Практико-ориентированный проект об использовании металлов и сплавов в настоящее время в авиастроении
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Использование металлов и сплавов в авиастроении" | 27.48 КБ |
ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ и ИССЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ-2023
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п.Советский»
Искитимского района
Секция - Естественные науки, предмет - Химия
Тип проекта – практико-ориентированный
ПРОЕКТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ В АВИАСТРОЕНИИ
Выполнил: Ильяшик Никита, уч-ся 9 «А» класса
Руководитель: Павленко Ю.Ю.
Оглавление:
Введение ……………………………………………………………………… 3
Основная часть …………………………………………………………….…. 4
* Алюминий в авиастроении ………..…..…………………………………... 4
* Магниевые сплавы …………………………………………..…..………… 5
* Титан в авиастроении ……………………………………………. ……..…..6
Заключение ………………………………………………………...………….. 7
Источники информации ………… …………………………………..……… 8
Приложения ………………………………………………….……………...... 9
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется авиастроению. Воздушные суда, как гражданские, так и военные, представляют собой технику наивысшей степени развития инженерии, химии, компьютерных технологий и многих других наук. Обучаясь в школе, мы лишь поверхностно затрагиваем тему авиа-, машино-, судо-строения, хотя эти темы очень актуальны для обучающихся и способствуют возникновению не только мотивации к изучению этих предметов, но и выбору своей будущей профессии.
Актуальность.
В настоящее время при изучении химии в 8 и 9 классах мы сталкиваемся с проблемой взаимосвязи науки и практики, а именно применение различных химических веществ на производстве. Меня очень интересует тема авиастроения, поэтому я задал себе вопрос: каким образом используются металлы и сплавы на их основе в авиастроении, ведь авиационная техника должна обладать определенными , очень жесткими характеристиками. Эта работа помогла мне ответить на мой вопрос
Цель:
Задачи:
1. Рассмотреть металлы, входящие в состав сплавов, которые применяются в авиастроении.
2. Рассмотреть свойства сплавов, которые используются при производстве авиатехники.
3. Наглядно представить полученную информацию с целью ее использования на уроках химии.
Основная часть проекта
Алюминий в авиастроении.
На авиационный алюминий приходится около 75-80% общей массы современного самолета. Обладает высокой пластичностью и хорошей коррозионной стойкостью. Из алюминиевых сплавов изготавливают кованые и штампованные детали сложной формы. Самыми распространенными легирующими элементами в составе алюминиевых сплавов являются: медь, магний, марганец, кремний и цинк. Реже — цирконий, литий, бериллий, титан.
Литейный сплав может содержать кальций, цинк, железо, кремний, цирконий, а также хром и титан. В основном алюминиевые сплавы можно разделить на две основные группы: литейные сплавы и деформируемые (конструкционные). В свою очередь, конструкционные сплавы подразделяются на термически обработанные и термически необработанные. Большая часть производимых сплавов относится к деформируемым, которые предназначены для последующей ковки и штамповки [1]. К деформируемым алюминиевым сплавам относится большое количество разных марок сплавов, самым известным из которых является дюралюминий (дюралюмин), в состав которого входит алюминий, медь, магний и марганец. Al – плотность 2,7 г/см³, так же он обладает повышенной пластичностью. Cu – легирующий элемент сплава (прочность),плотность 8,92 г/см³. Mg – плотность 1,738 г/см³,основной легирующий элемент (придает прочность, коррозионную стойкость и жаропрочность сплаву). Mn – до 0,5% (упрочняет сталь, делает её твёрдой и сопротивляющейся износу и ударам ). Деформируемые алюминиевые сплавы легко подвергается механической обработке и формовке без образования дефектов. Используется очень широко (Приложение 1). Литейные сплавы, как правило, имеют достаточно высокую прочность и хорошую обрабатываемость. Типичные сплавы этой системы — сплавы В95 относятся к высокопрочным алюминиевым сплавам. Эффект высокого упрочнения обусловлен высокой растворимостью цинка (до 70 %) и магния (до 17,4 %) при температуре плавления сплава, но растворимость резко уменьшается при охлаждении. Существенным недостатком этих сплавов является крайне низкая коррозионная стойкость под воздействием механического напряжения [2]. Сплав В95 также широко используются в авиастроении (Приложение 2).
Магниевые сплавы.
Сплавы на основе магния - наиболее лёгкие металлические конструкционные материалы. Разработаны на основе систем Mg – Ме (металл); содержат в основном легирующие добавки Al, Zn, Mn, Li, Zr, а также редкоземельные металлы, Ag, Cd, Be и др. Общее количество добавок в магниевом сплаве может достигать 10–14% по массе. В магниевом сплаве вредными примесями являются Ni, Fe, Si и Cu, которые снижают их коррозионную стойкость [3]. Различают магниевые сплавы высокопрочные (прочность литейных сплавов до 300 МПа, деформируемых до 380 МПа), жаропрочные (применяемые для длительной эксплуатации при температурах до 250–300 °C), ультралёгкие (легированные литием, с повышенной коррозионной стойкостью (литейные на основе магния–алюминия–цинка–марганца). К недостаткам магниевых сплавов относятся опасность воспламенения при длительном воздействии температуры (свыше 300 °C для стружки и свыше 450 °C для изделий из магниевых сплавов) и пониженная коррозионная стойкость. В авиационной технике магниевые сплавы служат материалом для деталей крыла, колёс и систем управления [4]. Литейные магниевые сплавы используются для отливки различных изделий (Приложение 3). Для предотвращения горения при плавке или литье используются специальные флюсы и присадки. Флюсы - это неорганические вещества которые применяются что бы снизить температуру иного вещества. Деформируемые магниевые сплавы используются для производства полуфабрикатов прессованием, прокаткой, ковкой и штамповкой [5]. Это колёса и вилки шасси, двери кабин, детали планёра самолёта, различные рычаги, насосы, коробки передач и др. (Приложение 4)
Титан в авиастроении.
Титан — лёгкий серебристо-белый металл. Плотность титана составляет 4,54 г/см³. Титан сам по себе является прочным и легким металлом. Он прочнее обычных низкоуглеродистых сталей, но на 45% легче. Он также в два раза прочнее слабых алюминиевых сплавов, но всего на 60% тяжелее. Титан и его сплавы используются в самолетах, ракетных комплексах, где важны прочность, малый вес и устойчивость к высоким температурам. В авиастроении титановые сплавы используются для производства двигателей, шасси и других частей самолета [6].
Сплавы обладают очень высокой прочностью на растяжение и вязкостью (даже при экстремальных температурах). Они легки по весу, обладают исключительной коррозионной стойкостью и способностью выдерживать экстремальные температуры. Титановые сплавы обычно подразделяются на две основные категории:
Многие сплавы также содержат титан в качестве второстепенной добавки, но поскольку сплавы обычно классифицируются в зависимости от того, какой элемент составляет большую часть материала, они обычно не считаются "титановыми сплавами" как таковыми [8].
Заключение.
Свойства металлов и их сплавов играют очень важную роль в авиастроении. Основными являются три элемента: на основе алюминия, магния и титана изготавливаются все ныне известные авиационные сплавы. Роль этих сплавов велика, так каждая добавка какого-либо определенного металла придает изделию свои характеристики, что в свою очередь придает деталям и составляющим частям авиационной техники важные свойства.
Всё это можно визуально и комплексно увидеть на моем стендовом докладе (Приложение 8).
Источники информации
Акварель + трафарет = ?
Сказка об одной Тайне
Смекалка против Змея-Горыныча
Пейзаж
Весёлая кукушка