Исследовательский итоговый проект
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский итоговый проект | 605 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
с. Возжаевки Белогорского округа
Амурской области
Индивидуальный итоговый проект
Секция «Социально - гуманитарная»
Тема работы:
«Влияние мультфильмов на эмоциональное состояние детей
младшего школьного возраста»
Подготовил: | Никитин Тимур Романович, обучающийся 9 "Б" класса МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки. Адрес организации: 676811, с. Возжаевка, ул. Школьная, зд.1 Домашний адрес: с. Возжаевка, ДОС 68, кв.24 E-mail: timurfree44@gmail.com Руководитель: Францева Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки. Адрес организации: 676811, с. Возжаевка, ул. Школьная, зд.1 E-mail: roxana00@mail.ru |
с. Возжаевка, 2024 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………….. ..…………….....3
1.1. История создания мультипликационных фильмов ……………………………….5
1.2. Характеристика содержания отечественных мультфильмов …………………….6
1.3. Характеристика содержания зарубежных мультфильмов ……............................8
2.1. Анализ результатов анкетирования ……………………………………………….12
2.2. Тестирование на определение эмоционального состояния при просмотре мультфильмов …………………………………………………………………………..13
Заключение ……………………………………………………………………………....15
Источники информации………………..........................................................................16
Приложения……………………………............................................................................17
Введение
В последнее время психологам все чаще приходиться сталкиваться с вопросами плохого поведения детей. Родители и педагоги жалуются, что дети ведут себя неуправляемо, гиперактивны, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.
Формирование личности человека начинается с раннего детства. Одним из факторов влияния на эмоциональное развитие ребенка является телевидение, которое на сегодняшний день исполняет не столько информативную функцию, сколько управляет мозгом человека. Самое страшное, что главными жертвами телевизионного помешательства становятся маленькие дети. Передачи, кино и, главное, мультфильмы — это все, чем сегодня напичкан современный ребенок.
За последние годы на телевидении появилось большое количество мультфильмов как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. На смену старым кукольным и рисованным мультфильмам пришли современные, созданные с помощью компьютерной графики и различных спецэффектов. Мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную или познавательную идею, то сейчас мультфильм больше похож на сериал для детей и даже взрослый человек будет озадачен тематикой.
Мультики постепенно заменяют ребенку младшего школьного возраста общение, прогулки, задушевные беседы с родителями, чтение книг и сказки на ночь. Яркие образы героев формируют внутренний мир и сознание ребенка, он воспринимает его за реальность. Причем грань между реальным миром и мультфильмом размывается. Ребенок не может понять, что мультик – это вымысел, и всех говорящих пчелок, фей и супергероев на самом деле не существует.
Современный ребенок вынужден смотреть мультфильмы не по причине развития восприятия и мышления. Часто родители спасают свой рабочий день или досуг благодаря «Лунтику», «Шреку» и бессмертному мультику «Том и Джерри». Интернет в этом смысле поступает предательски: он дает возможность скачать все серии и занять ребенка просмотром на целый день, чему родители искренне рады, ведь наконец-то они спокойно смогут заняться своими делами. Но, к сожалению, никто из взрослых не задумывается, почему после неожиданного прекращения просмотра мультфильма, ребёнок начинает нервничать, плакать и проявлять настоящую истерику? Действительно ли современные мультфильмы отрицательно влияют на настроение детей или всё-таки приносят им пользу? Не опасно ли такое времяпрепровождение для детей?
Эту проблему можно решить, если провести исследование о влиянии современных мультфильмов на младших школьников. Считаю, что в этом заключается актуальность моей работы.
В начале работы нами была поставлена цель: исследование влияния мультфильмов на эмоциональное состояние детей.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
1. Познакомиться с историей создания мультипликационных фильмов;
2. Охарактеризовать содержание отечественных и зарубежных мультфильмов;
3. Провести анкетирование на тему исследования среди обучающихся 1- х классов МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки.
4. Выполнить тестирование (по методике М.Люшера - цветовой тест эмоционального состояния).
5. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.
