные превращения: неведомо от куда появляется скатерть, да не простая- а самобранка, где дворцы вырастают за одну ночь, а звери и птицы говорят человеческим голосом. «Мама, расскажи сказку!». Как часто говорили мы эти слова, укладываясь спать. И мама брала заветную книгу и садилась на край кровати. И перед нами открывался удивительный мир фантазии. На уроках литературы мы читаем много сказок народов мира и разных авторов. И мы стали замечать, что сюжет повторяется. Мы решили провести исследовательскую работу и узнать почему сюжет в сказках повторяется, в чем же все-таки они схожи и различны.
Цель проекта: определить в чем сходство и различие европейских и русских волшебных сказок
Задачи:
Методы исследования:
изучение литературы
сбор и изучение информации
анализ, сравнение
Практическая значимость: Полученные результаты исследования можно использовать на уроках литературы. Работа будет полезна и актуальна для учителей и учащихся.
Новизна исследования на выбранную тему состоит в том. что до нас эта тема не была исследована
Этапы исследования
Исследование мы условно разделили на три этапа
Первый этап – изучение и анализ статей, публикаций и других источников по теме проекта.
Второй этап – чтение сказок
Третий этап – систематизация, анализ и обработка результатов исследования, написание статьи.
Тема: «В чём сходство и различие русских и европейских волшебных сказок»
Автор: Егорова Арина, Пестерева Софья
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Юграг. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5а класс
________________________________________________________________________
И словаря литературных терминов мы узнали, что сказка –
Сказки делятся на бытовые, волшебные и бытовые. Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного жанра в полном объеме.
Изучив различные источники, мы выделили основные признаки волшебной сказки.
Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало.
Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Сказка начинается в волшебном мире, пространстве, где не действуют привычные нам законы физики и время исчисляется совершенно по другим правилам. Взять, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, - троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, кстати, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.
Сюжет волшебной сказки увлекательный и очень сложный. Он состоит из эпизодов, которые непосредственно связаны с главным героем и его заданием. Герой получает задание большого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, отдать в жены принцессу или выполнить какое-либо желание. Задания могут варьироваться от поиска и добычи экзотического предмета до устранения какого-нибудь сверхсильного и могучего существа. И тут в сказке начинается самое интересное – путешествие, которое тоже традиционно входит в перечень «признаки сказки».
Главный герой отправляется в дальние и неизведанные края и по пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он завоевывает хорошими поступками сердца товарищей, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают недоброжелателей, которых немало встречается по дороге к главной цели.
Кстати, персонажи в волшебных сказках делятся на две группы. В одну из них входит главный герой вместе со своими помощниками, а в другую - помощники главного врага и он сам. Изначально враг намного сильнее, чем главный герой, а по ходу разворачивающихся событий его преимущество может еще и увеличиться. Но главный герой всегда узнает о слабом месте противника и о способе его победить.
А вот с возможностями главного героя дела обстоят иначе: вначале они существенно преуменьшаются. Признаки сказки включают в себя обязательное наличие центрального и второстепенных персонажей, их характеристики. О слабых умственных способностях могут говорить прозвища главного героя, его социальный статус иногда также оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.
Когда всем побочным персонажам – сильным, умным и умелым - не удается выполнить сложное задание, за которое полагается вознаграждение, то тут появляется главный герой, которому, как кажется, и подавно не справиться. Но все же ему дают шанс, чтоб не дискриминировать. Такой поворот событий можно отнести к категории «признаки народной сказки».
Благодаря своей отваге и добрым поступкам во время путешествия главный персонаж получает различные уникальные волшебные предметы или завоевывает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Ими зачастую становятся говорящие животные, которые впоследствии помогают при выполнении заданий своими идеями или же участвуют в действиях сами.
Чудеса в сказках просто необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существ, моментальные перемещения на любые расстояния и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все перечисленное выше можно обозначить как признаки народной сказки.
Сказка дает уроки и развивает правильные морально-этические ценности. Поступки главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вовсе не ожидает за них какую-либо награду. Таким образом сказка наставляет на правильный жизненный путь и дает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно победить зло, справедливость должна восторжествовать – главная идея волшебных сказок.
Все это описывается в сказке весьма простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.
Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.
В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.
