Экологический проект по благоустройству родника "Лесной"
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_zhivi_rodnik_lesnoy.docx | 20.09 КБ |
Экологический проект «Живи, родник «Лесной»!»
Сроки выполнения проекта: апрель 2020 - октябрь 2021 года
Выполнила: Марусич Ирина Григорьевна, ученица 9 класса
МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова
Руководитель: Быструшкина Елена Николаевна, учитель химии
МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова
Родники дают жизнь рекам, на берегах которых стоят города, поселки, деревни, живут люди. Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для всех людей. Родник - это сосредоточенный естественный выход подземной воды на поверхность земли. Всегда находились добрые люди, которые очищали его сток. В ходе работы над проектом: был благоустроен родник, сделан паспорт родника, изучено влияние родника на окружающую природу.
Цель проекта: Изучение и благоустройство родника.
Объект исследования: родник «Лесной» в Хреновском бору.
Задачи проекта: Составить паспорт родника. Определить состав родниковой воды. Оценить его экологическое состояние, выработать рекомендации по сохранению родников и принять участие в мероприятиях по очистке источника. Развивать творческие инициативы и умения работать в команде у участников проекта.
Этапы проекта:
I. Первый этап - теоретическая часть проекта.
II. Второй этап – практическая часть проекта.
III. Презентация проекта.
Прогнозируемые результаты:
Восстановление, благоустройство и охрана природных родников. Овладение членами экологического проекта практических навыков ухода за родниками.
Подземные воды в сравнении с открытыми водоемами являются наиболее безопасными в эпидемиологическом отношении и отличаются постоянством качества воды. К подземным источникам, используемым в практике водоснабжения, относятся родники.
Родник (источник, ключ, криница) – это естественный выход подземных вод на поверхность. Чудом из чудес называют хрустальную родниковую воду. Она вкусна, прохладна, кристально чиста. Объем родниковой воды в нашей области немалый.
О роднике я узнала от жителей села. К сожалению, никаких архивных данных о названии балки, в которой находится родник, о ручье, начало которому он дает, нет. Источник не имеет никаких мифов и легенд, связанных с ним.
Большинство родников Воронежской области безымянны, но мы назвали наш родник - «Лесной», так как он находится в лесу, неподалеку от пруда «Лесной» в Хреновском бору. Хреновской бор – крупный лесной островной массив, расположенный в центре Воронежской области на территории Бобровского района. Он протянулся лентой вдоль реки Битюг. Географические координаты: 51°08'с.ш. 40°12'в.д. Абсолютная высота колеблется в пределах 95 – 140 м над уровнем моря. Площадь Хреновского бора составляет 40210 га.
Результаты и анализ исследований родника
Характер источника: Выход воды на поверхность спокойный, изливается под влиянием силы тяжести.
Мощность родника:1 литр воды набирается за 1 минуту, следовательно, в сутки набирается 1440 литров воды. Количество воды в роднике зависит от погодных условий и времени года. Весной уровень воды возрастает вследствие таяния снега и увеличения объема грунтовых вод. В летний период засухи уровень воды понижается, а зимой родник замерзает.
Анализ воды в роднике
1. Температура воды: Определили путем погружения термометра в банку с водой сразу после наливания. Температура воды составила +8˚ С.
2. Сезонное определение температуры: Для этого термометр погрузили в родник не менее чем на одну треть шкалы и выдержали в погруженном состоянии не менее 5 минут. Температура в апреле +8˚ С, летом +10˚ С, осенью +9˚ С.
3. Цветность воды: Вода прозрачная.
Прозрачность определили, рассматривая воду, налитую в прозрачный стакан, на белом фоне. Исследуемую воду взболтали и доверху налили в бесцветный цилиндр, разделенный по высоте на сантиметры. У нашей воды прозрачность составила около 10 см.
4. Качественное определение растворимых примесей воды: В результате исследования родниковой воды установлено, что сульфатов, карбонатов, хлоридов в составе воды не обнаружено. Вода чистая и пригодна для питья.
4. Характер и интенсивность запаха воды: Прослеживается слабый запах травы.
5. Характер вкусов и привкусов: Вкус и привкус не ощущается потребителем.
Вблизи родника нет хозяйственных построек, поэтому на качество воды ничто не влияет.
Все данные анализа родниковой воды содержатся в таблице, представленной ниже
Исследование родниковой воды.
Кислотно-щелочная среда | Мутность | Прозрачность | Цветность | Запах | Вкусовые качества |
Нейтральная | - | Прозрачная | Бесцветная | Слабый травяной | Без вкуса |
Растительный и животный мир
Древесно-кустарниковая растительность представлена вербой, кленом, ольхой, березой, сосной, ивой. Травянистые растения: чистотел, душица, ландыш, мать-и-мачеха, чистяк весенний, осока, встречаются гравилат речной, горец змеиный, калужница болотная, мох.
Представители животного мира: насекомые, лягушки, ужи, гадюки, кабаны, косули, зайцы, ящерицы, ежи, лисы, муравьи, сороки, соловьи, кукушки, воробьи.
Мы определяли млекопитающих, подходящих к роднику, по следам и экскрементам, оставленным на почве, а также видели в живую. Животные приходят сюда на водопой.
Благоустройство
Придя на место, мы увидели, что русло родника завалено опавшей листвой и ветками. После тщательной уборки территории, мы восстановили родник, сделав его территорию благоустроенной. Мы обратились к частному предпринимателю Павлову С.Н. с просьбой о выделении досок для благоустройства родника. Силами активистов школы русло родника было накрыто досками, расширили место выхода родника на поверхность. Охрана и благоустройство родника проводится силами учащихся МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова
Выводы и предложения
1.Проанализировав показатели воды родника, мы можем утверждать, что вода является чистой и пригодной для питья.
2. В результате работы был составлен экологический паспорт родника.
3. В ходе реализации проекта была очищена территория родника от сухих сучьев и мусора. Также планируется дальнейшее благоустройство.
4. В рамках акции «Живи, родник!» проводить чистку родника, стокового желоба, окружающей территории.
Заключение
Этот проект помог мне совершенствовать навыки исследовательской деятельности; помог сформировать своё отношение к окружающему миру; учиться мыслить глобально, а действовать локально, стремясь к сохранению природных уголков в своем селе; отработать навыки природоохранной деятельности; развил творческие способности.
Почему родниковую воду называют «живой»? Действительно, и это подтверждает сама жизнь, вода многих родников обладает лечебным действием. Но почему?! То ли потому, что она очень чистая, и мы уже от такой отвыкли, то ли потому, что обладает благоприятным для организма составом, физической структурой и магнитным полем? То ли потому, что, беря воду из родника, мы соприкасаемся с природой, слышим журчание воды? А, может быть, в силу каких-то других, пока неизвестных нам причин. И это действительно ключ для познания тайн не только подземных кладовых, но и самого человека.
Список использованных источников
1. Асеева З.Г., Харьковская Н.Л. «Анализ воды из природных источников», «Химия в школе» №3,1997г.
2. Дорогань Л.В. Экологическое краеведение:учебное пособие. 6 класс/ Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
3. Капустина Н.И., Кригер Л.В., Степанова Е.Д., Соколов А.Ю. Сказ о земле Бобровской / ООО «Пресса ИПФ». - Воронеж, 2009
4. http://priroda36.ru/hrenovskoj-bor.html
5. http://karta-russia.ru/voronezhskaya_bobrovskiy_hrenovskoy-bor/
6. http://russianpoetry.ru/stihi/zhizn/rodnik.html
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Учимся ткать миленький коврик
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Проказы старухи-зимы