Исследовательская работа "Подростковое одиночество"
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovoe_odinochestvo_mihienko_milena_11a.docx | 71.61 КБ |
Исследовательская работа
ПОДРОСТКОВОЕ ОДИНОЧЕСТВО
Выполнила: Михиенко Милена Владимировна, 11а
г. Советский,
2023-2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие и виды одиночества 5
1.2. Причины подросткового одиночества 6
1.3. Положительное и отрицательное влияние одиночества на подростка 7
1.3.1. Положительное влияние одиночества 7
1.3.2. Отрицательное влияние одиночества 8
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЕГО КОРРЕКЦИИ 10
2.1. Определение уровня одиночества среди подростков 10
2.2. Сравнительный анализ методов коррекции одиночества .11
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ Е ……………………………………………………………….26
Актуальность исследования. Тема моего исследовательского проекта интересная и актуальная, так как во все времена дети подросткового возраста часто сталкиваются с переживанием чувства одиночества, которое является возрастным новообразованием, появляющимся впервые в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания.
Изучением данного вопроса занимались многие психологи – И. С. Кон, И. В. Дубровина, С. В. Кривцова и другие. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и даже к суициду. Почему же одиночество для одних подростков становится ступенькой в личностном росте, а других ведет в пропасть отчаяния? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое одиночество, каким образом оно возникает и каков механизм его влияния на подростка.
Проблема: многие родители и подростки не знают, как справиться с подростковым одиночеством.
С целью изучения особенностей характера переживаний чувства одиночества подростками я решила провести исследование на учащихся подросткового возраста нашей школы. И это является новизной моей работы.
Исходя из поставленной цели, была выдвинута гипотеза: подростки нашей школы остро переживают одиночество.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую литературу по проблеме одиночества;
- провести диагностическое обследование среди учащихся подросткового возраста с целью определения уровня одиночества;
- провести качественный анализ результатов тестирования, сделать выводы;
- проанализировать методы коррекции подросткового одиночества и определить наиболее эффективные;
- разработать рекомендации для родителей и подростков по преодолению чувства одиночества.
Объектом исследования является подростковое одиночество.
Предметом исследования: особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.
В своей работе я использовала такие методы исследования как анализ психологической литературы, тестирование, анализ полученных данных, метод математической статистики.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что, зная особенности переживания одиночества подростков, можно привлечь к этой проблеме внимание педагогов и родителей.
Моя работа помимо теоретической имеет и практическую значимость, потому что материалы работы могут использоваться педагогом-психологом при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации помогут родителям сработать на профилактику данной проблемы, а подросткам преодолеть данное чувство (Приложения Д, Е).
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и виды одиночества
Ещё в древние времена, когда люди начали задумываться о смысле жизни и месте человека в мире, появилось понятие одиночества. Одиночество – это эмоциональное состояние человека, которое характеризуется чувством изоляции, обособленности и нехватки общения с другими людьми [10].
На данный момент психологи выделяют следующие виды одиночества:
1) Космическое одиночество – отдалённость человека от причастия ко всему возможному [7]. Данный вид является самым необычным, поскольку люди, которые к нему относятся, не испытывают трудностей в связи с нехваткой общения с другими. Они больше переживают из-за своей «непричастности» к истории, природе, космосу, богу и т.д. Такие люди думают, что они не смогли как-то реализовать свою личность в обществе.
2) Культурное одиночество – душевное состояние, подразумевающее избегание контакта с людьми из какой-либо культурной среды [6]. При переезде или переориентации общества на другие ценности для человека меняется культурная среда, к которой не так уж легко быстро привыкнуть. Из-за этого некоторые самостоятельно принимают решение об изоляции от общества. Мотивом такого поступка может стать личная неприязнь к новым ценностям.
