КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА, МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СССР
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_dani.docx | 54.63 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ессентуки
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по предмету «История»
Тема:
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА, МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СССР
Проект выполнил обучающийся
9 б класса
Ли Даниил
Руководитель
Коваль Н.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Массовые репрессии
1.1 Возвышение Сталина
1.2 Сталин и политический террор
1.3 Репрессии 1936-1938 годов
ГЛАВА 2 Политическая система СССР в 30-е годы
2.1 Конституция 1936 года
2.2 Формирование партийного государства
2.3 Массовые и общественные организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основными направлениями политической системы конца 1920-х — 1930-х гг. стали укрепление единоличной власти И. В. Сталина и дальнейшая централизация власти, формирование идеологического механизма для формирования массового сознания, создание репрессивного аппарата для уничтожения «врагов народа», наращивание военно-экономического потенциала страны. Эти практические политические шаги были вызваны некоторыми изменениями официальной идеологии партии большевиков, а именно принятием сталинских тезисов:
во-первых, о возможности построения социализма в отдельно взятой стране без мировой революции;
во-вторых, о нарастании и обострении классовой борьбы внутри страны по мере продвижения к социализму.
Кроме того, в условиях форсированной индустриализации была необходима мобилизация всех ресурсов страны и максимальное участие всего общества в строительстве социализма, что обеспечивалось контролем партии над различными категориями населения и репрессивным аппаратом, который поддерживал подчинение режиму. С другой стороны, нельзя не отметить неподдельный энтузиазм и непоколебимую веру в светлое будущее широких слоёв населения СССР, который позволил совершать тысячам советских людей трудовые подвиги. Эти обстоятельства способствовали тому, что в 1930-е гг. в СССР сформировалась жёсткая политическая система, получившая название «сталинизма». Появляется такое понятие как культ личности – единовластие, складывавшееся в СССР с 20-х гг. как культ И.В. Сталина. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим. Источники культа личности коренятся как в объективных, так и в субъективных условиях, сложившихся в советском обществе. Наряду с идеологическими учреждениями сталинский режим имел и другую надежную опору — систему карательных органов, методом были выбраны репрессии – карательные меры государства против своих граждан, нарушающие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.
Эта тема очень интересна для нас тем, что помогает понять ту основу сегодняшнего мировосприятия людей старшего поколения; разобраться в той действительности, с которой мы знакомы только лишь со страниц учебников; лучше узнать историю собственной страны - период довольно сложный для оценки, очень противоречивый для вынесения вердиктов; приподнять вуаль, которая много лет скрывала собой много важнейших документов, тяжелейших преступлений.
Проблема: исследование данной темы для понимания причин и последствий таких исторических явлений как культ личности, политические репрессии и их влияния на формирование политической системы государства.
Актуальность: сегодня как никогда для России важны исторические уроки, так как реальность подтверждает, что история может повториться.
Гипотеза: имевший место культ личности И.В. Сталина в истории нашей Родины создал прецедент для массовых репрессий и повлиял на политическую систему СССР.
Цель проекта: изучив исторический материал по данной теме, найти подтверждение взаимосвязи культа личности с массовыми репрессиями и выявить особенности сложившейся политической системы.
Задачи:
ГЛАВА 1. Массовые репрессии
1.1 Возвышение Сталина
Уже в 1920-е гг. пропагандистский аппарат большевистской партии начал возвеличивать своих лидеров. Как правило, в партийных и советских учреждениях на стенах висели их портреты. Их имена получали города, поселки, фабрики, артели и колхозы, улицы и площади, их прославляли в стихах и песнях.
До 1921 г. основные политические решения в РКП(б) принимались, как правило, после длительной полемики между её лидерами, при этом наибольший вес имела точка зрения признанного руководителя партии — В.И. Ленина. Добившись в 1921 г. запрещения фракционной борьбы, то есть широких внутрипартийных дискуссий, он стремился исключить опасность раскола партии в сложных условиях перехода к нэпу. В.И. Ленин также считал важным наладить чёткость в кадровой работе, добиться, чтобы между центральным органом руководства партии (ЦК) и партийными организациями на местах был налажен оперативный обмен информацией. Для выполнения этой работы была введена должность Генерального секретаря ЦК. Весной 1922 г. им стал И.В. Сталин.
Сталин очень быстро поставил под свой контроль почти все стороны деятельности партийного аппарата. Под его влиянием оказались партийные средства массовой пропаганды и карательные органы.
Осенью 1922 г. тяжелобольной Ленин обратился к XI съезду РКП(б) с письмом, в котором рекомендовал освободить Сталина от обязанностей Генерального секретаря ЦК. Альтернативную же кандидатуру на этот пост Ленин не предложил. Более того, он выразил тревогу за судьбу партии, отметив, что все его возможные преемники допускали серьёзные политические и теоретические ошибки. Однако соратники Ленина, опасаясь подрыва своего авторитета в глазах рядовых партийцев, не ознакомили делегатов съезда с посланием вождя и не провели какие-либо кадровые перестановки.
В период с 1923 по 1928 г. в партии большевиков развернулась борьба за власть между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и Сталиным.
В 1929 г. победу во внутрипартийной борьбе одержал И.В. Сталин. Главные его оппоненты — Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин оказались смещены с ведущих партийных постов.
Обладавший незаурядными организаторскими способностями, Сталин сумел добиться выдвижения на ключевые посты в центре и на местах своих соратников по революционному прошлому — В.М. Молотова, С.М. Кирова, Л.М. Кагановича, А.И. Микояна, Г.К. Орджоникидзе, К.Е. Ворошилова и др. Близкие к Генеральному секретарю ЦК люди возглавили и органы государственной безопасности.
Генеральный секретарь ЦК проводил коварную тактику в отношении своих оппонентов. Прекрасно зная их слабости, соперничество друг с другом, он разобщал их, провоцировал между ними конфликты и споры по теоретическим вопросам.
1.2 Сталин и политический террор
В 1925 г. И.В. Сталин выдвинул концепцию о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Она встретила поддержку многих членов партии. Идеалы социализма ассоциировались у миллионов людей со справедливым социальным строем, идущим на смену капитализму. Однако на повестке дня стояли задачи ускоренного модернизационного развития страны. Власти понимали, что в крестьянской стране модернизация будет сопряжена с большими издержками и приведёт к обострению противоречий в обществе. Учитывая это, И.В. Сталин выдвинул тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства.
Попытка связать мечты людей о счастливом будущем с модернизационно-мобилизационной моделью развития, не являющейся гуманной по своей сути, вызвала широкие общественные дискуссии. Официальная пропаганда представляла взгляды Сталина как творческое развитие идей К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Многих трудящихся привлекал путь развития, требовавший от них полной самоотдачи и жертвенности, но обещавший быстрое преодоление трудностей и повышение уровня жизни в короткие сроки.
Возвышение И.В. Сталина и утверждение его в качестве лидера имело крайне негативные последствия. Свободное, открытое обсуждение проблем, возникавших в СССР и в мире, стало невозможным. Любое выражение несогласия со взглядами Сталина и его окружения, критический анализ их политики воспринимались как преступление против трудящихся Советского Союза. Ошибки, допускавшиеся руководителями страны, своевременно не исправлялись, множились. Режим становился всё более репрессивным.
Любая критика в адрес Генерального секретаря или кого-либо из его ближайших соратников, в том числе и в частной беседе, квалифицировалась как контрреволюционный заговор. Всякий, не сообщивший об этом в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), пришедшее на смену ВЧК, считался «врагом народа», его ждало суровое наказание. Принадлежность к старой большевистской гвардии, репутация героя Гражданской войны уже не спасали от карательных мер.
Просчёты, выявившиеся в ходе реализации первого пятилетнего плана и коллективизации, возлагались на «буржуазных спецов». Их обвинили во вредительстве и контрреволюционной деятельности. В 1928-1930 гг. были сфабрикованы дела: «Шахтинское», «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии», «Союзного бюро меньшевиков», «Академическое» и др. Оказались репрессированы многие управленцы, видные инженеры, учёные. Среди них учёные Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле, Л.К. Рамзии, авиаконструкторы Д.П. Григорович, Н.Н. Поликарпов и др. Усилились подозрения в неблагонадёжности «военспецов», обострённые дискуссией о модернизации Вооружённых сил страны.
Продолжали действовать концентрационные лагеря. Наиболее известным был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В связи с резким увеличением количества заключённых после проведения кампании борьбы с кулачеством в 1930-1931 гг. было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ). В годы первых пятилеток заключённые использовались в основном на тяжёлых и неквалифицированных работах в добывающей промышленности в малозаселённых и климатически неблагоприятных районах СССР; на лесоразработках и строительстве ирригационных и воднотранспортных сооружений, каналов (Беломорско-Балтийского, им. Москвы и др.). Постоянные ужесточения законодательства позволяли направлять в лагеря рядовых граждан за малейшие проступки (опоздание на работу, за «колоски», анекдоты и т.д.). Политика репрессий позволила в широких масштабах применять бесплатный труд заключённых на стройках первых пятилеток — он играл важную роль в экономике страны.
Своего апогея репрессии достигли в 1935-1938 гг. после убийства руководителя ленинградской партийной организации С.М. Кирова. Это стало поводом для резкого ужесточения законодательства и введения упрощённого порядка рассмотрения дел о террористических актах и контрреволюционных организациях. Основанием вынесения обвинительного приговора было личное признание подозреваемого. Следствию разрешалось использовать пытки, процесс проходил без участия прокурора и защитника, приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно. Смертную казнь разрешалось применять к лицам, достигшим 12-летнего возраста. Члены семей осуждённых «врагов народа» без суда подлежали ссылке, лишались гражданских прав.
Точные масштабы репрессий до сих пор не установлены. По примерной оценке с 1930 по 1953 г. к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли около 18 млн человек, из них пятая часть была осуждена по политическим статьям.
1.3 Репрессии 1936-1938 годов
Глубинной предпосылкой массовых репрессий 1936-1938 гг. были противоречия, возникшие в ходе модернизации.
Индустриализация изменила структуру советской экономики, способствуя быстрому увеличению городского (в том числе рабочего) населения за счёт сельского. Однако вчерашним селянам было трудно приспособиться к жёсткой трудовой дисциплине в заводских условиях, необходимости соблюдать чёткий ритм работы. Всё это влияло на качество производимой продукции, процент брака был высоким во всех отраслях экономики.
Сказывалась некомпетентность партийного аппарата. Партийцы, мобилизуя малообразованные массы на трудовые свершения, не понимали, что закупленные на Западе станки и оборудование могут работать лишь при соблюдении жёстких технических норм их эксплуатации. Политика побуждения рабочих к постоянному перевыполнению планов приводила к тому, что оборудование портилось, изнашивалась техника, учащались аварии и транспортные катастрофы. Всё это воспринималось властями как преднамеренное вредительство и стало одной из предпосылок массовых репрессий 1936-1938 гг.
К середине 1930-х гг. численно выросла прослойка технически грамотных управленцев. Большинство из них получили образование в годы культурной революции и были выдвиженцами из рабочих и селян. Они вступали в конфликт со старым, технически малограмотным партийным аппаратом, усвоившим лишь «азбуку революции». Усиливалась молодая технократическая элита управленцев, претендовавшая на руководящую роль в управлении страной. Общую атмосферу подозрительности, возникшую в СССР, новая элита использовала для укрепления собственных позиций.
