Исследовательская работа по обществознанию
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskaya_gramotnost_molodezhi.docx | 124.5 КБ |
istoricheskaya_gramotnost.pptx | 2.36 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
________________________________________________________
Исследовательская работа по обществознанию
«Историческая грамотность молодежи»
Работу выполнил: Иванов Кирилл,
обучающийся 11 класса
Руководитель: Данченкова Елена Сергеевна, учитель обществознания
Стодолище
2023
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. История РФ………………………………………………………5
1.2 Значимость изучения истории...……………………………………...6-9
Глава 2. Историческая грамотность молодежи ……...………………..10-12
Глава 3. Последствия исторической неграмотности………………….13-15
Глава 4. Пути популяризации изучения истории……………………...16-17
Глава 5. Историческая грамотность обучающихся 9-11 классов МБОУ Стодолищенская СШ………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….19-20
Список используемой литературы………………………………………21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………….23
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего.
(М.В. Ломоносов)
Образование сегодня - это, прежде всего, выстраивание личности, ибо восстановление духовного в сегодняшнем человеке - самая главная проблема ХХI века. Современный философ А. С. Панарин говорит о том, что сейчас наступила «эпоха предельной порчи человека». Молодые люди лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Выражение «потерянное поколение» - это сегодня уже суровая реальность.
Как говорил советский и российский философ и социолог - И.М. Ильинский: «Ведь молодежь — это живое время будущее, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ». Воспитывая и обучая молодых сегодня, мы формируем образ будущего нашего общества на относительно длительную перспективу, длиной, по крайней мере, в одну человеческую жизнь. Дети, молодежь — это тот демографический двигатель, который заставляет страну прогрессировать во всех направлениях — от спортивных и творческих достижений до различных научных открытий. Это показатель стабильности и благополучия страны, ее основной потенциал.
Одна из основных проблем современности - деградация большой доли нынешней российской молодежи как свершающийся факт. Сознание и душа нашей молодежи заполнены весьма сомнительными «достижениями» западной цивилизации. Кроме того, налицо уже почти полное отсутствие исторической памяти. Современная молодежь путает события, исторические личности, в школах перестали учить историю, в голове у студентов каша из дат, почерпнутая в Википедии. Так ли это? Действительно ли новые поколения утратили связь с историческим прошлым своей страны? Мы решили это выяснить.
Актуальность работы: актуальность работы определяется тем, что в последнее время уровень исторической грамотности современной молодежи значительно снизился, о чем свидетельствуют многочисленные социологические опрос.
Цель исследования – выяснить отношение современной молодёжи к истории, прошлому своей страны, определить последствия исторической неграмотности для государства, общества.
Задачи исследования:
1. Попробовать дать ответ на вопрос «Зачем нужно знать историю».
2. На основе изучения и анализа социологических опросов различных обществ, объединений, высказываний работников образования, представителей общественности, самой молодёжи на различных форумах выяснить наличие проблемы «историческая неграмотность молодёжи».
3. Провести анкетирование и выяснить отношение обучающихся МБОУ СШ пос. Стодолище к историческому прошлому своей страны.
4. Определить степень опасности исторической неграмотности для общества и государства на основе частичного анализа некоторых современных событий и процессов в стране и мире.
5. Предложить свои пути решения данной проблемы.
Гипотеза исследования: если молодежь будет хорошо знaть историческое прошлое своей стрaны, её героев и трудовые достижения, бережно хрaнить трaдиции своего нaродa и чтить духовные ценности, то только у тaкого нaродa есть будущее.
Объект исследования – отношение современной молодёжи к прошлому своей страны.
Предмет исследования – последствия исторической неграмотности для общества и государства.
Методы исследования, используемые мною в работе для достижения цели:
анкетирование и его анализ, сравнение, анализ информации из сетевых источников, специальной литературы.
Практическая значимость: материалы данной работы будут интересны старшеклассникам, классным руководителям, учителям истории.
Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству, так как не имела предмета изучения, особенно в Античности и Средневековье. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке.
Я неоднократно являлся свидетелем того, что некоторые представители нашего поколения заявляли о том, что историю учить не надо: «это не наука, а рассказы людей, переписанные под себя». И зачем изучать то, что уже в прошлом.
Что же такое история? И только ли изучением прошлого она занимается?
