Арктика: история географических открытий
Вложение | Размер |
---|---|
Арктика - история изучения | 41.12 КБ |
Тындинский муниципальный округ
Научно-практическая конференция «Шаг в науку»
Научно-исследовательская работа
«Открываем Арктику вместе»
Автор – Шуба Юлия Викторовна, учащаяся 8 класса
МОКУ «Лопчинская СОШ»
Научный руководитель -
Мандаева Суркурак Аймраковна, учитель биологии, географии
МОКУ «Лопчинская СОШ»
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….. | 3 |
1. Арктика: история географических открытий ……………………… | 4 |
2. Новые методы и новые победы …………………………………….. | 7 |
3. Освоение русского Севера и Арктики ……………………………. | 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..…….……………………………………………. | 12 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 13 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Два полюса: Арктика и Антарктика, названия которых ассоциируются холодом, мглой, сильными ветрами, толщей льда и бескрайней снежной пустыней. Затем всплывают на первый план пингвины и белые медведи.
28 января 2021 года в моём классе был проведён Всероссийский заповедный урок «Открываем Антарктику вместе», посвящённый открытию материка. Материалы урока дали мне возможность не только расширить представление об Антарктиде как материке, но и принять участие во Всероссийской акции и пройти онлайн - викторину «Знаешь ли ты Арктику?» (фото 1). Дальнейшим моим шагом было - провести урок в других классах. Мне захотелось поделиться с ребятами кто и как открывал далёкий ледяной материк, рассказать о великих путешественниках, оставивших свой след в открытии и изучении Антарктиды, об особенностях континента, полярных станциях, экологических проблемах Антарктики как хрупкой области планеты. Криль… Особенно мне хотелось донести до ребят значение крили – маленьких рачков – основы экосистемы Антарктики.
А как же Арктика?
Интерес к Арктике развили урок по теме «Арктика» в географии 7 класса и «Атомный флот России» в рамках занятий «Разговора о важном».
Актуальность
В 7 классе мы проходили тему «Безмолвная Арктика», а в 8 классе мы более подробно будем знакомиться с различными уголками России на уроках географии. Поэтому я решила углубить изучение данного вопроса и предложила одноклассникам «открывать» Арктику вместе.
Цель – изучение основных этапов географического открытия Арктики.
Задачи:
- выделить основные этапы географического изучения и транспортного освоения морского пути по литературным источникам;
- раскрыть имена известных мореплавателей и их вклад в освоение Арктики;
- определить значение Северного морского пути
Гипотеза: В чем уникальность Арктики?
Объект исследования: Арктика, её прошлое и будущее.
Методы исследований: сбор и анализ информации; обработка материала.
1. Арктика: история географических открытий
Арктика – единый физико-географический район Земли, включающий Северный Ледовитый океан и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, и окраины материков Евразии и Северной Америки. Природные условия Арктической области суровы; длительные холода, мрак полярной ночи, крайне скудная растительность. Проникновению человека в это «царство льдов» препятствуют как будто непреодолимые преграды (3).
Как отмечает Д.В. Прянишников (1935), первыми путешественниками, вышедшими за пределы Средиземного моря и отправившимися на север, были финикийские купцы, искавшие новых рынков, новых заморских колоний (3).
Предположительно финикиянам удалось достигнуть берегов Скандинавии. Однако первой полярной экспедицией в настоящем смысле этого слова признают путешествие грека Пифея, который в 325 г. до н. э. отправился из г. Массилии (Марсель) на север, ставя своей задачей исследование холодных стран и отыскание месторождений янтаря и олова. Пифей миновал Британские острова и достиг столь северных широт, что дальше нужно было бы плыть уже среди льдов. Это путешествие, продолжалось немного более года (3).
В средние века смелые и воинственные обитатели Скандинавского полуострова - норманны в поисках добычи и свободных земель продвигались далеко вглубь полярной области. Один из норманнов — Оттар - в конце VIII п. совершил плавание до Белого моря. В 985-86 гг. Эрик Рыжий достиг Гренландии и Баффиновой земли. Немного позже, в 1000 г., сын Эрика Рыжего Лейф Эриксон настойчиво продолжал на севере поиски земель, годных для колонизации выходцами из Норвегии. Он доплыл до берегов Америки, побывав, таким образом, на американской почве за 500 лет до Колумба (3).
