Исследовательская работа "Виды конфликтов и способы их разрешения"
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_i_sposoby_ih_razresheniyaguzovskaya_polina_10a.docx | 63.99 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Выполнила: Гузовская Полина Викторовна, 10а класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2023-2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ: ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие «конфликт»…………………………………………………………5
1.2. Стадии развития конфликта…………………………………………………6
1.3. Типология конфликтов……………………...……………………………….7
1.4. Функции конфликтов ………………………………………………………..9
1.5. Способы поведения в конфликтной ситуации…...………………………..10
ГЛАВА2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10А КЛАССА ……………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема конфликтов была и будет актуальной всегда. Ведь конфликты – это неотъемлемая часть жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Они возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: в школе, на работе и даже дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека, так как любая конфликтная ситуация негативно отражается на его психологическом состоянии, «поедает» жизненную энергию на протяжении длительного времени. Но несмотря на то, что конфликты разрушительно влияют на ментальное здоровье и взаимоотношения с другими людьми, по статистике, более 70% всех случаев в конфликте – это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов, что неизбежно приводит к противостоянию. А ведь так важно научиться выбирать эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, позволяющие не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять хорошие отношения с окружающими.
Безусловно, существует множество работ, посвященных этой проблеме. Однако я решила рассмотреть этот вопрос более детально и изучить эту тему на примере своих одноклассников, и в этом заключается новизна моего исследования.
Целью данной работы является выявление доминирующего способа поведения современных подростков в конфликтных ситуациях.
Гипотеза – большинство подростков стараются выбирать неконструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мной были поставлены задачи:
- проанализировать теоретические источники по данной теме;
- провести диагностическое обследование среди учащихся 10а класса, направленное на определение доминирующего способа поведения в конфликтных ситуациях;
- проанализировать полученные данные и сделать выводы;
- составить рекомендации для учащихся по поведению в конфликтной ситуации.
Объектом исследования являются учащиеся 10а класса МАОУ гимназии г. Советский.
Предметом исследования – конфликты и способы из разрешения.
В ходе работы использовались следующие методы:
- изучение и анализ теоретических источников;
- диагностический метод: тест;
- сравнительный анализ;
- метод математической статистики.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что, зная стратегии поведения в конфликтной ситуации, их преимущества и недостатки, можно успешно разрешать возникающие конфликты.
Помимо теоретической значимости моя работа имеети практическую значимость, потому что материалы работы могут послужить практическим руководством в повседневной деятельности моих сверстников, а также будут полезны для педагога-психолога и классного руководителя в учебно-воспитательном процессе.
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ: ТЕОРЕТИКО -МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Конфликты существуют лишь до тех пор, пока существует сам человек. Общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов и общества, не существует, однако существуют многочисленные исследования, посвященные возникновению, функционированию и управлению конфликтами.
Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями [3].
Также определение конфликта можно рассматривать в узком и широком смысле:
а) в узком смысле конфликт – это тип социального взаимодействия, характеризующийся прямым или сознательным конфликтом между участниками;
б) в широком смысле конфликт – это тип общественных отношений, в которых стороны с помощью своих глубинных целей реализуют свои потребности, стремления и интересы в процессе острой борьбы.
В конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон. Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур.
1.2. Стадии развития конфликта [6]
Доктора психологических наук А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, занимающиеся проблемами конфликтологии более 25 лет, выделяют четыре стадии развития конфликта:
Рассмотрим каждую из стадий подробнее.
Предконфликтная стадия. Предконфликтная ситуация – это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.
Стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.
Стадия разрешения конфликта. Стадия, на которой конфликт постепенно снижает уровень своей напряженности.
Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка.
Другой доктор психологических наук Д. Дэна, являющийся одним из первопроходцев в области разрешения конфликтов, выделяет три уровня развития конфликта:
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Существует огромное разнообразие конфликтов в обществе, что определяется основаниями их возникновения. В связи с этим выделяются следующие классификации типов конфликтов:
По специфике воздействия на конфликтующие стороны:
1. Конструктивные. Противостояние такого типа приводит к разрешению конфликта, устранению его причины, развитию обоих участников, улучшению взаимоотношений между ними.
