На уроках ОБЖ после изучения темы «Шум и здоровье», нас заинтересовала проблема вредного воздействия и последствия шумового загрязнения. Интересно было узнать и исследовать его влияние на работоспособность и здоровье учащихся и учителей нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_shumovoe_zagryaznenie_v_ososh_no_2.docx | 49.63 КБ |
МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Исследовательская работа
«Влияние шума на здоровье и работоспособность учащихся и учителей»
Никитеева Виктория, 15лет ученица 9 класса
Милгадаева Анна, 14лет ученица 8класса
Власова Тамара, 14лет ученица 8 класса
Руководитель работы:
Барлуков Григорий Константинович,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа № 2».
Апрель 2020 г.
1. Введение
2.1. Понятие шума.
2.2.Нормы уровня интенсивности шума.
2.3. Прибор для измерения шума.
2.4. Влияние шума на организм человека.
2.5. Данные статистики о влиянии шума на организм человека.
3. Экспериментальная часть.
3.1. Виды источников шумов в школе.
3.2. Определение уровня шума в разных школьных помещениях.
3.3. Анкетирование.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
1. Введение.
Человек живет среди различных звуков и шумов. Часть из них является полезными сигналами, дающими возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе и т.п. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью. Издавна известно благоприятное влияние на организм человека шумов природной среды (листьев, дождя, реки и т.д.). Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда были и будут приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы, приводят в порядок мысли и чувства. Именно поэтому они используются в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки, без которых уже невозможно будет обойтись современному человеку. Статистика свидетельствует о том, что у людей, работающих в лесу, у реки, на море, реже, чем у жителей городов, встречаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Установлено, что шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, звуки дождя оздоравливают нервную систему. Под влиянием звуков, издаваемых водопадом, усиливается работа мышц. О положительном влиянии гармоничной музыки было известно с давних времен. Вспомним колыбельные(тихие нежные монотонные напевы), снятие нервного стресса журчанием ручьев, ласковым шумом морских волн или птичьим пением. Известно также и отрицательное действие звука. В природе любые громкие звуки являются сигналом тревоги, они приводят организм в состояние повышенной возбудимости. Одним из тяжелых наказаний в средневековье было воздействие звуками от удара могучего колокола, когда обреченный умирал в страшных муках от нестерпимой боли в ушах.
На уроках ОБЖ после изучения темы «Шум и здоровье», нас заинтересовала проблема вредного воздействия и последствия шумового загрязнения. Интересно было узнать и исследовать его влияние на работоспособность и здоровье учащихся и учителей нашей школы.
Под термином «Шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или их совокупность), мешающий восприятию полезной информации, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность.
Известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16Гц до 20кГц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов.
Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляется изменение функционального состояния центральной нервной системы. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80дБ.Шум до 40дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в50 и 60дБ. К концу учебного дня уровень шума в школе снижается. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики в рекреациях, в столовой и т.д. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно усталыми.
Наша школа, как и многие другие детские учреждения страдает и от внешнего шумового загрязнения. Как известно, рядом с нашей школой расположена дорога и по ней нередко проезжают большегрузные автомобили, которые являются источниками шума в пределах 91-107дБ.Такой шум отрицательно влияет на работоспособность учеников, отвлекает внимания и становится причиной многих нервных расстройств. Например, решение примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60дБ – на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80-100дБ способствует увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10-15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
Таким образом, выбранная нами тема является достаточно актуальной. В своей работе мы попробовали ее разрешить, получить ответы на волнующие нас вопросы.
Цель работы: Определить уровень шума в разных школьных помещениях и изучить влияние шума на работоспособность учащихся и учителей нашей школы.
Задачи:
- изучение и обобщение теоретического материала;
- в ходе анкетирования исследовать влияние шума на здоровье школьников и учителей;
- по анкетным данным выявить отношение учащихся и учителей к различным источникам шума;
- проведение исследовательских практических работ по определению очагов наибольшего акустического загрязнения в здании школы;
- определить уровень шума в различных школьных помещениях и сравнить полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами;
- провести анализ результатов исследования и сделать выводы.
Ожидаемый результат: если снизить уровень акустического загрязнения в здании школы, то можно повысить работоспособность учащихся и сохранить их здоровье и здоровье учителей.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- анкетирование учащихся и учителей;
- сбор данных и их анализ;
- практическая работа – измерение шума с помощью шумомера.
- обобщение информации;
Объект исследования: помещение школы.
Предмет исследования: уровень шумового загрязнения в школе и его влияние на работоспособность учащихся и учителей нашей школы.
Актуальность работы:
Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто кричит, кто-то поет, разговаривает, смеется. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка в начальном звене, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии участников образовательного процесса, их здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышение кровяного давления и т.д.
