Итоговый индивидуальный проект на тему
«Влияние религии на экономическое развитие региона»
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.55 КБ |
![]() | 1.32 МБ |
![]() | 113 КБ |
![]() | 39 КБ |
![]() | 37 КБ |
![]() | 249.5 КБ |
![]() | 37 КБ |
![]() | 249.5 КБ |
![]() | 31 КБ |
![]() | 182 КБ |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Федоровича Нестерова» Черемисиновского
района Курской области
Итоговый индивидуальный проект на тему
«Влияние религии на экономическое развитие региона»
Проект выполнил: учащийся 11 класса Петрищев Иван Руководитель: Учитель географии
Цыганкова Елена Васильевна
2024 год
Название проекта | «Влияние религии на экономическое развитие региона» |
Исполнитель | Петрищев Иван Алексеевич 11 класс |
Руководитель проекта | Учитель географии Цыганкова Елена Васильевна |
Учебный год, в котором разрабатывается проект | 2023-2024 |
Цель | выявить особенности религии, как одного из основополагающих факторов, влияющих на политику, экономику, культуру народов края. |
Задачи |
-зависит ли вера (религия) человека от его национальности
области |
Предмет(ы), к которому (ым) проект имеет отношение | География |
Тип проекта | Информационный |
Сроки реализации проекта | Краткосрочный сентябрь 2023- март 2024 г |
Продукт проектной деятельности | презентация, доклад. |
Содержание
стр | |
Введение | 4 |
Глава 1. Теоретическая часть | 7 |
1.1. Связь религии и экономики. | 8 |
1.2. Социально-экономическое развитие. | 10 |
1.2.1. География Курской области | 11 |
1.2.2. Административное деление и экономика Курской области | 11 |
1.3. Население Курской области – общие сведения | 11 |
1.3.1 История заселения территории области | 12 |
1.3.2. Численность населения | 15 |
1.3.3. Состав населения. | 17 |
Глава 2. Практическая часть | 19 |
2.1. Соотношение национального состава и религиозной принадлежности. | 19 |
2.1.1. Национальный состав населения Курской области | 19 |
2.1.2. Религиозный состав населения Курской области | 25 |
2.2. Влияние религиозного разнообразия населения на социально- экономические показатели региона | 28 |
2.2.1. Религиозное многообразие в Курской области | 29 |
2.2.2. Влияние религиозного многообразия на национальную идентичность | 30 |
2.3. Вклад этносов в развитие Курской области | 31 |
2.3.1. Христианство: динамика численности, социальная активность и религиозная жизнь. | 31 |
2.3.2. Мусульманство: динамика численности, социальная активность и религиозная жизнь. | 34 |
Заключение | 39 |
Список информационных источников | 40 |
Приложение | 41 |
Введение
Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и свое место в нем, человек понял, что существует упорядоченное мироздание, подчиняющееся законам природы. Он осознал, что не в силах изменить эти законы или установить собственные. Лучшие умы всех времен стремились разгадать тайну и смысл жизни на Земле, найти ту высшую силу, которая проявляет свое присутствие в мире через связь между вещами и явлениями. Человек придумал тысячи имён для этой силы, но суть их одна – это Бог.
Мы находимся в начале третьего тысячелетия, и каждый из восьми миллиардов людей, населяющих нашу планету, верит во что-то. Одни верят в существование Бога, другие считают, что его нет. Именно поэтому религия играет одну из ключевых ролей в жизни человека, определяя его мировоззрение, этические и нравственные принципы, а также обычаи и нормы поведения.
Понятие религии (от латинского religo, что означает "связывать", "привязывать", "заплетать") подразумевает догматическую систему обрядов, которая отражает мировоззрение определенного сообщества людей. Религия проникает в глубину человеческой природы и становится формой ее самоутверждения. Она является результатом и причиной постоянной работы над собой, самоограничения в отношении всего, что препятствует полноценному проявлению личности.
Актуальность темы.
Актуальность моей темы заключается в растущей роли религии в современном обществе. Ее влияние ощущается не только в политике, но и в экономике и спорте. Нет района, где бы не было заметно присутствие церкви. И важно не только исповедовать определенную религию, но и иметь знания о ней. Возможно, религия может стать средством, способным привести народ к толерантности, и вывести его из агрессивности по отношению друг к другу.
На протяжении семидесятилетнего периода атеизма и преследования религии, наша страна потеряла веру и идеалы. Однако, сегодня мы наблюдаем возрождение интереса к религии. Вследствие трудного материального положения, многие люди обратились к вере в поисках утешения и надежды. Однако, не все из них глубоко понимают суть выбранной религии и ее вероучение. Поэтому, я считаю, что важно провести дополнительное исследование для более глубокого понимания влияния религии на политику, экономику и культуру нашей страны.
Целью данной работы является выявление роли религии как одного из основополагающих факторов, влияющих на различные сферы жизни народов нашего края.
Задачи и актуальность темы:
Объектом исследования данного исследования является взаимосвязь между религией и экономикой в Курской области.
Предметом исследования является изучение влияния религиозных ценностей на экономические показатели области на современном этапе развития.
Для достижения целей исследования будут использованы следующие методы и методики:
Гипотеза, которая будет проверена в ходе исследования, заключается в том, что религиозные ценности оказывают положительное воздействие на экономическое процветание и общее благополучие в регионе.
На защиту выносится презентация в формате Power Point и доклад, рассматривающие значимость религии в дифференциации человеческих культур.
В течение истории религия играла важную роль в различных регионах, оказывая влияние на жизнь общества и хозяйственную деятельность. Распространение религий и верований происходит в определенных географических областях, и они оказывают специфическое воздействие на социальную, политическую и хозяйственную сферы жизни людей, а также на их психологию, нравственное и правовое поведение.
Практическое применение: данный материал может быть использован на уроках географии при изучении раздела "География Курской области", что позволит студентам более глубоко и систематически освоить данную тему.
Тема влияния религии на экономические показатели региона на современном этапе является малоизученной и недостаточно раскрытой, однако ее значимость не вызывает сомнений. Современная экономическая система не рассматривает отдельные экономики в отрыве от их развития, а предполагает их объединение в единую экономику региона. В связи с этим вопрос влияния религии на процессы, происходящие в экономике отдельных районов, остается открытым, вызывая полемику и оставаясь высоко актуальным.
Прежде чем приступить к исследованию данной темы, важно определить понятия религии и экономики по отдельности. Также необходимо понять, как они взаимосвязаны и что подразумевается под влиянием религии на экономику.
Религия и экономика представляют собой две разные сферы общественной жизни. Религия – это особый способ восприятия мира, основанный на вере в сверхъестественное. Она включает в себя моральные нормы, поведенческие стандарты, ритуалы и организационные формы. Экономика, в свою очередь, описывает хозяйственную деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
На первый взгляд, религия и экономика кажутся не связанными между собой. Однако, их взаимодействие оказывает влияние на обе сферы. Религия может оказывать влияние на экономику через моральные установки и нормы, которые она пропагандирует. Например, религиозные убеждения могут повлиять на отношение к богатству и его распределению, на отношение к труду и предпринимательству. Религия также может способствовать формированию специфических экономических институтов и организаций, таких как благотворительные фонды или кооперативы.
С другой стороны, экономика может оказывать влияние на религию. Например, развитие экономической системы может влиять на социальное положение и благосостояние людей, что в свою очередь может отразиться на их религиозных убеждениях и практиках. Экономические факторы также могут способствовать развитию или упадку религиозных организаций.
Таким образом, религия и экономика, хотя и представляют собой разные сферы, взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние на общество. Понимание этого взаимодействия позволяет более глубоко исследовать и понять социальные процессы и их влияние на жизнь людей.
Существует множество исследований, которые исследуют взаимосвязь между религией и экономикой. Особенно интересно сравнение между различными регионами, которое показывает, что уровень религиозности граждан оказывает положительное влияние на экономическое развитие. Культурные различия и религиозные верования большинства населения являются причинами, определяющими успех или неуспех различных обществ. Многие экономисты и политологи рассматривают религию как один из факторов, влияющих на успех или неудачу общества. И все же, понятие "экономика" несет в себе идею о материальном благополучии.
Для предпринимателей - возможность получить финансовые ресурсы без необходимости вкладывать огромные физические усилия. Для обычных людей - обеспечение своей семьи и выживание до следующей зарплаты или пенсии. Для религиозных людей, включая христиан, это способ принять любой кризис и помолиться Богу за мир, благополучие и особенно терпение для своего народа. Для многих людей слово "экономика" также ассоциируется с богатством и бизнесом, через который это богатство можно достичь. В обществе существует распространенное мнение, что богатство является показателем успеха человека и его социального статуса.
