Исследовательская работа "Влияние киноэффектов на эмоциональное состояние человека"
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kinoeffektov_na_emotsionalnoe_sostoyanie_cheloveka_postovalova_vasilisa_10v.docx | 868.41 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ КИНОЭФФЕКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Выполнила: Постовалова Василиса Дмитриевна, 10в класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2023-2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. КИНОЭФФЕКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………….…...……………………. 5
1.1. Краткая история возникновения киноэффектов……………………………………………....... 5
1.2. Классификация киноэффектов ………….……….……………...…………………………......... 5
1.3. Визуальная среда в кинематографии …………………………………...………………………. 6
1.4. Звуковое пространство в кинематографии…………………………………………………….. 13
1.5. Приемы и техники для эмоционально-содержательной направленности фильма………….. 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КИНОЭФФЕКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………..…….. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….………………........ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………………………........ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Киноиндустрия прочно вошла в жизнь современного человека, став одним из основных видов досуга, вытесняя чтение литературных произведений. Поход в кинотеатр или просмотр фильма в кругу друзей дает темы для общения, возможность обсуждения актуальных проблем через призму кинокартин.
Жизнь сегодня быстротечна и стремительна. Для того чтобы хоть на какой-то часок вырваться из серых будней и тяготеющей реальности, абстрагироваться от насущных проблем и просто приятно провести время, мы инициируем просмотр новых продуктов киноиндустрии. Таким образом, в зависимости от настроения и выбранного жанра картины, мы можем управлять своим эмоциональным фоном. За короткий промежуток времени мы можем пережить любовь, радость, ощутить горечь предательства и желание добиться поставленной цели. Мы сочувствуем и переживаем, то есть проживаем те чувства, которые в реальной жизни можем не испытать и за год.
Просмотр фильма – это своего рода расслабление для мозга, поскольку он переключается на другую «волну» и отдыхает от обилия мыслей, которые досаждали ему на протяжении всего дня. Фильмы могут нести самую разнообразную функцию, она может быть образовательной, поучительной, назидательной или развлекательной, все зависит от выбранного сюжета картины. Часто определенное кино становится для нас источником вдохновения и своеобразным «окном» в новую жизнь. У человека может возникнуть желание осуществить свои давние мечты, по примеру героев фильма, добиться больших результатов в карьере или наладить личную жизнь [5].
Меня стало интересно, как и какими способами кино оказывает воздействие на людей. Поэтому я решила провести исследование с целью определения влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков в возрасте 14-17 лет. Так как это исследование впервые проводится в нашем образовательном учреждении, то в этом и заключается его новизна.
Исходя из вышеизложенного, была выдвинута гипотеза – киноэффекты оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние аудитории в возрасте от 14 до 17 лет.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мной были поставлены задачи:
- проанализировать теоретические источники по данной теме;
- организовать кинопоказ, а по окончанию фильмов провести опрос, направленный на выявление влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков;
- проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Объектом исследования является группа подростков 14-17 лет.
Предметом исследования – влияние различных эффектов кино на ментальное состояние человека.
В ходе работы использовались следующие методы:
- изучение и анализ теоретических источников;
- эксперимент;
- опрос;
- анализ полученных данных.
Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы студентами кинематографических ВУЗов при написании рефератов и курсовых работ.
ГЛАВА 1. КИНОЭФФЕКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Кино, родившееся в самый разгар технической революции, всегда зависело от техники, которая влияла не только на качество изображения, но и на сюжеты. Впервые спецэффекты появились в короткометражном фильме «Казнь Марии Шотландской» режиссёра Альфреда Кларка. Премьера ленты состоялась в августе 1895 года. Фильм длился всего 21 секунду и состоял из одной сцены – собственно, казни королевы Марии. Для создания этого эпизода Кларк использовал приём стоп-кадра.
Следующим фильмом, в котором использовали практические эффекты, была основополагающая научно-фантастическая классика Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». Используя декорации, костюмы, реквизит, эффекты дыма и взрыва, он создал полностью правдоподобный научно-фантастический мир, воплотивший в жизнь идеи Герберта Уэллса, чье творчество было популярно в то время. Рассказывая историю об ученых, которые отправились на Луну, где сражались с инопланетянами, Мельес применил монтаж и склейки, показав, что кино было более правдоподобным и естественным местом для практических эффектов, чем театр, где зрители всегда видели уловки постановщиков.