Понятие «история» многозначно, оно охватывает чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций. Даже если отбросить такие значения этого слова, как «происшествие», «случай», «скандал», «рассказ», «повествование», останется, по меньшей мере, три-четыре его значения, которые имеют непосредственное отношение к предмету нашего разговора.
Обратимся к словарному определению история. История — это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события. Это сохранённые документы о происшествиях в прошлом.
Многие философы обращались к определению история и приводили разные трактовки этому понятию.
Известный французский историк Марк Блок определил историю «как науку о людях во времени».
Цицерон предлагал такую трактовку истории: «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». В.О. Ключевский: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться». «История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение».
Н.М. Карамзин: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого».
Н.Г. Чернышевский: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии. Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно». Все философы высказались однозначно, что истории отводится ведущая роль в жизни общества. А главная цель истории - объяснять прошлым настоящее и помогать заглядывать в будущее, главная задача исторического образования - воспитание историей, формирование в сознании гуманистических и патриотических принципов.
Во-первых, история понимается как некая реальность прошлого, бытие природы, общества и человека в длительной временной протяжённости, процесс развития природы и общества.
Во-вторых, история — это наука об обществе и о человеке во всём многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.
Действительно, какой смысл изучать то, что было много лет, десятилетий, и, тем более – веков назад? Нужны ли вообще знания истории современному человеку, особенно “человеку массы”?
Первая цель изучения любой науки – познавательная. И история здесь не исключение. Знание истины, пусть и не приносящее практической пользы, важно само по себе. Лучше знать истину, чем ложь. Знание истории способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. История развивает гибкость ума, пытается уберечь нас от ошибок, которые совершали наши прадеды и которые мы повторяем сегодня.
Кроме того, изучение истории - это дань уважения. Многие положили свои жизни во благо нашего светлого будущего и чтобы почтить их память и выразить свою благодарность, не стоит забывать их имена и те подвиги, которые они совершили.
Изучение этого предмета формирует историческую память и историческое сознание, что объединяет наш народ, создаёт нравственные ориентиры.
В.О. Ключевский о цели, ради которой следует вести исследования в области истории, сказал следующее: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий». Этот афоризм В.О. Ключевского подразумевает, что в настоящем мире не всё благополучно, а причины этого неблагополучия — в прошлом, и для устранения неблагополучия в настоящем необходимо знать достоверное прошлое. То есть адекватная хроника минувших лет — опора для развития адекватной социологии и вместе с тем - опора для выработки общественно-полезной политики и развития общества.
Значимость исторического сознания как одного из мощных регуляторов общественной жизни, необходимость его формирования была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать её обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам.
В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание.
В начале Нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности.
Сегодня, очевидно, что только на основе изучения истории возможно овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями.
Известный российский историк В.О. Ключевский заметил: «История — не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки». И сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Недаром президент Владимир Путин процитировал их на встрече с молодыми преподавателями истории 5 ноября 2014 года. А что история ничему не учит потомков, видно на сути происходящего на Украине. Альтернативные точки зрения на исторический процесс необходимы, но они не должны выходить за рамки исторической правды. А она в фактах, событиях и документах. Замалчивание «невыгодных» фактов ведёт к коррозии общественного сознания, потере нравственных ориентиров не только отдельным индивидом, а обществом в целом. Вспоминая словам Ключевского, президент Путин развил свою мысль:
«Мы должны с вами очень серьёзно относиться ко дню сегодняшнему и к завтрашнему. … Этот урок, который нам история преподает в периоды раздробленности, должен нам говорить и включать сигнал такой опасности.
Очень аккуратно нужно к этому относиться, ни в коем случае не допускать таких вещей.
История, являясь, по сути, хранилищем коллективного опыта, выполняет важную аксиологическую функцию, формируя как в социуме в целом, так и у каждой отдельно взятой личности набор ценностей, который позволяет вести общественную жизнь.
Искажение исторической правды так же опасно для общества и человека, как опасно, скажем, для автоматизированной техники написание не той команды в программе. Ведь достаточно одной неверной буквы, чтоб техника или совсем вышла из строя, или начала работать не корректно. Искажение исторической правды способно сделать из человека деструктора, наносящего вред как обществу в целом, так и самому себе.
За характерными примерами далеко ходить не нужно. Именно с искажения исторической правды началась ликвидация системного мышления у миллионов украинцев. Сейчас программа сбита уже настолько, что миллионы людей видят, что вокруг них происходит что-то совсем не то, но не способны установить причинно-следственные связи — и продолжают нестись в пропасть.
