Изучение органов дыхательной системы
Вложение | Размер |
---|---|
artem_proekt_dyhatelnaya_sistema.docx | 46.44 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1 Теоретическая часть……………………………………………....5
Глава 2 Практическая часть…………………………………………...…14
2.1 Составление анкеты………………………………………………………14
2.2 Проведение анкетирования ……………………………………………...16
2.3 Анализ ответов респондентов …………………………………………...17
2.4 Создание макета «Дыхательной системы человека»……………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………..
Приложение……………………………………………………………………...
Введение
Дыхательная система - это система органов, которые обеспечивают газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание - основная жизненная функция организма, включающая поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с выделением энергии и удаление из организма углекислого газа.
Кроме того, дыхательная система — это еще и человеческая речь, и улавливание различных запахов, и теплообмен.
Однозначно дыхание составляет главную роль в жизни человека, без него человечество не могло бы существовать. Люди могут прожить без еды и воды какое-то время, но без воздуха лишь несколько секунд. Каждое мгновение нашей жизни сопровождается вдохом или выдохом, начиная с момента рождения и до конца наших дней.
Цель: изучить первичные представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека; понять принцип работы дыхательной системы; создать своими руками из подручных материалов макет дыхательной системы человека.
Задачи:
Объект исследования: дыхательная система.
Предмет исследования: изучение строения, функций и заболеваний дыхательной системы.
Актуальность:
Дыхательная система обеспечивает один из важнейших процессов в организме человека – дыхание, благодаря ему происходит газообмен между организмом и окружающей средой.
Дыхание — основа жизнедеятельности человека!
Заболевания органов дыхания являются наиболее распространёнными в современной медицине. Ими страдают все возрастные категории людей практически круглый год.
Знания о строении и работе органов дыхания необходимы для выявления и предотвращения заболеваний органов дыхательной системы.
Гипотеза:
Полученные знания дадут возможность выявить риски некоторых заболеваний органов дыхательной системы, что поможет вовремя принять меры для предотвращения заболевания, а в случае его проявления- быстро диагностировать, что тоже немаловажно.
В итоге, данные знания могут сохранить жизнь и здоровье человека.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Организм - целостная система
Организм — это целостная биологическая система, обладающая свойствами, присущими живым объектам.
Называя организм системой, мы подразумеваем, что он состоит из множества компонентов. Компонентами большинства многоклеточных организмов являются клетки и межклеточное вещество, которые образуют ткани, те в свою очередь органы и системы органов.
Клетка — это элементарная, структурно-функциональная единица всего живого. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям.
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, которые имеют сходную структуру и выполняют определенные функции в организме.
Орган – это часть многоклеточного организма, сформированного несколькими тканями и выполняющая определенную функцию.
Система органов – группа органов, выполняющая общую функцию.
Существуют следующие системы органов: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, сердечно-сосудистая, половая, эндокринная, нервная.
Согласованность работы всех органов и систем органов осуществляется с помощью нервной системы. Таким образом, все компоненты объединены в единый целостный механизм, работают слаженно, обеспечивая полезный результат для организма в целом. Сбой в работе одной из систем органов может пагубно отразиться на работе другой и даже привести к гибели организма.
Как было уже сказано, дыхательная система - это компонент живого организма. Соответственно от данной системы зависит слаженная работа всего живого организма. А правильная работа дыхательной системы – это залог здоровья всего организма.
1.2 Эволюция дыхательной системы
Дыхательная система - совокупность органов для газообмена между окружающей средой и организмом.
При помощи данной системы происходит поглощение кислорода из окружающей среды и выделение углекислого газа обратно.
Дыхательная система человека включает в себя следующие органы:
Такая высокоорганизованная система органов дыхания развилась в ходе эволюции.
У низших беспозвоночных животных (простейшие, кишечнополостные, круглые и плоские черви) специальные органы дыхания отсутствуют. Газообмен осуществляется через всю поверхность тела, то есть диффузно. Впервые зачатки органов дыхания появляются у морских кольчатых червей.
У них на спинных ветвях параподий располагаются кожные выросты- перистые жабры. Кроме того, газообмен происходит через богатую кровеносными сосудами кожу. Органом дыхания ракообразных являются жабры.
