В статье излагаются взгляды на основные причины русской эмиграции. Автор анализирует трагическую судьбу русских эмигрантов и раскрывает значимость вклада деятелей науки и культуры в мировую историю. В настоящее время данная тема является одной из самых актуальных. Так как процесс эмиграции является неизбежным в ходе изменений в истории.
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_izlom.docx | 24.12 КБ |
РУССКИЙ ИЗЛОМ.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский техникум путей сообщения имени В. А. Лапочкина»
Введение
В статье излагаются взгляды на основные причины русской эмиграции. Автор анализирует трагическую судьбу русских эмигрантов и раскрывает значимость вклада деятелей науки и культуры в мировую историю. В настоящее время данная тема является одной из самых актуальных. Так как процесс эмиграции является неизбежным в ходе изменений в истории.
Гражданская война и эмиграция одна из величайших народных трагедий, которые выпали на долю Российского государства. И до сих пор остаются предметом жарких споров историков, политиков и просто неравнодушных людей. «Русский излом»- так оценивали сложный период русской истории современники.
В Петрограде произошел вооруженный захват власти большевиками. В России период Смуты продолжал набирать обороты. Октябрьская революция 1917 года еще более усугубила положение России. Вооруженные матросы, солдаты и пролетарии творили полный беспредел. Большевики достаточно быстро распространяли свою власть по всей России. Расправы происходили над теми, кто могли заподозрить в сочувствии к старому режиму. Больше всего от произвола новых властей пострадало безоружное мирное население. Россию ожидала новая Смута, вскоре вспыхнула Гражданская война
Прежняя российская жизнь лежала в развалинах: голод, лишения, ярость и безумие «красного террора». Оставалось бежать без оглядки и надежды на лучшее.
Очевидцы тех событий вспоминали: «Жизнь в Петербурге становилась все более невыносимой … Революцией бредили все. Бредили, бредили и воистину – горе от ума. И теперь они, те, кто мечтали о революции, глотке свежего воздуха скитаются неприкаянными горемыками по всему миру, пытаясь найти защищенную от невзгод бухту. Как же трудно им было, вынужденным эмигрировать, потерявшим все, перемолотым в жерновах истории. Кто- то стал пылью дорог, а кто- то смог преодолеть все невзгоды, не сломался, осознал себя вновь. Кто- то просто выплыл - не пыль и не звезда, а просто человек,.. просто человек, как все мы» [4].
Послевоенная Европа - голод, разруха, толпы бездомных и безработных, а тут еще одна напасть в виде русских эмигрантов. Врачи, художники, философы, просто богема - они были учеными с мировым именем, уважаемыми персонами в стране, и в одночасье потеряли все. Князья, графы, бароны, потомки великого императорского дома, не владели языками в должной степени, их дипломы не признаны в европейских странах. А еще и тоска по Родине, и все они задавались одними же вопросами «Что делать?», «Как быть.
И кто виноват?»
Что же делать? Как выжить и сохранить честь и достоинство в голодной Европе.
Сложна и трагична эмиграция гражданских лиц. Многие из них до последнего момента колебались, так как нелегко было менять Отечество на чужбину, привычный образ жизни на неизвестность. Для многих русских людей, воспитанных в высших понятиях чести и достоинства представлялась сама идея бегства с собственной Родины в ее трагические моменты истории предательством.
Иван Андреевич Бунин в своей знаменитой речи в 1924 году ответил на вопрос, почему не остались: «Мы, так или иначе, не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бессмысленной гибелью, ушли на чужбину».
Жизнь в эмиграции «ломало многих». Вчерашние атеисты становились истово верующими, убежденные патриоты готовы были смириться с потерей Родины, лишь бы сгинул ненавистный им Советский союз.
Сложной и противоречивой была культурная и научная жизнь в эмиграции. В Праге, Париже, Белграде, Берлине, Софии, Харбине и других центрах русской эмиграции создавались различные научные общества, учреждения, русскоязычные учебные заведения, открывались православные храмы. На улицах европейских городов появлялись кафе и рестораны, где можно было услышать родную речь и погрустить, услышав, русский романс.
Проводились съезды «академических организаций», были созданы общества русских инженеров, которое насчитывало 300 членов, общество врачей было представлено в Париже и Берлине.
