Исследовательская работа "Трудности при выборе профессии в подростковом возрасте"
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_pri_vybore_professii_v_podrostkovom_vozraste_isaeva_zumrud_10a.docx | 196.8 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ТРУДНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнила: Исаева Зумруд Ризвановна, 10а класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ5
1.1 Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте …………..5
1.2. Классификация профессий7
1.3. Факторы, влияющие на выбор профессии……………………………….. 10
1.4. Основные ошибки при выборе профессии………………………………. 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ17
2.1. Аализ результатов опроса17
2.2. Определение типа будущей професси учащихся 10А класса19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ21
ПРИЛОЖЕНИЕ А22
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………… 25
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………… 26
Актуальность исследования обоснована тем, что решение о выборе той или иной профессии является важным и трудным этапом на пути самоопределения молодого человека. Некоторые решают этот вопрос ещё в детстве, однако многие испытывают затруднения, сомневаются и переосмысливают все варианты. Выбор сложен, ведь он влияет на дальнейшую жизнь человека.
Сегодня важность профессионального самоопределения для учащихся выходит на передний план, особенно учитывая развитие новых профессий. Их появляется всё больше и больше с каждым годом, что вызывает некоторую тревогу у подростков, которые и так испытывают проблемы с профессиональным выбором. Уже в 8-9 классах ученикам приходится определиться с будущей профессией, чтобы начать целенаправленную подготовку к ОГЭ/ЕГЭ. К этому моменту очень малое количество подростков что-то чётко выбирает.
Несмотря на множество исследований, проблема выбора профессии в подростковом возрасте остается недостаточно освещенной. Из-за незнания многие поступают в колледжи и ВУЗы, обучаясь по специальностям, которые могут не быть востребованы к моменту выпуска или не соответствовать их личным интересам.
Исходя из вышеизложенного, была выдвинута гипотеза – многим подросткам трудно сделать правильный профессиональный выбор.
Изучив литературу по теме проекта, я решила провести исследование среди одноклассников с целью выявления насколько каждый из них определился со сферой будущей профессиональной деятельности, и что повлияло на их выбор.
Так как данное исследование впервые проводится на учащихся 10а класса, то в этом и заключается его новизна.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме выбора профессии;
- провести диагностическое обследование подростков, находящихся на стадии выбора профессии;
- проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Объектом исследования являются учащиеся 10а класса МАОУ гимназии г. Советский.
Предметом исследования – трудности и ошибки, с которыми сталкиваются подростки при выборе профессии.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностические методы: тестирование, опрос;
- анализ полученных данных.
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы педагогом-психологом в профориентационной работе.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Подростковый возраст – ключевой период в жизни каждого человека. В это время формируются основные черты личности. Данный период полон вызовов. Подростки стремятся к взрослости, но их внутренняя уверенность еще не до конца сформирована, что делает сложным процесс адаптации к новым социальным ролям и взрослый жизни.
В книге «Психология юношеского возраста» Э. Шпрангер описывает границы подросткового периода: для девушек от 13 до 19 лет, а для юношей – от 14 до 22 лет. Автор подчеркивает ключевые этапы данного периода, включая самопознание, осознание своей уникальности, формирование жизненных целей и выбор жизненного пути. Одной из особенностей этого времени является переходный кризис, который приводит к отказу от детских установок. На основании данных, собранных Е. Г. Черниковой, Т. Г. Пташко и Н. А. Соколовой, можно сказать, что честность, доброта и искренность являются основными качествами, ценными для подростков. Основные результаты их исследований показали, что большинство подростков выбирают активный и здоровый стиль жизни. В их свободное время общение с друзьями и интернет играют большую роль. Среди жизненных приоритетов подростков – семья, профессия и дружба.
В период 16-18 лет подростки начинают размышлять о будущем: кем стать, где учиться и будет ли выбранная профессия их призванием. Этот момент в жизни подростка характеризуется сложным решением – определением сферы труда. Для многих это не просто. Многие теряют из виду свои истинные увлечения и интересы в угоду высокой заработной платы, что приводит к ошибке в профессиональном самоопределении.
Когда молодежь вступает во взрослую жизнь, одним из главных заданий для них является выбор своей будущей профессии.
