Мы живём в современном обществе. Родились в мире новейших технологий и скоростей, Интернета и мобильной связи, речи в темпе скороговорки и краткости общения, даже быстрой еды и минимализма в одежде и быте. Народное же творчество берёт своё начало в глубине времён. В нём сохранены неспешность, точность, образность, богатство, меткость разговорной речи, изобразительность, декоративность и смысловая наполненность вещей. Сохранена роскошь живого общения, «праздничные одежды человеческой души» (А.Н. Толстой)3.
Актуальна ли тема фольклора для наших современников? Проект исследует этот вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект на районный конкурс, 2 место. | 78.03 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………с.3
1.1. Актуальность темы, гипотеза……………………………………….с.3-4
1.2. Цель и задачи проекта……………………………………………….с.4
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………. с.5
Теоретическая часть:
2.1. Из истории фольклора……………………………………………….с.5
2.2. Собиратели народной мудрости ………………………………… с.6-9
2.3. История и современность……………………………………………с.9-11
Практическая часть:
2.4. Первый этап – подготовительный………………………………….с.11-13
2.5. Второй этап – основной……………………………………………..с.13
2.6. Третий этап – заключительный…………………………………….с.13
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)……………………………………..с.13-15
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………с.15
V. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………….. ..с.16
I. ВВЕДЕНИЕ
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
М.В. Ломоносов1
«Старинная пословица не мимо молвится»
В.И. Даль2
1.1. Актуальность темы, гипотеза
Мы живём в современном обществе. Родились в мире новейших технологий и скоростей, Интернета и мобильной связи, речи в темпе скороговорки и краткости общения, даже быстрой еды и минимализма в одежде и быте. Народное же творчество берёт своё начало в глубине времён. В нём сохранены неспешность, точность, образность, богатство, меткость разговорной речи, изобразительность, декоративность и смысловая наполненность вещей. Сохранена роскошь живого общения, «праздничные одежды человеческой души» (А.Н. Толстой)3. И этот праздник для души постоянно присутствует в моей жизни. С самого раннего детства мама поёт мне колыбельные песни, читает на ночь сказки. В школе я учу частушки. Часто слышу пословицы и поговорки о Родине, о труде, о хлебе, добре и зле, учении и правде, с интересом разгадываю загадки. С педагогом по вокалу пою старинные песни, слушаю рассказы про обычаи предков, играю в народ-ные игры. С руководителем изостудии делаю тряпичные куклы.
__________________________________________________________________
1. Без прошлого нет будущего | Блог библиотеки им. Гоголя /blog.karlib.kz.
2. Даль В.И. Избранные пословицы русского народа: Словарь. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015, с.9.
3. В кн. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990, с.1.
Следовательно, тема ФОЛЬКЛОРА для меня актуальна. Я задала себе вопрос: «А интересен ли фольклор другим людям? Не считают ли они его покрытым пылью времён?» Я выдвинула гипотезу о важности и ценности русского фольклора для моих современников и намереваюсь проверить её.
1.2. Цель и задачи проекта
Итак, моя ЦЕЛЬ: узнать, является ли народное творчество ценностью для моих друзей и других людей.
ЗАДАЧИ проекта:
В своей работе я буду использовать следующие методы работы:
Практическая реализация проекта (продукт): а) изготовление народной куклы, наполненной доброй энергией, с использованием технологии предков; б) выпуск буклета, содержащего технологию и фото изготовления этого продукта.
Результаты работы могут использоваться на уроках, во внеклассной работе для воспитания уважительного отношения к наследию предков и приобщения к народной культуре.
II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть
2.1. Из истории фольклора
В седые, затерявшиеся во тьме веков времена, зародилась на земле нашей славянская, а затем русская, культура. И пошла она от земли нашей-кормилицы, возникли приметы, пословицы, поговорки, загадки: «Земелька чёрная, а хлеб белый родит», «Одно бросил, целую горсть взял», «Март сухой да мокрый май - будут каша и каравай»1. На поле с раннего утра до поздней ночи трудился пахарь с сыновьями. А хозяюшка ещё и дом обихаживала - шила-вышивала, пряла-ткала, деток смотрела, баюкала, учила-развлекала, к хозяйству привлекала, в доме добро утверждала. Так возникли куклы - обрядовые, обереги и детские забавницы, песни, сказки. Зародилась материальная культура - вышитые одежды, полотенца, расписная посуда…
Многие века развивалась русская культура, запечатлевая вековечные связи с природой, трудовую жизнь народа - пахаря, его пытливую душу, его рукастость, семейственность, дух предков, уважение отцов и дедов, верования и суеверия, детское умение радоваться праздникам и всей душой
отдаваться как труду, так и отдыху.