Объект исследования: обучающиеся 1-х классов МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки;
Предмет исследования: мультфильмы российского и иностранного производства. Гипотеза исследования: Предположим, что мультфильмы как положительно, так и отрицательно влияют на эмоциональное состояние детей.
В соответствии с поставленными задачами в работе были использованы следующие Методы исследования:
1. изучение материалов по данной теме в информационных источниках;
2. анкетирование младших школьников и их родителей;
3. систематизация материалов.
4. анализ и обобщение
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, которые могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям и учителям. Данная работа может быть полезна педагогам начальной школы, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, заинтересованным в эмоциональном спокойствии своих детей.
I. Литературный обзор
1.1. История создания мультипликационных фильмов
История создания мультфильмов имеет несколько версий. По одной из них, считается, что появление мультипликации произошло в 1877 году во Франции, которая является точкой начала мультипликационной деятельности. 30 августа того года был зарегистрирован патент праксиноскопа изобретателем, а также художником Э. Рейно.
А месяц до регистрации патента Эмилем Рейно был представлен доклад и продемонстрировано устройство «праксиноскоп» во Французской академии. Данное устройство представляло собой аппарат, состоящий из коробки (из-под печенья) и зеркального барабана, который позволял просматривать на прозрачной ленте картинки. Создававшие иллюзию движения нарисованных фигур. Первый же мультипликационный фильм был создан позже в 1892 году Эмилем Рейно. Тогда в оптическом театре, принадлежащий изобретателю мультипликации, состоялся сеанс световых пантомим. Все нарисованные фильмы автор раскрашивал и монтировал самостоятельно. Он наносил изображения на длинные ленты, а каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.
Другая версия гласит о том, что родоначальником мультипликации была Россия. В 1906 году руководитель труппы Мариинского театра А. Ширяев создает первый в мире кукольный мультипликационный фильм, в котором на фоне неподвижных декораций были изображены танцующие фигуры. Фильм был снят на 17,5 миллиметровую пленку. Создание заняло около трех месяцев. Также существуют более ранние версии создания мультипликации, но их доподлинно нельзя считать мультфильмом. Они являлись демонстрацией технических возможностей камеры.
Самые первые мультфильмы представляли собой рисованные и окрашенные в ручную пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда было возможно применение звукового сопровождения одновременно с изображением.
Значительно позднее, с появлением компьютерной техники, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – настоящее отснятое кино или анимированное.
В нашей стране огромным скачком в мультипликационном деле стало основание киностудии «Союзмультфильм» в 1936 году.
В 1958 году в Японии появляется жанр мультфильма «Аниме» и монтируются первые мультипликационные фильмы в данном жанре.
1.2. Характеристика содержания отечественных мультфильмов
Понятие «мультфильм» имеет многосторонние значения, которые основаны различных формах изобразительного искусства и иллюстраций. Авторами мультипликационных произведений называют чаще всего карикатуристами.
Огромное количество родителей довольно часто задумываются о влиянии мультфильмов на детей. Как известно, значительная часть американской мультипликации являются вредной с психической точки зрения развития ребенка. Разница между отечественными и иностранными мультфильмами ощущается достаточно сильно. По мнению психолога И.Я. Медведевой, за такими различиями стоят глубинные расхождения в картине мира. При выборе определенного мультфильма или мультсериала нужно быть осторожным и осмотрительным, в отличие от выбора книги, так как визуализированные образы воздействую на ребенка намного сильнее.
Отечественные мультфильмы отражают естественную картину мира, которую ребенок может адекватно принять. В своей основе мультфильмы являются с религиозной направленностью, то есть добро вечно, а зло имеет временный характер. И в этой положительной картине мира всегда есть место отрицательному персонажу, как и в реальности, который всегда может найти правильный путь в жизни, то есть происходит перевоспитание героя. А причинами существования отрицательных героев таится в отсутствии дружбы, любви и сочувствия. Важное отличие отечественных мультфильмов, особенно более ранних, что отрицательный герой всегда подавался в юмористической форме, и это гармонизировало восприятие героя. Поэтому данные мультфильмы всегда рекомендуются для детей с ослабленной психикой и душевной травмой. Для детей, у которых не складываются отношения со сверстниками, такие мультфильмы корректируют модели поведения с целью положительной социализации в обществе. Последняя проблема особенно актуальна в настоящее время.