Что касается звука в кино, то 6 июля 1928 года в американский прокат вышли «Огни Нью-Йорка». Крайм-драма Брайана Фоя стала первой стопроцентно звуковой лентой, без немых сцен и интертитров. В то время в США шла активная экспансия звука на территорию кино: техногиганты патентовали все более совершенные системы звукозаписи, студии перекраивали контент-план в пользу «говорящих» фильмов, шло переоснащение кинотеатров, звезды немого периода выходили в тираж.
В итоге рубеж 1920–1930-х перевернул с ног на голову ориентиры Голливуда и навсегда разрушил утопию универсального языка, понятного в любых точках мира. Об этом, в частности, рассказывает недавний «Вавилон» Дэмьена Шазелла, а также староголливудские шедевры вроде «Бульвара Сансет» Билли Уайлдера и «Поющих под дождем» Джина Келли и Стэнли Донена [2].
Западные исследователи, когда речь идёт о различных средствах воздействия на человека внешних факторов, в том числе художественных средств произведения, часто используют понятие "телесность", "тело" (англ. body), рассматривая тело как систему, в которой синтетически соединяются зрительные, тактильные, слуховые и обонятельные способы восприятия действительности.
Визуальные эффекты. К визуальным эффектам в кино относится всё, что на стыке реально снятых зрелищных сцен и компьютерной графики. Например, когда вы видите на экране толпу зомби, скорее всего, на площадке было задействовано не больше сотни актеров.
Звуковые эффекты. Звуковые эффекты в кино заключаются в подборе, имитации и наложении на изображение различных фоновых и синхронных шумов, что позволяет оживить и придать реалистичность происходящему
Эмоционально - содержательные эффекты. Эмоционально-содержательные эффекты направлены на то, чтобы вызвать у зрителя определенные эмоции. Эти эмоции связаны с сюжетом, персонажами и другими элементами контента [1].
Существенная доля любой кинокартины – это движения камеры и ракурсы, которые заставляют зрителей чувствовать определенную эмоцию в рамках презентуемого нарратива.
Приемы и техники для создания визуальной среды в кино
Движения камеры:
Цвет в кино:
Цвет в кино создает настроение и формирует наши эмоции при просмотре. Согласно некоторым исследованиям, цвета влияют на нас даже на физическом уровне. Цвет довольно часто несет в себе очень сильный смысловой подтекст. Через цвет режиссеры могут намекать на настроение главных героев, передавать атмосферу кадра, внушать зрителю чувство тревоги или радости. Ассоциации с каждым цветом могут быть как положительные, так и отрицательные. И кинематографисты этим удачно оперируют и буквально управляют нашими эмоциями по ходу просмотра фильма.
Цветовые гаммы:
Классический, буквально хрестоматийный пример фильма, где используется монохроматическая цветовая схема – «Матрица». Здесь все, что происходит в искусственной реальности Матрицы, окрашено в зеленый – цвет, который у зрителя ассоциируется с изображением кода («цифровой дождь» из изумрудных символов). Но об ассоциациях мы поговорим позже.
Рисунок 1 – Монохроматическая цветовая гамма
Рисунок 2 – Аналоговая цветовая гамма
Сочетание противоположных цветов наш глаз воспринимает как гармоничное: теплый и холодный дополняют друг друга. Считается, что это самая простая и распространенная цветовая схема в кинематографе.
Вот как это работает: если основной акцент на переднем плане выполнен в рыжем или оранжевом цвете, то бэкграунд будет в основном синим. В противоположных цветах могут быть также выполнены одни только акценты.
Чаще всего кинематографисты используют именно рыже-синюю схему. Ее можно заметить, например, в фильмах «Безумный Макс» или «Драйв». Классический пример фильма, где создатели прибегли к красно-зеленой схеме – «Амели».
