Исследовательская работа по обществознанию
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obrazovanie.docx | 143.81 КБ |
prezentatsiya_obrazovanie.pdf | 928.11 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
________________________________________________________
Исследовательская работа по обществознанию
«Образование в России и за рубежом»
Работу выполнила: Ковалева Любовь,
обучающаяся 9 класса
Руководитель: Данченкова Елена Сергеевна, учитель обществознания
Стодолище
2022
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Образование в РФ………………………………………………6
1.2 Принципы образования в РФ………………………………………...7-9
1.3 Система высшего образования в РФ………………………………..9-10
Глава 2. Образование за рубежом………………………………………..11
2.1 Образование в США…………………………………………………..11-15
2.2 Система образования других стран…………………………………15-16
Глава 3. Выбор российского школьника:
учеба в России или за рубежом…………………………………………..17-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………19-20
Список используемой литературы………………………………………21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….22-23
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………….24-27
Образование — это инвестиция в себя или своего ребенка. И, как в случае с любым долгосрочным финансовым вложением, конечный результат можно лишь спрогнозировать с некоторой долей погрешности и даже риска неудачи. В большей степени это касается учебы за границей, где год обучения, включая сопутствующие расходы на проживание, транспорт, питание и т.д., обходится несоизмеримо дороже, чем на Родине.
Застраховать себя от ошибок и получить реальный результат, максимально приближенный к первоначальным ожиданиям, можно. Прежде всего нужно проанализировать опыт тех, кто уже получил образовательные услуги в выбранном университете, и сравнить программы различных вузов с опорой на объективные рейтинги, оценивающие качество обучения по десяткам параметров.
Так, ежегодно формируются национальные и международные рейтинги, определяющие:
Эти рейтинги полезны и поступающим, и учебным заведениям, желающим продемонстрировать будущим студентам свою компетентность, передовую научно-исследовательскую базу и другие факторы, влияющие на качество образования.
Например, по версии QS, авторитетного рейтингового агентства в сфере образовательных услуг, топ-10 стран по уровню подготовки специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом:
Россия в этом рейтинге занимает 26-ую строчку.
Согласно статистике более 80% родителей хотели бы дать своим детям хотя бы частичное образование за границей, и лишь около 15% опрошенных заявили, что предпочитают обучение только в России. Для многих семей учеба в зарубежных школах, университетах и языковых центрах остается недоступной в связи с финансовой нестабильностью, но если бы возникла возможность отправиться учиться за границу, ее бы не упустили ни дети, ни взрослые.
Данная тема достаточно актуальна. В настоящее время вариант выбора обучения за границей или в России всё чаще рассматривается среди молодых людей. Это обусловлено снижением престижа российского образования среди современной молодёжи.
Цель исследования – выявить основные различия систем образования в России и за рубежом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать систему образования в РФ.
2. Проанализировать систему образования в различных странах Европы и мира.
3. Провести социологический опрос среди обучающихся 9-11 классов, чтобы узнать их отношение к образованию в России и за рубежом;
4. проанализировать результаты социологического опроса.
5. Подвести итоги.
Объект исследования – системы образования в России, США и других странах Европы
Предмет исследования – отличительные особенности образования в России и за рубежом.
Методы исследования, используемые мною в работе для достижения цели: изучение литературы, социологический опрос, сравнительный анализ, описательный метод с приемами наблюдения
Гипотеза исследования: я предполагаю, что обучение за рубежом является приоритетным среди современной молодежи. Но если изменить систему российского образования, используя зарубежные современные технологии и приемы обучения, то можно уменьшить тенденцию спада престижа российского образования.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование - это единый целенаправленные процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
В настоящее время российская система образования включает в себя:
1) Дошкольное образование, дающее элементарные знания и не входящее в первую ступень школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1года или 1,5 лет и находятся там до 6 лет.
2) Начальное образование начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет.
3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об основном общем образовании.
4) Полное среднее образование или производственно-техническое образование по завершении 11 класса с правом поступления в средние и высшие профессиональные учреждения.
5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.
Дошкольное образование существует достаточно долго и ему уделяется большое внимание, т. к. оно играет огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Его получают дети от 3 до 7 лет, существует также система яслей (дети от 1 до 3 лет). Детские сады бывают как государственные (финансируются государством, муниципалитетами или ведомствами), так и частные и получастные. Важно отметить, что детские сады играют не только образовательную, но и попечительскую, социальную и здравоохранительную функцию; уделяется внимание выявлению и исправлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии.
Обучение в российских школах начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения могут обеспечить школьников необходимой литературой.
Основой для построения и функционирования российской системы образования являются принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 2 Закона РФ "Об образовании", которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Данный принцип основывается на идеях гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Реализация этого принципа предполагает субъект-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого обучающийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения. Кроме того, предполагается утверждение таких общечеловеческих ценностей, как Жизнь, Добро, Истина, Красота, создание в учебном заведении условий нормальной жизнедеятельности обучающегося, привитие ребенку с ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, к народу;
б) единство федерального, культурного и образовательного пространства осуществляется через реализацию государственных образовательных стандартов, защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, а также использование единой педагогической терминологии;
в) общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания;
г) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан.
д) свобода и плюрализм в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Очень важно для каждого человека найти правильное соотношение между стремлением к личной свободе и необходимостью уважения и соблюдения свободы других членов общества. Права человека и его обязанности, закрепленные в Конституции РФ, являются предметом правового воспитания в школе;
е) демократический государственно-общественный характер управления образованием основывается на идее объединения усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении учителям, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, выборе различных типов образовательных учреждений. Данный принцип проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – совета учебного заведения;
ж) автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.
Говоря о системе высшего образования в России, важно отметить, что оно сохранило свою фундаментальность, выстояв в самые непростые моменты; и имеет перед собой такие цели, как удовлетворение текущих потребностей экономики РФ в квалифицированных кадрах, интеграция в европейское и мировое сообщество и др. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на формирование единого европейского образовательного пространства. Это открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами других стран.
Введение уровневого высшего профессионального образования является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить "узких" специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует быстро меняющемуся рынку труда.
Уровни высшего профессионального образования: бакалавриат (4 года), специалист (5 лет) или магистр (2 года на базе бакалавриата)
Важно отметить то, что бакалавр, поступающий на конкурсной основе в магистратуру, имеет право на бесплатное образование, так как он получает образование этого уровня впервые. Кроме того, бакалавры, специалисты или магистры при поступлении на работу имеют право претендовать за занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что российское образование успешно совершило переход от советской школы, интегрировалось в мировое образовательное пространство, отвечает принципам гуманистическое, открытости, ориентации на качество, закладывающей основы общества знаний.
Образование в США отличается высоким уровнем просвещения, масштабной популярностью американских дипломов, безупречностью английского языка и наличием блистательных возможностей устройства на работу не только в стране процветания и безграничных реальностей, но и в различных уголках мира. Американская образовательная система знаменита своей многообразностью. Доказательством этому являются наличие многоуровневой системы образования в США, в основу которой положен возрастной принцип; разнообразие школ со своими особенными программами обучения, содержанием и методикой образования, традициями и философией (от частной школы до учреждения государственного типа); существование множества центров приобретения высшего образования, привлекающих студентов со всего мира по причине высокого рейтинга.
Несмотря на отсутствие единой государственной системы образования и определение ее структуры каждым штатом в отдельности обучение в Америке имеет многоступенчатый характер. Образовательную систему страны составляют:
Привитие интереса к учению, развитие способностей ребенка, формирование его как личности – основные задачи дошкольного образования в США, которое представлено такими учреждениями, как ясли, детские сады, дошкольные центры (общественные и частные). Основной упор делается на всестороннее развитие ребенка, чему в определенной мере способствуют занятия лепкой, изготовлением поделок, музыкой, рисованием, пением, физическими упражнениями.
Некоторые штаты осуществляют выдачу сертификатов общих достижений воспитанника по окончании дошкольного учреждения (в определенных случаях это необходимый документ для зачисления в начальную школу).
Школьное обучение представляет собой образование детей в начальной школе и средней. Начальные школы в Америке предполагают дифференцированный принцип комплектования классов. В зависимости от результатов теста, который проверяет сообразительность, гибкость и глубину умственных способностей ребенка, учащиеся зачисляются в группы («одаренные», «нормальные», «неспособные»). Следовательно, преподавание в группе «А» ориентирует учащихся на поступление в колледж с первых дней занятий, отличающихся высоким уровнем требований к знаниям учащихся.
