Исследовательская работа по обществознанию
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_1.docx | 217 КБ |
prezenetatsia.pptx | 1.59 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
________________________________________________________
Исследовательская работа
по обществознанию
«Влияние СМИ на личность подростка»
Работу выполнил: Фомченков Егор,
обучающийся 9 класса
Руководитель: Данченкова Елена Сергеевна,
учитель обществознания
Стодолище
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. СМИ в жизни человека
1.1 Понятие о средствах массовой информации и их характерные особенности………………………………………………………………….5
1.2 Средства массовой информации и их происхождение…………….6-9
1.3 Роль СМИ в обществе………………………………………………….9
Глава 2. Влияние и воздействие СМИ на молодежь
2.2 Способы психологического воздействия СМИ на подростков….10-13
2.3 Последствия от влияния СМИ……………………………………….13-14
Глава 3. Анкетирование обучающихся МБОУ Стодолищенская СШ
3.1. Организация исследования…………………………………………..15
3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………………..15-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..21-24
ВВЕДЕНИЕ
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине XX-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа – информационного общества. И средства массовой информации занимают в развитии современного общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего. Все то, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ. Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание.
Наиболее ответственным периодом для нравственного развития становления личности является подростковый возраст. Именно в это время происходит формирование сознания, чувств, поведения, собственного мировоззрения, накопления жизненного и интеллектуального опыта. Это время самопознания и самоопределения, выявления нравственных ценностей и идеалов. Но задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ информационное влияние. Именно этот вопрос я хотел бы проследить в своей работе.
Актуальность работы: в современном мире СМИ обхватывает все области жизни. Сегодня СМИ оказывают огромное влияние на подростков. Социальные сети, телевиденье, компьютерные игры, различные сайты в интернете - неотъемлемая часть в жизни любого современного подростка. Эти средства могут оказывать различное влияние на подростка, как положительное, так и отрицательное.
Объект исследования: СМИ в жизни подростков
Предмет исследования: СМИ как средство воздействия на подростков
Цель исследования – выявить негативное и позитивное влияние СМИ на подростков
Методы исследования, используемые мною в работе для достижения цели: изучение литературы, социологический опрос, сравнительный анализ, описательный метод с приемами наблюдения
Гипотеза исследования: Влияние средств массовой информации является неоднозначным, то есть оно может быть как позитивным, так и негативным.
Глава 1. СМИ в жизни человека
1.1 Понятие о средствах массовой информации и их характерные особенности
Средства массовой информации — это организации (издательства, теле – и радиокомпании и др.), основными целями, деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.
Такие факторы как телевидение, видео, компьютеры, журналы и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении большому числу людей, обладают весьма огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий и интернета средства массовой информации становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений. Подрастающее поколение формирует свой мир благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету. Именно благодаря средствам массовой информации подростки сейчас являются такими, какими они есть. История создания такого понятия как «СМИ» берет начало еще с далеких времен, но активно влиять на человека, а особенно на подростка массовая информация начала не так давно.
Предположим, что активное влияние СМИ началось с момента создание сети интернет. На сегодняшний день в каждом доме и в каждой семье есть свой персональный компьютер (или иной источник пользования интернетом, например ноутбук или смартфон) где каждый день пользователь видит тонну информации, которая оказывает на него огромное влияние. Просто зайдя в интернет, или включив телевизор, да даже просто открыв газету или журнал, перед взором встает обильное количество информации, которая в той или
иной степени откладывается в сознании человека.
1.2. Средства массовой информации и их происхождение.
1) Печать
Первым средством массовой информации стала печать. Как известно, истоки европейского книгопечатания восходят к деятельности Иоганна Гутенберга, который изобрёл печать с набора, состоящего из отдельных литер. Это произошло в середине XV века. Благодаря использованию печатного станка к началу XVI века печатные книги исчислялись сотнями тысяч, впервые в истории книга стала доступна широкой аудитории. Процесс появления собственно печатной периодики занял почти полтора века, и ещё в XVII веке рукописные информационные листки имели хождение наряду с возникшими печатными изданиями. Рукописные информационные листки, предшественники периодической печати, появились в европейских городах в XVI веке. Стимулом для их возникновения стало бурное развитие капиталистической экономики, повлекшее за собой интенсивный торговый и культурный обмен. Это породило потребность в информации. Непосредственным предшественником европейских газет считается рукописный венецианский информационный листок. Он назывался «аввизи» (от итал. avviso — сообщение) и продавался за одну мелкую монету — gazzetta. Таково происхождение слова «газета». В начале XVII века в Европе (Германия) появляется и периодическая печать. Первые газеты не имели устойчивых названий, их тиражи не превышали несколько сотен экземпляров. На протяжении столетия развитие периодической печати происходило довольно быстро во всех европейских странах. Постоянно возникали новые издания, однако не все оказывались долговечными. К 1630 году еженедельные газеты существовали уже в тридцати европейских городах.
В России первая газета появилась в начале XVIII века по инициативе Петра I. 16 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о создании первой русской печатной газеты «Ведомости». Прежде, чем в России появились печатные газеты, в Посольском приказе долгое время для царя и бояр составляли периодические рукописные обзоры немецкой и голландской прессы. Их называли курантами. Перед изданием куранты редактировались
2) Радио
Это СМИ по сравнению с компьютерами, мобильными телефонами и смартфонами встретишь нечасто. Тем не менее, многие современные радиостанции продолжают существовать за счет разнообразия программ. Первая в России радиостанция – «Всесоюзное радио» (позднее — 1 программа Всесоюзного радио, Радио 1) была запущена 23 ноября 1924 года. В 1945 году была запущена «2 программа» (позднее — Маяк), в 1948 году – «3 программа» (позднее — Юность). Первая коммерческая радиостанция в России “Европа плюс” была запущена 30 апреля 1990 года. Радиовещание в России делится на государственное и коммерческое. Государственный вещатель – ВГТРК, включает в себя две общенациональные радиостанции – “Радио России” и “Маяк”, коммерческими радиовещателями являются радиостанции вещающие почти во всех регионах – “Русское радио”, “Авторадио”, “Европа плюс”, “Дорожное радио”. Сегодняшние подростки, как правило, используются радио для прослушивания развлекательных программ, а не для получения познавательной информации. Для подростков радио уже не актуально, и доля информации, получаемая через работу радиостанций минимальна. Телевизионное изображение и звук убедительнее, чем просто звук.
3) Телевидение
Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи, являясь каналом интенсивной социализации. В наше время большое влияние на формирование нравственности подростков оказывает телевидение. Регулярное телевизионное вещание началось в СССР 1 октября 1931 года. Передачи оптико-механического телевидения принимались во многих городах. На сегодняшний день в РФ вещают: 16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330. Наиболее популярные из них: Первый канал, Россия 1, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Матч ТВ, Че, Муз-ТВ, OCEAN-TV, MTV, ТВ3, A-ONE, Канал Disney, 2×2, Звезда, Карусель, Евроновости, Мир, Спас, Союз, Благовест и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов. Моим любимым каналом является Матч ТВ.
4) Интернет
Первым, после телевидения источником информации является мировая паутина-Интернет, где существует огромное количество сайтов и ссылок для каждого желающего… Одним из желающих может оказаться любой ребенок. Неограниченный доступ к практически любому виду информации для подростков (которые возможно еще и не созрели для этой информации) – это не благо мировой цивилизации, а ее огрех, «программная ошибка». В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, подбирать и колоть наркотики и т.п.
До 1995 г. интернета в его современном образе (WWW с графическим браузером) в России не было. Точнее, существовавший тогда уровень развития интернета в России не позволял говорить о какой-то деятельности, рассчитанной на массового информационного потребителя.
К ноябрю 1993 г. относится начало проекта Demos Online. В сентябре следующего года у «Демоса», который в дальнейшем становится одним из крупнейших российских провайдеров, появляются первые пользователи.
В ноябре 1994 г. появляется первая полнотекстовая электронная русская библиотека. По состоянию на 1 марта 2000 г. эта библиотека содержала уже около 25000 текстовых файлов общим объемом 1300 Мб, что на порядок превосходило аналогичные западные проекты.
Интернет дал возможность общаться не выходя из дома со всеми своими родственниками, коллегами, друзьями или просто c незнакомыми людьми. Благодаря этой возможности многим он нужен именно для комфортного общения.
1.3. Роль СМИ в обществе.
Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. Потому стоит задуматься о влиянии СМИ на жизнь человека, а потому выбирать самые качественные средства массовой информации, на которые не влияют посторонние факторы, например, политика, экономическое влияние. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято. Правда, искать такие СМИ придется долго, ведь многие из них находятся под непосредственным влиянием политических или экономических сил.
Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории.
В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением.
ГЛАВА 2. Влияние и воздействие СМИ на молодежь.
Возраст подростков от 12 до 17 лет.
В психологии подростка и его внутреннем мире начинаются следующее изменения:
1. Становится невероятно сильной тяга к общению со сверстниками, выяснение позиций других и своего места в коллективе. Это может быть лидерская позиция, нейтральная или несколько отстраненная. Мнение друзей часто начинает быть более весомым, чем оценка взрослых или педагогов. Для подростка слишком много - значит группа, ее влияние иногда безгранично. Если его популярность подвергается сомнению, у него возникает сильное беспокойство.
2. У школьников младшего возраста тревожность повышается при контакте с незнакомыми им взрослыми. А у подростков чувство тревоги резко возрастает при общении с родителями и сверстниками.
3. Быстрые физиологические изменения, вызванные гормональной перестройкой в организме, приводят к изменению поведения подростков. Из-за снижения активности доминирующего центра коры головного мозга, внимание ухудшается. Теперь оно более неустойчивое и непродолжительное. В подростковом возрасте юношам и девушкам характерны такие особенности психологии, как неустойчивая психика, импульсивность и не последовательность поведения, стремление к самостоятельности, внушаемость, легко возникающие страхи и т.д. Зная все эти слабые точки подростков, СМИ завлекает молодёжь в свой мир. Подросток поглощает всю информацию, в том числе и вредную. Он может что-то понять не так и в дальнейшем это повлияет на его мировосприятие.
2.2. Способы психологического воздействие СМИ на подростков.
Мы не замечаем этого, но у СМИ есть свои способы психологического воздействия на подростков. Рассмотрим некоторые из них.
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Средства массовой информации стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы, рассматривая их с точки зрения общественного мнения. Поэтому можно сделать вывод, что и общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности распространения идеологии и пропаганды.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задача прессы в процессе убеждения – создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.
Находясь, под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Задача журналиста может в большей степени заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение, ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на молодежь определенным образом. Для воздействия на аудиторию используют определенные методы. Так, например, можно выделить метод дезинформации.
По способу подачи материала Г. Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. То есть информация, поданная мелкими пропорциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.
Немедленность передачи информации, по мнению Г. Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако, такое ложное чувство сложности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может такой вовсе не являться, а наоборот, отвлекать внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного срока.
Способы психологического воздействия на молодёжь:
1. Компьютерные игры. Когда тинэйджер играет в них, у него происходит нарушение передачи импульсов между нервными клетками и замедление работы мозга.
2.Телегипноз (непрямой гипноз). Любой человек, который смотрит телевизор, попадает под влияние того, что по нему показывают. Непрямой гипноз проводится ежедневно, в основном с помощью рекламы, а её влияние нельзя недооценивать, ведь она влияет на всё, начиная от образа жизни и заканчивая привычками людей.
3.Зомбирование – обработка подсознания человека или группы людей по средству внушения или специальных технических средств и приёмов. Используется СМИ и как «Промывка мозгов», однако обладает большей силой и связано с внушением и «гипнозом»
2.3 Последствия влияния СМИ
Подростки - это такая социальная группа, которая сильно поддается воздействию СМИ.
Существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей.
Негативные последствия:
-Гипервозбудимость детей. Подростки подражают отклоняющемуся поведению и усваивают его агрессивные модели поведения.
- Искаженный образ тела. Благодаря фотошопу, эталон красоты стал практически невозможен. Эти образы повсюду. Это привело к искажению образа тела среди подростков. Анорексия и булимия и есть последствия подобных изменений. Это не ограничивается только девушками. Даже у юношей может развиться «комплекс неполноценности», если они не вписываются в общепринятые в СМИ рамки.
-Насилие – Его количество в видеоиграх и кино просто ужасает. И подростки проводят много часов, наблюдая эти сцены. Насилие становится их реальностью. Многие подростки не способны различать реальность и фантазию. Это делает насилие нормальным для них. Количество школьных перестрелок во многих странах является явным тому доказательством.
-Ожирение. Современные подростки большую часть своего времени проводят перед телевизором и компьютером, если добавить к этому привычное многим плохое питание, мы получаем настоящую эпидемию ожирения.