Рисунок 3 – Комплементарная цветовая гамма
Рисунок 4 - Сплит-комплементарная цветовая гамма
Рисунок 5 – Троичная цветовая гамма
Цвет в кино:
Рисунок 6 – Зеленый цвет в кино
Рисунок 7 – Фиолетовый цвет в кино
Рисунок 8 – Синий цвет в кино
Рисунок 9 – Розовый цвет в кино
Рисунок 10 – Красный цвет в кино
Рисунок 11 – Желтый цвет в кино
Рисунок 12 – Оранжевый цвет в кино
Актерская игра в кино:
Актерское мастерство играет важную роль в создании эмоционально-содержательного контента в кино. Актеры являются ключевыми исполнителями ролей, которые передают эмоции и чувства персонажей зрителям.
Одной из основных задач актера является передача эмоций через свою игру. Он должен быть способен воплотить в жизнь различные эмоциональные состояния, такие как радость, грусть, страх, ярость и т.д., и при этом должен быть убедительным в своей игре, чтобы зритель мог поверить в то, что происходит на экране.
Для достижения высокого уровня актерского мастерства необходимо обладать навыками эмоциональной экспрессии. Актер должен уметь воссоздавать эмоциональные состояния, как собственные, так и вымышленных персонажей, а также контролировать свои эмоции и передавать их в нужный момент.
Однако актерское мастерство не ограничивается только эмоциональной игрой. Важным аспектом является также умение создавать характер персонажа и передавать его через свою игру. Актер должен понимать мотивы и цели своего персонажа, его внутренний мир и психологию. В профессии актера немаловажным является способность взаимодействовать с другими актерами на сцене и создавать гармоничные эмоциональные «отношения».
В целом, актерское мастерство является неотъемлемой частью создания эмоционально-содержательного контента в кино. Актеры играют ключевую роль в передаче эмоций и чувств персонажей зрителям. Их способность контролировать и передавать эмоции, создавать уникальных персонажей и взаимодействовать с другими актерами является важным фактором успеха фильма и его эмоциональной привлекательности для зрителей.
Любой звук имеет пространственные характеристики. Мы можем ощущать, насколько он близок к нам или далек от нас, исходит ли он слева, справа, снизу или сверху. Поскольку звук имеет волновую природу, то он заполняет воспринимаемое нами пространство и непосредственно контактирует с нашим органом слуха.
Хотелось бы обратить внимание ещё на один аспект, связанный с восприятием экранного звука, независимо от технологии его создания, - по сравнению с восприятием киноизображения, воспроизводимый звук даёт гораздо более сильное ощущение реальности, что объясняется во многом пространственностью звука и нашей долговременной памятью, сохраняющей в нашем сознании огромное количество различных звуков. Именно звук в кино заставляет нас поверить в двухмерную картинку.
В наши дни и экранное изображение, и экранный звук всё чаще создаются на компьютере. С одной стороны, виртуозно имитируется звуковая реальность, а с другой, - создаются откровенно фантастические, вымышленные образы и звуки. Наряду с "диегетическим", то есть напрямую связанным с экранной историей (нарративом) звуком, сегодня всё чаще встречаются так называемые "семидиегетические" звуки, непосредственно связанные с тем, что происходит в конкретной сцене, и в то же время имеющие отношение к иному пространственно-временному континууму; звуки метафорического характера или создающие определённый эмоциональный настрой ("недиегетические" или "экстрадиегетические"), а также звуки, передающие восприятие героя и его эмоциональное состояние ("метадиегетические").
Поскольку зритель идентифицирует как зрительные, так и звуковые образы, исходя из своего жизненного опыта, то опытные режиссёры и звукорежиссёры постоянно учитывают соотношение звуков, так или иначе узнаваемых зрителем, и звуков, совершенно для него новых. Как показывает практика, если в сложной фонограмме зритель легко угадывает знакомые ему реальные звуки, то он легко воспринимает и любые дополнительные обертоны, усиливающие эмоциональность звука или придающие звуковому образу метафорическое наполнение. В том же случае, если при сочетании звуков, идентифицируемых зрителем, со звуками, ему не знакомыми, на первый план выходят непонятные, неизвестные звуки, то реципиент невольно начинает испытывать дискомфорт, напряжённое ожидание и даже страх, что часто используется звукорежиссёрами в хоррор-фильмах, фильмах-сказках и фильмах-фэнтези.
