Данная исследовательская работа может быть использована во внеурочной деятельности по английскому языку в разделе "Страноведение"
Вложение | Размер |
---|---|
ot_druidov_i_zhretsov_proektdocx.docx | 48.25 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карсунская средняя школа имени Д.Н. Гусева
VIII районная научно-практическая языковая конференция
«Языки мира. Их прошлое и настоящее»
«От друидов и жрецов - к священникам: историческая динамика в Англии и России. Черты сходства и различия»
Выполнила: Соловьева Валерия,
10 класс
Руководитель:
Соловьева Т.О., учитель английского языка МБОУ Карсунской СШ им. Д.Н. Гусева
р.п.Карсун, 2022 г.
Оглавление
Введение 3
Предпосылки зарождения религии 3
История развития религии на территории современной Англии 4
История развития религии на территории современной России 6
Сходства и различия между основными религиями Англии и России 9
Заключение 12
Источники информации 13
Введение
Тема религии в школьной программе затрагивается при изучении таких дисциплин, как история и обществознание. На этих предметах изучение вопроса религии носит ознакомительных характер. Для меня эта тема представляет интерес, т.к. я считаю вопрос веры одним из самых важных при изучении истории государства. Конечно, от начала зарождения религии до нынешних дней произошло немало значимых для человечества событий, в которых вероисповедание играет важную роль.
Цель моего проекта: провести сравнительный анализ основных религий Англии и России.
Задачи:
- рассмотреть предпосылки зарождения религии;
- изучить развитие религиозных верований жителей Англии и России;
- определить сходства и различия между основными религиями Англии и России.
На мой взгляд, изучение религий должно способствовать установлению взаимопонимания, служить гармонизации межличностных и межкультурных отношений.
1. Предпосылки зарождения религии
Говоря о религии (лат. religare — воссоединять), необходимо отметить, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад, когда появился человек современного кроманьонского типа (homo sapiens, или неоантроп). Главным признаком являлась мыслительная деятельность человека, его способность к абстрактному мышлению. Эти верования носили языческий характер.
Люди персонифицировали и обоготворяли отдельные области и явления природы, многих животных. Поклонялись духам — хозяевам леса, воды, огня, солнца. В древние времена практиковались обряды, касающиеся смерти и погребения человека. Складывались религиозно-мистические представления о том, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.
Появлению религии способствовали определенные причины. В древние времена не было ни супермаркетов, ни научных учреждений, ни специальных служб по чрезвычайным ситуациям. Первобытный человек находился один на один с природой, и природные явления, стихии могли в любой момент его уничтожить. Обладая мыслительной деятельностью и бурной фантазией в отличие от других живых существ, человек пытался понять и объяснить неведомое, придумывая духов и мифических богов, ища у них защиту и покровительство. Даже современные люди, будучи атеистами, в определенных жизненных ситуациях иногда бывают суеверными.
Таким образом, религиозные, мистические представления для человека имели большое значение. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков. Содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.[1]
2. История развития религии на территории современной Англии
О кельтских священниках — друидах известно немного. Это связано прежде всего с тем, что друиды не оставляли записей. Все их секреты передавались от ученика к учителю из уст в уста. По древним свидетельствам, процесс обучения занимал 20 лет.
В галльском обществе роль друидов не ограничивалась теософскими задачами — они также выполняли роль учителей, астрономов, ученых, музыкантов, поэтов, целителей, судей, посредников, послов и парламентеров. Все общественные ритуалы они проводили в рощах со священными деревьями. Все описанные лидеры друидов были мужчинами. Это не значит, однако, что женщины исполняли какие-то специальные функции или имели другое положение, чем мужчины. Информация о женщинах, исполняющие религиозные ритуалы были удалены из записей христианскими монахами в более позднее время. Они строили свои храмы в лесах, или, точнее, священных рощах, были хорошими целителями, предсказателями, владели природной магией. [2]
Канлифф, почетный профессор европейской археологии в Оксфордском университете, отмечает, что самое раннее письменное упоминание появилось примерно 2400 лет назад. Но конечно друиды возникли гораздо раньше, и неизвестно насколько. Древняя друидическая традиция исчезла около 1200 лет назад, постепенно вытесненная христианством.
