Знать ценухлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главная проблема современного общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. А что мы знаем о слове «хлеб»? Как оно появилось? Как отражается в литературе, музыке, живописи?
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека.Значение хлеба в ежедневной человеческой жизни трудно переоценить, но для многих молодых людей сегодня эта фраза кажется не совсем значительной, так как присутствие на их обеденном столе хлеба – явление обыденное. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже хлеба. Ведь хлеб-это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи.А потому,чтоэтосамое существенное для нас. О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы наше и последующие поколения не росли невеждами, чтобы для них со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt.docx | 59.82 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
казенное общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Информационно-познавательный
проект
"Хлеб – всему голова"
Автор работы:
Дуткевич Ксения,
обучающаяся 7а класса
Руководитель:
Кочнева Е.Ю., учитель русского языка и литературы
Урай 2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3-5
1.Хлеб – всему голова
1.1Что такое хлеб? (толкование слова).....
1.1. История возникновения хлеба………………………………
1.2.Обычаи, связанные с хлебом, которые пришли к нам из древности.6-7
1.3.Хлеб и искусство……………………………………………………......7-8
1.4. Отношение к хлебу во время ВО войны…..….…………………………8
1.5.Музеи хлеба в России…………………………………..…………………9
1.6.Польза употребления хлеба……………………..………………………10
1.7.Отношение современников к хлебу…...………………………………...10
2. Практическая часть……………………………………………………11-13
Заключение……………………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………14
Список использованных источников информации………………..14
Приложения…………………………………………………………...15
Введение
Меня всегда интересовало, почему мои родители, а особенно бабушка, с трепетом относятся к хлебу. Почему каждый раз старательно убираются крошки хлеба после еды? Почему ругаются, когда я не доедаю кусочек хлеба, начинают пугать разными небылицами: зубы начнут болеть, бедно жить стану или, ещё интереснее, муж кривой будет?! Всё это сначала мне изрядно наскучило, и я решила поподробней узнать всё, что касается хлеба.
Я узнала, что с древнейших времён к хлебу люди относились с особым почтением. Его сравнивали с солнцем, в честь него слагали гимны.
Знать ценухлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главная проблема современного общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. А что мы знаем о слове «хлеб»? Как оно появилось? Как отражается в литературе, музыке, живописи?
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека.Значение хлеба в ежедневной человеческой жизни трудно переоценить, но для многих молодых людей сегодня эта фраза кажется не совсем значительной, так как присутствие на их обеденном столе хлеба – явление обыденное. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже хлеба. Ведь хлеб-это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи.А потому,чтоэтосамое существенное для нас. О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы наше и последующие поколения не росли невеждами, чтобы для них со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.
Цель:показать, что хлеб занимает главное место в жизни человека.
Задачи исследования:
1.Выяснить лексическое значение слова «хлеб», его этимологию с помощью различных словарей.
2.Узнать о «жизни» слова «хлеб» в истории, в малых жанрах фольклора, в литературе, в искусстве.
3.Исследовать пользу хлеба в жизни человека.
Объект исследования:слово «хлеб».
Предмет исследования:«жизнь» хлеба в истории, фольклоре, литературе, искусстве, музыке.
Гипотеза: если мы изучим слово «хлеб» с точки зрения его этимологии, проследим «жизнь» этого слова в языке, в истории, фольклоре, литературе, искусстве, музыке, то мы будем бережнее относиться к нему.
Актуальность: современная молодёжь перестала относиться к хлебу с должным почтением, перестала ценить труд, вложенный в изготовление хлеба.
Теоретическая значимость работы: изученные материалы расширяют и углубляют наши знания, которыми можно поделиться с другими.
Практическая значимость работы: привлечь внимание к ценности хлеба как продукта питания, к «жизни» слова «хлеб» в устном народном творчестве, в литературе и искусстве, призвать бережно относиться к нему. Полученный исследовательский продукт, «Портрет слова «хлеб», можно использовать на уроках русского языка и литературы, на внеклассных мероприятиях.
Методы исследования:анализ словарных статей; изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, шедевров изобразительного искусства;наблюдение, опрос обучающихся.
Хлеб – всему голова
1.1. Что такое хлеб?
Свою работу над этой интересной темой я начала с вопроса–каково лексическое значение слова хлеб? За ответом обратилась к словарям С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, В.И.Даля, Т.Ф. Ефремовой, «Этимологическому словарю русского языка».
Таким образом, слово «хлеб» имеетразные значения, в том числе и переносные. Происхождение слова «хлеб» точно не установлено; предположительно, оно праславянского происхождения.