В этот период парни и девушки принимают решение о своем будущем образовании и месте работы. Принятие такого решения – это не простой шаг. Выбор карьеры может быть сложным и долгим, и он определенно влияет на дальнейшие судьбы. Ключ к успеху в этом процессе – найти то, что действительно подходит к личным навыкам и интересам, а также поможет преуспеть в жизни.
Самоопределение человека включает в себя влияние разнообразных факторов на каждом этапе существования и жизненного пути. Этот процесс не ограничивается только работой или карьерой; он охватывает также личные, социокультурные и домашние аспекты. Если говорить о профессиональном самоопределении, то по словам Е. М. Борисовой, это способ, благодаря которому человек может полностью раскрыть свой потенциал в труде. Е. А. Климов смотрит на это как на поиск своего места в профессии. Важную роль в процессе выбора профессии играет самоопределение, сущность которого Н. С. Пряжников определяет как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
И. С. Кон считает, что самоопределение личности в профессиональной сфере начинается в детстве и продолжается практически на протяжении всей трудовой жизни. Э. Ф. Зеер определяет профессиональное самоопределение как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Выбор профессии – это путь к пониманию, в какой области человек сможет наиболее эффективно применять свои умения и навыки. В. В. Сериков и К. С. Элбакян выделяют важность самостоятельности в этом процессе.
1.2. Классификация профессий
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и исчезание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности, характеристик субъекта и человеческих ресурсов, содержания трудовых задач, вида рабочих нагрузок, орудий труда и т. д. Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяет возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам.
Например:
1) по характеру рабочей нагрузки субъекта деятельности и его усилий по реализации трудовых задач на (преимущественно) физический или умственный труд;
2) по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на управленческий, операторский, творческий (стандартный и нестандартный), эвристический; динамический и статический; однообразный и разнообразный;
3) в зависимости от условий деятельности – на комфортный, в необычных, неблагоприятных и в экстремальных условиях;
4) по форме организации деятельности – на регламентированный, нерегламентированный и смешанный; индивидуальный и коллективный.
Возможно использование и целого ряда других классификационных признаков – по характеристикам орудий труда, типу трудовых задач, виду исходного и конечного продукта деятельности и т. д. Различные сочетания признаков трудовой деятельности создают своеобразный облик конкретных профессий. Научно-практическая деятельность определяет необходимость сопоставления и классификацию профессий по психологическим, гигиеническим, экономическим и другим признакам. При решении психологических задач диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности такая необходимость в классификации профессий определяется потребностью использования методического аппарата, разработанного и обоснованного для какой-либо одной профессии, при решении аналогичной задачи в родственной профессии (профессиях).
Российский психолог Е. А. Климов предложил четырехъярусную классификацию профессий [1], которая построена на основе многофакторного принципа. Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т. п.;
2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;
3) человек – человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т. п.;
4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т. п.;
5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т. п.
Более подробная характеристика по данному признаку представлена в приложении А.
Во втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие профессии (П) – мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;
3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный мастер АЭС и т. п.;
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф) – актер, акробат и т. п.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:
1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (Б) – лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т. п.;
3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4) работа в условиях повышенной ответственности (М) – воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.
Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими, но не взаимоисключающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
Предложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим ячейкам, а для определения их близости, общности по совокупности признаков. Эта задача, конечно, весьма условна, потому что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве, как отмечает Е. А. Климов, полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различия и отождествления.
1.3. Факторы, влияющие на выбор профессии
На выбор профессии оказывают влияние многие факторы, но подростки чаще всего руководствуются следующими:
Согласно социологическим исследованиям, школьники в своем выборе будущей специальности редко ориентируются на личную психологию, свои личностные качества, надеясь, скорее, на финансовые возможности семьи, всецело доверяются решению родителей. А мамы и папы, руководствуясь распространенными в обществе стереотипами о престижности профессий юриста и экономиста, обрекают чадо на жесткую конкуренцию и трудный поиск работы после получения диплома.
Частое игнорирование «душевной» стороны «профессионального» вопроса психологи ставят в вину именно взрослым. Педагоги тоже не устают напоминать родителям, что будущие проблемы выпускника (начиная от трудоустройства и необходимости переквалификации и заканчивая неустроенной карьерой в зрелом возрасте) корнями уходят в школьную жизнь. Вердикт профконсультантов таков: если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд.
