Пворческий проект учащегося
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Саратов в годы Великой Отечественной войны" | 45.92 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова
__________ № ____ 410064, г. Саратов
на_____от_________ ул. Перспективная,9/10
тел./ (факс): +7(845-2) 62-48-58
E-mail: sarsc44@mail.ru
ТЕМА:
«Саратовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Работу выполнила:
учащаяся 11 «а» класса
МОУ «СОШ № 44 имени
Героя России Н.В. Исаева»
Иванова Екатерина
Руководитель работы:
учитель истории и
обществознания
Кононова
Лариса Владимировна
Саратов 2023 г.
Содержание:
Введение - 3 - Глава I. Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. - 4 -
Глава II. Все для фронта, все для Победы! - 9 -
Заключение. - 11 -
Список использованной литературы. - 12 -
Введение.
Великая Отечественная война стала одним из центральных исторических событий страны, а для Саратова - особой страницей, которая изменила многие планы и жизненный уклад города.
Более 680 тысяч жителей Саратовской области защищали нашу Родину в боях. Более 300 из них удостоены звания героя Советского Союза (из них 24 уроженца Саратова).
На Воскресенском кладбище в братской могиле похоронено 5663 солдат и офицеров Советской Армии, погибших при отражении вражеских налётов на Саратов, а также умерших в городских госпиталях.
Моя работа посвящена исследованию истории моего родного города Саратова в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Актуальность работы обусловлена тем, что с каждым годом число ветеранов, тех кто самозабвенно защищал нашу родину, стремительно сокращается. Каждый из них совершил легендарный подвиг, благодаря которому мы сейчас живы и живем в свободной стране. И подвиг этот не должен быть забыт.
Исследованность темы. Конечно, эта тема была подробно изучена многими историками и научными деятелями, но чаще всего в различных трудах рассматриваются лишь отдельные вопросы жизни военного Саратова.
Наиболее интересными исследованиями для изучения истории военного Саратова являются: работа Румянцева Н. М. «Люди легендарного подвига», описывающая деятельность саратовских госпиталей в дни битвы за Сталинград; книга ветерана полка ночных бомбардировщиков Ольги Голубевой-Терес «Птицы в синей вышине», рассказывающая о буднях летчиц; а так же книга саратовской летчицы, Героя Советского Союза Раисы Ермолаевны Ароновой - «Ночные ведьмы», позволяющая создать представление о формировании авиационных полков на территории Саратовской области и их воинском пути.
Главной целью моей работы является: изучить жизнь жителей города Саратова в годы Великой Отечественной войны.
Основными задачами я определила:
Практическая направленность. Материалы исследования могут послужить для проведения тематических мероприятий, посвященных празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Глава I. Саратовская область в годы Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 г. нападение фашистской Германии на Советский Союз нарушило мирную жизнь нашего народа. В истории Советского государства наступил суровый период Великой Отечественной войны. У каждого региона своя история этого периода. 28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Саратова объявлялся прифронтовой зоной. Городские и районные власти обязывались принять экстренные и исчерпывающие меры к охране узла и к бесперебойному продвижению поездов с неизмеримо возросшим потоком грузов. На следующий день бюро райкома КПСС утвердило мероприятия по защите от вражеской авиации железнодорожного узла и города.
В первые военные дни в городах и селах Саратовского края прошли многолюдные митинги на которых люди заявляли о своей готовности защищать Родину. В Саратове на митинге 22 и 23 июня присутствовало 82800 человек, выступило 837 человек.
Одним из самых заметных проявлений народного патриотизма в начале войны было массовое добровольное движение. С 23 июня по 12 июля 1941 года в Саратовские военкоматы поступило свыше 22 тысяч заявлений от добровольцев. За время войны только из числа девушек добровольцами в армию ушло 6 тысяч человек. В результате двух массовых мобилизаций летом и осенью 1941 года из Саратовского Поволжья было призвано более 300 тыс. мужчин. Всего за период Великой Отечественной войны было мобилизовано более 500 тыс. саратовцев, т.е. каждый 4-й житель области.
Война коснулась всех поколений. На фронт уходили не только военнообязанные. Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Юноши и девушки старались сделать все от них зависящее, чтобы помочь в борьбе с оккупантами. Молодые девушки устремлялись в военные госпитали, чтобы помочь раненным. Многие из них погибали.
Многие женщины, имея на руках маленьких детей, о которых нужно было заботиться, работали на заводах и фабриках. Дети и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.