Народное творчество, как устное, так и живописное, представляет нам, потомкам, по словам А.Н. Толстого, ум и достоинство наших предков, его нравственный облик и историческую память.2
Процесс развития русской культуры до сих пор продолжается.
__________________________________________________________________1. В кн. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990, с.203.
2. Там же, с.1.
Уклад жизни стал иным, изменились представления о природе и мире, ушли в прошлое многие обряды. Но сила, красота, убедительность, меткость, выразительность, образность и поэтичность народного творчества, по нашему мнению, не утратили своей значимости и даже свежести.
Что же такое народное творчество?
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное (мифы, легенды, сказки и т. п.) и музыкальное народное творчество, также словесно-музыкальные и музыкально-хореографические народные произведения. В более широком смысле, кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла1.
Фольклор представлен, по мнению исследователей, следующими видами:
поэзия (сказки, былины, легенды и др.);
музыка (песни, баллады, припевки, плачи и др.);
театр (кукольный театр, театр теней и др.);
декоративно-прикладное искусство (роспись по дереву, роспись по керамике, вышивка и др.);
архитектура (деревянная архитектура, постройки и др.);
танец (хоровод, кадриль, полька, пляс и др.);
изобразительно-выразительное искусство (живопись, скульптура и др.)2
2.2 Собиратели народной мудрости
__________________________________________________________________
1. ru.m.wikipedia.org
Мудрость веков дошла до нас благодаря собирателям народного творчества. Представим информацию о некоторых из них, обогативших детскую литературу и детское чтение серьёзными, добрыми и умными произведениями.
Аполлон Аполлонович Коринфский (29.08. 1868 г - 12.01. 1937г.) -известный учёный, поэт, публицист и переводчик, автор уникального издания «Народная Русь». Всю свою жизнь он собирал этнографический материал о жизни русского народа. Изучая быт современного ему крестьянина - великоросса, по собственным словам Аполлона Коринфского, «Волгу изъездил вдоль и поперёк, на берегах её провёл детство, юность и раннюю молодость, поставившие меня лицом к лицу с народной жизнью, обвеявшей меня неотразимым дуновением самобытной поэзии ярких преданий прошлого».1
Александр Николаевич Афанасьев (11.07.1826 г. - 23.09.1871г.) - известный исследователь памятников русского простонародного творчества,
автор трёхтомника «Поэтические воззрения славян на природу», вошедшего в сокровищницу русской этнографии. Детям он сделал великий подарок, собрав «Народные русские сказки» и «Русские народные легенды»2.
Пётр Алексеевич Бессонов (16 .06 1828 г, - 6.03. 1898 г.) обогатил русскую науку своими трудами: «Болгарские песни», «Калики перехожие», «Белорусские песни», «Сборник детских народных песен»3.
Народные песни собирали и Павел Иванович Якушкин (26.01.1822 г.-
________________________________________________________________
1. Аполлон Коринфский. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. - М.: ООО «Белый город», 2007, с.5.
2. Там же, с.13.
3. Там же, с.13.
20.01.1872г.) и Пётр Васильевич Киреевский (23.02.1808 г. - 6.11 1856 г.)1
Владимир Иванович Даль (22.11. 1801-22.09.1872) - человек удивительно разносторонних знаний, мичман Черноморского флота, врач-хирург, доктор медицины, филолог, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», знаток и собиратель фольклора, автор издания «Пословицы русского народа», подаривший большое собрание песен П.В. Киреевскому, а сказок - А.Н. Афанасьеву, друг А.С. Пушкина. Многие пословицы, из более 5000, собранных В.И. Далем, актуальны и сегодня: «Семь бед - один ответ», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Волка бояться - так и в лес не ходить», «Голод не тётка», «Грамоте учиться всегда пригодится»2.
Дмитрий Николаевич Садовников (7.05.1847 г.- 19.12.1883 г.) - автор самого большого издания загадок, собранных более чем в 20 губерниях России, - «Загадки русского народа». И.С. Тургенев очень высоко оценил этот труд Д.Н. Садовникова, особо подчеркнув «толковую и ловкую группировку загадок». Автору удалось так расположить загадки, что перед читателем возникала вся жизнь трудового человека - землепашца, весь окружающий его мир3.
Георгий Маркович Науменко (родился в 1945 г.) - фольклорист-музыковед, этнограф, писатель, музыкант, композитор. У Г.М. Науменко особая роль — собирателя, исследователя детского музыкального и поэтического _______________________________________________________________
1. Там же, с.20.
2. Даль В.И. Избранные пословицы русского народа: Словарь. - М.: ОЛМА 3. Медиа Групп, 2015, с.7.
3. В кн. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990, с.326.
фольклора. Впервые им были опубликованы с нотами родильные и крестильные песни, пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка1.