Тема: «В чём сходство и различие русских и европейских волшебных сказок»
Автор: Егорова Арина, Пестерева Софья
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Юграг. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5а класс
___________________________________________________________________________
Изучив литературу, мы ответили на вопрос, что волшебные сказки имеют характерные признаки и особенности, по которым она пишется. Это и есть основное сходство многих волшебных сказок.
Для поиска ответов на вопрос в чем же все-таки отличие русских и европейских волшебных сказок мы выбрали для анализа следующие сказки: «Шиповничек» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро, «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
3.1.1.1 Краткая справка об авторе
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.
«Ска́зка о мёртвой царе́вне и о семи́ богатыря́х» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдине. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам русской народной сказки.
Царь прощается со своей женой и уезжает на войну. Царица остаётся ждать его у окна. В сочельник у неё рождается дочь. На следующий день приехал царь-отец. Царица не снесла восхищения и к обеду умерла. Царь женился на другой. Она была высока, стройна, бела и умна. И было у неё зеркальце, оторое умело говорить. И царица спрашивала у него кто на свете всех красивей и зеркальце отвечало, что царица всех красивей. Но царевна подросла и стала ещё красивее. И когда царица в очередной раз спросила у зеркальца кто красивее всех на свете, оно ответила, что красивей всех царевна. Царица разозлилась и приказала чернавке отвести царевну в лес на съедение волкам.
Чернавка пожалела царевну и отпустила её. Царевна побрела по лесу и наткнулась на избушку. Пес-охранник бросился на встречу царевне и начал ласкаться. Царевна зашла в дом и навела там порядок. Вечером пришли хозяева этой избушки 7 богатырей и увидели какой в доме порядок. Они попросили выйти того, кто убрался. Царевна вышла и семь богатырей накормили её и уложили спать. Долго жила у семи богатырей долго. Царица спросила у чернавки, выполнила ли она её поручение. Потом царица спросила у зеркальца, кто на свете всех милей. Зеркальце ответила, что царевна. И тогда царица решила убить её собственными руками.
Она обратилась в старушку и дала царевне отравленное яблоко. Царевна откусила яблоко и умерла. Пришли семь богатырей. Они похоронили её в пещере в хрустальном гробе. Королевич Елисей отправился на поиски своей возлюбленной. Елисей спрашивал где она у месяца и у солнца, но не узнал ответа. И тогда он спросил у ветра. Ветер ответил, что царевна лежит в гробе в пещере. Елисей поскакал в горы нашёл пещеру и поцеловал царевну. Царевна проснулась, и они поехали домой. Злая царица умирает от зависти, и Елисей женится на царевне.
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.) – русский поэт, академик, переводчик. Его баллада «Людмила» стала первым произведением в направлении романтизм в русской литературе: Жуковский стал основоположником этого направления в России. Обучал жену будущего императора Николая I, Александру, русскому языку, также был воспитателем юного Александра II.
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане...», «О мёртвой царевне...», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро. Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне...». Жуковский стремился придать речи народный характер.
Царица пошла на берег и из воды вышел рак и сказал: «Родишь ты дочь!». Ведьма заколдовывает царевну, и так уколовшись веретеном, засыпает на 300 лет вместе с родителями и слугами. Через 300лет царевич будит царевну поцелуем и женится на ней.
Братья Гримм, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) – немецкие сказочники, лингвисты, исследователи немецкой народной культуры. Их сказки – «Спящая красавица», «Рапунцель», «Золушка» – на протяжении многих лет остаются популярными во всем мире. Краткая биография братьев Гримм для детей позволит понять секрет успеха немецких писателей, узнать самые интересные факты из их жизни и творчества.
Король с королевой не могли родить ребёнка. Лягушка предсказала королеве, что у неё через год родится дочь. Всё как сказала лягушка сбылось через год. В честь рождения дочери король устроил пир и пригласил на пир 12 ведуний. Всего в королевстве их было 13. Когда 11 ведуний сказали свои пожелания королевне в зал ворвалась 13. Она наслала на королевну проклятье: «На 15 году королевна уколется об веретено и умрет»- и злая ведунья ушла. Но 12 ведунья смогла смягчить проклятье. Королевна не умрет, а уснет на век. Когда королевне исполнилось 15 лет, она ходила по замку. Королевна увидела старушку с веретеном. Она прикоснулась к веретену и уснула. И все, кто был в замке уснули. Через 100 лет в этом королевстве проезжал королевич. От старика он услышал про королевну и помчался в замок. Он влюбился в королевну с первого взгляда и поцеловал её. Она проснулась и все, кто был в замке проснулись.