Одновременно существует точка зрения, согласно которой богатство может развращать человека и лишать его духовности. Иисус Христос в своих учениях говорил о том, что богатому сложнее войти в Царство Небесное, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко. Церковные деятели толкуют эти слова как осуждение накопления богатства для роскоши, а не самого богатства. Богатство само по себе не является ни благом, ни злом, а скорее испытанием и ответственностью.
Для того чтобы не нарушать религиозную этику, не оскорбить духовные ценности других религий и не делать акцент только на христианстве, следует отметить тот факт, что многие религиозные общества устанавливают экономические отношения не только ради материальной выгоды и приобретения доходов, но и для достижения мира между народами разных вероисповеданий.
Различные религии, объединяясь в братстве, оказывают значительное влияние на экономическое развитие и процветание мирового хозяйства. Экономика, в переводе с греческого языка, означает "дом" или "хозяйство". Если в этом "доме" царит мир и согласие, то хозяйство будет процветать.
Я хотел бы привести пример из моей сельской местности, где я проживаю. Наше село является православным, но также многонациональным, и в нем проживают люди разных религий. Мы, следуя христианской этике, стараемся поддерживать добрые отношения с нашими собратьями разных вероисповеданий, будь то мусульмане или представители других религий. Мы многое можем узнать друг у друга и обмениваться опытом в бытовых вопросах.
Религия как мировоззрение играет важную роль в определении смысла жизни, ценностей, норм и идеалов. Она оказывает влияние на моральное поведение людей во всех сферах и способна объединять людей. Внутренний аспект религии всегда предполагает духовную жизнь человека, которая включает в себя внутренний труд над собой в соответствии с образом и подобием Творца. Духовная жизнь способствует росту духовности и преобразованию личности. Человек приобретает главную добродетель – любовь, а также обогащается духовными знаниями и мудростью. Это позволяет ему мыслить и действовать в соответствии с моральными принципами в любых обстоятельствах и сферах жизни, а также раскрыть весь свой потенциал во благо своих близких, общества и Родины.
Восстановление духовных ценностей и моральных норм, которые были приобретены христианством в течение многих веков, но сегодня утрачиваются, возможно только в условиях нравственной экономики. Мы глубоко убеждены, что нравственные вопросы всегда являлись первоочередными для нашего региона, особенно в периоды перемен, которые мы переживаем сегодня.
Курская область является частью Российской Федерации. Русь была названа святой, а ее народ - богоносцем, из-за религиозных ценностей, которые почти полностью утратились в наше время. История нашего государства показывает, что без внутреннего нравственного стержня, основанного на религиозных ценностях, крупномасштабные проекты, такие как модернизация экономики, несостоятельны.
Чем больше экономика будет соответствовать религиозным и духовным ценностям, способствующим благополучию и увеличению богатства, тем сильнее станет наша страна и в частности Российское государство.
Наибольший прирост индекса промышленного производства.
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 2,4 |
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 27,7 |
обработка древесины и производстве изделий из дерева | 22,0 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 19,4 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 14,9 |
производство мебели | 14,4 |
производство бумаги и бумажных изделий | 12,8 |
производство одежды | 12,3 |
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 8,1 |
Индекс производства пищевых продуктов за январь-июнь 2020 года составил 100,1 %. За анализируемый период возросло производство в натуральном выражении говядины, свинины, рыбных пресервов, соков овощных и овощефруктовых для детского питания, спредов, масла растительного, масла соевого, сыров, продуктов кисломолочных (кроме сметаны), продуктов молочных сгущенных, муки, воды минеральной.
Курская область расположена в центре Европейской части России, на Среднерусской возвышенности (высота до 275 м). (Приложение №1)
В области господствует умеренно континентальный климат, с теплым летом и относительно мягкой зимой. В течение года преобладает пасмурная погода, занимая 60% всех дней, а на ясную приходится только 20%. Годовое количество осадков составляет 500–600 мм в год. (Приложение №2)
Включает 28 административных районов, 10 городов, 23 посёлка городского типа и 480 сельских советов. Крупные города - Курск, Железногорск, Курчатов. Административный центр - Курск. Расположен в 536 км к юго-западу от Москвы, на берегах реки Сейм и её притока Тускарь. Население 442,3 тыс. чел. (Приложение №3)
Имеется пять городских округов и 28 муниципалитетов.
В экономике Курской области преобладает сельское хозяйство и добыча руды. Действует Курская АЭС. Обрабатываются 72% земель области. Преобладает выращивание зерновых, кормовых и технических культур. Выращивают крупный рогатый скот, птиц и свиней.
В Курской области развит как автодорожный, так и железнодорожный транспорт. Последний в большей степени завязан на территорию Украины.
Курская область – одна из самых населенных в России. В 2017-2018 году численность населения Курской области составила 1 миллион 116 000 чел. Средняя плотность населения равнялась 37 чел./м2. Доля городского населения – 68%.
Благоприятные климатические условия и близость торговых путей сыграли важную роль в заселении Курской области. Уже с древности на этих землях жили северяне, а важные торговые маршруты проходили по их землям. В начале своего существования большинство жителей вели кочевой образ жизни и часто перемещались. Однако в течение следующих двух столетий переход к земледелию привел к активному заселению области.
Кроме переселенцев из исконно русских территорий, в Курскую область начали активно въезжать литовцы, а на юге земли было много украинцев. Среди русского населения Курской области преобладали представители южнорусских групп, в то время как западные и среднерусские народности были менее распространены. (Приложение №4)
В период с 9-го по 12-й века земли области были частью Киевской Руси и являлись её восточным рубежом. Здесь строились многочисленные крепости и укрепления, предохраняющие от натиска кочевников, таких как хазары, печенеги и половцы. Однако в 13 веке эта территория подверглась нашествию монголов и сильно пострадала. В 14 веке она входила в состав Великого княжества Литовского, а в 16 веке стала частью Московского государства.
Первое летописное упоминание о Курске относится к 1095 году. С 16 века город стал важным для Московского государства на границах с Речью Посполитой и Диким полем. В 1779 году он стал центром Курского наместничества, а с 1797 года – Курской губернии. На территории, которая ранее была пустыней, возникла одна из крупнейших ярмарок в стране, которая в 1878 году была переведена в Курск. С конца 1860-х годов Курск стал узловой железнодорожной станцией, а к концу 19 века – крупным промышленным центром. С 1934 года он стал центром Курской области.
Курская битва, проходившая с 5 июля по 23 августа 1943 года на так называемой Курской дуге, играла решающую роль во время Великой Отечественной войны.
Территория Курского края расположена в центре русской равнины и обладает благоприятными природными условиями. Исследователям удалось обнаружить следы первобытного населения, которое заселяло эти земли не позднее 30 тысяч лет назад. В течение длительного времени край был осваиваем различными племенами, и на территории обнаружились древние городища. В VIII-IX веках юго-запад современной Курской области заселяли славянские племена северян, а север – вятичей. Территория вокруг реки Сейм, названная по ее имени, стала известна как Посеймье.
Из-за набегов кочевников на юго-восточные земли Курской области и на территории, лежащей за ее пределами, так называемом "диком поле", эти земли оставались незаселенными. Они находились между "диким полем" на юге, где господствовали кочевники, и лесной зоной на севере, где жили оседлые славянские племена. В начале XI века на юго-востоке от древнего города Курска уже существовала важная крепость, которая стала платить дань киевским князьям. Курское княжество, одно из уделов Черниговского княжества, было опустошено монголо-татарами в период с 1237 по 1239 годы и перестало существовать. После присоединения к Москве в начале XVI века Курская земля стала граничить с Русским государством, а активное заселение края началось во второй половине XVI века, когда были основаны города Белгород и Оскол (существуют исследования, подтверждающие, что Белгород был основан значительно раньше).
Крымские и астраханские татары проникали в пределы Московской Руси. Здесь, в конце XVI и начале XVII веков, были организованы сторожевые посты, восстановлена Курская крепость и построены укреплённые города. Предпринятые меры против набегов неприятелей с юга, строительство Белгородской укреплённой черты (линии) с 1636 по 1644 годы способствовали освоению южной окраины Московского государства.