Но какую бы задачу не ставили перед собой режиссёры и звукорежиссёры, в конечном итоге они должны создать "убедительное художественное пространство", в котором звук играет далеко не последнюю роль, поскольку он "замещает" пространство, условно создаваемое изображением, так как слух втягивает в пространство, а зрение, наоборот, создаёт дистанцию. Это придаёт современному изображению новое, материальное ощущение веса, плотности, детальности и масштаба.
Сегодня без знания технологии создания звуковой партитуры, а также основ зрительского восприятия изображения и звука невозможно создание полноценного аудиовизуального произведения. Звуковые доминанты; контрапунктное использование голоса, музыки, шумов и закадрового текста; звуковые контрасты и микшированный переход от одного звука к другому; использование звукового рефрена и лейтмотива; различные виды трансформации звукового материала и т. п., — все эти технологические приёмы способны создать сложную звуковую партитуру, чтобы получить в итоге полифоническое звучание всего многообразия звуковых элементов.
Приемы и техники для создания звукового пространства в кинематографии:
Роль музыки в кинематографе наглядно демонстрирует саундтрек Джона Уильямса к фильму «Звездные войны». Ведь именно с ним ассоциируется легендарное текстовое вступление к целой серии фильмов. Композиция точно передает настроение киноэпопеи – дух приключений и отваги. А если смотреть сагу в кинотеатре, то с самых первых кадров создается впечатление, что находишься в центре событий.
Создание нужного настроения и атмосферности – далеко не последняя роль музыки в кино. Чтобы более тонко передать сюжетный посыл, оказать воздействие на зрителя, важно правильно подобрать звуковой ряд. С этой целью для каждого жанра звукорежиссеры используют определенные приемы:
Исследования Дэниела Абрамса из Стенфордского университета показали, что мозги всех испытуемых идентично реагировали на прозвучавшую мелодию – он активировал области мозга, которые участвуют в движении, планировании, внимании и памяти. Музыка более значима для нашего мозга, она повторяющаяся, мелодичная, организованная. Чисто ассоциативно, отлично подобранный саундтрек поможет зрителю зафиксировать кинофрагмент в своей памяти.
Музыкальное сопровождение фильма может: показать, положительного персонажа и отрицательного, усилить героический момент, передать муки трудного выбора, указать на серьезность ситуации. С этой стороны, саундтрек выступает в роли повествовательной линзы для зрителя, направляя людей через историю и предупреждая о различных эмоциональных воздействиях каждого персонажа, действия и выбора [3].
Основная цель эмоционально-содержательной части фильма – вызвать у зрителя определенные эмоции, такие как радость, грусть, страх, восторг и т.д. Эти эмоции могут быть связаны с сюжетом, персонажами, визуальными эффектами, музыкальным сопровождением и другими элементами контента. Он помогает передать идеи, эмоции и ценности, а также создает сильное впечатление на аудиторию [4].
Эмоционально-содержательный контент имеет свои особенности:
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КИНОЭФФЕКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский на группе подростков от 14 до 17 лет. В диагностическом исследовании принимали участие 20 обучающихся среднего (14-15) и старшего школьного возраста (16-17 лет), из них 8 юношей и 12 девушек.
Целью данного исследования является определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков.
Респондентам было показано два популярных фильма: «Титаник» Джеймса Кэмерона и «Последний богатырь: Корень зла» Дмитрия Дьяченко, после просмотра, которых был проведен опрос, направленный на определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков, а также определение их отношения к просмотрам кинолент в целом (Приложение А).
Исходя из ответов учащихся на вопросы анкеты, были получены следующие результаты:
по фильму «Последний богатырь: Корень зла»:
- большинство опрошенных (65%) отмечают, что больше всего им понравился фильм «Последний богатырь: Корень зла», чем «Титаник»;
- причинами, по которым данный фильм оказался более привлекательным, являются:
- 45% респондентов во время просмотра были удивлены сюжетом, 25% испытывали трепет, у 25% фильм вызвал радость, сострадание к героям и только один учащийся (5%) испытывал чувство страха;
- наиболее запомнившиеся моменты фильма, которые выделяют испытуемые:
- только 45% аудитории отмечают, что музыкальное сопровождение фильма погрузило в атмосферу, что свидетельствует о недостаточно хорошо подобранном звуковом ряде, который не придал нужную атмосферность;
- 65% опрошенных отметили этот фильм как визуально наполненный, т.к. присутствует огромное количество спецэффектов в попытке показать всю «сказочность». «Графика сделана красиво, качественно, где надо – лаконично, где надо – обширно». «Весь окружающий антураж притягивает своей возможность окунуться во времена богатырей».