Паукообразные имеют трахеи и легочные мешки. У насекомых дыхание осуществляется при помощи трахей. Трахеи открываются на брюшке отверстиями - дыхальцами. У водных моллюсков органы дыхания- пластичные пористые жабры, у наземных видов- мантийная полость превратилась в легкие. Дыхательная система хордовых животных еще продвинулась вперед. Она по происхождению связана с кишечником, то есть с энтодермой.
Наиболее примитивная дыхательная система у ланцетника. Она имеет жаберные щели в глотке. Щели скрыты под кожей и открываются в особую околожаберную полость с частой сменой воды. Но главным образом, газообмен осуществляется через поверхность тела.
Настоящие жабры появляются у рыб. Они состоят из жаберных дуг, жаберных тычинок и жаберных лепестков, пронизанных множеством мельчайших кровеносных сосудов. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость и выходит через жаберные лепестки наружу, омывая их. Кроме того, у рыб есть добавочный орган дыхания- плавательный пузырь, позволяющий использовать им кислород воздуха. Он богат кровеносными сосудами.
У большинства амфибий органами дыхания являются- парные мешковидные легкие с тонкими ячеистыми стенками. Из-за отсутствия грудной клетки и диафрагмы дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости. Так как легкие имеют малую дыхательную поверхность, газообмен большей частью происходит через кожные покровы.
У рептилий легкие уже мелкоячеистые, содержат многочисленные ячеистые перекладины, обладают большой дыхательной поверхностью. В связи с окончательным выходом пресмыкающихся на сушу у них происходит раздел дыхательной системы на верхние и нижние дыхательные пути.
Появляется носовая полость, гортань, трахея, бронхи. Процесс дыхания осуществляется за счет сокращения межреберных мышц, приводящих в движение грудную клетку.
У птиц легкие имеют плотную губчатую структуру, пронизанную разветвлениями бронхов. Кроме того, они дополняются в качестве резервуара для воздуха тонкостенными воздушными мешками, расположенными между органами, между мышцами и в полостях костей.
Наибольшего совершенства и сложности достигли органы млекопитающих. Трахея млекопитающих делится на бронхи, которые ветвятся на бронхи второго, третьего и четвертого порядка и до самых мелких – бронхиол, на разветвлении которых находятся альвеолы- легочные пузырьки, имеющие в сумме большую поверхность, в них и происходит газообмен.
Дыхательные пути млекопитающих выстланы мерцательным эпителием и полностью отделены от пищеварительной системы. В процессе дыхания большую роль играет диафрагма.
Таким образом, в процессе эволюции произошло отделение дыхательных путей от пищеварительных трубок, увеличение поверхности газообмена, усовершенствовался механизм дыхания: появилась грудная клетка, дыхательная мускулатура, расширились выполняемые функции: воздух очищается, согревается, увлажняется; происходит звукообразование и терморегуляция.
1.3 Строение дыхательной системы
Система органов дыхания человека состоит из воздухоносных путей и легких. Воздухоносные пути - система полостей, по которым воздух перемещается из внешней среды в легкие.
В самих воздухоносных путях газообмена не происходит: он идет только в легких. В свою очередь их можно разделить на верхние пути и нижние. К верхним воздухоносным путям относят: носовую полость, носоглотку; к нижним – гортань, трахея и бронхи.
Нос. Носовая полость.
Нос - это орган обоняния; часть дыхательной системы человека. Различают наружный нос и полость носа. Скелет носа образуют кости и хрящи. Он является начальным отделом дыхательной системы. В полость носа ведут два входных отверстия — ноздри, а посредство двух задних отверстий — хоан, он сообщается с носоглоткой. Внутри полость носа выстлана слизистой оболочкой.
Она содержит мерцательный (реснитчатый) эпителий и большое количество слизистых желёз и кровеносных сосудов.
Глотка. Она расположена немного ниже носовой полости и тоже выстлана слизистой оболочкой, состоящей из клеток, которые вырабатывают слизь и имеют волосовидные выступы- реснички.