Содержание обучения на начальной ступени определяется учебным планом, который включает: чтение, письмо, литературу, орфографию, родной язык. В соответствии с планированием происходит изучение арифметики, географии, истории, естествознания, гигиены. Определенная роль отводится ручному труду и физическому воспитанию, музыке и изобразительному искусству. Однако распределение учебного времени на изучение предметов неоднозначно: арифметика, музыка, ручной труд и изобразительное искусство занимают равные позиции.
Продолжительность обучения в средней школе составляет 6 лет (младшая ступень – 3 года, старшая ступень – такой же срок). Младшая средняя школа отличается отсутствием единых программ, планов и учебников. Универсальность обучения на этой ступени обуславливается следующими факторами: продолжительность учебного года, включающего семестры (170-186 дней); пятидневная учебная неделя; ежедневная учебная нагрузка учащихся (5-6 уроков); продолжительность занятий (с 8.30 до 15.30); наличие системы выбора предметов с 8 класса; обязательность изучения английского языка, математики, естествознания, обществоведения, гигиены, физкультуры, музыки, труда и изобразительного искусства.
Профилирующими дисциплинами учебной программы на старшей ступени средней школы являются такие предметы, как английский язык (4 года изучения), математика (2 года), естественные науки (2 года) и социальные (3 года изучения).
Профессиональные средние школы занимаются подготовкой учащихся к практической деятельности. Многопрофильная средняя школа предполагает наличие с 9 класса различных отделений: индустриальное, сельскохозяйственное, коммерческое, академическое, общее. Причем два последних профиля не обеспечивают учащихся должным уровнем подготовки для поступления в колледжи и университеты.
По причине обязательности среднего образования в распоряжение американских школьников предоставлены общественные школы (обучение бесплатно), частные школы с высоким уровнем образования на платной основе, специализированные частные школы для одаренных детей возможность домашнего обучения. Наличие 3000 частных школ, где плата за обучение составляет боле 2 000 долларов в год, свидетельствует о состоятельности определенного числа американцев, которые могут позволить своим детям (около 3%) обучаться в таких учебных заведениях.
Определенный процент американских родителей использует возможность обучения на дому по заранее утвержденной программе обучения. Объяснением этому являются их религиозные убеждения, наличие особенностей физического развития ученика, желание родителей обезопасить своего ребенка от оружия, наркотиков и алкоголя.
Общенациональной системы оценок в США нет (для некоторых школ – шкала в цифрах, для других – буквенная). Широкое распространение в школах страны получила пятибалльная буквенная шкала с самой высокой оценкой A (отлично), B (хорошо), C (средне), D (ниже среднего), F (неудовлетворительно).
Основная форма проверки знаний учащихся – тестирование (ежегодные тесты умственных способностей, внутриклассовые тесты с буквенной шкалой оценивания).
Завершение обучения на средней ступени сопровождается получением диплома об окончании средней школы. Реальность данного явления возможна при условии сдачи зачета по 16 академическим курсам, которые учащиеся выбирают самостоятельно на протяжении 4 лет учебы.
Необходимым условием осуществления попытки получения высшего образования в США является сдача теста SAT (определение навыков грамотного письма, уровня решения проблем).
После окончания средней школы американские подростки обеспечены возможностью подступа к высшему образованию благодаря существованию колледжей, которые и составляют основу системы профессионального образования в США. Профессиональные колледжи дают возможность студенту продолжить образование в университетском колледже с получением степени бакалавра.
Высшая школа в США представлена университетами и колледжами, которые могут быть государственными (финансирование штатом) и частными. Основная особенность учреждений высшей ступени образования – возможность выбора студентом программы обучения в США. Это означает, что им выбираются предметы для изучения (помимо обязательных по
специальности). Университеты в должной мере обеспечивают своих выпускников практическим опытом работы по специальности благодаря сочетанию научно-исследовательской деятельности и практике в процессе обучения. Продолжительность обучения в университетах и колледжах составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень бакалавра.
Магистратура в США предоставляет возможность получения степени магистра после продолжения образования в течение двух лет. Обучение на второй ступени высшего образования сводится к подготовке студентом большого исследования по специальности и его защите.
Самым высоким уровнем образования является степень доктора философии. Реальность ее получения обуславливается следующими факторами: трехлетний курс обучения; проведение исследования по специализации; защита диссертации.