Рост производства и развитие менового хозяйства обусловили стремление к открытию новых рынков сырья и сбыта, новых и кратчайших торговых путей. Конец XIV и весь XV в. были ознаменованы полосой великих путешествий, великих географических открытий. Эти события нашли отражение и в области исследования Арктики.
Великие открытия, совершенные Испанией и Португалией благодаря путешествиям Колумба (1492 г.), Васко де Гама (1498 г.) и Магеллана (1521 г.), возбудили сильнейшую тревогу со стороны Голландии и Англии, но «владычицей морей» была в то время Испания, и преступать её пути англичане и голландцы не могли. Приходилось отыскивать собственные пути, на которых можно было бы не бояться Испании. Так возникла мысль о необходимости отыскания во льдах двух больших проходов в Великий океан - одного, северо-западного, вдоль северного побережья Америки, другого, северо-восточного, вдоль северного побережья Азии (3).
В последующие годы в Европе снаряжаются одна за другой полярные экспедиции, преследующие совершенно определенную цель — открыть поскорее торговый путь, ведущий через льды к богатым странам южной и юго-восточной Азии. Это были экспедиции преимущественно английские и голландские.
В 1553 г. из Англии отправилась экспедиция для отыскания северо-восточного пути в Китай. Суда попали в Белое море, в устье Северной Двины, и это событие положило начало торговым сношениям Англии с Россией. В 1566 г. голландская экспедиция с русскими кормщиками дошла до Новой Земли и Карского моря.
Большое значение имело путешествие известного голландского мореплавателя Баренца, который в 1594 г. дошел до Новой Земли.
В 1596 г. Баренц открыл остров Шпицберген и остров Медвежий. У восточных берегов Новой Земли корабль Баренца был затерт льдами, и экспедиции пришлось впервые в истории полярных путешествий зазимовать. Сам Баренц, едва перенеся зимовку, вскоре умер.
Овладеть северо-восточным проходом на данном этапе, конечно, не удалось. Уровень научных знаний и технических приспособлений был недостаточен, чтобы победить сопротивление Арктики.
В конце XVI в. две экспедиции (1586 г.) англичанина Фробишера, побывавшего в Гренландии и в восточной части Баффиновой Земли, и Дэвиса, предполагавшего, что дальше будет свободное море и свободный путь в Индию, принесла разочарование: нигде, вплоть до 72° северной широты, северо-западного прохода не оказалось, со всех сторон наступали угрожающие льды.
Экспедиция Дэвиса положила начало развитию китобойного промысла, так как в районах его плавания было обнаружено множество китов.
Заслуживают внимания экспедиции Гудзона и Баффина, проведенные в начале XVII в. В 1610 г. Гудзон поплыл к берегам Америки и открыл пролив, который вел в огромный залив, названный его именем. Тщетно пытался Гудзон найти дальше свободный путь на запад и в 1611 г. погиб брошенный взбунтовавшимся экипажем (3).
В 1612-16 гг. англичанин Баффин исследовал западную Гренландию, Гудзонов залив и вновь открытый Баффинов залив. Баффин достиг 78° с. ш. и открыл пролив Ланкастера. Баффин не сумел воспользоваться этим узким проливом и, пришел к выводу о замкнутом характере обследованных морей и об отсутствии дальнейшего пути на запад. По возвращении в Англию он объявил, что северо-западного прохода нет.
Таким образом, результаты экспедиции Баффина и Гудзона ослабили интерес к полярным исследованиям на северо-западе. И здесь, как и на северо-востоке, наступает полоса затишья, полоса разочарования торговых кругов в тех заманчивых перспективах, которые казались совсем реальными.
2. Новые методы и новые победы
Во второй половине XIX в. производятся усиленные попытки пройти к полюсу со стороны пролива Смита, т. е. от Гренландии. Эти многочисленные попытки неизбежно связаны с тщательным изучением самой Гренландии. Некоторые ученые полагали, что к северу от пролива, непосредственно около полюса, имеется свободное от льдов полярное море. Эти соображения делали попытку проникнуть с этой стороны к полюсу особенно соблазнительной.