Гортань - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Стенка гортани образована хрящами: спереди - надгортанник, щитовидный и перстневидный хрящи, сзади располагаются 3 пары хрящей: черпаловидные, рожковидные и клиновидные.
В гортани находятся голосовые связки, а между ними голосовая щель. Мышцы гортани, сокращаясь, меняют положение хрящей, в результате меняется положение голосовых связок и ширина голосовой щели.
Надгортанник может менять свое положение. Во время глотания пищи надгортанник закрывает вход в гортань. Стенки гортани покрыты ресничками и содержат слизистые железы.
Трахея - дыхательное горло, продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 15-20см, состоит из 16-20 хрящевых полуколец. Внутренняя поверхность трахеи покрыта слизистой оболочкой и содержит мерцательный эпителий.
Бронхи
Трахея делится на два главных бронха – левый и правый. Анатомически правый бронх короче и шире левого. Стенка бронхов содержит хрящевые кольца, которые не дают бронхам спадаться. От главных бронхов отходят вторичные бронхи, которые в свою очередь делятся на всё более мелкие ветви, образуя так называемое бронхиальное дерево. Ветвятся бронхи много раз. Бронхи заканчиваются конечными бронхиолами, стенки которых лишены хрящей.
Легкие – это парный орган конусовидной формы, который расположен в грудной полости. Легкие состоят из долей. Правое лёгкое состоит из 3, а левое из 2 долей.
Скелет лёгкого образуют разветвляющиеся бронхи. С внутренней (сердечной) поверхности в лёгких имеется углубление — ворота лёгких. Легочная ткань состоит из пузырьков - альвеол, в которых происходит жизненно важный процесс - газообмен между кровью и атмосферным воздухом.
Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальной ткани и оплетены густой сетью кровеносных капилляров. Всего в легких насчитывается около 300 млн. альвеол, а их общая поверхность достигает 140 м2..
Таким образом, дыхательная поверхность легких превышает поверхность тела примерно в 75 раз.
Снаружи легкие покрыты двумя слоями плевры (легочной и пристеночной). Между этими слоями образуется щель – плевральная полость, которая заполнена плевральной жидкостью.
1.4 Функции и значение органов дыхания
Дыхательная система - это комплекс органов, ответственных за обмен газов между организмом и окружающей средой. К ним относятся: носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие. Их основная функция поставлять кислород в кровь и удалять углекислый газ.
Воздух попадает в носовую полость через ноздри. Эпителий носовой полости выделяет слизь, которая склеивает пылинки и уничтожает болезнетворные микроорганизмы.
Слизистая оболочка полости носы выстлана мерцательным эпителием. Его реснички удаляют частицы пыли вместе со слизью. Слизистая хорошо снабжена кровью, что способствует согреванию и увлажнению воздуха. Кроме того, в носовой полости находятся обонятельные рецепторы. Стенка носовой полости должна быть в меру увлажнена.
Если нос будет слишком сухим или влажным, взаимодействие с рецепторами не произойдет. Таким образом, в носовой полости происходит согревание (охлаждение) воздуха, его очищение от пыли, увлажнение, обеззараживание, восприятие запахов. Кроме того, в носовой полости происходят защитные рефлексы- чихание и кашель.
Далее воздух попадает в гортань. Она участвует в процессе дыхания и образования голоса. В гортани находятся голосовые связки, а между ними голосовая щель. Звук возникает в результате колебания голосовых связок.
Расположенный над входом в гортань надгортанник выполняет защитную функцию, прикрывая вход в гортань во время глотания пищи. Кроме того, гортань участвует в защитных рефлексах кашля и чихания.
Далее воздух поступает в трахею.
Основная ее функция - это проведение воздуха в бронхи. Одновременно здесь воздух увлажняется, согревается и обеззараживается.
Трахея делится на два бронха. Бронхи позволяют воздуху проходить от трахеи к альвеолам, а затем проделывать обратный путь. Кроме того они очищают потоки воздуха от различных примесей и выводят их из организма посредством специальных ресничек эпителиальных клеток.
В альвеолах (легочных пузырьках), из которых состоят легкие, происходит газообмен- обогащение крови кислородом и удаление из него углекислого газа. Кроме того, легкие принимают участие в водно-солевом обмене. Вместе с дыханием за сутки выделяется около 500мл воды.
