Исследования обоснованы тем, что культура народностей коми, а именно народные танцы мало изучена. Также недавно отмечалось 100-летие Республики Коми. Исследовательская работа призвана сохранить творческое наследие коми народа, приобщить учащихся к богатству танцевального и музыкального коми народного творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по краеведению | 21.87 КБ |
Республиканская заочная олимпиада по школьному краеведению - 2023
Секция: «Культурное наследие Коми края»
тема: «Коми народные танцы»
Подготовил: Веремчук Владимир Евгеньевич,
учащийся 9 «В» класса МБОУ «СОШ № 5» г. Усинска
адрес: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Возейская, д. 9а
домашний адрес: 169711, Республика Коми, г. Усинск,
ул. Строителей, д. 5, кв. 52,
контактный телефон: 89129592814,
e-mail: VeremchukVV@yandex.ru
Руководитель: Канева Нина Борисовна
учитель географии МБОУ «СОШ № 5» г. Усинска,
адрес: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Возейская, д. 9а,
контактный телефон: 89121255122,
e-mail: nin-kanev @yandex.ru
Цели и задачи исследования:
- изучить самобытность коми народных танцев и плясок;
- познакомить школьников с разновидностями танцев коми народа.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что культура народностей коми, а именно народные танцы мало изучена. Также в этом году отмечается 100-летие Республики Коми. Исследовательская работа призвана сохранить творческое наследие коми народа, приобщить учащихся к богатству танцевального и музыкального коми народного творчества.
Предмет исследования: хореографическое искусство коренного населения Республики Коми.
Место проведения исследования:
- МБУК «Усинский дворец культуры;
- МБУДО «Детская школа искусств» г. Усинска.
Сроки проведения исследования:
Начало проведения исследования: январь 2021 г. Окончание проведения исследования: октябрь 2021 г.
Описание методов проведения исследования.
При проведении данного исследования я использовал метод наблюдения, который заключался в целенаправленном восприятии элементов танца различных направленностей. Данный метод выбран мной в связи с тем, что именно только в процессе наблюдения можно получить необходимую для исследования информацию.
Также я провел анализ музыкального текста. Данный метод позволил мне получить информацию через нотную грамоту о темпах музыкальных произведений, о видах музыкальных произведений (народная песня, инструментальная композиция, танцы и пр.), о ритмичности музыкальных произведений (влияет на ритм жестов в танце) и т.д. Данный метод способствует пониманию смысла танцевальных композиций, выражению той или иной идее, а также восприятию и осмыслению танцев.
С помощью исторического метода исследования мною проведен анализ исторических данных и фактов, которые были систематизированы. В ходе применения данного метода я осуществил сбор информации по теме из книг, журналов, газет, сети интернет.
На основе методов изучения и обобщения я смог произвести логическое исследование собранных фактов, выработать понятия и суждения, сделать умозаключения и теоретическое обощение.
Помимо прочего, я использовал метод сравнения, который заключался в сопоставлении танцевальных культур двух народностей. Этот метод позволил мне выявить общие черты и отличия между ними. Сравнение я проводил по нескольким критериям.
Анализ полученных результатов.
В ходе изучения данной темы я провел сравнительный анализ коми и русского народных танцев. В результате данного анализа я выявил следующие различия в хореографическом искусстве:
Наименование | Русский народный танец | Коми народный танец |
Хороводы | Преимущественно хороводы водят летом. Участники держатся за руки, платок, венок, плечо, пояс. | Коми хороводы водят круглогодично. Наиболее распространены зимой во время рождественских Святок. Женатые и замужние не могут участвовать и наблюдать за танцем. Участникам не обязательно держаться друг за друга, допускается простое движение по кругу друг за другом. |
Пляски | У исполнителей русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счёт импровизация исполнителя. Отличается более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. | Групповое исполнение. У исполнителей коми плясок движения повторяются бесчисленное количество раз. Манера танца размеренная, несуетливая, с нарастающим проявлением темперамента. Главная роль в танце отведена женщинам. Движения исполнителей обусловлены определенными фигурами. |
Кадриль | Можно плясать и в праздничном костюме и в будничном. Парное исполнение четным количеством исполнителей. Каждая фигура отделяется от другой паузами – остановками, как в музыке так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. | Обязателен нарядный костюм. Как правило, исполняют танец 8 человек. Все фигуры следуют одна за другой без пауз и остановок. |
Коми не водят хороводы в привычном нам понимании, они играют поочередными кругами, разыгрывая содержание большого хоровода, вовлекая всех присутствующих в круг пляшущих.
Несмотря на особенности, связанные с национальными традициями, между танцами русского народа и народа коми имеется немало сходств.
Русский народный танец также как и коми танец тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.).
Русский народный танец также неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.
По аналогии с коми танцем в основе русского народного танца лежат три направления: хоровод, пляска и кадриль.
Также имеется много общего в народных костюмах. И русские народные танцы аналогично имеют музыкальное сопровождение народными инструментами: балалайкой, гармошкой, гуслями и пр.
Выводы:
По результатам моих исследований можно сделать вывод о том, что подготовленная мной конференция будет очень полезной и развивающей для учеников, так как можно лучше узнать свою «малую» Родину, ее историю, культуру.
На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что и в настоящее время традиционные танцы всех жанров народов коми широко распространены и исполняются с большим мастерством всеми возрастными группами.
В настоящее время в народных танцах ярко проявляются главные черты национального характера коми-зырян, их обычаи, нравы, традиции. Отношения между танцующими в разных танцах строго регламентированы и часто зависят от нравственных понятий, принятых в народе, от жизненных обстоятельств: общественного положения, возраста танцующих и многого другого.
Ярким выражением художественно-исторической памяти нации является танцевальная культура народов Коми, которая отражает жизненный опыт народа. По результатам проведённых исследований мы можем сделать вывод, что на данный момент процесс сохранения традиционной танцевальной культуры народа Коми находится в упадническом состоянии и достаточно на низком уровне. Знакомство с танцевальной культурой народов Коми и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение традиций и богатств танцевальной культуры Коми, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.
Список использованных источников:
- Скляр И.Г., Чисталев И.П. «Коми народные танцы». Учебно-издательская литература. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1990. – 448 с.
- «Коми молодежная кадриль». Министерство культуры Коми АССР, Республиканский дом народного творчества. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1958.
- Собрание традиций танцевальной культуры народов коми на примере ансамбля «Асъя кыа».
- Интернет-ресурс: Свободная энциклопедия «Википедия»;
- Интернет-портал «Культура.РФ»;
- Интернет-ресурс: Информационное агентство «Комиинформ».
Зимний лес в вашем доме
Сказки пластилинового ослика
Три коробки с орехами
Самый главный и трудный вопрос
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка