Крылатые слова являются помощниками образной и выразительной литературной речи. Несомненно, крылатые слова и выражения, используемые в нашей речи, являются Золотым фондом русской фразеологии.
К сожалению, современная молодёжь редко использует крылатые выражения. Это истощает речь молодого поколения. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей учащиеся перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Уже мало кто из нас может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать. Чаще всего крылатые слова не употребляются, потому что неизвестно значение того или иного выражения. Незнание значения крылатых слов возникает из-за нежелания молодого поколения знакомиться с русской классикой, мифологией.
Внимание исследователей к данным единицам языка неудивительно: крылатые выражения выступают показателем как принадлежности к определенной социальной группе, так и средством национально-культурной идентификации.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_poiskah_krylatyh_vyrazheniy.docx | 51.87 КБ |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.Название проекта: "В поисках крылатых выражений"
2.Руководитель проекта: Кочнева Е.Ю., Серкова А.Н.
3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: русский язык и литература
4.Учебные дисциплины , близкие к теме проекта: русский язык, литература , история, обществознания.
5.Возраст учащихся , на который рассчитан проект: 11- 14 лет
6.Состав проектной группы : Сайфульмулюков Руслан Гаттарович
7.Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, долгосрочный
8.Цель проекта: прививать любовь и уважение к русскому языку и литературе, обогащать словарный запас, используя крылатые слова и выражения.
9.Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- определить собственную позицию при раскрытии темы.
10. Объект исследования: крылатые слова и выражения.
11. Предмет исследования: употребление крылатых выражений учащимися школы, среди 5-7 классов.
12.Гипотеза: крылатые слова обогащают речь человека красочными, яркими оборотами, украшают ее, делая выразительной, образной, меткой.
13.Актуальность: изучая, зная смысл крылатых слов, мы не только украшаем и обогащаем свою речь, но можем воздействовать на собеседника, умело употребляя эти выражения в повседневной жизни.
14.Теоретическая значимость работы: изученные материалы расширяют и углубляют наши исторические знания, которыми мы можем поделиться с другими учащимися.
15.Практическая значимость:
- получения опыта в поисках нужной информации из различных источников;
- приобщение к историческому наследию и культуре;
- использование данной информации на уроках истории, обществознания, литературы;
- приобретение коммуникативных навыков.
16. Продукт проекта: виртуальная выставка рисунков "Крылатые Крыловские выражения".
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащегося | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. | Обсуждает тему проекта с учителем и получает при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащегося. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой ученика. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей). | Формирует задачи проекта. Вырабатывает план действий. Выбирает и обосновывает свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой обучающегося. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. | Поэтапно выполняет задачи проекта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающегося. |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов. | Выполняет исследование и работает над проектом, анализируя информацию. Оформляет проект. | Наблюдает, советует (по просьбе обучающегося). |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. | Представляет проект, участвует в его самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия обучающегося, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. |
Аннотация
Крылатые слова являются помощниками образной и выразительной литературной речи. Несомненно, крылатые слова и выражения, используемые в нашей речи, являются Золотым фондом русской фразеологии.
К сожалению, современная молодёжь редко использует крылатые выражения. Это истощает речь молодого поколения. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей учащиеся перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Уже мало кто из нас может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать. Чаще всего крылатые слова не употребляются, потому что неизвестно значение того или иного выражения. Незнание значения крылатых слов возникает из-за нежелания молодого поколения знакомиться с русской классикой, мифологией.
Внимание исследователей к данным единицам языка неудивительно: крылатые выражения выступают показателем как принадлежности к определенной социальной группе, так и средством национально-культурной идентификации.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
казенное общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Исследовательский проект по русскому языку и литературе
"В поисках крылатых выражений"
Автор работы:
Сайфульмулюков Руслан,
обучающийся 7б класса
Руководители:
Кочнева Е.Ю., учитель русского языка и литературы,
Серкова А.Н., учитель-логопед.
Урай 2021
Содержание
1. Введение……………………………………………………………….3-5
2. Основная часть
2.1. Что такое «крылатые слова»?........................................................5-6
2.2. Происхождение крылатых выражений…………………………….6-7
2.3. Крылатые выражения Древности………………………………......7-8
2.4. Крылатые слова русского происхождения…………………………8
2.5. Крылатые выражения из литературных произведений……………9
2.6. Крылатые выражения современного телевидения…………………9
2.7. Крылатые выражения рекламы и Интернета………………………10
2.8.Крылатые фразы, возникшие в быту………………………………...10
2.9. Группы крылатых фраз, характеризующие человека…………….10-11
3. Практическая часть……………………………………………………11-13
4. Заключение……………………………………………………………..13
5. Список использованной литературы………………………………14
6.Список использованных источников информации………………..14
7. Приложения…………………………………………………………...15
Введение
Тема моего исследования «В поисках крылатых выражений ». Я выбрал именно эту тему, потому что хочу показать, как важно употребление крылатых фраз в нашей речи, как данные выражения обогащают нашу речь и делают её яркой, образной, красочной. Крылатые слова являются помощниками образной и выразительной литературной речи. Несомненно, крылатые слова и выражения, используемые в нашей речи, являются Золотым фондом русской фразеологии.