В свою очередь, структура образования в Японии также, как и вышеуказанная страна, включает в себя такие ступени, как детский сад, начальную, среднюю, старшую школу, а также колледжи и университеты. Но, тем не менее, она тоже имеет свои особенности, выделяющие ее из ряда других образовательных систем. Так, будущее японских детей во многом предопределяется их дошкольным уровнем образования, который, кстати, не является обязательным. Детские сады в Японии являются исключительно частными. Среди них существуют элитные детские сады под опекой престижных университетов. Отбор в данный вид учреждений чрезвычайно жесткий: вложение огромных средств и прохождение ребенком серьезного тестирования. Но, попав в такой детский сад, ребенок имеет безусловную гарантию обеспеченного будущего: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии университетский диплом обеспечивает получение престижной, хорошо оплачиваемой работы. Необходимо заметить,
что в детских садах Японии есть еще одна отличительная особенность: детей в них объединяют в группы не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Каждый год данные группы переформировываются, что открывает для ребенка возможность полноценного развития коммуникативных навыков.
Что касается японских начальных и средних школ, то они являются обязательными и бесплатными. В свою очередь, в старшей школе и университетах данной страны, которые не являются обязательными, бюджетных мест просто не существует, даже в государственных. Получить возможность бесплатного обучения можно только с помощью победы на конкурсе стипендий.
Главной особенностью системы высшего образования данного государства является то, что бакалавриат в Японии ориентирован на «поточный» выпуск квалифицированных специалистов, а уже магистратура определяет выпуск инициативных аналитиков.
Говоря о системах образования в различных странах нельзя не затронуть структуру образования Финляндии, специфичную во многих отношениях, ее уникальность проявляется в том, что:
1. Финские дети не выполняют домашнего задания и не сдают экзаменов, пока не достигнут подросткового возраста;
2. Оценки им не ставятся не только в первом классе, как, например, в России, а на протяжении первых шести лет;
3. Единственный стандартный образовательный экзамен финны сдают в 16 лет.
Глава 3. Выбор российского школьника: учеба в России или за рубежом
Анализируя уже имеющуюся информацию, я не остановилась на достигнутом и провела собственное исследование. Для более полного представления о восприятии российским школьником системы образования в России и за рубежом проводилось анкетирование среди обучающихся 9-11 классов. В опросе приняли участие 38 человек. Анкета: «Где бы Вы хотели продолжить образование в России или за рубежом» состояла из семи вопросов (Приложение 1). Результаты анкетирования (Приложение 2). Анализ исследования показал следующие результаты: 1) Хотели бы вы учиться за рубежом? большинство опрошенных - 19 человек считают, что учиться за рубежом – это большое преимущество; 9 человек, также хотели бы, но не имеют такой возможности; 15 человек не считают это необходимым. 2) Вы считаете обучение за рубежом более качественным, чем в России? 24 человека считают, что образование за границей более качественное, чем в России; 1 человек считает, что в России более требовательное образование, чем за границей; 13 человек считают, что одинаковое. 3) Можно ли поехать учиться заграницу с нулевым знанием иностранного языка? 8 человек считают, что знание языка обязательно; 13 – нужно владеть иностранным языком на уровне, достаточном для понимания лекций; 7 человек думают, что можно выучить язык на месте; 10 – базового уровня достаточно. 4) Повлияет ли уровень знания иностранного языка на качество вашего обучения? 31 человек считает, что чем больше знаний, тем выше качество образования; 4 – нет, дополнительные знания никак не влияют на качество образования; 3 – затруднились с ответом. 5) Вы считаете, что учеба за границей доступна всем? 11 человек считают учебу за границей вполне реальной, 16 считают, что не все могут позволить себе учиться за границей; 11 предполагают, что учеба за рубежом зависит от денежных средств. 6) При наличии первого высшего образования считаете ли вы обязательным получить второе высшее за границей? (или наоборот) 11
человек считают, что второе образование дает больше плюсов; 12 человек считают, что одного образования вполне достаточно; 15 человек затруднились с ответом. 7) Ценят ли работников, получивших образование за рубежом, в нашей стране? Большинство опрошенных – 21 человек считают, что все специалисты безусловно востребованы; 13 – зависит от специальности; 4 ответили, что зависит от учебного заведения, которое было окончено.
