Исследовательская работа по обществознанию
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_svadba.docx | 186.91 КБ |
tvorcheskaya_rabota_2.pdf | 2.39 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
________________________________________________________
Исследовательская работа по обществознанию
«Свадебные обряды и традиции Смоленской области»
Работу выполнила: Буза Анастасия,
обучающаяся 9 класса
Руководитель: Данченкова Елена Сергеевна, учитель обществознания
Стодолище
2021
Оглавление.
I. ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________3-5
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Происхождение свадебных традиций и обрядов______________6-7
2. Свадебные традиции смоленского края______________________8-10
3. Периоды свадебного обряда________________________________11-18
4. Традиции в современном обществе__________________________19-23
5. Исследование отношения к свадебным традициям и обрядам обучающихся Стодолищенской школы_________________________24
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________25
Список используемой литературы______________________________26
Приложение 1,2_______________________________________________27-32
Введение
Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, какие-то из них – самые значимые .Но у всех без исключения свадьба – общий и один из главных праздников, самый светлый, чистый и веселый, потому что со свадьбой рождалась новая семья, рождаются дети, появляется новая ячейка общества. Имея это общее значение, свадебные обряды у каждого народа имели свои отличия и особенности. И, конечно же, русская свадьба, которая отличается своей неповторимостью и пышностью. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи нашей культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении, стать людьми любящими свою Родину, свой народ. Традиции русской народной свадьбы - это воплощение исконных ценностей семьи, домашнего очага, продолжения рода, матери и материнства. Обрядовое действие, которое лежит в основе народных традиций, является способом мышления предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако народные традиции еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (традиции едины и общеобязательны и, следовательно, объединяют всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен. Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива – эти свойства позволили народным традициям прожить многие века, стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.
Свадебные обычаи и обряды достаточно широко изучены и освещены отечественными этнографами. Данная работа опирается на труды таких учёных, как: В.В. Ильин, Ф.Л. Рубцова, Я.Р. Кошелев. Их исследования сравнивались с воспоминаниями местных жителей, анализировались. Обнаружились многие общие особенности, а также что-то неописанное ранее, найдено объяснение многим местным обрядовым действиям.
Актуальность работы обусловлена прежде всего тем, что в настоящее время в российском обществе и культуре происходит переосмысление и переоценка института брака и семьи, а также интенсивно формируются новые символы и ритуалы, в том числе связанные с празднованием важнейших событий личной жизни.
Цель исследовательской работы:
изучить особенности смоленских свадебных традиций, восстановить старинный свадебный обряд.
Задачи исследовательской работы:
Гипотеза: изучив особенности смоленских свадебных традиций, мы сможем сохранить ценность духовной культуры для будущего, для потомков.
Методы работы:
Объект исследования: бракосочетание как ритуал, знаковая система в контексте культуры.
Предмет исследования: традиции и ритуалы свадебного обряда.
Свадебные обычаи и обряды достаточно широко изучены и освещены отечественными этнографами. Данная работа опирается на труды таких учёных, как: В.В. Ильин, Ф.Л. Рубцова, Я.Р. Кошелев. Их исследования сравнивались с воспоминаниями местных жителей, анализировались. Обнаружились многие общие особенности, а также что-то неописанное ранее, найдено объяснение многим местным обрядовым действиям.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Происхождение свадебных традиций и обрядов.
Русские свадебные традиции и обряды сложились в феодальную эпоху на основе традиционного крестьянского семейного быта. Свадебное торжество является значимым событием в жизни молодой пары. Русские свадебные традиции и обычаи — богатый материал, накопленный веками. Все больше молодоженов отдают дань наследию предков. Свадьба в русском стиле отличается незабываемой атмосферой безудержного веселья. Издавна на Руси свадьба была огромным праздником, на который приглашалось большое количество людей. Свадебный обряд всегда был массовым и зрелищным. На протяжении веков сложилось огромное количество традиций и обычаев, связанных как с самой свадьбой, так и с ее подготовкой. Многие из них хорошо сохранились и сегодня, многие свадебные традиции сейчас находятся на стадии возрождения. Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Тем более что и сам он менялся с течением времени.