В 1861-1976 гг. один за другим отправлялись полярные экспедиции: свободного полярного моря обнаружено не было. Практически важными результатами этих экспедиций явились открытие и обследование новых островов и земель (1873 г. Земля Франца Иосифа) и изучение Гренландии.
В 1875 г. поступило предложение организовать научное наблюдение, которое осуществлялось бы полярными станциями, устраиваемыми в различных пунктах всеми заинтересованными государствами. Через несколько лет (в 1882-83 гг.) эта замечательная идея претворилась в жизнь. Усилиями 11 государств было организовано 15 полярных научных станций, которые в течение года провели по установленной программе научные наблюдения. Это событие вошло в историю под названием «первого международного полярного года».
Вторая половина XIX в. ознаменовалась на северо-восточном пути, казалось неприступном, участке Арктики грандиозными победами.
В 1875 и 1876 гг. шведский путешественник Норденшельд дважды совершил плавание к устью Енисея, доказав этим возможность навигаций через Карское море. Через два года Норденшельд приступил к осуществлению своей знаменитой экспедиции: на корабле «Вега» он отправился северо-восточным проходом вдоль берегов Азии. Норденшельд впервые в истории успешно прошел северо-восточный путь и после зимовки в 250 км от Берингова пролива летом 1879 г. вышел в Тихий океан.
Путешествия были подготовлены и осуществлены на частные средства крупных русских капиталистов того времени, Сибирякова и Сидорова, понимавших практическое значение освоения северного морского пути.
Зимовка Норденшельда вызвала тревогу за его судьбу. На помощь ему отправилась экспедиция де-Лонга на корабле «Жаннетта». Корабль и почти вся экспедиция погибли в районе Новосибирских островов.
Через три года остатки лагеря де-Лонга были обнаружены на дрейфующей льдине у берегов Гренландии. Как можно было объяснить это поразительное перемещение на расстояние больше чем 7 000 км?
Оказалось несомненным существование в полярных водах сильного течения с востока на запад. Это обстоятельство послужило основой для прославленного в истории путешествия великого, норвежского исследователя Фритиофа Нансена.
Еще в 1888 г. Нансен совершил смелое предприятие. Он впервые пересек Гренландию, пройдя её в полтора месяца на лыжах. Находка остатков лагеря де-Лонга дала Нансену мысль использовать морское течение, чтобы достичь того, что оказывалось недоступным человеческим силам, — полюса. Нансен решил с кораблем проделать тот дрейф, который, по его предположению, проделала обнаруженная в Гренландии льдина. На специально сконструированном корабле, который не мог быть раздавлен сжатием льда, экспедиция Нансена в 1893 г. прошла с запада через Карское море и дошла до Новосибирских островов. Здесь «Фрам» (название корабля) вмерз в лед, и отсюда начался дрейф, который продолжался три года. Увидев, что корабль движется по линии южнее полюса, Нансен сделал попытку достигнуть полюса по льду на собачьих запряжках и лыжах и дошел до 86°4' с. ш. Дальше продвинуться не удалось, и пришлось возвратиться на Землю Франца Иосифа. Тем временем «Фрам» прибыл в Норвегию, благополучно закончив трудный и длительный поход.
Приближалась разгадка тайн северного полюса. И в самом деле, американец Роберт Пири в 1909 г. достиг Северного полюса.
3. Освоение русского Севера и Арктики
История освоения русской Арктики достаточно продолжительна.
Вторая половина XVI и весь XVII в. ознаменовались быстрым продвижением русских на восток, от гор Урала до вод Великого океана.
Колониальная деятельность уральских промышленников Строгановых систематически организовывали походы в Сибирь за соболями. В 1578 г. братья снарядили большую экспедицию казаков под начальством Ермака для расширения своих колониальных владений. Ермак успешно достиг Оби. Вслед за этим казаки продвинулись дальше до Енисея, и, наконец, к 1628 г. казачий отряд Василия Бугра дошел до Лены (3).
Немного спустя делаются смелые попытки искать добычу и прибыль в северных водах, омывающих северную Азию, среди льдов. В 1646 г. было совершено первое плавание на лодках от устья Колымы к востоку под руководством Исая Игнатьева в целях добычи моржовых клыков.
