Работа посвящена актуальной проблеме, ведь чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Чтение должно быть увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами. Домашнее чтение, как средство обучения английскому языку на среднем этапе обучения, способствует расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_laptander_yany.doc | 68 КБ |
prezentatsiya_k_vystupleniyu_laptander_yany_9_klass.ppt | 454.5 КБ |
Домашнее чтение как средство обучения английскому языку в среднем звене
Лаптандер Яна Николаевна, 10 класс
МОШИ «Панаевская средняя школа-интернат полного (общего) образования»
с. Панаевск Ямальский район Тюменская область ЯНАО Российская Федерация
Введение
В контексте формирования требуемого уровня коммуникативной компетенции все виды речевой деятельности необходимы для эффективного овладения искусством коммуникации, дальнейшего образования и развития личности. Во все периоды социально – политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остается факт, что именно искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационно – академических умений. Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках. Поэтому, мы считаем, что вопрос – домашнее чтение, как средство обучения английскому языку в среднем звене актуален для современного образования.
Гипотеза – если ввести уроки домашнего чтения как средства обучения английскому языку в среднем звене, то они будут способствовать расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений учащихся.
Объектом исследования стало домашнее чтение как средство обучения английскому языку в среднем звене.
Предмет исследования – уровень развития речевых умений и языковых навыков учащихся, изучающих английский язык в 5-9 классах.
Цель исследования – выявить эффективность введения уроков домашнего чтения как средство обучения английскому языку в среднем звене.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
навыков учащихся, изучающих английский язык в 5-9 классах;
Основными методами данного исследования являются:
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Все эти этапы делятся на 3 блока.
В первом блоке элементы плана представляют собой содержание теоретической работы, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности.
Во втором блоке описывается собственная экспериментальная часть работы.
Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.
Основная часть
«Домашнее чтение как средство обучения английскому языку в среднем звене»
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, если мы читаем с целью получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации будут различными. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения. [1]
В настоящее время основное внимание уделяется развитию навыков устной речи, и невольно учитель всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи. Чтение на уроке как бы утрачивает свою самостоятельность и превращается в атрибут устной речи, а материал для чтения – лишь дополнительный стимул для развития навыков говорения.
Чтению как речевой деятельности почти не учат: оно все время выпадает из поля зрения учителя. Было бы несправедливо, однако, искать причину такого положения в том, что устная речь заняла одно из главных мест в обучении и как бы вытеснила чтение. Она не вытеснила чтение, а подчинила его себе, чего не должно быть.[2]
Существует много различных классификаций видов чтения. В основу каждой из них кладутся разные принципы: переводное или беспереводное, аналитическое или синтетическое, самостоятельное или несамостоятельное, подготовленное или неподготовленное, экстенсивное или интенсивное. В настоящее время получила распространение классификация чтения, предложенная С. К. Фоломкиной, на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. В большинстве случаев домашнее чтение – синтетическое беспереводное подготовленное чтение.[3]
Определенные трудности есть в каждом тексте. Преодолеть их можно двумя способами. Трудности можно снять до того, как учащиеся приступили к чтению текста путем его адаптации или проведения соответствующих объяснений и упражнений перед чтением. Также трудности можно частично снять до чтения текста. В данном случае трудности, препятствующие пониманию, придется полностью или частично преодолеть учащимся в самом ходе чтения под руководством преподавателя путем анализа не понятых мест текста или с использованием словаря.[4]
Под домашним чтением мы понимаем обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информации. Тексты должны быть легкими (адаптированными) из художественной, общественной, политической и научно-популярной литературы, содержащие преимущественно знакомый учащимся лексико-грамматический материал. Главное назначение домашнего чтения — получение информации из текстов на иностранном языке. Вместе с этим систематическое и планомерное домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся. В развитии умений и потребностей язычного чтения, в формировании у учащихся психофизиологических механизмов чтения как деятельности, процесса, а также в совершенствовании устно-речевых навыков учащихся на основе прочитанного, домашнее чтение призвано сыграть ведущую роль. Домашнее чтение позволяет учащимся уже в школе приобщиться к чтению на иностранном языке как к реальной речевой деятельности.[5]
Самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы должно стать неотъемлемым, равноценным компонентом всего педагогического процесса. Обильное чтение про себя даст возможность пропустить через сознание учащихся в единицу времени значительное количество языковых комбинаций — грамматических структур и лексических сочетаний.[6]
Со стороны цели в организации домашнего чтения в настоящее время обозначились две тенденции: чтение с целью понять текст и чтение как подготовка к беседе по прочитанному. Второе направление привнесено в чтение практической направленностью учебного процесса обучения иностранным языкам на развитие устной речи.[7]
Наряду с организацией домашнего чтения важное значение имеет содержательная сторона учебных материалов, предназначенных для чтения. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность пробудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке.[8]
На начальном этапе тексты содержат только тот языковой материал, который предварительно усвоен учащимися и употребляется ими в устной речи, а на среднем этапе обучения они могут содержать незнакомый словарный материал, о значении которого можно догадаться либо на основе словообразовательного анализа, либо в результате точного контекстуального значения слова, либо по сходству со словом в родном языке.[9]
Существуют различные точки зрения по поводу того, какие этапы работы над текстом необходимо включить в учебный процесс, какие наиболее эффективны. Естественно, что выбранные виды работы зависят от целей, которые мы ставим перед чтением. В более традиционной методике обычно выделяются 3 этапа работы над любым текстом: дотекстовый этап, текстовый этап, послетекстовый этап. Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать в том случае, когда текст рассматривается не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.[10]
Методисты и учителя предлагают много видов заданий для работы над текстами. Вид работ зависит от того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, то добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение. Нельзя забыть и о том, что вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности.[11]
Следуя выше указанному анализу научной литературы, была проведена исследовательская работа, направленная на выявление эффективности введения уроков домашнего чтения в среднем звене.
