На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказывается в первую очередь на молодёжи, которая является незащищённым слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_bezprizornosti.docx | 113.98 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ессентуки
Социальный проект
«Профилактика правонарушений и безнадзорности»
Подготовили:
Терсенова Валерия ученица 9 Б класса
Цай Александра ученица 9 Б класса
Руководитель: учитель истории
Коваль Н.В.
Ессентуки 2024
Содержание
I Введение. стр. 3
II. Основная часть. стр. 5-10
1. Причины беспризорности. стр. 5
2. Профилактика правонарушений и безнадзорности стр. 7
III. Заключение. стр. 11
IV. Используемая литература и интернет ресурсы. стр. 13
Люди победили чуму, малярию, тиф... Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.
Ч. Айтматов
I Введение.
На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказывается в первую очередь на молодёжи, которая является незащищённым слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.
В последнее время увеличилось употребление наркотических и психотропных веществ. Это явление приобретает характер эпидемии. Эта эпидемия подпитывается социально-экономическим кризисом, который очень влияет на уровень жизни людей. В условиях социально-экономической нестабильности, несформированные системы ценностных ориентаций, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неблагополучных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников и т.д.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема не коснулась нас, она не воспринимается всерьёз и мы, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным.
Основными задачами проекта по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
При работе над проектом вся деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах
II. Основная часть.
1. Причины беспризорности.
Основные факторы, провоцирующие безнадзорность детей: семейный (детско-родительские отношения, кризис семьи, упадок воспитательного потенциала семьи и т.п.); социально - экономический; социально-психологический (проблема жестокости в семье, увеличение числа разводов и т.д.); школа (авторитарный стиль работы педагогов, наклеивание ярлыков и т.д.); психический (увеличение числа детей с аномалией психического развития), психологический (личностные характеристики ребенка). Ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество.
Безнадзорный ребенок, как правило, живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные сами себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному время провождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.
К категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:
- рост числа асоциальных семей;
- безработные родители;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- нестабильные браки (разводы);
- низкий уровень благосостояния семьи;
- негативный опыт отношений с родителями;
- неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
Причины детской безнадзорности:
- социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
- социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
- психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
2. Профилактика правонарушений и безнадзорности
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Поэтому в школе необходимо создать условия, которые сохранят ребенка и защитят его права.
В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.
Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога. Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
- успешности учебной деятельности (учения);
- эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
- психологической защищенности.
Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:
- знание учащимися своих прав и обязанностей;
- их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
- психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
- соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
3. Внеурочная деятельность.
Работа над проектом показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.
Чтобы определить направление деятельности в рамках дополнительного образования, в школе проведено исследование. Были выявлены ориентированности учащихся и на базе нашей школы работают 8 кружков для дополнительного образования школьников, помимо этого экспериментальные площадки, в работу которых вовлечено большая часть учащихся МБОУСОШ№3, это:
Внеучебная деятельность учащихся наполнена содержанием, интересным и увлекательным путешествиями. Школьник, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Приоритетом работы по организации во внеурочной деятельности, заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребенку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь.
Предполагаемый результат: повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Работая над нашим проектом мы изучили уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Анализ анкетирования позволяет сделать вывод, что уровень воспитанности учащихся остается стабильным, но динамики повышения нет. Есть уверенность на получение результата.
III. Заключение.
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, мы запланировали достижение следующих результатов:
1. Повышение уровня социальной адаптации учащихся.
2. Снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми.
3. Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета.
4. Снижение количества пропусков уроков по неуважительной причине.
5. Снижение количества учащихся, употребляющих пиво и наркотики.
В результате работы над проектом мы разработали основные формами профилактики, которыми являются диагностическая и информационно-просветительская работа с учащимися и, особенно, с их родителями, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.
Диагностика родителей проводилась с целью исследования типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа с учащимися направлена на своевременное выявление детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенностей аномального развития детей.
Информационно-просветительская работа с родителями была направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Были проведены лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)
Целью информационно-просветительской работы с учащимися являлось, прежде всего, формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой; углубление и конкретизация знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних; профилактика вредных привычек и негативных отклонений в поведении, формирование у ребенка на всех этапах его развития правильного представления об их социальных последствиях.
Наиболее продуктивными явились интерактивные формы профилактической работы – тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, работа в малых группах.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что сейчас в большей степени именно от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Дети - это будущее общества, его богатство, поэтому необходимо и важно уделять повышенное внимание проблемам профилактики безнадзорности и беспризорности, правонарушений и деструктивных проявлений среди детей и подростков.
IV. Используемая литература и интернет ресурсы.
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Проказы старухи-зимы
Четыре художника. Осень
Невидимое письмо
Земля на ладонях. Фантастический рассказ