Вложение | Размер |
---|---|
andronov_maksim.pptx | 2.47 МБ |
Слайд 1
Презентация на тему церквь и государство в XVI в. Ученика 7В класса Андронова Максима Успенский собор (Московский Кремль )Слайд 2
Духовенство и миряне До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг. Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины. Прихожане жители окрестных деревень или городского квартала избирали кандидата в священники, которого рукополагал в сан епископ. С « поставленным » священником прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами).
Слайд 3
Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. Помимо этого, они учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела, составляли и хранили мирские документы. Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом. И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души - делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.
Слайд 4
Иосифляне и нестяжатели В конце XV в., с образованием единого Российского государства, светские власти всё чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в своё владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской. Иван III задумал изъять земли, находившиеся во владении у митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счёт средств из казны, что означало бы утрату ею независимости от светской власти. Против этого выступил церковный собор 1503 г. Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения. Он говорил, что церковь должна иметь большие материальные средства для того, чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф Волоцкий призывал подвергать смертной казни. Сторонников идей Иосифа Волоцкого называли иосифлянами.
Слайд 5
С ним не соглашался монах Нил Сорский, проведший в молодости более десяти лет в монастырях Афона и Константинополя. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью, а следовательно, им не нужны и земельные владения. Нил Сорский призывал монахов вести скромный и аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Он выступал против казни за еретические высказывания. Сторонников Нила Сорского называли нестяжателями. В споре, разгоревшемся между иосифлянами и нестяжателями, Максим Грек встал на сторону последователей Нила Сорского, за что был осужден и сослан в монастырь.
Слайд 6
Споры иосифлян и нестяжателей касались не только церковного земле-владения. Одним из главных вопросов в них были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти. Эти споры продолжались ещё много лет, пока Соборы 1547, 1549 и 1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую.
Слайд 7
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого Первая половина XVI в. - это не только время острых религиозных споров между иосифлянами и нестяжателями, но и период распространения различных ересей. В дни Великого поста 1553 г. к священнику кремлёвского Благовещенского собора Симеону пришёл на исповедь боярский сын Матвей Башкин. Он поделился со святым отцом своими сомнениями относительно правильности некоторых важных положений Священного Писания и церковных обрядов.. Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру. Матвея Башкина арестовали
Слайд 8
Тогда же аресту за ересь подвергся и монах Феодосий Косой. Следствие выяснило, что взгляды Матвея Башкина и Феодосия разделяли и некоторые другие люди. Они не признавали Святой Троицы, Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества. Феодосий Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. Башкин, Феодосий и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему. Во время следствия Феодосию Косому удалось бежать в Литву, где он стал одним из протестантских лидеров. Матвей Башкин был направлен в Иосифо-Волоколамский монастырь для « вразумления ».
Слайд 9
Церковь и государство В XVI в. в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них (например, Троице-Сергиеву, Кирилло-Белозерскому и др.) принадлежали обширные земли. Объединяя русские земли, великие князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей своему суду по светским делам. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками. Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; Церковные соборы 1547 и 1549 гг. во главе с митрополитом Макарием причислили к лику святых 39 новых чудотворцев, . Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен, сослан в монастырь, а там, по слухам, задушен Малютой Скуратовым в 1569 г. Следующие митрополиты были более покорны светской власти и благословляли действия царя. Одновременно Иван IV раздавал обителям привилегии, а некоторые (например, московский Симонов монастырь) взял в опричнину .
Слайд 10
Со смертью Ивана Грозного испытания для Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Русской православной церкви не закончились . При царе Фёдоре Ивановиче в борьбе за власть между Борисом Годуновым и боярами Шуйскими был лишён сана митрополит Дионисий. Новым главой Русской православной церкви стал сподвижник Бориса Годунова Иов, получивший высший духовный сан патриарха. Прибывший в 1588 г. в Москву за « милостыней » константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церковный сан. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти.
Слайд 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Самодельный телефон
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Северное сияние
Заповеди детства и юности
Сочные помидорки