Исследовательская работа "Депрессия среди подростков"
Вложение | Размер |
---|---|
depressiya_sredi_podrostkov_hatmullina_leniza_11a.docx | 59.83 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ДЕПРЕССИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Выполнила: Хатмуллина Лениза Булатовна, 11а класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2023-2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………..5
1.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности………………………..5
1.2. Особенности проявления депрессивных состояний у подростков ……….5
1.3. Причины подростковой депрессии …………………………………………8
1.4. Последствия депрессии у подростков10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ДЕПРЕССИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ14
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Высокий уровень эмоционального истощения среди молодого поколения заслуживает особого внимания. Депрессия становится одним из наиболее остро проявляющихся симптомов психологических и эмоциональных проблем. В двадцать первом веке депрессивные состояния стали обыденностью и частым явлением. Ментальные нарушения, будь то тревога, депрессия, нарушения пищевого поведения или эмоциональные вопросы, сегодня намного чаще встречаются среди подростков и молодого населения, чем это было ранее. Но, к сожалению, повышенное внимание к депрессии в подростковом возрасте сформировалось сравнительно недавно.
Меня заинтересовало насколько в нашей школе подростки склонны к депрессивным состояниям, поэтому я решила провести диагностическое исследование, целью которого является выявление уровня депрессии у обучающихся подросткового возраста.
Мной была выдвинута гипотеза – депрессия является распространенной проблемой современных подростков.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме подростковой депрессии;
- провести диагностическое обследование, направленное на выявление уровня депрессии у подростков;
- проанализировать полученные данные и сделать выводы;
- разработать рекомендации, направленные на профилактику и коррекцию депрессивных состояний.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме подростковой депрессии;
- диагностический метод: тестирование;
- статистический анализ данных.
Объект исследования являются обучающиеся подросткового возраста.
Предметом исследования – уровень депрессии среди подростков.
Практическая значимость проекта заключается в том, что материалы работы будут иметь ценность для широкого круга лиц, включая психологов, учителей, родителей и подростков. Предложенные рекомендации по коррекции и профилактике депрессии могут быть использованы для помощи подросткам (Приложение А).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ
Термин «депрессия» происходит от латинского слова depression – это значит «подавление». То есть, по мнению психологов, депрессия – это подавленное эмоциональное состояние. Основывается на изменениях в мотивационных началах, апатии, когнитивном диссонансе.
Известно немало разновидностей недуга, которые могут отличаться причинами, спровоцировавшими возникновение депрессивного состояния. Также порой наблюдаются и различия в симптомах. Зачастую депрессивное состояние развивается на фоне серьезных перемен в привычном жизненном укладе, после потери близкого человека или из-за возникновения тяжелой болезни. Депрессия – это утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни.
Подростковый период – такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.
Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.
Подростковую депрессию отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.
Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.
Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий. Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше.
Усиление тревоги, особенно к вечеру, часто сопровождается появлением страха за будущее, чувства бесперспективности жизни, возникновением суицидальных мыслей с попытками их реализации. Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Согласно данным подростковой психиатрии средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13-16 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Исследование подростковой депрессивности Коннелли в 1993 г. показали, что легкая депрессия встречается в среднем в 90% случаев, а средняя и тяжелая форма депрессии встречается значительно реже, только в 10% случаев.
Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости.
Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность (правонарушение) или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.
Депрессия у подростков часто совмещается с булимией и анорексией. Анорексия и истощение настолько часто сопровождают депрессию, что считаются одним из облигатных ее признаков и включаются в качестве критериев диагностики депрессии практически во все известные опросники. Сами подростки на снижение массы тела и утомляемость внимания не обращают. Повышение аппетита, или булимия, у подростков также могут сопровождать депрессивные состояния, хотя это наблюдается несколько реже.
Таким образом, депрессивные состояния у подростков накладывают отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более усиливает состояние депрессии. Депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации и своевременное выявление, и коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту.