Укреплённая линия защитила территорию области, что ускорило заселение Курского края. Естественно, что в укреплённых городах первоначально оседали служилые люди, которые обязаны были выполнять
«цареву службу». Однако есть основание утверждать, что уже во второй половине XVI века в верховья Сейма, Северского Донца, Корочи, Оскола, Тихой Сосны, Тима, Кшени и других рек, а также в лесные массивы, богатые разными промыслами, двинулись вольнозаимцы, преимущественно с запада: из Путивльских, Рыльских, Новгород-Северских и других соседних земель. Здесь соединялись два колонизационных потока населения: первый - главный, шёл с севера, из центральных областей Московского государства, второй - с запада, из Правобережной Украины. Состав переселенцев был самый разнообразный. Сюда направлялись, кроме служилых людей, которых правительство наделяло землей, чтобы удержать их в этом крае, представители привилегированных сословий - дворяне, боярские дети, которые получали огромные землевладения. Переселялись сюда ремесленники и беглые крестьяне. Некоторая часть сходцев попала в разряд так называемых однодворцев, другие образовали основную массу крепостных крестьян, третьи - занялись торговлей, ремеслом и т.д.
Немало было сведенцев (переселение по указам царя) и сходцев (добровольное переселение, беглецы, вольнозаимцы) из подмосковных уездов, из северо-западных земель (Смоленск, Брянск и т.д.) и других районов. Все они сначала оседали вокруг городов, а позже и поодаль: по рекам, урочищам, полянам. В XVII-XVIII веках в некоторых районах края, преимущественно в юго-западных, южных и юго-восточных (Глушковский, Кореневский, Суджанский и т.д.), начали оседать выходцы с Украины, особенно после воссоединения с Россией. В 1708 году Курские земли вошли в состав Киевской губернии. Одни украинцы бежали на вольные земли из- под гнета польских панов, другие - переселялись насильно монастырями, мануфактурами, русскими помещиками на правах "подданных малороссиян". В 1779 году было образовано Курское наместничество, а в 1797 году - Курская губерния. В середине XVIII века территория была заселена, и большая часть земель находилась в руках крупных землевладельцев, которые позже целыми деревнями переселяли сюда крестьян на новые земли из
различных мест Московского государства.
В настоящее время на 1 сентября 2023 года общая численность населения (постоянных жителей) Курской области составляет около 1 104
008. чел., которое проживает в 10 городах и 28 сельских административных районах (прил. 1-2). Это меньше на 194 тыс.чел. чем в 1995 г. По количеству жителей она опережает в Центрально-Чернозёмном экономическом районе (ЦЧР) лишь Тамбовскую область. Национальный состав жителей Курской области довольно однороден. Свыше 90 процентов населения составляют русские. Гораздо меньше в области украинцев – всего 1–2%. На третьем месте армяне. Представители остальных народностей присутствуют в очень малом количестве.
Численность населения в Курской области имела длительное время тенденцию к уменьшению. Динамика численности населения Курской области довольно негативна. До 1930 года наблюдался стойкий прирост численности населения, однако затем произошло быстрое падение числа жителей, которое продолжалось приблизительно до 1960 года. В максимуме численность составляла до 3 000 000 человек. К 1960 году их было уже только 1 500 000 чел, то есть в 2 раза меньше, чем в 1930. После 1960 численность населения снижалась медленными темпами и не постоянно. Так, в последние годы выраженная демографическая динамика в области отсутствует.
В 1991 году она сократилась по сравнению с 1979 годом почти на 60 тыс. чел. Убыль населения отмечалась также в соседних Воронежской и Тамбовской областях. Однако существенный его прирост наблюдался в Белгородской, а также Липецкой областях (в общей сложности более чем на 80 тыс. чел.).
Население области, уменьшавшееся до 1991 года, с 1992 года впервые за 27 лет стало расти. Однако, естественные потери его компенсировались лишь возросшим механическим приростом. В 2003 году число умерших жителей было больше числа родившихся более чем в 2,2 раза. В 2010 этот разрыв существенно уменьшился и составил величину, близкую к 1,6.
На численности населения региона сильно сказывались последствия Великой Отечественной войны. Оно значительно уменьшилось. В послевоенные годы усилился отток его трудоспособной части в другие районы на новостройки и освоение незанятых земель, что впоследствии вызвало сокращение естественного прироста. Большое влияние на его численность в современный период оказывает естественное движение населения, складывающееся под влиянием рождаемости и смертности. Процессы естественного воспроизводства населения области протекают в целом сложно: умирает почти в 2 раза больше, чем рождается. Естественный прирост населения сохранился только в г. Курчатове. Воспроизводство его суженное (число рождений на 1 женщину в течение жизни составляет менее 1,5 чел.) Средняя продолжительность жизни населения имела тенденцию к снижению. В последние годы она составляла около 66 лет, причём разница между мужчинами и женщинами увеличивалась в пользу последних. Женщины живут в среднем на 13 лет дольше мужчин.
Продолжительность жизни горожан выше. Демографические проблемы области связаны в основном с низкой рождаемостью, что приводит к повсеместному старению населения. Этот процесс начался уже с конца 60-х годов, когда удельный вес населения в возрасте старше 65 лет превысил 7%. Ныне он составляет около 17%. Доля жителей старше трудоспособного возраста превышает среднероссийскую. Детей в возрасте до 6 лет - 109 987 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 130 687 человек, молодежи от 18 до 29 лет - 132 067 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 475 137 человек, пожилых людей от 60 лет - 240 674 человека, а долгожителей Курской области старше 80 лет - 15 456 человек.
Состав населения имеет свои особенности.
Преобладающее женское и стареющее население не способствует стабилизации экономики. Забота о пенсионерах и материальное их обеспече- ние ложится на плечи работающих, с трудом обеспечивающих свою жизнь. Происходит изменение структуры хозяйства области в сторону приспособле- ния её к нуждам людей старше трудоспособного возраста - уменьшение доли детских садов, школьников и увеличение - больниц, домов престарелых и т.п. Шлейф радиоактивного загрязнения Чернобыльской катастрофы 1986 года, коснувшийся территории северо-западных районов области, в значительной степени ухудшил среду обитания человека в этих районах. Это ещё больше обостряет демографические проблемы.
Удельный вес повышается.
Пол | Доля |
Женщины | 54% |
мужчин | 46% |
По возрастному составу:
Возраст | Доля |
моложе трудоспособного возраста | около 16% (по РФ ок. 24%), |
трудоспособного возраста | более 59% (по РФ ок. 56%), |
старше трудоспособного возраста | более 24% (по РФ ок. 20%). |
На территории Курской области распространен русский язык, относящийся к восточно-славянской группе индоевропейской языковой семьи. Исторические особенности заселения края выработали на его территории своеобразный тип речи.
Говоры Курского края составляют часть южновеликорусского диалекта (наречия). Они служат подсобным источником для изучения местного края, жизни и быта населения. На территории края сосредоточены разные говоры с южновеликорусской или украинской речевой основой.
В ходе исследования я постарался ответить на вопросы:
Как соотносятся между собой национальный состав и религиозная принадлежность населения Курской области?
Чем это можно объяснить?
Какое значение для экономической жизни Курской области имеет национальный состав населения?
Курская область, расположенная в западной части Центральной России, является местом проживания многонационального народа. Здесь можно встретить представителей различных национальностей, которые вносят свой вклад в культурное и историческое богатство региона. В Курской области проживают различные народы, включая многочисленные исторические и этнические группы.
Этим объясняется уникальность региона по религиозному составу населения. В области проживают не только представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. Все граждане края, вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции.
Согласно последним данным, в Курской области проживают представители более 40 национальностей. Среди них преобладают русские, которые составляют около 90 процентов населения области. Однако, помимо русских, здесь также проживают народы, такие как украинцы, белорусы, татары, немцы и другие.
2.1.1.Национальный состав населения Курской области.
В курской области можно встретить представителей таких народов, как армяне, грузины, таджики, казахи, турки, ингуши, лезгины, цыгане и другие. Несмотря на то, что число представителей данных национальностей может быть небольшим по сравнению с русским населением, каждый из этих народов вносит свой вклад в культурное разнообразие области.
Второй по численности национальностью после русских в курской области являются украинцы. Они составляют около 5 процентов населения региона. Также в значительном соотношении проживают белорусы, чуваши, татары и немцы. Каждая из этих национальностей имеет свои традиции, обычаи и язык, которые передаются из поколения в поколение.
Курская область является многонациональным регионом, хотя подавляющее большинство жителей относит себя к русскому народу. Национальный состав населения Курской области, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом:
Национальный состав | Численность в % |
Русские | 96.48% |
Украинцы | 1.27% |
Другие национальности (менее 0,5% каждая) | 2.25%. |
На 1 марта 2022 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) Курской области составляет 1 104 008 человек.