К сожалению, современная молодёжь редко использует крылатые выражения. Это истощает речь молодого поколения. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей учащиеся перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Уже мало кто из нас может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать. Чаще всего крылатые слова не употребляются, потому что неизвестно значение того или иного выражения. Незнание значения крылатых слов возникает из-за нежелания молодого поколения знакомиться с русской классикой, мифологией. Издревле человечество собирало мудрые изречения, афоризмы или просто меткие выражения, помогающие осмыслить действительность и приобрести необходимый опыт. Сегодня мы нередко обозначаем то или иное явление короткой фразой, которая делает пространное описание ненужным, ведь из контекста этого самого выражения, названного "крылатым", наш собеседник без проблем понимает, о чем идет речь. Внимание исследователей к данным единицам языка неудивительно: крылатые выражения выступают показателем как принадлежности к определенной социальной группе, так и средством национально-культурной идентификации.
Актуальность работы обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью крылатых выражений русского языка. Во-вторых, использование крылатых выражений делает нашу речь богатой, сочной и выразительной, придавая ей не только смысловую, но еще и эстетическую нагрузку.
Поэтому я считаю, что мне и моим сверстникам просто необходимо включать в речь подобные слова и сочетания.
Цель: обогащение словарного запаса, используя крылатые слова и выражения.
Задачи исследования:
Объект исследования: крылатые слова и выражения.
Предмет исследования: употребление крылатых выражений учащимися школы, среди 5-7 классов.
Гипотеза: крылатые слова обогащают речь человека красочными, яркими оборотами, украшают ее, делая выразительной, образной, меткой.
Актуальность: изучая, зная смысл крылатых слов, мы не только украшаем и обогащаем свою речь, но можем воздействовать на собеседника, умело употребляя эти выражения в повседневной жизни.
Теоретическая значимость работы:
Изученные материалы расширяют и углубляют наши исторические знания, которыми мы можем поделиться с другими учащимися.
Практическая значимость:
1. Получения опыта в поисках нужной информации из различных источников;
2. Приобщение к историческому наследию и культуре;
3. Использование данной информации на уроках истории, обществознания, литературы;
4. Приобретение коммуникативных навыков.
При подготовке мною были использованы следующие методы:
В сборе материала о крылатых выражениях я обращался за помощью к учителям, родителям, беседовал с одноклассниками. Кроме того многие сведения брал из литературных произведений, интернет – ресурсов.
Основная часть.
2.1. Что такое «крылатые слова»
Изучая историю, просматривая фильмы или читая художественную литературу, мы часто сталкиваемся с крылатыми выражениями, но мы не задумываемся о том, что это мудрость поколений. Под крылатыми выражениями понимаются лаконичные формулировки, отражающие или суммирующие опыт в различных сферах деятельности и устойчиво используемые в литературной и разговорной речи.
Крылатые слова (калька с немецкого GeflügelteWorte) — устойчивые фразеологизмы образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности.
Изучив теоретический вопрос о значении и признаках фразеологизмов и «крылатых выражений», мы узнали, что среди ученых нет четкого мнения – относить ли «крылатые выражения» к фразеологизмам, так как они лишены основных фразеологических признаков. Но, по мнению ученого - лингвиста Н.М. Шанского, крылатые выражения входят в состав так называемых «фразеологических выражений».
Повседневная речь не включает весь арсенал выразительных средств, имеющихся в русском языке, что сказывается на её качестве. Необходимо правильное применение этих художественных средств, так как их неуместное или неправильное использование делает речь не только скудной, но и стилистически неграмотной. С их помощью можно описать и охарактеризовать человека или какую-то ситуацию и выразить свое отношение к ней. Речь человека, который правильно использует в своем лексиконе крылатые слова, всегда будет богатой и точной. Многие из используемых в быту крылатых фраз и выражений пришли к нам из литературы, популярных кинофильмов прошлых лет и современности, но некоторые имеют глубокие корни, которые уходят в давние времена. О значении многих слов мы давно уже позабыли и при употреблении совсем не задумываемся о том, какой реальный смысл стоит за этими всеми привычными устойчивыми фразами.