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психологической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона человек не воспринимает но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии – риск развития депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он ухудшает течение некоторых заболеваний. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности , чем на физической. А шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели.
Физические и психические реакции организма на звуковое возбуждение разнообразны и во многом зависят от индивидуальной чувствительности, психического и физического состояния организма. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышения усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы.
Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. Вредное воздействие шума на организм незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищен. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения нас спасает от ожогов, заставляя отдернуть руку от горячего и т.д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции.
Неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу: ухудшается настроение, иногда появляется чувство растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Ультразвуки также опасны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
2.1. Понятие шума.
В научной литературе дается понятие звука как колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е. в среднем от 16до 20000Гц. В воздухе при температуре о0С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330м/с, в морской воде –около 1500м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000м/с. Упругие волны с частотой меньше 16Гц называют инфразвуками, а волны, частота которых превышает 20000Гц – ультразвуками.
Звук может распространяться в газообразной и жидкой среде только в виде продольных волн, а в твердых телах помимо продольных волн возникают также и поперечные волны.
К шуму относятся длительные или кратковременные звуки, которые представляют собой сочетание множества различных тонов. Частота, форма, интенсивность и продолжительность действия которых беспорядочно меняются. В зависимости от пределов частоты колебаний, на которые приходится максимальная интенсивность, шумы разделяются на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Шум, содержащий все частоты в широком диапазоне спектра примерно одинаковой интенсивности, называется белым шумом.
Советский энциклопедический словарь дает следующее определение шума: «шум – это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты. В быту - звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе.
Для измерения уровня интенсивности применяют шумомеры.
Установлены нормы уровня интенсивности, обеспечивающие наилучшие условия работы и быта.
2.2.Нормы уровня интенсивности шума.
Шум в 50-60дБ приводит к повышению порога слуховой чувствительности и к ухудшению функционального состояния центральной нервной системы, поэтому допустимый уровень шума для классных помещений не должен превышать 40дБ.
Допустимый уровень шума в жилых помещениях в дневное время не должен превышать 40дБ, а в ночное – 30дБ.
Установлено, что если уровни интенсивности воспринимаемых звуков невелики и находятся в пределах возможностей человеческой речи (до 70дБ), то такие звуки не вызовут изменений и будут восприниматься как обычный звуковой образ. Звуки и шумы свыше 70дБ неприятны для слуха, а звуки интенсивностью свыше 130дБ (взлет реактивного самолета) обладают травмирующими свойствами.
Нормальная человеческая речь имеет громкость 40-70дБ. Шум в заводских цехах – 90дБ. Рев мотоцикла без глушителя – 100дБ. Далее следует грохот музыки на дискотеке – 110дБ. А уровень звукового давления на рок-концерте может составить 120дБ. Следует помнить, что звуки громкостью 85дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Именно поэтому на производстве пользуются средствами защиты слуха. К сожалению, пользоваться ими на дискотеке и на концерте не принято. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.
По современным оценкам уровень шума на рабочем месте не должен превышать 80дБ. Физиологи, исследовавшие состояние человека в тех или иных производственных условиях выделили 4 категории нервно-эмоциональной нагрузки.
Специалисты установили следующие пределы:
- для первой и второй категории (служащие, чей рабочий день расписан по часам и далек от неожиданностей) – 70дБ;
-для третьей категории(школьный учитель, учащиеся школ, рабочие, трудящиеся в три смены) из-за непредсказуемости течения событий – 60дБ;
- для четвертой категории (диспетчер аэрофлота) – 50дБ.
2.3. Влияние шума на организм человека.
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникает нарушения их деятельности.
Уровень шума в 20-30дБ практически безвреден для человека. Допустимая граница составляет примерно 80дБ. Звук в 120 -130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150дБ становится для него не переносимым. Известно, что кроны деревьев поглощают звуки на 10 -20 дБ.
Долгое время влияние шума на организм человека не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и , например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Эти исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.
Таким образом, с шумом надо бороться, а не пытаться привыкнуть. Борьбе с шумом посвящена акустическая экология, целью и смыслом которой являются стремления установить такое акустическое окружение, которое соответствовало бы или было созвучно к голосам природы, ибо шумы противоестественны всему живому, эволюционно сложившемуся на планете. Следует помнить, что борьба с шумом велась еще в древности. Например, 2,5 тыс. лет назад в знаменитой древнегреческой колонии города Сибарисе действовали правила, охраняющие сон и покой граждан: запрещались громкие звуки ночью, а ремесленники таких шумных профессий, как кузнецы, жестянщики изгонялись за пределы города.
Ученые выделили следующие категории влияния шума на человека:
1) влияние на слуховую функцию, обусловливающую слуховую адаптацию, слуховое утомление, временную или постоянную потерю слуха;
2) нарушение способности передавать и воспринимать звуки речевого общения;
3) раздражительность, беспокойство, нарушение сна;
4) изменение физиологических реакций человека на стрессовые сигналы, не являющиеся специфическими для шумового влияния;
5) влияние на психическое и соматическое здоровье;
6) влияние на производственную деятельность и умственный труд.