По итогам Всероссийской переписи населения, на территории Курской области в 2020 году проживало 1 миллион 082 тысяч 458 человек. (Приложение №5)
Среди них - представители 142 национальностей и народностей.
По данным Росстата, русские составляют большую часть от общей численности населения области. (Приложение №6)
Есть наиболее многочисленные диаспоры. (Приложение №7)
Проживают в Курском районе, в котором, однако, и доля русского населения выше, чем в целом по области.
Среди национальностей, населяющих Курскую область, можно выделить этнические группы. (Приложение №8)
Вместе с русским населением в области живут также представители различных народностей. (Приложение №9)
В западных и южных районах, в основном в приграничных с Украиной деревнях, проживают украинцы (2%). Приграничное положение территории определяет особенности языка. Смесь русских и украинских черт способствовала образованию своеобразного языка - суржика, что находит отражение даже в распространенной здесь фамилии Суржиковых. Украинская диаспора самая многочисленная. Остальную часть населения составляют белорусы (0,3%), евреи (0,2%), цыгане (0,2%), татары и другие народности.
Курская область характеризуется разнообразным этноконфессиональным составом населения, который в значительной степени определяется миграционными процессами. В некоторых районах области можно выделить наиболее многочисленные национальные группы. Например, в Кореневском районе проживает самое большое количество молдаван - их доля составляет 6,4 человека на тысячу населения. В Обоянском районе, напротив, высокая доля цыган - 15,5 человек на тысячу населения. Русское население также преобладает в этих районах, превышая средний показатель по области (938 человек на тысячу населения). Следует отметить, что город Курск отличается от остальных районов области по этноконфессиональному составу населения. Согласно данным переписи, в городе проживает 880 человек русской национальности на тысячу населения, что является самым низким показателем в области. Однако стоит отметить, что влияние миграции существенно влияет на этноконфессиональный состав населения в регионе. В Курскую область чаще всего приезжают граждане из Украины, Узбекистана, Армении и Молдовы. Количество иностранных студентов, обучающихся в университетах города Курска, также значительное - свыше 3,2 тысячи студентов из 54 стран. Важно отметить, что количество украинцев, приезжающих в регион, значительно возросло за последние два года и превышает количество граждан других стран. Более 6 тысяч из 10 тысяч иностранных граждан, проживающих постоянно в регионе, являются украинцами. Курская область занимает 6-7 место среди 16 областей Центрального федерального округа по количеству мигрантов. Интересно отметить, что в регионе часто приезжают студенты, и в этом показателе область занимает второе место в ЦФО. В прошлом году более 3000 студентов из 30 стран мира приехали в Курскую область, преимущественно из Южной Америки, Африки, Украины и Туркменистана. (Приложение №10)
В Курской области также регистрируется значительное количество мигрантов по программе добровольного переселения соотечественников. Всего было принято и восстановлено в гражданстве РФ около 4,3 тысяч человек, из которых 80% являются участниками государственных программ и членами их семей. Общее количество прибывших в регион в рамках программы составляет 7 тысяч человек, из которых 85% - украинцы.
Примерно 3,5 тысячи иностранных граждан обратились за получением патента для осуществления трудовой деятельности, что позволило пополнить областную казну на сумму более 60,5 млн рублей. Разрешение на работу в основном получают выходцы из Вьетнама и КНДР.
Граждане стран-участниц Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) имеют право работать на территории России без разрешения.
Поток беженцев также не прекращается, в прошлом году поступило более 4 тысяч заявлений о временном убежище, при этом 99% заявлений пришло от граждан Украины. Всего 8 заявлений поступили от граждан Сирии и по одному от граждан Узбекистана и Палестины. Среди заявителей также есть 1056 несовершеннолетних детей.
Наибольшее количество граждан Украины, имеющих временное убежище, проживает в Курске (2756 человек) и в Железногорском районе (896 человек).
Согласно данным Курскстата, в 2022 году в Курскую область прибыло 23 549 человек, что на 17,1% меньше, чем в 2021 году. Число выбывших мигрантов сравнительно выросло на 23,2% и составило 24 537 человек. Миграционный отток населения Курской области за январь-декабрь 2022 года составил 988 человек.
Миграционная ситуация в регионе в 2000-х годах характеризуется относительной стабилизацией. С 2002 года миграционная убыль снизилась почти в 4 раза, при этом пропорции между числом прибывших и выбывших оставались практически неизменными. Внутрирегиональные миграции в основном направлены от села к городу. Близость крупных центров привлекательного трудового рынка (Белгородская область, Липецкая область, Московская городская агломерация) является важным фактором внешних миграций.
Одна из самых многочисленных национальностей Курского региона - цыгане, которые занимают третье место по численности после армян и украинцев. По официальным данным переписи населения, в регионе проживает 2181 цыган (0,19%), однако эта цифра, вероятно, занижена.
Точное время появления кочевого народа в Курском регионе назвать нельзя, но, по данным составителей «Военно-статистического обозрения… Курская губерния за 1850 годы», цыгане оказались в курских местах не раньше XV века, после победы над татарским игом. В «обозрении» о цыганах говорится также следующее: "Они должны происходить от цыган или египтян (); ибо иные думают, что они суть пришельцы в Европу из Татарии и Скифии (); другие, что они по происхождению персияне, и еще в древности должны были оставить свое отечество, в котором недоставало тогда земли для их пропитания; наконец, многие полагают еще, что они потомки десяти еврейских племен, уведенных в плен Салманассаром, царем Ассирийским…" По данным ученых, цыгане оказались на курской земле одновременно с малороссами (украинцами) и часто им подражали, перенимая у украинцев манеру одеваться, религиозные обычаи и быт. Считается, что в середине XIX века в Курской губернии проживало 1076 цыган, что делало этот народ самым крупным неславянским этносом региона. Цыгане были артистами, музыкантами, коновалами, а также занимались перепродажей различных вещей. Больше всего цыган проживало в Обоянском, Суджанском, Курском, Белгородском, Путивльском, Корочанском, Старо-Оскольском и Грайворонском уездах. Важно учесть, что в то время значительная часть цыган не перешла к оседлому образу жизни, предпочитая кочевать.
С кочевой жизнью народа пытались бороться власти Курской губернии, записывая цыган в мещанское сословие. Так, в Обояни к мещанам было приписано около сотни цыган. Но местные мещане не хотели видеть представителей цыганского народа в своей сословной группе – в мае 1840 года мещанское общество Обояни решило выселить цыган из города. Причина такой нетерпимости обоянцев неизвестна. Цыгане решили искать новое место жительства, почему-то ими была выбрана Тюмень. Но в 1841 году выходцы из Обояни были задержаны в Перми. В полиции они заявили, что сами решили покинуть курскую землю из-за слишком высокой цены на хлеб. Пермские власти пошли на встречу цыганам, поселив их на местных казенных землях. Однако табор решил не останавливаться в Пермском крае и покинул регион без предупреждения.
В российской империи существовала проблема ущемления национальных меньшинств. К цыганскому народу особенно относились нетерпимо, не пуская их даже в города и губернские центры. Однако, таборы цыган, которые кочевали в районе Курска, нашли уединенное место для проживания за пределами города, на живописном холме. Это место получило название "Цыганский Бугор", которое сохранилось до наших дней. Со временем, цыгане отказались от кочевой жизни и расселились по окрестностям Цыганского Бугра. Интересно отметить, что на протяжении истории в Курске существовали улицы с названиями, связанными с цыганской культурой, такие как "Улица Цыганская на Ямах" и "Цыганский Тупик".
В настоящее время в области проживает около 2,2 тысячи цыган, предпочитающих Обоянский район. Это район с наибольшей долей цыган в общей численности населения - здесь приходится 15,5 человека на тысячу. Остальные национальности также присутствуют в области, но уже в меньшей степени. Белорусы и азербайджанцы насчитывают около 1,7 тысячи человек, татары - 1,2 тысячи, турки - 1,2 тысячи и молдаване - 1,1 тысячи.
Национальность | Численность | Примечание |
Русские | Большинство | Основная национальность |
Украинцы | Значительное количество | В основном проживают в границах приграничных районов |
Белорусы | Небольшое количество | Часто представлены в районах, граничащих с Белоруссией |
Армяне | Несколько тысяч | Активно участвуют в жизни городов и деревень области |
Татары | Несколько тысяч | Представлены преимущественно в городах области |
Казахи | Несколько сотен | Проживают в небольших населенных пунктах области |
Таким образом, Курская область является местом многокультурного сосуществования различных народностей, каждая из которых вносит свой вклад в развитие и богатство области.