В настоящее время в российском обществе все более возрастает интерес к старинным традициям, возникает тенденция перенесения традиционных русских обрядов и верований в современную жизнь. Понятие «традиция» происходит от лат. traditio «предание» к глаголу tradere, означающему «передавать». Передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, традиция-множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Если рассматривать любой свадебный обряд, обязательно нужно сказать про его структуру. Свадебный обряд – это цикл множества обрядов, он наиболее сложный (из народных обрядов) и многосоставной. Свадебный обряд, является достаточно полным и весьма ярким проявлением «личности народа как живого организма», а также выражением его материальной и социальной развитости и культуры. Русская свадьба рассматривается как важная составная часть духовной жизни народа, «свадьба – праздник общий, семейный, дело важное, всех касающееся: и больших, и малых». Действительно, свадьба – один из пиковых моментов жизни всей общины, а не только значимое действо для отдельной семьи, действо, при совершении которого человек становится на новую ступеньку развития, переходит в новое качество, рождается в новой – семейной жизни.
2. Свадебные традиции смоленского края
«На Смоленщине свадьба-праздник общий, семейный, дело важное, всех касающееся : и больших, и малых.»
В. Н. Добровольский
Свадебная игра складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то
комических, а то и трагедийных. Свадьба в целом представляла собой как бы сложную драматическую игру, в которой реальное переплеталось с традиционно-условным, обобщенными, типичным. Традиционное время свадеб на Смоленщине-осень или зима. Могли они играться и в другое время, но не в Великий пост. В деревнях неукоснительно выполнялось правило: младшую дочь не отдавали замуж, пока не выйдет замуж старшая. Свадебный обряд на Смоленщине включает несколько периодов, каждый из которых наполнен обрядовыми действиями, которые совершались участниками свадьбы, представляющими роды жениха и невесты. Со стороны невесты выступают девушки-подруги – подневестницы, свахи; со стороны жениха –парни-подженишники, а также дружко, свахи, бояре, поезжане.
Состав участников свадьбы, представлявшей многоэтапное действо, был довольно велик. Кроме невесты, жениха и их родителей, обязательными участниками свадьбы были их ближайшие духовные родственники с обеих сторон — крестные родители жениха и невесты, выполнявшие, как правило, роль сватов и свах. Помимо сватов и свах главными свадебными чинами являлись дружка и тысяцкий. Дружка возглавлял поезд жениха, распоряжался свадьбой и следил за соблюдением всех обычаев. Обязанности дружки разделял тысяцкий, также представлявший сторону жениха; зачастую роль тысяцкого выполнял крестный отец жениха.
Девушки — подружки невесты, представлявшие половозрастную группу, которую она покидала, были непременными участницами довенчального этапа. Они выполняли определенную роль в обрядах прощания невесты с девичеством, а также на протяжении всего свадебного цикла в нужные моменты исполняли обрядовые песни. Односельчане могли участвовать в свадьбе в качестве зрителей, петь песни, устраивать заставы для поезда с молодоженами и т.п.
Неотъемлемой частью свадебного обряда был свадебный фольклор. Фольклорные тексты, исполнявшиеся в течение всего свадебного цикла, начиная со сватовства, разнообразны по форме и функции. Это и песни, исполняемые подругами невесты и всеми участниками свадьбы, и причитания (плачи) невесты. Начиная со сватовства и до завершения свадьба была наполнена разнообразными приговорами, диалогами, наказами иносказательного или шуточного характера. Особой стороной свадьбы было исполнение тех или иных магических действий, направленных на благополучие самого обряда (сватовство ночью, избегание сватами встречных людей, обход свадебного поезда с иконой и под.) и будущей жизни молодоженов (встреча молодых из церкви свекровью, одетой в вывороченную мехом наружу шубу, первое кормление молодых молоком, разрезанным пополам яйцом или яблоком и др.), а также следование ряду запретов (запреты свататься в понедельник, колотить по углям при топке невестиной бани, плакать невесте после венчания и многие другие) и соблюдение норм поведения разными участниками свадьбы.