Вместе с научным руководителем мы провели мониторинг качества успеваемости по английскому языку учащихся среднего звена за первое полугодие (Приложение 1). Самый низкий уровень показал 6 «А» класс. С учителем иностранного языка, мы подобрали материал для уроков домашнего чтения в 6 классе.
Уроки проверки домашнего чтения проводятся раз в неделю. Для экспериментальной работы взяли материал по сказкам: «Johnny Cake» (Джонни Кекс)[12], «The Sleeping Beauty» (Спящая красавица)[13]. Работа над сказками велась на шести уроках шесть недель. Каждой сказке уделялось по три урока в течении трех недель. Сначала была проведена работа со сказкой «Johnny Cake», а затем уже со сказкой более сложного содержания «The Sleeping Beauty». С текстами учащиеся знакомились дома, в классе же происходило обсуждение прочитанного и выполнение различных заданий.
Первый урок был посвящен выполнению так называемых предтекстовых упражнений, отработке активного словаря (найти пары: слово и его дефиниция, выбрать антоним слова из предлагаемых, выбрать синоним слова из предлагаемой группы, соединить пары слов по смыслу). Второй урок был посвящён контролю понимания содержания текста (выписать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя, ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте, согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием, пересказ по плану или по ключевым словам). На третьем уроке было проведено обсуждение проблем рассказа, контроль понимания смысла и более детальный анализ (инсценировать поведение того или иного героя, монолог: охарактеризовать любого понравившегося героя повествования, организация беседы-дискуссии по прочитанной сказке, написать свой отзыв о сказке.)
Наблюдения показали, что уже на первых уроках домашнего чтения большинство учащихся после выполнения ряда заданий распознавали ключевые слова и словосочетания. На вторых уроках учащиеся уже больше понимали суть сказки, и пытались самостоятельно высказываться по поводу той или иной ситуации по содержанию текста. Но еще пользовались ключевыми фразами, опорной схемой для ответа, материалом текста. На третьем уроке многие учащиеся уже самостоятельно высказывали свое мнение. Давали развернутый ответ, не опираясь на ключевые слова, словосочетания и предложения из текста. Уровень развития речевых умений и языковых навыков учащихся повысился.
После введения уроков домашнего чтения на конец третьей четверти качество успеваемости в испытуемом классе составляло 35% (Приложение 2). Введение уроков домашнего чтения способствовало расширению языкового репертуара, развитию базовых репродуктивных умений учащихся. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Совместно с научным руководителем мы разработали брошюры для работы над текстами для домашнего чтения (Приложение 3).
Несомненно, наш опыт доказывает, что домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся.
Домашнее чтение является неотъемлемой частью учебного процесса.
Заключение
Проделав данную работу, мы пришли к следующим выводам:
Список использованной литературы
1. Е. Г. Воронова. Английский клуб. Домашнее чтение. - М.: Айрис-пресс, 2009.
2. И.Д. Калистра. Обучению устной речи и чтению на иностранном языке// www.september.ru.
3. З.И. Клычникова. Психологические особенности обучению чтению на иностранном языке// www.1september.ru.
4. О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991.
5. Ф.М. Рабинович. Место чтения в средней школе на иностранном языке// www.eltarea.ru.
6. Н. А. Селиванов. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения// ИЯШ, №1, 2010.
7. Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002.
8. В.М. Фадеев. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля//ИЯШ, №6, 2009.
Приложение 1
Качество успеваемости по английскому языку за I полугодие
Приложение 2
Качество успеваемости по английскому языку 6 «А» класса за III четверть
Приложение 3
Как правильно работать с текстом для домашнего чтения на английском языке
1. Прочитайте текст, обращая внимание на установку, предваряющий вопрос, заголовок текста, выделенные слова в тексте, цифры и т. п. Это поможет определить, о чем текст, и поможет впоследствии успешно выполнить задания к тексту.
2. Не расстраивайтесь, если в тексте встретятся незнакомые слова, о значении многих вы сможете догадаться сами.
3. Помните, общее понимание текста не всегда зависит от этих слов.