2.1.2.Религиозный состав населения Курской области
Согласно данным всероссийской переписи населения, на территории Курской области проживают представители более 100 национальностей. Однако, русские составляют 96% от общей численности населения. Несмотря на это, в регионе зарегистрировано 12 национальных общественных организаций, среди которых наиболее крупными являются армянская, украинская, азербайджанская и еврейская диаспоры.
Строки «национальность» нет ни в одном из официальных документов гражданина Российской Федерации, поэтому единственный способ отследить этот показатель - это провести перепись населения. Согласно законодательству, национальная принадлежность записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых.
Наиболее распространенными религиями в Курской области являются православие и ислам. Православие считается традиционной религией курского народа и является наиболее распространенной. Ислам занимает второе место по численности и преимущественно исповедуется представителями тюркских и кавказских народов.
Также на территории Курской области проживают представители русской православной церкви, древлеправославной (старообрядческой) церкви, украинской православной церкви и истинно-православной церкви, римско-католической церкви, протестантов (евангельские христиане- баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и пр.), иудаистов, свидетелей иеговы, мусульман, буддистов и последователей Международного Общества Сознания Кришны.Большинство верующих – православные.
Если говорить о конфессиональной принадлежности населения Курской области, то в процентном соотношении к общей его численности:
Вероисповедование | % |
православные | 90% |
мусульмане | 0, 6% |
евангельские христиане-баптисты | 0, 4% |
старообрядцы | 0, 3% |
пятидесятники | 0, 2% |
свидетели Иеговы | 0, 16% |
адвентисты седьмого дня | 0, 12% |
иудеи | 0, 07% |
католики | 0, 03% |
Остальные конфессии насчитывают не более 100 последователей.
Приведенные данные показывают, что православие занимает ведущую позицию в регионе (наблюдается отражение общероссийской конфессиональной картины, или, даже можно сказать, карты), а из религий меньшинств на первом месте стоит ислам. Таким образом, рассмотрение взаимоотношений, взаимовлияния приверженцев данных религий (православия и ислама), а также представителей их национального состава представляет особый интерес. Тем более что есть уникальная возможность исследовать данный вопрос на территории Тимского района Курской области, где компактно проживают турки-месхетинцы, принесшие на русскую почву свою культуру, религию, национальные традиции.
Население Курской области относится к людям другой национальности "нейтрально" или "дружелюбно". Конфликты на межэтнической почве возникают редко. Представители разных национальностей и вероисповедания принимают активное участие в праздниках и мероприятиях, проходящих в Курской области. В частности, в праздновании 70-летия победы в Великой Отечественной войне, в миротворческих форумах, в марше мира, в международном съезде "Содружество православной молодежи", в рождественских и пасхальных мероприятиях, в закладке скверов, аллей.
На базе областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева работает клуб "Глобус", содействующий расширению диалога различных культур, этнических и религиозных сообществ. При курском отделении Российского фонда мира действует областной совет национальностей, объединяющий руководителей крупнейших национальных и религиозных конфессий. Большая работа по профилактике межэтнических конфликтов проводится в учебных заведениях области.
Любопытны данные о национальном составе рассматриваемых конфессиональных групп. В православной группе, естественно, преобладают русские (88,8%), но есть в ней и представители народов мусульманской культуры (около 1%); соответственно в мусульманской группе представлены и русские (2%), при преобладании представителей народов мусульманской культуры (94%). Такое "нестандартное" и неординарное сочетание национальной и конфессиональной принадлежности - очевидно, следствие тесного соприкосновения православных и мусульманских народов в пределах единого российского государства, низкого уровня конфликтности между ними, смешанных браков, а также, вероятно, результат советской атеистической политики.
После исчезновения СССР в Курской области изменился как национальный, так и конфессиональный ее состав, что было обусловлено следующими факторами: во-первых, естественным движением населения; во- вторых, внешней миграцией, сложившейся под влиянием распада СССР; в- третьих, процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других миксационных явлений.
В начале 1990-х годов Россия сделала переломный шаг в сторону построения демократического государства. Однако этот курс был сопряжен с множеством трудностей. В стране произошли коренные политические преобразования, но отсутствие демократических традиций оказалось критически важным фактором. Экономический и духовный кризис также стали тяжелым испытанием для российского общества в то время.
Изменения, произошедшие в период перестройки, сказались негативно на уровне благосостояния и духовного развития населения. В начале 1990-х годов традиционные духовные ценности все больше вытеснялись чуждыми российскому менталитету, а поиск культматериального благосостояния стал приоритетом. Это привело к снижению значимости духовной жизни и росту материального эгоизма.
Однако кризисная ситуация в обществе стимулировала поиски "духовно-нравственного иммунитета". После периода ограничения православной культуры в прошлом в комплекте с государственной политикой СССР, начался процесс религиозного возрождения. В этот период произошли изменения в характере религиозности, появилась категория молодых верующих, чья религиозность стала осознанной и отстаиваемой мировоззренческой позицией.
Таким образом, в эпоху начала 1990-х годов Россия встала перед значительными вызовами в построении демократического государства. Тем не менее, реформы в политической и социально-экономической сферах, а также появление нового поколения верующих, проявившего осознанную мировоззренческую позицию, сыграли важную роль в развитии общества и его духовной жизни.
В Курске существует несколько религий, что стало результатом проведенного мной небольшого расследования (приложение №11). На данный момент в области зарегистрировано 335 религиозных организаций и 16 конфессий, причем 80 процентов из них относятся к православной вере. Из 286 приходов православной церкви в области большинство являются частью Русской православной церкви.
Однако, помимо официально зарегистрированных организаций, в Курской области также существуют объединения, которые действуют неофициально. В основном они появились в начале 90-х годов, в период так называемого религиозного ренессанса. Важно отметить, что в нашем регионе нет значительных конфликтов на религиозной почве.
На март 2021 года в области зарегистрировано уже 356 религиозных организаций, в том числе 308 относятся к православной вере, которые входят в состав Курской митрополии Русской православной церкви (образована в 2012 году). Курская митрополия включает в себя три епархии: Курскую, Железногорскую и Щигровскую. В области также насчитывается 7 монастырей, включая Курскую коренную пустынь, Рыльский свято- Николаевский мужской монастырь (в Рыльске; известен с начала 16 века, закрыт в 1926 году, возобновлен в 1991 году) и Курский Знаменский мужской монастырь (основан в 1613 году, закрыт в 1924 году, возобновлен в 1992 году). Среди монастырей также значится Курский свято-Троицкий женский монастырь (упоминается в 1623 году, закрыт в 1923 году, действовал в 1942-1950 годах, возобновлен в 1994 году).
Кроме православных, в области также зарегистрированы 26 организаций различных протестантских деноминаций, включая пятидесятников, баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеран, христиан веры евангельской и других. Также проживают старообрядцы (11 организаций), мусульмане (3 организации), представители православной кафолической церкви (2 организации), Украинская православная церковь Киевского патриархата, католики, новоапостольская церковь, иудаисты, буддисты, а также Международное общество сознания Кришны.
Мои поиски мусульманских мечетей не увенчались успехом. Официальной мечети мусульман в Курской области нет. Вместо это есть молельные комнаты, которые местные мусульмане называют мечетями (приложение №12).
Многообразие религиозных верований в Курской области можно объяснить историческими, географическими и культурными факторами. В течение веков эта область была свидетелем миграции различных этнических групп и народов, каждый из которых вносил свои религиозные представления и верования. В результате Курская область стала местом сосуществования различных конфессий и верований.
Религиозное многообразие имеет глубокое влияние на национальную идентичность населения Курской области. Оно помогает формированию и поддержанию культурной, исторической и социальной связи между различными этническими группами и народами. Религия тесно связана с национальной идентичностью и является одной из важных составляющих культурного наследия многонационального населения края.
Религиозное многообразие предоставляет возможность для интеракции и социальной интеграции различных национальных и религиозных групп. Люди из разных вероисповеданий могут сотрудничать и заниматься совместными делами, что способствует развитию толерантности, взаимопонимания и уважения друг к другу. Кроме того, религиозное многообразие также позволяет разным группам сохранять свою уникальность и особенности, создавая многообразие культурных выражений.
