Уроки спрятанные в историях. Чему учит басня
Вложение | Размер |
---|---|
работа исследовательская. ( школьный уровень КОРОЛЕВСКИХ ЧТЕНИЙ) | 49.3 КБ |
Городской конкурс исследовательских работ
школьников «Первые шаги в науки»
Секция: «Литература»
Тема: «Басни. Уроки, спрятанные в историях»
Автор работы: | Степанова Диана Евгеньевна, 3А класс, МБОУ «Лицей №23» | |
Руководитель: | Казанцева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №23» |
Кемерово
2024г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Басня как литературный жанр……………………………………………….4
2Значение басни в жизни человека 5
3 Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» 6
5 Результаты викторины ……………………………………………………………………………………………………..9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
Рассказ и цель –
вот в чём сущность басни; сатира и ирония –
вот её главные качества.
(В.Г.Белинский)
Каждый раз, когда ребята класса организовывают какое- то общее дело и начинаются споры ,то невольно вспоминаются три персонажа известной басни- Лебедь, Рак и Щука. Когда речь идет о лести с целью мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая у Вороны кусок сыра. А однажды я услышала -а ты пела, это дело, так пойди же попляши.
Многие и другие выражения и образы, пришли к нам из басен замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Я захотела выяснить: откуда взялись интересные выражения, которые мы и сейчас находим в произведениях русских писателей- классиков и в разговорной речи современных людей, а также узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней.
Актуальность исследования басен как литературного жанра происходит из их способности передавать ценные уроки и мудрость через краткие и интересные рассказы в стихах.
Цель данного проекта найти спрятанные уроки мудрости в баснях
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по теме исследования
2) Провести опрос учеников по теме
3) Проанализировать результаты
4) Сделать выводы по данному вопросу
Объектом нашего исследования являются басни как литературный жанр, а предметом – уроки и моральные ценности, заложенные в этих небольших историях.
Исследование будет проведено с использованием сравнительного анализа и литературного обзора.
Басня – древнейший жанр словесного искусства, небольшое по объему произведение.
Основной поучительной мыслью басни является мораль. В качестве персонажей в басне выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. В литературе это называют аллегорией( представление в виде образа, олицетворяющая какую либо черту характера человека.
Литературный энциклопедический словарь определяет басню как короткий рассказ в стихах или прозе с моральным выводом. Мораль может находится , как в начале басне, так и в завершении.
Басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном.
Вывод из басен - их мораль принадлежит к житейской мудрости.
Бывают басни и совсем иного рода: вместо житейской лукавости, — в них просветленная наивность; вместо разговорного языка — стройная литературная речь, общий тон их возвышенно серьезный
В начале своей работы я провела опрос ребят 3 класса «А» , где выяснила как хорошо они знакомы с данным жанром и осведомлены о баснописцах
1. Знаете ли вы, что такое басни? | 87% учащихся знают, что такое басни |
2. Каких баснописцев Вы знаете? | Среди известных баснописцев И.А.Крылов , Л. Толстой. |
3. Какие басни Вы знаете? | 100% детей перечислили названия басен И. А. Крылова. |
4. Какие строки из басен помните наизусть? | Процитировать (частично) басни смогли 67% детей. |
5. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели? | Вопрос о современных баснописцах вызвал затруднение. |
Почему басни так важны в нашей жизни? Мы все знаем, что басни –это удивительные короткие рассказы в стихах, где героями являются животные, птицы, насекомые, которые воплощают собой людей, а сюжеты уроков и мудрости, что учат нас важным вещам о жизни.
Басни были популярны в различных культурах и эпохах – от древних греков и римлян до современных авторов. Они были предназначены для развлечения, но в то же время являлись средством для передачи ценностей и идей. Часто басни критиковали социальные недостатки и иногда даже адресовались к правителям, чтобы показать им их недостатки и ошибки.
Изучив литературу , я узнала , что известными баснописцами разных эпох считаются: Эзоп - 6 в. до н.э., др. Греция; Федр - 1 в до н.э., Рим; Жан де Лафонтен - 17 век, Франция; И.А. Крылов – 19 век; Л.Н. Толстой -20 век, С.В. Михалков- 20 век
Эзоп, (6 в. до н.э.) – наиболее известный древний баснописец, не имея возможности прямо высказать свои мысли, рассказывал в баснях о жизни животных, имея в виду взаимоотношения людей. Эзоповский язык был понятен любому читателю. Позднее басни Эзопа были переведены, часто переработаны, переложены в стихах на многие языки мира, в том числе знаменитыми Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.
Басни Жана Лафонтена (1621–1695) оказали громадное влияние на развитие всей европейской литературы. Из басен Лафонтена: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»; «Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое». Сочиняя свои басни, Лафонтен стремился рассказать старую басню по-новому, свежо и оригинально.
Иван Андреевич Крылов ( 1769-1844) русский баснописец 19 века. Его басни полны уроками и мудрости. Крылов использует образы животных, чтобы рассказать нам о глупости, эгоизме и том, как важно думать головой.
Давайте всегда помнить уроки басен и стараться быть добрыми, честными и трудолюбивыми, как наши персонажи из басен. Каждый персонаж (животное) - аллегория олицетворяющая какую-либо черту характера человека:
Сюжеты многих басен Крылова возникали из конкретных исторических событий и фактов.