1.2. История возникновения хлеба.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних: пшеницы, ржи, овса, ячменя.
Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
Потом человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.
Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста.
Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Вот так и появился хлеб в нашей жизни.
1.3. Обычаи, связанные с хлебом, которые пришли к нам из древности.
Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная ценность. С ним связаны многочисленные обряды и верования. У христиан в самой главной молитве слово о хлебе: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»,
У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели песнянки – песни-заклички. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб – каравай, и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почёт, уважение и твёрдость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения.
Русские обычаи, связанные с хлебом, дошли и до наших дней. Таков древний обычай - приветствовать гостей хлебом-солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль – древний символ охраны дома от пожара.
Исстари русский народ считался хлебосольным, т.е. гостеприимным, готовым поделиться с гостем всем, что имелось в доме.
Если в дом приходил посторонний и заставал всех за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб до соль».
Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать - милости просим». Этим приглашением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое по этой причине и называется чаще хлебосольством. Хлеб вносят в дом на новоселье, так как считается, что «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”. Именем хлеба клянутся “Чтоб мне хлеба не видать” Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином.
Много у нас примет, связанных с хлебом, которые дошли до наших дней.
1.4. Хлеб и искусство.
Пословицы и поговорки.
С тех пор как хлеб появился на русском столе, о нем слагаются песни, сказки, пословицы и поговорки. Особенно много пословиц.
Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. Вот некоторые краткие толкования.
«Отрезанныйломотькхлебунеприставишь».Того,чтосделано,ужене изменишь.
«Хлеб везде хорош— и у нас и за морем». Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.
«Хлеб— всему голова». Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно.
«Круто замешено, да не пропечено». Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.
«Беззакваски хлебанемесят».Безподготовкикделунеприступают.
Притчии сказки
Хлебвоспетвнародныхпеснях,прославленвпословицахи
поговорках,онявляется«героем»многих сказокипритч.
Любому малышу знаком хитроумный Колобок из одноименной сказки, пирожки, которые хотел съесть Медведь из сказки «Маша и Медведь»... А какая чудесная музыка, стихотворный ритм слышится в описании труда царевны-лягушки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам - города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу – звери рыскучие».
Сказки многих народов мира объединяют поучительные примеры, связанные с трудолюбием, уважением к старшим, заботой о хлебе насущном. Например: «Старыйотец»(белорусская сказка), «Лениваядевочка»(башкирскаясказка)
Рассмотрим и сопоставимдве притчи: «Сны и кусок хлеба» (суфийская притча) и «Хороший урожай» (христианская притча).
В первой притче противопоставлены неуступчивость, глупость - с одной стороны, и хитрость, сообразительность - с другой. Однако третий путник поступает не по-товарищески: он съел последнийхлеб и выпил всю водуодин, незаботясь одругих. Втораяпритчаосуждает человеческую жадность: ведь человек был богат, имел хороший урожай, но ему было все равно мало. Притча учит нас умению ценить то, что мы имеем, не мечтать об излишнем.
Примечательно,чтовобеихпритчахглавнойценностьюдлялюдейявляетсяхлеб.
Художественная литература.
Почтительное отношение к хлебу идет из далеких времен, когда не было еще письменности. Поэтому народ сначала выразил свое отношение к хлебу в жанрах устного народного творчества, а потом в художественной литературе.
В художественной литературе хлебу уделено много внимания.
Русские поэты давно заметили и выразили в своих произведениях хозяйское отношение крестьян к земле, их ловкость и сноровку в работе. Н.А. Некрасов в поэме «Мороз, красный нос» с огромным уважением пишет об умелой, ловкой, домовитой русской женщине.
Красотойродных полей,засеянныхрожью,восхищалсяА.А.Фет в стихотворении «Зреетрожьнаджаркойнивой».
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело» нарисована картина приближающейся грозы: "принахмурилась земля", "синей молнии струя", "вихрем пыль летит с полей".Однако, несмотря на ненастье, автор замечает: зеленеющие нивы, зеленее под грозой.
Упоминание о хлебе можно встретить в сказках А.С.Пушкина, балладах В.А.Жуковского, стихах А.Н. Майкова,С.А. Есенина, басняхИ.А. Крылова.
Я прочитала произведение К. Паустовского «Тёплый хлеб». Меня поразил главный герой – Филька. Однажды он, пренебрегая всеми законами нравственности, жестоко обошёлся с конём: он не только не накормил голодного, но и ударил его, обозвал нехорошими словами. И самое страшное – бросил на землю хлеб. Филька поступил безнравственно. Автор на простом примере даёт нам уроки нравственности, показывает, что поступать так, как Филька – это грех.