Можно выделить следующие основные приоритеты в профессиональном самоопределении молодых людей:
1. Помощь в нахождении подростку личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но и по отношению к профессиям, которые «приходится» выбирать даже вопреки первоначальному желанию. Для этого ему необходимо познать самого себя, особенности своего характера, выявить свои интересы, способности. Осуществить это можно при помощи профконсультанта, который по итогам индивидуальной беседы и психологической диагностики поможет ребенку расставить основные приоритеты при выборе профессии.
2. Постепенное формирование у молодых людей умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на существующие «моды» по отношению к довольно ограниченному числу профессий типа юрист, экономист, менеджер, т.е. ориентация подростка на реальный спрос на рынке труда, а не на престижность выбираемой профессии.
Прежде всего, имеют значение интересы и склонности человека.
Склонности – это желания, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Если ребенку будет нравиться содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Также одним из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора является профессиональная пригодность. Требования к состоянию здоровья человека, его профессиональной квалификации и требования к профессионально важным качествам определяют профессиональную пригодность. Из этих трех компонентов только уровень профессиональной квалификации можно значительно повысить в соответствии с желанием человека.
Но наибольший интерес в плане выбора профессии представляют способности человека. Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности.
Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и так далее. Иначе говоря, люди обладают многими способностями. Способности принято делить на общие и специальные. Независимо от содержания профессиональной деятельности любой специалист должен уметь обучаться новому, общаться с другими людьми, управлять своим поведением и состоянием. Это и есть общие способности, которые еще называют интеллектом.
Разумеется, успешность профессиональной деятельности зависит не только от общего интеллекта, но и от других способностей. Чтобы человек хорошо овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только высокого уровня умственного развития. Иногда, в зависимости от специальности, требуются специальные способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организаторские, педагогические, артистические, спортивные.
1.4. Основные ошибки при выборе профессии
Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит.
Существуют наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии [7]:
1. Недостаток знаний о профессиях.
Иногда люди допускают ошибку при выборе профессии, не исследуя достаточно глубоко сферы труда. Спрашивая их о будущем и выборе учебных заведений, можно столкнуться с ответом: «Куда пройду, там и буду учиться». Многие следуют за устоявшимися стереотипами при выборе профессии, не учитывая изменения и не понимая, что в России на данный момент существует более 8000 различных специальностей! А ведь еще не стоит забывать про то, что новые профессии появляются каждый год. В школьной программе, к сожалению, часто не уделяют времени для профессионального ориентирования и ознакомления подростков с профессиями.
2. Зависимость от престижа и зарплаты.
В нашем обществе преобладает мнение, что следует обучаться исключительно на престижных и высокооплачиваемых специальностях. Многие молодые люди, решая, кем стать, руководствуются только внешними достоинствами профессии: доходом, общественным признанием или ее авторитетом. Это приводит к избыточному числу специалистов в определенных областях, например, юриспруденция, финансы или банальное программирование. Однако подобный подход может вводить в заблуждение, ведь многие профессии, не являясь престижными или высокооплачиваемыми, являются крайне востребованными на рынке труда и предлагают отличные перспективы карьерного роста.
3. Выбор профессии «за компанию с друзьями».
Иногда учащиеся, не имея чёткого понимания своего будущего, принимают решение о дальнейшем обучении, руководствуясь мнением своих сверстников и друзей. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убежден в его правильности. Но существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям. Уже через год-полтора учебы в колледже или вузе возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с начала».
4. Следование семейным традициям.
Продолжение дела родителей может облегчить начало карьеры, так как все необходимые знания и опыт передаются из поколения в поколение. В современном мире многие подростки профессию «по наследству». Например, «моя мама стоматолог, значит и я должен стать стоматологом, чтобы продолжить семейный путь». Но такое решение не учитывает действительные чувства и способности ребенка, если только это направление ему не интересно по собственной воле. Но, что делать, если сердце не лежит к семейному бизнесу и его продолжению, но традиции этого требуют? Такое положение дел ставит многих перед сложным выбором.
5. Неумение понять самого себя.
Одна из самых значительных ошибок при выборе профессии – отказ разобраться в себе, определить свое интересы, слабые и сильные стороны. Отказ от попыток понимания своих интересов и страхов часто ведет к ошибочному выбору профессии. Многие избегают этой внутренней работы из-за страха ошибиться или недостатка уверенности в себе. Помочь разобраться в себе могут хорошо знакомые люди: родители, близкие родственники, друзья. Но значительно лучшим выбором будет обратиться к профессионалам: беседа с психологом-профконсультантом и соответствующие тесты дадут огромное количество полезной информации и помогут найти ярко выраженные особенности личности и подобрать, на их основе, подходящее направление деятельности.
6. Неприятие своих сильных сторон.
С течением времени многие осознают, в чём их сильные стороны. Некоторым это даётся легко с детства, другим требуется больше времени. Однако некоторые принимают свои таланты как данность, как нечто обыденное и не примечательное, полагая, что это обычно для всех. Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии.
7. Влияние мнения родителей.
Часто родители и подростки видят выбор профессии по-разному. Родители могут воспринимать выбор ребенка как неудачный или недостаточно оплачиваемый, что, в свою очередь, влияет на решения подростка. Нередко решение о будущей карьере для ребенка принимают его родители, исходя из стремления обеспечить благополучное будущее. В таких случаях интересы и страсти подростка просто игнорируются. В современном мире очень часто можно наблюдать ситуации, когда ребёнок хочет развиваться в творческой профессии, а родители отправляют его учиться на врача или юриста, что подходит не всем.
8. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.
Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.
Как итог, при выборе профессии многие подростки сталкиваются с огромным количеством проблем. Нельзя забывать, что решения, которые мы принимаем, иногда не приносят ожидаемых результатов. Неверный выбор может иметь долгосрочные последствия в последующей жизни человека.
2.1. Анализ результатов опроса
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 10А класса. В диагностическом исследовании принимали участие 30 обучающихся старшего школьного возраста (16–17 лет), из них 8 юношей и 22 девушки.
Целью данного исследования является выявление насколько каждый из моих одноклассников определился со сферой будущей профессиональной деятельности, и что повлияло на их выбор.
Для достижения цели были проведены опросник (Приложение Б) и тест «Определение типа будущей профессии» Г. В. Резапкиной (Приложение В).
Исходя из ответов учащихся на вопросы опросника, были получены следующие результаты:
- 15% испытуемых выразили абсолютную уверенность в выбранной профессии, 45% - сомневаются в правильности выбора профессиональной сферы, 25% учащихся – полностью не уверены в выборе профессии, 15% - еще не выбрали для себя профессию;
- среди факторов, вызывающих наибольшие затруднения при выборе будущей профессии, мои одноклассники отмечают:
- основными источниками информации при изучении различных профессий и карьерных возможностей респонденты считают:
- для большинства испытуемых (55%) уровень заработной платы хоть и важен, но он не является главным критерием при выборе профессии; для 25% подростков уровень зарплаты и престижность профессии очень важны, для 5% уровень заработной платы не имеет значения; 15% затрудняются ответить на данный вопрос;
- 45% опрошенных подростков опасаются столкнуться после сделанного выбора с такой трудностью, что не поймут, чем реально хотят заниматься, то есть многие боятся остаться в профессии, которая не приносит удовлетворения; 35% опасаются сделать неправильный выбор и потом пожалеть; 15% боятся, что их интересы могут измениться, и они «потратят время впустую»; 5% боятся подвести родственников или учителей, выбрав «неправильный» путь, что указывает на социальное давление и страх общественного мнения;
- 40% испытуемых считают, что одной из ошибок является ориентация исключительно на уровень зарплаты и престиж; 50% утверждают, что многие не изучают мир профессий глубоко и выбирают ту профессию, куда проходят по баллам. К сожалению, это действительно распространённая ошибка, ведь многие идут по пути наименьшего сопротивления, не уделяя внимания своим истинным интересам; 35% видят распространённой ошибкой решение, принимаемое под давлением родителей или друзей.
Выводы: исходя из результатов опроса выяснено, что большинство учащихся еще до конца не определились с выбранной профессией и испытывают страх, что, сделав неправильный выбор, будут заниматься тем, что не будет приносить им удовлетворение.
2.2. Определение типа будущей профессии учащихся 10А класса
Исходя из ответов опросника, я решила провести тест «Определение типа будущей профессии» Г. В. Резапкиной, разработанный на основе аналогичной методики Е. А. Климова. Данный тест направлен на определение потенциального направления профессионального роста. С его помощью можно выяснить, к какой из областей – природе, технике, знаковой системе, художественному образу или работе с людьми – имеют склонность подростки.