3) Межличностное одиночество – недостаток духовной связи с какой-либо конкретной личностью. В жизни каждого из нас есть самый близкий человек. Если мы чувствуем недостаточное количество общения с ним в результате ссоры, гибели и т.д., то обретаем межличностное одиночество.
4) Социальное одиночество – исключение из какой-либо социальной группы [5]. Каждый человек исконно должен принадлежать к какой-либо компании. Допустим, если вы школьник, то ваше место в группе одноклассников, а если где-то работаете, то вашей компанией является рабочий коллектив. Бывает так, что человека не принимают в такой круг общения, в результате чего он испытывает чувство одиночества и изоляции.
1.2. Причины подросткового одиночества
Подростковый возраст – самый сложный период в жизни любого человека. Ребёнок сталкивается с огромным множеством изменений, которые в процессе привыкания влияют на него не только положительно, но и отрицательно. Например, подросток может стать заложником одиночества, что в современном мире является довольно распространённой проблемой для многих [10]. Психологи выделяют несколько причин, сопутствующих этому:
1) Отсутствие опыта самопознания. В подростковый период каждый ребёнок начинает невольно задумываться о собственной значимости [8]. Из-за недостатка опыта в данном деле, подростки не могут оценить свой внутренний мир. В результате они приобретают неуверенность, которая отталкивает их от общения со сверстниками и родителями.
2) Непринятие в основную социальную группу. Все подростки учатся в школе, где по стандарту есть сформировавшийся коллектив. В результате каких-либо конфликтов, ссор, издевательств и социальных отличий ребёнка могут не принять сверстники [4]. При отсутствии основной социальной группы, подросток закрывается в себе и не стремится к какому-либо другому общению.
3) Плохой пример общения в семье. Если подросток на протяжении всей своей жизни наблюдал за ненормальными отношениями между родственниками, то он не захочет принимать участие в общении с кем-либо из-за страха.
4) Гиперопека со стороны родителей. Каждый взрослый старается всеми силами обезопасить своего ребёнка, но некоторые родители делают это слишком настойчиво [8]. Из-за этого у подростка могут появиться повышенные требования к другим людям, которые мешают какому-либо взаимодействию.
5) Неправильные представления о различных социальных контактах. Подростки в меру своего опыта вынуждены самостоятельно просчитывать результат какого-либо общения [4]. Чаще всего они придумывают что-то нереалистичное, из-за чего в дальнейшем рушатся их представления. Появляется нежелание когда-либо с кем-либо общаться.
1.3. Положительное и отрицательное влияние одиночества на подростка
Многие взрослые ошибочно считают, что одиночество оказывает исключительно отрицательное влияние на подростка. На самом деле это не так, поскольку исследователи определили следующее положительное воздействие:
1) Концентрация на саморазвитии. Одиночество чаще всего подразумевает полную изоляцию от влияния других людей, позволяющую уделять большее количество времени себе и своим целям. Для подростков это очень важно, поскольку они только учатся самостоятельно добывать знания [1].
2) Развитие креативности. Одинокие подростки имеют огромное количество свободного времени, которое чаще всего отдают творческой деятельности. Среди известных писателей, художников, скульпторов и т.д. нередко можно встретить тех, кто провёл свои школьные годы в изоляции от общества.
3) Отдых и восстановление. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни любого человека, поскольку он предполагает огромное количество различной деятельности [10]. Ребята проводят много времени в школе, выполняют домашние обязанности, помогают старшим и младшим в семье [3]. Из-за этого они не всегда могут хорошо отдохнуть, особенно, если у них есть какой-то круг общения, которому тоже следует уделять время. Одиночество в таких ситуациях является хорошим спасением.
4) Качественное самопознание. В прошлом пункте мы рассматривали причины подросткового одиночества, одной из которых являлось отсутствие опыта самопознания [8]. Дело в том, что обособленность ребёнка невольно заставляет его изучать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Одинокие подростки начинают осознавать свои потребности и цели [3].
1.3.2. Отрицательное влияние одиночества
Исследователи выделили следующие основные пункты отрицательного влияния одиночества на подростка:
1) Ухудшение физического здоровья. Подростки при обособленности от общества испытывают очень много стресса, что сказывается на здоровье. Например, они предрасположены к возникновению различных вредных привычек и недостатку физической активности, что прямо влияет на организм.
2) Снижение коммуникационных навыков. Изоляция от общества подразумевает малое взаимодействие с людьми [10]. Если подросток не будет общаться с кем-либо, то его коммуникативные навыки будут снижаться. В результате это приведёт ребёнка к неумению разговаривать с людьми [2].
3) Изменение качества жизни. Уровень счастья в жизни любого человека прямо зависит от взаимодействия с обществом, это доказано множеством социальных экспериментов [9]. Подростки, не получающие достаточного количества социальной поддержки, чувствуют неудовлетворённость жизнью.
4) Возникновение психических расстройств. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью, которая в паре с одиночеством может привести к развитию различных психических расстройств [9]. Неоднократные обращения родителей к специалистам чаще всего связаны именно с последствиями подросткового одиночества.
5) Развитие уровня недоверия к людям. Считается, что в подростковом возрасте дети только начинают изучать мир с точки зрения взрослого человека. Если в этот момент жизни школьники не привыкнут к общению с людьми, то в дальнейшем не смогут им доверять. Естественно, это не приведёт к чему-либо хорошему, поскольку доверие является основой общества [2].
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЕГО КОРРЕКЦИИ
2.1. Определение уровня одиночества подростков
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский. В диагностическом исследовании принимали участие 25 обучающихся в возрасте 14-17 лет, из них 8 юношей и 17 девушек.
С целью определения уровня одиночества у подростков был проведен диагностический опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной (Приложение А), результаты которого рассчитывались с помощью ключа (Приложение Б).
Качественный анализ ответов на предложенный опросник показал, что:
- 20% испытуемых считают, что они не находят понимания среди близких и друзей, 24% отмечают, что такие мысли возникают часто, 32% респондентов иногда так думают, и только 24% не чувствуют ничего такого;
- у 12% опрошенных возникают мысли, что они никому не нужны, 16% учащихся часто подвергаются таким мыслям, 24% испытуемых редко думают об этом и 48% - никогда не чувствовали такого;
- постоянным ощущением заброшенности страдают 12% учащихся, остальные подростки не испытывают таких ощущений вообще;
- недостаток дружеского общения прослеживается у 48% подростков, у остальных почти не прослеживается или не прослеживается вообще;
- наличие приступов печали по чему-то безвозвратно ушедшему отмечается у многих опрошенных в разной степени (80%), только 20% учащихся не страдают этим;
- большая половина подростков чувствуют перегруженность поверхностными социальными контактами в той или иной степени (76%);
- постоянное или частое чувство собственной зависимости от других людей присутствует у меньшей половины опрошенных (36%);
- сопереживание горю другого человека ярко испытывают 72% респондентов, остальные – таких чувств никогда не испытывают;
- у 44% опрошенных есть способность выражать свое сопереживание другим всегда, 24% учащихся не могут вообще сопереживать другому человеку, остальные 32% - могут, но не всегда;
- для большинства опрошенных (72%) успех или везение другого человека в той или иной степени вызывает чувство своей ущемленности, и всего 12% учащихся не чувствуют такого;
- 60% подростков считают, что проявляют свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций;
- большинство опрошенных (72%) считают, что чувствуют в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи в той или иной степени, остальные обучающиеся не могут самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
Исходя из полученных данных (Приложение В), можно сделать вывод, что 44% испытуемых не чувствуют себя одинокими, у 32% подростков отмечается неглубокое переживание одиночества, а 24% школьников (6 человек) чувствуют себя очень одинокими.
2.2. Сравнительный анализ методов коррекции одиночества
После проведения диагностического исследования, направленного на определение уровня одиночества среди подростков, я решила изучить какие же методы коррекции одиночества существуют и сравнить их.
Результаты анализа основываются на информации из проверенных источников и собственных предположений.
Книги имеют невероятно положительное влияние на человека и обеспечивают множество выгод и преимуществ для самосовершенствования.
Суть метода: подросток на протяжении некоторого количества времени читает специальные книги по развитию коммуникативных навыков.
Сложность применения: современные школьники не любят читать, поэтому заставить их делать это будет достаточно сложно. Также не стоит забывать о том, что чтение – затратное по времени действие, а у многих подростков его попросту нет из-за школы и других видов деятельности.
Оценка эффективности: к большому сожалению, чтение книг по развитию коммуникативных навыков никак не поможет преодолеть подростковое одиночество, поскольку знание теории – это одно, а применение в действии – совершенно другое. Такой метод был бы не плохим в качестве дополнения к какому-либо другому, но никак иначе. Допустим, подросток уже постепенно начинает общаться со сверстниками и ещё не знает, как правильно взаимодействовать с другими людьми.
Чувства играют важную роль в жизни человека, они помогают нам взаимодействовать с собой, окружающим миром и другими людьми.
Суть метода: ребёнку необходимо признать своё одиночество и больше не думать о нем, как о проблеме. Некоторые специалисты считают, что принятие своих чувств приведёт к улучшению общего состояния, а также в дальнейшем поможет наладить взаимодействие с окружающими.
Сложность применения: принятие собственных чувств – довольно сложное действие, которое требует не только время, но и опыт. Вряд ли у подростка, который только начинает познавать себя, это получится.
Оценка эффективности: я считаю, что данный метод совершенно неэффективен, поскольку проблемы нужно решать, а не свыкаться с ними. Если подросток примет одиночество, это никак ему не поможет от него избавиться.
Мероприятия и активности являются важным компонентом жизни любого человека. Они помогают наслаждаться и получать удовольствие от разнообразных возможностей, а также способствуют общему развитию.
Суть метода: подросток старается принимать участие в различных интересных активностях, а также посещает интересные мероприятия.
Сложность применения: каждый школьник может найти себе мероприятие по душе, поскольку в нашей стране множество сил направлено на развитие подрастающего поколения, именно поэтому проблем с поиском не возникнет. Единственное, подростку с одиночеством будет довольно сложно переступить через себя и самостоятельно пойти в многолюдное место.
Оценка эффективности: посещение различных мероприятий и участие в активностях подразумевает взаимодействие с людьми и работу в команде. Даже самый одинокий человек сможет найти там себе компанию, потому что общее дело всегда укрепляет отношения между людьми.
Специалисты – это люди, обладающие специфическими знаниями, навыками и опытом в определённой области. Они прошли обучение и получили специализированное образование, что позволяет им выполнять определённые задачи и предоставлять профессиональные услуги.
Суть метода: подросток прорабатывает свою проблему чувства одиночества вместе со специалистом, который помогает найти решение.
Сложность применения: бывает так, что в некоторых городах совершенно нет специалистов, работающих с данной проблемой. Также не стоит забывать о том, что данная услуга стоит денег, а у некоторых семей их нет. Именно поэтому данный метод считается не слишком доступным.
Оценка эффективности: специалист – профессионал своего дела, который точно знает, как помочь подростку. Данный метод является самым эффективным, но к сожалению – не самым доступным для многих семей.
Проанализировав самые популярные методы борьбы против подросткового одиночества (Приложение Г), я сделала вывод, что некоторые способы не являются эффективными. Чтение книг по улучшению навыков коммуникации и принятие собственных чувств никак не помогут школьникам справиться с одиночеством, поэтому я не рекомендую их использовать.
Лучше направить все свои силы на два других метода: посещение различных мероприятий и работа со специалистом. Они более эффективны, но, к сожалению, с их реализацией могут возникнуть незначительные трудности.
Выбирать способ должны не только родители, но и сами подростки непосредственно. Допустим, ребёнок боится посещать мероприятия и категорически против этого, а родители настаивают именно на этом способе. Естественно, такой подход не доведёт до желаемого результата. Здесь важно уметь договариваться и не опускать руки.
К большому сожалению, некоторые из взрослых совершенно не знают, как обезопасить подростков от одиночества. Именно поэтому я подготовила пакет рекомендаций для родителей (Приложения Д) и подростков (Приложение Е).
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучение особенностей характера переживаний чувства одиночества старшеклассниками.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи:
- проанализирована психологическая литература по проблеме одиночества;
- проведено диагностическое обследование среди учащихся подросткового возраста с целью определения уровня одиночества;
- проведен качественный анализ результатов тестирования, сделаны выводы;
- проанализированы методы коррекции подросткового одиночества и определены наиболее эффективные;
- разработаны рекомендации для родителей и подростков по преодолению чувства одиночества.
На основе анализа теоретических источников я узнала, что одиночество – это не просто переживание, а тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, которое впервые наиболее остро осознается в подростковом возрасте. Познакомилась с особенностями переживания чувства одиночества подростками, его видами, причинами, а также рассмотрела, насколько положительно и отрицательно влияет одиночество на подростка.
В ходе экспериментальной части проекта был выявлен уровень одиночества у учащихся 14-17 лет нашей образовательной организации, проанализированы наиболее эффективные методы коррекции подросткового одиночества.
Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что что 44% испытуемых не чувствуют себя одинокими, у 32% подростков отмечается неглубокое переживание одиночества, а 24% школьников (6 человек) чувствуют себя очень одинокими.
Таким образом, выдвинутая гипотеза – подростки нашей школы остро переживают одиночество – подтвердилась частично, так как только 24% испытуемых глубоко одиноки.
Проанализировав самые популярные методы борьбы против подросткового одиночества в психологической литературе, я сделала вывод, что не все способы являются эффективными. Чтение книг по улучшению навыков коммуникации и принятие собственных чувств никак не помогут школьникам справиться с одиночеством, а вот посещение различных мероприятий и работа со специалистом по коррекции одиночества и развитию коммуникативных навыков являются наиболее эффективными методами.
Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы работы могут использоваться педагогом-психологом при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации помогут родителям сработать на профилактику данной проблемы, а подросткам преодолеть данное чувство.
В перспективе было бы интересно изучить проблему одиночества в юношеском возрасте.
Приложение А
Диагностический опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина)
Фамилия, имя _____________________________________ Класс __________
1.Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких, друзей?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
2.Возникают ли у Вас мысли, что по-настоящему Вы никому не нужны?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
3. Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
4. Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
5.Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
6. Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
7. Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
8. Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
9. Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
10. Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
11. Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
12. Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи?
□ Всегда
□ Часто
□ Иногда
□ Никогда
Спасибо за участие в опросе!
Приложение Б
Ключ к диагностическому опроснику С. Г. Корчагиной
«Одиночество»
№ | Количество баллов | |||
1 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
2 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
3 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
4 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
5 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
6 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
7 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
8 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
9 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
10 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
11 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
12 | Всегда – 4 балла | Часто – 3 балла | Иногда – 2 балла | Никогда – 1 балл |
Интерпретация результатов: | ||||
12-16 баллов | Сейчас человек не переживает одиночество. | |||
17-27 баллов | Сейчас человек неглубоко переживает одиночество | |||
28-38 баллов | Сейчас человек глубоко переживает одиночество | |||
39-48 баллов | Сейчас человек глубоко переживает одиночество, погружен в это состояние. |
Приложение В
Результаты исследование уровня одиночества среди подростков
Приложение Г
Сравнительный анализ методов коррекции подросткового одиночества
Метод | Суть | Сложность | Эффективность |
Чтение книг | Развитие коммуникативных навыков | Высокая | Низкая |
Принятие чувств | Осознание | Средняя | Низкая |
Мероприятия | Участие | Средняя | Высокая |
Работа со | Индивидуальная | Высокая | Высокая |
Приложение Д
Рекомендации для родителей по профилактике
подросткового одиночества
1) Больше общайтесь со своим ребёнком. Проводите время с подростком, обсуждая интересы, мысли и чувства. Это поможет укрепить эмоциональную связь и даст подростку возможность делиться своими переживаниями.