2.4. Данные статистики о влиянии шума на организм человека.
Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает жизнь людей на 8 -12 лет.
1) Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными воздействием шума.
2) Достаточно сильный шум через 1мин, может стать причиной приступа у больных эпилепсией.
3) Такие болезни, как гастрит, язвы пищеварительных органов, часто сопровождают людей, живущих и работающих в шумной обстановке.
4) Шумовые явления, повторяющиеся регулярно, способны с нарастающим эффектом угнетать нервную систему.
5) Под влиянием шума происходит стойкое угнетение частоты и глубины дыхательных движений; сердечная аритмия, обострение гипертонии; изменяется углеводный, белковый, солевой обмен веществ, что влечет изменения биохимического состава крови( в частности , снижается уровень сахара в крови).
6) 20 из 150 млн. россиян страдают сегодня тугоухостью; у 20% молодых людей, из числа увлекающихся рок-музыкой, наблюдается снижение слуха на уровне 85летних.
Экспериментальная часть.
- в разных помещениях школы нами был измерен уровень интенсивности звуков и шумов (он измерялся на уроках в среднем и начальном звене, во время перемен, в столовой)
- нами было проведено анкетирование школьников с целью выявления их отношения к шумам;
- нами были установлены источники звуков и шумов в школе.
Определение уровня шума в разных школьных помещениях.
Виды шумов в школе.
Основным источником шума в школе являются сами школьники во время перемен бегая, крича, громко разговаривая. Отмечается, что шум проезжающих мимо школы большегрузных автомобилей мешает некоторым ученикам. Мастерские во время работы тоже являются источником шума.
В ходе анкетирования и наших наблюдений мы выявили, что основными источниками звуков и шумов в школе являются разговоры учащихся, крики, звонок (на урок и с урока), компьютеры, сотовые телефоны, наушники от сотовых телефонов, плееры, музыкальные центры
Результаты исследования.
Таблица измерения уровня шума в помещениях МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа № 2» Дата проведения «04» апреля 2020года
Ф.И. проводившего исследования:
Власова Тамара, Милгадаева Анна, 8 класс
Никитеева Виктория 9 класс.
Помещение | Результаты измерения | Допустимый уровень |
Кабинет физики (во время урока) | 55 дБ | 50 дБ |
Кабинет начальных классов (во время урока) | 69 дБ | 50 дБ |
Корпус начальных классов (во время перемены) | 98 дБ | 50 дБ |
Кабинет истории (во время урока) | 70 дБ | 50 дБ |
Кабинет географии (во время урока) | 79 дБ | 50 дБ |
Пустой кабинет (после окончания уроков) | 40 дБ | 40 дБ |
Спортзал (во время урока) | 100 дБ | 60 дБ |
Рекреация (во время перемены) | 99 дБ | 60 дБ |
Рекреация (в отсутствии детей) | 40 дБ | 40 дБ |
Столовая в присутствии детей | 102 дБ | 60 дБ |
Столовая в отсутствии детей (в рабочем режиме пищеблока) | 88 дБ | 50 дБ |
Результаты исследования показывают, что в учебных кабинетах превышен допустимый уровень шума. Также значительно выше допустимого уровня уровень шума в исследованных кабинетах, в спортзале. В коридорах во время перемен, в столовой во время питания учащихся уровень шума выше допустимой нормы Результаты замеров уровня шума в разных помещениях школы показывают, что в учебных кабинетах превышен допустимый уровень шума в среднем на 40 дБ. Также значительно выше допустимого уровня уровень шума спортзале на 40 дБ. В коридорах во время перемен, в столовой во время питания учащихся уровень шума превышает допустимые пределы на 39 дБ.
.
Анкетирование.
Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников.
Анкетирование проводилось среди учащихся 7-9 классов и учителей. Всего приняли участие 50 школьников среднего звена, 7 учителей
Анкета №1
1) Какой шум мешает тебе на уроке?
2) В каких случаях тебе нравятся громкие звуки?
3) В каких случаях тебе приятны тихие звуки или просто тишина?
4)Какие шумы ты воспринимаешь как помехи?
5)Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни?
6)Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков?
7)Является ли шум причиной твоей усталости?