Почему какое-то выражение становится вдруг крылатым, его цитируют, оно прочно входит даже в разговорную речь? Все дело в том, что фраза имеет глубокий, часто скрытый смысл, и представляет собой игру слов или краткое содержание какой-то легенды. Крылатые выражения всегда очень емкие. Даже непонятно, как фраза из нескольких слов может содержать в себе столько смысла. Но именно смысл становится теми крыльями, на которых эти фразы разлетаются по свету и живут в языке на протяжении долгих лет и даже столетий. Все мы не раз слышали такие выражения, как «блудный сын», «дамоклов меч», «хочешь мира, готовься к войне», «знание – сила», «сизифов труд» и многие другие. Эти крылатые выражения имеют понятный смысл, так как употребляются часто, но есть и многие другие, услышав которые можно прийти в замешательство, столкнуться с непониманием.
2.2.Происхождение крылатых выражений.
Крылатые выражения уже давно стали известны во всем мире, притом не только в переводе на другие языки, но также - и даже преимущественно - в своей исходной форме.
Русский язык богат крылатыми выражениями. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Так как же и когда возникли крылатые выражения? Крылатые слова многообразны по своему происхождению. Одни из них возникли в отдаленные эпохи, другие — совсем недавно. Старинные поговорки и различные крылатые выражения мы используем в быту каждый день, порой даже не зная истории возникновения таких крылатых фраз. Значения многих этих фраз мы все знаем с детства и уместно пользуемся этими выражениями, они пришли к нам незаметно и упрочились в нашей культуре на века.
2.3.Крылатые выражения Древности
Я хотел бы рассказать о некоторых крылатых словах и выражениях, источником которых стали мифы древних греков. Впервые это название встречается у Гомера (легендарный древнегреческий поэт) в поэмах «Илиада» и «Одиссея», например: «Он крылатое слово промолвил», поэт называл слова «крылатыми» потому, что из уст говорящего они перелетали к уху слушающего.
Гомеровское выражение «крылатые слова» стало термином языковедения и стилистики. Этим термином обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических деятелей, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными. Вот несколько примеров таких изречений.
«В здоровом теле здоровый дух»
Выражение «В здоровом теле — здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».
«Кануть в Лету».
Лета – это река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. “Кануть в Лету” — быть забытым, бесследно исчезнуть.
«Панический страх».
Пан у древних греков - бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Пан может наслать такой страх, когда человек опрометью бросается бежать. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Отсюда "панический страх" - безотчетный, внезапный, неудержимый страх, охватывающий человека или многих людей, вызывающий смятение. Отсюда же возникло слово "паника".
2.4.Крылатые слова русского происхождения
Перенесёмся в более позднее время. Большинство крылатых выражений русского происхождения. Они связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, например: с чувством, с толком, с расстановкой.
«Душа нараспашку» - выражение пришло к нам из далекого прошлого. По древним народным представлениям, душа находится в верхней части груди, в ямочке между ключицами. Когда человек шел по улице в рубашке с открытой шеей или в распахнутой одежде, он шел - в буквальном смысле – с душой нараспашку. А выражение сохранилось. Но сегодня у этой фразы появилось и другое значение: человек с душой нараспашку - прямодушный и чистосердечный, иногда слишком откровенный с окружающими.
«Козёл отпущения»
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
2.5. Крылатые выражения из литературных произведений
Существуют меткие образные выражения, которые пришли в
нашу речь из литературных произведений: белены объелась, гадкий утенок, остаться у разбитого корыта, на деревню дедушке, мужичок с ноготок, принцесса на горошине, царевна Несмеяна, делать
из мухи слона.
Многие выражения из басен Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми. Мы часто употребляем их в устной речи. Вот примеры крылатых выражений: кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; как белка в колесе; да только воз и ныне там; медвежья услуга; мартышкин труд ; а Васька слушает да ест.
В произведениях А.С.Пушкина также есть фразы, которые стали крылатыми: с корабля на бал; пир во время чумы.
Из объяснений крылатых слов и примеров их употребления можно видеть, что многие вошедшие в литературную речь выражения получили новое, не присущее их источнику значение. Выражения, возникшие из библейских мифов, утратили свою культовую окраску, приобрели иной смысл, часто употребляются с иронией, шуточно.
2.6. Крылатые выражения современного телевидения
Крылатые выражения играют существенную роль в нашей жизни. Крылатые выражения направляют нас к какому-то действию. Известные метафоры в заголовках газет побуждают нас к их покупке, в политике – располагают нас отдать свой голос за определённого кандидата, реклама на телевидении использует их для продвижения товара, а черный пиар – придает с помощью их отрицательный имидж. Рассмотрим некоторые, часто встречающиеся крылатые фразы в настоящее время: поле чудес, кто хочет стать миллионером, жди меня, момент истины, пусть говорят.