Традиционная русская свадьба была и грустной, и веселой; она довольно четко делилась на две части: печальную, тягостную и радостную, динамичную. Границей перехода от одного настроения к другому являлся обряд венчания. До «венца» (венчания) просватанная девушка («сговоренка», «просватанка»), согласно народному обычаю, обязана была в определенные моменты причитать и даже выть. Все песни, исполняемые в это время, были пронизаны тоской по прошедшему девичеству. Эта особенность свадьбы связана с тем, что вступление в брак осмыслялось в традиционном сознании как временное символическое умирание для возрождения к новой жизни в новом качестве. В процессе свадьбы просватанная девушка переходила в другую социо-возрастную категорию, прощалась со своей девичьей волей, молодой и, в определенной степени, беспечной жизнью.
3. Периоды свадебного обряда
Традиционный свадебный обряд на Смоленщине включает несколько периодов
3.1 Сватовство
Традиционно как парни, так и девушки вступали в брак в возрасте 17–24 лет. Выбрав невесту, посылались в её дом сваты. У невесты согласия не спрашивали, всё решали родители. Сватовство - это первая часть свадебного обряда. В дом невесты посылаются посторонние люди для переговоров. Свататься нельзя было по понедельникам, средам, пятницам , для сватовства они считались неудачными. Такие суеверия существовали почти во всех деревнях. Лучшими же днями считались суббота и воскресенье, Сваты боялись не только соседей , но и «дурного глаза» , предпочитая идти в дом родителей невесты не прямой , а окольной дорогой. В цикл обрядов сватовства входили также переговоры о приданом, о величине кладки (денежной суммы, которую давали родители жениха на свадебные расходы), о расходах на свадебный пир, количестве гостей с той и другой стороны, о дарах, которыми обменивались родственники в ходе свадебного ритуала. Переступив порог дома, сваты крестились, кланялись хозяевам. Сватов просили пройти и сесть. Садились они обязательно на «удельную скамью» , недалеко от порога. Начинались разговоры. На стол ставили самовар, хозяйка наскоро готовила яичницу или вареные яйца. Сваты доставали водку, пироги, принесенные с собой. К столу вызывали невесту, которая все время переговоров пряталась в печном углу или в клети. Если девушка пила за столом две чашки чая, сватам было понятно, что она согласна на замужество, а если она пила одну чашку и затем переворачивала ее и уходила, то — нет. Отношение родителей девушки к свадьбе было ясно по тону разговора. Если хотели отказать сватам без обиды, то отговаривались молодостью невесты, говорили, что она еще самим нужна в доме, сетовали на плохой урожай и недостаток средств на проведение свадьбы. В случаях, когда отказ был решительным, в сани сватам подбрасывали редьку. В некоторых местных традициях удачный исход сватовства зависел не только от умения сватов говорить, но и от некоторых их действий.
Примерно через неделю после обряда сватовства происходили смотрины – такая своеобразная презентация невесты родителям жениха. Помимо будущих молодоженов, на смотринах всегда присутствовали родственники с обеих сторон, а также близкие подруги девушки, которые сопровождали весь обряд песнями. Нарядно одетую девушку выводили на середину избы, заставляя несколько раз пройтись или повернуться на месте. Сидевшие па лавках гости говорили одобрительные слова в адрес девушки. Затем просватанных просили пройтись по избе рука об руку, встать на расстеленную шубу, поцеловаться или поклониться друг другу. Девушки хвалили будущую невесту. Смотрины заканчивались общим пиром, на который семья жениха привозила хмельные напитки, а родители невесты ставили угощение. Так же на смотринах можно было ознакомиться с хозяйством жениха. Необходимым достатком обладала далеко не каждая семья. Нередко были случаи, когда осматриваемая сторона прибегала к явному обману: в дом жениха приносили вещи, взятые на время у соседей.