А в повести Шолохова «Судьба человека» - есть эпизод, когда пленного Андрея Соколова немцы, поражённые его стойкостью, храбростью и мужеством, одарили небольшой буханкой хлеба с кусочком сала, - и голодный солдат не съел его в одиночку, а принёс в барак и разделил среди таких же голодных товарищей. В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Не хлеб, не сало, а сочувствие сделали этих людей на мгновение счастливыми.
На примере отношения к хлебу писатели дают уроки нравственности: учат быть милосердными, добрыми к окружающим.
Изобразительное искусство.
Не только в литературе, но и в изобразительном искусстве, есть работы, посвящённые хлебу.
Художники всех времен в своих картинах прославляли красоту и величие полей (пейзажи), тружеников - хлеборобов (портреты), составляли необычныеи оригинальные композиции хлеба с фруктами, цветами,предметамиинтерьера(натюрморт).ЗамечательныехудожникиЗ.Е. Серебрякова, ШишкинИ.М., Яблонская Т.Н., Пластов А.А. писали картины с хлебными полями, уборкой хлеба и т.п.
Картина И.М.Шишкина «Рожь» написанав 1878 году.
Природа в картине - это идеальный образ родной природы. На ней, точно море, шумит и колышется необъятное ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.
Хлебвмузыке.
Обуважительномотношениикхлебу,опотрясающейсилеслов: «Хлеб
всемуголова»- заставляют задуматься и музыкальные произведения.
Например, одной из любимых песен известной и многими любимой певицы Л.Г.Зыкинойбыла "Песня о хлебе". Сама Людмила Георгиевна написала "Балладу о спасённом хлебе". Марк Фрадкин положил эти стихи на музыку. Так в репертуаре Л.Зыкиной появилась новая песня о хлебе.
В 1976 году на свет появилась песня на стихи поэта В.Ф.Балачана, композитор Виктор Гаврилович Захарченко «Баллада о хлебе», а сейчас она называется "Хлеб - всему голова".
1.5. Отношение к хлебу во время ВОВ.
Голод для большинства ныне живущих – понятие скорее историческое, чем реальное. Для большинства, но не для всех: те, кто пережил войну и блокаду, знают, что пища имеет еще одно измерение для человека (помимо удовольствия и пользы) – измерение жизни и смерти.
Во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и можно умереть голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли,
морил наш народ голодом, чтобы сломить и победить нашу нацию.
Раиса Ахматова, чеченская поэтесса, написала поэму “Слово о хлебе”, где говорит о хлебе в тяжёлые военные времена.
Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 грамм суррогатного хлеба, служащего, иждивенца и ребенка 125 грамм. Поначалу количество добавок в муку не превышало 30 %, но в самые тяжелые времена достигало 50 %. В хлеб добавляли лузгу семечек, отруби ржаные, гидроцеллюлозу, мучную пыль, овсяную муку, кору сосны.
Нам, нынешнему поколению, это даже представить трудно.
1.6. Музеи хлеба в России.
Хлеб – гениальное изобретение. В мире мало ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. История хлеба неотделима от истории человечества.
У нас в Росси есть музеи хлеба в Санкт – Петербурге, Москве, Геленжике, Владивостоке, Тюмени (с.Успенка).
Санкт-Петербургский музей хлеба - первый и на сегодняшний день последний музей в России, посвященный этому древнему продукту. Музей обладает уникальной коллекцией более чем из 14000 экспонатов, которые позволяют показать жизнь и быт наших предков через гениальное изобретение человека - хлеб.
Особенное место среди прочих экспонатов музея занимают материалы, отражающие трагические моменты в истории Петербурга. Например, в разделе, посвященном блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной Войны, можно увидеть те самые 125 граммов хлеба, которые полагались каждому жителю города в день.
Хлеб во все времена остаётся популярным, поэтому и к музеям интерес не угасает.
1.7. Польза употребления хлеба для человека.
В наше время много девушек, а ещё больше женщин, увлекаются диетами, при этом совершенно исключают хлеб из своего рациона. Но они не задумываются о том, что хлеб не просто ценный продукт, но и полезный, он идеально сбалансированный по белкам и углеводам. Известно, что недостаток в рационе того или другого компонента приводит к нарушению обмена веществ, энергетического баланса организма. И даже, если питаться одним только хлебом, это не случится. Поэтому хлеб никогда не приедается.
Ценен хлеб, в первую очередь, тем, что заставляет нас жевать. Хлеб богат клетчаткой – пищевыми волокнами. Клетчатку называют «метлой», она выметает вместе с собой все лишнее, очищает организм. Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 грамм хлеба, при тяжелой работе все 700 грамм. Детям, подросткам нужно 150-400 грамм хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.