1.3. Причины подростковой депрессии
Депрессия представляет собой эмоциональное заболевание, выражающееся в длительном угнетённом состоянии, пессимистическом взгляде на жизнь и замедленной активности. В случае с подростками депрессия выражается в сильных колебаниях настроения, эмоциональной боли, тенденции к самоубийству и склонности к негативным действиям. Подростковая депрессия часто проявляется как психологический ответ на стрессовую ситуацию, которую подросток неспособен корректно преодолеть. К основным факторам и причинам, способствующим развитию депрессии, относятся:
1. Гормональные перестройки. Под влиянием гормонов подростки становятся более агрессивными, в их обществе появляются лидеры, предлагающие определённый стиль жизни. Если подросток не может адаптироваться к этому стилю, он оказывается вне общественной жизни, что может привести к отчуждению от общества, негативному восприятию и депрессии.
2. Отсутствие друзей и поддержки. Подростки стремятся наладить эмоциональные связи со сверстниками, чтобы делиться своими переживаниями, мыслями и тревогами. Если у подростка нет друзей и отсутствуют близкие отношения с родителями, то ему просто некому довериться [11].
3. Низкая самооценка из-за внешности. Достаточно часто подростки уделяют много внимания внешности, ищут недостатки там, где их нет. Несоответствие стандартам красоты, которые навязывают Интернет и социальные сети, наносит удар по самооценке. В результате подросток становится замкнутым, старается быть незаметным, начинает экспериментировать с питанием (например, принимать слабительные или голодать), что в долгосрочной перспективе может вызвать психические проблемы [10].
4. Стресс и тревожность. Подростковый период – это время, наполненное разнообразными стрессовыми ситуациями: от давления в школе на тему экзаменов до проблем с самоопределением. Постоянная тревога и напряжение усиливают накопление эмоционального стресса, что становится катализатором развития депрессии [10].
5. Повышенные требования родителей. Непосильные для подростка стандарты, которые ставят родители, заставляют его чувствовать себя неуверенно, бояться наказания и опасаться еще больших требований. Плохие оценки, проблемы с выполнением заданий и постоянное разочарование родителей – стрессовые условия, с которыми далеко не все могут справиться.
6. Буллинг со стороны сверстников. В подростковом возрасте некоторые дети становятся неконтролируемыми, проявляют немотивированную жестокость в отношении других, начинают унижать тех, кто не может защитить себя. Если над подростком издеваются в школе, это может серьезно повлиять на его психическое состояние [11].
7. Проблемы в семье и дома. Конфликты и натяжные отношения между родителями тяжело переносятся подростками. Разводы, постоянные ссоры, агрессия или алкогольная зависимость взрослых – все это негативно сказывается на психическом состоянии [4].
Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия
1.4. Последствия депрессии у подростков
Основываясь на полученных данных из научных исследований и статей, можно выявить следующие последствия депрессии у подростков:
1. Глубокая печаль и равнодушие. Подросток полностью теряет интерес ко всему, что его окружает. Увлечения теряют привлекательность, а активность доходит до того, что становится трудно даже подняться с кровати [10].
2. Ухудшение внешнего вида. Подросток больше не проявляет заботы о своем внешнем виде. Длительное время носит грязную одежду, игнорирует свою прическу и пренебрегает гигиеническими процедурами [7].
3. Суицидальные размышления. Периодически подросток размышляет о суициде или даже пытается покончить с собой [9].
4. Раздражительность и агрессивность. Подростки, страдающие от депрессии, часто проявляют агрессию в отношении сверстников, родителей, учителей и отказываются от общения [7].
5. Падение самооценки и уверенности. То, что раньше приносило радость, больше не приносит удовлетворения, интерес к ним исчезает. Самооценка страдает, и подросток теряет веру в собственные способности, считая себя недостойным, ненужным и незначительным [6].
6. Рассеянность и заторможенность. Это проявляется в виде ухудшения концентрации, забывчивости и снижении работоспособности. Подростку становится сложно фокусироваться на задачах [4, 5].
7. Нарушения аппетита. Вес может резко снизиться, а аппетит пропасть и наоборот. Депрессия часто проявляется абсолютной потерей аппетита, анорексией, булимией или приступами неконтролируемого обжорства [4, 6].
Последствия депрессии могут значительно разниться.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ДЕПРЕССИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Исследование проводилось на базе МАОУ гимназии г. Советский. В эксперименте принимали участие 48 обучающихся, из них 22 юноши и 26 девушек в возрасте 14-17 лет.
Инструментом для оценки депрессии выступала «Шкала депрессии Бека», которая проводилась в онлайн-формате [12].
В ходе исследования получились следующие результаты:
Диаграмма – Результат исследования по шкале BDI
- отсутствие депрессивных симптомов наблюдается у 77% участников исследования;
- признаки легкой депрессии выявлены у 19% обучающихся;
- умеренная депрессия определена у 4% опрошенных;
- учащиеся с признаками тяжелой депрессии не выявлено.
Анализируя данные, становится очевидным, что значительная доля подростков не демонстрирует показатели, выходящие за рамки нормы, что свидетельствует о достаточно благополучном эмоциональном состоянии большинства респондентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – выявление уровня депрессии у обучающихся подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели были полностью решены поставленные задачи: проанализированы теоретические источники по проблеме подростковой депрессии; проведено диагностическое обследование, направленное на выявление уровня депрессии у подростков; проанализированы полученные данные и сделаны выводы; разработаны рекомендации, направленные на профилактику и коррекцию депрессивных состояний.
На основе анализа теоретической литературы я изучила особенности проявления депрессивных состояний, причины и последствия подростковой депрессии.
В ходе экспериментальной части было выявлено, что у 77% испытуемых депрессивные симптомы отсутствуют, у 19% обучающихся отмечаются признаки легкой депрессии, умеренная депрессия выявлена у одного обучающегося (4%), учащихся с признаками тяжелой депрессии не выявлено.
Таким образом, выдвинутая гипотеза не подтвердилась - депрессия не является распространенной проблемой современных подростков.
Считаю, что практическая значимость моего проекта заключается в том, что материалы работы будут иметь ценность для широкого круга лиц, включая психологов, учителей, родителей и подростков. Предложенные рекомендации по коррекции и профилактике депрессии могут быть использованы для помощи подросткам (Приложение А).
В перспективе было бы интересно изучить влияние депрессии на иммунитет человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
Рекомендации по коррекции и профилактике депрессивных состояний
1. Осознайте и примите своё депрессивное состояние. Важность самосознания в контексте депрессивных расстройств не может быть переоценена. Подростки должны быть обучены распознаванию признаков депрессии, таких как утрата интереса к любимым занятиям, пониженная самооценка и др.
2. Обратитесь к профессиональному психотерапевту. Профессиональная психотерапия становится ключевым методом в борьбе с депрессией. Безусловно, выбор конкретного подхода обусловлен индивидуальными особенностями подростка, однако когнитивно-поведенческая терапия и персональная терапия часто оказываются наиболее эффективными.
3. Начните больше времени уделять физической активности. Существует обширный корпус исследований, подтверждающих снижение депрессивных симптомов при регулярной физической активности. Способствует выработке эндорфинов («гормонов счастья») и улучшает состояние организма.
4. Всегда правильно и сбалансировано питайтесь. Сбалансированная диета, богатая нутриентами, БЖУ и витаминами, снизит уровень депрессии. Особое внимание следует уделить продуктам, содержащим омега-3, жирные кислоты и витамины группы B.
5. Пробуйте развивать свои творческие способности. Искусство, музыка, танцы или писательское творчество служат полезными инструментами для выражения эмоций и переживаний. Такие занятия помогают улучшить самочувствие и справиться с депрессией.
6. Регулярно и правильно отдыхайте, установив график. Здоровый сон имеет критическое значение для обеспечения нормальной функциональности мозга и поддержания эмоционального благополучия. Нестабильный сон или недостаток сна могут усиливать симптомы депрессии, поэтому подросткам рекомендуется поддерживать регулярный и здоровый график сна.
Алые паруса
Сказка "Узнай-зеркала"
Как напиться обезьяне?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Круговорот воды в пакете