Вторая часть обряда-вечер помолвки жениха и невесты. На Смоленщине его называли «пропои». Здесь оглашалась дата свадьбы, происходили первое открытое свидание жениха и невесты, обмен подарками. Во время сговора, была традиция « жениха с невестой три раза обводить вокруг «дежи» -традиция, в своем первоначальном значении связана с магией плодородия. После рукобитья отцов мать девушки подводила ее к жениху и говорила ему: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». Парень и девушка брались за руки, скрепляя тем самым решение отцов своим согласием. Во время сговора проводилось богомолье. Перед богомольем жених и невеста шли в церковь, там священник их причащал, давал советы. Само богомолье проходило так: собирались в доме невесты ее ближайшие родственники и родственники жениха, обязательно присутствовали крестные с той и другой стороны. Зажигалась свеча перед иконой, молились, На столе ставилась ёлочка, наряженная в одних деревнях подругам невесты, в других- родителями, в третьих - жених и невеста. При совмещении богомолья со сговором невесту и жениха сажали за стол, на шубу – «чтобы в богатстве жили». Рукобитье сводилось к тому, что родители или крестные жениха и невесты брались за руки «крест на крест» и крепко их пожимали, руки при этом прикрывались шубной полой – все это означало, что договор о свадьбе вступал в силу.
Невесту наряжали в траурные одежды. Разговаривать она не могла, потому что из её уст вырывались причитания. Невеста оплакивала свои последние девичьи дни. Она жаловалась на свою судьбу и родителей, заставляющих ее проститься с «девичей волей вольною» и родным домом. Теперь она не могла выходить из дома одна, только с сопровождающими, которые держали её под локотки, как ослабевшую от слёз. Девушка отныне называлась сговоренной, невестой, а парень — женихом. После сговора отказ от вступления в брак считался невозможным и рассматривался как страшный грех, за который человек должен будет расплачиваться всю жизнь.
Важным обрядом предсвадебного периода для невесты было мытье в бане. Оно совершалось повсеместно накануне девичника. Перед свадьбой невесту принято было тщательно отмыть в бане. В баню невеста шла с подругами. Особенно тщательно старались вымыть волосы, по поверию, в таком случае жизнь ее сложится счастливо. Знахарка читала в бане невесте заговоры от измены. Невесту парили и несколько раз окатывали водой. Последнюю воду после невесты собирали в маленькую ёмкость, чтобы на свадьбе подлить жениху в питьё. Это был заговор от измены и на любовь. Когда невеста была вымыта, крестная окатывая ее водой, приговаривая: «Как с гуся вода, так с тебя вся худоба!» Таким образом ,мытью придавалось ритуальное значение.
Так же своеобразным было само шествие в баню: впереди невесты шел ее брат или сестра с иконой, затем шла крестная с веником и как бы мела им дорогу. После возвращения из бани происходило последнее в этот день заплетание косы невесты. Подруги расчесывали ее волосы на две части, в каждую вплетали ленточки , затем косы соединяли вместе , по поверию , чем больше будет лент, тем больше будет детей у невесты. Существовал на Смоленщине и такой редкий обычай, совершавшийся после бани: невеста ходила по деревне, останавливалась перед окнами каждого дома и просила прощения. Или невеста ходила по хатам «на благословление».
Традиционная часть обряда свадьбы - прощание невесты с подругами и с семьей, оплакивания «девичьей воли ». На Смоленщине он устраивался в конце «сборной недели» (недели сбора приданного невесты). Девичник в разных местах не был одинаковым по составу его участников. В одних деревнях на вечеринке были только подруги и сёстры невесты; в других – приглашались девушки из деревни, парни и молодые женщины. Одетые в праздничную одежду, присутствующие девушки и женщины совершали соответствующие обрядовые действия и исполняли принятые на таком вечере песни. В обряд входило последнее расплетание косы невесты и раздача ленточек подругам, чтобы они скорее вышли замуж. Невесту сажали на колоду или на стул, покрытый шубой или скатертью, поставленный посреди избы, боярка (старшая подруга) расплетала косу, остальные подруги располагались вокруг и пели песни. На девичнике невеста должна была плакать, так как существовала примета: «коли не наплачешься на девичнике, то наплачешься в доме мужа». Широко известен был обычай изготовления для свадьбы каравая с уткой и преподнесение его невесте на девичнике. На девичнике девушки водили хороводы, пели песни, но преимущественно грустные. Девичник продолжался далеко за полночь, и девушки нередко оставались ночевать у невесты. В некоторых деревнях на девичник приезжал дружка – или один, или вместе с женихом – чтобы «выкупить косу невесты». Вот как описывает В.Н. Добровольский сцену приезда дружины жениха на девичник: «Какое-то дикое и фантастическое зрелище представляется глазами, когда мчишься с женихом и дружками вечерним поездом, подъезжаешь к деревне. Дружина жениха кричит торжественные и вызывающие песни, погоняет лошадей, чтобы скорей добраться до места. А уж их ждут: доносятся издали звуки песен не менее грозных, сулящих отчаянный отпор дружине жениха, храбрую защиту невесте. Вот уж село близко: несмотря на поздний час ночи, ещё огоньки блестят. Обстановка зимняя, ночь лунная; начинают выделяться из ночной тьмы фигуры свашек, освещённые бледным лунным сиянием…»
3.7 Традиция расплетания косы
Центральный ритуал девичника - прощание невесты с «красной косой» – лентой из косы, символизирующей девичью волю и привольную жизнь в родительском доме. На голову невесты одевали венок, с ним она поедет под венец.
