В исследовательской работе поставлена цель: рассмотреть образы помещиков и Чичикова в контексте «Божественной комедии» Данте.
На основе «Божественной комедии» Данте А. показано, что помещики отображают пороки кругов ада. Чичиков П.П. – это «хозяин ада», дьявол, черт, который заставляет увидеть порочность помещиков.
Работа построена на анализе научных трудов Е.А.Смирновой, Г.А.Гуковского, Кривонос В.Ш., Камединой Л.В.
При написании работы использовались следующие методы: изучение теоретической литературы, анализ романа в контексте выбранной темы, сопоставление теорий, поисковый метод.
Результаты практической работы могут быть использованы учителями и учащимися, изучающими творчество Н.В.Гоголя, а также всеми заинтересованными лицами по данному вопросу.
Вложение | Размер |
---|---|
научная статья | 35.88 КБ |
Образ «ада» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Пешкова Виктория Павловна
Российская Федерация
Забайкальский край
г.Краснокаменск
МАОУ «СОШ № 1»
9-в класс
Научная статья
Ни тени добра, ни единой светлой думы,
ни одного человеческого чувства нет в них.
Г. А. Гуковский. Реализм Гоголя
Обычно поэма «Мертвые души» изучалась в школе с точки зрения В. Г. Белинского и рассматривалась как сатирическое и социально-обличительное произведение. Результаты сводились к тому, что в образах помещиков Гоголь показал историю оскудения человеческой души. Но, посмотрев на поэму с позиций Е.А.Смирновой, Г.А.Гуковского и Камединой Л.В., проанализируем произведение «Мертвые души» через призму «Божественной комедии» Данте Алигьери. Следуя замыслу Гоголя, — а его герои-помещики идут дорогой ада — попробуем взглянуть на тот мир, который был перед ним. Какие же грехи отражают гоголевские помещики? Какое зло олицетворяет каждый из помещиков? Г. А. Гуковский считает, что в помещиках нет «ни тени добра, ни единой светлой думы, ни одного человеческого чувства».
Гоголь Н.В. предлагает читателю пройтись с ним по дантевским кругам ада: от мечтательного Манилова до «прорехи на человечестве» Плюшкине. Но для начала вспомним, какие круги ада выделял Данте А. в «Божественной комедии».
В произведении мы можем пронаблюдать 9 кругов ада:
1 круг – некрещеные;
2 круг – сладострастие;
3 круг – чревоугодие;
4 круг – жадность, скупость, расточительность;
5 круг – гнев и лень;
6 круг – лжеучители, еретики;
7 круг – убийцы, насильники, игроки;
8 круг – обманувшие;
9 круг – изменники, предатели.
Любой помещик у Гоголя — это своеобразный круг ада (а то и несколько кругов ада), но они находятся не по мере убывания в них живых сил, как в «Божественной комедии» Данте А. Существенно и то, как каждый из них убивает свою душу, и то, насколько огромна его собственная вина в этом. Каждый помещик живет как бы в собственном замкнутом мире. Изгороди, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь помещиков, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, здесь свое небо, солнце, царствуют покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность, статичность. Тут все мертво, все остановилось. У каждого помещика и свое время года ( у Манилова - весна, у Плюшкина – лето, у Коробочки - осень и т.д.). Это означает, что нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Этим образом герои поэмы живут, приспособив к себе время.
Попробуем соотнести помещиков с кругами ада Данте А. «Божественной комедии».
Манилов
Круг ада | Текстовое подтверждение |
Сладострастие (2 круг) | «Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблока, или конфетку…и говорил трогательно-нежным голосом: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Словом, они были, то что говорится, счастливы» [1, 44] |
Лень (5 круг) | Два года лежит какая-то книжка с закладкой на 14 странице, «хозяйство шло как-то само собою» [1, 43], праздные мечтания |
Коробочка
Сладострастие (2 круг) | «Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал.» [1,65] |
Жадность (4 круг) | «Одна из тех матушек…, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет…» [1, 64] |
Ноздрев
Чревоугодие (3 круг) | «Зато Ноздрев налег на вина: ещё не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потом Ноздрев велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. В непродолжительном времени была принесена на стол рябиновка, имевшая по словам Ноздрева, совершенный вкус сливок…Потом пили какой-то бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить.» [1, 93] |
Расточительность(4 круг) | « Ну, брат, если б ты знал, как я продулся! Поверишь ли, что не только убухал четырёх рысаков – все спустил. Ведь на мне нет ни цепочки, ни часов…- Чичиков взглянул и увидел точно, что на нем не было ни цепочки, ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард был у него меньше и не так густ, как другой…» [1, 82] |
Гнев (5 круг) | « - Бейте его!- кричал Ноздрев, порываясь вперед с черешневым чубуком, весь в жару, в поту, как будто подступал под неприступную крепость. - Бейте его! - кричал он таким же голосом, как во время великого приступа кричит своему взводу: «Ребята, вперед!» [1, 104] |
Игроки ( 7 круг) | « …Я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского. - Ну, семнадцать бутылок ты не выпьешь, - заметил белокурый. - Как честный человек говорю, что выпил, - отвечал Ноздрев. - …я тебе не верю - Ну хочешь об заклад, что выпью!...Ну, поставь свое ружье! - Не хочу. - Ну да поставь, попробуй!» [1, 84] |
Собакевич
Чревоугодие(3 круг) | « У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до последней косточки..» [1, 116] |
Скупость(4 круг) | « - Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! – сказал Собакевич. -По сту! – вскричал Чичиков, разинув рот и поглядевши ему в самые глаза.. - Что ж, разве для вас это дорого? – произнес Собакевич » [1, 119] |
Плюшкин
Скупость(4 круг) | «Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость…» «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил..» [1, 136- 137] |
Таким образом, можно сказать, что герои статичны, они не развиваются, то есть мертвы. Хотя каждый может спасти свою душу, если захочет. И таким человеком, способным возродиться, является Плюшкин. Это единственный герой, в портрете которого Ф.М.Достоевский описывает глаза, а глаза – это отражение души человека: «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...» Гоголь винит не Плюшкина, а наступившую старость, которая «грозна и страшна». Поэтому путь спасения души в том, чтобы забирать «из юношеских лет» «все человеческие движения», успев очиститься и раскаяться на данном свете.