Средняя оценка сюжета фильма: 8,5.
Средняя оценка актерской игры: 8,3.
по фильму «Титаник»:
- причинами, по которым данный фильм оказался более интересным, являются:
- эмоции, которые аудитория испытала во время просмотра:
- наиболее ярко-выраженными моментами фильма являются:
- музыкальное сопровождение фильма понравилось 70% опрошенных, т. к. «оно очень органично вписывается в сюжет фильма и превращает всю окружающую обстановку в кабинет, наполненный зловещей и одновременно радостной атмосферой»; «живая музыка в фильме восхитительна»;
- 55% опрошенных отметили этот фильм как визуально наполненный. Благодаря компьютерной анимации и используемым спецэффектам, тонущий на экране корабль, выглядит невероятно реалистично.
Средняя оценка сюжета фильма: 7,8.
Средняя оценка актерской игры: 8,2.
- 85% респондентов считают, что просмотр фильмов полезен, т.к. отображаемая в кино реальность дает возможность зрителю уловить определенное неявное чувственное и смысловое содержание, прожить множество жизней, зарядиться эмоциями, а также помогает человеку стремиться к саморазвитию на примере главных героев;
- учащиеся предпочитают такие жанры кино, как:
Выводы: исходя из результатов опроса, можно сделать выводы, что киноэффекты действительно оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние аудитории за счёт визуальной, звуковой и эмоционально-содержательной составляющих кинофильма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи: проанализированы теоретические источники по данной теме; организован кинопоказ фильмов, а после просмотра проведен опрос, направленный на выявление влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков; проанализированы полученные данные и сделаны выводы.
На основе анализа теоретических источников я познакомилась с историей развития киноэффектов, их классификацией, а также изучила приемы и техники, которые используются для создания визуальной среды, звукового пространства и передачи эмоционально-содержательной направленности фильмов.
Исходя из результатов экспериментальной части проекта, направленной на определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние человека, можно сделать выводы, что киноэффекты действительно оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние аудитории за счёт визуальной, звуковой и эмоционально-содержательной составляющих кинофильма.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась – киноэффекты действительно оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние.
Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы студентами кинематографических ВУЗов при написании рефератов и курсовых работ.
В перспективе было бы интересно изучить, что сильнее: литература или кинематограф.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7. Что такое 25-й кадр: рассматриваем с точки зрения психологии // «Национальная академия дополнительного профессионального образования». [Электронный ресурс]. URL: https://nadpo.ru/academy/blog/25-j-kadr-s-tochki-zreniya-psihologii/
8. Эмоциональное воздействие на зрителя // Журнал «Медиалингвистика». [Электронный ресурс]. URL: https://medialing.ru/yazyk-ehmocij-v-filme/
Приложение А
Опрос «Влияние киноэффектов на человека»
1. Какой из двух фильмов вам понравился больше всего и почему? _________________________ ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Какие эмоции вы испытали во время просмотра фильмов? ______________________________
___________________________________________________________________________________
3. Какие моменты вам запомнились больше всего? _______________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Какое впечатление произвело на вас музыкальное сопровождение фильма? ________________
___________________________________________________________________________________
5. Какой, по вашему мнению, фильм является визуально наполненным? _____________________
___________________________________________________________________________________
6. Насколько вы оцениваете сюжет каждого из фильмов (по десятибалльной шкале)? __________
7. Насколько вы оцениваете актерскую игру (по десятибалльной шкале)? ____________________
8. Как вы считаете, просмотр фильмов полезен/ вреден и почему? __________________________
___________________________________________________________________________________
9. Какие жанры кино вы предпочитаете? _______________________________________________
___________________________________________________________________________________
Домик зимней ночью
Всему свой срок
Весенняя гроза
Лист Мёбиуса
Ночная стрельба