Вот поэтому хлеб полезен каждому человеку без исключения.
1.8.Отношение современников к хлебу
Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: « Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.
Люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Им приходилось беречь каждую крошку. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
Но должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто
выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько человеческого труда.
Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близилось к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым.Путник получил награду за своё бережное отношение, к хлебу. Эта красивая легенда учит нас тому, что хлеб – это бесценный дар.
2. Практическая часть
С целью выяснения частотности употребления хлеба, выявления уровня знаний о пользе хлеба, об отношении к хлебу мною было проведено анкетирование среди обучающихся нашей школы.В анкетировании участвовало 74 человека.
Результаты опроса:
1.Любите ли вы хлеб?
Классы | Всего опрошенных | Да | Нет |
5 классы | 13 человек | 73 | 1 |
6 классы | 10 человек | ||
7 классы | 19 человек | ||
8 классы | 18 человек | ||
9 классы | 14 человек | ||
итого | 74 человека |
2.Как вы считаете, полезен ли хлеб?
Классы | Всего опрошенных | Очень полезен | В нём нет ничего полезного | Не знаю |
5 классы | 13 человек | 42 | 13 | 19 |
6 классы | 10 человек | |||
7 классы | 19 человек | |||
8 классы | 18 человек | |||
9 классы | 14 человек | |||
итого | 74человекв |
3.Что вы или ваша семья делаете с оставшимся или засохшим хлебом?
Классы | Всего опрошенных | выбрасываем | Скармливаем животным | Используем для пригот-я других блюд |
5 классы | 13 человек | 12 | 41 | 21 |
6 классы | 10 человек | |||
7 классы | 19 человек | |||
8 классы | 18 человек | |||
9 классы | 14 человек | |||
итого | 74 человека |
4.Считаете ли вы, что хлеб действительно наше богатство? Почему??
Классы | Всего опрошенных | Да, потому что | Нет, потому что |
5 классы | 13 человек | 46 | 28 |
6 классы | 10 человек | ||
7 классы | 19 человек | ||
8 классы | 18 человек | ||
9 классы | 14 человек | ||
итого | 74 человека |
Вывод: Почти все ребята любят хлеб, но многие считают, что хлеб бесполезен. Значит мало информации о полезности хлеба.
Заключение.
В процессе работы над проектом я удостоверилась, что хлеб - не только основной продукт питания, который вобрал в себя труд многих профессий, но и является в искусстве символом мира, благополучия, доброжелательности в искусстве.
Я выполнила все поставленные перед собой задачи, доказала, что хлеб – всему голова. Подтвердила гипотезу: показать, что хлеб занимает главное место в жизни человека.
Мне бы хотелось, чтобы каждый мой сверстник изменил своё отношение к этому главному продукту в нашей жизни, ведьежедневно каждый из нас не менее трёх раз берет в руки хлеб, с удовольствием его ест, нисколько не задумываясь, с такой же безотчетной простотой, с какой он дышит.
Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно,значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как издоровья, замечаешь только тогда, когда его нет.
Мне бы хотелось закончить свою работу словами Елены Благининой:
“Если примечу кусок в небреженье –
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Поднять и спасти это чудо земли!”
Списокиспользованной литературы
1.Большая энциклопедия «почемучек»/ Пер. с англ. Е.В. Комисарова, В.А.Жукова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
2.Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 348с.
3.Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех», 2010. – 944с
5.Русскиелегендыиобычаи.ГрушенкоЕ.–М.:Эскимо,2005.
6.Русскаямифология(энциклопедия) -М.:Эскимо,2005.
7. Словарьславянскоймифологии.ГрушенкоЕ.-НижнийНовгород,1995г.
8.Толковыйсловарьрусскогоязыкаподред.Д.Н.Ушакова.Переработанноеиздание.100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» - 2011, 848с.
Списокинтернет-ресурсов
Приложение 1
Анкета
1. Любите ли вы хлеб?
-Да
- Нет
2. Как вы считаете, полезен ли хлеб?
- Очень полезен
- В нем нет ничего полезного
- Не знаю
3.Что вы и ваша семья делаете с оставшимся или засохшим хлебом?
- Выбрасываем
- Скармливаем животным
- Используем для приготовления других блюд
4. Считаете ли вы, что хлеб действительно наше богатство? Почему?
- Да, потому что ______________________________________________
- Нет, потому что _____________________________________________
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Какая бывает зима
Золотая хохлома
Выбери путь
Нас с братом в деревню отправили к деду...