90-е годы нанесли по истории в России жесточайший удар. Причём, даже когда с началом 2000-х началось возрождение России, срочные, казалось бы, экономические, правовые, технологические вопросы задвинули гуманитарную сферу на второй план. Но в ней был заложен целый ряд бомб замедленного действия. И история, конечно, стала одной из самых уязвимых сфер.
Глава 2. Историческая грамотность молодежи
Не менее пристальный интерес вызывает историческая грамотность россиян — прежде всего молодого поколения.
Как говорил советский и российский философ и социолог - И.М. Ильинский: «Ведь молодежь — это живое время будущее, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ». Воспитывая и обучая молодых сегодня, мы формируем образ будущего нашего общества на относительно длительную перспективу, длиной, по крайней мере, в одну человеческую жизнь. Воспитывая и обучая поколение за поколением на протяжении столетий, мы имеем возможность получить определенный тип народа с его специфическими качествами, менталитетом, духовными и нравственными качествами.
Молодежь — это тот демографический двигатель, который заставляет страну прогрессировать во всех направлениях — от спортивных достижений до различных научных открытий. Это индикатор стабильности и благополучия нашей страны, опора и потенциал России.
Это те люди, которые займут в будущем ключевые посты в государстве и будут определять его курс и приоритеты, которые будут воспитывать и направлять молодежь следующих поколений. Именно от грамотности нашего поколения будет зависеть будущие страны, ее положение на мировой арене, экономическое и социальное развитие.
Проводимые социологические опросы показывают, как упал уровень образования современной молодежи, в частности исторических знаний. Активистами проводился социологический опрос, призванный определить уровень исторических познаний молодежи. Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя опрос в связи со 100-летием Октябрьской революции, обнаружили, что знания россиян по истории настолько фрагментарны, что у большинства из них не может быть полноценного понимания исторических процессов. Историки считают такие результаты тревожным сигналом, так как, по их мнению, уроки из прошлого должны извлекать все граждане страны. Хотя подавляющее большинство опрошенных (96%) заявили, что "историю России важно знать", 40% признались, что знают историю плохо, еще 7% оценили свои познания в этой сфере как "очень плохие". Еще 41% считают, что знают историю хорошо, из них 3% - "очень хорошо".
Еще один сравнительный социологический опрос показал, что в конце 90-х годов на вопрос о наиболее известных им исторических личностях школьники, особенно не задумываясь, называли достаточно большое и разнообразное количество имён, таких как Пётр Первый, Екатерина Великая, Иван Грозный, Ермак, Лжедмитрий, Годунов, Степан Разин, Пугачёв, Ломоносов, Суворов, Александр Невский, Дмитрий Донской, Распутин, Ленин, Сталин, Жуков, Хрущёв, Брежнев, Гагарин, Королёв, Тимирязев, Третьяков, Станиславский. Как видим, это имена не только правителей и политических деятелей, но и учёных, и полководцев.
Тот же вопрос у молодежи наших дней вызвал замешательство и долгие раздумья, после которых были названы Пётр Первый и Сталин (98% опрошенных), ещё 27% вспомнили Ивана Грозного, 9% – Ленина, 3% – Жукова. Самое печальное, что 2% учащихся вообще заявили, что они затрудняются ответить. Надо заметить, что из исторической памяти напрочь исчезли учёные, изобретатели и путешественники: Мичурин, Павлов, Сеченов, Кулибин, Ползунов, Хабаров, Дежнёв, Крашенинников. Учащиеся не смогли спонтанно вспомнить ни одного художника, архитектора и скульптора ни досоветской, ни советской России.
Опрос на знание ряда исторических фактов/событий показывает, что информированность о них - низкая, в особенности, если события относятся к более раннему историческому периоду (начало-середина XX века), а не к недавнему прошлому (последние десятилетия существования СССР, которые многие граждане еще помнят).
Более половины опрошенных верно отвечают на вопрос об имени президента СССР (59% - Горбачев), лидере страны, с которым связано понятие «эпоха застоя» (51% - Брежнев). 62% респондентов вспомнил автора широко растиражированной фразы в адрес США «показать кузькину мать» (Хрущев). В то же время крайне малы доли тех, кто смог назвать годы русско-японской войны (9% - 1904-1905 гг.), Гражданской войны (7% - 1917-1922 гг.), указать, кого свергли большевики (11% - Временное правительство).