Лучшими отечественными мультфильмами признаны небольшие рассказы (притчи), которые содержат глубокий духовный смысл, при этом сам рассказ является интересным и познавательным. При этом многие отечественные мультфильмы не только показывают положительных героев, но и дают установку воспитания в себе правильного человека. К примеру, мультфильм «Волшебный мешочек» автора А. Полушкина. Сюжет является жизненным и многие сопоставляют его со своей жизнью. У доброго и воспитанного медведя по имени Спиридон растет внук по имени Ивашка, который является непослушным озорником. Звери постоянно жалуются на внука, и Спиридон решается исправить эту ситуацию нестандартным методом. Спиридон разрешает Ивашке озорничать, но с одним условием: он дает ему мешочек, который перед долгожданной свободой должен пополняться камешками с каждым сделанным добрым делом. Сначала Ивашке тяжело найти полезные дела, но через какое-то время начинает видеть все больше возможностей для совершения хорошего и доброго дела. Через какое-то время мешочек от деда Спиридона становится полным и Ивашка освобождается. Однако привычка осталась, и находились другие дела, которые Ивашка и дальше выполнял. А озорничеству наступил конец.
С целью объяснить ребенку о том, что добрые дела необходимо делать не из расчета дальнейшей похвалы или вознаграждения, можно показать мультфильм «Самый маленький гном» режиссера А. Каменского. Его смысл – воспитание доброго сердца. Сюжет состоит в том, что маленький гном Вася учится добру, и в каждой серии приходит на помощь героям сказок: трем поросятам, красной шапочке, семерым козлятам, петушку-гребешку. Есть в этом фильме так называемого спасателя – кота. Когда лиса периодически пытается выкрасть петушка-гребешка в дремучие леса, его всегда, как правило, спасает друг – кот. У кота накопилось при этом много заслуг, а когда гном Вася в очередной раз пытается позвать его на помощь, тот отказывается.
Данный мультфильм характеризует не только то, что есть вечно положительный герой – маленький гном Вася, который, несмотря на его физиологические качества, может победить волка и лису, но и для того, чтобы прийти на помощь, не имеет никакого значения.
Сюжет мультфильма «Самый большой друг» является также достаточно простым. В Африке живет девочка и ее друзья: цыпленок, щенок, колокольчик и бегемот. И у них ведется спор, кто самый большой друг для девочки и основным претендентом являлся бегемот. Также в Африке живет крокодил – отрицательный герой, который захотел съесть девочку. В критической ситуации, бегемот испугался и убежал, а самые маленькие друзья девочки ее спасли. В конце мультфильма девочка объяснила бегемоту, что он самый большой и бросил ее в этой ситуации, а ее самые маленькие друзья стали самыми большими.
При этом необходимо отметить, что крокодил является очень распространенным персонажем мультфильмов. Рассмотрим мультфильм режиссера Г. Сокольского «Птичка Тари». Как и в других фильмах, крокодил – отрицательный герой, которого все боялись из-за устрашающего вида, из-за отсутствия добрых дел, поэтому его никто не любил и все его сильно боялись.
Кульминация действия состояла в том, что крокодил никогда не чистил зубы, и однажды у него сильно разболелись зубы и он начал мучиться. Все обитатели джунглей радовались. Но прилетает очень маленькая птичка Тари и начинает жалеть крокодила и пытается ему преподать урок. Выясняется, что крокодил не мог чистить зубы из-за лап, которые были очень короткими и не позволяли этого делать. Из-за этого крокодил был очень злым. Далее Тари показывает свою отважность, идет на риск и предлагает вычистить зубы крокодилу, после чего крокодил впервые говорит доброе слово «Спасибо».
Данный сюжет очень важен для детей с целью познания мира. Может оказаться так, что бывают такие вещи, которые важнее собственной безопасности и даже жизни. И мультфильм демонстрирует это, не оказывая при этом негативных эмоций и испуга, а наоборот, воспитывая сердце и душу с помощью поучительной и доброй сказки.
Таким образом, в мультфильмах отечественного производства герои более реальны, они учат добру, формируют правильное отношение к окружающей действительности и вызывают положительные эмоции.