Религиозное многообразие также играет важную роль в формировании политической стабильности и социальной гармонии в регионе. Необходимо стремиться к соблюдению принципов свободы вероисповедания и недопущению дискриминации на основе религиозных убеждений. Поддерживать диалог между различными религиозными общинами и способствовать распространению ценностей межконфессионального мира и сотрудничества.
Таким образом, Курская область является местом многокультурного сосуществования различных народностей, каждая из которых вносит свой вклад в развитие и богатство области. Курская область гордится своим многообразием культур и народов. Благодаря сосуществованию различных этнических групп здесь можно познакомиться с разнообразием обычаев, еде, музыке и искусстве. Эти народы обогащают область своей уникальной культурой и являются важной частью ее идентичности. (Приложение №13)
Каждая национальность вносит свой вклад в культурное и социальное разнообразие области, создавая богатую и интересную мозаику народов и традиций. Каждое из этих сообществ имеет свою богатую историю и неповторимые традиции, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение. (Приложение №14)
В курской области проживает множество различных этнических групп, среди которых крупнейшее место занимает русский народ, составляющий основную часть населения региона. Русские являются самым многочисленным этническим народом, проживающим уже многие поколения в данном регионе. Их влияние ощущается в различных сферах жизни, включая культуру, традиции и язык, которые сильно влияют на жизнь всего региона.
Русские проживают во многих районах области, включая город Курск и его окрестности. Они активно участвуют в экономической, культурной и образовательной сферах, оказывая значительное влияние на социальное и политическое развитие региона.
Большую роль в культурном наследии русских играют народные ремесла, такие как вышивка, роспись дерева, резьба по кости и пластике. Эти ремесла передаются из поколения в поколение, способствуя сохранению уникальных традиций и техник.
Курская область также является родиной множества других этнических групп, таких как белорусы, армяне, татары и екатериновские казаки. Проживание всех этих народов на одной территории способствует формированию многонационального характера региона и созданию богатого культурного наследия.
Особое влияние на культуру Курской области оказывает украинская культура, так как регион исторически соседствует с Украиной. Украинцы, также являющиеся значительной частью населения области, вносят свой вклад в разнообразие культур и традиций региона. Влияние украинской культуры проявляется в русском языке, традициях и обычаях, создавая близость и сопричастность к украинской культуре.
Белорусы также составляют значительную часть населения Курской области и вносят свой вклад в развитие культуры, искусства и экономики региона. Они активно участвуют в общественной жизни и сохраняют свои национальные традиции и обычаи.
Кроме русско-украинско-белорусского многонационального состава, в Курской области также проживают татары, являющиеся тюркской народностью. Они сохраняют свою культуру, традиции и обычаи, активно изучая свой язык. Хотя численность татар в области не так велика по сравнению с другими национальностями, их присутствие все же оказывает влияние на общество и культуру региона.
Многонациональное общество Курской области создает толерантную и дружественную атмосферу, а также способствует культурному обмену между представителями различных национальностей. Этот обмен позволяет сохранять и популяризировать уникальные традиции, языки и культуру каждой национальности, объединяя многообразие народов, проживающих на этой территории.
Первые упоминания о татарах в Курской области относятся к XVIII веку. В это время на территории области были основаны Екатериновские и Калужские татарские села, где татары основали свои общины. Культура сформировалась под влиянием различных национальностей. В татарской культуре сосуществуют элементы русской, армянской, брянской, украинской, белорусской и смоленской культур.
Татары славятся своим гостеприимством и традиционными праздниками. Татарское население оказывает значительное влияние на различные сферы жизни Курской области: (приложение №15).
Мордва — один из народов, проживающих на территории Курской области. Мордвацкое население состоит из разных этнических групп и представляет собой многонациональную смесь культур и обычаев.
Мордвины живут в гармонии друг с другом, сохраняя и передавая свои национальные традиции и обычаи следующим поколениям. Одна из самых многонациональных общин, проживающих в Курской области. Благодаря этому, на их территории можно наблюдать многообразие культур и традиций, что делает их общество уникальным и интересным для изучения.
Благодаря многонациональности, область богата культурными традициями и предлагает разнообразные языки, кухню и национальные праздники (приложение №16).
Современная мусульманская община Курской области является малочисленной. По доле мусульман среди населения область занимает предпоследнее место в Центральном федеральном округе. Согласно данным Всероссийской переписи 2020 года, в Курской области проживало 678 тысяч татар (7-е место по численности среди всех этносов) и 1364 тысячи азербайджанцев. В межпереписной период число представителей этих этносов возросло, как свидетельствуют данные Всероссийской переписи 2020 года. Самым многочисленным мусульманским этносом являются азербайджанцы. Увеличение их численности составило почти 90%, и они являются наиболее крупной группой мусульман в регионе - 1364 тысячи человек (0,16% от всего населения). Прирост численности был способствован преимущественно миграции населения из геокчайского, масаллинского и джалилабадского районов Азербайджана. Небольшое число местных азербайджанцев происходит из Армении. Соотношение суннитов и шиитов среди азербайджанцев Курской области примерно равнозначно. Ранее в области была зарегистрирована национальная община, которая позже распалась. Общественная активность курских азербайджанцев достаточно низкая, также небольшая степень их социализации. Они заняты в таких отраслях экономики, как торговля и строительство. Для азербайджанцев, постоянно проживающих в Курской области, характерны эндогамные и экзогамные браки, а трудовая миграция преимущественно мужская. Места компактного расселения в области не обнаружены. (Приложение №17)
Второе место по численности среди мусульманских этносов, согласно материалам Всероссийской переписи 2020 года, занимают татары. Прирост численности в значительной степени произошел за счет миграции из Татарстана и Узбекистана, а в меньшей степени – из Таджикистана и Башкортостана. Как было отмечено ранее, основу татарской общины советского времени составляли нижегородские татары, преимущественно выходцы из села Ендовищи Краснооктябрьского района. Об их преобладании говорят как респонденты, так и надгробия на мусульманском кладбище, где примерно на половине могил указано село происхождения умерших.
Длительное проживание татар в регионе, высокий уровень образования у недавних мигрантов и хорошее владение русским языком способствовали их успешной социализации. Социальный статус татар и башкир разнообразен, среди них есть представители интеллигенции, предприниматели, рабочие. Национальные организации отсутствуют, общественная активность поддерживается на среднем уровне.
Половозрастная структура в целом соответствует общим параметрам, характерным для татарского населения по всей России. Браки как эндогамные, так и экзогамные. Компактное расселение в настоящее время практически отсутствует. Татары преимущественно проживают в городской среде, хотя некоторые из них живут в сельской местности, например, в Рыльском районе.
Третьим мусульманским этносом Курской области являются турки- месхетинцы. По данным на 2020 год, их число составляло 277 тысяч человек. Практически все они были записаны как турки, за исключением небольшого числа турков-месхетинцев. Несмотря на то, что все они являются месхетинцами, подавляющее большинство предпочитает идентифицировать себя как турков. В области нет турков из Турецкой Республики. Турки- месхетинцы были переселены сюда в 1989 году из Узбекистана после известных ферганских событий. Как и в других регионах, в Курской области они проживают в основном в сельской местности, в Фатежском, Медвенском и Золотухинском районах. Их основное занятие - земледелие (огородничество), а также в некоторой степени скотоводство. В области нет общественных организаций, выражающих их интересы.
Основная часть этнической группы турков-месхетинцев проживает семьями, их половозрастная структура не имеет явных диспропорций. Они склонны к эндогамным бракам, где невеста обычно моложе жениха на примерно 5 лет. Общественная активность в целом невысокая и редко выходит за пределы этнической общины. Турки-месхетинцы поддерживают ограниченные связи с другими этническими мусульманскими общинами, предпочитая собственные моноэтничные религиозные группы. В течение нескольких лет в поселке Тиму, в совхозе "Бартеневский" Фатежского района, служил мулла Шавкат Мамедов, получивший религиозное образование, который регулярно проводил джума-намазы. В настоящее время он выехал в Турцию вместе с несколькими другими семьями.
В Курской области проживает около 1,9 тысячи выходцев из Дагестана. Среди них лезгины (0,3 тысячи), аварцы, табасаранцы и кумыки (по 0,2 тысячи), а также даргинцы, лакцы, агулы, рутульцы, ногайцы и цахуры. Как и в большинстве других регионов Центральной России, преобладают народы южного Дагестана. Род занятий и распределение по территории области у представителей дагестанской общины несколько отличаются. В Рыльском районе преобладают фермерские хозяйства, представители дагестанской общины занимаются земледелием и скотоводством. Например, в селе Кострова Рыльского района компактно расселены кумыки. Большое количество кумыков также проживает в Железногорске, а табасаранцы - в Золотухинском районе. В Суджанском районе можно встретить различные этнические группы дагестанцев. По оценкам межрегионального отделения миграционной службы Курска, только в этом районе в настоящее время проживают почти 0,2 тысячи мусульман разных национальностей. Лезгины рассеяны по всей территории области, особенно много их в Курске.