Сегодня друидическая традиция часто ассоциируется со Стоунхенджем. По мере распространения христианства по всей Европе друидическая религия постепенно исчезала. Друиды как религия исчезли в средние века.
К концу VII века христианство было проповедано почти по всей территории Британских островов. Его укреплению препятствовало не столько сопротивление язычества, сколько конфронтация между Кельтской Церковью и Римской. На соборе в Уитби (Нортумбрия) в 664 году в богословском диспуте победили представители папской церкви, вследствие чего католический обряд стал преобладать не только в Англии, но и в Уэльсе и Шотландии.
Нормандское завоевание принесло в Англию основные веяния и идеи западного христианства, включив ее в орбиту религиозных реформ XI и XII вв. и открыв ее для таких новшеств, как новые монашеские ордена или крестовые походы. Английская церковь номинально и, в весьма высокой степени, фактически подчинялась папскому престолу. Церковнослужители присягали на верность двум господам — папе и королю. Церковь играла важнейшую роль в обществе — не в последнюю очередь в качестве образовательного, здравоохранительного и благотворительного института. Средневековые больницы, например, были первоначально религиозными учреждениями, предоставлявшими скорее тепло, кров и пищу, чем медицинское обслуживание. Они давали кров прокаженным и прочим отверженным.
Большинство священников добросовестно выполняли свои обязанности и пользовались уважением прихожан. Традиционные обряды и верования поддерживались вербальными и визуальными средствами, включая кэролы (кэ́рол (англ. carol) — английская паралитургическая рождественская песня), мистерии (мисте́рия (от др.- греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые), витражи, статуи и фрески (фре́ска (от итал. fresco — свежий, сырой) – живопись по свеженанесённой (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея).
Средневековая английская архитектура во многом следовала французским образцам. Многие «английские» сооружения, такие как Даремский или Кентербериский соборы, возводились французскими архитекторами на службе у королей Норманской или Анжуйской династий. Однако, как и сами правители, постепенно англизировалась и архитектура, выработавшая особую английскую готику, примером которой может служить собор Уэллса.[3]
Основная религия современной Англии – христианство, которое разделено на две ветви церкви – англиканскую (официально считается государственной) и католическую (к ней относятся порядка 10% населения). Главой англиканской церкви является монарх государства, а главным священником – архиепископ Кентеберийский, производящий коронацию. Догматы англиканской церкви близки к протестантской. А управление церковными делами и ведение богослужений похожи на те, что действуют в католической церкви. Официально признанные церкви Великобритании не содержатся государством, а священнослужители могут получать от государства заработную плату, только если они работают в тюрьмах или больницах.
Церковь и религия играют значительную роль в жизни англичан. Особенно это видно в отношении воспитания молодежи. Уделяется внимание созданию воскресных школ, а также урокам в обычных школах, посвященных молитве.
Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Хотя Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он - первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви.
Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Богослужебная традиция допускает почитание икон и пышные облачения духовенства. В храмах во время богослужений используется органная музыка. В Англиканской церкви (в отличие от католической) Библия переведена на английский, и службы проводятся на родном языке. Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне[4].
3. История развития религии на территории современной России
Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, что существовала в древнерусском государстве. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году. Согласно одному из мнений, в основе термина «язычество», применяемого к культуре древних славян, лежит не сама религия (политеизм), а один язык, используемый многочисленными, не связанными между собой славянскими племенами.
Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли.
Большое значение для славян имели кельты, не только привнесшие в языческую религию ряд определенных образов, но и давших само название «бог», которым эти образы обозначались.
У славян была сложная система языческих верований и столь же непростая система культов. У «малых» божеств не было жрецов и святилищ, люди молились им по одному или собирались семьями, общинами, племенами. Чтобы почитать «высоких» богов, собиралось уже не одно племя, люди создавали специальные храмовые комплексы, выбирали жрецов, способных общаться с божествами.