Реальное, серьёзное противодействие всевластию И.В. Сталина в ВКП(б) 1930-х гг. отсутствовало. В то же время негативные последствия политики коллективизации, просчёты в осуществлении пятилетних планов, несоответствие теоретической позиции Сталина исходным марксистским идеям способствовали развитию оппозиционных взглядов. Так, один из «старых» большевиков, член Президиума ВСНХ М.Н. Рютин выступил с обращением «Ко всем членам ВКП(б)», в котором обвинял Сталина в узурпации власти, установлении диктатуры фашистского типа и извращении идей ленинизма. В 1937 г. Рютин был расстрелян.
В 1935-1938 гг. репрессии обрушились на руководящие кадры партии, государства, армии, карательных органов. Из 1967 делегатов XVII съезда ВКП(б), состоявшегося в 1934 г., несмотря на то что съезд поддержал политику Сталина, 1108 было репрессировано.
В назидание остальным членам партии прошли судебные процессы над лидерами антисталинских «оппозиций» 1920-х гг., завершившиеся тем, что к высшей мере наказания были приговорены Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев (1936), Н.И. Бухарин и А.И. Рыков (1938). Был казнён и возглавлявший Наркомат внутренних дел СССР Г.Г. Ягода. Благодаря активности преданного И.В. Сталину нового наркома внутренних дел Н.И. Ежова массовые репрессии привели к разгрому всего старого аппарата власти и управления.
Наиболее катастрофичными по последствиям были репрессии, охватившие Красную армию. Сложная международная ситуация середины 1930-х гг. обострила проблему обороноспособности СССР, вызвала серьёзные дискуссии о путях её обеспечения. Маршал М.Н. Тухачевский и многие его сторонники считали, что сталинский ставленник, нарком обороны К.Е. Ворошилов, препятствует модернизации Вооружённых сил, и требовали его отставки. И.В. Сталин воспринял это как заговор.
В ходе расследования «дела Тухачевского» (1937-1938) репрессии охватили высший командный состав армии, а также военных учёных и конструкторов (А.Н. Туполева, С.П. Королёва и др.). Почти полностью были уничтожены кадры внешней разведки. 90% высшего командного звена Красной армии, от командующих войсками военных округов до командиров полков, профессионально наиболее подготовленные и имевшие опыт участия в боевых действиях, были брошены в лагеря.
ГЛАВА 2 Политическая система СССР в 30-е годы
2.1 Конституция 1936 года
В Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов, были законодательно закреплены основные изменения в развитии советского государства. Предшествующее «всенародное обсуждение» Конституции проходило под жёстким административным контролем власти и отличалось крайне низким уровнем активности населения, особенно в деревне.
В Конституции страны говорилось о построении в СССР первой фазы коммунизма — социализма. Экономической основой построения социализма провозглашалась ликвидация частной собственности и эксплуатации человека человеком и победа государственной и колхозно-кооперативной форм собственности. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся, что отражало формирование социально однородного общества. Роль коммунистической партии закреплялась в качестве руководящего ядра общества, а марксизм-ленинизм объявлялся официальной государственной идеологией.
Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — Совета Союза и Совета национальностей, который должен был выражать интересы 11 союзных республик и других национальных образований. На сессиях Верховного Совета, проходивших 2 раза в год, принимались основные законодательные акты. В перерывах исполнительную и законодательную власть осуществлял Президиум Верховного Совета СССР, аппарат которого по согласованию с партийными органами заранее подготавливал решения. Прибывшим на сессию Верховного Совета депутатам оставалось одобрить и принять их голосованием. На местах действовали Советы депутатов трудящихся различных уровней.
Впервые вводилось всеобщее прямое равное избирательное право. Исчезло понятие «лишенец», когда человек лишался избирательных и других гражданских прав по социально-классовым признакам.
Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища.
Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры. Политическая власть сосредоточилась в руках И. В. Сталина и партийно-государственного аппарата.
