Значимость краски трудно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень неинтересными и унылыми. Неспроста человек старается подражать природе, творя чистые и насыщенные оттенки. Краски знакомы человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать, как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования естественных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения разных красок. Основная цель нашего исследования: узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок. Задачи: 1) ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования; 2) изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления;3) провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях; 4) сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине; 5) нарисовать рисунки из полученных красок; 6) провести опрос среди ребят в классе и проанализировать результаты. Гипотеза: красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (корней коры цветов, плодов, листьев стеблей разных растений). Объект исследования: природные краски. Практическая значимость работы: Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция. Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе.
В практической части работы было проведено анкетирование среди учащихся. Результаты анкетирования показали: большинство опрошенных знают, что краски можно получить самостоятельно в домашних условиях, но не пробовали это делать. Также нами был подобран все необходимые составляющие для приготовления красок в домашних условиях. Мы попробовали приготовить краски дома и у нас получилось. Также мы провели сравнение магазинных красок и приготовленных нами красок. Полученные краски имеют преимущества и недостатки. Преимущество – экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета. Недостатки – трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 260.99 КБ |
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
ПРИРОДНЫЕ КРАСКИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор работы: Руденко Ева Максимовна, обучающаяся 3 «Г» класса МАОУ «СОШ №10»
Руководитель работы: Поршакова Мария Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №10»
Саранск
2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………..…5
1.1 История возникновения красок……………………………..…………5
1.2 Процесс приготовления красок…………………………………….......8
2. Практическая часть………………………………………………..……12
2.1 Анкетирование……………………………………………………...…12
2.2 Создание красок в домашних условиях……….…….………...…..…12
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………….17
Приложение 1…………….…………………………………...…………..18
Введение
Значимость краски трудно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень неинтересными и унылыми. Неспроста человек старается подражать природе, творя чистые и насыщенные оттенки. Краски знакомы человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать, как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования естественных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения разных красок. Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция. Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам – в этом заключается актуальность моей работы.
Объект исследования: природные краски.
Предмет исследования: процесс изготовления красок в домашних условиях.
Гипотеза: красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (корней, коры цветов, плодов, листьев стеблей разных растений).
Цель: узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
2. Изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления.
3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
5. Нарисовать рисунки из полученных красок.
6. Провести опрос среди ребят 3-х классов и проанализировать результаты.
Методы исследования:
– анализ;
– анкетирование;
– изучение и наблюдение.
Древние охотники считали, чтобы добыть на охоте мамонта или оленя, надо их нарисовать. Причем рисовать нужно так, чтобы изображение не исчезло, не стерлось. И древние художники высекали острыми камнями очертания рисунка, а потом в эти борозды втирали глину, перемешанную с жиром. Так появилась самая первая краска – глина, ведь она бывает разных оттенков (красная, желтая, белая). Лучше всего красочные рисунки сохранились в пещерах и дошли до наших дней. Самому древнейшему пещерному рисунку насчитывается 17 тыс. лет!
Разноцветные минералы ярких оттенков привлекали древних людей своей красотой. И человек придумал растереть их в порошок при помощи камней и добавить в него жир для прочности и стойкости краски.
Первыми минеральными красками были:
Такие минеральные краски долго сохли на поверхности камней, но зато и сохранились на тысячелетия!
По мере развития человека его требования к краскам увеличивались. Людям хотелось получать более стойкие и яркие цвета для разукрашивания оружия, кожаных щитов, а позже и тканей. Для окрашивания материи научились применять растения:
Растения выдерживались в воде сутки, затем ее нагревали и процеживали, после чего ткань кипятили в полученной краске, полоскали и сушили. Иногда для получения более яркого цвета требовалось повторить процесс не раз, но зато цвета потом не выгорали со временем. Одним словом, у любой краски есть своя история.
С течением времени люди находили все новые виды и способы получения красок. В Древнем Египте изобрели пурпурную краску, она знаменита тем, что багряную одежду могли носить только очень богатые люди. Пурпур стоил очень дорого, поскольку очень сложно добывалась – из раковин улиток-багрянок, и на получение одного грамма краски уходило 10 тыс. раковин.
В гробницах и пирамидах Египта встречается удивительно красивая ляпис-лазурь, по прошествии времени не потерявшая своей яркости. Красящий пигмент в этой краске – лазурит, тоже весьма дорогой минерал по тем временам и применялся для изображения священного символа Египта жука-скарабея.
Для получения белой краски использовали известь, она была недорогой и простой в приготовлении.
Красивейший оттенок синей краски – индиго по возрасту даже старше пурпура. Судя по названию, она происходит из Индии и ее приготовление долго было секретом, хотя индигофера красильная росла во многих странах.
В Китае возникла первая акварель. В ее составе кроме красящих пигментов был мед, глицерин, сахар. Акварельные краски хорошо ложатся только на бумагу, поэтому неудивительно их появление в стране-создателе бумаги.
В средние века придумали стойкие и быстросохнущие масляные краски на основе растительных масел. В Средневековье также делали краски на основе яичного белка и казеина (получают из молока).
История кармина весьма любопытна – его делают из крошечных тропических насекомых «кошенили». Вероятно, их нужно было собрать очень много даже для одной красильни.
В те далекие времена краски добывались тяжело, и стоимость у них была очень высока. Почему же сейчас красок много, и они недорогие? Здесь помогла химия, сейчас краски делают из каменноугольной смолы и иных веществ. Благодаря исследованиям выяснилось, что в каменном угле находятся все цвета природы.