С давних пор славяне выбирали для своих молений горы, особым почитанием в язычестве Древней Руси пользовались «лысые» горы, на вершинах которых не росли деревья. На верхушке холмов устраивали «капища», то есть места, где устанавливали капь – идола. Вокруг капища насыпали вал, формой напоминавший подкову, по верху которого жгли священные костры – крады. Кроме внутреннего вала, существовал еще один, обозначавший внешнюю границу святилища. Образованное между ними пространство называли требищем, именно здесь язычники древней Руси употребляли жертвенную пищу.
Ритуальные пиры предполагали, что люди и боги трапезничают вместе. Пиры проводились как под открытым небом, так и в специально возведенных на требище сооружениях, их называли хоромами (храмами). Изначально в храмах проводили только ритуальные пиры.
До наших дней сохранилось очень мало языческих идолов Древней Руси. Их незначительное количество в первую очередь объясняется тем, что большая часть из них была из дерева. Славяне использовали для своих идолов дерево, а не камень, поскольку полагали, что оно обладает особой магической силой. В язычестве Древней Руси деревянные изваяния сочетали и священную силу дерева, и мощь самого божества.
Языческих жрецов называли волхвами. Они были призваны совершать ритуалы в святилищах, создавать идолов и священные предметы, с помощью магических заклинаний они общались с богами[5].
Язычество сохранялось на Руси до конца X века. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и, особенно, при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.
Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы, распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль русского народа. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.[6]
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.
С X века по всей Руси строились величественные храмы. С XI века на Руси начали развиваться монастыри. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Православие за годы существования в нашем государстве претерпевало изменения. Однако во все времена оно было главной религией России.
Сегодня в России православными называют себя 67% жителей. Само слово «православие» (калька с греч. ὀρθοδοξία) означает буквально «правильное славление» или «правильное мнение». В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.
В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь.
Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные.
Третье — вера в воскресение. Христос, после распятия на кресте, спустился в ад и победил смерть. Он воскрес плотью. И мы верим, что мы воскреснем плотью, как Христос, после его второго пришествия.
Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям.
Православные христиане признают пять таинств: Крещение, Миропомазание, Причастие, Исповедь, Венчание.
Религиозно-правовым основанием своего устройства и деятельности РПЦ полагает Священное Писание, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Сан патриарха является пожизненным. Кандидатом для избрания в патриархи может быть только архиерей (епископ) Русской православной церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословское образование и достаточный опыт епархиального управления[7].
В России Церковь отделена от государства. Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. Это значит, что вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви, в частности рукоположения священников и архиереев, перемещение с прихода на приход, с кафедры на кафедру, лежат вне компетенции государства. Государство их регулированием не занимается, в дела Церкви не вмешивается – и не имеет права вмешиваться.
4. Сходства и различия между основными религиями Англии и России
Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее, на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических. В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью. Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.
Основные сходства и различия между Англиканской Церковью и Русской Православной Церковью
Сходства | Различия | ||
Англиканская Церковь | Русская православная Церковь | Англиканская Церковь | Русская православная Церковь |
Основная религия современной Англии – христианство | Основная религия современной России – православное христианство | Отрицает бытие личного Бога, Творца мира и Промыслителя, отличного от мира, равно как и существование духовного мира вообще и будущей жизни в частности | Бог самобытен (не происходит ни от кого, ни от чего, имеет бытие в Самом Себе), неизменяем, вечен (не зависит от времени), неизмерим и вездесущ – т.н. апофатические свойства, основанные на отрицании тех или иных качеств, присущих конечной твари. |
В церковном англиканском календаре отмечается память Святых, но очень немногих | В православном календаре отмечается память всех православных Святых | Молитва для них не есть обращение к живому Богу, но «открытость к глубине бытия» | Молитва — не только беседа с Богом, но, еще более, возвышение горе верующего сердца и ума и всех сил души |