Результаты исследования, представленные в диаграмме (Приложение Г), показали, что 13 человек (43%) относятся к типу «человек-человек», 2 обучающихся (7%) – к типу «человек-техника», у 7 учащихся (23%) результаты теста лежат в области «человек-художественный образ», к типу «человек-знаковая система» относятся 4 испытуемых (13%), такое же количество учащихся – к типу «человек-природа».
Выводы: Результаты показывают разнообразные интересы и профессиональные направленности среди подростков, но особое предпочтение отдается творческим и общественным профессиям. Меньше всего привлекает учащихся техническая сфера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – выяснить, определились ли мои одноклассники, учащиеся 10А класса, с выбором профессии, и что повлияло на их выбор.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи: изучена психолого-педагогическая литература по проблеме выбора профессии; проведено диагностическое обследование подростков, находящихся на стадии выбора профессии; проанализированы полученные данные и сделаны выводы.
На основе анализа теоретических источников я познакомилась с классификацией профессий, изучила факторы, влияющие на выбор профессии, а также основные ошибки, которые совершают подростки при выборе профессии.
Исходя из результатов экспериментальной части проекта, направленной на выявление насколько учащиеся 10А класса определились с выбором профессии, а также что повлияло на их выбор, я могу сделать вывод, что большинство учащихся сомневаются, либо совсем не определились в выборе дальнейшей профессии, в следствие малой информированности о различных профессиональных сферах.
Таким образом, выдвинутая гипотеза, что подросткам трудно сделать правильный профессиональный выбор – подтвердилась.
Я считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы педагогом-психологом в профориентационной работе.
В дальнейшем было бы интересно изучить, какие профессии будут востребованы в будущем, а какие сейчас в дефиците.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
Классификация профессий Е. А. Климова
1) Человек – человек.
В этой группе рассматриваются профессии, основой которых является взаимодействие с людьми. Профессионалы в этой области должны быть доброжелательными, уметь управлять своими чувствами и брать на себя ответственность. Взаимодействие и понимание людей – ключевой момент их работы. Сюда относятся врачи, учителя, юристы, продавцы, парикмахеры, экскурсоводы и многие другие.
2) Человек – творчество.
Творчество является основой для некоторых профессий. Этот процесс создания чего-то уникального и особенного требует не только желания, но и интуиции, умения, упорства и страсти. Творческие личности занимают особое место в рабочем мире. Художники, актеры, певцы, декораторы, дизайнеры, композиторы – все они воплощают эту область.
3) Человек – знаковая система.
Профессионалы в этой области обычно занимаются цифрами, символами, музыкальными записями или математическими уравнениями. Они включают в себя тех, кто занимается письмом, редактурой, документами или числовым анализом. Продукты их деятельности представляют из себя текст, графики, схемы и другие формы знаковых данных. Примерами специалистов области знаковых систем являются книжные редакторы, математики, физики, финансовые аналитики, копирайтеры, бухгалтеры и лингвисты.
4) Человек – природа.
Данная область посвящена специалистам, работающим с живой природой. Они исследуют, изучают и ухаживают за природой, заботятся о живых существах и лечат их. Таких специалистов объединяет их страсть к природе. Есть большая разница между игрой с питомцами и простым любованием растениями и регулярным уходом за ними, наблюдением за их состоянием, лечением и длительными прогулками. В этой области труда работают специалисты по сельскому хозяйству, генетики-селекционеры, ветеринары, ботаники, кинологи, геологи, агрономы, биологи, экологи. Список можно продолжать очень долго.
5) Человек – техника.
Речь идет о тех специальностях, которые занимаются созданием, производством и поддержкой различных устройств, начиная от космической аппаратуры и заканчивая простыми инструментами для кузнеца. Люди, занятые в этих областях, обладают практическими умениями, имеют техническую подготовку, демонстрируют точность и обладают крепким здоровьем. Специалисты из этой категории: проектировщик, разработчик, пилот, механик, машинист, электротехник, автомеханик, плотник, инженер-испытатель, сантехник, строитель, слесарь и т. д. Данный тип специальности подходит тем людям, которые больше ладят с техникой, чем с чем-либо другим.
Приложение Б
Приложение В
Тест «Определение типа будущей профессии» (Г. В. Резапкина)
Приложение Г
Результаты определения типа профессии учащихся 10А класса
10 осенних мастер-классов для детей
Солдатская шинель
Просто так
Пейзаж
Простые летающие модели из бумаги