3.1.4.1 Сведения об авторе
3.1.4.2. История создания сказки
3.1.4.3. Краткое содержание сказки
У короля с королевой родилась дочка. На пир пригласили всех фей в стране. На праздник пригласили 7 фей. Когда все гости уселись, вошла восьмая фея. Её забыли позвать на крестины. Король приказал слугам принести и её приборы, но приборов было приготовлено всего семь. Старая фея обиделась. Юная фея, которая сидела рядом с неё услышала бормотание и решила пробраться в детскую. Когда феи начали преподносить ей свои дары. И пришла очередь старой феи. Она сказала, когда принцесса уколет руку веретеном и умрёт. Тут появилась юная фея и смягчила проклятье. Она сказала: «Принцесса не умрёт, а уснёт на сто лет». Король приказал всем подданным прясть пряжу и хранить веретёна. Прошло 15 лет и королевская семья отправилась в свой загородный дворец. И принцесса, осматривая замок, наткнулась на старушку, которая пряла пряжу. Принцессе стало интересно и она дотронулась до веретена и уснула. Король приказал уложить её в самой красивой комнате и не тревожить её. Фея, которая смягчила проклятье сразу узнала об этой печальной вести. Потому, что её сказал карлик-скороход. Фея пустилась в путь и через час прибыла на место. Фея прикоснулась ко всем (кроме короля и королевы) и они уснули. Через четверть часа вокруг замка выросло столько деревьев, больших и маленьких, столько колючего кустарника и терновника. Через сто лет сын короля, который правил в то время поехал на охоту и увидел замок. На вопрос принца все отвечали, что не знают, но один старик сказал ему:
- В этом замке спит непробудным сном самая прекрасная в мире принцесса.
Принц поскакал к замку. Деревья перед ним расступились, и он зашёл в замок. Он увидел принцессу и поцеловал её. Она проснулась и все, кто уснул проснулись.
Признаки | «Шиповничек» | «Сказка о мёртвой царевне…» | «Спящая красавица» | «Спящая царевна» |
Силы зла | Ведунья | Мачеха | Ведьма | Ведьма |
Отрицательный предмет | Веретено | Яблоко | Веретено | Веретено |
Положительный предмет | Поцелуй | Зеркало, поцелуй | Поцелуй, карлик-скороход | Поцелуй |
Нарушение запрета | Король велел сжечь все веретена, но одно оставили | Чернавке было велено оставить царевну на съедение волкам, но она не послушалась | Король велел сжечь все веретена, но одно осталось | Царь велел сжечь все веретена, но одно веретено осталось |
Добро побеждает | Все просыпаются | Мачеха умирает | Все просыпаются | Царевна просыпается |
Место | Королевство | Царство | Королевство | Царство |
Герои | Король, королева, королевна, принц, ведунья | Царь, царица, царевна, Елисей, семь богатырей | Король, королева, принцесса, добрая волшебница, принц | Царь Матвей, царица, царевна, ведьма |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в русских и европейских сказках схожи не только сюжеты, но и особенности. В русских и зарубежных волшебных сказках добро побеждает зло, зло побеждается с помощью любви (поцелуя). Место действия сказок королевство или царство, в котором нарушаются запреты. Только в сказке А.С. Пушкина Чернавка не выполнила указание царицы.
Тема: «В чём сходство и различие русских и европейских волшебных сказок»
Автор: Егорова Арина, Пестерева Софья
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Юграг. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5а класс
___________________________________________________________________________
Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.
В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в русских и европейских сказках схожи не только сюжеты, но и особенности. В русских и зарубежных волшебных сказках добро побеждает зло, зло побеждается с помощью любви (поцелуя). Место действия сказок королевство или царство, в котором нарушаются запреты. Только в сказке А.С. Пушкина Чернавка не выполнила указание царицы.
Тема: «В чём сходство и различие русских и европейских волшебных сказок»
Автор: Егорова Арина, Пестерева Софья
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Юграг. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5а класс
___________________________________________________________________________
Солнечная система. Взгляд со стороны
Именинный пирог
Разлука
Рыжие листья
Рисуем осень: поле после сбора урожая