2.2 Формирование партийного государства
Упоминание в Основном законе о месте коммунистической партии стало завершающим звеном в утверждении в СССР «партии-государства». Определение внутренней и внешней политики правящей партией является нормальным явлением политической жизни государства. Но все некоммунистические политические партии и оппоненты И. В. Сталина были отстранены от власти, и в стране была установлена однопартийная система. Последняя попытка изменить ситуацию была предпринята в 1932 г. небольшой группой, во главе которой стоял руководящий работник Московского комитета ВКП(б) М. Н. Рютин. В обращении к членам партии он писал, что Сталин отстранил от руководства лучшие кадры, установил личную диктатуру. Политику Сталина он характеризовал как «необузданный авантюризм». Все члены группы были арестованы и репрессированы.
Демократичное обсуждение вопросов внутренней и внешней политики государства на съездах и пленумах правящей партии завершилось принятием решений, подготовленных узкой группой членов Политбюро во главе со Сталиным. В партии сформировался режим единоличной власти Сталина, которого члены Политбюро называли «хозяином», определявшим окончательное решение по любому вопросу. Сложился авторитарный режим руководства, когда мнения членов ЦК правящей партии, тем более рядовых коммунистов, не имели никакого значения. Сталин использовал партийный аппарат для установления контроля над всеми государственными органами. Законы, правительственные постановления, которые принимались совместными решениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР, приговоры по политическим обвинениям предварительно обсуждались партийными органами. Руководители высших законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти назначались только после их утверждения в аппарате ЦК партии, на местах такие решения принимали местные партийные органы. Поскольку подавляющая часть работников госаппарата являлась коммунистами, они обязаны были выполнять решения партии.
В печати, по радио, в ходе массовых мероприятий формировался культ Сталина. «Вождь», «корифей и стратег», «учитель и друг молодёжи» — это маленькая часть множества сравнений и эпитетов в адрес Сталина. Он не препятствовал, когда его именем назывались города, площади и улицы, поэты слагали о нём стихи, в городах и посёлках устанавливались памятники, многочисленные портреты «украшали» колонны демонстрантов, фасады зданий, кабинеты чиновников.
Партийные руководители на местах копировали стиль руководства и поведения высшего руководства.
2.3 Массовые и общественные организации
Правящая партия рассматривала общественные организации в качестве «приводного ремня» воздействия на массы. Профсоюзы, объединявшие более 80 % рабочих и служащих, были огосударствлены, централизованы и находились под контролем партийного руководства. Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), объединявший все профсоюзные организации, уделял внимание вопросам быта, организации досуга и отдыха трудящегося населения. Строились дома культуры, пансионаты, санатории, оздоровительные лагеря для детей и юношества. ВЦСПС, взявший на себя функции госструктуры, занимался проблемами повышения производительности труда, организации различных форм соревнования, соблюдением трудовой дисциплины. Профсоюзы превратились в придаток соответствующих отраслевых наркоматов и выражали в большей степени интересы работодателей.
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) также рассматривался как мобилизующая на социалистическое строительство сила. В период коллективизации комсомол направил в деревни свыше 30 тыс. человек для организации молодёжных бригад и колхозов.
Только с января 1939 г. по февраль 1941 г. на важнейшие стройки страны пришло свыше 400 тыс. комсомольцев.
Комсомол рассматривался в качестве резерва пополнения партии. Беспрекословное подчинение партии нашло своё выражение в лозунге: «Партия сказала — надо, комсомол ответил — есть». В пионерской организации был свой лозунг: «Будь готов! Всегда готов!».
Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий. Создание массовых самодеятельных организаций без влияния правящей партии не допускалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Репрессивная политика сталинского руководства в 30-е гг. преследовала 3 главные цели:
1) действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров;
2) подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией;
3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания «врагов».
В конце 30-х гг. к этому, очевидно, добавился мотив ликвидации «пятой колонны» ввиду близящейся войны.
