Проектная работа "Лайфхаки для школьников: полезные советы для подготовки к ОГЭ по русскому языку" содержит теоретический материал для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку.
Вложение | Размер |
---|---|
layfhaki_podgotovki_k_oge_po_russkomu_yazyku.pptx | 126.91 КБ |
Слайд 1
Лайфхаки для школьников: полезные советы для подготовки к ОГЭ по русскому языкуСлайд 2
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ДАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ( ЛАЙФХАКИ) ДЛЯ ПОДГОТОВКИК ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 3
Что входит в ОГЭ по русскому языку: В 2024 году экзамен будет состоять из 3 частей : Изложение — задание с развернутым ответом. Анализ слова, предложения, текста — задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение — задание с развернутым ответом.
Слайд 4
Все о 1-й части ОГЭ по русскому языку: изложение В задании № 1 ученика ждет сжатое изложение. Цель этого задания — проверить, насколько хорошо он может понимать устную речь, выделять основную и дополнительную информацию, перерабатывать и излагать ее своими словами, определять микротемы. Сначала ученик должен будет прослушать текст объемом около 150 слов. Текст прочитают дважды, после чего ученику нужно изложить его краткое содержание вместе с ключевой информацией .
Слайд 5
5 секретов подготовки сжатого изложения Чтобы как можно лучше написать изложение и сдать ОГЭ по русскому языку на 4 или 5, воспользуйтесь этими правилами: Во время первого прослушивания текста выписывайте подлежащие, сказуемые и другие слова, без которых нельзя будет понять смысл предложения. 2. Не тратьте время на выписывание вводных слов или сложных конструкций вроде причастных и деепричастных оборотов. Не пытайтесь в точности повторить предложение: это отнимет у вас драгоценное время и баллы. 3. Примените не менее одного способа сжатия: исключение, обобщение или уточнение. 4. Записывайте ключевые слова в том порядке, в котором они расставлены по тексту. Так вы не нарушите последовательность изложения. 5. Между прослушиваниями определите микротемы по своим заметкам. Во время второго прочтения убедитесь, что не упустили ни одну из них
Слайд 6
Все о 2-й части ОГЭ по русскому языку: анализ слова, предложения, текста В этом блоке экзамена будет 11 вопросов, где ученик должен прочитать условие и оставить краткий ответ. Задания 2–9 проверят, насколько хорошо школьник усвоил темы: предложение; грамматическая основа предложения; второстепенные члены предложения; простое и сложное предложения; знаки препинания в предложении; словосочетание; орфографический анализ (орфограмма, морфема, слово) . В заданиях 10–12 ученик сможет показать свои навыки работы с текстом. В этой части экзамена ему нужно будет прочитать небольшой текст и выполнить 3 связанных с ним задания: анализ содержания текста; анализ средств выразительности; лексический анализ слов из текста.
Слайд 7
Как подготовиться ко 2-й части ОГЭ по русскому языку В этом блоке экзамена будет 11 вопросов, где ученик должен прочитать условие и оставить краткий ответ. Задания 2–9 проверят, насколько хорошо школьник усвоил темы : предложение; грамматическая основа предложения; второстепенные члены предложения; простое и сложное предложения; знаки препинания в предложении; словосочетание; орфографический анализ (орфограмма, морфема, слово).
Слайд 8
В заданиях 10–12 ученик сможет показать свои навыки работы с текстом. В этой части экзамена ему нужно будет прочитать небольшой текст и выполнить 3 связанных с ним задания: анализ содержания текста; анализ средств выразительности; лексический анализ слов из текста
Слайд 9
Как подготовиться ко 2-й части ОГЭ по русскому языку В 9-м классе всем школьникам придется сдать пробный ОГЭ по русскому языку, но практиковаться стоит и помимо этого. Если посмотреть на опыт участников ОГЭ прошлых лет, можно увидеть, в каких заданиях они чаще всего ошибались. Чтобы и вы не попались в эти ловушки, предлагаем разбор некоторых заданий на примере одной из прошлых демоверсий.
Слайд 10
Задание № 5. Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля — шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Слайд 11
Как выполнять Первое, на что нужно обратить внимание, — это условие задания. В нем указано, что школьник должен расставить все знаки препинания в тексте, но в ответе записать цифры, где стоят только запятые. Будьте внимательны! Чтобы правильно выполнить это задание и увеличить шансы на высокий балл, нужно выделить грамматическую основу во всех предложениях, а после — проанализировать их строение. Это поможет найти правильный ответ: 13456789 .
Слайд 12
В задании 7 ... требуется обнаружить средства художественной выразительности среди пяти приведённых предложений. Помни несколько важных советов. Сравнение распознаётся с помощью слов-подсказок «как», «будто», «словно», «точно» либо прямых указаний: «лицо, похожее на тыкву, и лицо, похожее на огурец». Метафора — это скрытое сравнение, слов-подсказок нет, но сопоставление присутствует: «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани…» А ещё можно попробовать перестроить метафору в сравнение, добавив слова-подсказки из первого пункта («рыжий месяц, как жеребёнок, запрягался в наши сани…»). Если получилось, то перед тобой точно метафора. Эпитет — это образное определение, поэтому ищи прилагательные в переносном значении: «горькие глаза», «серебряные струны». Олицетворение присутствует там, где природа и вещи ведут себя, как люди: «тучи злятся», «ветер ласкает», «листья кружатся в танце». Фразеологизмы — это устойчивые неделимые словосочетания с образным компонентом: «повесить нос», «сам не свой», «ни с того ни с сего», «кот наплакал». Если изменить хотя бы одно слово в этой конструкции, она потеряет смысл.