1.3. Характеристика содержания зарубежных мультфильмов
Современное телевидение ориентировано на детей разного возраста. Для привлечения своей аудитории, существуют специализированные детские каналы, которые показывают детские передачи, мультфильмы и мультсериалы. При просмотре мультфильмов ребенок часто полностью погружается в процесс, не реагируя на внешние факторы. После просмотра мультфильма, в ребенке часто просыпаются противоречивые чувства: разочарование, агрессия, страх.
Иностранные, прежде всего американские мультфильмы и мультсериалы только внешне могут казаться безобидными. Часто, определенный иностранный мультфильм не несет особой смысловой и идеологической нагрузки и кажется весьма глупым. В иностранных мультфильмах отражена иная картина мира для ребенка. Основа таких мультфильмов часто является зло, и происходящие действия содержат много негативных моментов. Есть исключения в виде мультфильма «Черепашки ниндзя», где мутированные черепахи борются со злом. Как правило, в иностранных мультфильмах зло уничтожается силой, то есть физически. Когда в отечественных мультфильмах со злом борются иными способами: уговоры, хитрости, благородные поступки. Некоторые родители запрещают смотреть их своим детям, не анализируя ситуацию. Они воспринимают эти мультфильмы как глупые, злые и ненужные, ничему не учащие. Другие родители разрешают смотреть своим детям абсолютно все. При этом не запрещают не из-за глубокого смысла, который содержит мультфильм, а из-за того, что не видят в этом ничего плохого и не воспринимают мультфильмы в серьез. Они не занимаются подобным анализом, так как привыкли к советской системе, в которой плохого детям по телевизору не покажут. Этому заблуждению подвержены не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, - те, кто уже знает и хорошо прочувствовал порочность современных СМИ. Для того чтобы и они поняли, приходится специально нацеливать таких людей на тщательный просмотр того, что смотрит их ребенок. После внимательного просмотра даже нескольких таких мультфильмов, (особенно при обращении их внимания на некоторые особо характерные детали таких мультфильмов), эти люди начинают задумываться о проблемах, которые могут возникнуть с психикой ребенка.
Однако иностранные мультфильмы не всегда имеют отрицательный отзыв у психологов и родителей. Такие мультфильмы киностудии «Уолт Дисней», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе исключительно доброе начало и вызывают такие эмоции как доброта, сочувствие, сопереживание, желание помочь. Но данные мультфильмы не транслируются по телевидению, а главные герои не являются кумирами детей. И, как правило, дети чаще смотрят совсем некачественные фильмы о монстрах, вампирах, приведениях и роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от активной игры, лишь бы сидеть перед телевизором. Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.
Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультигероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультигероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту.
Далее рассмотрим современные иностранные мультфильмы и мультсериалы. Упомянутый мультсериал «Том и Джерри» режиссеров У. Ханна и Д. Барберра . Как говорилось, в сюжете лежит то, что кот Том гоняется за мышью Джерри с целью уничтожить, при этом способы уничтожения являются весьма жестокими, а чаще извращенными. А мышь Джерри тем временем также не является примером для подражания. Он пытается всячески мстить коту. Из серии за серией ребенок будет неосознанно пытаться извлечь для себя мораль. С виду данные герои являются милыми, но их агрессия и жестокость, и неубиваемость (возрождаемость) противоречит законам жизни. При этом ребенок предполагает, что мультфильм веселый и родители не зря его позволяют смотреть. А мораль мультфильма такова, что издевательства над другими, более слабыми является веселым занятием. При этом издевательства воспринимаются ребенком в этой ситуации как положительное действие. И следовательно, у ребенка постепенно стирается грань между плохим и хорошим.
Рассмотрим мультфильмы «Алладин» и «Шрек», которые на первый взгляд являются добрыми и безобидными мультфильмами. В данном случае, как говорилось ранее ключевой образ, который вызывает сомнения, является женский образ. В иностранных мультфильмах образ женщины представлен достаточно ярко. Если в отечественных мультфильмах половая принадлежность хорошо прикрыта, и идентификация происходит по средствам черт характера, духовности, поведения, то в иностранных, чаще всего, половая идентификация происходит по физиологическим признакам. Героини иностранных мультфильмов обладают ярко выраженной физиологией, формы которой должны интересовать взрослых мужчин, а не маленьким детям. И иностранные производители мультфильмов их активно используют, у них отсутствует целомудрие при производстве, что отличает продукцию для детей от продукции для взрослых людей. А дети пытаются копировать поведение не только взрослых людей, но и поведение любимых героев мультфильмов. В отечественных мультфильмах отсутствуют откровенные сцены, любовь проявляется во взгляде и поступках, а западные герои могут участвовать в откровенных сценах, заигрывать друг с другом, откровенно прикасаться друг к другу, грубо обращаться друг с другом. К примеру, в том же мультфильме «Шрек», главный герой позволяет себе закинуть девушку на плечо и при этом заигрывать с ней. На подсознательном уровне данное поведение сохраняется и переходит во взрослую жизнь. К примеру, молодой человек будет считать в качестве нормы подобное поведение с девушкой. Также, в иностранных мультфильмах почти отсутствует образ идеальной мамы с исключительными женскими свойствами, которые могли бы вдохновить девочку к подражанию ей. Порой неудачный или второстепенный образ мамы в мультфильме может снизить или вовсе отбить желание становится мамой в будущем.
Рассмотрим американский мультфильм «Вуди и его друзья» режиссера У. Ланса и С. Маркуса . Несколько серий достаточно для того, чтобы понять вокруг чего строится сюжет. Как правило, в сюжете участвуют люди, которые занимаются полезными делами (строительством, обслуживанием клиентов, занимается садом). И также в сюжете участвует дятел Вуди, который постоянно бездельничает и развлекается. Кульминацией серии мультфильма является то, что если один из людей, которые занимаются необходимыми и полезными делами, мешают дятлу Вуди развлекаться, то в результате разрешения конфликта, мирные граждане терпят поражение, а дятел Вуди со своим умом и изобретательности оказывается героем, который, несмотря на свою неправоту, унижает людей.
Ребенок, который попытается извлечь урок из этого мультфильма, несомненно, вступит в конфликт с законом, так как в реальной жизни человек после подобных действий безнаказанно живет на свободе и без последствий до определенного времени. То есть данный мультфильм демонстрирует антисоциальное поведение и воспитывает хулиганство в ребенке.
Также, иностранные мультфильмы бывают часто неестественными в контексте законов природы. Герои мультфильмов могут получать травмы, лишаться головы, рук и ног, но при этом в итоге появляются на экране здоровыми и целыми. В этой связи, ребенок начинает задумываться о бессмертности и экспериментировать на домашних животных. Такие случаи были зафиксированы в США, когда маленькие дети всячески изувечивали своих любимых животных и потом удивлялись, почему их любимец вдруг умирает и не возрождается, как это делают герои мультфильмов.
В зарубежных мультфильмах, даже вполне адекватное социальное поведение некоторых из героев воспринимается как некое героическое развлечение. К примеру, мультфильм «Черный плащ». Чаще всего в таких мультфильмах описывается все явления, кроме созидательных. Все герои мультфильмов чаще развлекаются и их не тяготят ежедневные заботы и проблемы, которые присутствуют в реальной жизни. При этом развлечения порой выходят за рамки воображения. Могут ударить, избить и убить случайного героя мультфильма. Редко и явление коллектива, чаще это отношения между героями, основанные на конкуренции. Изредка, героев связывает истинные дружеские отношения. В общем понимании, иностранные мультфильмы демонстрируют поведение и жизнь одного аскетичного героя, который живет среди врагов.
Таким образом, западные образцы рисуют более жестокую и приближенную к реальности картину мира, где идет постоянная борьба за власть. Американские мультфильмы часто создают опошленный гипертрофированный образ семьи, где можно услышать и нецензурную брань, и увидеть неэтичное поведение. Герои уродливы и нереальны. Дети, как правило, сравнивают себя с этими героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения.