Пастеровский институт в Париже был научным центром мирового значения, в работе которого принимали русские ученые - С. Н. Виноградский, основоположник микробиологии, геолог Н. И. Андрусов Ряд русских ученых получили признание за рубежом за свои исследования и научную работу. В области зоологии и ботаники – К. Н. Давыдов - автор капитальных трудов по сравнительной эмбриологии.
В 1923 году в Париже обосновались 300 тысяч русских эмигрантов. С Парижем связана деятельность основных литературных кружков и обществ, среди которых особое место занимало литературное общество, возглавляемое Г. Ивановым, а затем Мережковским и Гиппиус. Литературное общество объединило «старшее и младшее поколения эмигрантов». В одном только Берлине действовали эмигрантские издательства «Эпоха», «Нева», которые стали для ценителей русского литературного слова центром притяжения передовых мыслей.
Обычно, когда речь идет о вкладе зарубежных деятелей русской культуры в сокровищницу мировой культуры, о людях, которые в эмиграции пользовались мировой славой, то, прежде всего, называется имя великого русского артиста, исполнителя русских романсов - Федора Ивановича Шаляпина. Его концерты проходили в переполненных залах. Для русских эмигрантов они были особенно волнующими, радостным событием. Слава, успех сопутствовали также выступлениям С. В. Рахманинова. Его называли пианистом мира.
Неоценимый вклад в развитие мировой науки и искусства внесли представители русской эмиграции. Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 году на Западе оказались философы Н. Бердяев, С. Франк, И. Ильин, П. Сорокин. Их работы, созданные за рубежом, продолжили лучшие традиции русской философской мысли. Среди них Н. Бердяев «Смысл истории», Вышеславцев «Душа человека», И. Ильин «Сущность и своеобразие русской культуры».
Получившие мировое призвание были русские ученые и литераторы, лауреаты Нобелевской премии - Иван Бунин (писатель-орловец), Илья Пригожин. Ученые с мировым именем – экономисты С. Кузнецов, В. Леонтьев.
Особая роль эмиграции определяется тем, что эмигранты, унесли величие России в своем сердце, и служение Родине было смыслом их жизни. В этом их подвиг и главное богатство.
Как писал о судьбе эмигрантов граф Юсупов: «Каждый силился, как мог - кто шел работать в таксисты, кто в официанты, кто шел работать на завод, кто на ферму, многие пошли в услужение… Их дар приспособиться был поразительным. Никогда не забуду отцову родственницу, урожденную графиню. Графиня устроилась судомойкой в кафе Монмартра. Как ни в ем не бывала, пересчитывала она мелочь, брошенную ей на чаевые в тарелку. Я приходил к ней и целовал ей руку, ее муж работал в этом же кафе гардеробщиком. И они, кажется, были довольны жизнью. [4].
Но для большинства резкое понижение социального статуса было столь унизительным, что они до конца жизни скрывали свое происхождение. Как писал Е. Тарусский, автор «Монмартского шофера», одна немецкая газета с удивлением сообщала, что 20 лет пробатрачил русский эмигрант на чужбине, и лишь после смерти стало из бумаг известно, что он был генералом.
Эмигрантов не принимала израненная войной Европа. И русская эмиграция старалась общаться в своем обществе. Интеллигенция, каких бы политических взглядов не придерживались, старалась наладить нормальную общественную, культурную и политическую жизнь эмигрантов. Был создан в Париже Народный Университет для чтения популярных курсов широким кругам эмиграции. При Сорбонне на юридическом и медицинском факультетах были организованы специальные курсы, которые читались на русском языке русскими профессорами. Это преподавание финансировалось правительством Франции. Нельзя сказать насколько большими или малыми были объемы этой финансовой помощи, но, во всяком случае, это была помощь. Во Франции, Чехословакии, Берлине вплоть до Второй Мировой войны выходили газеты на русском языке. В центрах русской эмиграции создавались землячества, которые защищали права и помогали русским меньшинствам.
Жизнь в эмиграции постепенно входила в свое русло, но тоска по Родине оставалась неизменной, и желание вернуться в Россию было непреодолимым.
Заключение
Начало 20 века – эпоха трудная, сложная, противоречивая. Революции, войны, смены политических режимов, ценностей. И где - то между этими трагическими событиями, затянутые временем перемен миллионы человеческих судеб. Эмигранты первой волны не только сохранили, но и преумножили многие традиции российской культуры.
Культура русского зарубежья была неординарным явлением, которое оказало значительное влияние на мировую культуру.
Литература
Весенние чудеса
Притча о гвоздях
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Браво, Феликс!
Где спят снеговики?