-Низкий балл в школе. Подростки, которые смотрят слишком много телепередач, показывают более низкие результаты на экзаменах. Кроме того, такие подростки плохо читают. Исследования показывают, что люди с высокими баллами на экзаменах меньше смотрели телевизор в детстве и подростковом возрасте.
СМИ оказывает позитивное влияние и несет следующие положительное влияние:
-Информационно-познавательное:
- Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.
-СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом утоляя «информационный голод».
- Повышает общую, в том числе и политическую культуру.
-Служит для взаимного информирования властей и населения.
Глава 3. Анкетирование обучающихся МБОУ Стодолищенская СШ
3.1. Организация исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ Стодолищенкая СШ.
В анкетирование принимали участие обучающиеся 9-11 классов в количестве 41 человека.
Применялись следующие методы: анализ научной литературы, анкетирование: «Влияние СМИ на подростков».
Целью анкеты «Влияние СМИ на подростков», является изучение влияние СМИ на обучающихся. На специально подготовленном бланке, состоящем из 12 вопросов (Приложение 1), испытуемому предлагается выбрать утверждение, которое подходит к нему. Результаты анкетирования представлены в диаграммах (Приложение 2).
3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 8% (4 человека) узнают о происходящем от семьи. 17% узнают о происходящем от друзей (7 человек) ,75% узнают о происходящем от СМИ (34 человека).
В среднем обучающиеся пользуются интернетом 88% (40 человек), телевиденье 11% (5 человек). Также стоит, отметь, что печатными изданиями никто не пользуется.
Больше всего обучающиеся смотрят СМИ освещающие спорт 22% (10 человек). На втором месте стоит политика 17% (8 человек). Следующее по численности ответов занимает здоровье и медицина 13 % (6 человек). Также обучающиеся смотрят СМИ, которые вещают о известных людях 13% (6 человек). Меньше обучающихся смотрят СМИ которые вещают о образовании 8% (4 человека). Не многие интересуются модой 10% (5 человек). Также обучающиеся смотрят СМИ, которые вещают о культуре 10% (5 человек)
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 26% (12 человек) полностью согласны с тем, что СМИ является мощнейшим средством манипулирования. Также больше количество обучающихся скорее согласны с этим высказыванием 57% (26 человек). Обучающихся, которые скорее не согласны гораздо меньше 15% (7 человек). Стоит отметить, что обучающихся, которые полностью не согласны нет.
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 57% (26 человек) скорее доверяют информации, полученной с помощью СМИ. 33% (15 человек) скорее не доверяют информации, полученной с помощью СМИ.8% (4 человека) полностью не доверяют информации полученной, с помощью СМИ. Стоит отметить, что людей, которые полностью доверяют информации, полученной с помощью СМИ нет.
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 4% (2 человека) проверяют информацию, полученную с помощью СМИ. 42% (19 человек) часто проверяют информацию, полученной с помощью СМИ.40% (18 человек) редко проверяют информацию, полученную с помощью СМИ.13% (6 человек) никогда не проверяют информацию, полученную с помощью СМИ.
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 2% (1 человек) всегда согласен с мнением, предоставленным СМИ. 40% (18 человек) часто согласны с мнением, предоставленным СМИ. 48% (22 человека) редко согласны с мнением, предоставленным СМИ. 8% (4 человека) никогда не согласны мнением, предоставленным СМИ.
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 17%(8 человек) часто меняют собственное мнение под влиянием СМИ.55% (25 человек) редко меняют собственное мнение под влиянием СМИ. 26% (12 человек) никогда не меняют собственное мнение под влиянием СМИ. Стоит отметить .что людей, которые всегда меняют собственное мнение под влиянием СМИ нет.
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 8% (4 человека) ощущают на себе манипулятивное воздействие СМИ. 51% (23 человека) не ощущают на себе манипулятивное воздействие СМИ. 40% (18 человек) затрудняются ответить на этот вопрос.
В ходе проведения анкетирования было установлено , что 4%(2 человека) пользуются интернетом в качестве источника информации несколько раз в месяц.31% (14 человек) пользуются интернетом в качестве источника информации несколько раз в неделю. 64% (29 человек) пользуются интернетом в качестве источника информации каждый день.
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 24% (11 человек) используют интернет с целью получения новых знаний. 44% (20 человек) пользуются интернетом с целью развлечения и отдыха. 20% (9 человек) используют интернет для просмотра новостей.11% (5 человек) используют интернет для того ,чтобы заполнить время.
В ходе проведения анкетирования было установлено, что 8% (4 человека) сталкивались с пропагандой суицида в интернете. 11% (5 человек) сталкивались с шантажом в интернете. 20% (9 человек) сталкивались с вымоганием денежных средств в интернете. 8% (4 человека) сталкивались с насилием в интернете. 6% (3 человека) сталкивались с пропагандой алкоголя и наркотиков интернете. 44% (20 человек) ни с чем из перечисленного не сталкивались.
Подводя итог результатам анкетирования можно выделить следующее, что большинство опрошенных обучающихся 9-11 классов из названных СМИ предпочитают интернет, особой популярностью пользуется спорт и политика. Многие ребята все-таки не доверяют СМИ и не ощущают на себе их манипулирующего воздействия. Положительным моментом является то, что большинство использует интернет в качестве источника информации и получения новых знаний. Треть обучающихся сталкивались с таким негативным последствие интернета, как вымогание денежных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростки — это социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ из-за психологических особенностей своего возраста. На сегодняшний день информация может преподноситься в искаженной форме, в виде неадекватных нравственных норм, социальных стереотипов и установок, ложных ценностных ориентаций.
Я рассмотрел тему влияния СМИ на личность подростков, и теперь можно с
уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно очень существенное. Также передо мной был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. Эти обильные источники - телевидение и Интернет, журналы и видеоигры и т.д. Они активно влились в жизнь людей.
Влияние СМИ на индивида неизбежно, однако необходимо, чтобы сами подростки научились критично оценивать информационный поток и принимать решения о своем отношении к написанному или сказанному СМИ, чтобы они сами анализировали адекватность источника информации и умели отличать достоверные данные.
Список используемой литературы
1. Воробьева, К. А. Воздействие демонстрации в СМИ сцен насилия на развитие личности подростков / К. А. Воробьева. — Москва : Юрайт, 2019.— 243 с.
2. Гадаев, А. В. Влияние СМИ на дезадаптацию школьников / А. В. Гадаев. — Москва : Академия, 2019. — 320 с.
3. Евдокимов, В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве / В. А. Евдокимов. — Москва : Модэк, 2020. — 359 с.
4. Кураев, Г. А. Лекции по курсу «Возрастная психология» / Г. А. Кураев. — Ростов-на-Дону : Фенкс, 2019. — 194 с.
5. Овчаренко, А. Н. Основы СМИ / А. Н. Овчаренко. — Москва : Аспект пресс, 2018. — 494 с.
6. Семаго, Н. Я. Руководство по психологической диагностике / Н. Я. Семаго. — Москва : Юрайт, 2017. — 259 с.
9. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — Москва : Модэк, 2019. — 414 с.
7. Южанинова, Е. Р. К вопросу о влиянии интернета на личность подростков / Е. Р. Южанинова. — Санкт-Петербург : Речь, 2018. — 151 с.
Интернет - источники
1. Единый портал молодежного парламента России [электронный ресурс] - newparlament.ru
2. Молодежный форум [электронный ресурс] - christsocio.info
3. Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам [электронный ресурс] - http://ms-solutions.ru
Приложение 1
АНКЕТА: «Влияние СМИ на подростков»
1. Откуда Вы узнаете о происходящих событиях?
1. Семья 2. СМИ 3. Друзья/одноклассники
2. Какими СМИ Вы чаще всего пользуетесь?
1. Интернет 2. Печатные издания 3. Телевидение 4. Радио
3. Какие темы, освещающиеся в СМИ, интересуют вас?
1. Политика 2. Культура 3. Здоровье и медицина 4. Образование 5. Мода 6. Известные люди 7. Спорт
4. В настоящее время СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением. В какой степени Вы согласны с данным утверждением?
1. Полностью согласен 2. Скорее согласен 3. Скорее не согласен 4. Полностью не согласен
5. Доверяете ли Вы информации, полученной с помощью СМИ?
1. Полностью доверяю 2. Скорее доверяю 3. Скорее не доверяю 4. Полностью не доверяю
6. Проверяете ли Вы информацию, полученную из СМИ?
1. Всегда проверяю 2. Часто проверяю 3. Редко проверяю 4. Никогда не проверяю
7. Часто ли Вы согласны с мнением, предоставляемым СМИ?
