Многие подростки с низкой выносливостью испытывают затруднения при выполнении физических упражнений, быстро утомляются и не могут справиться с повышенной физической нагрузкой.
Актуальность исследования: одним из приоритетных направлений реформирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении.
Первостепенной целью для меня являлось выявить, как занятия лёгкой атлетикой влияют на выносливость.
Задачи:
Предмет исследования: развитие общей выносливости у обучающихся старшего школьного возраста.
Объект исследования: физическая подготовка обучающихся.
Методы исследования:
· анализ и обобщение научно-методической литературы;
· тестирование;
· эксперимент;
· методы математико-статистической обработки материала.
Изучила и проанализировала научно-методическую литературу, выяснила, что выносливость – это способность человека длительное время выполнять работу без снижения интенсивности. Если нескольким ученикам предложить одно и то же упражнение, то через некоторое время одни из них прекратят его выполнять, а другие будут продолжать.
Всё больше компьютеры, планшеты, телевизоры и телефоны заменили современному подрастающему поколению самое лучшее – физическую активность.
Для многих 2 урока физической культуры в неделю, достаточно, так считают многие, но не я.
Я занимаюсь легкой атлетикой 4 года в Школе Олимпийского резерва, специализируюсь на средних дистанциях и стипль-чез!
С целью влияния занятий лёгкой атлетикой на выносливость было организовано и проведено исследование в 2022 - 2023 гг.
В исследовании принимали участие 10 человек, две группы по 5 девушек, контрольная и экспериментальная, где уроки физической культуры у группы №1 проводились два раза в неделю по 40 минут, а группа №2 от школы олимпийского резерва, занималась 10-12 часов в неделю.
На начальном этапе обе группы были с примерно одинаковым уровнем физической подготовленности. Исследование проводилось в три этапа.
Таким образом, анализ развития выносливости за период прохождения эксперимента позволяет констатировать, что результаты улучшились у двух групп, но показатели в группе №2 демонстрируют, что при системных занятиях, уровень общей выносливости на высоком уровне, выше, чем у группы №1.
В процессе тренировок в секции легкая атлетика применялись средства и методы, которые эффективно воздействуют на уровень развития общей выносливости, что подтверждается результатами эксперимента.
В заключении, хочу отметить, что исследования ряда ученых и результаты эксперимента, свидетельствуют о том, что у людей, стабильно занимающихся спортом, уровень общей выносливости выше.
Вложение | Размер |
---|---|
«Влияние занятий легкой атлетикой на выносливость подростков» | 101.77 КБ |
Районная конференция проектно-исследовательских работ,
посвященная 60-летию Шелеховской физкультурно-спортивной организации
«Влияние занятий легкой атлетикой на выносливость подростков»
Автор работы: Муратова Кристина Александровна,
10 класс, МБОУШР «Шелеховский лицей»
Руководитель работы:
Леонтьева Светлана Александровна,
учитель физической культуры,
МБОУШР «Шелеховский лицей»
г. Шелехов-2024
Содержание
Стр. | ||
Введение | 3 | |
ГЛАВА 1. | ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | 5 |
1.1. | Выносливость как физическое качество | 5 |
1.2. | Методика развития выносливости | 7 |
1.3. | Средства и методы развития выносливости | 7 |
1.4. | Тесты для оценки уровня развития общей выносливости | 7 |
ГЛАВА 2. | ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | 9 |
2.1. | Организация исследования | 9 |
2.2. | Методы исследования | 9 |
ГЛАВА 3. | РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. | 11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 15 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 16 |
Введение
Лёгкая атлетика – один из самых популярных и массовых видов спорта. Лёгкая атлетика — олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метание. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают такие физические качества как: сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, т.е. качества, необходимые человеку в повседневной жизни. Все это положительно влияет на сердечно-сосудистую, мышечную и даже нервную систему, оберегая хрупкий подростковый организм от стрессов и депрессий, восстанавливая сердечный ритм и поддерживая мышцы в тонусе. Лёгкая атлетика, особенно в настоящее время, переживает свой «подъем». Многие люди начинают заниматься этим удивительно полезным видом спорта, услышав о нем из новостей или прочитав в Интернете. Недаром легкую атлетику принято считать «королевой спорта», ведь она включает в себя огромное количество дисциплин, каждая из которых делится еще на несколько своих подвидов. В программе по физической культуре у нас также существует раздел, который посвящен именно этому виду спорта. Некоторые ученики наивно полагают, что лёгкая атлетика оказывает наименьшую нагрузку на мышцы и организм в целом. Но, только начав заниматься этим спортом профессионально, очень многие признают, что они глубоко ошибались.