Искусственные краски
В начале XVIII столетия немецкий химик экспериментировал с улучшением красной краски, и каково было его удивление, когда вместо алого цвета получился ультрамариновый! Этот случай стал революционным в получении красок. Краске дали название «берлинская лазурь», и стоила она на порядок дешевле натуральной ультрамариновой краски, благодаря чему быстро стала известной в среде художников.
Через 100 лет во Франции открыли «кобальтовую синьку», она по своему качеству стала еще больше схожей с ляпис-лазурью. А еще через 25 лет французы открыли «французский ультрамарин» и синий цвет доступен по цене любому художнику.
Но в те времена признание искусственных красок стояло под угрозой, поскольку компоненты (мышьяк, свинец) их состава были вредными и даже опасными для человека.
Массовое изготовление
Производство краски в больших объемах стало вестись менее двухсот лет назад. Раньше краски делали руками и хранились они мало, то с развитием промышленности и технологий появились готовые к использованию краски. По мере развития лакокрасочного производства краски улучшались, и становились все более безопасными – ядовитые вещества заменялись на синтетические компоненты.
Искусственные компоненты придают краске стойкость к разрушению и сохраняют их яркость. Но сейчас растет спрос на натуральные краски, что связано с их безвредностью и экологичностью.
Краски современности
Сейчас нам доступны гуашь, акварельные, акриловые и масляные краски.
Акварель – краска на водной основе, ею рисуют только лишь на бумаге.
Гуашь – вид водорастворимой краски с добавлением белил. Рисуют ею на белой и цветной бумаге, после высыхания становится матовой.
Акриловые краски популярны у профессионалов, ими рисуют на стекле, бумаге, ткани, металле, дереве.
Для работы с масляными красками потребуются кисти, мольберт, холст и растворитель. Рисуют ими на картоне, дереве, холсте.
От древних красок остались лишь красивые названия и интересные истории. А современные отличаются доступностью, стойкостью, яркостью и безопасностью. Вот такая длинная и увлекательная история от древности до наших дней у привычных нам красок!
Состав красок
Краска–материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Натуральные красители
Цвет | Красители |
Белый | Сахарная пудра, молоко, сливки, сметана, мел. |
Желтый | Высушенная молотая лимонная цедра, морковная масса, куркума. |
Зеленый | Сок шпината, листья крапивы, черемша, зелень. |
Коричневый | Крепкий кофейный настой, крепкий чайный настой, жженка (пережженый сахар), луковая шелуха, какао порошок. |
Красный и розовый | Сок: малины, клубники, клюквы, смородины, вишни, красных сиропов, варенья, свеклы, чай каркаде. |
Оранжевый | Сок апельсиновой цедры, сок мандариновой цедры, сок облепихи |
Синий | Приятный синий и голубой цвет получают при помощи черники, голубики или краснокочанной капусты. Чернику или голубику удобнее всего будет раздавить в сите или сетчатом дуршлаге и полученный натуральный синий пищевой краситель добавить в крем или тесто. Сок краснокочанной капусты дает интересный голубой или синий цвет. Хорошо красить этим соком отваренный яичный белок и украшать им салаты. |
Процесс приготовления красок.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.
Свое анкетирование я провела среди ребят 3-х классов. Было опрошено 95 учеников.
Рассмотрим результаты данного этапа исследования.
На первый вопрос «Знали ли вы, что краски можно получить в домашних условиях? 50 человек ответили – да (53 %) и 45 ответили «нет» (47 %).
На второй вопрос «» – только 15 человек ответил – да (16 %) и 80 человек ответили «нет» (84 %).
На третий вопрос «Рисовали ли вы чем-нибудь кроме магазинных красок и карандашей? 54 человека ответили – да (57 %) и 41 человек ответили «нет» (43 %).
На четвертый вопрос «Какой краской вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» – 14 человек пользуются природными красками (15%), а 81 человек пользуются синтетическими красками (85 %).
После проведённого мной анкетирования, я выяснила, что некоторые ученики знают о том, что можно получить в домашних условиях краски, но мало кто пробовал изготавливать самодельные краски и большая часть ребят 3-х классов красят яйца на пасху магазинными красками.
У меня дома были некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составила план четырёх экспериментов.
1) Сначала я решила создать акварельные краски
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. В прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.
План эксперимента № 1
Когда уголь смешала с клеем, то получила чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.
План эксперимента № 2
Потом попробовала создать акварельные краски других цветов.
Краска из черники с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
2) Создание масленых красок. Масляная краска – это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым.
Если посмотреть на портреты того времени – кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.
Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.
План эксперимента № 3
Куркума с маслом смешалась однородно, дала желтый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Создать масленую краску ближе к натуральному не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.
3) Создание темперных красок.
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.
План эксперимента № 4
Сок укропа с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным. Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют свои преимущества и недостатки.
Заключение
Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.
Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, мел, глину. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.
Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.
Преимущество – экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).
Результаты анкетирования показали: большинство опрошенных знают, что краски можно получить самостоятельно в домашних условиях, но не пробовали это делать. На четвертый вопрос «Какой краской вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» – 14 человек пользуются природными красками (15%), а 81 человек пользуются синтетическими красками (85 %).
Я выяснила, что ученики 3-х классов знают о том, что существуют природные красители и что можно получить самодельные краски в домашних условиях. В будущем мне бы хотелось научиться окрашивать ткани красками растительного происхождения.
Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.
Список литературы
Приложение 1
Весенняя сказка
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Как зима кончилась
Браво, Феликс!
Подарок