Данные исследования прокомментировал руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Проведенный опрос продемонстрировал крайне тревожную тенденцию: мы теряем молодежь, знание которой об истории своей страны все больше носит фрагментарный характер. Попытка разукрасить историю, сделать ее более наглядной, отказ от традиционных методов обучения истории приводит к тому, что молодежь знает и помнит лишь то, что видела в фильмах и телепередачах. В этих условиях говорить о понимании глубинных исторических процессов не приходится. Молодежь видит яркую картинку не понимая, что за ней кроется. Возможны самые неблагоприятные последствия этой ситуации. Незнание истории приводит к отсутствию политических ориентиров, в конечном счете – к вольному обращению с историческими фактами, историей своей страны».
Глава 3. Последствия исторической неграмотности
Интерпретация исторических событий, неправильная подача исторической информации, которую воспринимает наше молодое поколение, одурманивает головы необразованных молодых людей, что приводит сначала к различным противоречиям в обществе, а затем и к социальным конфликтам. Это касается именно молодежи, так как именно на этом этапе формирования мировоззрения, становлении личности можно навязать идеологию политики, развить национализм – сделать пассивного объекта приложения пропагандистских усилий. Это ведет к пагубным для общества последствиям. Достаточно хорошо известно также, что пороки исторического знания молодежи нередко приводят к агрессии, недоверию к авторитетам, включая государственную власть, и демонстративной оппозиционности, а в крайних случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России.
Великая Отечественная война – знаменательное историческое событие в жизни не только Советского Союза, но и всего земного шара. Уроки Великой Отечественной войны имеют огромное значение для политики государственных деятелей разных стран. Большинство их них стремятся принизить или извратить эти уроки, с этой целью нанося огромный удар по исторической памяти о войне. Потеря исторической памяти ведёт к отсутствию сплочённости народа, его разъединению, не уважению старшего поколения, потери ценности человеческой жизни, пассивным решениям молодежи и более сильному влиянию из вне на становление молодого поколения. От глубокой ненависти молодых людей к немецким фашистам сами становятся националистами. Появилось такое течение как скинхеды. Убийства или запугивание без причины лиц другой национальности во имя своей страны, защиты ее интересов, псевдопатриотизма не делает такое течение чем-то лучшим. Их идеология мало отличается от идеи фашизма, создается свой агрессивный во внешнем облике стиль, поведение массовых скоплений таких людей только ухудшает порядок в обществе, и только, повторюсь, развивает национализм и противоречит политическому строю в нашей стране. Существуют и другие отрицательные молодежные субкультуры.
В мире есть примеры, когда манипулирование историческими фактами, фальсификации исторических знаний и религиозных основ приводит к более глобальным угрозам для всего человечества. На территории современной Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана и других стран образовалась экстремистская и террористическая организация, именующая себя «Исламское Государство Ирака и Ливанта (ИГИЛ)». Угроза, исходящая о ИГИЛ распространяется не только на территории Ближнего Востока, но и на другие страны мира. С помощью вербовки молодых малообразованных, а главное исторически неграмотных людей, ИГИЛ распространяет своё влияние, а как следствие и угрозу по всему миру. Молодежь привлекается в ИГИЛ посредством привлечения их через социальные сети, с помощью пропагандистских идей, обещанием лучшей жизни и тому подобное. После такой обработки молодые люди готовы на все ради ИГИЛ, возвращаясь в свои страны совершают теракты, дестабилизируя обстановку в стране и в мире в целом, или продолжают вербовать в свою организацию.
Только в неграмотном обществе возможно манипулирование историческими знаниями. Это очень эффективно в последнее время используется политическими лидерами, особенно лидерами государств постсоветского пространства.
Так, в странах Прибалтики верхушка власти искажает историческую действительность, связанную с неугодным временем правления в их стране социалистического строя. Все связанное с тем временем нагло перевирается, переписывается, уничтожаются памятники, прошедшей эпохи. Бывшие предатели и преступники провозглашаются героями, а защитники и спасители всячески притесняются и объявляются врагами страны. Это выражается в запретах проведения праздников, связанных со Второй Мировой войной против фашизма, ношение любой символики, наград, формы одежды и государственных символов Советского Союза. Как мне видится, это проявление обиды за свою историческую несостоятельность, так как эти страны практически никогда не были долго независимыми.