В 1930-е гг. в СССР окончательно сформировалась и была закреплена в Конституции 1936 г. однопартийная политическая система во главе с коммунистической партией. Советские люди получали широкие права и возможности, но некоторые из них оставались на бумаге. Укрепились авторитет и личная власть Сталина. В ходе политических репрессий 1930-х гг. были арестованы сотни тысяч граждан. В рамках проводившейся советским руководством национальной политики во всех союзных республиках удалось создать современную промышленность, эффективное сельское хозяйство, развитые системы массового образования, здравоохранения, культуры. Был взят курс на сближение и слияние народов страны в «единую советскую нацию».
Так же можно сделать вывод, что культ личности Сталина был важным элементом политической деятельности Сталина, и он включает как многие негативные события, так и достижения. Важным является то, что при установлении культа личности Сталина его основой стал жестокий тоталитарный режим с постоянными репрессиями, всеобщим контролем за всеми областями жизни общества. На наш взгляд в этом отношении диктатура Сталина не проявилась, как что-то новое, но возросла на почве прошлого России. Режим опирался на многовековое подавление политической активности народа. Это послужило дальнейшей политической отчуждённости граждан. В среде политически некомпетентного общества создавался авторитарный тип личности не только по отношению к лидеру, но и по отношению к социуму. В этой связи мы можем говорить о том, что политическая культура СССР, а до этого и Российской Империи сыграла основополагающую роль в становлении и особом устройстве феномена культа личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Паспорт объекта
Название проекта | Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. |
Куратор | Коваль Н.В. |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | История |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | История |
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | 14-17 лет |
Кто работал над проектом | Ли Д.С. |
Тип проекта | Информационный |
Цель проекта (практическая и педагогическая) | Изучив исторический материал по данной теме, найти подтверждение взаимосвязи культа личности с массовыми репрессиями и выявить особенности сложившейся политической системы. |
Задачи проекта | изучить понятия; аргументировать с помощью исторических фактов наличия указанных явлений в истории России в определённый период; выявить взаимосвязи и факторы утверждения этих явлений для политической системы; сделать выводы о невозможности перехода авторитетности в авторитарность упреждающих мер в репрессии. |
Вопросы проекта | В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. Были ли репрессии закономерным следствием избранной большевиками модели социально-экономического и политического развития СССР? Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан? |
Вопросы проекта | Вопросы политической жизни страны в 20-30-е годы. Почему это так важно, да потому, что без критического анализа и осмысления пройденного пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, тем более, что через несколько лет проблемы нашей страны придется решать нашим детям. |
Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, личностная ориентация, воспитательный аспект) | Сегодня как никогда для России важны исторические уроки, так как реальность подтверждает, что история может повториться. Актуальность темы основана на том, что сегодня деятельность И.В.Сталина, его личность оцениваются очень неоднозначно. Одни ученые называют его дальновидным политиком, выдающимся государственным деятелем. Другие — тираном, утопившим в крови страну. Понимание ценности человека как двигателя истории; осознание, что внутренний мир человека определяется его поступками, интересами, «гармонией индивидуального с социальным», отношением к своей истории, к судьбе народа; способность направлять свои усилия на достижение целей, обогащая общественно полезную и нравственную ценность своей деятельности; видеть и оценивать окружающую действительность как закономерный этап развития исторических процессов в России. |
Краткое описание хода работы и полученных результатов над ИИП | Поисковый этап: уточнение темы проекта, определение и анализ проблемы, постановка цели проекта. Аналитический этап: анализ имеющейся информации, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта, анализ ресурсов. Практический этап: выполнение запланированных работ, текущий контроль качества, внесение изменений. Презентационный этап: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта. Контрольный этап: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. |
Результат проекта (продукт) | Цели и задачи информационного проекта достигнуты |
Знакомые следы
Сказки пластилинового ослика
Рисуем "Ночь в лесу"
Проказы старухи-зимы
Снежный всадник