В проекте в алфавитном порядке описаны основы сбережения здоровья. На каждую букву алфавита ученики подбирали материал по теме "Здоровье человека". Учмтель систематизировал и обобщил совместный проект "Азбука здоровья - словарь здоровячков". Проект можно дополнять с детьми ежегодно.работая над орфограммами тем проекта на уроках русского языка, и представляя темы проекта на уроках здоровья в рамках внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Азбука здоровья - словарь здоровячков" | 410 КБ |
Сам себе я помогу
Я здоровье сберегу!
А
Алкоголизм
О том, что алкоголь кроме вреда ничего не приносит, знают все. Но пьющие не отдают себе отчета в том, что каждая рюмка спиртного действует на организм как яд. Нет такого органа, который под постоянным воздействием алкоголя не утрачивал бы постепенно своих функций, не выходил бы из строя.
Алкоголь относится к числу веществ, вызывающих состояние пристрастия к данному веществу, стремление к его повторному, многократному применению. Это пристрастие объясняется кажущейся стимуляцией психической и физической деятельности, хотя бесспорно установлено отрицательное влияние этилового спирта на работоспособность человека и основные функции его организма. Отрицательно влияет алкоголь на демографические показатели, уменьшая продолжительность жизни, увеличивая заболеваемость и смертность.
У женщин, злоупотребляющих алкоголем, рано прекращаются менструации, наблюдается дистрофия зародышевых клеток яичников, снижается способность к деторождению; наступившая беременность часто протекает с токсикозами, роды – с осложнениями. У пьющих беременных намного чаще бывают выкидыши, дети рождаются с уродствами.
Установлено, что этиловый спирт проникает в организм плода через плаценту, а в организм ребенка первого года жизни – с грудным молоком. При систематическом употреблении алкоголя в период беременности возникает алкогольный синдром плода. У детей при грудном вскармливании их женщинами-алкоголичками затрудняется приобретение двигательных навыков, появляются эмоциональная неустойчивость, слабоумие.
Особенно опасно употребление спиртных напитков в юношеском возрасте. Развивающийся организм (в частности, в период полового созревания) обладает более низкой устойчивостью к алкоголю, чем взрослый. В связи с этим алкоголизм у несовершеннолетних значительно быстрее приводит к деградации личности.
Среди алкоголиков долгожителей не бывает.
Умирают они в основном от сердечно-сосудистых
заболеваний, цирроза печени, гипертонической
болезни.
Алкоголь
Ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки;
в семьях должна быть четкая установка: алкоголь – враг здоровья, алкоголь – враг учебы, алкоголь – враг спорта, алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма.
Аллергия
Аллергия – повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды (химических веществ, микробов, пищевых продуктов, называемых аллергенами).
Аллергические заболевания не заразны, но предрасположенность к ним наследуется. Аллергию называют болезнью XXI века. Если в семье ребенка один из родителей страдает аллергией, вероятность развития этого состояния у ребенка составляет 50 %. Если аллергия есть у обоих родителей – более 75 %.
Аптечка
В аптечке должен быть набор самых необходимых средств для оказания первой помощи: при обмороке – нашатырный спирт, для смазывания царапин, ссадин и ран – йод, при болях в сердце – таблетки валидола. Необходимо иметь бактерицидный пластырь и стерильный бинт с ватой, болеутоляющие средства, желудочно-кишечные средства.
Аттракцион
Аттракцион (из французского) – устройство для развлечений, например, качели, карусели.
Соблюдать правила безопасности при пользовании аттракционами на выходных, во время каникул.
Б
Болезненные явления у детей
1. Зубная боль
Успокоить зубную боль могут мятные капли или гвоздичное масло. Можно положить на зуб кусочек конского щавеля или положить в дупло ягоду черемухи или кусочек ладана.
Зубы всегда надо пломбировать вовремя, не злоупотреблять сладостями или слишком кислой пищей, так как и то, и другое растворяет зубную эмаль.
2. Икота
Икота – это спастическое сокращение диафрагмы, встречающееся в основном у нервных детей. У грудных детей икота в некотором виде – физиологическое явление.
Как справиться с икотой?
Выпить медленно стакан воды, нагнувшись
вперед.
Раскусить кусочек сахара, смоченный в уксусе.
Задержать дыхание; несколько раз быстро и глубоко вдохнуть и очень медленно выдохнуть воздух.
3. Укусы насекомых
При укусах пчел и ос: в соке чеснока намочить ватку или тампон и приложить к месту укуса. Быстро снимается боль, и опухоль обычно бывает меньше.
При укусах комаров смазать место укуса раствором перекиси водорода – снимает зуд, покраснение.
Если впился в кожу клещ, попробуйте капать на паразита по капле в минуту спирт, одеколон, бензин, керосин. Хорошо помогает обильное смазывание места укуса лаком для ногтей или растительным маслом: клещ задыхается и сам выползает из ранки.
Едва он покажется, попробуйте легонько захватить его пинцетом и вытянуть вращательными движениями. Главное – не оставить в ранке голову паразита. Но лучше отправляйтесь к хирургу.
4. Солнечный удар
Дети очень легко перегреваются и получают тепловые удары. Прямые солнечные лучи могут вызвать у ребенка солнечный удар. Симптомы перегрева ребенка напоминают признаки начинающегося воспалительного заболевания: он становится вялым (или крайне возбужденным), запрокидывает голову назад или мотает ею из стороны в сторону, у него повышается температура тела.
Перенесите ребенка в прохладное, затененное помещение, разденьте и проведите комплекс мероприятий, которые нужно выполнить при повышении температуры тела.
Боль
Боль в сердце
Необходимо обеспечить полный покой больного и под язык положить таблетку валидола или нитроглицерина. На область сердца – горчичники, к ногам – грелку.
Боль в горле
До прихода врача больному следует ограничиться обильным питьем (горячий чай, настой сухой малины, липового цвета, теплое молоко с боржоми) и соблюдать постельный режим.
Боль в правом подреберье
Некоторые школьники жалуются на появление боли в правом подреберье при усиленном движении. Она возникает при беге, быстрой езде на велосипеде. Такая боль возникает, если дети нарушают правила быстрого движения. Чтобы избежать этого, надо соблюдать следующие требования:
есть за 2–3 часа до физической нагрузки;
обязательно делать разминку;
следить, чтобы дыхание было глубоким.
Частое и поверхностное дыхание характеризуется малыми экскурсиями диафрагмы. Это резко снижает ее присасывающую функцию. В результате – ухудшается приток крови к сердцу, она застаивается в печени, что и вызывает растяжение капсулы этого органа.
В
Велосипед
Велосипед – устройство на двух колесах, которое приводят в движение педали.
Велосипед (из латинского) – двухколесная или трехколесная машина для езды, которая приводится в движение ногами ездока.
Все чаще появляется на оживленных магистралях особый знак: белый круг с красной каймой, внутри которого изображен велосипед. Такой знак предупреждает, что по этой улице ездить на велосипеде запрещено. Нельзя ездить на велосипеде по улице тем ребятам, которым еще не исполнилось четырнадцати лет. Прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан проверить руль (легко ли он вращается) и шины (хорошо ли они накачаны).
Но этого недостаточно. Надо проверить: в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они тотчас остановить машину перед неожиданным препятствием; работает ли звонок, чтобы вовремя предупредить идущих впереди людей. А если предстоит дальняя прогулка по шоссе и возвращаться придется, когда стемнеет, то в порядке ли фонарь.
Надо, чтобы твой велосипед видели в темноте все водители и пешеходы – и те, кто идет и едет навстречу, и те, кто догоняет сзади.
И по шоссе, и по улице велосипедисты должны ехать гуськом, один за другим, и не дальше, чем на расстоянии одного метра от тротуара или обочины. Вся остальная часть улицы и шоссе принадлежит только самодвижущимся машинам – автомобилям, автобусам, троллейбусам, мотоциклам, трамваям.
Вода
Правила поведения на воде:
1. Быть осторожным, не нырять в незнакомых
местах.
2. Не купаться без взрослых.
3. Не топить в шутку друг друга даже на мелком месте.
4. Быть очень осторожным на осыпающихся берегах, особенно около заполненных водой бывших карьеров.
Волосы
Детей приучают к уходу за волосами. Мальчикам полагается носить короткую прическу. Прическа девочек должна быть аккуратной. Каждому ребенку полагается своя индивидуальная расческа.
Волосы должны блестеть, хорошо пахнуть, быть всегда чистыми и тщательно расчесанными (даже если вы дома находитесь одни).
1. Четыре столовых ложки коньяка смешать с 1 яйцом, взбить до получения однородной массы и тщательно втереть в волосы. Обернуть теплым полотенцем на 30 минут, после чего промыть волосы теплой водой. Блеск обеспечен!
2. Кору дуба и шелуху лука (1:1) залить одним литром кипятка и кипятить на медленном огне 1 час.
Теплую смесь втирать в кожу головы, накрыть полиэтиленовой шапочкой, полотенцем и подержать 1–2 часа. Прополоснуть волосы теплой водой.
3. Сделайте смесь из трав: 1 часть листьев аира, 1часть корней или листьев лопуха, 4 части шишек хмеля.
Шесть столовых ложек этой смеси залить 1 лит-ром кипятка и немного (5–7 минут) проварить. Отвар втирать в кожу головы 2 раза в неделю.
4. Одна столовая ложка листьев березы заливается 1,5 стакана кипятка и настаивается 2 часа. Настой втирают в кожу головы после мытья.
5. Чтобы волосы росли быстрее, делают настойку из листьев настурции, крапивы, корней лапчатки: 100 г листьев настурции и 100 г листьев крапивы размять, смешать с 10 г растертых корней лапчатки гусиной, залить 0,5 л водки. Настаивать полмесяца, взбалтывая несколько раз в день, процедить. Втирают в кожу головы после мытья.
6. Компресс для сухих волос.
Раз в месяц: подогреть немного оливкового масла с 1 чайной ложкой лимонного сока.
Теплое масло втереть в кожу головы и в волосы, накрыть целлофаном и укутать махровым полотенцем на 1–2 часа.
7. Подойдет для сухих волос и компресс из 1 ст. ложки касторового масла и хорошо взбитого желтка.
8. Жирные волосы после мытья хорошо ополаскивать настоем шалфея.
Две столовые ложки травы залить 400 г кипящей воды и дать настояться. Процедить. После ополаскивания голову массируют 5–10 минут.
Г
Гигиена (личная)
Мыть руки перед едой, после посещения туалета и после всякого загрязнения (уборка класса, работа в огороде, игра с животными). Стричь коротко ногти на руках и ногах. На ночь мыть ноги и тщательно их вытирать специальным полотенцем. Пользоваться индивидуальным полотенцем. Иметь при себе чистый носовой платок. При кашле и чихании прикрывать им рот и нос.
Гимнастика для глаз
1. Упражнение для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза. Выполнять сидя. Крепко зажмурить глаза на 3–5 сек. Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6–8 раз.
2. Упражнения для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии. Выполнять стоя.
Смотреть перед собой 2–3 сек, потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстояние 25–30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3–5 сек, опустить руки. Повторить 10–12 раз.
3. Упражнение, которое укрепляет мышцы глаз. Выполнять стоя.
а) поместить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз;
б) смотреть двумя глазами на конец пальца
3–5 сек;
в) прикрыть левой ладонью левый глаз на 3–5 сек;
г) убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 сек;
д) поместить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз;
е) смотреть обоими глазами на конец пальца
3–5 сек;
ж) убрать ладонь и смотреть двумя глазами на
конец пальца 3–5 сек.
Повторить 5–6 раз.
4. Через 25–30 мин после начала урока посоветовать школьникам быстро поморгать глазами в течение 20–30 сек, затем закрыть глаза и посидеть спокойно минутку, откинувшись на спинку парты.
5. Полезно посмотреть вдаль, на небо.
Грибы
Их роль в природе и в жизни человека огромна. Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, пива, сыра, кефира и других продуктов питания.
Первым угощением издавна на Руси были грибы: жареные, вареные, соленые – в любом виде они
хороши.
Среди дикорастущих грибов есть не только съедобные, но и ядовитые, такие, как бледная поганка и мухоморы. Их следует хорошо знать. Рекомендуется собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете, незнакомый гриб лучше оставить в лесу. Если он съедобный, его возьмет другой грибник, который с ним знаком, а ядовитый, может быть, понадобится какому-нибудь животному или просто украсит лес, как украшает его, например, мухомор.
Ядовитые грибы никому не причиняют вреда, если их не трогать.
Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет –
Всяк наклонится. (Гриб)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается. (Гриб)
Д
Долголетие
Ученых многих стран мира всегда интересовали вопросы долголетия. Почему одни люди живут до 120 лет, другие умирают в 30–40? Высказывалось и высказывается много версий. Были обследованы десятки тысяч больных и здоровых людей старше 80 лет. Особое внимание обращалось на тех долгожителей, которые в свои 80–90–100 лет продолжали активно трудиться, полностью сохраняли умственные и психические способности. Опрашивая пожилых людей, ученые пытались выяснить общие правила, которых придерживались всю жизнь долгожители.
Выяснилось, что из 50 тысяч обследованных было всего лишь 9 % вегетарианцев и сторонников безубойного питания. Остальные 91 % питались так, как обычно питаются все люди, но никогда не переедали. Они ели и мясо, и сладости, не задумываясь о долголетии. Единственное, что объединяло всех этих людей, что было общей чертой всех долгожителей, – благожелательность. Эти люди всю жизнь пытались избегать конфликтов и стрессовых ситуаций, старались беречь свои нервы.
Как давно уже выяснили ученые, каждая клетка нашего организма постоянно обновляется. В течение 21–23 дней обновляется вся кровь нашего организма, за 4–5 месяцев полностью обновляются все жировые клетки. Меньше всего живут вкусовые клетки кончика языка. Их обновление происходит через 3–7 часов. Так что в сутки они меняются полностью 4–5 раз.
Исключение составляют нервные клетки. Они образуются и формируются полностью в первые три года жизни и сохраняются до самой смерти. Нервные клетки не восстанавливаются, они только растут, удлиняясь вместе с человеческим телом. Поэтому естественно сделать вывод: если нервные клетки не восстанавливаются, значит, их надо беречь. Избегать всяческих скандалов, стрессовых ситуаций, поменьше вступать в споры, требующие больших нервных энергозатрат, и особенно стремиться быть добрым, благожелательным в отношениях с людьми, стараться никому не причинять зла. Зло – это бумеранг, который, если запущен, все равно вернется обратно и неизвестно, с какой стороны ударит.
Кроме благожелательности сохранить нервные клетки вам поможет и умение расслабляться. Об этом умении очень хорошо пишет доктор Дэвид Гарольд Финк в книге «Освобождение от нервного напряжения». Расслабляйтесь, как только к этому представится возможность. Посмотрите на дремлющую кошку. Голова и хвост у нее свисают, как мокрая тряпка. Она полностью расслаблена во время отдыха. Даже йоги в Индии советуют подражать кошке тем, кто хочет овладеть искусством расслабления. Кошке не угрожает большинство болезней, присущих человеку. Она не знает, что такое бессонница или нервный срыв, она не знает, что такое язва желудка или депрессия. Так что научитесь расслабляться, как кошка, и вы сумеете уберечь себя от многих неприятностей в жизни, а это путь к долголетию.
Дружба
Дружба – отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости,
общности интересов.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Дерево держится корнями, а человек –
друзьями.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друг – это близкий тебе человек. Он тебя хорошо понимает и всегда готов помочь. Крепкая дружба делает людей сильными. Умей дорожить доверием друга.
З
Закаливание
Закаливание – система процедур, обеспечивающих сопротивление организма неблагоприятным метеорологическим воздействиям; закаливание повышает физическую работоспособность человека, понижает заболеваемость, укрепляет здоровье.
Правила закаливания:
1. Последовательность.
2. Закаливающие процедуры нужно проводить систематически.
3. Начинать закаливание нужно в состоянии практического здоровья ребенка.
4. Комбинированное использование всех природных факторов для закаливания.
Закаленными могут стать все школьники. Резко сократятся пропуски занятий, повысится успеваемость.
Замерзание
Замерзание – замерзать – погибнуть, умереть от мороза, стужи.
Нельзя растирать замерзшие руки и лицо снегом. Можно рассмотреть снег, в котором находятся льдинки, которые могут поранить кожу; даже невооруженным глазом на снегу видна грязь, которая при втирании в кожу вызывает нагноение.
Зарядка
Зарядка – совокупность физических упражнений, проводимых с целью повышения жизнедеятельности организма.
Песенка о зарядке
М. Львовский
Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
Я дела выбираю потрудней,
Я задачи решаю посложней,
Я повсюду успеваю,
Я усталости не знаю…
Здоровье
Здоровье – состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы.
«Когда нет здоровья, не может расцвести искусство, бесполезно богатство и бессилен ум». (Геродот, V век до н.э.)
Здоровье не просто отсутствие болезней – это нечто положительно, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.
Чтобы быть добрым и терпеливым, настойчивым в познании, сдержанным при пробуждении инстинктов и при этом прожить долгую и полную реализованных планов жизнь, надо иметь много здоровья.
Зрение
Как заботиться о сохранении хорошего зрения:
1. При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предметов. Глаза помогают нам познавать окружающий мир. Учиться выполнять различную работу. Зрение нужно беречь.
2. Зрение портится во время работы при плохом освещении, при малом расстоянии от глаз до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре телевизионных передач.
3. Чтобы сберечь зрение, нужно заниматься при достаточном освещении. Свет должен падать слева. Должны соблюдаться: необходимое расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий.
4. Нельзя тереть и трогать глаза руками.
Зубы
Зубы – костные образования, орган во рту для схватывания, кусания, измельчения и разжевывания пищи.
Чистить зубы утром и вечером зубной пастой, индивидуальной зубной щеткой. Для удаления частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах нужно пользоваться зубочисткой.
Не применять для этого иголки, булавки. Не грызть твердые предметы (карандаши, ручки, орехи). Не есть много сладкого. Употреблять разнообразную пищу. Избегать резкого перехода от горячей пищи к холодной и наоборот.
Дважды в год необходимо посещать стоматолога.
И
Инородные предметы
У младших школьников во время игры могут попасть инородные предметы (шарики, бусинки, пуговицы и т. п.) в нос или ухо. В таком случае никакой помощи не оказывают, удаляет инородное тело только врач.
Мучительным бывает состояние, когда в слуховой проход попадает насекомое. В ухо нужно закапать жидкое масло, спирт или просто воду, затем положить ребенка на несколько минут на здоровую сторону. Насекомое погибнет. И неприятное ощущение прекратится.
А вот мелкий инородный предмет (соринка, мошка, песчинка), попавший в глаз, нужно удалить как можно раньше. Тереть глаз не следует – усилится раздражение конъюнктивы. Если соринка попала на нижнее веко, ребенка просят смотреть вверх и, оттянув нижнее веко, удаляют инородное тело плотным ватным тампоном (чистым носовым платком).
К
Каникулы
Каникулы надо распределить так, чтобы их
хватало:
1) на подвижный отдых на свежем воздухе;
2) на помощь семье;
3) на чтение книг и развлечения.
Вставать во время каникул дети могут на 1–1,5 часа позднее, но ложиться не позже 9 часов вечера.
Компресс
Компресс – влажная повязка на больное место.
Культура поведения
Культура поведения за столом была заботой наших предков.
Вот фразы из книги «Юности честное зеркало или показание к житейскому обхождению»:
- Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
- Не облизывай перстов и не грызи когтей, но обрежь ножом.
- Над евствою не чавкай, как свинья, и головы не чеши.
- Не проглотив куска, не говори.
- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.
- Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести.
- А вилками и ножом по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тих и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
Купание
Купание – место, где купаются.
Купайтесь под присмотром взрослых.
Не плавайте в незнакомом месте.
Не купайтесь в очень холодной воде (может свести судорогой ногу).
Не купайся один. Купайся с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду.
Заходить вглубь не дальше, чем по грудь, и плыть к берегу.
Не баловаться в воде, не «топить» друг друга.
Не подавать ложных сигналов о помощи.
Не нырять в незнакомом месте и с большой
высоты.
Курение
Курят мужчины, женщины, подростки. Пожелтевшие пальцы, «прокуренная» кожа, пропахшие дымом волосы – по этим признакам можно безошибочно определить, что человек не расстается с сигаретами.
Особенно большой вред приносит курение женщинам. Это подтверждают многочисленные научные исследования. Женщину, которая выкуривает в день около 20 сигарет, – а таких, к сожалению, много – можно приравнять к мужчине, выкуривающему ежедневно 30 сигарет. У женщин меньший объем грудной клетки, более интенсивный обмен веществ, и поэтому они отравляются никотином быстрее. Девушки, которые начинают курить до периода полового созревания, хуже развиваются физически, отстают в росте, часто болеют. У женщин зрелого возраста, заядлых курильщиц, в период менструаций усиливаются болевые ощущения, вызванные раздражающем действием никотина на эндокринную систему. Существует тесная связь между курением и наступлением климакса.
Следствием курения являются также преждевременные морщины. Во время курения возникают спазмы мельчайших сосудов – капилляров. А это приводит к нарушению питания мышц, в результате чего происходит их старение. Черты лица заостряются, кожа теряет здоровый вид, становится бледной, с желтым оттенком. Во всем мире известно такое выражение: «Никотиновое лицо».
Табачный дым действует отрицательно не только на красоту женщины, но и на ее гормональную систему. Заболевания щитовидной железы у курящих женщин наблюдаются на 30 % больше, чем у некурящих.
Никотин и окись углерода очень негативно действуют на нервную систему, затрудняют нормальное снабжение кислородом ткани мозга, которая крайне чувствительна к его недостатку. Сначала никотин расширяет сосуды мозга, затем наступает их сужение, а у заядлых курильщиков – отвердение.
Многие женщины могли бы бросить курить, если бы не боязнь располнеть. После того как человек бросает курить, он действительно начинает набирать вес. Это происходит потому, что у бросившего курить появляется хороший аппетит, улучшается общее самочувствие, обоняние, вкус. Но прибавление в весе – явление преходящее. Полнеют в первые 3–5 месяцев, потом вес постепенно уменьшается.
И в заключение еще одно сведение для курильщиков. Под влиянием курения организм теряет витамин С, что отражается на его восприимчивости к вирусам и бактериям, а также на внешнем виде, так как витамин С необходим для хорошего цвета лица.
Большой вред здоровью человека приносит курение. При сгорании папиросы или папиросы с дымом в воздух выделяется до 500 различных веществ. Среди них есть очень опасные. Дым от табака вредит не только курильщику, но еще больше страдают от него люди некурящие, но вдыхающие этот дым. Скажите об этом курящему человеку. Не разрешайте курить в своем доме, чтобы дым не отравлял вас.
Курение мешает хорошей учебе – слабеет память, нередко нарушается зрение.
Л
Легкие
Легкие занимают верхнюю часть грудной клетки и защищены ребрами. Нужно заботиться о состоянии своих легких, поэтому надо не дышать загрязненным воздухом. Сжигание листьев, мусора загрязняет воздух. Больше гулять в парке, на берегу моря, ездить за город и дышать свежим воздухом.
Старайтесь меньше болеть.
Никогда не кури. Курение вредно для легких.
Лекарства
Лекарства помогают за несколько дней избавиться от болезни, которая, если не принимать лекарства, растянулась бы на много недель.
Имеются два вида лекарств: лекарства, предупреждающие болезнь, и лекарства, вылечивающие болезнь. Есть лекарства, которые помогают при нарушении работы сердца и почек, печени и легких и многие другие.
Некоторые люди страдают аллергией на определенные лекарства. Приняв лекарство, они не выздоравливают, а заболевают. Ребенок и взрослый должны знать о своей аллергии на лекарства и никогда не принимать эти лекарства.
М
Массаж
Чрезмерное умственное переутомление, истощение нервной системы, как правило, сопровождается нарушением сна, болями головы (и повышенной чувствительностью ее кожи), в области сердца, в мышцах и т. д. В таких случаях может быть весьма полезен классический расслабляющий контактный (с обработкой мышц и механическим воздействием на кожу) массаж. Чаще всего он производится руками, а иногда применяются специальные приспособления (вибраторы и механические массажеры). Расслабление мышц, достигаемое при этом, благоприятно сказывается на общем состоянии, снимает нервное напряжение. Делать массаж следует мягко, без сколько-нибудь значительных усилий.
С наступлением бессонницы делается массаж, прежде всего мышц, лежащих вдоль позвоночника (с обеих сторон от него). Начинаем массировать вдоль шейного и грудного отделов позвоночника – от затылка до уровня нижних ребер. Предварительно, перед массажем, займитесь поглаживанием. Это такой прием, при котором кожа не собирается в складки. Процедура повторяется по 10 раз, сила нажима постепенно увеличивается.
Затем переходят к растиранию. Производя растирание и надавливая на кожу, рука смещает ее и подлежащие ткани, образуя впереди себя складку в виде валика.
Растирание проводится пальцами (каждым отдельно или всеми вместе), ребром ладони или ее опорной частью. Начать лучше всего с опорной части кисти, а продолжить ребром ладони, пальцами же обрабатывать обнаруженные уплотнения.
Следующий прием массирования области позвоночника – с использованием техники разминания, назначение которого – глубокое воздействие на мышцы. Массируемую мышцу захватывают руками, приподнимают и оттягивают, сдавливая и будто бы отжимая. Полноценно выполнить этот прием на мышцах спины непросто. Особенно трудно захватить мышцы, лежащие вдоль позвоночника. В связи с этим тут применяют продольное разминание с движением массирующей руки по направлению мышечных волокон вдоль позвоночника.
Молния
При поражении молнией расстегнуть ворот одежды, пояс, ослабить все, что стесняет дыхание. Уложить больного в наклонном состоянии, чтобы увеличить прилив крови к головному мозгу.
Открыть форточку, дать понюхать нашатырный спирт. Зарывание пострадавшего в землю ничего не дает, только приводит к потере времени и загрязняет обожженную кожу.
Мышцы
От мышц зависит наша физическая сила. Если вы регулярно занимаетесь физкультурой, много играете в подвижные игры и правильно питаетесь, то мышцы становятся упругими и сильными. А если целый день не играть, не бегать, а лежать и смотреть телевизор, мышцы станут мягкими.
Чтобы мышцы и кости были в порядке, нужно пить молоко, есть мясо, овощи и фрукты. Регулярно надо заниматься физкультурой, больше играть в подвижные игры с друзьями.
Хорошо, если ты умеешь кататься на велосипеде, плавать.
Если ты повредишь мышцу, то лучше спокойно лежать и ждать, пока тебе не поможет кто-нибудь.
Н
Ногти
Нужен тщательный уход за ногтями. Под ногтями скапливается грязь, микробы – возбудители болезней и яйца глистов.
Ногти на пальцах следует подстригать дугообразно, а на ногах прямо, не срезая углов.
Ноги
Ежедневное мытье ног имеет большое закаливающее и гигиеническое значение, помогает устранить или значительно снизить их потливость.
О
Обморожение
Обморожение – обморозить, повредить морозом (какую-либо часть тела).
Чтобы не возникло обморожения, надо знать, что если холодно, нужно двигаться, а не стоять на месте, стараться дышать через нос, замерзшее место растирать варежкой. Если чувствуешь, что замерзают щеки и нос, – идти домой.
Обморок
Обморок – внезапная потеря сознания вследствие болезненного состояния, душевного потрясения. Обморок возникает по причине недостаточного кровоснабжения головного мозга.
При длительном пребывании в душном помещении или в результате испуга или нервного напряжения у ребенка может возникнуть обморочное состояние.
Если ребенка, потерявшего сознание, успевают поддержать, и он не падает, его все равно необходимо уложить. Ноги нужно приподнять, голову опустить. В комнате необходимо открыть окно, чтобы дать доступ свежему воздуху.
Необходимо освободить ребенка от тесной одежды, расстегнуть пуговицы на воротнике, распустить пояс.
К носу можно поднести вату, смоченную нашатырным спиртом, дать ее понюхать. Можно потереть нашатырным спиртом виски. Лицо побрызгать холодной водой. Ребенок должен лежать до тех пор, пока полностью восстановится хорошее самочувствие, то есть не менее 5 минут.
Ожог
Ожог – повреждение ткани тела огнем, чем-либо горячим или едким, жгучим.
При небольших ожогах (ожоги первой степени), когда возникают только покраснения кожи и болезненные явления, иногда сильные, для их уменьшения нужно подставить обожженное место под сильную струю холодной воды. Такие ожоги быстро заживают.
Осанка
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.
Как сидеть за партой
Ю.Коринец
Будь первоклассником сознательным,
За партою не вешай носа:
Сядь прямо – знаком
Восклицательным,
Но не сиди, как знак вопроса!
Правильная осанка характеризуется:
1) прямым положением туловища и головы;
2) развернутой грудной клеткой;
3) отвернутыми назад плечами, находящимися на одном уровне;
4) естественными изгибами позвоночника;
5) полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами;
6) симметричным расположением плеч и лопаток;
7) оптимальным функционированием системы органов движения, правильным размещением внутренних органов и положением центра тяжести.
Морфологически осанка определяется формой позвоночного столба, грудной клетки, положением головы, плечевого и тазового поясов, конечностей.
С физиологической точки зрения осанка – это навык или система определенных условно-двигательных рефлексов, обеспечивающих в статистике и динамике правильное положение тела в пространстве, сохранение равновесия, быстрое восстановление нарушенной позы.
В младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на ее становление в период бурного роста (6–7 лет, 11–15 лет), особенно в условиях статической нагрузки.
К основным факторам, вызывающим нарушение осанки относятся:
1) гиподинамия, гипокинезис;
2) питание и состояние позвоночника;
3) функциональные отклонения от норм до школы;
4) школьная мебель, постель, сменная обувь;
5) привычка неправильно держать тело при ходьбе, ношение сумки в одной руке, положение тела во время сна.
Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутреннего давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов адаптации детского организма.
Нарушения осанки и их причины
Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Осанка формируется постепенно. С первых месяцев она зависит от рационального режима, физической активности и других факторов. Изгибы у новорожденного незаметны. В первые 6 месяцев жизни под тяжестью головы появляется шейный изгиб. В возрасте 1 года под тяжестью внутренних органов и вертикального положения туловища формируется поясничный и грудной изгибы. В возрасте 6–7 лет необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом. Искривления позвоночника впервые появляются одновременно с началом функционирования верхних конечностей. Из-за повышенной пластичности опорно-двигательного аппарата нарушение осанки может прогрессировать под влиянием целого ряда факторов, о которых говорилось выше.
Для предупреждения нарушений осанки с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к физической культуре и постоянно следить за позой ребенка. Ребенок, у которого хороший мышечный корсет, правильно развит опорно-двигательный аппарат, физически и психологически выносливее того, который постоянно сутулится.
Различают следующие нарушения осанки:
1) неправильная форма спины;
2) искривления позвоночника;
3) неправильная форма грудной клетки, живота;
4) крыловидные лопатки;
5) лопатки на разной высоте;
6) свисающие и сдвинутые плечи.
В основе нарушений осанки лежат «вредные»
привычки:
а) при ношении сумки необходимо чередовать руки, чтобы избежать одностороннего наклона туловища.
б) вредная привычка держать голову опущенной вниз, а плечи выставлять вперед;
в) согнутое положение ног во время стояния и ходьбы;
г) нерациональные обувь и одежда;
д) за столом следует сидеть так, чтобы голова слегка была наклонена вперед, а туловище находилось на расстоянии ладони от края стола. Читать нужно сидя, опираясь на спинку стула, а при письме не следует низко опускать голову и горбиться.
Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, укладывая подушками, неправильно носят на руках, рано начинают учить ходить, пропускают или ограничивают ползание, ограничивают двигательную активность в целом.
Незначительные нарушения осанки устраняются в результате систематических занятий физкультурой. При более стойких отклонениях необходимо в течение длительного времени заниматься корригирующими упражнениями.
В случаях значительных нарушений осанки с ярко выраженными дефектами требуется специальное исследование и направление для лечения в специальных больницах.
Виды осанок:
Различают следующие виды осанок:
– правильная;
– кифотическая;
– выпрямленная;
– сутуловатая;
– лордотическая;
– сколиотическая.
При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов у детей младшего школьного возраста близки по значению и колеблются в пределах 3–4 см. Корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи расправлены и находятся на одинаковом расстоянии, живот подтянут, ноги прямые.
Для лордотической осанки характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается. Верхняя часть туловища опрокинута назад.
Кифотическая осанка характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков. Мышцы спины и живота слабые, плечи «свисают» вперед, лопатки выпячиваются.
Асимметрическая осанка возникает при асимметрическом положении плечевого пояса и таза, разной длине ног.
Сколиотическая осанка характеризуется боковыми искривлениями.
Различают три степени нарушений осанки:
1-я ст. – отклонения от нормы выражены слабо и исчезают в прямой стойке.
2-я ст. – отклонение от нормы устойчивы и связаны они с нарушением тонуса мышц, а поэтому поддаются исправлению.
3-я ст. – искривления позвоночника затрагивают кости скелета и лечению поддаются с трудом.
Сколиозы
В отличие от плохой осанки сколиоз является стойкой деформацией позвоночника, характеризующейся его боковым искривлением. По мере его прогрессирования во фронтальной плоскости происходит кифосколиоз и лордосколиоз, а также скручивание (торсия) вокруг вертикальной оси. Такая сложная деформация позвоночника неизбежно приводит к изменению формы ребер и грудной клетки в целом и нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки. В первую очередь страдает функция дыхательной системы, а затем и сердечно-сосудистой. Не менее серьезные нарушения возникают и в органах пищеварения. По морфологическим признакам сколиоз делят на:
а) структурный – это сколиоз, при котором имеются изменения структуры позвонков, входящих в дугу искривления, в том числе клиновидная форма тел позвонков.
б) неструктурный – это сколиоз, к которому относят различные функциональные состояния.
По локализации вершины искривления сколиоз
делят на:
1) верхнегрудной;
2) грудной;
3) груднопоясничный.
По форме искривления различают С- и S-образный сколиозы. Степень выраженности клинических проявлений сколиотической болезни зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от возраста человека, характера ее течения.
Наиболее часто она проявляет себя впервые в 7–11 лет, хотя ее симптомы не редкость у детей 4–6 лет. Врожденные формы этой болезни могут быть обнаружены в 3 года.
По мере прогрессирования заболевания появляются отчетливые и достоверные его признаки, которые говорят о формирующейся асимметрии туловища.
На выпуклой стороне искривления появляется мышечный валик, четко очерченный и хорошо контурирующийся под кожей. Появление такого валика свидетельствует о третьем искривлении, которое возникает вследствие торсии позвонков. В поясничном отделе на выпуклой стороне противокривизны имеется такой же валик.
В зависимости от тяжести заболевания выделяют 4 степени сколиозов:
I ст. Характеризуется простой дугой искривления, позвоночный столб напоминает букву С. Изменения слабо выражены. Деформация нестойка. Клинические проявления наиболее отчетливы в положении стоя.
II ст. Появляется компенсаторная дуга, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы S. Явно выделяются реберное выпячивание, мышечный валик. Эти деформации приобретают более стойкий характер.
III ст. Характеризуется тем, что позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Торсионные изменения резко выражены и проявляются в значительной деформации грудной клетки и наличии реберного горба. Все изменения носят стойкий характер.
IV ст. Представляет собой тяжелое заболевание, связанное с образованием кифосколиоза. У больных отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, а также клинические проявления функциональных нарушений органов грудной клетки и нервной системы.
Диагностика нарушений осанки
Определяя вид нарушения осанки, необходимо проверить высоту плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки: форму просветов между туловищем и внутренней поверхностью рук.
Асимметрию лопаток и отхождение углов от линий позвоночника можно определить сантиметровой лентой, измерив «треугольник» на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния:
1. Шейный позвонок – нижний угол левой лопатки А.
2. Шейный позвонок – нижний угол правой лопатки В.
3. Расстояние между нижними углами ло-
паток С.
При правильной осанке результаты одинаковые. Если увеличивается (С), то это свидетельствует о нарушении осанки (кифотическая).
Если различны (А) и (В), то это признаки сколиотической осанки.
Степень нарушения осанки можно определить по плечевому индексу:
Оценка плечевого индекса:
до 89 % и ниже – сутулость, 90 % и 100 % – норма.
Методы устранения дефектов осанки
Незначительные нарушения осанки устраняются в результате систематических занятий физкультурой. При более стойких отклонениях от правильной осанки необходимо в течение длительного времени заниматься корригирующими упражнениями. В случаях значительных нарушений осанки с ярко выраженными дефектами в строении тела требуется специальное исследование и, нередко, направление на лечение в больнице.
Каждый ребенок с нарушением осанки индивидуален. Поэтому нет универсального метода. Однако существуют общие методы устранения дефектов осанки, такие как:
– общеукрепляющие и специальные физические упражнения;
– массаж.
Примерный комплекс упражнений
гимнастики для детей с дефектами осанки
1.
1. И. п. – стоя, руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток – вдох; возвращение в и.п. – выход.
2. И. п. – стоя, руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад. Дыхание произвольное.
3. И. п. – стоя; ноги врозь, руки к плечам. Наклоны вперед с прямой спины – выдох, возвращение в и. п. – вдох.
4. И. п. – стоя. Руки за спиной. Наклоны вправо и влево.
5. И. п. – стоя с палкой в руках. Приседание с прямым корпусом и вытягивание рук вперед – выдох; возвращение в и. п. – вдох.
6. И. п. – стоя с палкой в руках, поднимание палки вверх – вдох, возвращение в и. п. – выдох.
7. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела, попеременное поднимание ног.
8. И. п. – лежа на животе, руки на поясе, разгибание корпуса – вдох, возвращение в и. п. – выдох.
9. И. п. – стоя, руки на поясе, подскоки с последующей ходьбой.
10. И. п. – стоя, руки перед грудью. Руки в стороны – вдох, сведение – выдох.
2.
1. Руки на пояс, на голову мяч. Ходят на носках и на всей ступне.
2. С мячом на голове делают полуприседания, с разведением рук в стороны.
3. Лежа на спине, подтягивают ноги к животу.
4. Укладываются на спину, руки вдоль туловища, воспроизводят «велосипед».
5. Ложатся на живот, руки перед собой, поднимают корпус – вдох, опускаются – выдох.
6. Гимнастическую палку заводят за лопатки – вдох, поднимают кверху – выдох.
Отравления
Из видов отравлений детей на первом месте стоит отравление лекарственными веществами; без рекомендаций врача, а по совету знакомых; самовольный прием лекарств детьми.
Значительное место занимают отравления бытовой химией: из-за ошибки, когда путают бутылки, в которых содержится тот или иной препарат, с пищевыми продуктами, приправами; при ошибочном использовании препаратов, предназначенных для мытья ванны, раковины, для мытья посуды.
Отравления происходят при вдыхании паров лаков, клея, красителей, паров бензина и т. п.
П
Пища
Пища поддерживает жизнь, она дает силы для движения, работы. Детям пища необходима для роста.
Если есть испорченную, несвежую пищу, например, рыбу, молоко, колбасу, а также несъедобные грибы и ядовитые ягоды, то пища может вызвать отравление, опасное для жизни. Это также может произойти, если есть пищу грязными руками.
Основные правила питания:
1. Надо мыть руки перед едой с мылом.
2. Сырые овощи и фрукты перед едой надо тщательно мыть.
Грязные руки грозят бедой.
Чтоб хворь тебя не сломила,
Будь аккуратен: перед едой
Мой
Руки
Мылом!
3. Надо питаться разнообразной пищей.
4. Ешьте не спеша, хорошо разжевывайте пищу.
Плавание
Плавание – прекрасная закаливающая и успокаивающая процедура, своеобразный массаж тела.
При плавании в работу включаются все группы мышц, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная системы.
Правила поведения за столом
Прожуйте, а потом продолжайте разговор. Нельзя говорить во время пережевывания пищи, можно поперхнуться и обрызгать окружающих. Опасно, если кусок пищи попадает в дыхательное горло.
Не читать во время еды. При чтении образуется очаг возбуждения в коре головного мозга, который начинает тормозить деятельность пищевого центра, значит, и усвоение пищи становится хуже.
Ешь не торопясь. При спешке не мудрено подавиться, да и не пережеванные куски плохо
перевариваются.
Правила поведения на природе
Прогулка
С. Михалков
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
– Эй, ребята! – крикнул Дима.
– Вот местечко – хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж,
Распаковывай багаж.
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули и ушли.
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки.
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Вопросы: правильно ли вели себя на прогулке ребята? Какой вред они нанесли окружающей среде?
Природа – солнце, воздух, вода, грибы, растения, животные, люди.
Правила друзей природы:
1. Не срывай цветов.
2. Не ломай ветки кустарников и деревьев.
3. Не лови бабочек, стрекоз, шмелей и других
насекомых.
4. Не убивай лягушек и жаб.
5. Не лови диких животных и не уноси их домой.
Привычка
Привычка – ставшая постоянной, обычной какая-либо склонность, потребность совершать те или иные действия, поступки.
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок НЕ
Дергать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом!
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом!
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
Танцевать на парте!
Но не смейте делать мне
Никаких упреков,
Если даже я и НЕ
Выучу уроков.
Ю. Вронский
Прогулка
Прогулка – хождение на открытом воздухе или
поездка на недалекое расстояние для отдыха,
развлечения.
Прогулка
Е. Благинина
Натянула рукавички,
Застегнула пальтецо.
Ветер трогает косички,
Дует весело в лицо.
И поземка закрутила
Заюлила, замела.
Я стрелой с горы катила,
Легче ветра я была.
Потерялись рукавички,
Расстегнулось пальтецо…
Очень трудно без привычки!
Очень ветер бьет в лицо!
Р
Рана
Рана – повреждение тканей тела от внешнего воздействия, поражения.
Не касаться раны грязными руками. Ее нужно промыть кипяченой водой с каким-нибудь дезинфицирующим средством (марганцовкой).
Если из ранки идет кровь не останавливаясь, намочить ткань в кипятке и приложить к ранке – кровь перестанет течь.
При серьезных ранениях, особенно головы, необходимо вызвать врача.
Раны на колене очень опасны. Если не затронута кость – достаточен согревающий компресс из спирта или марганцовки, но если затронута кость (чашечка) – следует обратиться к врачу.
Присохшую ткань с кровью или гноем нельзя отдирать – только отмачивать в теплой воде с дезинфицирующим средством.
Режим
Режим – одно из важнейших условий успешной учебы и хорошего здоровья.
С
Солнечный удар
Длительное нахождение на солнце без головного убора может привести к перегреванию головы, вызывающему расстройства мозгового кровообращения. Возникающее при этом болезненное состояние называют солнечным ударом.
При легком солнечном ударе возникает головная боль, шум в ушах; при более тяжелом – тошнота, учащение дыхания, сердцебиение, повышение температуры тела, судороги, потеря сознания.
Ребенка необходимо отвести в тень. Освободить от стесняющей одежды, придать полусидящее положение. На голову следует положить полотенце, смоченное холодной водой, или пузырь с водой. Тело можно протереть влажным холодным полотенцем или водкой. Необходимо дать ребенку выпить небольшими глотками холодную воду.
Сон
Сон – наиболее полноценный отдых.
В системе отдыха ребенка важнейшее место занимает полноценный сон. В это понятие включают достаточную продолжительность и глубину сна, соблюдение гигиенических условий.
При снижении продолжительности сна наблюдаются явные нарушения со стороны центральной нервной системы, дети становятся вялыми, хуже усваивают материал, а иногда становятся возбудимыми, капризными. При увеличении продолжительности сна нормальное поведение восстанавливается.
Для того, чтобы ребенок хорошо засыпал, рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. Перед сном комната должна проветриваться. Курить в этой комнате категорически воспрещается. Ужинать необходимо за 1,5–2 часа до сна. Перед сном умыться, почистить зубы, вымыть ноги. Резкий свет, сильный шум могут мешать сну. Спать в индивидуальной постели.
Сон
В. Берестов
Всем полезен крепкий сон –
Укрепляет силы он.
Но полезно ль спать в кроватке
Вместо утренней зарядки?
И поможет ли кровать
Научиться фехтовать?
Можно ль с помощью матраца
Для хоккея сил набраться?
Или, лежа на боку,
Приготовиться к прыжку?
Спорт
В нашей стране любят спорт. Спорт делает людей смелыми и сильными. Он укрепляет здоровье, учит быть хорошими друзьями. Занимайтесь спортом! Бегайте, плавайте, ходите на лыжах, катайтесь на коньках!
Т
Телепередачи
Просмотр телепередач связан с гигиеной зрения.
Гигиенические правила просмотра телепередач:
1. Смотреть не больше 2–3 передач в неделю продолжительностью не более 1,5 часа каждая.
2. Располагаться от экрана не ближе чем на 2–3 м и не далее 6–8 м;
3. Место для сидения должно быть удобным, а смотреть передачу лежа не разрешается.
Тепловой удар
Тепловой удар может случиться не только на солнце, но и в комнате в жаркий день. Первые признаки теплового удара – вялость, разбитость, тошнота, головная боль, головокружение.
Травматизм
Предупреждение бытового травматизма:
1. Вставать только на середину табурета, скамейки, стула; не лазить по деревьям, спускаться с лестницы шагом, держась за перила.
2. Резать ножницами, чинить карандаш, строгать палку ножом – только от себя, при этом руку держать выше того места, которое строгаешь.
3. Передавать другому ножницы тупым концом.
4. Хлеб резать на дощечке правой рукой, левую держать достаточно далеко от линии надреза.
5. Шить небольшой ниткой, не наклонять низко
голову.
6. Горячий чайник, кастрюлю берут только тряпкой, нести, отставив немного вперед и вбок; не носить наполненные до краев кастрюлю и чайник; чай наливать в стакан только над столом.
Травматизм в школе
1. Мягко приземляться во время прыжков.
2. Делать разминку перед занятиями физкультурой, соревнованиями.
3. Не бегать на переменах.
4. Не высовываться из окон.
5. Играть в спокойные игры.
Труд
Труд – целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения, работа.
Видно птицу по полету; человека – по делам.
Труд кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Дерево смотри в плодах, а человека – в делах.
Играть играй, да дело знай.
Мальчик Помогай
П. Воронько
По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.
Землекопы роют пруд –
Он и с ними делит труд.
Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:
Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.
Что за славный этот край,
Где растет наш Помогай.
Трудолюбивый человек любит работать. Труд
приносит ему радость.
У
Ужаления
В летнюю пору нередки ужаления пчелами, осами, шмелями, шершнями. При ужалении пчелой чистыми руками осторожно удалить жало, пострадавшее место смочить нашатырным спиртом и наложить холод. Когда одна тряпочка, смоченная водой, нагреется, накладывают другую.
Ужаление в лицо может быть опасным для жизни ребенка. Нужно быстрее доставить пострадавшего к врачу.
Улица
Правила поведения на улице:
1. Ходить по тротуару.
2. Переходить улицу по пешеходным дорожкам.
3. Там, где есть светофор, переходить улицу только на зеленый свет.
4. Переходить улицу шагом.
5. При переходе улицы посмотреть сначала
налево, потом направо.
6. Не играть, не баловаться на мостовой.
Успеваемость и работоспособность.
Утомляемость школьников
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжение всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.
При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные колебания:
а) фаза врабатывания;
б) фаза оптимальной устойчивой работоспособности;
в) фаза утомления;
г) повышение работоспособности «конечный
порыв».
Работоспособность зависит от ряда факторов:
Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, так как от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.
Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и так далее), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимально темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.
Эффективность работы зависит от внимания и от памяти школьника, посредством которой он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А также скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.
Функциональное состояние систем организма, то есть уровень обеспечения. Нарушение функций систем отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомляемости и восстановления.
Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он «работает на резервах организма».
Если обратиться к внешним факторам, то они могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения.
Социально-бытовые условия и моральные устои семьи проявляются в отношении ученика к обучению и в общении с одноклассниками.
Такой фактор как воздушно-тепловой режим, в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, освещенность достаточная, не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума, он при 80 дб разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.
Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, то есть выполнять определенные дела в определенное время и создать систему занятости. Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в усвоении учебного материала.
Необходимо учитывать и индивидуальные особенности учащихся, нейротизм, так как ситуативная тревожность разрушает динамику мозга. Ребенок становится рассеянным, и уровень усвоения знаний падает.
Таким образом, исследования валеологии подчеркивают необходимость учета при организации обучения внешних и внутренних факторов работоспособности ребенка.
Подробнее рассмотрим влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, а соответственно, на их успеваемость.
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии. Нарушение остроты зрения и слуха не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но и являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность у детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психоневрологическими отклонениями (А.Г. Хрипкова, 1990).
Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
У детей, больных ревматизмом, тонзиллитом, туберкулезной интоксикацией, проявляется высокая утомляемость и низкая работоспособность в процессе учебного дня.
Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы.
Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.
Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияет на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников.
А что же такое утомление? Сам процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости – задача сложная и решение ее должно быть комплексным (С.В. Попов, 1997) – педагог, семья, коллектив школы. Дополнительные занятия для ликвидации учебной задолженности лучше проводить по утрам, перед началом школьных занятий. От родителей – понимание, создание приемлемых условий для занятий дома и контроль за выполнением заданий. Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению – длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.
В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8–12 минут.
Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах не должна быть больше 15–25 минут.
На последующих этапах обучения в более старших классах, когда основные двигательные навыки уже приобретены и упрочены, на первое место выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью. Учебный процесс требует от учащихся высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания в коре больших полушарий головного мозга.
Признаки утомления: ослабление активного торможения – потягивание, отвлекаемость; ослабление процессов возбуждения – снижение активного внимания.
Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости, переутомляемости и функционального состояния учащихся начальной школы и их влияние на уровень и качество знаний при организации труда и отдыха необходимо учитывать: продолжительность урока, продолжительность учебного дня, учебной недели, организация самого урока, расписание уроков, перемены, экзамены, общественно полезный труд школьников и каникулы.
Ушибы
Ушибы – повреждения, причиненные ударами.
При всяком ушибе, если нет раны, то появится синяк или кровоподтек.
Ушибленное место сразу же растирать льдом в течение получаса, не останавливаясь.
Прищемленные дверью пальцы нужно тереть полчаса льдом или же опустить их на некоторое время в холодную воду.
Одно из лучших средств при ушибах, ссадинах, ранах – это йод. Смазать обильно йодом пораженное место (если рана небольшая, не открытая) и вокруг. Смазывать ежедневно.
Ф
Физкультура в жизни школьника
Занятия физкультурой дают возможность ребенку лучше управлять своим телом. У него появляется сноровка, и тогда никакой труд не утомляет. Выполнение физических упражнений происходит под регулирующим воздействием эндокринной системы. Учебная нагрузка школьников очень велика. В связи с этим свободное время следует разумно, равномерно по дням недели распределить так, чтобы его хватило и на активный отдых, и на физкультуру.
Физическое воспитание младших школьников должно включать регулярное выполнение утренней зарядки, физкультурные паузы во время уроков и при выполнении домашних заданий, активные движения во время перемен. Физкультурные паузы включают дыхательные упражнения, наклоны туловища, приседания, упражнения для кистей и пальцев (ритмичное сжатие в кулак и разжимание пальцев с разведением их в стороны, круговые вращения кистей, сжатых в кулак, сгибание и разгибание предплечий в локтевых суставах).
Физические упражнения благотворно влияют на установление и развитие всех функций центральной нервной системы. Без движений затрудняется умственная деятельность. Поэтому школьники, постоянно занимающиеся физкультурой, лучше успевают по общеобразовательным предметам. Приобщение детей к занятиям физической культурой, начатое в школьном возрасте, создает потребность в активном образе жизни на все последующие годы.
Физминутки. Физическая гимнастика
Физминутки бывают:
1) гигиенические;
2) оздоровительные;
3) гимнастика для глаз;
4) танцевальные;
5) физкультурно-спортивные;
6) подражательные;
7) двигательно-речевые.
Интересная и содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования разнообразных игр. Поэтому очень важно так продумать организацию процесса, чтобы отведенное для игровой деятельности время ничем другим не заполнялось. До уроков – 10–20 мин, между уроками 10–30 мин, на прогулке – 30–35 мин, до сна – 20–30 мин. Прежде всего, необходимо планировать работу в тесной взаимосвязи с учебной и трудовой деятельностью.
Примеры физминуток
1. Самокат. Дети стоят врассыпную. Опорная нога сгибается в колене и слегка пружинит, другая имитирует движение отталкивания, как при езде на самокате, при этом она как бы скользит.
Самокат, самокат!
Самокату очень рад!
Сам качу, сам качу,
Самокат куда хочу!
2. Мячик. Сначала дети имитируют игру с мячиком. Когда они учат стихотворение, игру можно проводить с мячами. На каждый акцент стихотворения – удар мячом об пол. Выигрывает тот, у кого мяч оказался самым «послушным».
Бьют его,
А он не злится,
Он все больше веселится.
Как ни странно,
Без битья
Нет для мячика житья!
3. Песенка мартышки. Играющие стоят врассыпную. С началом текста все слегка пружинят в коленях, руки раскачиваются вперед – назад («качели»). На слова «Да–да–да!» выполняются скользящие хлопки; на две последние строки – произвольные прыжки.
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да–да–да!
Тот не огорчается
Никогда!
4. Контроль осанки. Ребенок подходит к стене, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, взгляд устремлен вперед, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены, живот подтянут, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как у «елочки-иголочки». В позе «куклы» отойти на 3–4 шага вперед от стены, затем руки опустить, но все туловище и голову держать прямо. Пройтись 1–2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку.
5. Трамвай. Дети стоят друг за другом, одной рукой держатся за шнур, который помогает соблюдать между детьми определенное расстояние. На конце шнура – колокольчик. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. По сигналу «трамвай» то ускоряет, то замедляет движение. По сигналу «трамвай» останавливается. Зазевавшиеся идут в конец шеренги.
6. Ель, елка, елочка. Дети идут по залу («лес»).
«В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, потянитесь, выпрямитесь».
Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки на носочках и раздвигают руки – «ветки».
«Пойдем дальше в лес, есть у ели сестрички.
Вот они – елки. Они пониже, но такие же стройные, красивые».
Дети занимают позу правильной осанки.
«Пойдем дальше. Вот и совсем маленькие, но тоже красивые стройные елочки».
Дети садятся на корточки, осанка правильная. Руки разведены в стороны.
Х
Характер и хирология
Изучением строения пальцев рук, ногтей, кожного рисунка ладоней занимаются ученые-хирологи. Существует свыше 300 особенностей строения руки. И все эти особенности соотносятся с чертами характера и отклонениями в физическом развитии.
Осмотрите руки вашего ребенка. Маленькие дети обычно спят, сжав пальцы в кулак. Обратите внимание при этом на положение большого пальца. Если он всунут внутрь кулака, то, по мнению опытных хирологов, окружающий мир кажется ребенку холодным и враждебным. Малышу не хватает теплоты и ласки, у него нет ощущения безопасности.
Сравните толщину пальцев. Если самый толстый – средний (палец Сатурна), ребенок тяжело переживает конфликты, склонен к меланхолии. Он нуждается в ярких положительных эмоциях, убеждающих его в том, что его любят, он всем дорог. Если мизинец (палец Меркурия) выделяется своей неподвижностью (очень тонкий по сравнению с другими пальцами, слабый, негибкий) или с кривизной – со здоровьем ребенка не все в порядке. Неразвитый мизинец с продолговатым ногтем нередко признак задержки в умственном развитии, с коротким квадратным ногтем – признак общей слабости здоровья.
Искривление мизинца свидетельствует о нарушении в развитии эндокринной системы. Слаборазвитый, изогнутый в ту или иную сторону мизинец левой руки предупреждает о предрасположенности к заболеваниям сердца и кровеносных сосудов.
Распрямив ладонь, оцените длину большого пальца: в норме он должен достигать середины нижней фаланги указательного. Если большой палец короче, ребенок, скорее всего, робок, боится внешнего мира, в нем нужно воспитывать самостоятельность.
Теперь проверьте форму и относительную длину остальных пальцев.
Чрезмерно длинный средний палец при слишком коротком мизинце указывает на неустойчивость нервной системы, склонность к депрессиям. Обратите внимание на форму ногтевой фаланги большого пальца: расширяющийся кверху, с мясистой подушечкой указывает на неуравновешенность, несбалансированность нервной системы, склонность к вспышкам ярости. Такие дети особенно нуждаются в спокойном, ровном общении.
Играя с ребенком, не забывайте помассировать его пальчики мягкими, поглаживающими движениями по боковым, верхним и нижним поверхностям.
Массаж большого пальца активизирует работу мозга, указательного – желудка, среднего – кишечника, безымянного – печени, мизинца – сердца.
Поперечные борозды или волны на ногтях свидетельствуют о недостатке кальция в организме. За этим часто кроются нарушения в деятельности печени и селезенки.
Эти характеристики применимы и для взрослых, и для детей.
Ч
Чистота
Чистота– залог здоровья.
Основное требование личной гигиены школьника – чистая кожа. Болезнетворные микроорганизмы с кожи руки и лица дети переносят в рот, что ведет к инфекционным заболеваниям и заражению глистами. Грязная, долго не мытая кожа благодаря скоплению выделений потовых и сальных желез и грязи дурно пахнет, возникает зуд, неприятное ощущение.
Мытье рук – основная мера предупреждения кишечных инфекций.
Черная смородина и шиповник
Повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ и все растения – накопители витамина С, или аскорбиновой кислоты, и прежде всего черная смородина, шиповник.
О шиповнике хотелось бы сказать особо. Согласно своему преимущественному фармакотерапевтическому действию шиповник имеет основное назначение как витаминное средство И хотя непререкаемый авторитет целебной ценности шиповника в первую очередь обусловлен комплексом витаминов (и не только витамина С, но и В2, К, Р, Е, каротина), тем не менее нельзя сбрасывать со счетов и другие биоактивные вещества, содержащиеся в его плодах. Имеется ввиду те же органические кислоты (яблочную, лимонную, олеиновую, линолевую, линоленовую), а также дубильные и пектиновые вещества, жирное масло, сахара, соли фосфора, кальция, железа, меди, магния, марганца и т. д. Поэтому, помимо поливитаминных свойств, шиповник обладает целым рядом других целебных свойств. А именно он оказывает успокаивающее действие на нервную систему, усиливает желче- и мочеотделение, способствует подавлению воспалительных процессов в организме, стимулирует функцию эндокринных желез. Вот почему врачи часто назначают различные препараты из шиповника при лечении неврозов, заболеваний печени и желчевыводящих путей, малокровии (анемии), острых и хронических инфекциях, а также с целью нормализации пониженной функции щитовидной железы. Весьма эффективен настой шиповника при заболеваниях кишечника – содержащиеся в нем пектиновые вещества предохраняют слизистую оболочку кишечного тракта от вредных и токсичных продуктов, образующихся при гнилостных процессах, снимают воспаление. Отмечено, что при систематическом (с небольшими перерывами, например в летний период) употреблении настоев шиповника дети и взрослые реже болеют.