2.3. История и современность
Как видим, народная культура прочно вошла в жизнь современного человека в виде сказок, песен, частушек, загадок, скороговорок, игр. И не только в них.
Художественная роспись – одна из самых древних форм искусства, с которой познакомилось человечество. Желание украшать своё жилище и предметы быта возникло у людей очень давно
Однако основные направления художественной росписи окончательно сформировались в XVIII–XIX веках. В советское время, особенно после 50-х годов, многие из них пережили настоящее второе рождение. Расписные шкатулки, сундучки, подносы украшали дома по всему СССР и особенно ценились за границей.
Традиции художественной росписи успешно сохраняются и в современной России. Палехская миниатюра, хохлома, жостовские подносы стали настоящими узнаваемыми брендами – не только в России, но и за рубежом2 .
Многие века в России существует гончарство, а с ним - и народная глиняная игрушка, своеобразная и в чём-то загадочная область народного
__________________________________________________________________
1. https://www.livelib.ru/author/103716-georgij-naumenko
2. https://www.kp.ru/samobranka/narodnye-promysly/promysly-rospis/
творчества. Народные мастера «малой бытовой скульптуры» выражают в них свои представления о мире, природе, людях, создают выразительные образы. Сюжеты этих игрушек разнообразны: кони, птицы-свистульки, бараны, медведи, скоморохи, женские фигуры, всадники и многие другие образы. Художественные глиняные игрушки привлекают внимание детей и взрослых и в наши дни. Традиционные сувениры станут красивым подарком и ярким акцентом в интерьере1.
Самые известные игрушки: гжельская, дымковская, каргопольская, филимоновская .
В современной России, особенно в последние годы, пробудился интерес к народному костюму и народным элементам в современной одежде. В статье «Русский народный стиль в современном гардеробе: обзор характерных элементов» приводятся особенные черты такой одежды:
- прямой и А-силуэт
- костюмный ансамбль из сарафана или юбки и элемента верха
- длина макси у платьев, сарафанов и юбок
- объемные рукава блуз и рубашек. Чем наряднее рубашка, тем пышнее рукав
- натуральные материалы. Достаточно дополнить комплект джинсы + футболка + сандалии холщовой сумкой с промысловым рисунком (гжель, хохлома, рисунок в стиле павлопосадского платка) и образ приобретет законченность и стиль
- стеганые вещи, в том числе верхняя одежда, что позволяет носить всевозможные пуховики и прочую стеганую одежду
-пальто из овчины или шерсти2
_________________________________________________________________
1. https://russianarts.online/toys/clay-toys/
И, наконец, нельзя не упомянуть о тряпичной кукле — детской игрушке, фигурке из ткани, кукле, которую традиционно изготавливают в домашних условиях методом лоскутного шитья.1 Такие куколки очень интересны детям и используются для первого знакомства с тканями, развития мелкой моторики детских пальчиков, погружения в историю народного быта, развития кругозора. На кружке по изготовлению тряпичной куклы мы с одноклассниками много узнали об этих милых игрушках и своими руками изготовили множество их.
Практическая часть
2.4. Первый этап - подготовительный
▪ Сформулировать цель и задачи проекта, уяснить важность (актуальность) темы, определить источники информации. Выдвинуть гипотезу.
▪ Провести мозговой штурм: выяснить известные факты по теме.
▪ Составить план работы.
▪ Определить методы исследования вопроса. Обсудить с руководителем и родителями данные методы с точки зрения простоты и доступности, эффективности для достижения цели, наличия у автора проекта необходимых теоретических и практических навыков и/или возможности их освоения. На подготовительном этапе, сформулировав цель и задачи проекта и выдвинув гипотезу, я занялась уяснением известных мне фактов и ресурсов:
1. Вспомнила, что тема «Устное народное творчество» изучается в курсе «Литературного чтения». На уроках нас познакомили с произведениями фольклора: потешками, небылицами, песенками, считалками, загадками,
_________________________________________________________________
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тряпичная_кукла
сказками1.
По итогам изучения темы мы написали проверочную работу .
2. С января фольклор изучается в курсе «Родного русского языка»2. Мы уже провели 6 уроков по темам: «По одёжке встречают», «Ржаной хлебушко - калачу дедушка», «Если хорошие щи, так другой пищи не ищи», «Каша-кормилица наша», «Любишь кататься-люби и саночки возить», «Делу время, потехе час». Изучим ещё две темы и будем защищать проект по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». На этих занятиях я не только знакомлюсь с бытом предков, но постоянно убеждаюсь, что народная культура (творчество и язык) занимают огромное и важное место в современной жизни.
3. На кружке «Тряпичная кукла» я сделала довольно много куколок и знаю, какую роль играли они в жизни наших предков. Кроме этого, куколку Крупеничку мы изготавливали в курсе родного языка при изучении темы «Каша-кормилица наша».
