«Танец – это тайный язык души».
Марта Грэхем (американская танцовщица)
С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.
Представьте себе на минуту, что в мире нет танцев... Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Ведь танец — это движение, а движение – это жизнь.
Было выдвинуто предположение, что занятия танцами влияют на эмоциональное состояние танцора (гипотеза).
Актуальность выбранной темы заключается в том, что танец из века в век сопровождает человека, приобретая самые разные формы, именно с помощью танца люди выражают свои мысли, чувства, эмоции, танец является одним из главных способов самовыражения.
Мне давно было интересно узнать: как танец влияет на эмоции танцора и его внутренний мир?
Почему была выбрана данная тема проекта? Танцы – моё любимое занятие. Чтобы сформировать интерес к истории возникновения танца и их разнообразию, активизировать желание заниматься танцами, возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир танца!
Известно, что танцы и эмоции, очень тесно связаны друг с другом, и возникла необходимость узнать, каким образом они влияют на людей, которые занимаются танцами и на меня в том числе.
Цель работы: определить влияние танца на эмоциональное состояние танцора
В ходе выполнения исследования необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по теме проекта
- познакомиться с различными теориями влияния танца на эмоциональное состояние танцора;
- проанализировать компоненты народного танца, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние танцора;
- разработать анкету и провести анкетирование;
- провести эксперимент;
- систематизировать и обобщить полученные данные;
Для достижения цели и выполнения задач, были использованы следующие методы: изучение литературы и поиск информации в интернете, беседа, анкетирование.
Предмет исследования: танец.
Объект: влияние танца на эмоции танцора.
Ход эксперимента: В эксперименте участвует 12 человек. Перед началом репетиции участникам были предложены на выбор фишки с разными цветами: (зеленый-хорошее; желтый-среднее; красный-плохое), определяющими их настроение до начала репетиции. В итоге у нас оказалось: 4 красных, 3 зеленых и 6 желтых фишки.
Продолжительность репетиции составляла 120 мин. Мы отрабатывали задорные и энергичные номера.
После репетиции участникам вновь были предложены цветные фишки, в итоге оказалось: 0 красных, 7 зеленых и 5 желтых фишек.
Вывод: у всех участников улучшилось настроение в ходе эксперимента. Таким образом танец положительно влияет на эмоциональное состояние танцора.
Раньше я не интересовалась историей танцев, искусством хореографии, но мне всегда хотелось просто танцевать и красиво двигаться под музыку, передавать жесты так, как чувствуешь, как умеешь. Со временем я четко поняла, что танец очень сильно влияет на мое эмоциональное состояние и я хочу совершенствовать свои знания и умения, т.к. вижу в этом огромный смысл моей жизни
Возможно, другие учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром танца. Я знаю, что заниматься профессионально танцами очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к танцу. При огромном желании можно достичь больших успехов.
Танцуйте с удовольствием и развивайтесь!
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163.55 КБ |
Районная конференция проектно-исследовательских работ,
посвященная 60-летию Шелеховской физкультурно-спортивной организации
Влияние танца на эмоциональное состояние танцора
Автор работы: Кирик Валерия
обучающаяся 10 «Е» класса (гр. 33-31)
МБОУШР «Шелеховский лицей»
Руководитель работы:
Леонтьева Светлана Александровна
учитель физической культуры
МБОУШР «Шелеховский лицей»
г. Шелехов, 2024 г.
Содержание
Введение | 3 |
Основная часть | |
Глава 1. | 4 |
1.1. Что такое танец? | 4 |
1.2. Влияние сценического образа на восприятие танца | 4 |
Глава 2. Танец и развитие | 5 |
2.1. Влияние танцев на детей и подростков | 5 |
Глава 3. Эксперимент и исследования | 6 |
3.1. Практическая часть (мои исследования) | 6 |
3.2. Эксперимент | 7 |
Заключение | 8 |
Список литературы | 9 |
Приложения | 10 |
Введение
«Танец – это тайный язык души».
Марта Грэхем (американская танцовщица)
С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.
Представьте себе на минуту, что в мире нет танцев... Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Ведь танец — это движение, а движение – это жизнь.
Было выдвинуто предположение, что занятия танцами влияют на эмоциональное состояние танцора (гипотеза).