2) Внимательно слушайте своего ребёнка. Всегда выслушивайте, когда подросток делится мыслями и чувствами. Избегайте критики или советов, если они не просят об этом, демонстрируя тем самым уважение к их переживаниям.
3) Поддерживайте подростка во всех начинаниях. Поощряйте увлечения и интересы подростка. Именно поддержка родителей на первых порах может помочь найти друзей с похожими интересами и расширить свой круг общения.
4) Принимайте участие в жизни подростка. Участвуйте в мероприятиях, которые важны для подростков, показывая вашу поддержку и интерес.
5) Создавайте комфортную атмосферу для ребёнка. Убедитесь, что дом – это место, где подросток чувствует себя в безопасности и спокойствии, чтобы делиться своими переживаниями.
6) Вовлеките подростка в волонтёрские проекты. Например, работа в приюте для животных или участие в экологических инициативах. Такие виды деятельности помогут подростку почувствовать свою значимость и вовлеченность в важные дела. Да и единомышленников среди волонтёров найти легко.
7) Предложите подростку создать свой блог или влог. Ведение блога о своих увлечениях или интересах поможет выразить себя и найти поддержку среди аудитории с похожими интересами.
8) Организуйте тематические вечера в семье или с друзьями. Например, вечер кино, кулинарный вечер или костюмированная вечеринка. Это способствует социальному взаимодействию в более комфортной обстановке.
9) Не бойтесь обращаться к специалистам. Если вы заметили, что ваш ребёнок испытывает чувство одиночества, и вы никак не можете ему помочь, то обращайтесь к специалисту.
Приложение Е
Рекомендации для подростков «Как справиться с одиночеством?»
1) Исследуйте новые хобби и узнавайте свои интересы. Попробуйте что-то, что всегда казалось интересным, будь то рисование, танцы, программирование, музыка, спорт и т.д. Новые увлечения открывают двери к новым дружеским связям.
2) Создайте личный проект о своей жизни. Это может быть блог, YouTube-канал, подкаст, видео в Tik Tok или что-то ещё, что позволяет выразить себя и делиться интересами с другими.
3) Участвуйте в волонтёрских инициативах. Волонтёрская деятельность не только приносит пользу обществу, но и предоставляет возможность встретить людей с похожими интересами.
4) Практикуйте саморефлексию. Ведите дневник или занимайтесь медитацией. Это помогает понять свои чувства и научиться справляться с ними.
5) Обсудите переживания с близкими или профессионалами. Не бойтесь обратиться за поддержкой к родителям, друзьям или психологу.
6) Чаще путешествуйте. Если возможно, отправляйтесь в путешествие самостоятельно или с программой обмена. Исследование новых мест помогает лучше понять себя и встретить разных людей.
7) Обучайтесь на групповых онлайн-курсах. Присоединяйтесь к онлайн-курсам по интересующим вас темам. Так вы не только обучитесь новому, но и сможете общаться с людьми, разделяющими ваши интересы.
8) Участвуйте в городских культурных мероприятиях. Посещение музеев, выставок, концертов или театров расширяет кругозор и помогает встретить интересных людей.
9) Берите на себя инициативу в отношениях с окружающими. Инициируйте знакомства и предлагайте встречи. Не ждите, что другие сделают первый шаг, проявляйте интерес к людям первыми.
Сказка "Узнай-зеркала"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Чья проталина?
Груз обид
Лавовая лампа