В этой работе я решила провести исследование, связанное с развитием выносливости у школьников. Рассказать о выносливости и как её можно развить.
Проблема: низкое развитие физического качества выносливость
Актуальность исследования: одним из приоритетных направлений реформирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении.
Одним из показателей здоровья учащихся, является общая выносливость. Кроме того, она создаёт уверенность в себе, позволяет справиться с работой, требующей значительных физических напряжений, которые есть и всегда будут в нашей жизни. Одна из причин отставания физической подготовки школьников – неумение или нежелание трудиться, провоцируемое нашим компьютерным веком, когда малоподвижный образ жизни характерен для многих семей. Возникают серьёзные проблемы при подготовке таких детей к выполнению школьной программы, хотя прилагаемый образовательный стандарт не сложен.
Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма - чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление.
Цель: выявить, как занятия лёгкой атлетикой влияют на выносливость.
Задачи:
Предмет исследования: развитие общей выносливости у обучающихся старшего школьного возраста.
Объект исследования: физическая подготовка обучающихся.
Методы исследования:
∙ анализ и обобщение научно-методической литературы;
∙ тестирование;
∙ эксперимент;
∙ методы математико-статистической обработки материала.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выносливость – это способность человека длительное время выполнять работу без снижения интенсивности. Если нескольким ученикам предложить одно и то же упражнение, то через некоторое время одни из них прекратят ее выполнять, а другие будут продолжать.
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.)
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Существует два вида выносливости: общая и специальная
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Уровень выносливости может варьироваться у разных людей, и низкая выносливость может стать причиной проблем в повседневной жизни. Многие люди с низкой выносливостью испытывают затруднения при выполнении физических упражнений, быстро утомляются и не могут справиться с повышенной физической нагрузкой.
Кроме того, низкая выносливость может быть связана с неправильным питанием и недостатком необходимых макро- и микроэлементов. Для поддержания высокого уровня выносливости организму требуется получать достаточное количество энергии, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Недостаток какого-либо из этих компонентов может снижать выносливость и эффективность деятельности.
Низкая выносливость может быть вызвана различными факторами. Вот некоторые из них:
Устранение данных причин может помочь увеличить уровень выносливости и улучшить общую физическую форму.
1.2. Методика развития выносливости.
Начиная работу по развитию и совершенствованию своей выносливости, необходимо придерживаться определенной логики построения тренировки, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности.
На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на развитии общих (аэробных) возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т. е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не очень сложная, но требует для своего решения определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований.
На втором этапе необходимо увеличить объём нагрузки.
1.3. Средства и методы развития выносливости
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, которые вызывают большую производительность таких систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Мышечная работа производится за счет аэробного источника. Интенсивность работы может быть умеренной, высокой, переменной.
Развитие выносливости происходит, когда занимающиеся доходят до необходимой степени утомления.
При выборе средств физической культуры для воспитания общей выносливости, необходимо учитывать, что она приобретается в процессе выполнения комплекса физических упражнений, которые включены в тренировку, урок, в утреннюю гимнастику, в разминку.
Выносливость зависит от уровня развития у человека других физических способностей. В связи с этим предлагают использовать два типа показателей.
1. Абсолютные – без учета уровня развития силовых, скоростных и координационных способностей.
2. Относительные – с учетом развития силовых, скоростных и координационных способностей.
Если, к примеру, всем занимающимся предлагают пробежать одну и ту же дистанцию, то результаты в беге будут характеризовать абсолютные показатели выносливости. При этом нередко одинаковые результаты у разных людей не свидетельствуют об их равной выносливости, так как не учитываются уровни развития других физических способностей, от которых зависит ее проявление. Неподготовленные люди большую нагрузку выдержать не смогут, а значит нужно постепенно увеличивать время тренировки без наращивания интенсивности.