Далее нельзя не указать знаменитого путешествия якутского казака Дежнева и промышленника Алексеева, обогнувших в 1648 г. восточную оконечность Азии и впервые прошедших проливом, отделяющим Азию от Америки (80 лет спустя этот пролив вторично был пройден Берингом, именем которого и был назван). Дежнев вернулся с большой добычей «полярной продукции» — мехов, моржовой кости и т. д. В 1664 г. он ездил в Москву и демонстрировал там образцы своей промысловой деятельности, заинтересовав этим царский двор и московское купечество.
Первая половина XVIII в. ознаменовалась рядом больших русских экспедиций. Многие из них связаны с именем Беринга, который в течение 1725-1741 гг. совершил несколько больших полярных плаваний, открыл Алеутские и Командорские острова и дал много новых сведений о северо-восточных берегах Азии. Он же принимал деятельное участие в «Великой северной экспедиции», снаряженной русским правительством (3).
XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. Прежде всего, следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям [1].
Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга. А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина [1].
Активное исследование российской Арктики началось после Революции 1917 года. Уже в 1920 г. было организовано несколько арктических экспедиций по изучению Арктики и Северного морского пути. Для развития хозяйства Север нуждался, прежде всего, в инфраструктуре и транспортном сообщении [2].
Для хозяйственного развития Севера в первой половине XX в. на побережье и островах Ледовитого океана строились радио- и метеостанции, геофизические обсерватории, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, обновлялись морские карты [2].
С 1932 года было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. Три советских изобретения – радио, ледокол и лёгкий самолёт – сделали возможным освоение Северного морского пути. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию (65 дней) экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» [1, 2].
(Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику (2).
Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие [1].
(В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. (1)
После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы. На заполярную дорогу вышли ледоколы нового поколения. В 1962 г. в районе Северного полюса атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. А в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса [1,2].
СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море.
Россия четко определила границы своей территории указом президента РФ от 2 мая 2014 года. Тем не менее, ежегодно проводится Арктический форум «Арктика – территория диалога», на котором Россия ищет возможности мирно договориться с остальными странами «Арктического клуба», аналогичная площадка работает и при ООН. Одно мы можем с уверенностью сказать: Россия была первой в Арктике и на Севере и сейчас продолжает ей оставаться, а наша задача – сделать всё, чтобы эта ситуация не менялась [1].
Заключение
Таким образом, собрав и изучив материал об Арктике, я убедилась, что изучение и исследование данной территории было очень трудно из-за суровости климата и недостаточности технической оснащённости тех экспедиций, которые отправлялись на изучение поставленной задачи. И несмотря, на все трудности русские люди с большой любовью к своей Родине выполняли поставленные задачи и шли под единым лозунгом: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Важно, чтобы моё выступление заинтересовало ребят и они захотели побольше узнать о ней сами, познакомится с теми великими людьми, которые не щадя своей жизни, шли на великие открытия и полюбили географию, как полюбила её я...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://histrf.ru/read/articles/kak-osvaivalas-russkaia-arktika / Как осваивалась русская Арктика? (дата 15.12.22г)
2. Арктика: история географических открытий, исследования и освоения. - Новости (goarctic.ru).
Визе В. Ю. Русские полярные мореходы XVII - XIXвв. — М.—Л., 1948.
Электронная версия книги
Географический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
4. Гаккель Я. Я. Наука и освоение Арктики. — Л., 1957.
Гордиенко П. А. Северный Ледовитый. — Л., 1973.
6. История географических открытий. Северный Ледовитый океан
7. Сенкевич Ю., Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. М: Книга по требованию, 2012.
8. http://cognita.ru/arctic
9. http://www.photosight.ru/
10. http://www.vokrugsveta.ru/
Приложение 1 – Исследователи Арктики
Эдуард Васильевич Толль в 1900-1902 гг. был начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова, на китобойном барке «Заря». Летом 1900 г. перешел из Петербурга через Югорский Шар в восточную часть Карского моря к о. Таймыр, у которого зимовал. Во время зимовки участники экспедиции обследовали архипелаг Норшеншельда и значительный участок Карского берега полуострова Таймыр. Осенью 1901 г. Толль прошел к о. Беннета, где искал землю Санникова к северу от Новосибирских островов. На вторую зимовку остался у о. Котельный. В июне 1902 г. Толль с тремя спутниками вышел на нартах с собачьими упражками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала по льдине, а потом на байдарах перешел к о. Беннета для его исследования. Снять его отряд осенью должна была «Заря», которая не смогла подойти к острову из-за тяжелых льдов. В ноябре 1902 г. Толль начал обратный переход по льду к Новосибирским островам и пропал без вести со своими спутниками.
Геннадий Яковлевич Седов – героический исследователь Арктики, сын рыбака – в 1912-1914 гг. был начальником организованной на частные средства экспедиции, целью которой было исследовать Центральную Арктику и водрузить русский флаг на Северном полюсе. В августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Архангельска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. Простоял там в заливе, названном потом его именем, до сентября следующего года. Осенью 1912 г. произвел подробную съемку соседних Крестовых островов, а весной 1913 года — северо-западный берег Новой Земли, причем на собачьей упряжке обогнул ее северную оконечность, где нашел старинные русские кресты. В сентябре 1913 г. на «Св. Фоке» двинулся на север, но близ м. Муррей Земли Георга был остановлен льдами. Вторая зимовка экспедиции Седова проходила в весьма неблагоприятных условиях. Из-за недоброкачественной пищи сам Седов и почти все его спутники заболели цингой. Больной, вместе с двумя матросами, 15 февраля 1914 г. на трех нартах он предпринял ледовый поход к полюсу. Умер от цинги 5 марта 1914 г. недалеко от северной оконечности о. Рудольфа, где и был похоронен.
Б.А. Вилькицкий Впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. Норденшельду в 1878-1879 гг. (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из Атлантического океана в Тихий. В обратном направлении – из Владивостока в Архангельск – в 1913-1915 гг. прошла русская гидрографическая экспедиция Б.А. Вилькицкого на судах «Таймыр» и «Вайгач», которая открыла целый ряд островов, в том числе Северную Землю. Это было последним крупным открытием в Арктике. Острова обследовали и нанесли на карту географ Г.А. Ушаков совместно с Н.Н. Урванцевым, открывшим на материке близ современного Норильска крупнейшие месторождения никеля, меди и кобальта, на базе которых вырос крупнейший горнометаллургический комбинат и город.
Отто Юльевич Шмидт в 1929-1934 гг. был начальником четырех научно-исследовательских арктических экспедиций на судах, которыми командовал В.И. Воронин. В 1919 г. руководил на ледокольном пароходе «Г. Седов» экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца Иосифа и исследовала его северную часть. В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. В 1933 г. перешел на пароходе «Челюскин» из Ленинграда через Северный Ледовитый океан к м. Сердце-Камень на северо-востоке Чукотки. Здесь у сопровождавшего ледокола сломался винт. Капитан «Челюскина» В.И. Воронин и руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт приняли решение попробовать пройти море в одиночку, но на пути оказались огромные ледяные поля. Пароход был стиснут ими, и начался ледовый дрейф «Челюскина», продолжавшийся 4 месяца. Все люди (за исключением одного) спаслись на льдине, где возник дрейфующий «лагерь челюскинцев». Через два месяца люди были успешно вывезены на самолетах. О.Ю. Шмидт руководил также воздушной экспедицией «Северный полюс», которая организовала дрейфующую станцию «Северный полюс» (под начальством И.Д. Папанина).
И.Д. Папанин Первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1» составила группа из четырех человек под руководством И.Д. Папанина. В мае 1937 г. самолет М.В. Водопьянинова доставил их в район Северного полюса, где группа высадилась на льдину. Сначала предполагалось, что льдина останется в районе полюса около года и затем будет снята самолетами. Но ледяное поле начало двигаться, сначала медленно, а затем все быстрее – к проливу между Гренландией и Шпицбергеном и далее в Гренландское море. 274 дня полярники работали в тяжелых условиях: мороз и ветер, глубокий снег, ломающийся лед. К концу дрейфа размеры их ледяного острова сократились до 150 кв. м, началась океаническая качка. На помощь папанинцам пришли ледоколы. Люди были спасены. С тех легендарных времен количество «СП» достигло тридцати. Результаты экспедиции были очень велики. Она изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана на всем протяжении дрейфа, установила, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса, изучила движение 200-метровой толщи воды под действием ветра, разрушила прежнее представление о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах.
Лавовая лампа
Астрономический календарь. Март, 2019
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем ананас акварелью
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?