1. Всегда 2. Часто 3. Редко 4. Никогда
8. Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ?
1. Всегда 2. Часто 3. Редко 4. Никогда
9. Ощущаете ли Вы на себе манипулятивное воздействие СМИ?
1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
10. Как часто Вы пользуетесь интернетом в качестве источника информации?
1. Несколько раз в месяц 2. Несколько раз в неделю 3. Ежедневно
11. С какой целью Вы используете интернет?
1. Получение новых знаний 2. Развлечение, отдых 3. Просмотр новостей 4. Заполнить время
12. С чем из нижеперечисленного Вы сталкивались в интернете?
1. Пропаганда суицида 2. Шантаж 3. Вымогание денежных средств 4. Насилие 5. Пропаганда алкоголя и наркотиков 6. Ничего из перечисленного
Приложение 2
Результаты анкетирования:
1.Откуда вы узнаете о происходящих событиях
2. Какими СМИ вы чаще всего пользуетесь?
3. Какие темы, освещающиеся в СМИ, интересуют вас?
4. В настоящее время СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением. В какой степени Вы согласны с данным утверждением?
5. Доверяете ли Вы информации, полученной с помощью СМИ?
6. Проверяете ли Вы информацию, полученную из СМИ?
7. Часто ли Вы согласны с мнением, предоставляемым СМИ?
8. Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ?
9. Ощущаете ли Вы на себе манипулятивное воздействие СМИ?
10. Как часто Вы пользуетесь интернетом в качестве источника информации?
12. С чем из нижеперечисленного Вы сталкивались в интернете?
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стодолищенская средняя школа Исследовательская работа по обществознанию «ВЛИЯНИЕ СМИ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА» Работу выполнил: обучающийся 9 класса МБОУ Стодолищенской СШ Фомченков Егор Руководитель: Данченкова Елена Сергеевна учитель обществознанияСлайд 2
Актуальность работы В современном мире СМИ обхватывает все области жизни. Сегодня СМИ оказывают огромное влияние на подростков. Социальные сети, телевиденье, компьютерные игры, различные сайты в интернете - неотъемлемая часть в жизни любого современного подростка. Эти средства могут оказывать различное влияние на подростка, как положительное, так и отрицательное .
Слайд 3
Цель исследования – выявить негативное и позитивное влияние СМИ на подростков. Задачи исследования : 1.Проанализировать роль СМИ в жизни подростка . 2.Проанализировать влияет ли СМИ на современного подростка. 3.Провести социологический опрос среди обучающихся 9-11 классов, чтобы узнать насколько влияет СМИ на их жизнь; 4. проанализировать результаты социологического опроса. 5. Подвести итоги. Объект исследования – СМИ в жизни подростков Предмет исследования – СМИ как средство воздействия на подростков Методы исследования , используемые мною в работе для достижения цели: изучение литературы, социологический опрос, сравнительный анализ, описательный метод с приемами наблюдения
Слайд 4
Гипотеза исследования: в лияние средств массовой информации является неоднозначным, то есть оно может быть как позитивным, так и негативным .
Слайд 5
Понятие средств массовой информации Средства массовой информации — это организации (издательства, теле - и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств .
Слайд 6
С редства массовой информации и их происхождение Сегодня к средствам массовой информации относятся : - печать; - радио; - телевидение; - интернет;
Слайд 7
Роль СМИ в обществе Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением.
Слайд 8
Подростки и их психологические особенности
Слайд 9
Способы психологического воздействия СМИ на подростков. 1 . Компьютерные игры. Когда подросток играет в них, у него происходит нарушение передачи импульсов между нервными клетками и замедление работы мозга. 2. Телегипноз (непрямой гипноз). Любой человек, который смотрит телевизор, попадает под влияние того, что по нему показывают. 3. Зомбирование – обработка подсознания человека или группы людей по средству внушения или специальных технических средств и приёмов. Используется СМИ и как «Промывка мозгов», однако обладает большей силой и связано с внушением и «гипнозом ».
Слайд 10
Негативные последствия от влияния СМИ Негативные последствия: Гипервозбудимость детей . Подростки подражают отклоняющемуся поведению и усваивают его агрессивные модели поведения. Насилие – Его количество в видеоиграх и кино просто ужасает. И подростки проводят много часов, наблюдая эти сцены. Насилие становится их реальностью. Многие подростки не способны различать реальность и фантазию. Это делает насилие нормальным для них. Количество школьных перестрелок во многих странах является явным тому доказательством. Ожирение . Современные подростки большую часть своего времени проводят перед телевизором и компьютером, если добавить к этому привычное многим плохое питание, мы получаем настоящую эпидемию ожирения. Низкий балл в школе . Подростки, которые смотрят слишком много телепередач, показывают более низкие результаты на экзаменах. Кроме того, такие подростки плохо читают. Исследования показывают, что люди с высокими баллами на экзаменах меньше смотрели телевизор в детстве и подростковом возрасте.
Слайд 11
Положительное влияние СМИ на подростков Информационно-познавательное: - Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. -СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом утоляя «информационный голод». - Повышает общую, в том числе и политическую культуру. -Служит для взаимного информирования властей и населения.
Слайд 12
Анкета «влияние СМИ на подростков» 1.Откуда Вы узнаете о происходящих событиях? 1 . Семья 2. СМИ 3. Друзья/одноклассники 2. Какими СМИ Вы чаще всего пользуетесь? 1. Интернет 2. Печатные издания 3. Телевидение 4. Радио 3. Какие темы, освещающиеся в СМИ, интересуют вас? 1. Политика 2. Культура 3. Здоровье и медицина 4. Образование 5. Мода 6. Известные люди 7. Спорт 4. В настоящее время СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением. В какой степени Вы согласны с данным утверждением? 1. Полностью согласен 2. Скорее согласен 3. Скорее не согласен 4. Полностью не согласен 5. Доверяете ли Вы информации, полученной с помощью СМИ? 1. Полностью доверяю 2. Скорее доверяю 3. Скорее не доверяю 4.Полностью не доверяю 6. Проверяете ли Вы информацию, полученную из СМИ? Всегда проверяю 2. Часто проверяю 3. Редко проверяю 4. Никогда не проверяю
Слайд 13
7. Часто ли Вы согласны с мнением, предоставляемым СМИ? 1 . Всегда 2. Часто 3. Редко 4. Никогда 8. Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ? 1. Всегда 2. Часто 3. Редко 4. Никогда 9. Ощущаете ли Вы на себе манипулятивное воздействие СМИ? 1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить 10 . Как часто Вы пользуетесь интернетом в качестве источника информации? 1. Несколько раз в месяц 2. Несколько раз в неделю 3. Ежедневно 11. С какой целью Вы используете интернет? 1. Получение новых знаний 2. Развлечение, отдых 3. Просмотр новостей 4. Заполнить время 12. С чем из нижеперечисленного Вы сталкивались в интернете? 1. Пропаганда суицида 2. Шантаж 3. Вымогание денежных средств 4. Насилие 5. Пропаганда алкоголя и наркотиков 6. Ничего из перечисленного
Слайд 14
1.Откуда вы узнаете о происходящих событиях 2 . Какими СМИ вы чаще всего пользуетесь?
Слайд 15
3 . Какие темы, освещающиеся в СМИ, интересуют вас? 4. В настоящее время СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением. В какой степени Вы согласны с данным утверждением?
Слайд 16
5. Доверяете ли Вы информации, полученной с помощью СМИ? 6 . Проверяете ли Вы информацию, полученную из СМИ?
Слайд 17
7. Часто ли Вы согласны с мнением, предоставляемым СМИ ? 8 . Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ?
Слайд 18
9 . Как часто Вы пользуетесь интернетом в качестве источника информации ? 10 . Как часто Вы пользуетесь интернетом в качестве источника информации?
Слайд 19
11.С какой целью Вы используете интернет? 12. С чем из нижеперечисленного Вы сталкивались в интернете?
Слайд 20
Подводя итог результатам анкетирования можно выделить следующее, что большинство опрошенных обучающихся 9-11 классов из названных СМИ предпочитают интернет, особой популярностью пользуется спорт и политика. Многие ребята все-таки не доверяют СМИ и не ощущают на себе их манипулирующего воздействия. Положительным моментом является то, что большинство использует интернет в качестве источника информации и получения новых знаний. Треть обучающихся сталкивались с таким негативным последствие интернета, как вымогание денежных средств.
Слайд 21
Я рассмотрел тему влияния СМИ на личность подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно очень существенное. Также передо мной был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе .
Сказка "Колосок"
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Привередница
Заповеди детства и юности
Растрёпанный воробей