3.8 Первый свадебный день
Он насыщен обычаями и традициями. Готовился свадебный поезд к дому невесты: запрягали лошадей, украшали сбрую и гривы лентами, подвешивали к дугам собранные со всей деревни колокольчики, накрывался свадебный стол, звучали песни о каравае. Так же готовили поезд невесты ее братья и другие родственники. С этим ритуалом связано наибольшее количество свадебных оберегов. Малиновый звон бубенцов и колокольчиков на дугах лошадей поезда, напоминавший перезвон церковных колоколов, был призван отгонять «нечистую силу». Невесту прятали от «дурного сглаза», покрывая
ей голову шалью или большим платком (позднее появилась вуаль). Жених и невеста, каждый со своим поездом, направлялись в церковь.
Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, крестные родители жениха, сваха. Дружка по обычаю был повязан через плечо полотенцем. Каждый из присутствующих подносил жениху «укруху» хлеба
и курицу или десяток яиц. Потом все вместе идут во двор запрягать лошадей для свадебного поезда. Для жениха седлался конь. Запрягши лошадей, все возвращаются и садятся завтракать. После завтрака дружка берёт икону, которой на сговоре был благословлён жених, и сопровождаемый собравшимися идёт во двор, они обходят три раза запряжённых в повозки лошадей. Затем едут в дом невесты. Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки (закладывание зайца). В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники.
У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Затем дружка вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Выкуп платили деньгами или конфетами .Затем жениху предстояло найти невесту. Она наряжалась в одинаковую одежду с подругами, головы всех прикрывались сходными платками. Проводилось небольшое застолье для гостей. Жениху и невесте нельзя было есть до венчания и поэтому перед ними клали ложку черенком «от себя». Затем родители невесты благословляли брачующихся. После все направлялись к свадебному\поезду. Крестные невесты везли в дом жениха её приданое. Родители невесты обсыпали свадебный поезд хмелем.
В день венчания, по суевериям, весьма активно действовали враждебные силы, вследствие чего важное значение придавалось оберегам. Во время венчания в храме были особенные обереги и приметы. Например, во время венчания нельзя было крутить на пальце обручальное кольцо – иначе жизнь будет « кручёной». Обряд венчания проводился в храме священником. Он состоял из обручения, во время которого жених и невеста должны были дать согласие на брак и обменяться кольцами, и собственно венчания, т. е. возложения на головы жениха и невесты брачных венцов, что осмыслялось как наложение Славы Божьей. После венчания молодую укрывали шалью, усаживали рядом с мужем-свадебный поезд отправлялся в дом свёкра и свекрови. Молодых после венчания встречают мать и отец жениха с иконой и караваем хлеба с солью. Молодые кланяются в пояс родителям и принимают их благословление; отведывают хлеб с солью которым угощают и родных и близких невесты, гостей свадьбы. Молодых обсыпали овсом, хмелем, бросали под ноги конфеты, мелкие монеты. Звучат песни-величания в честь молодых.