Плоды шиповника входят в состав следующих аптечных витаминных сборов:
Сбор витаминный ą 1
Состав содержит смесь равных частей плодов
шиповника и черной смородины.
Сбор витаминный ą 2
Состав содержит смесь равных частей плодов
шиповника и ягод рябины.
По своему составу к ним весьма близок и поливитаминный сбор, смесь листа крапивы (3 части) и плодов шиповника (7 частей).
Наряду с этим из плодов шиповника на фармацевтических предприятиях готовят сиропы, которые поступают в продажу под названием «Сироп из плодов шиповника» и «Витаминизированный сироп из плодов шиповника». Однако следует подчеркнуть, что из-за большого количества сахара они не рекомендуются детям с аллергической настроенностью организма, поскольку могут вызвать обострение диатеза. Поэтому таким детям настои шиповника нужно давать без сахара.
Вот рецепт приготовления настоя шиповника.
Берут 30–40 плодов в сушеном виде, измельчают их в ступке, затем заливают стаканом кипятка и кипятят в эмалированной кастрюле, закрытой крышкой, в течение 20 минут. Затем полученный отвар настаивают 2–3 часа (лучше в термосе), после чего процеживают.
В зависимости от возраста ребенок может пить от четверти до половины стакана напитка в день.
Целебны не только плоды шиповника, но и его лепестки. Из них можно приготовить лечебное варенье, причем «холодным способом», а не варкой, так что все витамины, практически, сохраняются.
Лепестки собирают, тщательно моют, откидывают на дуршлаг, чтобы стекла вода. Затем складывают в эмалированную миску (на 2 стакана лепестков – стакан сахара) и перетирают руками, пока лепестки не станут совсем мягкими, а сахар полностью растворится. Полученную массу плотно трамбуют в подготовленные и ошпаренные банки, закрывают пластмассовыми крышками и убирают на хранение в холодильник.
Ценность такого варенья: сиропом лечат стоматиты и другие воспалительные процессы во рту, чай с сиропом натощак снимает боли при гастрите, колите; полезен такой чай и для профилактики ОРВИ.
Э
Электрический ток
При воздействии электрического тока на организм может возникнуть непроизвольное судорожное сокращение мышц, мешающее ребенку оторваться от источника тока. В месте соприкосновения с током возникает электроожог. В тяжелом случае появляется расстройство дыхания и сердечной деятельности. Первое, что нужно сделать, – освободить ребенка от действия электрического тока. Самое безопасное – быстро вывернуть пробки, если несчастный случай произошел в доме. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то необходимо бросить себе под ноги резиновый коврик, доску или толстую ткань либо надеть на ноги резиновые сапоги или галоши; можно надеть на руки хозяйственные резиновые перчатки.
Пострадавшего оттащить от провода, схватившись одной рукой за одежду. Не откладывая, вызвать «скорую помощь»!
Этикет
Этикет – правила вежливости, принятые в отношениях между людьми.
Ю
Юмор
Юмор – добрая усмешка над каким-либо поступком или поведением человека.
Больше смейтесь!
Я
Ядовитые змеи
Ядовитая гадюка – большая серая змея с черными зигзагами на спине.
Ядовитая змея – гюрза. Ее укус для человека очень опасен. Но гюрзу можно заставить приносить пользу. У нее берут яд. Из яда делают ценные лекарства.
Ядовитые растения
1. Не ешь, не пробуй ягоды, плоды, корневища растений, если ты не знаешь, что это за растения.
2. Не бери в рот травинку, стебелек, колосок растения. Ты можешь сорвать его ядовитую часть.
3. Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза. Придя домой, обязательно вымой руки.
Ядовитые растения могут вызвать тяжелые отравления и даже смерть людей.
На прогулках на природу полезно ознакомить детей с ядовитыми растениями. Никакие неизвестные растения, даже если они очень похожи на съедобные, нельзя пробовать на вкус.
Растительность Нечерноземья чрезвычайно богата по своему видовому составу. На ее обширной территории наряду с лекарственными растениями также встречаются и ядовитые, которые вызывают отравление у человека и животных.
Жертвами отравлений бывают чаще всего дети, внимание которых привлекают различные дикорастущие ягоды и корни ядовитых растений.
Большую помощь органам здравоохранения в заготовке лекарственного сырья оказывают пионеры и школьники, они обязательно должны собирать растения только под присмотром учителей или родителей.
При сборе лекарственных растений нужно быть очень внимательным и соблюдать меры предосторожности, поэтому сборщикам лекарственного сырья нужно знать внешний вид ядовитых растений, где они произрастают, уметь отличать их от сходных видов и при необходимости оказывать первую доврачебную помощь.
Белена черная
Некоторые ядовитые растения синтезируют биологически активные соединения – алкалоиды – и в строго определенных дозах используются как лекарственные средства.
Таким растением является белена, которая используется для лечения больных с древних времен. Но в больших дозах белена может вызвать отравление.
Белена – травянистое растение семейства пасленовых высотой 30–60 см. Стебель прямой, опушенный мягкими железистыми волосками.
Листья очередные, удлиненно-овальные, выемчато-зубчатые. Прикорневые листья – черешковые.
Цветки собраны на верхушках стеблей, крупные и имеют грязно-желтый с темно-фиолетовыми
жилками венчик. Плод – коробочки с мелкими
буровато-серыми семенами.
Растет белена на сорных местах, на огородах, в садах, на обочинах дорог. Дикорастущие растения для лечебных целей не заготавливаются. Во всех частях растения содержится горький гликозид, смолы, жирные масла. Именно семена, приятные на вкус и напоминающие семена мака, чаще всего вызывают отравления.
Первыми признаками отравления является расширение зрачков, головокружение, покраснение лица, чрезмерное возбуждение, сопровождающееся бредом и галлюцинациями.
Вех ядовитый
Самое ядовитое растение, которое встречается в зоне Нечерноземья, – это вех ядовитый, или омег водяной, цикута.
Это многолетнее травянистое растение из семейства зонтичных с гладким ветвистым стеблем высотой до 1,5 м. Листья дважды или трижды перисто-раздельные, с узколанцетными, остропильчатыми долями. Цветки белые, мелкие, собраны в сложный зонтик, корневище крупное, короткое, по виду напоминает брюкву или репу, но в отличие от них на разрезе корневища веха ядовитого имеются перегородки, образующие полости. Корни сочные, толщиной до 4–5 мм. Корневища и корни имеют сладковатый вкус.
Растет вех ядовитый на влажных и сырых лугах, по берегам болотистых рек, канав, ручьев, окраинам болот и даже в воде.
Все части растения ядовиты. Ядовитые свойства сохраняются и в высушенном виде. Большую опасность для человека и животных представляют корневища, которые особенно токсичны весной. В них содержится ядовитое вещество цикутотоксин. Чаще всего отравления бывают весной во время половодья, когда крупные и сочные корневища легко добываются и вымываются водой из прибрежных местообитаний растений.
После попадания частей растения, в особенности корневища, в организме человека быстро развивается отравление со следующими признаками: сладковатый, затем горьковатый вкус во рту, боль в животе, слюнотечение, рвота, расстройство дыхания и кровообращения, бред, судороги. Может наступить смерть от остановки дыхания в результате паралича дыхательного центра.
Волчье лыко
Сильно ветвистый кустарник из семейства ягодковых. Ветви его прутьевидные, с серой корой, покрытой мелкими бурыми пятнами. Листья очередные, продолговато-ланцетные, собраны на концах ветвей. Сверху листья синевато-зеленые, снизу – сизоватые. Цветки четырехлепестковые, розовые или белые, душистые, сидящие по бокам ветвей в пазухах листьев Плоды – сочные ягоды, ярко-красные, иногда желтые; растут прямо на стебле.
Все части растения ядовиты. В них содержится ядовитое вещество – дафнин. Особенно ядовиты кора и сок растения, а также ягоды, привлекающие своей яркой окраской. К растению даже опасно прикасаться, ни в коем случае нельзя его трогать.
Муравьиная кухня
Мальчик и колокольчики ландышей
Прекрасное далёко
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Именинный пирог