Какими бы ни были отличия в российской системе образования и зарубежной, они обусловлены внутренними условиями и факторами, которые характерны именно для определенной страны. Поэтому с уверенностью утверждать, что обучение в России лучше, а за рубежом – хуже, или наоборот, нельзя.
Нужно учитывать менталитет и особенности развития страны, поэтому с точностью сравнить две системы невозможно. Но всё равно при сотрудничестве в Болонском процессе Россия должна учитывать современные европейские введения в образовании, чтобы действительно создать единую образовательную среду. Результаты опроса показали, что выбор лучшего образования и страны обучения зависит от личных предпочтений каждого.
Главное отличие — это цель обучения. В России на первом месте по-прежнему остается обширная теоретическая база, то есть знания. За границей акцент приходится на практическую часть, то есть умения. Например, российские университеты посвящают своих учеников в нюансы наук, но предоставляют минимум реального опыта работы по специальности. В результате выпускников многих ВУЗов назвать квалифицированными специалистами можно с большой натяжкой, ведь они плохо умеют применять свои знания на практике.
За рубежом именно практические умения являются основной целью обучения, поэтому университеты готовят своих студентов к реалиям работы по специальности. Практико-ориентированный подход характерен для всех учебных заведений за пределами России, например, особое внимание этому аспекту отводят языковые школы в Лондоне. Полное погружение в языковую среду гарантирует получение эффективного опыта говорения на английском, так что ученики быстро осваивают язык и закрепляют знания посредством общения.
В моей исследовательской работе сравнивались системы образования России, США и некоторых других стран. Сравнивая и анализируя источники литературы, собственный социологический опрос можно сказать, что система образования в России и за границей различается. У них есть свои сильные и слабые стороны, но я думаю, что заграничная система имеет больше преимуществ. Поэтому предпочтение ученики нашей школы отдают системе образования за границей, только проблема в том, что многие не имеют возможность, там обучаться. Но всё же хотелось бы отметить: качество обучения зависит от нашей готовности учиться и соблюдать школьные правила поведения.
Исходя из вышесказанного, я хотела бы дать несколько рекомендаций: российское образование должно воспитывать разностороннюю личность, способную достигать успехов в разных сферах жизни. Никто не знает, что будет в мире через несколько десятков лет, и сегодняшний ученик должен быть в состоянии не отставать от темпов постоянно меняющегося мира. И тогда российское образование тоже будет считаться престижным.
Приложение 1
Анкета: «Где бы Вы хотели продолжить образование в России или за рубежом?»
1)Хотели бы вы учиться за рубежом?
a)Да, я считаю это большое преимущество в будущем.
б) Да, но у меня нет такой возможности.
в) Нет, я не считаю это необходимым.
2)Вы считаете обучение за рубежом более качественным, чем в России?
а) Да, я считаю, что образование заграницей более эффективное, чем в России.
б) Нет, так как я считаю, что образование в России, более требовательное, чем заграницей.
в) Одинаковое.
3)Можно ли поехать учиться заграницу с нулевым знанием иностранного языка?
а) Однозначно нужно знать язык
б) Нужно владеть иностранным языком на уровне, достаточном для понимания лекций.
в) Можно не знать язык, и выучить его в стране носителя.
г) Базового уровня достаточно.
4)Повлияет ли уровень знания иностранного языка на качество вашего обучения?
а) Да, ведь чем больше знаний, тем выше качество образования.
б) Нет, я считаю, что дополнительные знания никак не влияют на качество.
в) Затрудняюсь ответить.
5)Вы считаете, что учеба за границей доступна всем?
а) Да, я считаю, что учеба заграницей вполне реальна.
б) Нет, я считаю, что не все могут себе позволить учится заграницей.
в) Учеба за рубежом зависит от денежных средств.
6)При наличии первого высшего образования считаете ли вы обязательным
получить второе высшее за границей? (или наоборот)
а) Да, я считаю это обязательным, так как второе образование дает больше плюсов
б) Нет, я считаю, что одного образования вполне достаточно.
в) Затрудняюсь ответить.
7)Ценят ли работников, получивших образование за рубежом, в нашей стране?
а) Все специалисты безусловно востребованы.
б) Зависит от специальности.
в) Зависит от учебного заведения которые было закончено
Приложение 2
Два Мороза
Ласточка
В поисках капитана Гранта
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Нас с братом в деревню отправили к деду...