2. Деструктивные. Такие конфликты ухудшают взаимоотношения между участниками, негативно отражаются на психическом и физическом здоровье каждой из сторон.
По содержанию:
1. Реалистические. В их основе лежит вполне измеримая и очевидная нехватка ресурсов, неудовлетворенность актуальной потребности одной из сторон и т.д.
2. Нереалистические. Это конфликты ради конфликтов. Одна или обе стороны выдумывают проблемы и причины на ровном месте, чтобы выпустить свой негатив.
По условиям развития:
1. Внутренние. Противоречащие стороны находятся внутри какой-то структуры, системы, группы.
2. Внешние. Конфликтующие стороны относятся к разным структурам, группам, системам.
3. Антагонистические. Возникают между социальными группами, которые категорично настроены друг против друга.
По способу разрешения:
1. Насильственные. Одна из сторон оказывается полностью разрушенной или добровольно выходит из конфликта, сдается.
2. Ненасильственные. Обе стороны активно взаимодействуют, стараются максимально удовлетворить потребности и цели каждой из них.
По количеству участников:
1. Внутриличностный – конфликт с самим собой, внутренние противоречия.
2. Межличностный – конфликт одного человека с другим.
3. Конфликт между личностью и группой.
4. Межгрупповой – конфликт между группами.
По сфере:
1. Политические – между странами, государствами из-за территории или престижа.
2. Экономические – между любыми по численности субъектами по поводу денег или ресурсов.
3. Культурные или религиозные – между лицами или группами по поводу разделения дефицитных духовных благ.
4. Профессиональные конфликты – между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных ценностей.
5. Этнические конфликты – между народами за территорию или лучшие условия проживания.
По положению в иерархии:
1. Вертикальные – один из участников имеет большие возможности и большую власть.
2. Горизонтальные – оба участника наделены равными правами, возможностями и властью.
По выраженности противостояния:
1. Скрытые – напряжение ощущается, иногда участники косвенно портят друг другу жизнь.
2. Открытые – недовольство выражено прямо, участники предпринимают активные действия.
Кроме этого, можно выделить конфликты интересов и когнитивные конфликты. Под первыми подразумевается противостояние потребностей и желаний участников. Под вторыми – противоречие убеждений, мыслей, идей.
1.4. Функции конфликтов
Конфликты носят конструктивный и деструктивный характер.
К конструктивным функциям конфликтов относят:
Деструктивные функции конфликтов связаны с:
1.5. Способы поведения в конфликтной ситуации [2]
Американский психолог, социолог и философ К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать свои интересы и стремление человека учитывать интересы другого. На основании этих критериев он выделил пять основных стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации:
Стратегия, которая подразумевает отстаивание собственных интересов в ущерб интересам собеседника. Это означает, что человек уверен в своей правоте и хочет единолично одержать победу в споре. Основные действия, которые будет предпринимать в соперничестве человек: жесткий контроль поведения оппонента, давление и применение уловок, провокации и манипуляции, нежелание вступать в конструктивный диалог. Такой метод разрешения конфликтов имеет больше недостатков, чем преимуществ, и совсем не подойдет, если человек хочет сохранить отношения с собеседником.
2. Приспособление.
Полная противоположность стратегии соперничества, которая характеризуется безоговорочным принятием позиции конфликтера. Человек убирает свои потребности и желания на задний план, чтобы не допустить конфликтной ситуации. Обычно так поступают люди с заниженной самооценкой и не умеющие отстаивать свою позицию. Для них характерны следующие действия: согласие с требованиями конфликтера, отсутствие претензий и проявление лести. Такая тактика может быть применима в тех случаях, когда предмет конфликта не имеет для человека особого значения, и он хочет сохранить конструктивные отношения.
Человек всячески пытается избежать конфликта и отложить важное решение на потом. Он не только не проявляет интереса к конфликтной ситуации, но и игнорирует позицию оппонента. Для него свойственно демонстративно уходить, отказываться от взаимодействия, отрицать важность конфликта, специально замедлять процесс решения, подавлять эмоциональные реакции. Такая стратегия может быть полезна только в одном случае, если человек не собирается продолжать отношения с оппонентом.