Результаты анкетирования:
Ответы учеников:
2) В каких случаях тебе нравятся громкие звуки? – 71 ответ
3) В каких случаях тебе приятны тихие звуки или просто тишина? – 100 ответов
4)Какие шумы ты воспринимаешь как помехи? – 52 ответа
5)Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни? – 52 ответа
6)Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков? – 50 ответов
7)Является ли шум причиной твоей усталости? – 50 ответов
Анкета №2
Как влияет шум на ваше состояние: - 112 ответов
Результаты анкетирования:
Заданные вопросы | Кол-во ответов | % ответов |
Ухудшается настроение; | 17 | 15 |
Ухудшается сосредоточенность; | 26 | 24 |
Ухудшается сон; | 9 | 8 |
Повышается раздражительность; | 16 | 16 |
Возникают трудности во взаимопонимании с одноклассниками; | 5 | 4 |
Наблюдается общая слабость; | 6 | 5 |
Снижается работоспособность; | 13 | 12 |
Наступает быстрое утомление; | 9 | 10 |
Другое. | 4 | 5 |
Вывод: данные анкетирования показали, что длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние: учащиеся отмечают жалобы на быструю утомляемость(9 учеников), снижение внимания и сосредоточенности(26 учеников) и работоспособности (13 учеников), ухудшение настроения (17 учеников), нарушение сна (9 учеников), общую слабость (6 учеников), повышение раздражительности (16учеников) и другое 4(ученика)-не влияет – 2, помогает – 2.
После анализа анкет мы сделали выводы о том, что многим детям нравятся громкие звуки. Многих детей раздражают громкие разговоры, смех, крики, галдеж, звуки игр на компьютере, громкая музыка и т.д. Большинство учащихся осознают негативное влияние звука на состояние здоровья (31%). Большая часть учеников не знают о вредном воздействии шума на состояние здоровья(49%) и 20% уверены, что шум не влияет на уровень здоровья человека. Близко к 1/3 опрошенных негативно реагируют на громкий звук школьного звонка. Во время уроков многие отмечают, что им мешают сосредоточиться и плодотворно работать шумные одноклассники (около 22%).
В процессе анкетирования, из 50 опрошенных, все ученики отметили влияние шума на психологическое состояние: учащиеся отмечают жалобы на быструю утомляемость(7учеников), снижение внимания и сосредоточенности(34 ученика) и работоспособности (13 учеников), ухудшение настроения (5учеников), нарушение сна (5учеников), общую слабость (8учеников), повышение раздражительности (5учеников) .
Сильная перегрузка слухового анализатора приводит к перевозбуждению нервной системы, изменениям психического состояния, к снижению адаптационных ресурсов организма, а значит , к переутомлению.
Таким образом, исследование показало, что шумовое загрязнение атмосферы значительно отражается на здоровье человека.
Выводы:
Рекомендации:
Анкетирование учителей.
Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние учителей.
Анкетирование проводилось среди учителей, вопросы те же, что и обучающихся.
Результаты анкетирования:
Ответы учителей в % отношении:
2) В каких случаях вам нравятся громкие звуки?
3) В каких случаях вам приятны тихие звуки или просто тишина?
4)Какие шумы вы воспринимаете как помехи?
5)Верите ли вы, что шум может стать причиной болезни?
6)Чувствуете ли вы себя усталым после уроков?
7)Является ли шум причиной вашей усталости?
Анкета №2
Как влияет шум на ваше состояние:
а) Ухудшается настроение;
б) Ухудшается сосредоточенность;
в) Ухудшается сон;
г) Повышается раздражительность;
д) Возникают трудности во взаимопонимании с одноклассниками;
е) Наблюдается общая слабость;
ж) Снижается работоспособность;
з) Наступает быстрое утомление;
и) Другое.
Результаты анкетирования:
Заданные вопросы | Кол-во ответов | % ответов |
Ухудшается настроение; | 12,5 | |
Ухудшается сосредоточенность; | 25 | |
Ухудшается сон; | 12,5 | |
Повышается раздражительность; | 37,5 | |
Возникают трудности во взаимопонимании с одноклассниками; | 0 | |
Наблюдается общая слабость; | 0 | |
Снижается работоспособность; | 0 | |
Наступает быстрое утомление; | 12,5 | |
Другое. | 0 |
5. Список используемой литературы.
1) Алексеев С.В., Груздева Н.В., Практикум по экологии. –М.: АО МДС, 1996. -192с.
2) Воробьев , учебник для общеобразовательных школ 9 класс.
3) Санитарные нормы для учебных заведений.
4) Демина Л.А., Гухман Г.А.. Земля. Руководство-справочник для учителя: -М.: МИРОС, 1994.- 96с.
5) Плечева З.Н, Репина Р.К. Экологический практикум – Пособие для учителей общеобразовательных школ; Изд, «КЛИО»
6) Кабардин О.Ф.Физика. –М.: «Школа-Пресс». Физика в школе, 1993.
7) Физические поля и безопасность жизнедеятельности/ А.В.Гордиенко.-М.:АСТ: Астрель: Профиздат, 2006год.
Весенние чудеса
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Валентин Берестов. Аист и соловей
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Пустой колос голову кверху носит