Слайд 13
Все о 3-й части ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение Финальное задание экзамена по русскому языку — это сочинение-рассуждение. На ОГЭ школьник может сам выбрать его тему: 13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 13.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом фрагмента текста. 13.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Слайд 14
Как подготовиться к сочинению на ОГЭ по русскому языку Максимально за сочинение-рассуждение можно получить 9 баллов, не считая баллов за грамматику . Заранее узнайте критерии, по которым будут оценивать вашу работу. Пользуйтесь алгоритмом, который поможет написать структуру сочинения. Для каждой из тем он свой. Научитесь правильно писать вступление и заключение к темам. Потренируйтесь выбирать примеры-иллюстрации и примеры-аргументы. Узнайте, что такое речевые формулы и как ими пользоваться в сочинении. Напишите несколько тестовых сочинений-рассуждений на разные темы, чтобы до автоматизма отработать навыки. Не пытайтесь выдать за сочинение переписанный или пересказанный текст из задания — такую работу оценят в 0 баллов.
Слайд 15
На выбор предлагаются три задания: 13.1, 13.2 и 13.3 Задание 13 .1 направлено на поиск и анализ языковых особенностей текста. Даётся цитата одного из лингвистов, и нужно доказать правильность тезиса с опорой на текст. Например , утверждение о том, что в диалоге раскрывается характер персонажей, можно проиллюстрировать репликами героев. Тут важно не отходить от основного тезиса, чётко называть приёмы, найденные в тексте, и показывать, для чего их использует автор. В выводе — писать о том, что лингвист прав и без диалога художественное произведение представить невозможно. Задание 13 .2 предлагает прокомментировать финал текста. Здесь важно изложить своё понимание фрагмента, доказать гипотезу с помощью двух аргументов из текста. Например , в тексте Елены Габовой про встречу героя с бывшей одноклассницей Светой, певицей оперного театра, а в прошлом — обижаемой всеми Рыжухой, говорится о внезапном прозрении рассказчика: «Светка оказалась золотой. А рыжие — мы. Весь класс рыжий».
Слайд 16
Необходимо сказать, что герой переоценивает своё поведение, раскаивается в том, что вовремя не увидел таланта одноклассницы и вместе со всеми участвовал в травле. Контекстные антонимы «рыжий — золотой» подчёркивают контраст оценок. Первым аргументом, подтверждающим верность гипотезы, может стать эпизод из прошлого, когда герой говорил о Рыжухе, что она «не поёт, а воет». А вторым — момент выхода Светы на сцену, миг её торжества .
Слайд 17
В задании 13.3 ... нужно сформулировать то или иное понятие и ответить на вопрос о его ценности в жизни человека на примере текста. Обычно для рассмотрения предлагаются следующие слова: дружба, любовь, настоящее искусство, сила духа, взаимовыручка, доброта, жизненные ценности, любовь к природе, милосердие, предательство, верность, ответственность и так далее. Можно заранее составить понятийный словарик и подобрать к каждому термину литературный аргумент. Он понадобится в качестве дополнения к двум стандартным аргументам по тексту. То есть мы приводим два примера проявления ДРУЖБЫ из предложенного фрагмента, а затем вспоминаем, что о дружбе написано немало художественных произведений: «Чук и Гек» Гайдара, «Приключения Тома Сойера» Твена, «Хоббит» Толкина, «Обломов» Гончарова. Внимание! Пары «Онегин и Ленский», «Печорин и Грушницкий», которые ежегодно вспоминаются огромным количеством девятиклассников, — это антипримеры . Их можно и нужно держать в уме, но не как пример истинной дружбы, а как образец случайного и ненастоящего приятельства, друзей «от делать нечего». В конце необходимо сделать вывод: «Без дружбы жизнь человека нельзя назвать полной. Дружба подобна мощным корням, которые помогают дереву выстоять в житейских бурях. Подлинную дружбу испытания закаляют, а ложную — разрушают».
Слайд 18
Напоследок несколько советов: придерживайся трёхчастной структуры (введение, основная часть, заключение); не занимайся отвлечённым философствованием в духе «доброта всегда была свойственна лучшим представителям человечества…», сосредоточься на конкретном тексте; не забывай про переходы от абзаца к абзацу: «ещё одним примером… можно считать», «доказать верность тезиса позволяет следующий эпизод…», «приведу аргумент, подтверждающий мою точку зрения…», «проанализировав содержание фрагмента, я пришёл/пришла к выводу…»; цитируй исходник или указывай конкретные номера предложений, в которых иллюстрируется тезис; не используй фразы типа «автор поднимает вопрос» (он ставит его или задаёт, а поднимают или затрагивают обычно проблему); «ей всё равно на него» (она равнодушна к нему); «имеет большую роль» или «играет важное значение» (верно: «играет роль», «имеет значение»). Лучший опыт — это практика. Рекомендации полезны, но тренажёры куда важнее.
Сочные помидорки
Неньютоновская жидкость
Отчего синичка развеселилась
Новый снимок Юпитера
Рисуем осенние листья