Социальный статус членов дагестанской общины в области неоднороден. В последние годы среди курских дагестанцев преобладает городское население. Наиболее успешно адаптировались в принимающем обществе лезгины. В свое время предпринималась попытка создания организации, объединяющей выходцев из Дагестана.
По данным на 2020 год, в Курске и других районах области проживало около 0,9 тысячи выходцев из Центральной Азии. В основном, они представлены узбеками (0,6 тысячи), таджиками и казахами. Количество узбеков сопоставимо с данными переписи, но было замечено увеличение числа временных мигрантов – примерно 1,5 тысячи человек. Также отмечается различие в численности постоянно проживающих и временно пребывающих таджиков, которая разнится в два раза.
Основными сферами занятости среднеазиатского населения Курской области являются строительство и торговля. Однако, стоит отметить, что среднеазиатская община представлена в основном мужчинами трудоспособного возраста. Замужества между представителями этой общины и русскими женщинами могут иметь форму экзогамных (муж из Центральной Азии, жена – русская) и эндогамных браков, когда жена привозится из исторической родины после достижения устойчивого материального положения.
Отмечается низкая степень религиозности среди представителей среднеазиатской общины в Курской области, что нехарактерно для данной группы людей. Одна из возможных причин – это отсутствие контакта и взаимодействия между среднеазиатскими мигрантами и мусульманской общиной Кавказа (в частности, кавказско-татарской мусульманской общиной Курской области). Внутри среднеазиатской общины формируются моноэтничные религиозные группы, основываясь на месте работы или проживания, при отсутствии общественной организации.
Относительно крупной группой мусульман в Курской области являются вайнахи (0,8 тысячи человек в 2020 году). В последнее время отмечается существенный прирост численности ингушей, проживающих в городах области, хотя в их числе также есть и сельское население. Распределение городского и сельского населения у чеченцев примерно 1:1. Вайнахи в основном заняты в строительстве и сельском хозяйстве, а также среди них есть и госслужащие.
Выходцы из Северо-Западного Кавказа немногочисленны в Курской области и составляют всего лишь 0,3 тысячи человек.
Мусульмане из стран дальнего зарубежья присутствуют в Курске, включая арабов (около 0,2 тысячи человек), пуштунов и иранцев. Большинство из них - иностранные студенты, которые обучаются в различных университетах Курска, включая медицинский институт. Также в регионе находятся бывшие студенты, оставшиеся после окончания обучения в России. В этой группе мусульман характерны экзогамные браки.
В середине-конце 1990-х годов была открыта молельная комната (мусалла) для мусульман в общежитии медицинского института. В области также есть небольшое число новообращенных мусульман, преимущественно женщин, вышедших замуж за мужчин, исповедующих ислам.
Общая численность этнических мусульман в Курской области в 2020 году составляла около 8,5 тысячи человек, что составляет приблизительно 0,8% от общего населения региона. Основное число мусульман постоянно проживает в области и составляет около 15-16 тысяч человек. Кроме того, значительное число мусульман составляют трудовые мигранты, что увеличивает общую численность мусульман до почти 20 тысяч человек. Есть тенденции к их оседанию в Курске. Рост числа мусульман наблюдается на фоне общего сокращения населения региона (на 100,3 тысячи человек или 0,5% по сравнению с уровнем 2002 года). Следует отметить, что мусульмане занимают в экономике области ниши, где практически нет представителей русского населения.
Религия играет важную роль в мировой экономике. Государственное регулирование религией и церковью отрицательно влияет на темпы роста экономики. Однако, при религиозном плюрализме экономика развивается быстрее. Религиозное многообразие в курской области является неотъемлемой частью её культурного и национального наследия. Оно способствует формированию национальной идентичности, обогащает культурное наследие региона и способствует толерантности и гармонии в обществе. Курская область известна своим многообразием национальностей, которые проживают и вносят свой вклад в местную культуру и развитие. Общество области представлено представителями различных этнических групп, которые сохранили свои традиции, языки и обычаи на протяжении многих поколений. Курская область является прекрасным примером гармонии и взаимодействия разных национальностей, которые сосуществуют в ней мирно и творчески. Курская область отличается многообразием национальностей, проживающих на её территории. Сосуществование различных народов способствует обмену опытом и взаимопониманию между людьми разных культур. Курская область предлагает уникальную смесь культурных традиций разных национальностей, что делает её уникальным местом сосуществования различных этнических групп. Таким образом, религия играет важную роль не только в экономике, но и в жизни общества, искусстве, архитектуре, культуре и политике.
Список информационных источников
Приложение №5
По данным всероссийской переписи 2020 г
Религии Курской области Приложение № 11
религия | Нация | доля | Тыс. чел | Праздники | Как отмечают | Храмы |
Православие | русский | 70% | 280 тысяч | Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января) и Пасха (первое воскресенье после весеннего полнолуния), | сопровождая их традиционными обрядами и походом в церковь. | Знаменский собор на Красной площади, Сергиево-Казанский собор на улице Горького, 27 и храм Всех Святых на улице Энгельса. |
Католицизм | являются студенты-иностранцы. | 350 человек | Рождество Христово (25 декабря), День Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря) и Пасха (первое воскресенье после весеннего полнолуния). | сопровождая их традиционными обрядами и походом в церковь. | костел Успения Девы Марии на улице Марата — принадлежит католикам. | |
Протестантизм | адвентистов 7-го дня, и пятидесятников, и евангельских христиан, и баптистов. | 80 тыс. верующих курян-протестантов | еженедельный воскресный день, Рождество (25 декабря), Пасху (первое воскресенье после весеннего полнолуния) и др. | Самые крупные из них: церковь «Благодать» евангелистских христиан (ул. Асеева, 31/12), христианская церковь «Ковчег» и церковь Веры евангельской (пятидесятников) «Исход» (ул. Обоянская, 46). | ||
Иудаизм | Евреи | ,5 тысячи ортодоксальных евреев, проповедующих иудаизм | Хануку, Шаббад и Песах (все эти празднества проходят по еврейскому календарю) | Иудеи очень пышно и весело отмечают свои праздники, | Синагоги как таковой у евреев нет, но в Курске существует еврейская община, где рады всем приверженцам иудаизма. Находится она по ул. Ольшанского, 28. | |
Общество сознания Кришны | являются студенты-иностранцы. | немногочисленная религиозная организация100 человек | Самые известные праздники «религии Харе Кришна» — Холи, Пурнима и Рама Навами. | Верующие в Кришну всегда рады гостям: они не только покажут свои традиционные танцы, но и веганской едой накормят! | Одним из самых атмосферных молильных домов города можно считать Центр ведической культуры на ул. 6-й Восточной, 21. | |
Буддизм | скрытная группа верующих, о которой неизвестно почти ничего, в том числе и количество прихожан. | Самые известные праздники — Праздник зуба Будды, Катхина, Сонгкран. | Единственный в городе Буддийский центр Алмазного пути школы Карма Кагью. | |||
Ислам | Представители разных диаспор | Представителей ислама в Курске достаточно много | Большие мусульманские праздники, такие как Рамадан, Курбан-байрам и Ураза-байрам, | отмечаются без пышных гуляний. | ни храма, ни молельного дома у них нет. направлял обращение главе города с просьбой о постройке в городе мечети. |
Приложение №12
Результаты моего поиска
Левобережная мечеть
Курск, Кузбасская, 1
Телефон: (3519) 28-45-98
Махалля-мечеть №1, с. Агаповка
Курск, Октябрьская, 54
Телефон: 8-951-243-35-06
Мечеть, с. Давлетово
Курск, Школьная, 16/1
Мечеть Гайша, с. Абзаково
Курск, Ленина, 76
Телефон: 8-909-353-50-27
Мечеть, с. Янгельское
Курск, Парковая, 3
Индекс: 305000 Адрес: ул. 10 Линия, 327, Курск, садоводческое некоммерческое товарищество имени Симиренко.
Общее расписание молитв (намазов) для мечетей.
Время молитв в мечети может немного различаться в зависимости от конкретной мечети и ее обычаев. Однако, обычно мечети следуют следующему расписанию:
1. Фаджр: заря — перед рассветом.
2. Духа: после восхода солнца и до середины дня.
3. Аср: после полудня и до заката солнца.
4. Магриб: после захода солнца.
5. Иша: после появления полной темноты вечером.
Учтите, что время молитв может меняться в зависимости от времени года и географического положения. Рекомендуется обратиться в местную мечеть или использовать приложение для мусульман, чтобы получить точное расписание молитв для конкретной мечети или местности.
Правила посещения мечетей Д
ля того, чтобы узнать правила посещения. Мечеть рекомендуем обратиться по контактным данным.
Одевайтесь скромно: посещая мечеть, рекомендуется одеваться скромно и прикрыть свои плечи и ноги. Женщинам рекомендуется носить шарф или платок на голове.
Снимите обувь: перед входом в мечеть необходимо снять обувь. Обычно предусмотрено специальное место для хранения обуви, где вы можете оставить свою пару.
Соблюдайте тишину: мечети являются священными местами поклонения и молитвы. Пожалуйста, сохраняйте тишину и избегайте громких разговоров или шума.
Уважайте святыни: мечети содержат святыни и тексты Корана. Убедитесь, что вы соблюдаете должный уровень уважения к этим предметам и не трогайте их без разрешения.
Не фотографируйте без разрешения: фотографирование может быть запрещено внутри мечетей, особенно во время молитвы или других религиозных мероприятий. Перед съемкой убедитесь, что у вас есть разрешение.
Будьте вежливы: проявляйте уважение ко всем присутствующим и соблюдайте общепринятые правила этикета, такие как не прерывать молитву или не вмешиваться в религиозные обряды.
Это лишь некоторые основные правила, которые помогут вам вести себя уважительно и правильно в мечетях.
Однако, каждая мечеть может иметь свои собственные правила и традиции, поэтому помните, что всегда лучше быть внимательным к местным обычаям и следовать указаниям персонала мечети.
Религии Курской области Приложение № 11
религия | Нация | доля | Тыс. чел | Праздники | Как отмечают | Храмы |
Православие | русский | 70% | 280 тысяч | Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января) и Пасха (первое воскресенье после весеннего полнолуния), | сопровождая их традиционными обрядами и походом в церковь. | Знаменский собор на Красной площади, Сергиево-Казанский собор на улице Горького, 27 и храм Всех Святых на улице Энгельса. |
Католицизм | являются студенты-иностранцы. | 350 человек | Рождество Христово (25 декабря), День Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря) и Пасха (первое воскресенье после весеннего полнолуния). | сопровождая их традиционными обрядами и походом в церковь. | костел Успения Девы Марии на улице Марата — принадлежит католикам. | |
Протестантизм | адвентистов 7-го дня, и пятидесятников, и евангельских христиан, и баптистов. | 80 тыс. верующих курян-протестантов | еженедельный воскресный день, Рождество (25 декабря), Пасху (первое воскресенье после весеннего полнолуния) и др. | Самые крупные из них: церковь «Благодать» евангелистских христиан (ул. Асеева, 31/12), христианская церковь «Ковчег» и церковь Веры евангельской (пятидесятников) «Исход» (ул. Обоянская, 46). | ||
Иудаизм | Евреи | ,5 тысячи ортодоксальных евреев, проповедующих иудаизм | Хануку, Шаббад и Песах (все эти празднества проходят по еврейскому календарю) | Иудеи очень пышно и весело отмечают свои праздники, | Синагоги как таковой у евреев нет, но в Курске существует еврейская община, где рады всем приверженцам иудаизма. Находится она по ул. Ольшанского, 28. | |
Общество сознания Кришны | являются студенты-иностранцы. | немногочисленная религиозная организация100 человек | Самые известные праздники «религии Харе Кришна» — Холи, Пурнима и Рама Навами. | Верующие в Кришну всегда рады гостям: они не только покажут свои традиционные танцы, но и веганской едой накормят! | Одним из самых атмосферных молильных домов города можно считать Центр ведической культуры на ул. 6-й Восточной, 21. | |
Буддизм | скрытная группа верующих, о которой неизвестно почти ничего, в том числе и количество прихожан. | Самые известные праздники — Праздник зуба Будды, Катхина, Сонгкран. | Единственный в городе Буддийский центр Алмазного пути школы Карма Кагью. | |||
Ислам | Представители разных диаспор | Представителей ислама в Курске достаточно много | Большие мусульманские праздники, такие как Рамадан, Курбан-байрам и Ураза-байрам, | отмечаются без пышных гуляний. | ни храма, ни молельного дома у них нет. направлял обращение главе города с просьбой о постройке в городе мечети. |
Приложение №12
Результаты моего поиска
Левобережная мечеть
Курск, Кузбасская, 1
Телефон: (3519) 28-45-98
Махалля-мечеть №1, с. Агаповка
Курск, Октябрьская, 54
Телефон: 8-951-243-35-06
Мечеть, с. Давлетово
Курск, Школьная, 16/1
Мечеть Гайша, с. Абзаково
Курск, Ленина, 76
Телефон: 8-909-353-50-27
Мечеть, с. Янгельское
Курск, Парковая, 3
Индекс: 305000 Адрес: ул. 10 Линия, 327, Курск, садоводческое некоммерческое товарищество имени Симиренко.
Общее расписание молитв (намазов) для мечетей.
Время молитв в мечети может немного различаться в зависимости от конкретной мечети и ее обычаев. Однако, обычно мечети следуют следующему расписанию:
1. Фаджр: заря — перед рассветом.
2. Духа: после восхода солнца и до середины дня.
3. Аср: после полудня и до заката солнца.
4. Магриб: после захода солнца.
5. Иша: после появления полной темноты вечером.
Учтите, что время молитв может меняться в зависимости от времени года и географического положения. Рекомендуется обратиться в местную мечеть или использовать приложение для мусульман, чтобы получить точное расписание молитв для конкретной мечети или местности.
Правила посещения мечетей Д
ля того, чтобы узнать правила посещения. Мечеть рекомендуем обратиться по контактным данным.
Одевайтесь скромно: посещая мечеть, рекомендуется одеваться скромно и прикрыть свои плечи и ноги. Женщинам рекомендуется носить шарф или платок на голове.
Снимите обувь: перед входом в мечеть необходимо снять обувь. Обычно предусмотрено специальное место для хранения обуви, где вы можете оставить свою пару.
Соблюдайте тишину: мечети являются священными местами поклонения и молитвы. Пожалуйста, сохраняйте тишину и избегайте громких разговоров или шума.
Уважайте святыни: мечети содержат святыни и тексты Корана. Убедитесь, что вы соблюдаете должный уровень уважения к этим предметам и не трогайте их без разрешения.
Не фотографируйте без разрешения: фотографирование может быть запрещено внутри мечетей, особенно во время молитвы или других религиозных мероприятий. Перед съемкой убедитесь, что у вас есть разрешение.
Будьте вежливы: проявляйте уважение ко всем присутствующим и соблюдайте общепринятые правила этикета, такие как не прерывать молитву или не вмешиваться в религиозные обряды.
Это лишь некоторые основные правила, которые помогут вам вести себя уважительно и правильно в мечетях.
Однако, каждая мечеть может иметь свои собственные правила и традиции, поэтому помните, что всегда лучше быть внимательным к местным обычаям и следовать указаниям персонала мечети.
Приложение №15
Вклад этносов в развитие Курской области
В Курской области проживают представители различных народов, каждый из которых вносит свой вклад в развитие региона.
Этнос | Экономика | Культура | Образование | Социальная сфера | Религия |
Татары | активно занимаются предпринимательством, открывая свои собственные малые и средние предприятия. Они создают новые рабочие места и способствуют развитию экономики региона. | Татары принимают активное участие в различных культурных мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Они показывают традиционные танцы, исполняют национальные песни и музыку. Благодаря этому, жители Курской области могут познакомиться с богатой культурой татарского народа. | Татарская община активно поддерживает развитие образования. Они финансируют строительство школ, детских садов и других образовательных учреждений. Также они участвуют в организации образовательных программ и стипендий для талантливых и перспективных студентов. | Татары занимаются благотворительной деятельностью, помогая нуждающимся гражданам. Они создают фонды и организации, которые оказывают помощь детям, пожилым людям и малоимущим семьям. | Большинство из них являются мусульманами. Татары стремятся сохранить свою историю и национальную идентичность, поэтому активно изучают свой язык и традиции. Татарский язык относится к кипчакской ветви тюркских языков. |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Для чего нужна астрономия?
Лист Мёбиуса
Мороз и заяц