Невозможно представить нашу жизнь без искусства и творчества. Часто ли вам задавали вопросы о том, есть ли книги, произведения искусства, благодаря которым у вас изменилось мировоззрение, отношение к людям?
Нужно расширять свои познания об искусстве в современном и древнем мире.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_iskusstva_na_zhizn_cheloveka_123.odt | 37.39 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук Крыма "Искатель"
Отделение: фольклористика и искусствоведение
Секция: культурология
Сидорова Дарья Ивановна, ученица 10-А класса, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа Судак
Научный руководитель:
Касперович Анжелика Ивановна,
учитель искусства, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа Судак
г. Судак – 2020
Республиканский конкурс-защита научно-исследовательских работ
Малая Академия Наук Крыма «Искатель»
Отделение: фольклористика и искусствоведение
Секция: фольклористика
Влияние искусства на жизнь человека
г. Судак – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………...3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…...4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…………6
РАЗДЕЛ 1 Общие сведения об искусстве………………………………………..6
1.1. Понятие искусства………………………………………………………….…..6
РАЗДЕЛ 2 Полная классификация искусства………………………………….8
2.1. Классификация искусства…………………………………………………...…8
2.3. Как искусство влияет на жизнь человека…………………………………….15
РАЗДЕЛ 3 Опрос учеников об искусстве…………………………….…………16
3.1 Опрос в интернет пространстве на тему искусства …………………………16
3.2 Материалы статистики и итоги исследования……………….……..……..….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…....18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………...….19
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...……..20
«Жизнь коротка. Искусство бесконечно»
Оскар Уйалд
Невозможно представить нашу жизнь без искусства и творчества. Часто ли вам задавали вопросы о том, есть ли книги, произведения искусства, благодаря которым у вас изменилось мировоззрение, отношение к людям?
Нужно расширять свои познания об искусстве в современном и древнем мире.
Актуальность: во всем мире возрастает интерес к искусству и его истории. Нам – молодежи, необходимо знать много об искусстве, поскольку наша жизнь связана с этим прекрасным мастерством.
Кроме того, для определения актуальности изучения данной темы мною был проведен опрос среди школьников о знаниях видов искусства. Опрошено было 100 человек, из которых большинство в возрасте восьми – шестнадцати лет. Было задано два вопроса: "Какие виды искусства вам известны?" и «Как вы считайте, влияет ли искусство на мировоззрение человека». Проанализировав ответы было выявлено, что респонденты почти не знают этой темы.
Для исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить максимально много информации об искусстве.
2. Провести опрос среди младших, средних и старших классов для выявления знаний о искусстве
3. Изучить литературу по данному вопросу.
4. Составить словарь терминов.
5.Обобщить полученные сведения.
6. Распространить информацию среди школьников.
7. Собранный материал презентовать учителям искусства для возможного использования его во внеурочных занятиях.
Объект исследования: искусство
Предмет исследования: влияние искусства на жизнь человека
Методы исследования: изучение, анализ, опрос.
Практическая значимость: изученное мною большое количество информации об искусстве и его влияние на жизнь проведённый опрос среди учащихся нашей школы, вся собранная информация может стать фактическим материалом для эффективной работы на уроках, как преподавателей, так и учеников.
Гипотеза: Предположим, что искусство многолико, бесконечно, однако, к сожаление, оно никак не способно воздействовать для людей в отсутствии их свободы, интеллектуального усилия, конкретной деятельность идеи.
Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие. [1]
Искусство, помимо этого, способно посодействовать формированию общественного представление, стимулирует с помощью приобретенных народом чувств появление новых мыслей также взглядов. Оно способно реализовывать разнообразные формы также быть различным целям (со значительных кроме того порядочных вплотную вплоть до невысоких кроме того мерзких). Искусство сопряжено со эстетикой, и признается возможностью или актом, согласно орудием которого человек, трудясь над каким-в таком случае использованным материалом, способом либо звуком, формирует красоту, устремляясь сформулировать во вещественном либо нематериальном обществе, в таком случае, то что его воодушевляет.
В летописи философии стремились определить искусство равно как интуиция и выражение, отображение и усовершенствование, перелет и т. д. Философ характеризовал искусство равно как имитирование реальности. А Бергсон либо Пруст полагают искусство обострением атипичного состояния, свойственного реальности. Философ полагает, что искусство —это такое проявление, что предоставляет «бескорыстное удовлетворение»
Определение искусства варьируется в зависимости от эпохи и культуры, может быть наскальным искусством (пещерная живопись), ручной работой, научным искусством, религиозным или технологий.
В наше время, искусство может быть изделие художественной деятельности, или же сама художественная деятельность. Искусство — это человеческое творение с эстетическими ценностями, такими как: красота, баланс, гармония; которые представляют собой набор процессов, используемых для выполнения тех или иных работ. Для примитивных народов искусство, религия и наука, объединились вместе, и изначально, искусство можно было понимать как изделие или процесс, в котором знание используется для выполнения определённых способностей. Для греков существовало искусство создавать скульптуры, картины, обувь или корабли.
Традиционная эстетика делит художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т. п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды «зрелищного» искусства. Однако легко заметить, что подобной «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственное временными.
Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило, имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные,
Музыка-вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.
Синтетические искусства– это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.
«Технические искусства» в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание «светомузыки», суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез «мелодию» меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фото- искусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.
Декоративно-прикладное искусство является, едва ли, не одним из самых древних. Его название происходит от лат. «deccoro» – украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.
Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды.
Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере опираются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.
Направления, течения и стили в искусстве являются своеобразными «визитными карточками», отмечающими напряженную духовную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — «зеркало души» отдельного человека, искусство — зеркало души своего народа и своего времени.
В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.
Романский стиль (лат.romanus - римский) - стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявившееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях крупных соборов, обычно располагавшихся на возвышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического стиля.
Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Европе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов характерны вертикальность композиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и также резной раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее известные готические сооружения - Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.
Барокко (итал. barocco- странный, причудливый) - стиль в западноевропейском искусстве - архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию и пышности; богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве. Яркий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Манерностью, «капризностью», витиеватостью, избытком украшательства этот стиль был выражен в музыке и литературе.
Классицизм (от лат.classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» -времени, места и действия -в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т. п. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.
Рококо(франц. rocaille - раковина) - менее известный, чем другие, стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий «промежуточное положение» между барокко и классицизмом. Отражая главным образом вкусы дворянской элиты, этот стиль получил особо широкое распространение при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля «рококо» - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.
Сентиментализм (франц.sentiment - чувство) - художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования положительной роли «цивилизации», «царства разума». Противопоставляя разуму культ чувства как доминанту художественного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказыванию Ж.-Ж. Руссо :«Разум может ошибаться, чувство - никогда!» .С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выработал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся романтизмом, предвестником которого он явился.
Романтизм-широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVII - начале XX вв., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев;в живописи -О.А. Кипренский и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.
Реализм (позднелат.realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле -как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле - как творческий метод, вводимый к определенным эстетическим принципам.
В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрождения XIV - XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о «просветительском реализме». Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.
Натурализм (лат.natura - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, «позитивное» знание может быть получено из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия. Эстетика натурализма, 'перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабатывалась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве. По их мнению, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде «позитивной», экспериментальной науки. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке «всю подноготную», проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.
Влияние искусства на человека трудно и практически невозможно переоценить. Оно мотивирует, создаёт нравственную базу моральных ценностей, прививает способность созидать и любоваться прекрасным. Довольно многие люди восхищаются искусством, но стать настоящим его ценителем очень непросто. Стать ценителем – это значит научиться отличать оригинал от дешёвых подделок и копий, видеть важность даже в том, что другим может показаться заурядным и примитивным.[2]
Любой образованный человек должен хоть немного разбираться в искусстве. Лучше всего прививать любовь к искусству с детства: ходить с ребёнком в музеи, на выставки картин, показывать культурные места города. Это даст положительный эффект и со временем ребёнок вырастет в знающего человека, разбирающегося в культурных традициях своего прошлого и настоящего, человека, способного создавать достойное искусство для будущих поколений.
Возьмем произведение Гончарова "Обломов". В этой повести очень хорошо описывается связь главного персонажа с музыкой. В момент посещения Ольги Ильинской он впервые услышал игру на фортепиано, которая заворожила его до слез, дала ему прилив сил. В этот момент автор показывает то, как искусство может воздействовать на чувства человека и его внутренний мир.
Противоположный пример - роман Тургенева "Отцы и дети". Главный герой этого рассказа очень негативно относится к искусству и не может понять его. Он был весьма ограничен в своих взглядах. Он пытался отыскать материальную пользу искусства для человечества, не видя всей духовной ценности. Герой не мог прочувствовать его и не видел никакого смысла в его существовании. Вся его жизнь была лишена духовных благ, которых он не хотел увидеть, была скучной и однообразной. [3]
Для выявления актуальности данной темы было использовано несколько методов исследования: опрос учащихся моей школы и опрос на тему «искусство» было задано два вопроса: «Как вы считайте, влияет ли искусство на мировоззрение человека» «Сколько видов искусства вы знаете? »
Как вы считайте, влияет ли искусство на мировоззрение человека?
1) да, влияет
2) нет, не влияет
Сколько видов искусства вы знаете?
1) 2-3 вида
2) 3-7 видов
3) более 15 видов
Когда начало зарождаться искусство?
Таким образом, исходя из опроса, можно сделать вывод, что ученики не плохо справились с опросом. 73% респондентов считают, что искусство влияет на мировоззрение человека, [ Приложение 1; диаграмма1] а 23% считают, что не влияет. Так же на вопрос: «Сколько видов искусства вы знаете?», тоже хорошая статистика. 1-2 вида знают 39%,[ Приложение 1; диаграмма 2] 3-7 вида искусства знают 46%, а более 15 видов — 25%.
Обобщая весь изученный материал и делая вывод, могу утверждать, что искусство, помимо этого, способно посодействовать формированию общественного представление, стимулирует с помощью приобретенных народом чувств появленияновых мыслей и взглядов.
Я значительно расширила свои знания об искусстве, путём изучения данной темы. С помощью поставленных задач и использованных мною методов исследования, полностью убедилась в своей гипотезе. Собранный материал можно презентовать учителям по искусству и школьникам 5-11 класса.
[1] :https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-iskusstvo
[2] https://studopedia.ru/10_222273_klassifikatsiya-iskusstv.html
[3]https://sochinimka.ru/sochinenie/11-klass-egeh/vliyanie-iskusstva-na-cheloveka-11-klass
[4] https://gallerix.ru/pedia/art-types
[ Приложение 1; диаграмма1]
[ Приложение 1; диаграмма2]
Лепесток и цветок
Четыре художника. Осень
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лиса-охотница
Сказка "Колосок"