"Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
Мартин Гарднер
Научно-исследовательская работа по математике для учеников 6 класса
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_tangram.pdf | 922.69 КБ |
sem_doshchechek_masterstva.pptx | 1.92 МБ |
vystuplenie_tangram.docx | 17.47 КБ |
Слайд 1
«Семь дощечек мастерства. Головоломка ТАНГРАМ». Научно-исследовательская работа Предмет: Математика Выполнила: Кошелева Екатерина учащаяся 6 класса МОУ СОШ №1 г.Белинского Пензенской области им.В.Г.Белинского Руководитель: Кошелева Елена Сергеевна учитель математики I квалификационной категории МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области им.В.Г.БелинскогоСлайд 2
Цель: исследовать влияние головоломки «Танграм» на развитие интеллектуальных возможностей. Гипотеза исследования: «Танграм» - как одна из головоломок, способствующих развитию интеллектуальных способностей .
Слайд 3
«Танграм» "ШИ-ЧАО-ТЮ" (кит. 七巧板 , пиньинь qī qiǎo bǎn ) "Хитроумный узор из семи частей"
Слайд 4
Легенда Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей .
Слайд 5
Правила игры 1. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей. 2. Фигуры не должны перекрываться. 3. Фигуры обязательно должны соприкасаться.
Слайд 7
Результаты анкетирования 1 вопрос . Любишь ли ты решать головоломки? (да/нет) 2 вопрос. Какая головоломка твоя любимая? (нет/не знаю, кубик Рубика, лего , пазлы, тетрис, другое (Танграм, Brain out , ребусы, логические задачи)) 3 вопрос . Знаком ли ты с игрой «Танграм»? (да/нет) 4 вопрос . Как вы думаете, влияет решение головоломки «Танграм» на развитие воображения? (да/нет)
Слайд 8
Результаты анкетирования
Слайд 9
Я - несчастная лиса, Мне вцепилась в хвост оса, Я, бедняжка, так вертелась, Что на части разлетелась! Три сороки возле пня Стали складывать меня. Между ними вспыхнул спор: Получился мухомор! Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите.
Слайд 10
СПАСИБО!!!
Слайд 11
Заключение « Вечная загадка не та, у которой нет разгадки, а та, у которой разгадка всякий день новая». Станислав Ежи Лец.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Здравствуйте! Меня зовут Кошелева Екатерина, я ученица 6 класса школы №1 города Белинского. Сегодня я хочу Вам представить свою исследовательскую работу «Семь дощечек мудрости. Головоломка ТАНГРАМ». Тема работы была выбрана мною не случайно. Я увлекаюсь различного рода головоломками. И хочу рассказать об одной из моих любимых. Китайская головоломка «Танграм», является одной из популярных головоломок из серии так называемых «геометрических конструкторов».
Цель моей работы исследовать влияние головоломки «Танграм» на развитие интеллектуальных возможностей.
Гипотеза исследования: «Танграм» - как одна из головоломок, способствующих развитию интеллектуальных способностей.
Актуальность данной работы заключается в том, что проведенное исследование позволит определить роль головоломки «Танграм» для развития логического мышления, воображения, внимания, памяти, вызовет интерес учащихся к головоломкам подобного рода.
Для подтверждения своей гипотезы я занялась поиском информации. И начала с истории возникновения. «Танграм» считается древней китайской игрой, возникшей более 4000 лет назад. Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур – 5 треугольников (2 больших, 1 среднего и 2 маленьких), квадрата и параллелограмма, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.
В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет другое название "ШИ-ЧАО-ТЮ" (кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn), что в переводе "Хитроумный узор из семи частей", а термин "Танграм" впервые был использован 1848 году Томасом Хиллом, будущим президентом Гарвардского университета, в брошюре "Головоломки для обучения геометрии".
Как и значение слова, история появления этой игры дошла до нас лишь в легендах. Согласно одной из легенд, головоломка была создана несколько тысяч лет назад тремя древнекитайскими мудрецами для сына императора. Правитель хотел, чтобы через простую игру его сын постиг начала математики, научился видеть окружающий мир глазами художника, стал терпеливым, как философ, и осознал, что сложные вещи состоят из простых.
Давайте познакомимся с правилами игры.
Суть головоломки «Танграм» заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры.
Правила просты:
1. в состав каждой фигурки должны входить все семь частей;
2. фигуры не должны перекрываться;
3. фигуры обязательно должны соприкасаться.
При всей кажущейся примитивности «Танграм» часто называют фитнесом для мозга. Как это часто бывает в случае с развивающими играми, основная и первостепенная задача игры – заставить напрячь мышление, решая какую-то задачу, ведь только так можно «прокачать» умственные способности. Благодаря простоте своей игровой техники, лёгкие схемы «Танграма» можно начинать осваивать довольно рано, начиная с возраста 4 лет.
Одним из поклонников головоломки был американский писатель Эдгар Аллан По. Принадлежавший ему «Танграм», сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Для выявления заинтересованности учащихся нашей школы головоломками, я провела небольшое статистическое исследование, в котором приняли участие 92 человека. В моей анкете было 4 вопроса:
Любишь ли ты решать головоломки?
Какая головоломка твоя любимая?
Знаком ли ты с игрой «Танграм»?
Как вы думаете, влияет решение головоломки «Танграм» на развитие воображения?
Результаты исследования, вы видите на экране.
А теперь, уважаемое жюри, я предлагаю Вам небольшую разминку для мозга.
Я - несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор:
Получился мухомор!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
Давайте поможем лисичке. У вас на столах есть головоломка танграм. Сложите из кусочков фигурку лисы. Силуэт есть у нас на экране.
(Складывают). Очень хорошо. Давайте проверим.
В заключение хочу сделать следующие выводы.
В результате проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: решение головоломки «Танграм» является не только интересным и увлекательным занятием, но и одновременно способствует большему интеллектуальному развитию. Таким образом, головоломка «Танграм» развивает память, внимание, мышление, воображение, активизирует мыслительную деятельность. Тем самым, выдвинутая гипотеза о том, что головоломка «Танграм» способствует развитию интеллекта подтвердилась.
Цель работы, исследовать влияние головоломки «Танграм» на развитие интеллектуальных способностей, я считаю достигнутой.
Спасибо за внимание!
Заповеди детства и юности
Золотая хохлома
Калитка в сад
Чья проталина?
Одеяльце