Основными методами развития общей выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Методы слитного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности. Основу всех методов этой группы составляет сравнительно длительное непрерывное воспроизведение двигательных действий, вызывающее значительную активацию аэробного обмена. При этом в зависимости от уровня подготовленности упражняющегося и других условий параметры нагрузки могут измеряться. В довольно широком диапазоне. (Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.)
Методы повторного интервального упражнения. При воспитании общей аэробной выносливости эта группа методов используется главным образом не на начальных этапах, а после достижения некоторого уровня тренированности.
Наиболее значительные требования к функциональным возможностям организма предъявляет так называемая интервальная тренировка с жестко нормированными интервалами отдыха.
Методы "круговой тренировки". Детальная разработка методики "круговой тренировки" в последние десятилетия привела распространению ряда ее вариантов, рассчитанных на воспитание общей выносливости, связанной с комплексным проявлением различных двигательных способностей (в том числе силовых и скоростных) в рамках комбинированной двигательной деятельности. (Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д.)
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. (6- или 12- минутный бег, бег на 600-800 м (1-4 кл.), 1000-1500 м (5-9 кл.), 2000-3000 м (10-11 кл.)
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации эмоциональность. (Подвижные и спортивные игры)
1.4. Тесты для оценки уровня развития общей выносливости.
Учителя физической культуры и тренера-преподаватели в основном применяют косвенный способ, когда выносливость ученика определяется по времени преодоления им какой- либо достаточно длинной дистанции. Можно также использовать тесты с фиксированной длительностью бега – 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, пройденное за данное время. И в тесте бег на средние дистанции 800 метров и 1000 м. оценивается время похождения дистанции.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
С целью влияния занятий лёгкой атлетикой на выносливость было организовано и проведено исследование в 2022 - 2023 гг. в Муниципальном общеобразовательном учреждении Шелеховского района «Шелеховский лицей» и СШОР «Приангарье». В исследовании принимали участие: группа №1, обучающиеся лицея, состоящая из 10 человек (5 девушек и 5 юношей). И группа №2, занимающиеся в спортивной секции легкой атлетики состоящая из 10 человек (5 девушек и 5 юношей). Уроки физической культуры у группы №1 проводились два раза в неделю по 40 минут, а группа №2, занималась 10-12 часов в неделю. На начальном этапе обе группы были с примерно одинаковым уровнем физической подготовленности. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап включал изучение и анализ литературы по теме исследования. На данном этапе нами также определены объект, предмет, цель и задачи исследования. На втором этапе было проведено исходное тестирование уровня развития общей выносливости у испытуемых. На третьем этапе проводилось заключительное контрольное тестирование выносливости в исследуемых группах, математико-статистическая обработка полученных данных и подведение итогов исследования.
2.2. Методы исследования
Для решения задач, поставленных в работе, использовались следующие методы:
∙ анализ и обобщение научно-методической литературы;
∙ тестирование;
∙ эксперимент;
∙ методы математико-статистической обработки материала.
Анализ и обобщение научно-методической литературы. На первом этапе работы была изучена литература по проблеме развития общей выносливости, так же изучена литература по теории и методике физического воспитания, возрастной физиологии. Анализировалась специальная методическая литература, имеющая отношение к теме исследования и позволяющая определить основные тенденции в развитии теории и практики физического воспитания по вопросу повышения уровня общей выносливости у подростков.
Тестирование. Для оценки уровня развития общей выносливости у подростков применялись следующие тесты.
Оборудование и материалы: секундомер, помощник, который следит за пробеганием дистанции.
Порядок выполнения теста: с общего старта учащиеся преодолевают максимально возможное расстояние за 6 минут непрерывного бега. Расстояние определяется суммой целых кругов и количеством метров сверх того. В ходе испытания через 5 минут после старта подается первый сигнал (свисток), предупреждающий, что пошла последняя минута бега. Ровно через 6 минут подается второй, останавливающий сигнал. Положение опорной ноги в это мгновение и определяет пройденное расстояние. Счет кругов и общий метраж ведут сами участники забега.