2. Методика исследования
2.1. Анализ результатов анкетирования
Для выявления времени просмотра детьми мультфильмов и предпочтений (отечественных/зарубежных), а также особенностей эмоционального состояния детей на просмотренные мультфильмы мною было проведено анкетирование, в котором приняли участие обучающиеся 1 - х классов (18 человек) МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки.
Обучающимся было предложено ответить на пять вопросов анкеты (Приложение 1).
Рассмотрим полученные результаты исследования:
По первому вопросу: "Какие мультфильмы тебе нравятся больше всего?" получили следующие результаты: 9 человек ответили - «зарубежные» , 7 человек – «русские» и лишь 2-м школьникам нравится смотреть мультфильмы «смешанного типа».
Далее мы спрашивали: «Сколько времени в день ты смотришь мультфильмы?» Исходя из ответов, видим, что дети смотрят мультфильмы 1 час – 5 человек, более часа – 5человек, 6 обучающихся смотрят мультфильмы в течение 30 минут, целый день (если выходной) – 2 ребёнка.
В третьем вопросе: «На кого из героев мультфильмов ты хочешь быть похож?» были получены следующие ответы:
а) Черепашки – ниндзя – 5 человек;
б) Супермен (железный человек, человек-паук) – 4 человека;
в) Маша ( мультфильм «Маша и Медведь») – 2 человека;
г) Том, Джери – 7 человек.
Далее нам было интересно узнать, смотрят ли родители мультфильмы вместе с детьми. 13 детей ответили – «нет» и лишь 2 обучающихся первого класса написали положительный ответ «да».
В пятом вопросе школьникам было предложено сделать свой выбор. Как видим, больше половины детей (12 человек) предпочитают в свободное время смотреть мультфильмы, гулять с друзьями захотели только 6 человек.
Анализ результатов анкеты показал, что первоклассникам больше всего нравятся смотреть зарубежные мультфильмы. Среди предпочитаемых мультгероев только 2 человека хотели быть похожи на героиню из отечественного мультфильма (мультфильм «Маша и Медведь»), остальные (16 человек) видят себя в роли суперменов и супергероев, которые наделены сверхвозможными способностями. Большинство детей смотрят мультфильмы без родителей и не ограничивают себя по времени. Между прогулкой с друзьями и просмотром мультфильмов выбирают мультфильмы.
2.2. Тестирование на определение эмоционального состояния при просмотре мультфильмов.
Для определения настроения детей использовал методику психотерапевта Макса Люшера - цветовой тест на выявления эмоционального состояния.
Методика теста основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест М. Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
Эти цвета должны стоять на первых пяти позициях предпочтения.
Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый. Они символизируют тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
Воспитанникам 1 - х классов предлагается заполнить таблицу, выбрать цвет, с которым они ассоциируют мультфильм и свое настроение до просмотра и после его просмотра (Приложение 2).
Анализ теста на оценку первоначального настроения показал, что в основном настроение ребят перед первым просмотром мультфильма «Том и Джерри» спокойное (синий цвет 8 чел), дети чувствуют себя уверенно (зелёный цвет – 5 человек). Три первоклассника, к сожалению, выбрали фиолетовый, коричневый и чёрный цвет. Это символизирует переживание, тревожность, огорчение.
После первого просмотра мультфильма «Том и Джерри» видим из диаграммы, что настроение детей изменилось. Чуть больше половины ребят (10 чел.) предпочли выбрать такие цвета, как фиолетовый (6 человек), коричневый (2 человека), чёрный (2 человека). Данные цвета символизируют тревожность, страх, огорчение.
После просмотра мультфильма «Маша и Медведь» настроение детей улучшилось, оно стало весёлым, радостным, ребята стали вновь активны, стремились к общению.
Это подтверждают результаты: 7 детей выбрали жёлтый цвет, 4 человека – красный, синий цвет – 3-е детей, зелёный – 2 обучающихся, остальные (2 человека) – коричневый и чёрный.
Наблюдая за действиями во время и после просмотра мультфильмов, выделили несколько факторов поведения: повторение жестов и движений персонажей; эмоциональное восприятие действий героев (дети реагировали на смех, улыбку, слезы); по окончании мультфильма, многие дети продолжали повторять фразы – насмешки над персонажами.
Таким образом, результаты экспериментов показали, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Например, в мультфильме «Маша и медведь» большое количество положительных эмоций, таких как: радость, восторг, удовольствие и настроение ребят значительно улучшилось. Мультфильм «Том и Джерри» содержал в себе отрицательные эмоции: огорчение, грусть, печаль, насилие, что и повлияло на снижение общего эмоционального фона детей. А значит, увиденное на экране оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Заключение
Анализ результатов, полученных в ходе данного проекта, позволяет сделать следующие выводы:
История создания мультфильмов имеет несколько версий. По одной из них считается, что появление мультипликации произошло в 1877 году во Франции. Другая версия гласит о том, что родоначальником мультипликации была Россия, и самые первые мультфильмы представляли собой рисованные и окрашенные в ручную пантомимы.
В ходе изучения теоретического материала, выяснили, что в мультфильмах отечественного производства герои более реальны, они учат добру, формируют правильное отношение к окружающей действительности и вызывают положительные эмоции, а зарубежные мультфильмы часто создают опошленный гипертрофированный образ семьи, где можно услышать и нецензурную брань, и увидеть неэтичное поведение. Как правило, герои уродливы и нереальны.
Анализ результатов исследования, проведённых в ходе данного проекта, показал, что первоклассникам больше всего нравятся смотреть зарубежные мультфильмы. Большинство детей смотрят мультфильмы без родителей и не ограничивают себя по времени. Между прогулкой с друзьями и просмотром мультфильмов выбирают мультфильмы.
Настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Например, в мультфильме «Маша и медведь» большое количество положительных эмоций, таких как: радость, восторг, удовольствие и настроение ребят значительно улучшилось. Мультфильм «Том и Джерри» содержал в себе отрицательные эмоции: огорчение, грусть, печаль, насилие, что и повлияло на снижение общего эмоционального фона детей. А значит, увиденное на экране оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что гипотеза - мультфильмы как положительно, так и отрицательно влияют на эмоциональное состояние детей, подтвердилась.
Источники информации
1. Мультфильм «Том и Джерри»: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://partnersearch.yandex.kz/video/preview/5280063182089905969
2. Мультфильм «Маша и Медведь»: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCRv76wLBC73jiP7LX4C3l8Q
3.Российская анимация: путь от советской легенды к мультфильмам нового поколения: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://synergy.ru/about/education_articles/speczialnosti/obrazovanie_po_fakultetam/rossijskaya_animacziya_put_ot_sovetskoj_legendyi_k_brendu_novogo_pokoleniya.
4. Чему учат зарубежные и отечественные мультфильмы?: [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://whatisgood.ru/theory/media/chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy/
Приложение 1
Анкета для обучающихся 1 - х классов.
Результаты опроса.
Вопросы | Ответы по количеству детей |
1.Какие мультфильмы тебе нравятся больше всего? а) зарубежные б) русские в) смешанные | a) зарубежные - 9 б) русские - 7 в) смешанные -2 |
2.Сколько времени в день ты смотришь мультфильмы? | a)30 минут - 6 б)1 час - 5 в) больше часа - 5 г) целый день - 2(выходные) |
3. На кого из героев мультфильмов ты хочешь быть похож? | а) Черепашки – ниндзя – 5 б) Супермен – 4 в) Маша (из мультфильма «Маша и медведь» - 2 г) Том, Джерри - 7 |
4.Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой? | a) Да-5 б) Нет-13 |
5.Сделай выбор. | a) просмотр мультфильма -12 б) прогулка с друзьями - 6 |
Приложение 2
Тестирование на определение эмоционального состояния при просмотре мультфильмов.
Мультфильм | Синий | Зеленый | Красный | Желтый | Фиолетовый | Коричневый | Черный | Серый |
Первоначальное настроение | 8 | 5 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Том и Джерри | 3 | 2 | 2 | 1 | 6 | 2 | 2 | 0 |
Маша и медведь | 3 | 2 | 4 | 7 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Первоначальное настроение
Настроение после просмотра мультфильма «Том и Джерри».
Настроение после просмотра мультфильма «Маша и медведь».
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ребята и утята
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
"Портрет". Н.В. Гоголь
Проказы старухи-зимы