Кто же такой Чичиков?
Чичиков - это «хозяин ада». Родословной нет. «О себе … избегал много говорить, если же говорил, то какими-то общими местами». Главное кредо – копи копейку. При описании удачных сделок автор подчеркивает, что он прыгает на своих тонких ножках по-шотландски. Все это указывает читателю, кто перед ним. Дьявол. Черт. Поэтому мы можем проследить его на всех дантевских кругах ада.
1 круг - некрещеные | «..Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. Черта помещица испугалась необыкновенно» [1, 72]. Этот отрывок, несомненно, указывает, что Чичиков был некрещеным в отличии от Коробочки. |
2 круг - сладострастие | «Узнал, в какую церковь приходила она по воскресным дням, становился всякий раз насупротив ее, чисто одетый, накрахмаливши сильно манишку, - и дело возымело успех..» [1, 247] |
3 круг - чревоугодие | «Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом, и съевши тут же с небольшим половину, похвалил его. -А блинков?- сказала хозяйка. В ответ на это Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот» [1, 76] |
4 круг – жадность | «..Они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же» «Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив - в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции.» [1, 243] |
5 круг – гнев | «Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. – Пойди ты сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу» [1, 70] |
6 круг – еретики | На протяжении всего произведения мы видим, что Чичиков не приемлет христианства. Совершенно нет упоминаний о церкви. В первую очередь, заповеди гласят, что человеку нельзя воровать, лгать и т.п. Если судить по Чичикову, он не соблюдает заповеди. Отсюда и вывод, что этот человек не был верующим. |
7 круг – игроки | «Сем-ка я, - подумал про себя Чичиков, - сыграю с ним в шашки! В шашки игрывал я недурно, а на штуки ему здесь трудно подняться.» [1, 102] |
8 круг - обманувшие | На протяжении всего произведения Чичиков, посещая помещиков, обманывает их, скупая мертвые души. «..-Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да ещё сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?» [1, 69] |
9 круг – изменники, предатели | «..В это время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения». «Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши о жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: «Эх ты, жила!» Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников» «При смерти на одре привел Бог заплакать»,- произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! Вот как переменяется человек! Ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул….» [1, 244-245] |
Таким образом, можно сделать вывод, что Чичиков – это, действительно, «хозяин ада», признаки налицо. Но налицо не только признаки «хозяина ада», но и самого ада – мира помещиков.
Заключение
У каждого писателя есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные мысли, всю свою душу. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”.
Автор в своей поэме показал ад русской действительности. И это не вызывает сомнений, так как замысел Гоголя Н.В. о трех частях поэмы (ад, чистилище, рай) известен.
Все помещики – отражение каких-либо пороков. Но в отличие от Данте А. , который постепенно погружается на самое дно ада, Гоголь Н.В. раскрывает порочность души помещика. Наделяет его одним, а то и несколькими пороками ада.
Образ Чичикова Павла Петровича – образ спорный. Одни исследователи считают Чичикова «живой душой», помогающей выплеснуть наружу порочность общества, другие считают, что Чичиков - это «хозяин ада», черт, непонятно, откуда приехавший и куда уехавший. В работе мы попытались доказать, что Чичиков – это дьявол.
Взгляд на инфернальный уровень поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя показан через призму таких исследователей, как Л.В.Камедина, Е.А.Смирнова, Г.А.Гуковский, Кривонос В.Ш.
Снежная книга
Зимний дуб
Бабочка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Девятая загадочная планета Солнечной системы