Дополнительные указания:
а) учитель должен стоять на линии старта во время начала забега и на линии финиша после ухода всех обучающихся на дистанцию;
б) помощник следит за правильным прохождением учеников по дистанции.
Оценка результатов: фиксируется расстояние в метрах.
Оборудование и материалы: секундомер, помощник, который следит за пробеганием дистанции.
Порядок выполнения теста: ученики группой становятся на линию старта (сначала мальчики, затем девочки). По команде «На старт! Марш!» начинают бег со средней скоростью, в это время учитель включает секундомер и фиксирует время пробега дистанции.
Дополнительные указания:
а) учитель должен стоять на линии старта во время начала забега и на линии финиша после ухода всех учащихся на дистанцию;
б) помощник следит за правильным прохождением учеников по дистанции. Оценка результатов: фиксируется расстояние в минутах и секундах.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Реализация запланированного эксперимента была организована и проведена в течение 2022-2023 года. На первом этапе был выявлен исходный уровень развития общей выносливости у всех испытуемых. В эксперименте приняли участие две группы по 5 девушек в каждой.
Тестирование уровня развития общей выносливости проводилось в начале и в конце эксперимента. В табл. 1 представлены результаты тестирования за период эксперимента у девушек.
Таблица 1. Результаты тестирования девушек на период эксперимента (группа №1, лицей) (Тест Купера, бег 6 минут).
№ | ФИО | Исходный результат | Итоговый результат | Разница |
Большедворская Милена | 750 | 840 | 90 | |
Ваганова Диана | 850 | 980 | 130 | |
Карпушкина Мария | 560 | 650 | 90 | |
Князева Злата | 540 | 620 | 80 | |
Пимкина Алина | 620 | 680 | 60 | |
3320/5=664 | 3790/5=758 | 470м/64 |
Бег 6 минут и исходное среднее значение у 5 девушек составило 664 метра, а в итоговом испытании среднее значение 758 метров,
Это свидетельствует о повышении уровня выносливости у испытуемых за период эксперимента.
Результаты теста «Бег 6 минут/м» отражены на рис. 1.
Рис.1.
Таблица 2. Результаты тестирования девушек на период эксперимента (группа №2, СШОР, секция легкая атлетика) (Тест Купера, бег 6 минут).
№ | ФИО | Исходный результат | Итоговый результат | Разница |
Дроботова Василина | 890 | 990 | 100 | |
Гула Юля | 950 | 1030 | 80 | |
Астафьева Анна | 1030 | 1100 | 70 | |
Муратова Кристина | 980 | 1060 | 80 | |
Белялова Алина | 802 | 1000 | 198 | |
4652/5=930 | 5180/5=1036 | 528/106 |
Бег 6 минут и исходное среднее значение у 5 девушек, занимающихся в секции легкой атлетики, составило 930 метров, а в итоговом испытании среднее значение 1036 метров, уровень выше, чем у контрольной группы №1, лицей.
Это свидетельствует о повышении уровня выносливости у испытуемых за период эксперимента, объясняется тем, что занятия в секции легкой атлетике проходят стабильно и девушки работают по специальной программе (методике).
Результаты теста «Бег 6 минут/м» отражены на рис. 2.
Рис.2.
Динамика результатов в тесте «бег на 800 м» у девушек за период эксперимента.
Таблица 3. Результаты тестирования девушек на период эксперимента (группа №1, лицей) (Бег на дистанции 800 метров).
№ | ФИО | Исходный результат | Итоговый результат | Разница |
Большедворская Милена | 4,08 | 3,41 | 0,67 | |
Ваганова Диана | 3,57 | 3,15 | 0,42 | |
Карпушкина Мария | 6,22 | 4,15 | 2,07 | |
Князева Злата | 6,22 | 4,23 | 1,99 | |
Пимкина Алина | 5,47 | 4,10 | 1,37 | |
26,6 | 20,1 | 6,5 |
Результаты теста «Бег 800 м» отражены на рис. 3.
Рис. 3.
Таблица 4. Результаты тестирования девушек на период эксперимента (группа №2, СШОР, секция легкая атлетика) (Бег на дистанции 800 метров).