Актуальность выбранной темы заключается в том, что танец из века в век сопровождает человека, приобретая самые разные формы, именно с помощью танца люди выражают свои мысли, чувства, эмоции, танец является одним из главных способов самовыражения.
Мне давно было интересно узнать: как танец влияет на эмоции танцора и его внутренний мир?
Почему была выбрана данная тема проекта? Танцы – моё любимое занятие. Чтобы сформировать интерес к истории возникновения танца и их разнообразию, активизировать желание заниматься танцами, возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир танца!
Известно, что танцы и эмоции, очень тесно связаны друг с другом, и возникла необходимость узнать, каким образом они влияют на людей, которые занимаются танцами и на меня в том числе.
Цель работы: определить влияние танца на эмоциональное состояние танцора
В ходе выполнения исследования необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по теме проекта
- познакомиться с различными теориями влияния танца на эмоциональное состояние танцора;
- проанализировать компоненты народного танца, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние танцора;
- разработать анкету и провести анкетирование;
- провести эксперимент;
- систематизировать и обобщить полученные данные;
Для достижения цели и выполнения задач, были использованы следующие методы: изучение литературы и поиск информации в интернете, беседа, анкетирование.
Предмет исследования: танец.
Объект: влияние танца на эмоции танцора.
Основная часть
Глава 1. Понятие.
Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.
Танец имеет разные средства выразительности:
Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных позиций».
• Народная музыка
Этническая музыка дает возможность успокоиться и расслабиться. Народная музыка, возвращая человека к его историческим корням, помогает открыть энергетические центры и нормализовать жизненный поток. Она очищает пространство от негатива, насыщает энергией биополе человека.
• Костюм
Восприятие любого танца основывается на его сюжете, но также огромную роль в этом играет костюм. Костюм помогает зрителю понять героя. Чаще всего, когда у танцоров яркие и пышные костюмы, у зрителя поднимается настроение, и он не может оторвать глаз от сцены.
• Улыбка
Эмоции танцора должны «исходить от сердца», он должен «подключать душу». Если этого не делать, то улыбка будет натянутой и впечатление от номера будет плохим.
• Ритм
Быстрый ритм задает быстрый темп музыке. Музыка, в таком случае становится быстрее и ритмичнее, а исполнение танца под такую музыку требует большей физической активности и выносливости от его исполнителя. Лично для меня, чем быстрее ритм, тем более эмоционален танец.
Глава 2. Танец и развитие
2.1. Влияние танцев на детей и подростков
Каждый этап взросления ребенка сопряжен с определенным кризисом. Для разных возрастов характерны свои особенности, переживания и страхи. Ребёнок, который еще только учится взаимодействовать с миром, не знает, как выплескивать накапливающиеся эмоции, а потому может капризничать, демонстрировать плохое поведение или устраивать слезливые истерики без видимых на то причин. Для того, чтобы помочь малышу выпустить негатив и научиться сублимировать свою энергию в правильное русло, родители могут отправить его танцы. Такое увлечение даст ребёнку возможность самовыражаться самым приятным способом!
Регулярные занятия танцами для подростков – отличный вид физической активности. Движение положительно влияет на развитие ребенка, улучшает его психическое состояние, гибкость тела и координацию движений. Это также отличный способ поработать над своей осанкой.
Физическая активность со временем становится привычкой, которая будет сопровождать ребенка во взрослой жизни. Занятия танцами предотвращают ожирение среди подростков и связанные с этим проблемы со здоровьем и комплексы.
Соприкосновение с музыкой также положительно влияет на психику подростка. Считается, что она побуждает ребенка развивать творческие способности и положительно реагировать на искусство, в том числе и в других его формах. Обучение танцам также улучшает двигательную память.
Вильгельм Райх, основоположник телесно-ориентированной психотерапии, утверждал, что все стрессы и психологические травмы непременно сказываются на человеческом организме. Под их воздействием в теле образуются мышечные зажимы, что в дальнейшем приводит к развитию различных патологий (остеохондроз, кожные высыпания и т. д.). Танцевальная деятельность не только способствует избавлению от этих «блоков», но и повышает стрессоустойчивость, обеспечивая формирование здоровой психики.
После изучения этой информации у меня возник следующий вопрос: что же думают и чувствуют дети, которые занимаются танцами?