Тактика, при которой частично удовлетворяются интересы обеих сторон. Человек старается уравновешивать позиции, предлагать встречные варианты, стремится найти взаимовыгодное решение. Такая тактика является справедливой по отношению к обоим участникам спора, но не является конечной. В результате все равно необходимо вернуться к сути конфликта и найти оптимальное решение.
Субъект конфликта стремится разрешить ситуацию таким способом, чтобы полностью удовлетворить свои потребности и потребности оппонента. То есть найти такое решение, которое будет выгодно всем. Для такой тактики свойственно анализировать предмет конфликта, рассчитывать ресурсы участников, чтобы отыскать общую выгоду, внимательно выслушать позицию собеседника. Данная стратегия имеет практически одни преимущества – способствует развитию доверия и долгосрочных межличностных отношений, принятию взаимовыгодных решений.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10А КЛАССА
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский. В диагностическом исследовании принимали участие 27 обучающихся 10а класса, из них 8 юношей и 17 девушек в возрасте 16-17 лет.
С целью определения доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации у моих сверстников был проведен онлайн - тест на поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас - Килманн) [4], результаты которого представлены в рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты определения стилей поведения в конфликтной ситуации
учащихся 10а класса
Таким образом, из диаграммы видно, что преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации среди обучающихся 10а класса является компромисс(56%), что свидетельствует об умении учащихся идти на взаимные уступки.
11% респондентов при разрешении конфликта используют такой стиль поведения как сотрудничество, который направлен не только на удерживание баланса интересов, но и на признание ценности межличностных отношений.
Одинаковое количество обучающихся выбирают в качестве приемлемых стилей поведения приспособление и избегание – по 7%, т.е данные учащиеся стремятся уйти от конфликта, но причины «ухода» разные. Одни не пытаются разрешить конфликт, а другие жертвуют личными интересами в пользу интересов соперника.
И 19% (4 человека) испытуемых предпочитают использовать такую неблагоприятную и малопродуктивную стратегию поведения как соперничество, которая подразумевает отстаивание собственных интересов в ущерб интересам собеседника.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что десятиклассники предпочитают больше конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, стараются открыто обсуждать мнения, направленные на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. Но есть и ребята, которыелибо не знают, либо не хотят выбирать те способы, которые помогут разрешить конфликт, а не перевести его в более острую фазу.
Поэтому, для того чтобы, учащиеся лучше понимали друг друга и выбирали наиболее эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, я разработала рекомендации (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – выявление доминирующего способа поведения современных подростков в конфликтных ситуациях.
Для достижения поставленной цели были полностью решены задачи: проанализированы теоретические источники по данной теме; проведено диагностическое обследование среди учащихся 10а класса, направленное на определение доминирующего способа поведения в конфликтных ситуациях; проанализированы полученные данные и сделаны выводы, а также составлены рекомендации для учащихся по поведению в конфликтной ситуации.
На основе анализа теоретических источников я узнала об отличительных особенностях конфликтов, стадиях развития, функциях, преимуществах и недостатках стратегий поведения в конфликтных ситуациях, разработанных американским психологом К. Томасом.
Экспериментальная часть исследования позволила выявить какой стиль поведения в конфликтной ситуации у моих сверстников является доминирующим. Были получены следующие результаты: компромисс используют 56% обучающихся; сотрудничество – 11%; соперничество – 19%; приспособление – 7%; избегание – 7%;
Поэтому выдвинутая мной гипотеза не подтвердилась.
Десятиклассники предпочитают больше конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, стараются открыто обсуждать мнения, направленные на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. Но есть и ребята, которые либо не знают, либо не хотят выбирать те способы, которые помогут разрешить конфликт, а не усугубить возникшую ситуацию.
Поэтому, для того чтобы, они лучше понимали друг друга и выбирали наиболее эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, были составлены рекомендации (Приложение А).