4. Нужно провести работу над незнакомыми словами, используемыми в тексте, затем собственно чтение.
5. Внимательно прочитайте задания и постарайтесь выполнить их.
[1] Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002, 239 с.
[2] О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991, 360 с.
[3] З.И. Клычникова. Психологические особенности обучению чтению на иностранном языке// www.1september.ru
[4] И.Д. Калистра. Обучению устной речи и чтению на иностранном языке// www.1september.ru
[5] В.М. Фадеев. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля//ИЯШ, № 6, 2009, стр. 30
[6] Н. А. Селиванов. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения// ИЯШ, №1, 2010, стр. 60-64
[7] В.М. Фадеев. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля//ИЯШ, №6, 2009, стр. 28-30
[8] Н.А. Селиванов. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения// ИЯШ, № 1, 2010, стр. 61
[9] Ф.М. Рабинович. Место чтения в средней школе на иностранном языке// www.eltarea.ru
[10] Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002, 242 с.
[11] Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002, 243с.
[12] «Johnny Cake» Английская народная сказка.
[13] «The Sleeping Beauty» Английская сказка Ш. Пьеро.
Слайд 1
Лаптандер Яна Николаевна 9 А класс «Домашнее чтение как средство обучения английскому языку в среднем звене»Слайд 2
Если ввести уроки домашнего чтения как средства обучения английскому языку в среднем звене, то они будут способствовать расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений учащихся. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 3
Объект исследования Домашнее чтение как средство обучения английскому языку в среднем звене.
Слайд 4
Предмет исследования Уровень развития речевых умений и языковых навыков учащихся, изучающих английский язык в 5-9 классах.
Слайд 5
Цель исследования Выявить эффективность введения уроков домашнего чтения как средство обучения английскому языку в среднем звене.
Слайд 6
Задачи: 1. Изучение и обобщение теоретического материала по данной теме; 2. Определение роли домашнего чтения в изучении английского языка; 3. Исследование и выявление уровня развития речевых умений и языковых навыков учащихся, изучающих английский язык в 5-9 классах; 4. Анализ полученных результатов исследования; 5. Подтверждение гипотезы исследования; 6. Представление отчета по данной работе членам научного общества учащихся и жюри.
Слайд 7
Методы исследования: Анализ Синтез Наблюдение Сравнение Визуализация данных
Слайд 8
Этапы: 1. Общее ознакомление с литературой, тематическими Интернет-сайтами; 2. Обработка информации, выделение наиболее значимой; 3. Составление выписок и их дальнейшая обработка; 4. Проведение эмпирической исследовательской части работы (анализ и синтез литературы, наблюдение, сравнение); 5. Подведение итогов работы;
Слайд 9
Д омашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся.
Слайд 10
Качество успеваемости за I полугодие
Слайд 11
« The Sleeping Beauty» «Johnny Cake»
Слайд 12
3 этапа работы над текстом: дотекстовый этап; текстовый этап; послетекстовый этап.
Слайд 13
Вид работ зависит: Цель; Возраст учащихся; Уровень подготовленности.
Слайд 14
Первый урок - отработка активного словаря найти пары: слово и его значение; выбрать антоним слова из предлагаемой группы слов; выбрать синоним слова из предлагаемой группы слов; соединить пары слов по смыслу.
Слайд 15
Второй урок - контроль понимания содержания текста выписать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя; ответить на вопросы (ответы найти в тексте); ответить правда или ложь, в соответствии с содержанием текста; пересказ по плану или по ключевым словам.
Слайд 16
Третий урок - контроль понимания смысла и более детальный анализ инсценировать поведение того или иного героя; монолог: охарактеризовать любого понравившегося героя; организация беседы-дискуссии по какой-либо ситуации; написать свой отзыв о сказке.
Слайд 17
Качество успеваемости
Слайд 18
Выводы : Уроки домашнего чтения способствовали расширению языкового репертуара, развитию базовых репродуктивных умений учащихся. Домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся. Домашнее чтение является неотъемлемой частью учебного процесса.
Слайд 19
Как правильно работать с текстом для домашнего чтения на английском языке 1. Прочитайте текст, обращая внимание на установку, предваряющий вопрос, заголовок текста, выделенные слова в тексте, цифры и т. п. Это поможет определить, о чем текст, и поможет впоследствии успешно выполнить задания к тексту. 2. Не расстраивайтесь, если в тексте встретятся незнакомые слова, о значении многих вы сможете догадаться сами. 3. Помните, общее понимание текста не всегда зависит от этих слов. 4. Нужно провести работу над незнакомыми словами, используемыми в тексте, затем собственно чтение. 5. Внимательно прочитайте задания и постарайтесь выполнить их.
Слайд 20
Лаптандер Яна Николаевна 9 А класс «Домашнее чтение как средство обучения английскому языку в среднем звене»
Агния Барто. Сережа учит уроки
Снежная сказка
Рисуем ананас акварелью
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Астрономический календарь. Май, 2019