Глава 3. Эксперимент и исследования
3.1. Практическая часть (мои исследования)
Я провела анонимное анкетирование группы девочек (12 человек), которые занимаются в ансамбле вместе со мной. С целью получения информации о знаниях, мнениях и решения каких-либо возможных проблем (см. Приложение 1.)
Анализ анкет выявил следующие результаты (см. Приложение 2.)
Вывод: все участники моего коллектива начали заниматься танцами в раннем возрасте. Большему количеству девочек нравится танцевать, но, к сожалению, некоторых заставили родители. Танец положительно влияет, как и на здоровье, так и на настроение. В нашем коллективе всего два человека хотят профессионально заниматься танцами, и я вхожу в это число. Члены моего коллектива с удовольствием занимаются любыми видами танцев.
Вывод: занимаясь с детьми разного возраста, я выяснила всем детям, которые занимаются у меня нравится танцевать и танец вызывает у них положительные эмоции. (см. Приложение 4.)
Мнение Инги Владимировны: «Дети, которые занимаются танцами болеют намного реже, чем остальные, т.к. они тренируются. Ребенок должен заниматься танцами для духовного, физического, эстетического и творческого развития. Танец положительно влияет на общее развитие ребенка» (см. Приложение 6.)
Как показали мои исследования: занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, положительно влияют на психику. Улучшается выносливость, работоспособность, общий физический и психический тонус. Ритмичные движения под музыку – хороший, а главное, приятный вариант поднятия эмоционального фона, повышение умственной активности, оздоровления.
Те, кто любят танцевать, будут приятно удивлены, тем, что приносят себе этим кучу пользы. Танец - удивительная возможность улучшить работу мозга.
3.2. Эксперимент
Суть эксперимента: узнать, как влияет танец на настроение танцора.
Ход эксперимента: В эксперименте участвует 12 человек. Перед началом репетиции участникам были предложены на выбор фишки с разными цветами: (зеленый-хорошее; желтый-среднее; красный-плохое), определяющими их настроение до начала репетиции. В итоге у нас оказалось: 4 красных, 3 зеленых и 6 желтых фишки.
Продолжительность репетиции составляла 120 мин. Мы отрабатывали задорные и энергичные номера.
После репетиции участникам вновь были предложены цветные фишки, в итоге оказалось: 0 красных, 7 зеленых и 5 желтых фишек. (см. Приложение 7.)
Вывод: у всех участников улучшилось настроение в ходе эксперимента. Таким образом танец положительно влияет на эмоциональное состояние танцора.
Заключение
Раньше я не интересовалась историей танцев, искусством хореографии, но мне всегда хотелось просто танцевать и красиво двигаться под музыку, передавать жесты так, как чувствуешь, как умеешь. Со временем я четко поняла, что танец очень сильно влияет на мое эмоциональное состояние и я хочу совершенствовать свои знания и умения, т.к. вижу в этом огромный смысл моей жизни
Возможно, другие учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром танца. Я знаю, что заниматься профессионально танцами очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к танцу. При огромном желании можно достичь больших успехов.
Танцуйте с удовольствием и развивайтесь!
Список литературы
Информресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Танцы_в_Древней_Греции
http://www.letopis.info/themes/dancing/tantsy_v_drevnej_gretsii.html
http://www.letopis.info/themes/dancing/vidy_srednevekovyx_tantsev.html.
Приложение 1.
Анкета для девочек
1. С какого возраста Вы занимаетесь танцами? 2. Почему вы танцуете? 3. Как танец влияет на Ваше здоровье? 4. Как танец влияет на Ваше настроение? 5. Хотелось ли Вам профессионально продолжить заниматься танцами? 6. Для чего нужен танец?
Приложение 2.
Результаты анкетирования для девочек
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение 3.
Анкета для детей, с которыми я работаю
Приложение 4.
Результаты анкетирования
Приложение 5.
Анкета для руководителя моего ансамбля, хореографа Большедворской Инги Владимировны.
Приложение 6.
Результаты анкетирования Инги Владимировны.
Приложение 7.
Хитрый коврик
Мост из бумаги для Киры и Вики
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Рисуем подснежники гуашью
Загадка Бабы-Яги