Я считаю, что практическая значимость моей работы заключается в том, что материалы работы могут послужить практическим руководством в повседневной деятельности моих сверстников, а также будут полезны для педагога-психолога и классного руководителя в учебно-воспитательном процессе.
В перспективе было бы интересно рассмотреть тему «Межличностные конфликты между ребенком и родителями»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https://cspsdamur.mszn27.ru/node/72518?ysclid=lufho2uqdq76511431
URL: https://psytests.org/interpersonal/thomas.html
https://spravochnick.ru/konfliktologiya/tipologizaciya_konfliktov/?ysclid=lul55htx51195208116
Приложение А
Рекомендации учащимся
«Как решать конфликты мирным путём»
Может быть, ты поссорился с другом, может с одноклассником возникло недопонимание, а может быть вообще с незнакомым человеком? Но чаще всего конфликты происходят именно между друзьями и знакомыми. Разрешить конфликт и сохранить дружеские отношения бывает не так уж и сложно, если не доводить его до ожесточённого спора. Вовремя оцени ситуацию и не дай конфликту разгореться на столько, чтобы это привело к применению физической силы.
Что делать, когда понимаешь, что аргументы заканчиваются и в ход могут пойти кулаки?
1. Посмотри на ситуацию со стороны. Стоит ли вообще отстаивать свою позицию, если причина пустяковая. Не выглядите ли вы с другом как малыши, не поделившие совочек. Может быть каждому лучше остаться при своём мнении, если тема вашего спора не касается ваших личных интересов, а началась из-за пустяка.
2. Уважай оппонента. Пусть в чём-то вы не согласны друг с другом, но каждый из вас – личность – и достоин уважения. Ни в коем случае не оскорбляй его и не оценивай его качества. «Ты такой нудный/ вредный/ эгоист…», «Всегда ты споришь/ всё портишь…» - эти фразы любого могут вывести из себя, ни в коем случае не используй их.
3. Не отвечай на оскорбления оскорблениями. Так обычно драки и начинаются. Если друг сказал в твой адрес что-то обидное, так и скажи ему: «Мне очень обидно» (или вырази другие чувства, которые у тебя возникли). О своей обиде, злости можешь говорить очень эмоционально и подбирать для этого самые яркие слова. Например: «Твои слова меня так разозлили, что у меня внутри всё кипит и, кажется, что я могу взорваться от злости!», «Мне так обидно, даже больно слышать такое!». Подтверждай свои слова мимикой.
4. Старайся понять собеседника, а не только доказать свою правоту. Позволь ему высказаться, внимательно слушай его. Даже если считаешь, что собеседник не прав, не говори ему: «Ты не прав», это обидит и рассердит его. Лучше скажи: «У меня другое мнение на этот счёт».
5. Найди то, в чём вы друг с другом согласны (хотя бы какую-то мелочь), и обрати внимание собеседника на это.
6. Говори спокойно, но не равнодушно. Если ты начнёшь кричать, это вызовет ответную агрессию, но если не будешь выражать абсолютно никаких эмоций, это тоже может раздражать, т.к. собеседник решит, что ты пренебрегаешь им.
7. Чувство юмора – хороший способ разрядить обстановку, но только если ты смеёшься над собой или ситуацией в целом, а не над собеседником.
8. Говори открыто и прямо, приводи только факты, а не догадки. Если ты начнёшь говорить витиевато, двусмысленно, загадками, то тебя могут неправильно понять.
9. Вырази словами своё намерение решить проблему мирным путём. Пусть собеседник знает, что ты настроен не агрессивно, а миролюбиво. Ведь он может готовиться к применению физической силы только из-за того, что ждёт этого от тебя.
10. Настройся на позитивное общение. Ищи в людях хорошее, какие-то положительные черты, что-то общее между вами, и они будут стремиться к общению с тобой.
11. Не старайся избежать конфликта любой ценой, промолчав в ответ на несправедливые слова, уходя от разговора. Если кто-то незаслуженно тебя обидел, лучше сразу всё спокойно обсудить, не затаивая обиду, которая потом может вылиться в крупную ссору.
Пчёлки на разведках
Кто самый сильный?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)