Глава государства Владимир Владимирович Путин выступил против попыток исказить факты в угоду чьим-то геополитическим интересам. Как подчеркнул Президент, спекуляциям можно и нужно противостоять с помощью серьёзных научных работ по истории.
Еще Ч. Айтматов, возродив из древних преданий, ввел в художественный и научный оборот термин «манкуртизм» (манкурт – человек, не помнящий своего прошлого). Под этим термином скрывается глубинный смысл.
Манкуртизм, прежде всего, проявляется в полном игнорировании и фальсификации прошлого. Как много сегодня желающих перечеркнуть всю историю, связанную с существованием Советского Союза, представить ее как некий провал в развитии цивилизации, как неисторический казус, как разгул кровавых злодеев. И ведь если у нашей молодёжи не будет знаний, правдивой и достоверной информации об этом периоде нашей истории, то они будут считать, что так оно есть.
Глава 4. Пути популяризации изучения истории
История должна воспитывать патриотизм у молодежи. Любовь к своей Родине и соответственно к народу базируется, прежде всего, на верном представлении об их историческом развитии. Замечено правильно: «Отрицая историю, народ лишается памяти, а лишившись ее перестает быть народом» Для того, чтобы патриотическое воспитание молодёжи через осмысление исторических процессов происходило эффективно, нужно использовать определенные методы и приёмы.
1. Начинать детей знакомить с историей, культурой, традициями народов нашей страны в дошкольном возрасте, т.е. с садика. С помощью игр, различных мероприятий прививать любовь к истории. А начать надо с истории своего имени, семьи. Привлекать нужно родителей, использовать ресурс семьи. Семья задает мировоззренческие установки, отношение к себе и к окружающим, связь с предшествующими поколениями семьи и всего общества.
2. Применение на дискуссионных мероприятиях и открытых уроках фотографий с изображением знаменитых соотечественников, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями.
3. Воспитание историей осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно чтобы молодёжь проводили к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Например, при проведении классного часа по теме: «Отечественная война 1812 года» можно составить портретную галерею, посвященную героической деятельности партизан: А. Давыдова, А. Сеславина, В. Кожиной и других.
4. Проведение исторических экскурсий, которые почти совсем исчезли со школ. Особенно сельских. А ведь места памяти, связанные со значительными событиями в истории, личности, посещавшие когда-то родной город, рассказы об их жизни раскроют прошлое родного города, покажут его значимость в стране и как следствие повысят интерес к истории. Такими местами могут быть музеи, дома культуры, дома-музеи, усадьбы, исторические места.
5. И конечно, эту проблему без участи государства, без государственных программ не решить
Таким образом, историческое просвещение занимает основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания молодёжи, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объектного изучения исторического прошлого. В стратегии Национальной безопасности РФ до 2020 г. указывается на возрождение исконно российских идеалов, духовности, достойное отношение к исторической памяти и отмечается: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России…» Патриотизм органически связан с осознанием исторического события народа, ибо Родина — это не только сегодняшняя страна, но и вся её история до самых первых дней.
Чем глубже знания молодого человека об истории своей страны, о Великих политических деятелях, Великих подвигах ее народа, о том, какими тяжелыми событиями и неимоверными усилиями наши предки отстаивали границы государства и присоединяли новые земли, тем сильнее и крепче будет чувство патриотизма в душе и сознании молодого человека.
Анализ анкеты: 22 человека считают, что историю изучать нужно, 18 абсолютно к ней безразличны, 4 учащихся утверждают, что изучение истории им не нравится.
28 человек считают предмет важным, 11 респондентов не считают предмет история важным, 11 обучающихся затрудняются ответить. Знания по истории ученики получают из разных источников. 5 обучающихся из интернета, 6 обучающихся из рассказов родителей и 38 обучающихся на уроках в школе. 7 опрошенных назвали правителей и государственных деятелей, которые жили до Петра I, остальные правителей и государственных деятелей XIX и XX вв.
Ответы на вопросы по Великой Отечественной войне показали, что 7 обучающихся не знают дату начала войны. 9 респондентов знают 6 городов – героев, 4 респондента - 5, 31 респондент - только три города.
Печально, но и в нашей школе есть обучающиеся, которые не знают деятеля, развалившего СССР и дату начала Великой Отечественной Войны. Попытка выявить данную проблему в нашей школе привела к схожим результатам с социологическими опросами, проводимыми по России.