Плевральная полость, образованная плеврой и заполненная плевральной жидкостью, обеспечивает беспрепятственное движение легких и предотвращает их трение друг о друга.
1.5 Заболевания верхних и нижних дыхательных путей
Болезни органов дыхания представляют собой одну из актуальных проблем современной медицины, так как на сегодняшний день это наиболее часто встречающиеся заболевания, существенно снижающие качество жизни людей, иногда приводящие к серьезным последствиям и даже смерти.
Заболевания органов дыхания можно разделить на две группы:
Заболевания верхних дыхательных путей (носовая полость, носоглотка) — не просто органы дыхания, но и один из самых эффективных иммунных механизмов.
Посредством слизистой оболочки организм борется с инфекциями, воспалением, аллергическими заболеваниями. К таким заболеваниям относятся ринит, фарингит, ангина, респираторная аллергия, синусит, ларингит.
Симптомы этих заболеваний усиливаются при наличии факторов риска: наследственная предрасположенность, слабый иммунитет, неблагоприятная экологическая обстановка, контакт с инфекционными больными, табакокурение (в том числе при пассивном).
Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи) и непосредственно сами легкие меньше доступны факторам риска, поскольку в некоторой степени защищены верхними отделами.
Однако при острых инфекциях и отсутствии своевременного лечения риск неблагоприятного исхода повышается в разы.
Это касается следующих заболеваний: воспаление легких, бронхит, пневмония, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма, туберкулез. Часто основным провоцирующим фактором является банальное отсутствие профилактики и неосведомленность человека о том, что он входит в группу риска.
Рассмотрим более подробно некоторые часто встречающиеся и особо опасные заболевания.
Ангина (острый тонзиллит) – это инфекционно-воспалительное заболевание верхних дыхательных путей. Оно сопровождается воспалением миндалин, а также лимфоузлов в области горла и шеи.
Возбудителями могут быть бактерии, вирусы или грибы. Воспалительный процесс сопровождается сильным отеком и болезненностью, что приводит к затруднениям при дыхании, разговоре и глотании, повышается температура тела.
Фарингит. Это острый или хронический воспалительный процесс в слизистой оболочке задней стенки глотки, чаще имеет вирусную или бактериальную природу.
Проявляется першением, ощущением «комка» и болью в горле, усиливающейся при глотании, сухим кашлем, повышением температуры. При отсутствии должного лечения может перейти в хроническую форму.
Ринит. Это воспаление слизистой оболочки носовой полости. Патология сопровождается нарушением носового дыхания, выделениями из носа и его заложенностью, ослаблением или потерей обоняния, зудом в носу, чиханием, слезотечением и першением в горле.
Данное заболевание может быть связано с переохлаждением или резкой сменой влажности, вирусными инфекциями, нарушением работы некоторых органов, а также являться реакцией на аллергены.
Грипп. Это инфекционное заболевание, поражает в первую очередь верхние дыхательные пути. Возбудителем гриппа является вирус, распространяющийся воздушно-капельным путем.
Среди симптомов гриппа — повышение температуры до 37,5–39 °С, головная боль, боль в мышцах, суставах, озноб, усталость, кашель, насморк или заложенный нос, боль и першение в горле. Грипп опасен тем, что он может давать серьезные осложнения на другие органы человека, в таких случаях возможен летальный исход.
Бронхиальная астма. Это воспалительное заболевание нижних дыхательных путей, при котором сужается просвет бронхов вследствие отека и спазма бронхов.
Среди главных причин появления - аллергия и наследственность. Астма проявляется одышкой, кашлем, затрудненным, хриплым, свистящим дыханием на выдохе. Приступы чаще беспокоят ночью, к утру или после физических нагрузок.
Бронхит. Чаще всего является осложнением ОРВИ, гриппа. Это инфекционное заболевание с острой или хронической формой течения. Начинается с кашля (вначале сухого, позже влажного), общей слабости, повышения температуры до 39°С, боли в груди, мышцах и суставах, одышки.
Пневмония. Воспаление легких из-за бактерий, вирусов, грибков. Симптомами данного заболевания являются: кашель, резкое ухудшения самочувствия, температуры до 39°С, боль в груди, нарастающая одышка.