Молодых усаживали в красный угол. Рассаживали гостей - в порядке в зависимости от степени родства и их авторитета. Свадебный пир являлся важным элементом, закрепляющим брак и устанавливающим свойственные отношения между двумя родами. К свадебному пиру в дом молодого приезжали родители молодой. Их встречали на улице, и молодая всех по очереди подзывала к рюмке. Затем все проходили в избу и рассаживались за столы. Молодые располагались в переднем углу. Над головами у них на полавочник ставили иконы и венчальные свечи. Когда шли к столу, молодая, чтобы быть «бóльшей» над мужем, старалась наступить ему на ногу. Молодым подавали только один прибор: чашку, ложку, вилку, рюмку, стакан с пивом. Они ели и пили по очереди. На протяжении застолья молодая вызывала присутствующих к рюмке: сначала отца, мать и всех родственников мужа, затем свою родню, а потом и девушек, и ребят, и всех, кто был в избе. Того, кому она подавала рюмку или стакан, называла по имени и отчеству, а гость пробовал вино или пиво и говорил: «Горько!» Каждый раз молодые должны были «подсластить» напиток, то есть поцеловаться. Порядок подачи блюд на свадебный стол и характер блюд был значим. Все время застолья на столе находился хлеб. Начинали трапезу с различных видов холодцов. Обязательными на свадьбе были разнообразные блюда, в состав которых входило мясо: рубленая свинина, мясо с картошкой, окорок, мясо с яйцами, жаркое.
Присутствовали близкие родственники молодых, дружки и подружки, сваты. «Если молодая честная и благородна ,возобновляется веселье,.. песни и пляски звучат до самого вечера… Если же невеста плоха, то… сваты жениховы поговаривают, как бы хомутки накинуть на дружка или большую сваху, да поехать бы попахать на них…» Свадьба на этом заканчивается. Начинается будничная семейная жизнь.
Молодые гостили у родителей жены. Привозили им подарки. Их встречали хлебом-солью, угощали «тещиными» блинами. В гости к молодым приходили односельчане невесты. Звучали песни, прославляющие молодых и их родителей.
Некоторые свадебные традиции и обычаи забыты, но есть традиции сохранившиеся до сегодняшних дней. Это сватовство, помолвка, девичник, мальчишник, свадебный кортеж, венчание, встреча молодых хлебом-солью, свадебное гулянье. Многие из рассмотренных ранее обрядов уже ушли из живого бытования, и это вполне естественно; «новое время-новые песни»-гласит народная пословица, пришли взамен обрядов старых новые. Несмотря на существенные различия, свадебные традиции прошлого и современности имеют много общего. Сохранены важные традиции— сватовство, благословение, осыпание молодых зерном, выкупы, венчание, встреча молодых хлебом и солью, свадебное застолье. Некоторые из них модифицированы по форме, но их суть осталась прежней (например, посещение невестой парикмахерской, как трансформация традиционных манипуляций с волосами). Современная свадьба проводится в несколько этапов, но ей предшествуют мальчишник и девичник, где будущие молодожены в кругу своих друзей прощаются с холостяцкой жизнью.
4.1 Белое платье и фата
Традиция надеть на свадьбу белое и обязательно новое платье, предназначенное только для этого случая, относительно молодая — ей всего
150 лет. Белый цвет традиционно символизирует юность и невинность, а новое платье символизирует вступление в новую жизнь. Раньше немногие женщины могли позволить себе такую роскошь. Сегодняшняя символика белого цвета платья – это бесконечный праздник, торжество жизни, красота и любовь. Этот наряд олицетворяет ее легкость, нежность, доброту. Как раз из-за этой символики принято венчаться, надев белое платье. Белоснежный оттенок говорит о совершенстве, завершенности, означает окончательно принятое решение, начало новой жизни. История возникновения белого платья как традиционного наряда для бракосочетания супругов уходит корнями в прошлое, многие детали до конца остаются нераскрытыми. Но фактом остается то, что белоснежное убранство чрезвычайно прижилось и неизменно ассоциируется с образом трогательной невесты.
Обряд венчания начинается обручением, которое может совершаться и отдельно. В знак твердости взаимных обещаний, священник надевает на пальцы молодых освященные кольца (знак вечности и неразрывности брачного союза). В молитвах он просит для жениха и невесты совершенную любовь, единомыслие в истине, твердую веру, непорочную жизнь и чадородие. Потом следует обряд венчания. Священник спрашивает у венчающихся: свободно ли они вступают в брак, не связаны ли они обещаниями с другими? После, он возлагает на их головы венцы (это знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту), и венчание завершается троекратным благословением.