№ | ФИО | Исходный результат | Итоговый результат | Разница |
Дроботова Василина | 3,50 | 3,10 | 0,40 | |
Гула Юля | 3,47 | 3,00 | 0,47 | |
Астафьева Анна | 3,45 | 2,59 | 0,86 | |
Муратова Кристина | 3,22 | 2,57 | 0,65 | |
Белялова Алина | 4,40 | 3,12 | 1,28 | |
19,40 | 15,30 | 4,10 |
Результаты теста «Бег 800 м» отражены на рис. 4.
Рис. 4.
Анализ результатов теста «бег на 800 м» показал, что время прохождения дистанции в среднем улучшилось, что говорит о повышении общей выносливости.
Таким образом, анализ развития выносливости за период прохождения эксперимента позволяет констатировать, что результаты улучшились у двух групп, но показатели в группе №2 демонстрируют, что при системных занятиях, уровень общей выносливости на высоком уровне, выше, чем у группы №1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выносливость — это способность человека длительное время выполнять работу без снижения интенсивности. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. На выносливость оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Всего существует два вида выносливости: общая и специальная. В зависимости от интенсивности работы делится на силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Выносливость является необходимым физическим качеством в любом виде спорта и в жизни. Без воспитания выносливости учащийся не сможет пройти на новый уровень физического развития, а, следовательно, не добьется наивысших результатов в избранном виде двигательной деятельности.
Развитие выносливости учащихся – важнейшая задача современного учителя физической культуры.
Анализ научно-методической литературы и результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Исследования ряда ученых [1,2,7] и результаты эксперимента, проведенного на базе СШОР «Приангарье» и МБОУШР «Шелеховский лицей» свидетельствуют о том, что у людей, стабильно занимающихся спортом, уровень общей выносливости выше.
2. Для повышения уровня общей выносливости в группах испытуемых применялись разные методики, а также группа №1 лицей, занимались всего два часа в неделю на уроках физической культуры, а группа №2 СШОР занималась 10-12 часов в неделю по специальной программе.
3. В процессе тренировок в секции легкая атлетика применялись средства и методы, которые эффективно воздействуют на уровень развития общей выносливости, что подтверждается результатами эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимжанов, А.Т., Чернышева, И.В. Выносливость как одно из важнейших физических качеств / А.Т. Акимжанов, И.В. Чернышева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 71-72.
2. Алиев, М.Н., Гаджимурадова, Р.Т. Воспитание общей выносливости младших школьников [Электронный ресурс]: / М.Н. Алиев, Р.Т. Гаджимурадова // Известия ВГПУ. 2010. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-obschey-vynoslivosti-mladshihshkolnikov
3. Артюшин, С.А., Золотова, М.Ю. Используя выносливость и силу в оздоровлении старшекласснику / С.А. Артюшин, М.Ю. Золотова // Физическая культура в школе. - 2014. - №2. - С. 44-47.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры) / Б.А. Ашмарин. - М.: Физическая культура и спорт, 2008. - 223 с.
5. Балыбердин, О.А. Развитие выносливости с помощью подвижных игр / О.А. Балыбердин // Физическая культура в школе. - 2014. - №7. - С.42-45.
6. Бахтина, Т.Н. Двигательные качества человека / Т.Н. Бахтина. – М.: Академия, 2012. - 23 с.
7. Бутин, И.М., Бутина, И.А. Физическая культура в начальных классах / И.М. Бутин., И.А Бутина., Т.Н. Леонтьева. - М.: Владос Пресс. - 2013. – 175 с.
8. Головихин, Е.В. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Текст] / Е.В. Головихин. – М.: АСТ, 2014. – 200 с.
9. Городилин, С.К. Основы общей теории физической культуры / С.К. Городилин. – М.: Академия, 2016. – 327 с. 52
10. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ. культ. [Текст] / А.А. Гужаловский. – М.: ФИС, 2012. - 352 с.
Интернет ресурсы:
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11577/2/Dunaeva.pdf
Две снежинки
Кто чем богат, тот тем и делится!
Без сердца что поймём?
Сказка "Колосок"
А теперь — мультфильм