Туберкулез. Инфекционное заболевание, чаще всего поражает легкие, образуя туберкулезные гранулемы. Возбудителем является палочка Коха, передается воздушно-капельным путем от инфицированного человека.
Вначале болезнь протекает бессимптомно, в скрытой форме. Но постепенно нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте можно обнаружить кровь, повышается температура тела до 37,2 – 37,9°С.
Заболевание трудно поддается лечения, раньше было смертельно опасным. Для выявления заболевания необходимо периодически делать пробу Манту и флюорографическое исследование легких.
Рак легких. В настоящее время является одним из самых распространенных онкологических заболеваний в мире, а также самым опасным – он занимает первую позицию по смертности среди онкологических заболеваний.
Основная причина высокой смертности в том, что этот вид рака крайне агрессивен и в том, что, чаще всего, болезнь диагностируется только на поздней стадии, так как протекает бессимптомно, а когда процесс уже широко распространился, драгоценное время упущено.
Болезней органов дыхания много, но зная о них и вовремя реагируя на симптомы заболевания, можно оставаться здоровым.
Человек, использующий меры профилактики и учитывающий факторы риска, болеет намного реже, слабее или не болеет вообще.
Кроме того, необходимо уделять достаточно внимания своему здоровью: заниматься спортом, питаться по принципу «здорового питания», отказаться от вредных привычек, особенно курения и др.
Глава 2 Практическая часть
2.1 Составление теста
Изучая тему «Дыхательная система», мне стало интересно, какими знаниями в этой области обладают подростки, уже изучившие по школьной программе, данную тему. Для этого я подготовил тестовую работу.
Тестирование «Дыхательная система»
А. Бронхи |
| |||||
Б. Гортань | ||||||
В. Носоглотка | ||||||
Г. Трахея |
| |||||
Д. Носовая полость | ||||||
Е. Глотка | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
А. Содержит хрящевые полукольца |
| ||||
Б. Оплетены капиллярами | |||||
В. Происходит газообмен |
| ||||
Г. Проводят воздух к альвеолам | |||||
Д. Обильно ветвятся |
| ||||
А | Б | В | Г | Д | |
А. Железистые клетки носовой полости | 1. Проведение воздуха | |||||
Б. Трахея из хрящевых полуколец | ||||||
В. Капилляры и альвеолы легких | 2. Защита | |||||
Г. Ресничный эпителий носовой полости | ||||||
Д. Бронхи из хрящевых колец | 3. Газообмен | |||||
Е. Хрящевой надгортанник в гортани | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
А. Не пропускает пищу в гортань | 1. Слизистая оболочка | |||||
Б. Не дают трахее сужаться | 2. Легкие | |||||
В. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его | 3. Носовая полость | |||||
Г. Поверхностный слой воздухоносных путей | 4. Надгортанник | |||||
Д. Выстилает наружную поверхность легких | 5. Гортань | |||||
Е. Основной орган дыхания человека | 6. Хрящевые полукольца | |||||
Ж. Внутри содержит голосовые связки | 7. Плевра | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
2.2 Проведение анкетирования
Тему «Дыхательная система человека» по школьной программе проходят в восьмом классе. Таким образом, я решил провести анкетирование в одном из восьмых классов нашей школы.
Для этого я подготовил презентацию по данной теме, чтобы немного восстановить знания, полученные на уроке. Проведя презентацию, я предложил школьником ответить на вопросы моей анкеты.
На заполнение анкеты было предоставлено 20минут, классе находилось 20 учеников. В ходе заполнения анкеты у учеников возникали некоторые вопросы.
Чаще всего они касались болезней дыхательной системы. Объяснить это я могу тем, что в учебнике мало материала по данному вопросу, а также тем, что учеников заинтересовала данная проблема.
2.3 Анализ ответов респондентов
Проанализировав работы моих респондентов, я получил следующий результат:
2.4 Создание макета «Дыхательной системы человека»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Денис-изобретатель (отрывок)
Нарисуем попугая цветными карандашами
Пчёлки на разведках
Астрономический календарь. Март, 2019
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики