Мы живем в такие времена, когда стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий порождает ряд радикальных изменений в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий и экономики. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований. Следовательно, учителю нужно знать и использовать различные формы и приёмы обучения на уроках, для развития у учащихся знаний, умений и навыков обладания основными видами речевой деятельности на английском языке.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_laptander_yany.doc | 93 КБ |
prezentatsiya_k_vystupleniyu_laptander_yany_9_klass.ppt | 1.58 МБ |
Использование современных информационно-коммуникационных технологий
на уроках иностранного языка
Лаптандер Яна Николаевна, 10 класс
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск Ямальский район Тюменская область ЯНАО Российская Федерация
Введение
Мы живем в такие времена, когда стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий порождает ряд радикальных изменений в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий и экономики. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.
В случае использования информационно-коммуникационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться повышение мотивации учащихся.
В свете модернизации образования основной целью является реализация принципов развивающего обучения через введение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе.
Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для модернизации образования и реализации социального заказа. Использование персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников.
Традиционная роль учителя меняется на подобных уроках. Учитель уже не тренер, а помощник и консультант.
Разумеется, что никакие новые технологии не смогут заменить учителя на уроке, ведь только учитель может правильно организовать учебный процесс, предложить учащимся работу в разных режимах, определить цель занятия, которая должна быть достигнута, направить учащихся на ее достижение и помочь им. Ничто не может заменить удовольствие и радость общения учителя и детей. А компьютер – это средство, инструмент, дополнительная возможность в руках учителя организовать учебный процесс так, чтобы обучающимся было интересно на уроке, чтобы они активно принимали в нем участие, чтобы были достигнуты те цели и задачи, которые ставит учитель, начиная урок.
Одной из основных целей уроков иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования своих мыслей.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, заключается в том, чтобы перенести акцент с выполнения различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Коммуникативный подход способен подготовить учащегося к спонтанному общению на иностранном языке.
В методике преподавания иностранных языков известны разные средства развития коммуникативных способностей, наш опыт связан с применением различных информационных технологий.
Практическая значимость данной работы состоит в том что была создана копилка различных заданий, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, которую могут применить на своих уроках другие преподаватели.
Теоретическая часть
Роль современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.
Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. В настоящее время все поняли, что компьютер настоящий помощник для каждого учителя.
Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.
Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся.
В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.
В-четвертых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации. [1]
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Мы пришли к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.
Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках английского языка - потребность времени.[2]
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для модернизации образования и реализации социального заказа. Использование персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников.
Однако всегда следует помнить о том, что при использовании информационно-коммуникационных технологий нужно быть очень аккуратным, чтобы за зрелищностью не ушли на второй план суть материала, его научность.[3]
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в средней школе. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами даёт возможность привлечь на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов – схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
С помощью специальных программ или баз данных мы в процессе занятия можем обратиться практически к любому оригинальному тексту на изучаемом языке. Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра.
Традиционная роль учителя меняется на подобных уроках. Учитель уже не тренер, а помощник и консультант. Форма работы может быть также различной. Учащимся предлагается работать как индивидуально, так и в парах и группах. Полученные на таком уроке знания и навыки очень прочны. Ученики с успехом применяют их в дальнейшем в сочинениях, докладах, устных высказываниях, презентациях и проектных работах.
Разумеется, что никакие новые технологии не смогут заменить учителя на уроке, ведь только учитель может правильно организовать учебный процесс, предложить учащимся работу в разных режимах, определить цель занятия, которая должна быть достигнута, направить учащихся на ее достижение и помочь им. Ничто не может заменить удовольствие и радость общения учителя и детей. А компьютер – это средство, инструмент, дополнительная возможность в руках учителя организовать учебный процесс так, чтобы обучающимся было интересно на уроке, чтобы они активно принимали в нем участие, чтобы были достигнуты те цели и задачи, которые ставит учитель, начиная урок. [4]
Одной из основных целей уроков иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Как считают современные ученые (Е.С. Полат), чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования своих мыслей.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, заключается в том, чтобы перенести акцент с выполнения различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Коммуникативный подход способен подготовить учащегося к спонтанному общению на иностранном языке.
Этим требованиям хорошо отвечает использование интернет ресурсов. Используя сеть Интернет на уроках и дома, учащиеся могут самостоятельно искать материалы по темам занятий и для подготовки проектов, готовиться к сдаче экзаменов и сдавать их. Учителя же в свою очередь могут найти в сети все необходимые материалы для подготовки к урокам. Для учителей иностранных языков Интернет – источник аутентичных материалов (текстов на языках, аудиозаписей с речью носителей языка).[5]
В методике преподавания иностранных языков известны разные средства развития коммуникативных способностей, наш опыт связан с применением различных информационных технологий. Однако, возникает вопрос: как использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, как ввести в урок английского языка новые технологические средства оптимально и органично, придав занятию зрелищность, эмоциональную окраску и не сломав при этом его логическую структуру?
Практическая часть
Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
В своей научно-исследовательской работе мы исходили из того, что в случае использования информационно-коммуникационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться повышение мотивации учащихся.