4. Уже второй год я занимаюсь в ансамбле «Лапоточки», где не только пою народные песни, но также знакомлюсь с обрядами, приметами, бытом наших предков.
5. В моей домашней библиотечке, а также в библиотеке руководителя проекта нашлось немало книг, связанных с фольклором. Я решила пользоваться ими, чтобы углубить свои знания по теме.
__________________________________________________________________
1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. - М.: Просвещение, 2019 г., ч.1, с. 11- 64.
2. Русский родной язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций /О. М. Александрова и др. — М. : Просвещение, 2020, с.4-73.
6. Изделия народных промыслов украшают мой дом и дома моих знакомых. Они любезно согласились предоставить мне эти предметы для фото.
С помощью взрослых я составила план работы над проектом, определила методы достижения цели.
2.5. Второй этап – основной
На этом этапе проводилась вся исследовательская и практическая работа самостоятельно и с помощью взрослых:
- Изучен теоретический материал по теме проекта.
- Разучены с одноклассниками две народные игры.
- Подготовлена и исполнена песня «Валенки» в подарок мальчикам на День защитника Отечества 23 февраля.
- Проведён мастер-класс по изготовлению народной куклы .
- Проведены заочные экскурсии в интернет-магазины с целью выяснения, пользуются ли покупательским спросом товары в народном стиле.
- Подготовлены интересные народные загадки для выступления перед одноклассниками на Дне зимних именинников.
2.6. Третий этап – заключительный
Подведя итоги нашей работы, я, с помощью родителей и руководителя проекта, оформила теоретические материалы в папку, создала презентацию и буклет, подготовила необходимые фотоматериалы. Обобщила данные об успехах и трудностях, сделала выводы, наметила планы на будущее.
I I I .ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ)
Я считаю, что ЦЕЛЬ проекта мной достигнута: я выяснила, что народное творчество является ценностью для моих друзей и других людей. Это стало мне ясно из наблюдений над тем, с каким интересом мои одноклассники участвовали в народных играх, слушали народную песню в моём исполнении, разгадывали загадки, делали тряпичную куклу. Также я уяснила, что, судя по ценам в интернет-магазинах, товары в народном стиле пользуются покупательским спросом и популярностью. Также я выяснила, что не только российские, но и зарубежные, модельеры активно используют русские народные мотивы в своих коллекциях. Кроме того, изделия народных промыслов украшают быт и современных домов.
ЗАДАЧИ проекта успешно реализовались: кроме вышеперечисленных подготовленных мной мероприятий, я также расширила и углубила свои представления о народном творчестве, знакомясь с теоретическим материалом: узнала факты из истории русского фольклора, с помощью взрослых нашла информацию о собирателях народной мудрости, составила перечень видов народного творчества.
Вместе со взрослыми я искала информацию как в письменных и Интернет – источниках, так и в беседах с разными людьми - одноклассниками и педагогами. Я училась задавать вопросы и общаться со взрослыми и ровесниками. Мне было легко и интересно петь, загадывать загадки, играть с одноклассниками, но достаточно трудно отбирать из множества информации главное и важное для меня. Также непросто было научить друзей делать народную куклу. Как оказалось, некоторые из них даже не умеют завязывать плотные узлы, скрепляющие детали куколки. Я и мои помощники в работе вместе потратили много сил и времени на проект, но он вдохновил нас на более вдумчивое и уважительное отношение к фольклору. Я в который раз осознала, что принадлежность к русской культуре - великая честь и гордость для меня и моих современников.
Я сделала выводы:
А) Народное творчество, несомненно, интересно моим современникам.
Б) Народное знание - это не пыль веков, а мудрость времён, поэтому требует вдумчивого, бережного, внимательного и уважительного к себе отношения.
В) Народные игрушки и другие продукты народного творчества хороши, красивы и эстетичны, мудры и душеполезны не только сами по себе, но и благодаря доброй энергии и любви, вложенной в них создателями.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аполлон Коринфский. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. - М.: ООО «Белый город», 2007.
Без прошлого нет будущего | Блог библиотеки им. Гоголя /blog.karlib.kz
Даль В.И. Избранные пословицы русского народа: Словарь. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. - М.: Просвещение, 2019 г.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
Русский родной язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций /О. М. Александрова и др. — М. : Просвещение, 2020.
https://www.livelib.ru/author/103716-georgij-naumenko
https://www.kp.ru/samobranka/narodnye-promysly/promysly-rospis/
https://www.crossfashion.ru/raduga-stilej/3259-russkij-narodnyj-stil-v-sovremennom-garderobe-obzor-kharakternykh-elementov
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тряпичная_кукла
Дымковский петушок
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Рисуем подснежники гуашью
Мороз Иванович
Госпожа Метелица