Например, в басне «Квартет» высмеивает чиновничий характер, это сатирическая острота и миниатюрная комедия в лицах, где в облике сказочных зверей, показаны типические людские характеры. Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.
Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так [1].
К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе [2].
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:
«К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит [3].»
В завершении анализа басни «Мартышка и Очки» И. А. Крылова выделена ее ключевая мораль: невежественные и самоуверенные люди, подобно мартышке, часто осуждают и критикуют то, что не могут понять.
В ходе своей работы я не успела перечитать все известные басни И.А. Крылова, но планирую знакомство продолжить.
Вопрос 1: Кто из перечисленных известных писателей является баснописцем?
а) А.С. Пушкин
б) И. А. Крылов
в) М. Ю. Лермонтов Ответ: (И. А. Крылов)
Вопрос 2: Какие пороки высмеивает Крылов в своих баснях А_________________ Б _________________ В _________________
Ответ: (осуждение и критика того, что не могут понять.)
Вопрос 3: Каким недугом начала страдать Мартышка?
А) У неё начался радикулит
Б) У неё ухудшилось зрение
В) У неё появилась бессонница
Ответ: (У неё ухудшилось зрение)
Вопрос 4: Какие действия Мартышка произвела с очками?
А) Лизала, нюхала, нанизывала на хвост
Б) Надела на нос
В) Съела
Ответ: (Лизала, нюхала, нанизывала на хвост)
Вопрос 5: Что решила Мартышка, когда очки не сработали?
А) Что её обманули
Б) Что она просто не разобралась, как ими пользоваться
В) Что ей попалась неправильная пара очков
Ответ: Что ей попалась неправильная пара очков Ответ: (Разбила)
Вопрос 6: Выберите фразу, которая была в басне?
А) «...Хоть и полезна вещь,— цену зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит...»
Б) «...Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит...»
В) «...Как ни полезна вещь,— цену зная ей, Вежда про неё свой толк всё к худу клонит...»
Ответ: («...Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит...»)
Вопрос 7: Какой фразой заканчивается басня?
А) «...А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.»
Б) «...А ежели невежда поумней, Так он её ещё догонит.»
В) «...А ежели невежда поглупей, Так он её ещё и гонит.»
Ответ: «...А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.»
Вопрос 8: Какую крылатую фразу русский народ подхватил из басни «Мартышка и очки»?
А) «Мартышка к старости слаба глазами стала...»
Б) «Мартышка к старости слаба душою стала...»
В) «Мартышка к старости слаба зубами стала...»
Ответ: «Мартышка к старости слаба глазами стала...»
Вопрос 9: Какая басня больше всего понравилась?
а) Волк и ягненок
б) Ворона и лисица
в) Слон и Моська
г) Лисица и виноград
д) Мартышка и очки
5. Результаты викторины
Всего опрошено 28 человек. Учащиеся 3А класса.
№ | Вопрос | ДА Кол-во чел | Да % | Нет % | НЕТ Кол-во чел. |
1 | Кто из перечисленных известных писателей является баснописцем? | 28 | 100% | - | - |
2 | Какие пороки высмеивает Крылов в своих баснях? | ЛЕНЬ ГЛУПОСТЬ НЕВЕЖЕСТВО | |||
3 | Каким недугом начала страдать Мартышка? | 28 | 78% | 22% | 20 |
4 | Какие действия Мартышка произвела с очками? | 23 | 60% | 40% | 14 |
5 | Что решила Мартышка, когда очки не сработали? | РАЗНЫЕ | |||
6 | Выберите фразу, которая была в басне? | 10 | 26% | 34% | 13 |
7 | Какой фразой заканчивается басня? | 12 | 32% | 68% | 26 |
8 | Какую крылатую фразу русский народ подхватил из басни «Мартышка и очки»? | 34 | 90% | 10% | 4 |
Вывод: 100% опрошенных знакомы с творчеством Крылова;
48% встречают примеры басен в жизни
60% считают басни современными
более 60% встречают в своей жизни несправедливость
32% могут обидеть кого-нибудь без причины
90% имеют дополнительные занятия
Менее 50% посещают их с радость
Почти поровну поделились ответы о достижении цели
Главные пороки - лень, глупость невежество
Басни нравятся разные
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, басни Крылова научили меня важным вещам в жизни. Они помогли мне лучше понять себя и окружающий мир.
В рамках проекта была изучена литература об истории возникновения и построения басни, знакомство с баснописцами,
Проведен анализ басни «Мартышка и очки» И. А. Крылова. Исследование полностью посвящено выявлению моральных уроков, данной басне и их актуальности в современном обществе. Проведенный анализ позволил выделить основные аспекты, отражающие смысл и учебный потенциал произведения.
В ходе выполнения также была успешно проведена викторина. Викторина стала неотъемлемой частью проекта, предоставляя ребятам возможность проверить свою осведомленность о сюжете, ключевых персонажах и моральных уроках данного произведения. Такой формат позволяет не только обобщить полученные знания, но и сделать процесс усвоения информации более увлекательным и интересным.
Басни были переданы от поколения к поколению на протяжении веков. Эти истории использовались для преподавания ценных уроков и морали, которые все еще актуальны сегодня.
Горячо - холодно
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Два плуга
Лиса Лариска и белка Ленка
Отчего синичка развеселилась