Исследовательская работа "Проблема подростковой тревожности"
Вложение | Размер |
---|---|
problema_podrostkovoy_trevozhnosti_talaeva_a_10a.docx | 47.34 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Выполнила: Талаева Антонина Александровна, 10а класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна, педагог-психолог
г. Советский,
2023-2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ…………………………………….............5
1.1. Понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе..……...5
1.3. Причины школьной тревожности…………………………………………...7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ……..9
2.1. Определения уровня тревожности ………………………………………….9
2.2. Определение взаимосвязи между появлением тревожности и учебным процессом...............................................................................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..……………………...14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследование психических состояний человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Отдельно стоит выделить проблему детской тревожности, так как подрастающему организму свойственно переживать свои чувства гораздо ярче, испытывать больший спектр эмоций за короткий промежуток времени.
Психика ребенка начинает формироваться с самого раннего детства и на ее особенности может повлиять огромное количество факторов, например, обучение в школе, где детям приходится сталкиваться с различного рода ситуациями, требующими эмоциональной стойкости и уравновешенности. Очевидно, что у каждого человека разный уровень стрессоустойчивости, поэтому для детей, подверженных переживаниям в критических ситуациях сильнее, может появиться стойкое чувство беспокойства, которое со временем перерастает в тревогу. Тревога в свою очередь является одним из факторов появления нарушений в большом количестве сфер жизни.
С одной стороны, психические состояния тревожности играют важную роль, определяющую успешность и продуктивность человека в работе, общении и учении. С другой стороны, по мнению самих ученых, данная проблема в современной психологии до сих пор недостаточно изучена. Исследования в области психологии тревожности продолжаются, и ученые постоянно работают над более глубоким пониманием этого явления.
Меня тоже заинтересовала данная тема и я решила провести диагностическое исследование на учащихся подросткового возраста с целью определения уровня тревожности и изучения основных ее причин.
Мною была выдвинута гипотеза – большинство подростков испытывают чувство тревоги, связанное с учебной деятельностью и предстоящими экзаменами.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Объектом исследования является группа подростков в возрасте 15- 16 лет.
Предметом исследования – влияние обучения в школе на тревожность учеников, их готовность к действиям в экстремальной ситуации экзамена.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогом-психологом в работе с детьми, страдающими повышенной тревогой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе
Тревожность – черта личности, которая проявляется в возникающем по незначительным поводам чувстве волнения, переживания, беспокойства. Она может быть просто индивидуальной особенностью, вариантом нормы либо признаком органического или функционального нарушения в организме.
Чувство тревоги, возникающее часто, в определенных условиях либо вне конкретной ситуации, без повода, причиняет человеку значимый дискомфорт, мешает полноценно функционировать в обществе, ухудшает качество жизни. С древних времен чувство тревоги возникало у людей во время опасности. В ответ на него организм человека либо активно защищался, либо пытался скрыться от опасности. Сегодня у людей потенциальных «опасностей» не меньше, чем в древности. Но далеко не на каждую подобную ситуацию мы можем активно реагировать – чаще игнорируем чувство тревоги, глотаем обиду, молча переживаем дискомфорт. Накапливаясь, невыраженные эмоции приводят к срыву механизмов адаптации организма – развивается патологическая тревожность и заболевания, которыми она проявляется.
Таким образом, тревога – эмоциональное состояние, подобное тому, которое мы испытываем, сталкиваясь с внешней угрозой, является функцией «эго», цель которой – сообщить человеку о надвигающейся угрозе, которой следует избегать.
Первым, кто обратил внимание на проблему тревожности, был З. Фрейд. В его исследованиях тревога – сигнал о наличии опасной ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления. Таким определением З. Фрейд подчеркивает, что неприятное состояние тревоги является в некотором случае даже полезным адаптивным механизмом, который побуждает индивида к защитной реакции в ситуации опасности.
Современные ученые представляют тревожность как процесс беспокойства. Например, по мнению Демидовой Л.И, под тревожностью понимается состояние беспокойства в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, интеллектуальной и другой; тревожность рассматривается как свойство темперамента, характеризующееся слабостью нервных процессов, как склонность человека к частым переживаниям тревоги.
В тоже время А. М. Прихожан пишет, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Данный ученый различает тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство черты личности или темперамента.
1.2. Изучение природы тревожности и ее уровней
Волнение, тревога, беспокойство, озабоченность. Эти переживания могут ежесекундно сопровождать нас. Ведь человеческая жизнь – это череда разного рода опасностей. Мы подвергаемся им в различных ситуациях ежедневно. Мы уязвимы и ранимы, когда строим отношения с другими. Когда приближаемся к ним, мы становимся все более и более подвержены риску.
Повышение уровня личностной тревожности, как правило, связано с формированием внутриличностного конфликта и проявляется ощущением постоянной опасности, чувством неопределенности, озабоченности, напряжения и надвигающейся неудачи, тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддается предсказанию. Повышенный уровень внутриличностной тревожности трудно корректируется и является основой для формирования серьезных невротических расстройств.
В психологии существуют специальные методики, позволяющие определить уровень общей тревожности, а также отдельно уровни ситуационной и личностной тревожности. Низкий и средний уровень личностной и ситуационной тревожности не нуждается в коррекции. В этом случае мы говорим о хороших адаптивных возможностях личности, способной самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях и осознать причину своей тревоги. В случае повышения уровня реактивной тревоги необходимо проводить медикаментозную коррекцию.
1.3 Причины школьной тревожности
Стресс и нагрузки в школе не могут не сказаться на самочувствии ребёнка и его психологическом состоянии. Одно из следствий этих сложностей – повышенная тревожность. Если тревоги становится очень много и человек не обращает внимания на ежедневные сигналы, это может привести к бессоннице, головной боли, нервным срывам и другим неприятным состояниям.
Причины тревоги могут быть самыми разными, но, безусловно, на первом месте – постоянный стресс и сложные непредвиденные ситуации. У школьников может наблюдаться так называемая школьная тревожность, которая связана именно с успешностью и состоятельностью в учебной деятельности.
Для учащихся важно:
При дефиците в какой-то из этих сфер у школьника может возникать тревога. Если тревожных ситуаций накопилось достаточно много, то состояние ситуативной тревоги может трансформироваться в тревожность как качество личности. У таких детей преобладают пессимистические установки: ожидание неуспеха, неудач, неприятностей, снижение активности. И школьник начинает действовать по принципу «лучше ничего не делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию». Всё это приводит к торможению развития ребёнка, искажению самооценки.
В подростковом возрасте наличие тревоги по отношению к школе может стать сложившейся личностной особенностью. А подростковый кризис только способствует повышению школьной тревожности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2.1. Определения уровня тревожности
Экспериментальная часть проекта проводилась на базе образовательных учреждений г. Советский. В исследовании приняли участие 20 учащихся в возрасте 15-16 лет, из них 7 юношей и 13 девушек.
Для исследования использовался «Тест на определение уровня тревожности и стресса» в онлайн-формате, созданный командой дипломированных специалистов, работающих в компании IDR Labs International.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Номер участника | Уровень тревожности (в %) | Показатель тревожности |
1 | 32% | Средний |
2 | 67% | Высокий |
3 | 23% | Низкий |
4 | 44% | Средний |
5 | 84% | Высокий |
6 | 59% | Высокий |
7 | 90% | Высокий |
8 | 77% | Высокий |
9 | 77% | Высокий |
10 | 45% | Средний |
11 | 87% | Высокий |
12 | 29% | Средний |
13 | 66% | Высокий |
14 | 51% | Высокий |
15 | 20% | Низкий |
16 | 22% | Низкий |
17 | 78% | Высокий |
18 | 70% | Высокий |
19 | 59% | Высокий |
20 | 59% | Высокий |
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что 13 человек (65%) из 20 опрошенных имеют высокий показатель тревожности, 4 человека (20%) – средний и всего 3 человека (15%) – низкий уровень.
2.2. Определение взаимосвязи между появлением тревожности и учебным процессом
Для данного исследования я отобрала кандидатов, участвующих в предыдущем опросе (17 человек). Все они имеют высокий или средний уровни тревожности.
Для исследования я использовала таблицу 2, в которой перечислены ситуации, с которыми большинство школьников встречаются в жизни. Задачей участников тестирования было отметить символом плюс или минус (где «+» положительный ответ, а «-» - отрицательный) каждый пункт в соответствии с наличием тревожности по данному параметру.
Таблица 2
Вариант ответа | Кол-во положительных ответов |
Ответ у доски | 10 |
Публичное выступление | 13 |
Предстоящие экзамены | 16 |
Общение со сверстниками | 2 |
Нахождение в темноте | 3 |
Общение со взрослыми | 7 |
Ссора | 14 |
Громкие звуки | 6 |
Отношения с противоположным полом | 8 |
Плохая оценка | 10 |
Анализ результатов исследования, представленных в таблице, показал, что наибольший уровень тревожности у подростков вызывает ситуация предстоящих экзаменов (94%), ссоры (82%) и публичные выступления (76%).
Таким образом, можно сделать вывод, что основной причиной тревожности у обучающихся 9-10 классов является страх перед прохождением ГИА. Повышенная тревога может быть связана с множеством факторов: отсутствие надлежащей подготовки, неуверенность в своих силах и знаниях и т. д. Важную роль также играют взаимоотношения ученика с учителями и поддержка, оказываемая родителями, товарищами и близкими людьми ребенку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – определение уровня тревожности и изучения основных ее причин.
Для достижения поставленной цели были полностью решены задачи:
На основе анализа теоретической литературы я изучила природу тревожности, ее уровни и причины.
В ходе экспериментальной части было выявлено, что 65% опрошенных имеют высокий показатель тревожности, 20% – средний и 15% – низкий уровень.
Наибольший уровень тревожности у подростков вызывает ситуация предстоящих экзаменов (94%), ссоры (82%) и публичные выступления (76%).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что основной причиной тревожности у обучающихся 9-10 классов является страх перед прохождением ГИА. Повышенная тревога может быть связана с множеством факторов: отсутствие надлежащей подготовки, неуверенность в своих силах и знаниях и т. д. Важную роль также играют взаимоотношения ученика с учителями и поддержка, оказываемая родителями, товарищами и близкими людьми ребенку.
Таким образом, гипотеза подтвердилась – большинство подростков действительно испытывают чувство тревоги, связанное с учебной деятельностью и предстоящими экзаменами.
Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогом-психологом в работе с тревожными детьми.
В перспективе было бы интересно узнать, как тревожность влияет на учебный процесс и усвоение новых знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.Тревожность// Википедия- 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
3. Природа человеческой тревоги// Елена Митина -2017. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/5955/
4. Типы тревожности по современным критериям// Служба психологической помощи “Наше время” -2023. [Электронный ресурс]. URL:
https://nv-clinic.ru/articles/interesnoe/tipy-trevozhnosti-po-sovremennym-kriteriyam/
Лиса Лариска и белка Ленка
Юрий Визбор. Милая моя
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем домики зимой
Ах эта снежная зима