С началом войны Саратовское Поволжье превратилось в базу формирования резервных частей и соединений Красной Армии. Всего здесь было сформировано свыше 500 различных соединений, частей и различных воинских учреждений (госпиталей, ремонтно-восстановительных мастерских, военных складов и т.д.), в том числе 28 дивизий и бригад только до конца 1942 года. Под г. Энгельсом в конце 1941– начале 1942 гг. под руководством известной летчицы М. М. Расковой были созданы три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночных бомбардировщиков. В области размещалось более десяти военных училищ, подготовивших десятки тысяч офицеров. Например, 1-е и 2-е – танковые училища выпустили свыше 11 тысяч офицеров. С лета 1941 года началось формирование Саратовской дивизии народного ополчения. За два года существования она подготовила 45 тысяч человек.
Хотя непосредственно на территории области и не велись боевые действия, тем не менее во время Сталинградской битвы она входила в зону оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного и Воронежского) фронта. С 9 сентября 1942 г. по конец 1943 г. область находилась на военном положении. Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. В частности Ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. Особенно напряжённым выдался 1942 год, когда Ртищевское отделение железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского и Воронежского фронтов. Участки Ртищевского отделения дороги находились в непосредственной близости к Сталинградскому фронту. Ртищево — Балашов — Поворино и Ртищево — Саратов — Урбах — Верхний Баскунчак — Ахтуба — таковы в то время были маршруты продвижения срочных поездов к линии фронта. Кроме того, ртищевские машинисты водили воинские эшелоны в Подмосковье, к Воронежу, на станции Филоново, Арчеда и Качалино Сталинградского фронта.
Важность ртищевского железнодорожного узла понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Верховного командования вермахта. В одной из записных книжек генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса была обнаружена запись: «Считаю ошибкой немецкого командования, что своевременно, в начале войны, не был выведен из строя ртищевский железнодорожный узел, имеющий большое стратегическое значение[1]».
В обеспечении выдающейся победы Советского Союза над фашистской Германией огромную роль сыграл железнодорожный транспорт, являющийся одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Наша страна имела достаточно развитую железнодорожную сеть. Великая Отечественная война продемонстрировала возросшее и притом решающее значение железных дорог в современных военных конфликтах. Роль железнодорожного транспорта увеличивалась по мере технического оснащения армии, совершенствования военного искусства и по мере того, как тыл стал приобретать все большее значение для вооружения и снабжения фронта. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс. В единый хозяйственный организм слились Западная Сибирь с Уралом, Урал с Поволжьем, Поволжье с Центральнопромышленным районом.
Значение Поволжской железнодорожной сети, являющейся составной частью транспортной системы страны, повышалось с началом войны. Региональные магистрали оказались важным связующим звеном тыловых восточных и фронтовых западных районов СССР. Они обеспечивали доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных областей и республик страны.
Следует отметить, что благодаря грамотным действиям ПВО ни одна немецкая бомба не упала на Саратовский железнодорожный мост несмотря на отчаянные усилия люфтваффе. Помимо противовоздушной обороны, для охраны железнодорожных узлов была предпринята необычная мера: строительство ложных объектов. За несколько недель в стороне от Ртищева, Благодатки и разъезда Дубасовского на полях в направлении Ивано-Куликов и Кургана возвели насыпь, вдоль полотна установили семафоры. На строительство строго засекреченных оборонительных сооружений привлекли рабочих и служащих узла, колхозники предоставили гужевой транспорт. По сигналам служб воздушного наблюдения из Тамбова, Поворино или Саратова о вылете немецких бомбардировщиков в сторону Ртищева, ответственный работник отделения дороги А. И. Богатырёв давал команду выключить единый рубильник для узла и города, которые погружались во тьму. Одновременно зажигались огни на ложных объектах, которые и подвергались бомбардировкам. Благодаря этому Ртищево и узел понесли минимальный ущерб от налётов вражеской авиации[2].
Неоднократно фашисты подвергали бомбардировкам Саратов и некоторые другие города области, железные дороги. В Саратове главным объектом авианалетов были авиационный завод, крекинг - завод, ГПЗ-3, Увекская и Ульяновская нефтебазы. По данным архивной службы[3] Саратовской области, всего на город было совершено 25 налетов. Самыми серьезными стали бомбардировки в конце июня и последней декаде сентября 1942 года, в июне 1943 года. Постоянно минировалась Волга. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб. Имелись и жертвы. Так, во время одного из налетов на крекинг-завод погибли 129 человек. 21 сентября 1942 года немцам удалось поразить баржу на Волге около Саратова. Погибли 250 человек.
Несмотря на тяжелые условия, Саратовское Поволжье внесло весомый вклад в обеспечение фронта и тыла промышленной продукцией. В результате эвакуации из западных районов СССР на территорию области свыше 100 заводов, число предприятий общесоюзного значения увеличилось в 1,5 раза. В области было построено свыше десятка крупных заводов (заводы электроагрегатного оборудования, «Знамя труда» в Саратове, им. Урицкого в Энгельсе, дизельный в Балакове, резинотехнических изделий в Калининске и т.д.). На саратовских предприятиях было выпущено более 13,5 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, десятки тысяч противотанковых ружей, значительное количество боеприпасов, 1,3 миллиона шинелей, 900 тысяч тонн цемента и т.д.