Обычай осыпать молодых лепестками роз – один из самых красивых и романтичных. Осыпание молодых - обряд, символизирующий пожелания молодым супругам долгих лет счастливой жизни, - это обряд осыпания молодоженов лепестками роз, рисом, монетками. Розовые лепестки, естественно, желают молодоженам долгой супружеской любви, а рис и монетки желают молодым супругам жизни в достатке. Этот обряд может проходить как при выходе жениха и невесты из ЗАГСА с процедуры официального бракосочетания или при выходе из церкви с церемонии венчания, так и при встрече молодой супружеской пары около ресторана, где организован праздничный банкет.
Так сложилось, что свою роль в этом действе исполняют и дети. Очень хорошая примета – дети, которые разобрали все конфетки и деньги. Также огромное количество веселых детей в этом обряде предвещает здоровое потомство в молодой семье. Еще один важный элемент этого традиционного обряда – это громкие приветственные крики, хлопанье в ладоши, свит. Одним словом, гости должны стараться производить как можно больше шума. Как мы помним, наши предки в день свадьбы старались как можно больше «обшуметь» молодоженов, чтобы отпугнуть от молодой пары злых духов. Например, к транспорту молодоженов были привязаны громыхающие предметы. Сегодня автомобиль, на котором везут молодоженов, должен постоянно подавать сигналы. Так что шум, который производится вокруг жениха и невесты, это не просто шум, а тоже старый славянский обычай.
4.4 Встреча молодых хлебом-солью
Свадебный каравай — это символ богатства и семейного благополучия, круглая форма является символом солнца, которому в древности поклонялись очень многие народы, ну а соль всегда была защитой от злых сил. Конечно, по традиции каравай замешивать и печь должна счастливая в замужестве женщина имеющая детей, таким образом она как бы делится своим счастьем с молодоженами посредством свадебного каравая. Выпекался большой свадебный каравай, потому что по обычаю было несколько этапов раздела хлеба: первыми кусали хлеб молодожены; средняя часть раздавалась гостям; нижняя часть — музыкантам; все, что оставалось, отдавали бедным, ожидавшим у ворот. Таким образом, молодые как бы делились своим счастьем с приглашенными, чьи подарки были благодарностью за это благо. Гости куски каравая уносили домой, и делили со своими домочадцами, тем самым делясь счастьем. Молодожены обязательно должны были посолить кусок хлеба, тем самым как бы съедая всю соль будущих слез. Если есть обряд венчания, то караваев должно быть четыре:
4.5 Бросание свадебного букета:
Свадебный букет — это важный атрибут свадьбы, который гораздо древнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. Считается, что обычай, который велит невесте держать в руках связку цветов, появился много веков назад, еще до нашей эры. Но букет в руках у невесты появился лишь в XIX веке в Англии. Обычай бросать что-либо подругам через плечо упоминается еще в средневековых хрониках. Однако в те времена смысл этой традиции отличался от значения, которое ей придают сегодня. Любой элемент подвенечного убранства просто считался талисманом, приносящим счастье. Например, девушка, ухватившая украшение или ленту с наряда невесты, могла смело рассчитывать на большую взаимную любовь. Представительницам прекрасного пола такая размытость временных рамок не мешала — в прежние времена в конце праздника, когда гости были уже изрядно навеселе, платье невесты буквально разрывали на кусочки. Кстати, француженки, которые всегда отличались практичностью, предпочитали пришивать к платью на живую нитку цветы — так их можно было выдернуть без особого труда, а платье оставалось целым. Спустя некоторое время этот обычай трансформировался в традицию бросать букет. Что до нашей страны, то здесь обычай бросать за спину букет возник в основном благодаря американским романтическим фильмам. Согласитесь, сцена, в которой счастливая новобрачная, повернувшись спиной к толпе подружек, наугад кидает в их сторону букет, выглядит невероятно красиво.
В переводе с французского подвязка означает «подколенная впадина», то есть резинка, которая держит чулок. Это сейчас в нашем понимании подвязка-это элемент свадебного наряда невесты, а раньше подвязки использовались. чтобы поддерживать чулки. Это украшение в виде красиво украшенной кружевами, бантиками, цветочками резинки. Носить подвязку принято на правой ноге, немного выше колена. В Россию традиция надевать на свадьбу подвязку пришла с Запада. Традиционно это делается в конце праздника, перед разрезанием свадебного торта. В это время все молодые, неженатые парни собираются вокруг новобрачных, жена становится на возвышение (например, на стул) и муж снимает с ее ножки нижнюю подвязку и бросает ее в толпу гостей. Существует поверье, что тот из парней, кому повезет поймать подвязку, скоро найдет свою «половинку» или женится и будет исключительно счастлив и удачлив в любовных делах. Кое-где существует и такая традиция: парень, поймавший подвязку, и девушка, ранее поймавшая свадебный букет невесты, танцуют совместный танец. По другой традиции, парень выбирает в зале понравившуюся девушку, надевает на ее ножку подвязку невесты и приглашает ее на танец. Она не может ему отказать. После этого, подвязка либо остается на память парню, поймавшему ее, либо девушке, на чью ножку он ее надел.
5. Исследование отношения к свадебным традициям и обрядам обучающихся Стодолищенской школы.
В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как анкетирование обучающихся 9-11 классов нашей школы. В анкетировании приняло участие 33 человека. Анкета ««Знакомы ли вам свадебные традиции и обряды?» состояла из пяти вопросов (Приложение 1). Результаты исследования представлены в диаграммах (Приложение 2).
Анализ анкеты показал, что большинство обучающихся знакомы со свадебными традициями и обрядами. На вопрос: знаете ли Вы свадебные традиции? – да ответили 27 человек, нет – 7 человек. Такой обряд, как девичник важным считают – 25 человек. Большинство опрошенных (21 человек) считают, что церковный брак не нужен. 28 человек считают, что нужно хранить такую традицию, как бросание букета невесты. Так же, я выяснила, что обучающиеся знают и другие свадебные традиции, например: встречать молодых с хлебом и солью, обсыпание лепестками роз, выкуп невесты, первый танец молодых, похищение невесты. Голосование за пол ребенка.
Проведя свои исследования, я выявила черты русской свадьбы как национального обряда. Считаю, что изучение особенностей русской свадьбы может способствовать сохранению и возрождению национальных обычаев среди молодого поколения, живой связи поколений, расширению кругозора. Связь поколений нельзя разорвать. И поэтому нам нужно успеть собрать то, что хранит память наших дедов. Нужно торопиться, достучаться до молодого поколения.
Я думаю, что постепенно в современную свадьбу войдут такие элементы, как старинные свадебные песни и приговоры, ведь народные обычаи и традиционные обряды не канули в Лету, их жизнь продолжается
Заключение
Обряды – могущественное средство воспитания и сплочения народа в одно духовное целое; наши предки совершали обряды так же, как их совершали их деды и прадеды, следовательно, они объединяли народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую вглубь времен; Знание обрядов своей родной земли приближает людей к духовным корням. Традиции все-таки не забыты, и они должны продолжать жить и передаваться из поколения в поколение.
Собирая материал для своей исследовательской работы, я узнала много интересных сведений об удивительном обряде – русской свадьбе. Мне было интересно общаться с теми людьми, кто хорошо помнит многие элементы старинного обряда. Слушая многочисленные рассказы моих родителей, бабушек, дедушек, учителей, сотрудников школы, я ощущала себя полноценным собеседником, для которого традиции рода не пустой звук, а что-то родное и близкое, которое во мне пробуждается, как бы происходит сближение времен. Приятно было осознавать, что в условиях современного мира идет возрождение национальной культуры. Многие молодые пары сейчас начали проявлять интерес к предкам.
Таким образом, какие бы изменения не происходили со свадебными обрядами и традициями в современном обществе, неизменным осталось главное – рождение семьи, продолжение рода человеческого!
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
Анкета: «Знакомы ли вам свадебные традиции и обряды?»
1)«Знаете ли вы свадебные традиции?»________________________________________________
2)Считаете ли вы что, такой обряд как, девичник важным?__________________________________________________
3)Нужен ли церковный брак?________________________________________________
4)Нужно ли хранить такую традицию, как бросание букета невесты?__________________________________________________
5) Какие традиции свадьбы вы знаете?____________________________________________________
Приложение 2
Результаты анкетирования
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Шелковая горка
Мост Леонардо
Твёрдое - мягкое