Мы разработали и апробировали несколько типов заданий с применением разных вариантов информационно-коммуникационных технологий.
Первый тип заданий направлен на изучение новой лексики или грамматики. Здесь компьютер и мультимедийный проектор используется в демонстрационном режиме. Сопровождается показом различных презентаций в зависимости от темы урока. Преимущества презентации в наглядности (анимация и красочное оформление), возможность многократного использования.
Второй тип заданий направлен на закрепление изученного материала. Здесь мы разработали компьютерные программы. Дети сидят за рабочими компьютерами и выполняют предлагаемые упражнения. Например, дается текст с пропущенными словами, ниже приводятся слова из нового разученного материала, которыми нужно заполнить по смыслу текст. Другой пример упражнения, раскрыть скобки изменив форму глагола.
Третий тип заданий — электронные учебники и компьютерные программы. Электронные учебники позволяют самостоятельно изучать материал урока, выполнять тренировочные упражнения на его активизацию, проходить тесты на выявление уровня усвоенного материала. Причем некоторые электронные учебники содержат тесты разноуровнего характера, учащийся с каждым разом старается справиться с заданиями более высокого уровня.
Электронные учебники и компьютерные программы нагляднее и привлекательнее для детей, чем их учебники. Их использование повышает мотивацию и познавательный интерес учащихся. Такое представление нового материала способствует более глубокому и эффективному его усвоению, осознанию, развивает память, расширяет словарный запас и воображение.
Например мультимедийный учебник “Профессор Хиггинс”, включающий в себя два раздела “Грамматика” и “Фонетика”. На уроках в 5-6 классах ребята с интересом изучают фонетические особенности английского языка, читают за диктором стихотворения, скороговорки, диалоги, пишут диктанты. После прослушивания и проговаривания диалогов вслух по заданной теме, разбора новых лексических единиц и речевых клише ребята составляют в парах или группах подобные высказывания, имея возможность вернуться к электронному учебнику, прослушать диалоги вновь, обратить внимание на произношение отдельных слов и на интонационные особенности предложений. В 7-9 классах ребятам больше нравится проверить свои грамматические знания в разделе «Грамматика». Ребятам предоставляется возможность самостоятельно мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Оценивает учащегося в таких случаях не учитель, а компьютер.
Четвертый тип заданий — использование Mp3 записей, аудио приложение к УМК учебников. В каждом учебнике есть задания на аудирование. Дети садятся за компьютеры находят по наводке учителя задание, через наушники слушают англоязычную речь профессионала. Задания могут быть разных типов: заполнить пропуски, расставить абзацы по порядку, найти соответствия, выбрать нужную информацию, заполнить таблицу, найти лишнее и так далее.
Более того, использование информационных технологий оказывает неоценимую помощь в работе со слабыми учениками, для которых характерно рассеянное внимание, быстрая утомляемость. В данном случае выручает аудио-видео Mp3 программа «Gogo loves English!». Это Mp3 сборник мультфильмов на английском языке на различные темы. Очень красочное яркое оформление, чёткая речь по звучанию и темпу, субтитры на английском языке. Учащиеся с удовольствием знакомятся с лексическим материалом вместе с забавным Драконом по имени Гого.
Пятый тип заданий — использование интернет ресурсов. Часто детям предлагается дополнительное домашнее задание с использованием интернет ресурсов. Используя сеть Интернет дома, учащиеся могут самостоятельно искать материалы по темам занятий и для подготовки проектов, многим нравится делать доклады о каких-либо известных личностях, об англо говорящих странах и их традициях.
Интернет предоставляет возможность не только обучаться в иноязычной среде, но и совершать виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Виртуальное путешествие дает возможность получить дополнительную информацию, сделать вывод о каком-либо памятнике культуры, явлении и событии. Кроме того, такая форма работы обладает мощным мотивирующим фактором. Игра в путешествие снимает чувство страха перед общением с носителем языка, помогает привыкнуть к аутентичным материалам. В ходе урока учитель с учениками заходят на заданный сайт и путешествуют по городу, осматривая достопримечательности, читая небольшие тексты и надписи, находя подтверждение знаниям, полученным на предыдущих уроках, либо пополняя страноведческие и лексические знания.
Шестой тип заданий – с комплексным использованием информационно-коммуникационных технологий. Например, учащиеся создают мультимедийные проекты в рамках практически каждого раздела учебной программы с применением электронных учебников, компьютерных программ и ресурсов сети Интернет. Уже созданы такие проекты как «Happy New year!», «Christmas», «Great Britain», «Russia», «TV in our life», «My favourite food» и многие другие. Метод проектов позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
В конце первой и третьей четвертях мы провели опросник[6] среди учащихся. Учащимся были заданы следующие вопросы:
Варианты ответов:
a) Да — 3 бала; b) Нет — 2 бала; c)Не знаю — 1 бал.
Было опрошено всего 105 учащихся с 6-х по 9-е классы. После подсчета ответов и анализа результатов были получены следующие данные[7]:
1. В конце первой четверти:
2. В конце второй четверти:
Таким образом мы видим, что заинтересованность уроками английского языка выросла, выходит что мотивация учащихся увеличилась.
Применяя на уроках и во внеурочное время информационно-коммуникативные технологии, мы смогли добиться значительного повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, язык становится предметом высокой степени привлекательности, а значит мы получаем хорошее владение материалом, знанием ЗУН, достаточную успеваемость.
За последний год результатом нашей работы по применению информационно-коммуникационных технологий стало заметное продвижение учащихся в овладении коммуникативными навыками. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного образования, что позволяет детям создать что-то свое, интересное, современное и получить необыкновенно интересный материал и полезный опыт.
Мы доказали гипотезу исследования — в случае использования информационно-коммуникационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться повышение мотивации учащихся.
Заключение
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для модернизации образования и реализации социального заказа. Использование персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников.
Однако всегда следует помнить о том, что при использовании информационно-коммуникационных технологий нужно быть очень аккуратным, чтобы за зрелищностью не ушли на второй план суть материала, его научность.
Разумеется, что никакие новые технологии не смогут заменить учителя на уроке, ведь только учитель может правильно организовать учебный процесс, предложить учащимся работу в разных режимах, определить цель занятия, которая должна быть достигнута, направить учащихся на ее достижение и помочь им. Ничто не может заменить удовольствие и радость общения учителя и детей. А компьютер – это средство, инструмент, дополнительная возможность в руках учителя организовать учебный процесс так, чтобы обучающимся было интересно на уроке, чтобы они активно принимали в нем участие, чтобы были достигнуты те цели и задачи, которые ставит учитель, начиная урок.
Применяя на уроках и во внеурочное время информационно-коммуникативные технологии, мы смогли добиться значительного повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, язык становится предметом высокой степени привлекательности, а значит мы получаем хорошее владение материалом, знанием ЗУН, достаточную успеваемость.
За последний год результатом нашей работы по применению информационно-коммуникационных технологий стало заметное продвижение учащихся в овладении коммуникативными навыками. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного образования, что позволяет детям создать что-то свое, интересное, современное и получить необыкновенно интересный материал и полезный опыт.
Мы доказали гипотезу исследования — в случае использования информационно-коммуникационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться повышение мотивации учащихся.
Список использованной литературы
Приложение 1
Ответьте на следующие вопросы:
Варианты ответов:
a) Да — 3 бала; b) Нет — 2 бала; c) Не знаю — 1 бал.
Приложение 2
[1] Н. И. Ляшева. Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка // laysheva.blogspot.com.
[2] Т. Е. Конкина. Использование современных информационных технологий на уроках английского языка// festival.1 september.ru.
[3] Н. И. Ляшева. Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка // laysheva.blogspot.com.
[4] Н. И. Ляшева. Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка // laysheva.blogspot.com.
[5] О. А. Золотарева. Информационные технологии на уроках английского языка // festival.1 september.ru.
[6] Приложение 1
[7] Приложение 2
Слайд 1
«Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка » Лаптандер Яна Николаевна 10 классСлайд 2
В случае использования информационно-коммуникационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться повышение мотивации учащихся. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ-
Слайд 3
Объект исследования- Методы и приёмы использования современных информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка.
Слайд 4
Предмет исследования- мотивация учащихся
Слайд 5
Цель исследования Реализация принципов развивающего обучения через введение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Слайд 6
Задачи: Изучение и обобщение теоретического материала по данной теме; Определение роли современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка ; Исследование и выявление качества преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения; Анализ полученных результатов исследования; Пополнение копилки педагога; Подтверждение гипотезы исследования; Представление отчета по данной работе членам научного общества учащихся и жюри.
Слайд 7
Методы исследования: Анализ Синтез Наблюдение Сравнение Визуализация данных
Слайд 8
Этапы: 1. Общее ознакомление с литературой, тематическими Интернет-сайтами; 2. Обработка информации, выделение наиболее значимой; 3. Составление выписок и их дальнейшая обработка; 4. Проведение эмпирической исследовательской части работы (анализ и синтез литературы, наблюдение, сравнение); 5. Подведение итогов работы;
Слайд 9
Практическая значимость- С оздание копилки различных заданий, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, которую могут применить на своих уроках другие преподаватели.
Слайд 10
Использование ИКТ – это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников.
Слайд 11
Опросник: Ответьте на следующие вопросы: 1. Нравятся ли тебе уроки английского языка? 2. Ты с удовольствием ходишь на уроки английского языка? 3. Всегда ли ты готовишься к урокам английского языка? Варианты ответов: a) Да ― 3 бала; b) Нет ― 2 бала; c) Не знаю ― 1 бал.
Слайд 12
Результаты опросника за две четверти:
Слайд 13
Применяя информационно-коммуникативные технологии: повышение мотивации язык становится предметом высокой степени привлекательности хорошее владение материалом достаточную успеваемость
Слайд 14
«Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка » Лаптандер Яна Николаевна, 10 класс
Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле
"Морская болезнь" у космонавтов
Сила слова
Снежная сказка
Сторож