В первый период войны получили развитие текстильная, легкая и резиновая отрасли промышленности. На территории области расширялись ранее построенные и размещались эвакуированные предприятия. В Энгельсе были размещены Брянский машиностроительный завод (ныне троллейбусный завод), фабрика перевязочных материалов и прядильно-ткацкая; в Саратове и Вольске - три новые швейные фабрики; утроили свои мощности трикотажные фабрики Саратова и Красноармейска. За годы войны в области возникли новые отрасли и производства. Добыча природного газа на Елшанском месторождении и поставка его по газопроводу в Саратов, а позднее в Москву начали газовую промышленность области. В 1950 г. область давала более 1/10 общесоюзной добычи газа. К этому времени на базе Соколовогорского месторождения получила развитие и нефтяная промышленность.
К концу войны, вследствие расширения и реконструкции производства для нужд фронта, резко повысился удельный вес машиностроения и металлообработки.
Военные неудачи в начале войны вызвали большие перемещения населения из западных районов СССР. Только в первый год войны через Саратовскую область проследовало 820 тысяч эвакуированных. Более 300 тысяч остались на территории края. Население Саратова за счет эвакуированных увеличилось с 370 до 500 тысяч. В области были размещены эвакуированные украинские колхозы и МТС. В Саратов и область прибывали учебные заведения, в том числе Ленинградский государственный университет. Было эвакуировано 67 детских домов и интернатов, в которых насчитывалось свыше 10 тысяч детей. На территории области были размещены творческие коллективы из Москвы, Ленинграда, городов Украины. Приезжие срочно требовали работу. Когда их спрашивали, где бы они хотели работать, они отвечали: «Там, где больше принесем пользы для фронта, дайте любую работу». Убирали хлеб в колхозах, днем и ночью не сходили с лобогреек. Особой заботой окружили балаковцы эвакуированных - потеснились в своих домах и квартирах, предоставили одежду, обувь. В дошкольный дом № 3 были доставлены эвакуированные дети из-под Москвы, Ленинграда, Одессы.
Таким образом, мы видим, что с первых дней войны Саратов стал источником пополнения стратегических запасов и военных кадров.
Война полностью изменила жизнь города. Она негативно отразилась на повседневной жизни людей. Резко сократилось производство товаров народного потребления, возникли серьезные проблемы с продовольственным снабжением населения. Осенью 1941 года была введена карточная система на продукты питания. Потеря карточек ставила людей на грань выживания. В связи с размещением большого количества эвакуированных существенно ухудшились квартирные условия. Несмотря на лишения и трудности, саратовцы верили в победу над врагом и внесли свой весомый вклад в ее приближение.
отечественная война саратовский подвиг
Глава II. Все для фронта, все для Победы!
Великая Отечественная война существенно задержала развитие хозяйства области, но не остановила его. Война затормозила развитие и пищевой промышленности. В связи с привлечением для нужд фронта значительной части механизаторских кадров, тракторов, автомобилей, лошадей резко снизился уровень механизации сельского хозяйства. Это повлекло за собой сокращение посевных площадей и объемов производства сельхозпродукции. Восстановить эти отрасли народного хозяйства области удалось лишь в начале 50-х гг.
Тяжелые испытания выпали на долю деревни. В первые дни войны колхозы области передали Армии 17 тысяч лошадей, в машинно-тракторные станции - 5 тысяч тракторов.
Летом 1941 г. на полях Саратовской области зрел богатый урожай. Нужно было в срок и без потерь провести его уборку. Первым в области выполнил план хлебозаготовок Новоузенский район, сдав дополнительно в фонд обороны страны 3,2 тысячи тонн хлеба.
На колхозных и совхозных полях трудились все, кто мог. Комбайнеры перешли на обслуживание двух комбайнов. Саратовская область в 1941 г. сдала государству 940212 тысяч тонн хлеба.
Огромную роль сыграли в этом советские женщины. Они заменили мужей и братьев на тракторах и комбайнах.
Помощь селу оказывали рабочие и служащие городов Саратовской области, студенты вузов и учащиеся старших классов школ. На полях колхозов и совхозов работало около 200 тысяч человек молодежи и школьников.
Трудящиеся области собирали средства для фронта. Подписывались на государственные займы, передавали свои сбережения на постройку самолетов, танковых колонн и т. д. Зачинателем почина саратовцев по сбору личных средств на строительство боевой техники стали колхоз «Сигнал революции» Ворошиловского района и Ф.П. Головатый, на собственные деньги купивший самолет для боевого летчика В. Еремина.