2.7. Крылатые выражения рекламы и Интернета
Мегафон – будущее зависит от тебя! МТС – на шаг впереди! Билайн – живи на яркой стороне! Марс – все будет в шоколаде! Не тормози – сникерсни!
2.8.Крылатые фразы, возникшие в быту.
Нередко термин "крылатые слова" толкуется в более широком смысле: им обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту, из народных обычаев и верований, терминологии различных ремесел, старинного судопроизводства и т.д.
Сталкиваясь, например, с человеком, воплощающим необузданно-дикий произвол и вероломное хамство, мы с удовольствием нарекаем его Держимордой. В результате рождается победительная ситуация метафорического объяснения сущего, игровой «момент истины».
Но следует упомянуть, что в деловой документации, деловом и научном стиле речи употребление крылатых слов и выражений, по крайне мере, не уместно.
Существует немало фразеологических оборотов и крылатых слов, этимологическое значение которых говорящий должен знать. В самом деле, как можно употреблять в речи такие крылатые слова, не зная значения каждого входящего в них слова? «Крылатым» слово становится лишь после широкой гласности, когда людям хорошо известны условия его возникновения. Уместно употребляя крылатые слова и выражения, мы демонстрируем широкий кругозор и эрудицию.
2.9. Группы крылатых фраз, характеризующие человека.
Крылатые выражения подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;
2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».
Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы, балясы - «заниматься пустой болтовней»
2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».
Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что –либо.
2.Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2.Как осиновый лист дрожит, трясётся, обычно от волнения, страха.
Запас крылатых слов очень велик. Изучением крылатых фраз, выражений занимается наука Фразеология. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.
Таким образом, я узнал, как произошли крылатые выражения, но у меня возник новый вопрос: а какие крылатые выражения употребляют больше всего в настоящее время? Для этого я провел опрос.
Практическая часть
Мною проведено анкетирование учащихся 6-7 классов нашей школы на предмет использования крылатых выражений. В анкетировании участвовало 58 человек.
Результат опроса:
1. «Знаете ли вы, что такое крылатые выражения?»
Классы | Всего опрошенных | Да | Нет |
5 класс | 18 человек | 34 | 24 |
6 класс | 17 человек | ||
7 класс | 23 человек | ||
итого | 58 человек |
2.Знаете ли вы,что такое афоризмы?
Классы | Всего опрошенных | Да | Нет |
5 класс | 18 человек | 19 | 39 |
6 класс | 17 человек | ||
7 класс | 23 человек | ||
итого | 58 человек |
3.Закончите строчку:
Классы | Всего опрошенных | Справились | Не справились |
5 класс | 18 человек | 17 | 41 |
6 класс | 17 человек | ||
7 класс | 23 человек | ||
итого | 58 человек |
4.Употребляете ли вы подобные выражения в своей речи?
Классы | Всего опрошенных | Да | Нет |
5 класс | 18 человек | 18 | 40 |
6 класс | 17 человек | ||
7 класс | 23 человек | ||
итого | 58 человек |
Вывод: изучив литературу по данной проблеме и проведя опрос среди школьников, я пришёл к такому выводу, что обучающиеся не всегда понимают смысл крылатых выражений, поэтому в своей речи они используют их крайне редко. Школьникам следовало бы внимательнее относиться к их изучению и стараться сделать их частью своей речи.
Заключение
В ходе подготовки проекта мы выяснили, что крылатые выражения:
- учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт, развивают литературный вкус и логическое мышление;
- они обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной;
- крылатые слова чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях, воспитывают интерес и
любовь к творчеству народа.
Приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Список использованной литературы:
1. Берков В. П. Большой словарь крылатых слов русского языка: 4000 единиц. - М.:Русские словари, АСТ, Астрель,2000. - 624с.
2. Васильев В. За словом в "карман"/ Валерий Васильев // Мир ПК. - 2004. - N 10. - С. 110-111
3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб.пособие для вузов / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 544с. - Библиогр.: с.497-500.
4 Граник Г.Г, Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. «Речь, язык и секреты пунктуации», Москва, «Просвещение» , 1995 г.
5.Жуков В.П. , Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение», 2003г.
Список использованных источников информации
1. http://allrefs.ru/prosmotr/19541-18130.htm - Источники крылатых выражений.
2. http://phrase.woweb.ru/fun/c/421/f/0/p/4 -Особенности крылатых слов и выражений.
3. http://max.az/c1360.html - Фразеологизмы. История возникновения.
Приложение1
Анкета
1. Знаете ли вы, что такое крылатые выражения?
2. Знаете ли вы, что такое афоризмы?
3. Закончите строчку:
4. Употребляете ли вы подобные выражения в своей речи?
Попробуем на вкус солёность моря?
Весёлая кукушка
Притча о гвоздях
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Растрёпанный воробей