Церкви называются (посвящаются) именами Святых | Церкви называются (посвящаются) именами Святых | Для англиканцев, Иисус есть простой человек, его рождение от Девы Марии отрицают | Господь Иисус Христос – истинный Бог, но безгрешный Человек, родившийся сверхъестественным образом, от Девы Марии по действию Духа Святаго |
Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции | Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. | Отца в подлинном смысле этого слова в мировоззрении англиканцев места нет. Для них Иисус единственный Освободитель | Три Лица Троицы различаются по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден Отцом, Дух Святой исходит от Отца |
Священнослужители могут получать от государства заработную плату, только если они работают в тюрьмах или больницах. Денежные средства, полученные от добровольных пожертвований, свадебных шествий, крещения детей и т. д. направляются в фонд заработной платы священников | Всем священникам выплачивается заработная плата из бюджета, который сформирован в храме. Этот бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан и произведенных ими оплат за различные услуги. | Отвергается поклонение Деве Марии и святым | Православные прославляют святость Богородицы |
Сумма, которую зарабатывает священник, зависит от таких параметров, как возраст и стаж. Размер доходов определяет последующие пенсионные выплаты | Церковным работникам выплачивается пенсия | Главой англиканской Церкви является не духовное лицо, а король | Главой Православной Церкви является Патриарх |
Священники могут жениться | «Белое» священство могут состоять в браке | Англиканство не признает институт монашества | Мона́шество — широко распространённый в Русской православной церкви институт, заключающийся в отказе от брачной жизни (целибат) и принесении особых монашеских обетов при постриге. |
Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние | Православные признают пять таинств: Крещение, Миропомазание, Причастие, Исповедь, Венчание | ||
Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества | Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви | ||
У англикан принято причащаться на коленях | Православные христиане причащаются стоя | ||
В англиканской церкви отсутствует понимание литургии как евхаристической жертвы, приносимой священником, как нет в ней и веры в приложение Св. Даров в Тело и Кровь Христову | В Таинстве Евхаристии вино и хлеб прилагаются в Кровь и Тело Христово | ||
Англикане отвергают также почитание Святых Икон | Православие настаивает на богословском обосновании иконопочитания | ||
Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: органная | Богослужение не сопровождается музыкой | ||
Имеет место женское пресвитерство и епископства | Религиозные обряды всегда отправляют только мужчины |
Заключение
Я уверена, что моя работа предоставляет возможность узнать больше о нашей Православной и об Англиканской церкви. К сожалению, в наше время в мире возникают проблемы и противоречивые ситуации в связи с религиозными учениями. Изучение истории религии своего государства и других мировых религий способствует установлению взаимопонимания между народами, служит гармонизации межличностных и межкультурных отношений. Несмотря на то, что между РПЦ и Англиканской Церковью больше различий, нужно заметить, что уважительное отношение к религиозной вере и традиционным позициям каждого народа характерно как для Русской Православной Церкви, так и для Англиканской церкви. Это является показателем высокого уровня культуры и духовности населения.
Источники информации
https://pagandom.ru/religii-mira/religiya-druidov-i-kel-tov/istoriya-druidov.html
https://history-doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/druidy-svyashhenniki-ili-volshebniki/
https://history-doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/druidy-svyashhenniki-ili-volshebniki/
https://happywitch.ru/blog/yazychestvo-drevney-rusi/
https://1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap3.htm
https://tjournal.ru/stories/84097-kak-ustroena-russkaya-pravoslavnaya-cerkov
[1] https://pagandom.ru/religii-mira/religiya-druidov-i-kel-tov/istoriya-druidov.html
[2] https://history-doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/druidy-svyashhenniki-ili-volshebniki/
[3] https://history-doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/druidy-svyashhenniki-ili-volshebniki/
[4] https://www.syl.ru/article/169458/new_anglikanskaya-tserkov-osobennosti-anglikanskoy-tserkvi-anglikanskaya-tserkov-v-moskve
[5] https://happywitch.ru/blog/yazychestvo-drevney-rusi/
[6] https://1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap3.htm
[7] https://tjournal.ru/stories/84097-kak-ustroena-russkaya-pravoslavnaya-cerkov
Заяц-хваста
Просто так
Заяц, косач, медведь и весна
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рисуем тыкву