Вслед за Ф. Головатым 44 саратовских крестьянина пожертвовали на строительство самолетов свыше 100 тысяч рублей каждый. Колхозница А.С. Селиванова из Вольского района приобрела и передала в авиационную часть, в которой служил ее муж, три самолета. В.И. Жиглов из Федоровского района внес на строительство самолетов 300 тысяч рублей. За годы войны жители области внесли в фонд обороны 460 миллионов рублей и 32 килограмма драгоценных металлов. Количество собранных саратовцами теплых вещей для фронтовиков было достаточным для обеспечения пятнадцати стрелковых дивизий.
Десятки, сотни именных самолетов полетели на фронт. 70 самолётов подарили саратовские колхозники фронту.
Около 400 миллионов рублей, сданных саратовцами государству, пошла на строительство самолётов для фронта. Большая часть именных самолетов была построена на Саратовском авиационном заводе. Известно около 100 фамилий лётчиков, получивших в дар боевые машины от саратовцев. Получить именной самолёт было большой гордостью для лётчика, а бить фашистов на таком самолёте - святой обязанностью. Сейчас известны многие именные самолёты и эскадрильи саратовцев, но всё-таки о судьбе многих нет никаких сведений, забыты имена тех, кто дарил самолёты и имена тех, кто бил на них врага.
Большой вклад в повышение обороноспособности страны внесла советская интеллигенция. В заводских лабораториях, на кафедрах вузов г. Саратова решались вопросы, имеющие огромное народнохозяйственное и оборонное значение. В 1940 г. в области было 15 высших учебных заведений, в них обучалось 12,8 тысяч студентов.
За годы войны жители области внесли в фонд обороны 460 миллионов рублей и 32 килограмма драгоценных металлов. Количество собранных саратовцами теплых вещей для фронтовиков было достаточным для обеспечения пятнадцати стрелковых дивизий.
Наличие крупного медицинского института и мощной медицинской базы в Саратове позволило во время Великой Отечественной войны в короткий срок развернуть здесь густую сеть госпиталей, где возвращалось здоровье раненым и больным воинам-фронтовикам. Интенсивно развивалась советская наука. В 15 научно-исследовательских учреждениях и 15 учебных заведениях нашей области работали 1638 научных работников
Таким образом, можно сделать вывод, что саратовцы стермились всеми силами помочь фронту. Обеспечить фронт всем необходимым для общего дела Победы.
Заключение
Конечно невозможно описать все выдающиеся подвиги наших соотечественников. Многие из них погибли, без вести пропали, да и из вернувшихся с войны лишь единицы сейчас с нами.
В нашем городе есть памятник, воздвигнутый к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Надпись на стеле гласит: «Вечная слава защитникам нашей Родины, отдавшим жизнь за свободу и независимость Отчизны в Великой Отечественной войне». На гранитных пилонах запечатлены более 1250 фамилий павших воинов Герой Советского Союза. Этот мемориальный комплекс до сих пор напоминает о героях, пожертвовавших жизнью ради спасения Родины. В сооружении обелиска оказывали помощь жители всего города. Каждый год в День Победы тысячи горожан приходят на это место, чтобы своим участием в параде ветеранов отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа, и возложить к обелиску живые цветы как символ бессмертия их подвига.
Список литературы:
1. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, событиях, фактах, именах). Саратов; Приволжское издательство, 2011 г.
2. Саратовский государственный музей боевой славы. Путеводитель. 2012 г.
3. Аронова Р. Е. Ночные ведьмы. Саратов, Приволжское кн. Изд., 1983
4. Голубева-Терес О. Т. Птицы в синей вышине. Саратов: ИЦ «Добродея», 2000.
5. Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига. Саратов, Приволжское кн. Изд., 1968.
Интернет-ресурсы:
1.Куванов А. Огни на ложных объектах// Газета «Путь Ленина». Ртищево. 8 мая 1978г. // http://openbookvictory.ru Дата входа: 25.02.2020.
2.Саратов в годы Великой Отечественной войны/Под ред. А. Ардбацкого//Издательство СГУ. 2002.//www.saratov.rusarchives.ru Дата входа: 20.01.2020.
[1] Куванов А. Огни на ложных объектах// Газета «Путь Ленина». Ртищево. 8 мая 1978г. // http://openbookvictory.ru Дата входа: 25.02.2020.
[2] Куванов А. Огни на ложных объектах// Газета «Путь Ленина». Ртищево. 8 мая 1978г. // http://openbookvictory.ru Дата входа: 25.02.2020.
[3] Саратов в годы Великой Отечественной войны/Под ред. А. Ардбацкого//Издательство СГУ. 2002.//www.saratov.rusarchives.ru Дата входа: 20.01.2020.
Пока бьют часы
Знакомимся с плотностью жидкостей
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Лиса-охотница
Как нарисовать китайскую розу