И так, факт подтвердился: современное поколение теряет интерес к изучению истории, становится менее патриотичным, и как следствие становится пассивным, равнодушным к предыдущему поколению и объектом подверженным навязыванию извне чужих интересов.
Заключение
В обществе остро стоит проблема исторической безграмотности. Упал интерес к истории страны у молодёжи. А ведь молодежь – будущее страны, от грамотности молодого поколения будет зависеть в будущем положение страны на мировой арене, социальное и экономическое развитие государства.
Складывается опасность для общества, ведь ее незнание ведет к губительным последствиям для общественного развития, гражданским войнам, социальным конфликтам. Уязвимым классом в этой проблеме является молодежь, так как недостаток знаний, позволяет навязать идеологию извне, поддаться влиянию и привести к плачевным последствиям.
Очень важно знать историю. Её изучение способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. Формирует историческую память и историческое сознание, что ведет к сплочению народа, помогает не допускать социальных конфликтов в обществе.
Также мною были определены возможные пути решения проблемы:
1. Начинать детей знакомить с историей, культурой, традициями народов нашей страны в дошкольном возрасте, т.е. с садика. С помощью игр, различных мероприятий прививать любовь к истории. А начать надо с истории своего имени, семьи. Привлекать нужно родителей, использовать ресурс семьи. Семья задает мировоззренческие установки, отношение к себе и к окружающим, связь с предшествующими поколениями семьи и всего общества.
2. Средства массовой информации должны лучше и качественнее работать над пропагандой значимости этой науки, что поможет значительно увеличить ее популярность среди населения страны.
3. И конечно, эту проблему без участия государства, без государственных программ не решить. Хотя государство в последнее время уже начало заниматься данной проблемой.
История — это наше культурное наследие. У нас есть прошлое, у нас есть корни. Мы получаем богатую культуру в наследство от предков, а с помощью истории мы можем узнать, как все это создавалось. Благодаря истории мы познаем данные о произошедших событиях, прогнозируем возможное развитие будущего. История дает нам возможность учиться на уже имеющемся опыте и без изучения истории людям разных культур невозможно быть толерантным друг к другу.
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: Теория и методика .- М.:
2. Волошина О.И. Некоторые размышления об особенностях исторического сознания современных подростков // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва, 15–16 июня 2011 г. / отв. ред. А.П. Логунов; Рос. гос. гуманит. ун-т, Фак-т истории, политологии и права, Каф. истории и теории ист. науки. М., 2011г.
3. И.М. Ильинский, доклад. Молодежь как будущее России в категориях войны. – М., Наука, 2009г.
4. История России. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [ А. А. Данилов, М. Ю. Брандт, М. М. Горинов и др. ] – М.: Просвещение, 2013г.
5. Кирьянова О.Г. Наша цель – изучение и популяризация отечественной истории. –М., 2013г.
6. Личман Б.В., Скоробогтский В.В., Постников С.П. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций.- М.:Наука, 2014г.
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.
8. Сергей Алексеев, Ольга Плотникова. Между учебником и интернетом.-М.: Наука, 2015г.
9. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Анкета
1) Как Вы относитесь к изучению предмета история?
а) Мне нравится изучение истории.
б) Мне не нравится история.
в) Отношусь нейтрально.
2) Насколько Вы считаете предмет история важным при изучении?
а) Я считаю его важным.
б) Я не считаю его важным.
в) Затрудняюсь ответить.
3) Откуда Вы получаете знания по истории?
а) Из интернета.
б) Из рассказов родителей.
в) На уроках истории в школе.
4) Назовите известные Вам исторические личности.
5) Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
6) Назовите города-герои Великой Отечественной войны.
7) Назовите политического деятеля, развалившего СССР.
а) Б.Н. Ельцин.
б) М.С. Горбачёв.
в) Л.И. Брежнев.
Приложение 2
Результаты анкетирования:
4. Назовите известные Вам исторические личности.
5. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
6. Назовите города-герои Великой Отечественной войны.
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стодолищенская средняя школа Исследовательская работа по обществознанию «Историческая грамотность молодежи» Работу выполнил: обучающийся 11 класса МБОУ Стодолищенской СШ Иванов Кирилл Руководитель: Данченкова Елена Сергеевна учитель обществознанияСлайд 2
Актуальность работы В последнее время уровень исторической грамотности современной молодежи значительно снизился, о чем свидетельствуют многочисленные социологические опросы.
Слайд 3
Цель исследования – выяснить отношение современной молодёжи к истории, прошлому своей страны, определить последствия исторической неграмотности для государства, общества.
Слайд 4
Задачи исследования: 1. Попробовать дать ответ на вопрос «Зачем нужно знать историю». 2. На основе изучения и анализа социологических опросов различных обществ, объединений, высказываний работников образования, представителей общественности, самой молодёжи на различных форумах выяснить наличие проблемы «историческая неграмотность молодёжи». 3. Провести анкетирование и выяснить отношение обучающихся МБОУ СШ пос. Стодолище к историческому прошлому своей страны. 4. Определить степень опасности исторической неграмотности для общества и государства на основе частичного анализа некоторых современных событий и процессов в стране и мире. 5. Предложить свои пути решения данной проблемы.
Слайд 5
Гипотеза исследования: если молодежь будет хорошо знaть историческое прошлое своей стрaны , её героев и трудовые достижения, бережно хрaнить трaдиции своего нaродa и чтить духовные ценности, то только у тaкого нaродa есть будущее.
Слайд 6
Объект исследования – отношение современной молодёжи к прошлому своей страны. Предмет исследования – последствия исторической неграмотности для общества и государства. Методы исследования, используемые мною в работе для достижения цели: анкетирование и его анализ, сравнение, анализ информации из сетевых источников, специальной литературы.
Слайд 7
Что такое история? История — это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события. Это сохранённые документы о происшествиях в прошлом.
Слайд 8
Значимость изучения истории. Изучение истории важно, потому что оно помогает нам понять наше прошлое, что, в свою очередь, позволяет нам понять наше настоящее. Если мы хотим знать, как и почему наш мир такой, какой он есть сегодня, мы должны обратиться за ответами к истории. Люди часто говорят, что “История повторяется”, но если мы изучим успехи и неудачи прошлого, то в идеале сможем учиться на ошибках и избегать их повторения в будущем.
Слайд 9
Историческая грамотность молодежи И.М. Ильинский Молодежь — это живое время будущее, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ. Проводимые социологические опросы показывают, как упал уровень образования современной молодежи, в частности исторических знаний. Активистами проводился социологический опрос, призванный определить уровень исторических познаний молодежи. Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя опрос в связи со 100-летием Октябрьской революции, обнаружили, что знания россиян по истории настолько фрагментарны, что у большинства из них не может быть полноценного понимания исторических процессов.
Слайд 10
Последствия исторической неграмотности
Слайд 12
Пути популяризации изучения истории: Начинать детей знакомить с историей, культурой, традициями народов нашей страны с детских лет. Создание государственных программ. Проведение исторических экскурсий. Проводить общешкольные классные часы и мероприятия. Применение на дискуссионных мероприятиях и открытых уроках фотографий с изображением знаменитых соотечественников, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями.
Слайд 13
Анкета : «Историческая грамотность молодежи» 1) Как Вы относитесь к изучению предмета история? а) Мне нравится изучение истории. б) Мне не нравится история. в) Отношусь нейтрально. 2) Насколько Вы считаете предмет история важным при изучении? а) Я считаю его важным. б) Я не считаю его важным. в) Затрудняюсь ответить. 3) Откуда Вы получаете знания по истории? а) Из интернета. б) Из рассказов родителей. в) На уроках истории в школе. 4) Назовите известные Вам исторические личности. 5) Назовите дату начала Великой Отечественной войны. 6) Назовите города-герои Великой Отечественной войны. 7) Назовите политического деятеля, развалившего СССР. а) Б.Н. Ельцин. б) М.С. Горбачёв. в) Л.И. Брежнев.
Слайд 16
5 . Назовите известные Вам исторические личности .
Слайд 17
6 . Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
Слайд 18
7 . Назовите города-герои Великой Отечественной войны.
Слайд 19
Печально, но и в нашей школе есть обучающиеся, которые не знают деятеля, развалившего СССР и дату начала Великой Отечественной Войны. Попытка выявить данную проблему в нашей школе привела к схожим результатам с социологическими опросами, проводимыми по России. И так, факт подтвердился: современное поколение теряет интерес к изучению истории, становится менее патриотичным, и как следствие становится пассивным, равнодушным к предыдущему поколению и объектом подверженным навязыванию извне чужих интересов.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Развешиваем детские рисунки дома
Снеговик
Рисуем подснежники гуашью
Рыжие листья
Сказка "Морозко"